СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ СЕВЕРО-АМЕРИКАНСКОЙ ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ (НАФТА)......... 4
2. ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАН В 90-Е ГГ........................................................................................................ 6
3. ВЛИЯНИЕ СОГЛАШЕНИЯ О НАФТА НА ЭКОНОМИКУ СТРАН УЧАСТНИЦ.............................................................................................. 11
4. ПЕРСПЕКТИВЫ РАСШИРЕНИЯ НАФТА............................................ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 16
ЛИТЕРАТУРА............................................................................................... 18
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа ставит перед собой целью рассмотрение тенденций к глобализации и интернационализации в Североамериканском регионе на примере Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА), анализ механизма его действия и рассмотрение результатов, достигнутых экономиками стран участниц в результате действия данного соглашения в период с 1994 года по сегодняшний день. Значительное место в работе уделяется изменениям в экономиках стран- участниц НАФТА, так как это является неотъемлимой частью анализа результатов НАФТА, как соглашения имеющего в первую очередь экономический характер.
Несмотря на то что процесс развития Соглашения сложно рассматривать разрезе лишь одной из стран-участниц, акцент в данной работе сделан на анализ процессов происходивших в Канаде, так как эта страна, уступая в экономическом потенциале Соединенным Штатам, значительно опрежает в этом отношении Мексику. Это дает возможность оценить результаты, которые принесла деятельность НАФТА в данном регионе, не делая значительных скидок на показатели экономического развития страны и являясь, в следствие этого, своего рода стандартом.
Цель работы: рассмотреть НАФТА и ее влияние на развитие северо-американских стран.
Задачи работы:
1. дать экономические предпосылки и цели создания северо-американской зоны свободной торговли (НАФТА);
2. рассмотреть динамику основных экономических показателей стран в 90-е гг.;
3. показать влияние соглашения о НАФТА на экономику стран участниц;
4. рассмотреть перспективы расширения НАФТА.
1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ СЕВЕРО-АМЕРИКАНСКОЙ ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ (НАФТА)
Приход Б. Клинтона в Белый дом совпал с бурными и знаменательными событиями, оказавшими прямое воздействие как на мировую политику, так и на ситуацию, сложившуюся в Западном полушарии. Закончилась «холодная война», завершившаяся геополитическим распадом Советского Союза, доминирующее положение Соединенных Штатов в международных отношениях еще более упрочилось. В Латинской Америке начало 90-х г.г. ознаменовалось впервые в истории приходом к власти в большинстве стран гражданских правительств, ориентированных на западные модели экономического развития и политической организации обществ, консолидацией демократических сил, стремящихся к проведению экономических реформ в неолиберальном духе и утверждением конституционных норм. Все это потребовало от новой администрации Соединенных Штатов модификации латиноамериканской политики своих предшественников - республиканцев, доминантами которой были «жесткий курс» и решение спорных проблем «с позиции силы», в сторону ее смягчения.
Положение Б. Клинтона осложнялось тем, что в правящих кругах США сложилась беспрецедентная ситуация - правый республиканский Конгресс при президенте - демократе. Это создавало (и создает) немалые трудности для реализации любых внешнеполитических мероприятий администрации. Именно по этому первые внешнеполитические акции Б. Клинтона в отношении стран ЛАКБ были весьма осторожными и сводились к дистанцированию от наиболее жестких методов республиканцев и заявлениям о поддержке демократических правительств и институтов в Латинской Америке.
Для концептуального обеспечения предпосылок внешнеполитического курса демократической администрации, по ее инициативе на авансцену практической деятельности стала возвращаться академическая элита центристского и леволиберального направления, сосредоточенная в таких научных учреждениях, как Центр исследования латиноамериканских программ Университета Джонса Гопкинса, центры международных исследований Гарвардского университета, Массачусетского технологического института, Колумбийского университета и др., традиционно принимавшие участие в выработке стратегии и тактики латиноамериканской политики Вашингтона, но оттесненные на задний план при администрациях Р.Рейгана и Дж.Буша. Их помощь госдепартаменту в тех условиях представлялась по словам бывшего госсекретаря У.Кристофера, - «весьма своевременной и полезной, поскольку внешнеполитические акции Клинтона (в том числе и в Латинской Америке) сталкиваются с сопротивлением конгресса».
Президент Б. Клинтон, при выработке латиноамериканского курса на ближайшие годы, стремился к достижению двухпартийного консенсуса, который мог бы служить гарантией наиболее эффективной защиты интересов США в регионе. Его программа внешнеполитических действий в Латинской Америке не носила четкого и жесткого характера, как у его республиканских предшественников, а намечала лишь контуры общих подходов и принципов, которые сводились , в основном, к следующему:
- поддержка процессов демократизации и обеспечение гарантий основных прав человека;
- широкое использование тезиса о том, что демократия и мир в Латинской Америке являются необходимым условием для экономической интеграции и развития;
- перемещение центра тяжести латиноамериканской активности Вашингтона из субрегиона Центральной Америки к Югу от Рио Гранде;
- совершенствование «межамериканской системы» и проведение реформы Организации американских государств (ОАГ) в направлении скорейшего решения наиболее острых проблем, с которыми сталкиваются США в Латинской Америке;
- обращение ко всем правительства региона с призывом неукоснительно следовать международным рекомендациям, направленным на искоренение коррупции и разрабатывать собственные механизмы для борьбы с ней, в том числе путем ужесточения действующих законодательств;
- комплекс мер по более гармоничному развитию гражданского общества;
- особое внимание правительства должны уделить защите окружающей среды и рациональному использованию энергетических ресурсов;
- последовательное продолжение антикубинской политики, поддержка кампании в защиту прав человека на Кубе и ужесточение эмбарго с целью смещения существующего режима;
- провозглашение самой энергичной борьбы с производителями и торговцами наркотиками и придания ей характера коллективных действий в рамках «межамериканской системы» и при активном содействии со стороны ОАГ и ее органов.
По замыслу администрации Б.Клинтона ключевую роль в системе современных межамериканских отношений, должен играть Североамериканский договор о свободной торговле.
Он вступил в силу 1 января 1994 года, открыв процесс формирования крупнейшего в мире рынка с населением 373 млн. человек и суммарным объемом ВВП в 6,8 трлн. долл. Цели Договора: (в течение 15 лет) устранение таможенных пошлин и нетарифных ограничений во взаимной торговле, либерализацию инвестиционного режима, включая предоставление финансовых услуг, обеспечение высокого уровня защиты интеллектуальной собственности, разработку совместной программы борьбы с загрязнением окружающей среды.
2. ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАН В 90-Е ГГ.
Вслед за принятием Североамериканского соглашения о свободной торговле 1 января 1994 года , общий объем торговых операций между странами- членами НАФТА стал расти в беспрецендентном масштабе. Среднегодовой рост общего объема торговых операций за трехгодичный перирод, закончившийся 31 декабря 1996 года составил 13.8 процента.
В 1996 году общий объем торговли Канады с партнерами по НАФТА увеличился на 5.8 процента и достин 338 миллиардов долларов США. Значительный объем экспорта повлиял на увеличение объема торговли товарами с этими партнерами на рекордную сумму в 41.2.миллиарда долларов США и внес значительный вклад в снижение текущего дефицита торгового баланса этой страны, нарушив тенденцию. преобладавшую более чем десятилетие. Увеличение экспорта товаров почти компенсировало дефицит Канады в сфере услуг и нетоварных сделок в ее партнерами по НАФТА.
Увеличение канадского экспорта со времени вступления НАФТА в силу и связаное с этим уменьшение дефицита торгового баланса приобрели характер устоичивой тенденции, особенно сильно проявлясь в таких областях как автомобильное оборудование (грузовые, легковые автомобили и запчасти), машины и производственные товары, добыче аллюминиевой и железной руды и удобрений. Как отражение этой тенденции доля экспорта партнерам по НАФТА в общем объеме экспорта Канады увеличился с 80.8 процетов в 1993 до 81.5 процентов в 1996.[1]
Импорт в Канаду из стран-членов НАФТА также вырос, особенно в области импорта машин и оборудования, автомобилей и запчастей, сельскохозяйственных продуктов. Доля импорта из стран-партнеров НАФТА в общем объеме импорта Канады увеличилась с 69.2 % в 1993 году до 70.2% в 1996 году.
Следуя за впечатляющим ростом со времени вступления в силу 1 января 1989 года FTA, объем канадского экспорта в США вырос на 22% в 1994 году, за чем последовал еще больший рост в 1995 году (14%) и в 1996 году (6%), когда был достигнут показатель в 223.5 миллиардов долларов США. Двусторонняя торговля также расширилась в схожих масштабах и достигла в 1996 г 381.0 миллиарда долларов США. В настоящее же время Канада и США ежедневно обмениваются товарами и услугами на сумму в 1 миллиард долааров США.
Ядром торговли между Канадой и США по прежнему являются машины и транспортное оборудование. С начала действия FTA канадский экспорт в США промышленных и производственных товаров, на которые обычно приходится самый высокий НДС, постоянно рос. Таким же образом Канада продолжает оставаться основным пунктом назначения экспорта из США, показатели которого выросли на 82.9% (71 миллиард долларов США) с 1988 по 1996 год.
Одним из наиважнейших преимуществ, которые Канада приобрела в НАФТА явмлся лучший доступ на мексиканский рынок. Канадские фирмы получили возможность увеличить объем продаж в секторах, доступ в которые раньше был закрыт, таких как автомобилестроение, финансовые услуги, грузоперевозки, энергетика и рыболовство. Кроме того, канадский экспорт постепено стал более разнообразным, а на товары облагаемые НДС в экспорте в Мексику в 1996 году пришлось более 50%. В результате, сейчас Мексика занимает девятое место среди самых крупных экспортных рынков Канады и является четвертым по значимости источником импорта.[2]
Таблица 1
Торговые потоки США – члены НАФТА, 1990-96 гг. (в млрд. долл.)
Направления торговых полюсов |
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
Экспорт США в Мексику |
28,3 |
33,3 |
40,6 |
41,6 |
50,8 |
46,3 |
56,8 |
Прирост к предыдущему году, в % |
13,2 |
17,7 |
21,9 |
2,5 |
22,1 |
-8,9 |
22,7 |
Экспорт США в Канаду |
83,7 |
85,1 |
90,6 |
100,4 |
114,4 |
127,2 |
133,7 |
Прирост к предыдущему году, в % |
6,2 |
1,7 |
6,5 |
10,8 |
13,9 |
11,2 |
5,1 |
Экспорт США в остальные страны |
281,6 |
303,3 |
317 |
323,1 |
347,4 |
411,2 |
434,3 |
Прирост к предыдущему году, в % |
8,3 |
7,7 |
4,5 |
1,9 |
7,5 |
18,4 |
5,6 |
Импорт США из Мексики |
30,2 |
31,1 |
35,2 |
39,9 |
49,5 |
61,7 |
73,0 |
Прирост к предыдущему году, в % |
11,0 |
3,0 |
13,2 |
13,4 |
24,1 |
24,6 |
18,3 |
Импорт США из Канады |
91,4 |
91,1 |
98,6 |
111,2 |
128,4 |
145,3 |
156,5 |
Прирост к предыдущему году, в % |
3,9 |
-0,3 |
8,2 |
12,8 |
15,5 |
13,2 |
7,7 |
Импорт США из остальных стран мира |
373,7 |
364,9 |
398,9 |
429,6 |
485,4 |
536,4 |
561,9 |
Прирост к предыдущему году, в % |
4,4 |
-2,9 |
9,3 |
7,7 |
13,0 |
10,5 |
4,8 |
Источник: US Department of Commerce. 1999.
Несмотря на экономические изменения, которые потребовались Мексике в результате финансового кризиса в декабре 1994 года и его последствий, канадский экспорт в Мексику вырос на 5.4% и достиг 1.1 миллиарда долларов США в 1995 году, доведя показатель двусторонней торговли почти до 6.5 миллиардов долларов США. Экспорт в Мексику вырос еще на 5.3% в 1996 году, а двусторонняя торговля увеличилась на 10.4%, что составило более 7.2 миллиардов долларов США. К 1996 году объем двусторонней торговли между Канадой и Мексикой в два раза превысил уровень торговли. зарегистрированный в 1992 году.[3] Продолжающиеся усилия Мексики, направленные на либерализацию ее рынка. в особенности в сферах энергетики, банковского дела, телекоммуникаций и транспорта, продолжают окрывать перед экспортерами из Канады и США все новые возможности. С развитием и усилением мексиканской экономики, спрос на товары и услуги будет расти, и партнеры Мексики по НАФТА вполне способны удовлетворить эти потребности.
Значение двусторонней торговли в сфере услуг (таких как туризм, грузоперевозки) между Канадой и США выросли на 71% с 1988 года. НАФТА расширила объем сфер, подпадающих под это соглашение, по сравнению с канадско-американским соглашением о свободной торговле и включает в себя практически все аспекты внешней торговли в сфере услуг. В течение трехгодового периода, закончившегося 31 декабря 1996 года, экспорт канадских услуг в США вырос на 16.9%, в то время как импорт из США увеличился на 11.3 %. В 1996 году экспорт канадских услуг в США и Мексику увеличился лишь ненамного, в некоторой степени снизив традиционный для Канады в этом секторе дефицит. Самым быстро развивающимся компонентом торговли в сфере услуг являлись области компьютерных и информационных услуг, где существует высокая степень специализации. Фактически, двусторонняя торговля между Канадой и США в сфере информационных услуг стала одной из самых быстро развивающихся в мире. Экспорт в США также увеличился в таких областях как средства коммуникаций, архитертура, инженерные и другие технические услуги, менджмент и рекламные услуги.
Не смотря на то, что торговля в сфере услуг находится на стадии подъема, на нее приходится лишь 14% общей торговли товарами народного потребления, но, учитывая важность той роли, которую услуги играют в ВНП Канады (на них приходится почти две трети), а также быстрый рост секторов услуг в странах НАФТА, можно ожидать роста объема торговли в этой сфере.
Заначительные шаги были предприняты странами-членами НАФТА в сфере либерализации торговли с помощью снижения тарифов. Заключение североамериканского соглашения о свободной торговле не повлияло на те положения канадско-американского соглашения о свободной торговле, согласно которым практически все тарифы между США и Канадой должны были быть сняты к 1 января 1998 года. В отношении же торговли между Мексикой и Канадой, практически все тарифы должны будут быть сняты к 1 января 2003 года.
Кроме того, НАФТА дает возможность ускоренного снятия тарифов по соглашению заинтересованных стран. Этот процесс зависит от промышленного развития и включает в себя открытые обсуждения с участием потребителей и других заинтересованных сторон, посредством чего расмотрение вопроса о снижении тарифов основывается на поддержке заинтересованного сектора промышленности.
Предварительно полученные цифры и исследования показывают размер влияния, оказанного снижением тарифов, согласно FTA и НАФТА, на темпы роста торговли. Канадский экспорт в США рос быстре, как в денежном выражении, так и в объемах, в секторах, либерализованых согласно FTA и НАФТА (т.е. промышленное машиностроение, текстиль, потребительские товары) , чем в секторах, где тарифы уже были низкими либо равнялись нулю. Импорт из США отражает схожие тенденции ( в особенности в таких областях как производство одежды, пищевых продуктов и напитков,мебели, транспортного оборудования и товаров домашнего обихода).
В ценовом выражении с 1988 по 1995 год канадский экспорт в США товаров, подвергшихся либерализации согласно FTA и НАФТА, вырос приблезительно на 140 процентов, если брать за 100 процентов рост экспорта в целом. Импорт товаров такого рода из США вырос почти на 100 процентов. в то время как общий объем импорта увеличился на 75 процентов.[4]
НАФТА значительно повысило привлекательность Канады для иностранных инвесторов, одновременно обеспечивая канадцам больше возможностей осуществлять вложения в экономики партнеров по соглашению. Положения соглашения обеспечивают инвесторам значительную уверенность и стабильность в принятии решений тем, что гарантируют справедливое, прозрачное и недискриминирующее отношение к инвесторам и их инвестициям на все территории зоны свободной торговли. Вклад НАФТА в повышение продуктивности, основанное на росте конкуренции и лучших стартовых ценовых показателях, также вызвал увеличение капитальных вложений в Канаде. Суммарный показатель прямых иностранных инвестиций в Канаду вырос на 8.7 процента в 1994 году, 9.3 процента в 1995 году и 7.4 процента (что составило 180 миллиардов долларов США) в 1996 г. Занчительно увеличились инвестиции в сфере финансовых услуг, транспортного и автомобильного оборудования, химической промышленности, энергетике, средствах коммуникаций, пищевой промышденности. Канадская статистика сообщает, что в 1996 году Канада являлась третьим по величине получателем прямых инвестиций от интернациональных компаний, на которые пришлось 12 миллиардов долларов прямых инвестиций из различных источников. Иностранные инвесторы произвели финансирование значительной части своих инвестиций с помощью реинвестирования прибылей, полученных в Канаде, преимущества чего испытали на себе все канадцы. К концу 1996 года 87 процентов прямых инстранных инвестиций пришлось на канадские дочерние компании.[5]
США продолжают оставаться как самым крупным иностранным инвестором в Канаде так и крупнейшим рецепиентом прямых инвестиций из Канады, на которые пришлось более половины всех исходящих канадских инвестиций.
Подписание НАФТА привело к более значительным изменениям в движении капитала между Канадой и Мексикой. Канадские инвестиции в Мексику значительно увеличились, концентрируясь в таких сферах как горнодобывающая промышленность, банковском деле и телекоммуникациях, в то время как наблюдаемый рост мексиканских инвестиций в Канаду, хотя и носит постоянный характер, но все еще значительно отстает в размерах.
Таким образом, очевиден положительный эффект прозведенный НАФТА на экономику Канады и ее партнеров по НАФТА, но влияние этого соглашения на ситуацию в Канаде нашло свое отражение и во внутреполитической жизни страны, в частности в квебеском вопросе.
Политики, выступающие за отделение Квебека от федерации, заявляли, что независимый Квебек сможет присоединиться к Северамериканскому соглашению о свободной торговле по выполнении всего лишь нескольких формальностей. Этим они игнорировали заявление американского представителя о том, что США будут рассматривать выделение одного из субъектов федерации Канады как возможность для пересмотрения НАФТА.[6] Подобные комментарии уже высказывалисьв преддверии референдума 1995 года многими американскими высокопоставленными чиновниками, но в 1997 году было высказано новое предупреждение о том, что США рассчитывают в случае отделения Квебека перезаключить соглашение с оставшейся частью Канады, основываясь на том, что изменятся основные условия НАФТА. Юридически основание для этого существует, но кроме того не следует забывать что в ситуации с НАФТА мнение американского Конгресса иногда бывает важнее чем международное право.
Таким образом, выход Квебека из Канады способен ухудшить экономическое положение не только самой провинции, но и страны в целом. Этот момент не мог ускользнуть от внимания как приверженцев сепаратизма в Квебеке, так и федералистов. Любое пересмотрение НАФТА даст возможность США снова диктовать свои условия, так как членство в НАФТА будет необходимо Канаде и Квебеку, чем остальным участником НАФТА. Американцы, возможно, захотят отменить некоторые существующие ограничния, такие, например, как огарничения, налагаемые в Квебеке на англоязычные фильмы, будут настаивать на новых соглашениях затрагивающих сельское хозяйство и т.д. Но даже если Квебек и сможет добиться включения в состав НАФТА избежав огромных уступок, экономическое его положение сможент ухудшиться так как Канада, вернее остальные ее провинции, яавляющиеся основными торговыми партнерами Квебека, будет являться иностранным государством и естественно, доступ Квебека на ее внутренний рынок изменится. Шансы на заключение особого соглашения между Канадой и Квебеком незначительны, так как, согласно положениям НАФТА, предоставление каких либо экономических преимуществ одоной страной-членом НАФТА другой автоматически распространяется на других учатников Соглашения.
Пдобные перспективы никоим образом не могут сбрасываться со счетов ни сепартистами, ни федералистамим, и, вероятно, осознание возможности экономического проигрыша охладит пыл наиболее ярых сторонников выхода Квебека из состава Канады.
3. ВЛИЯНИЕ СОГЛАШЕНИЯ О НАФТА НА ЭКОНОМИКУ СТРАН УЧАСТНИЦ
Ведущую роль в развитии интеграции на североамериканском пространстве, безусловно, принадлежит США, которые на протяжении многих лет через свои компании активно внедрялись в экономику соседей. В период подавляющего преимущества американской экономики на континенте, беспрекословного лидерства на мировых рынках США не слишком нуждались в развитии интеграционных процессов на своем континенте. Смена обстановки в мире объективно поставила перед ними такую задачу,
Помимо аргументов политического характера, каждая страна-участница Соглашения имеет свои экономически обоснованные причины участия в НАФТА. Так, по мнению американских экспертов, увеличение экспорта приведет к росту числа рабочих мест (кстати, эти расчеты уже оправдались, несмотря на сравнительно короткий промежуток времени). Большие надежды связываются с процессом перенесения на мексиканскую территорию трудоемких, материалоемких и других дорогостоящих производств, что должно существенно повлиять на снижение издержек и тем самым повысить конкурентоспособность американских товаров. Американские политологи-экономисты считают НАФТА своеобразным трамплином для более глубокого проникновения в экономику латиноамериканских стран на качественно новых условиях, например, партнера, а не эксплуататора.
Экономика Канады тесно связана с экономикой США. Доля США во внешнеторговом обороте Канады составляет около 70% и, наоборот, доля Канады -20%. Это очень высокий показатель, если учесть, что в самой интегрированной группировке, в ЕС, доля Германии во внешнеторговом обороте Франции составляет менее 20%, а доля Франции - чуть выше 10%. Вместе с тем лишь в конце 80-х годов канадцы пришли к выводу о наступлении сравнительно благоприятных условий для углубления интеграционных процессов с США, имея в виду тот факт, что эффективность канадских фирм стала приближаться к аналогичному показателю для американских. Возможная экономическая выгода после ликвидации таможенных барьеров была предварительно, скрупулезно подсчитана, в частности, для обрабатывающей и добывающей промышленности. Правительство Канады считает, что участие в НАФТА позволит более тесно приобщиться к выпуску наукоемкой продукции, повысить прибыль, так как оплата труда в Канаде выше, чем у партнеров по группировке. Следует отметить, что в Канаде насчитывается много противников углубления интеграции с США, с НАФТА, так как американские фирмы в Канаде слишком агрессивны, и существуют определенные опасения относительно потери национального контроля над некоторыми отраслями. Опасения канадцев понятны еще и потому, что пока не созданы сильные юридические институты, призванные сопровождать экономические процессы.
Большие надежны связывает с НАФТА Мексика. Она рассчитывает резко ускорить темпы своего развития, провести реформы и уже через 10-15 лет приблизиться по уровню своего развития к промышленно развитым странам. Были предприняты решительные меры по либерализации движения капитала, начался его приток, вырос объем иностранных инвестиций. В то же самое время существуют опасения, что мексиканским компаниям будет весьма сложно сдерживать напор северных соседей, особенно в сельском хозяйстве, где могут возникнуть серьезные проблемы.
Основная же цель Мексики при вступлении в НАФТА - получение свободного доступа к достижениям научно - технического прогресса для коренной модернизации экономики и преференциальные условия в торгово - экономических связях с партнерами по блоку, а в дальнейшем и с его потенциальными участниками из стран Латинской Америки.
В настоящее время пока трудно оценить эффективность деятельности НАФТА, поскольку прошло не столь много времени, однако уже в настоящее время просматривается стремление ряда южноамериканских стран присоединиться к этой экономической группировке. Вероятно, в ближайшей перспективе можно будет ожидать расширения НАФТА, однако необходимо создать определенные организационные структуры и отработать механизм сотрудничества.
Мотивы участия США в НАФТА очевидны. Участвуя в создании зоны свободной торговли с Канадой и Мексикой, США гарантировали себе беспрепятственный доступ к богатым ресурсам своих соседей. Они наиболее выиграли при выполнении условий Договора. Во-первых, устранение таможенных тарифов (которые на товары из США составляли в Мексике 10%, а на мексиканские товары в США - 4%) привело к значительному увеличению экспорта Соединенных Штатов в Мексику, к прорыву на обширный мексиканский потребительский рынок, который должен был "оказывать содействие, - по словам госсекретаря США У.Кристофер, - созданию рабочих мест в США и значительно укрепить конкурентоспособность американских товаров во всем мире".
Во-вторых, в условиях интенсификации глобальных интеграционных процессов Мексика должна была сыграть роль "коридора" к перспективным рынкам Америки. В это же время, Мексика в НАФТА открывает путь к созданию целостного рыночного пространства континентального масштаба. Речь идет о демонтаже не только торговых барьеров, но и либерализации режима иностранных инвестиций, миграции рабочей силы и прочих аспектах обеспечения "прозрачности" границ между тремя странами Северной Америки. Подавляющее большинство этих барьеров уже устранено, полная их ликвидация и слияние трех национальных рынков возможна в ближащие 12-15 лет. Понятно, что Соединенные Штаты будут стараться эффективно использовать механизм НАФТА в южном направлении, которое они рассматривают как стратегическое.
В-третьих, значительные инвестиции США и Канады в экономику Мексики, с одной стороны, оказывают содействие развитию промышленности и повышению благосостояния населения страны, что дает им возможность потреблять товары американского производства. Но с другой стороны, ликвидация тарифов, в определенной степени, оказала содействие процессу массового перебазирования производств из США в Мексику, где рабочая сила намного дешевле (в 90-х годах мексиканский работник в среднем получал до 1 доллара в час, американский - 10-11). Кроме того, отдельной темой является мексиканская нефть. Американская сторона использовала НАФТА как способ обойти Конституцию Мексики, которая запрещает иностранные капиталовложения в нефтяную промышленность.
Кроме того, намерения Клинтона относительно ратификации НАФТА объяснялись не только экономическими, но и политическими факторами. Подтверждением этого может быть выступление У.Кристофера перед финансовой комиссией Сената США "НАФТА - необходимый элемент стратегии соперничества, который направлен на усиление влияния США как на континенте, так и за его пределами".
Необходимость присоединения Канады к НАФТА очевидна, поскольку ее промышленность является экспортоориентированной, но лишь треть предпринимателей имеет возможность заниматься экспортной деятельностью.
При подписании НАФТА Канада стремилась, во-первых, сохранить преимущества, которые приобрела в результате заключения двухстороннего Соглашения с США (CUSFTA - 1988г.), во-вторых, усовершенствовать процесс разрешения споров со своими основными торговыми партнерами - США и Мексикой, и, в-третьих, получить доступ к быстрорастущему мексиканскому рынку.
Первой целью Канады при подписании НАФТА было недопущение ухудшения уже достигнутых в 1988 г. условий двухстороннего канадско-американского Соглашения, а там, где это было возможно - стремление к их улучшению.
Разумеется, статус привилегированного партнера Соединенных Штатов не означает тишь да гладь в отношениях. Но даже торговые мини войны, для решения которых были разработаны механизмы двусторонней и трехсторонней комиссии по разрешению споров в рамках НАФТА, скорее свидетельствовали в пользу заключения Договора, чем против.
Но, несмотря на все экономические преимущества, позиций Канады в подходе к настоящему Соглашению также определялись и политическими моментами. Трудно согласиться с утверждением о том, что НАФТА привела к большей зависимости Канады от США. Апогеем такой зависимости было двустороннее Соглашение. В рамках НАФТА у Канады, наоборот, появилась возможность блокирования с Мексикой, а в перспективе с другими странами.
Канада, как и Мексика, нерасположена к развитию интеграции вглубь, то есть к созданию на основе НАФТА группировки наднационального типа с неминуемой передачей ее органам определенных суверенных функций и атрибутов своей государственности.
Лишь это вынуждает Отаву поддерживать развитие интеграции вширь, то есть привлечение в состав НАФТА новых стран - чем большее количество участников, тем тяжелее договориться о создании наднациональных структур. Следует указать, что процесс расширения НАФТА нельзя ограничивать границами Латинской Америки, а в перспективе подключить к нему ряд тихоокеанских стран.
Итак, если США выиграли от заключения НАФТА, то Канада получила хорошие возможности для расширения своей деятельности на юге континента и почти ничего не проиграла.
Анализируя все "за" и "против", стоит заметить, что для Мексики НАФТА также имела большое значение. Как известно, Мексика с самого начала поддерживала планы создания НАФТА, считая, что, участвуя в этом блоке, она сможет ускорить модернизацию своей экономики.
Важным направлением, где между странами-участницами сложились крайне интенсивные связи, является кредитно-финансовая сфера. На протяжении 70-80-х годов Канада стала третьим кредитором Мексики после США и ЕС. Неслучайно в конце 80-х Канада приняла активное участие в разработке предложенного США "Плана Брэди", целью которого было предупреждение финансового краха Мексики.
НАФТА уже действует более шести лет, но довольно рано делать определенные выводы, исходя исключительно из статистических данных. Влияние НАФТА сложно разграничить с влиянием других факторов. Но все же можно утверждать, что сторонники трехстороннего Соглашения имеют основания быть удовлетворенными первыми результатами его действия.
Лишь за первые годы действия Соглашения увеличение объемов торговли США с Канадой и Мексикой почти в два раза превысило рост объемов торговли со странами, которые не являются участницами НАФТА. Американский экспорт в Мексику возрос на 22 %, а импорт из Мексики - на 23 %. Рост экспорта приводит, в свою очередь, к созданию новых рабочих мест. Кроме этого, важность и ценность НАФТА определяется еще и тем, что многие вопросы, например, о механизме разрешения споров и некоторые другие, урегулированы здесь лучше чем, скажем, в документах ГАТТ.
В отличие от администрации Дж.Буша, которая стремилась копировать мексиканский пример на все новые страны Латинской Америки, команда Б.Клинтона решила не спешить с расширением Североамериканской зоны свободной торговли, поскольку слишком быстрое расширение ЗСТ, угрожая неконтролируемым притоком дешевой продукции на рынок США, противоречит курсу Белого Дома относительно большей защищенности американских рабочих мест.
4. ПЕРСПЕКТИВЫ РАСШИРЕНИЯ НАФТА
Создание зоны свободной торговли, охватывающей весь Американский континент под эгидой НАФТА, привлекает все больше сторонников к Югу от Рио Гранде, тем более, что в договоре имеется специальная статья, предусматривающая возможность присоединения к нему помимо Мексики любой другой латиноамериканской страны. Так, в принципе уже решен вопрос о присоединении к НАФТА Чили, рассматривается вопрос об участии в нем Аргентины и трех других латиноамериканских республик (Колумбия, Коста-Рика, Эквадор). Привлечение к НАФТА возможно большего числа потенциальных участников составляет на данном этапе задачу руководителей латиноамериканской политики США и лично президента Б.Клинтона, который неоднократно обращался с подобным призывом к своим коллегам в Латинской Америке. В середине 1994 года именно он выступил с инициативой проведения в США очередной встречи в верхах представителей американских стран, которая состоялась 9 - 11 декабря в Майами, несмотря на сложную ситуацию в связи с промежуточными выборами в Конгресс. Главы государств и правительства 34 стран Западного полушария осудили терроризм и наркобизнес и наметили ряд конкретных мер по борьбе с ними. По общему мнению главным итогом «Саммита обеих Америк - 94» явилось принципиальное согласие участников, зафиксированное в итоговой декларации, создать зону свободной торговли в Западном полушарии к 2005 году.
Перспектива превращения НАФТА в замкнутую протекционистскую группировку типа ЕС пока не устраивает американский бизнес - очень сильны и весомы его глобальные интересы. Такая перспектива является не более чем резервной позицией в случае, если в мире логика торговой войны станет доминирующей. И кроме того, против такой перспективы единодушно выступают руководители Канады и Мексики. Для этих стран она неприемлема, поскольку обещает закрепление за ними роли экономических придатков Соединенных Штатов, лишая их любых альтернатив и возможностей хотя бы частично, в противовес сдерживающему американскому присутствию, использовать фактор диверсификации внешнеэкономических связей.
По прогнозам специалистов, в ближайшие 10 лет следует ожидать усиления притягательной функции США относительно стран обеих Америк. Прогнозируют, что в начале следующего тысячелетия Североамериканское Соглашение о свободной торговле превратится в американскую зону, в которую наряду с США, Канадой и Мексикой войдут Аргентина, Бразилия, Панама, Чили и прочие.
"На основе НАФТА образовывается мощнейшее в современном мире экономическое объединение. С течением времени на его основе состоится поэтапная интеграция стран континента, но в любом случае в сферу влияния НАФТА попадут другие страны Западного полушария", - так оценивает значение этого союза Збигнев Бжезинский. Иначе говоря, НАФТА это лишь первый шаг США к созданию под их эгидой единой мощной группировки от Аляски до Огненной Земли, о чем немало писалось в американской прессе в последнее время.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Время, прошедшее с момента заключения НАФТА (Североамериканского Соглашения о свободной торговле) никоим образом не уменьшило накал страстей дебатов на эту тему и не смогло соединить два края пропасти, разделившей сотронников НАФТА и его противников в 1993 году. Это во многом обусловлено тем, что полемика по поводу НАФТА, как раньше так и сейчас затрагивает гораздо больший спектр вопросов чем просто торговля между США, Мексикой и Канадой. С этим соглашением многие жители этих стран связывают надежды и тревоги, имеющие отношение к глобализации экономики.
Воздействие и результаты действия НАФТА на экономику Канады черезвычайно тяжело измерить по нескольким причинам. Во-первых, ВНП Канады занчительно превышает ВНП Мексики, поэтому торговля с этой страной обречена быть одним из многих факторов, оказывающих влияние на общую картину внешнеторговых связей Канады. Во-вторых, еще до заключения Соглашения, шла активная торговля между Канадой и ее соседями по региону, таким образом НАФТА не произвела революции в их отношениях, а лишь привела к снижению тарифов. В-третьих, вскоре после вступления НАФТА в силу, в экономики Мексики начался спад. Сторонники Соглашения и, в первую очередь, администрация Клинтона, убедительно доказывают, что НАФТА в значительной степени смягчило воздействие экономического спада в Мексике на американо-мексиканскую торговлю.
В общем и целом, хотя НАФТА, конечно же, не оказало того пагубного эффекта, который предсказывали его противники, но и не принесло той огромной пользы, которую обещали его сторонники, результаты достигнутые четыре года спустя после заключения согласшения можно вполне оценивать как положительные. Канада является торговым партнером США номер один, Мексика также входи т в первую десятку. На обоих соседей Канады по региону приходится одна треть мировой торговли этой страны. Такие торговые отношения обеспечивают потребителям в этих трех странах товары по конкурентным ценам, а экспортные отрасли промышденности обеспечивают рабочие места, зарплата на которых выше средней.
Однако противники НАФТА продолжают настаивать на том, что торговля такого рода и инвестиции за границу лишают США и Кнаду рабочих мест. Они высказывают предположение. что НАФТА и глобализация в целом, приводит к снижению уровня заработной платы, особенно для низкоквалифицированных рабочих.
Полного решения этой дилеммы еще не найдено, однако среди вариантов. которые могут помочь найти выход, акцент следовано бы сделать на обучающие курсы и, в долгосрочном плане, повышение уровня начального и среднего образования. Ограничение же торговли не сможет привести к повышению благосостояния ни низкоквалифицированных рабочих, ни других слоев. Даже Соединенные Штаты Америки. на долю которых приходится 25% мировой экономики и всего 5% (с тенденцией к уменьшению) населения земного шара, будут не в состоянии сохранить свои стандарты уровня жизни, если не продолжат увеличивать экспорт и искать новые рынки. НАФТА в этом плане уже доказало свой успех. Оно, наряду с Соглашением по информациооным технологиям, Соглашением ВТО по телекоммуникациям, 22 секторальным торговым соглашениям и более чем 170 другими торговыми соглашениями, привело к росту реального валового экпорта Канады на 37% с 1993. Своим ростом канадская экономика на одну треть обязана экспортным показателям, которые выросли в три раза быстрее, чем соответсnвующие показатели по валовому доходу. Таким образом интересы наций американского континента призывают делать ставку на развитие и расширение НАФТА.
ЛИТЕРАТУРА
1. Глинкин А.Н. НАФТА после мексиканского кризиса. //Латинская Америка. М., 1997. № 2.
2. Интеграция в Западном полушарии /Отв. ред. А.Н. Глинкин. М.: ИЛА РАН. 2000.
3. Касымова Н.А. НАФТА: предпосылки создания и тенденции развития / Н.А. Касымова // США. Канада: Экономика. Политика. Культура. – 2001. – № 9. – С. 99 – 111.
4. Перова М. Международная форма регулирования иностранных инвестиций. (Опыт Североамериканской зоны свободной торговли). // Хозяйственное право. М., 1999. № 8.
5. Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА): проблемы и перспективы. Научные конференции. // США: экономика, политика, идеология. М., 1995. № 4 и 5.
6. NAFTA: Law and Business Review of the Americas. Vol.1, № 1. Klumer Law International. N.Y. Winter, 1995.
7. NAFTA: A Partnership at Work. Department of Foreign Affairs and International Trade (DFAIT) Canada, June 1997, site NAFTA
8. US Department of Commerce. 1999.
9. NAFTA: Companies, January 1998, site NAFTA
10.NAFTA warning should be heeded // Montrreal Gazette, Monday, may 12, 1997
11.Международные экономические отношения – ИНТЕГРАЦИЯ (учебное пособие) авторы Ю.А. Щербанин, К.Л. Рожков, В.Е. Рыбалкин, Георг Фишер. Изд. Москва “Банки и биржи” Издательское объединение “ЮНИТИ” 1997.
12.Международные экономические отношения. / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М., 2000.
[1] NAFTA: A Partnership at Work. Department of Foreign Affairs and International Trade (DFAIT) Canada, June 1997, site NAFTA
[2] NAFTA: Companies, January 1998, site NAFTA
[3] NAFTA: A Partnership at Work. Department of Foreign Affairs and International Trade (DFAIT) Canada, June 1997, site NAFTA
[4] NAFTA Companies, January 1998, site NAFTA
[5] NAFTA: A Partnership at Work. Department of Foreign Affairs and International Trade (DFAIT) Canada, June 1997, site NAFTA
[6] NAFTA warning should be heeded // Montrreal Gazette, Monday, may 12, 1997