СОДЕРЖАНИЕ
1. Структура коммерческой деятельности на ведомственном уровне
(на примере оптовой торговли)……………………………………..….3
2. Планирование закупок материальных ресурсов на предприятии
ОАО «Синар»……………………………………………………………11
Список использованных источников……………………………………..17
1. Структура коммерческой деятельности на ведомственном
уровне (на примере оптовой торговли)
В условиях рыночно-ориентированного хозяйства важная роль в обращении продукции принадлежит оптовой торговле. Преобразуя произведенную продукцию в торговую, оптовые предприятия способствуют устойчивому продвижению и заполнению ею рынка продовольствия. Интеграция производства и сбыта продукции рассчитаны на все более полную консолидацию и вовлечение отечественных товаропроизводителей в торговую деятельность.
С переходом к рыночному хозяйствованию оптовая торговля подлежит определенной перестройке. Одной из важных долговременных задач государственной торговой политики является создание новой системы распределения продукции, упорядочения структуры оптовой торговой сети и развитие инфраструктуры ее обслуживания. Для осуществления поставленной проблемы постановлением правительства РФ от 9,06.97 г. №689 образована Межведомственная комиссия по организации и функционированию системы оптовых продовольственных рынков при Минсельхозпроме России, основными задачами которой являются:
- определение приоритетных направлений развития оптовой торговли, базирующейся на оптовых продовольственных рынках, с целью построения единой системы распределения и реализации продукции;
- методологическое и организационное обеспечение процессов становления, упорядочения и перспективного развития оптовой торговли, распространения передового опыта;
- анализ складывающейся экономической ситуации на рынке продовольствия, ее оценка и прогнозирование;
- участие в разработке законопроектов и нормативных актов, направленных на стимулирование деятельности оптовых продовольственных рынков, совершенствование рыночной инфраструктуры, защиту интересов товаропроизводителей;
- разработка и осуществление совместно с органами исполнительной власти комплекса мер по повышению качества реализуемой продукции;
- всемерная поддержка и создание условий, способствующих заинтересованности торгового персонала в преимущественном сбыте отечественной продукции и прежде всего продукции, поступающей от сельскохозяйственных производителей.
В 1997 году Комиссией принята к реализации концепция формирования и развития оптовой торговли, отвечающая требованиям времени. В ней заключены структурные преобразования оптовой торговой сети как целостной системы, действующей на рынке продовольствия, в рамках крупных территориальных образований на федеральном (общенациональном) и региональном уровнях России (рис.1). Такая система отражает интересы государства, товаропроизводителей, торговли и потребителей, выполняющих интегрирующую функцию в продвижении и доведении продукции до конечного потребителя. Целевая и функциональная переориентация оптовой торговли, смена ориентиров, регулирующая роль государства способствуют внедрению современных методов и способов торговли.
Межведомственная Комиссия по организации и функционированию системы оптовых продовольственных рынков (ОПР) курирует работу оптовых предприятий федерального и регионального уровня.
Оптовые предприятия федерального (общенационального) уровня (рис.1), устанавливая прямые связи, закупают продукцию у крупных отечественных товаропроизводителей и зарубежных стран с последующей ее реализацией потребителям в пределах действия зоны предприятия. Определенную группу оптовых предприятий общенационального уровня составляют предприятия специального назначения, обеспечивающие продукцией федеральные нужды, межрегиональные торговые звенья, потребности Крайнего Севера, Дальнего Востока и труднодоступных районов. Организационно-правовой формой функционирования предприятий федерального значения являются акционерные общества, не исключая участия государства в уставных капиталах и его ведущей роли.
Оптовые предприятия регионального уровня по характеру своей деятельности и месту в системе товарообеспечения закупают продукцию у производи-
Рис.1. Структура сферы деятельности Межведомственной комиссии ОПР при Минсельхозпроме России
телей и в оптовых федеральных структурах, затем доводят ее до покупателей. Группу предприятий образовывают автономные оптовые предприятия и сбытовые подразделения промышленных предприятий (опт производителя), а также оптовые торговые службы крупных розничных предприятий (опт розничного торговца). В организационно-правовом отношении региональные оптовые предприятия создаются преимущественно в виде хозяйственных товариществ и акционерных обществ.
Межведомственная Комиссия по организации и функционированию ОПР непосредственно занимается организацией оптовых торгов.
Участниками оптовых торгов выступают оптовые продовольственные рынки, ярмарки, выставки, товарные биржи. Особое место в новых условиях хозяйствования занимают оптовые рынки, позволяющие реализовать интересы всех участников рынка. Зарубежных опыт подтверждает важность оптовых рынков продовольствия не только с точки зрения экономической модели, но и как инструмента решения политических, социальных, демографических задач общества.
Оптовые торговцы могут быть как с широким набором оказываемых торговых услуг (универсальные), так и с ограниченным (смешанные), либо специализирующиеся на реализации отдельных видов товаров.
Определенную роль в оптовой торговле занимают посреднические структуры: предприятия-брокеры, предприятия-дилеры, торговые агенты, действующие по поручению товаропроизводителей и часто за их счет. Межведомственная Комиссия по организации и функционированию ОПР старается оптимизировать федеральную структуру посреднических организаций.
В непосредственном контакте с коммерческой деятельностью Межведомственной Комиссии по организации и функционированию ОПР при Минсельхозпроме РФ работают ТФПГ (торгово-финансово-промышленные группы), оказывающие существенное влияние на деятельность оптовой торговли России. Оптовые предприятия становятся их неотъемлемой частью. ТФПГ, действующая на взаимных интересах - объединение оптовых предприятий и кредитно-финансовых учреждений, владеющее консолидированным капиталом.
В сферу деятельности Межведомственной Комиссии по организации и функционированию ОПР подпадает совокупность органов государственной, законодательной, исполнительной и судебной власти, а также механизмы их исполнения.
Основные функции федеральных органов исполнительной власти направлены на регулирование деятельности оптовых структур. Его задачи: создание условий повышения результативности работы оптовых предприятий, определение приоритетов в торговом деле (политика закупок и распределения продовольствия для государственных нужд, задействование рыночных механизмов, использование нормативов оптовой торговли применительно к местным условиям).
На региональные органы (департамент, управление, комитет торговли) возлагаются: контроль за состоянием оптовой торговли, придание ей устойчивости и надежности, содействие формирование целевых фондов по поддержке деятельности оптовиков, обеспечение рыночной конкуренции, участие в организационном преобразовании инфраструктуры ведения торговых процессов. Региональные органы контролируют нормативную базу и реализацию разработанных нормативов местного значения. Такие нормативы предоставляются конкретизированными и регламентированными с учетом региональной специфики оптовой торговли.
Государственная система стимулирования и регулирования оптовой торговли должна строиться на межведомственных согласованиях и взаимодействии ее участников. Это выражается в том, что органы государственного регулирования торговли затрагивают компетенцию многих ведомственных интересов как на федеральном, так и на местном уровнях. В складывающихся условиях перехода к рынку не обойтись без государственной помощи в становлении инфраструктуры обслуживания торговли. Предстоит разработать ряд законодательных и нормативных актов, направленных на эффективную работу и стабилизацию оптовой торговли при рыночных отношениях.
ОПР – это организованный и отлаженный механизм продвижения и распределения продукции, функционирование которого обеспечивается внутри рыночной инфраструктурой, включающей торговые помещения и технические средства, способствующие ритмичной, стабильной реализации продовольственных товаров (ориентированных на спрос) в совокупности со структурированной торговой сетью.
Организованность и отлаженность механизма ОПР достигается с помощью фактора ведомственной принадлежности крупных коммерческих структур к структуре Межведомственной Комиссии по организации и функционированию ОПР. В соответствии с данным фактором функционируют мощные ведомственные коммерческие структуры, уставной капитал которых распределяется примерно так: частный капитал – 10-15%, муниципальная собственность – 35-40%, федеральная собственность – 40-50%.
Коммерческая деятельность Межведомственной комиссии по организации и функционированию ОПР при Минсельхозпроме РФ осуществляется через участие в уставном капитале мощных оптовых коммерческих структур в разных регионах. Рассмотрим подробнее деятельность одной из таких структур на примере Тверского ОАО «РИМПА», доля государства в уставном капитале которого составляет 44%.
Тверской ОПР объединяет интересы товаропроизводителей и оптовиков с ориентацией на спрос населения в продукции. Единство таких целей отражает потребности рынка, влияет на формирование объема выпуска продукции, увеличение товарооборота через рынок. Оптовый рынок является местом концентрации продукции производителей, где выступает конкуренция, активно влияющая на ассортимент, новизну и качество реализуемых товаров.
В кооперации с ОАО «РИМПА» действуют и ряд более мелких частных оптовых фирм, совместно обеспечивающие продовольственными товарами торговую сеть и население Тверской области. Исходя из поставленной задачи каждая фирма специализируется на определенных видах товаров. Образованный оптовый рынок продовольствия областного значения на основе взаимного партнерства позволяет вести широкомасштабную торговую деятельность с ориентацией на запросы потребителей продукции.
Главная задача и миссия фирмы «РИМПА» заключатся в следующем:
1. Обеспечение экономических предпосылок перехода к новой системе ведения оптовой торговли и хозяйствования.
2. Товарная специализация, зона и сфера действия, уровень автономности и деятельности, функциональная ориентация становятся исключительно компетенцией оптового торгового предприятия.
3. Наиболее востребованными вопросами в оптовой торговле становятся формирование каналов распределения и поддержание заданной интенсивности товарных потоков, вызванных наращиванием производства продукции.
4. Действенным средством в технологии ведения оптового рынка является маркетинг, обеспечивающий достоверной информацией о рыночном (покупательском) спросе и конъюнктуре рынка с целью воздействия на товаропроизводителей в удовлетворении запросов потребителей в продукции.
5. В составе небольших городов, поселков и сел области выступают малые розничные торговые предприятия; для положительного влияния и поддержания их деятельности необходимо использование потенциала ОПР.
6. Для успешного осуществления торгово-коммерческой деятельности в новых условиях к предпринимателям и руководителям подразделений предъявляются повышенные требования в методах работы и гибкое реагирование на меняющуюся ситуацию во внешней и внутренней среде.
По отношению к потребителям функции «РИМПЫ» следующие:
- организация закупочной деятельности, поставки и концентрация продовольственных ресурсов;
- обеспечение продукцией оптовых, мелкооптовых и розничных торговых предприятий, кооперативов, предприятий общепита и др., расположенных на территории Тверской области;
- выделение участникам оптового рынка на условиях аренды складских помещений, камер хранения, холодильных установок;
- предоставление продавцам торгового инвентаря;
- оказание транспортных и погрузочно-разгрузочных услуг;
- организация рекламы, стимулирующей реализацию товаров.
Исходя из поставленных целей ОАО «РИМПА» руководствуется программой управления и ведения хозяйственно-коммерческой деятельности (табл.1)
Таблица 1. Программа управления и ведения хозяйственно-коммерческой
деятельности ОАО «РИМПА»
Выполняемые мероприятия |
Достигаемые цели |
Анализ, оценка источников и факторов, образующих внешнюю среду |
Реальное и целостное представление о составляющих внешней среды |
Периодические маркетинговые исследования, направленные на оценку и организацию элементов рыночной среды |
Расширение существующих и перспективное развитие целевых рынков продовольственных товаров |
Определение стратегии и тактики коммерческой деятельности |
Получение предполагаемой и устойчивой прибыли |
Развитие материально-технической базы |
Осуществление технической политики, отвечающей требованиям рынка |
Совершенствование организационной структуры |
Целенаправленное управление функциональными службами и коммерческими процессами |
Организация закупочной деятельности и продвижения продукции к потребителю |
Формирование партнерских связей с поставщиками, коммерческие сделки, товарно-денежный обмен, поставки и распределение продукции по товаропроводящей сети |
Управление сбытом продукции и торговым обслуживанием потребителей |
Обеспечение современных форм и методов ведения оптовой торговли и обслуживания потребителей |
Осуществление рекламных мероприятий и имиджа реализуемых товаров |
Повышение восприятия и предрасположенности к покупке товара |
Информационное обеспечение и формирование банка данных |
Для принятия и исполнения управленческих решений с помощью компьютерных средств |
Структура коммерческой деятельности Межведомственной комиссии по организации и функционированию системы оптовых продовольственных рынков при Минсельхозпроме России, таким образом, формируется путем организации коммерческой деятельности крупных оптовых структур, управление которыми осуществляется путем участия в их уставном капитале [1,6-8].
2. Планирование закупок материальных ресурсов на предприятии
ОАО «Синар»
Планирование коммерческой деятельности производственного предприятия по материально-техническому обеспечению (МТО) охватывает всю систему деятельности, осуществляется на основе системного и комплексного подходов, носит итеративный и вариантный (альтернативный) характер и обусловлено корпоративной миссией и конкурентной стратегией, сбытовой и производственной стратегиями, а также текущими планами сбыта и производства продукции предприятия. Процесс планирования предусматривает следующие основные этапы:
· определение стратегии МТО ресурсами и политики ресурсообеспечения;
· изучение и формирование среды ресурсообеспечения;
· формирование текущих планов МТО, приобретения (закупок) и поставок ресурсов.
Структура и содержание первых двух этапов в принципе подобна таковой процесса планирования сбыта с той, естественно, существенной разницей, что деятельность (и, соответственно, планирование) по ресурсообеспечению, во-первых, производна от конечного потребления, сбыта и производства продукции (товара, ценности) предприятия и, во-вторых, отличается противоположной направленностью, целеполаганием, ролью и мотивацией предприятия как субъекта соответствующих рыночных отношений (обмена).
Формирование текущих планов МТО, закупок и поставок ресурсов, ресурсообеспечения производственного процесса предусматривает следующие основные этапы:
· изучение и анализ рынка предложения ресурсов (факторов) производства;
· определение потребности в ресурсах, способов и источников ее покрытия;
· планирование (и организация) приобретения (закупок) ресурсов;
· анализ издержек ресурсообеспечения;
· планирование поставок ресурсов.
Оперативное планирование предусматривает формирование оперативных план-графиков внутреннего ресурсообеспечения процесса производства продукции предприятия.
Планирование МТО предприятия ресурсами предусматривает также и планирование средств, мероприятий и организации обеспечения процесса ресурсообеспечения.
Расчеты потребности в материальных ресурсах осуществляются в плане материально-технического обеспечения предприятия, который является важнейшим разделом тактического плана. От тщательности его обоснования зависят не только выполнение производственной программы и эффективность работы данного предприятия, но и многих других, так как установленные в нем объемы поставок материальных ресурсов одновременно являются основанием для разработки плана производства и реализации продукции других предприятий и объединений.
Целью разработки плана материально-технического обеспечения является оптимизация потребности предприятия в материально-технических ресурсах, так как экономия на ресурсах может привести к ухудшению качества и конкурентоспособности продукции, а стремление к созданию сверхнормативных запасов и нерациональному использованию ресурсов – к «омертвлению» оборотных средств и снижению эффективности их использования, что, в конечном счете, скажется на конечных результатах деятельности предприятия.
Основными задачами плана материально-технического обеспечения (МТО) являются:
- своевременное и полное удовлетворение потребности предприятия в материально-технических ресурсах;
- обеспечение высокого качества поставляемых ресурсов;
- минимизация затрат на приобретение, доставку и хранение товароматериальных ценностей;
- определение оптимальных сроков поставки и размеров транспортных партий приобретаемых материальных ресурсов;
- определение оптимального уровня запасов материально-технических ресурсов;
- разработка политики всемерной экономии материальных ресурсов, максимального вовлечения в хозяйственный оборот вторичного сырья, опережающего развития производства экономичных и ресурсосберегающих видов продукции и технологий;
- создание условий для эффективной деятельности структурных подразделений предприятия на принципах полного коммерческого расчета и т.д.
До недавнего времени планирование МТО предприятий производилось централизованно специальными органами государственного управления. В централизованное распределение было вовлечено более 80% наименований материально-технических ресурсов и продукции производственно-технических ресурсов и продукции производственно-технического назначения. Содержание планирования материального обеспечения предприятий заключалось в определении плановой потребности в необходимых для выполнения производственной программы и других работ, материальных ресурсах, а также получении от вышестоящих органов фондов (лимитов) на сырье, материалы, топливо, комплектующие изделия, полуфабрикаты. Разработка плана снабжения предприятия завершалась составлением баланса МТО, в котором материальные потребности сравнивались с источниками их удовлетворения.
В настоящее время система МТО претерпела существенные изменения, Предприятия самостоятельно организуют МТО исходя из сложившейся конъюнктуры рынка, возможностей потенциальных партнеров, информации о колебании цен путем приобретения ресурсов на рынке товаров и услуг. Приобретение ресурсов на рынке товаров и услуг осуществляется предприятиями по прямым договорам, в оптовой торговле, в том числе на ярмарках, аукционах и у организаций МТС, а также у других посреднических организаций.
В этих условиях методология планирования МТО предприятия существенно изменяется. Прежде всего, удлиняется лаг планирования. Многие предприятия стали разрабатывать не только текущие, но и долгосрочные планы МТО. Например, систему долгосрочного планирования применяют 70-80% крупных японских корпораций.
Изменились также функции отделов МТО. Их работа стала носить аналитический характер, оказывать большее влияние на деятельность предприятия: качество производимой продукции, производительность труда, себестоимость продукции и прибыль.
Рассмотрим деятельность новосибирского предприятия ОАО «Синар», основная деятельность которого – изготовление верхней женской и мужской одежды. Предприятие имеет службу материально-технического снабжения. Ее деятельность существенно изменилась с тех пор, когда предприятие было государственным и действовало в условиях плановой экономики.
В условиях рыночных отношений потребности в материально-технических ресурсах служба снабжения предприятия стала определять на основе заказов производственных подразделений, выступающих в роли потребителей. Только производственные подразделения могут знать, что, где и к какому времени требуется. Однако служба МТО «Синара» всегда проверяет заказы производственных подразделений с точки зрения соответствия заказанных материалов техническим условиям и, кроме того, с учетом имеющихся материальных запасов.
Служба МТО изучает рынок сырья и материалов с целью возможности закупок более дешевых материально-технических ресурсов, она часто накапливает заказы производственных подразделений для того, чтобы закупать материалы экономически обоснованными партиями и получать скидки при покупке больших партий.
Исходными данными для разработки плана МТО на ОАО «Синар» являются намеченные объемы производства, объемы работ по техническому и организационному развитию, капитальному строительству, а также нормативная база с учетом заданий по снижению норм расхода материалов.
План МТО составляется в натуральном и стоимостном выражении на год и с разбивкой по кварталам.
В ходе разработки плана МТО должна всесторонне учитывается максимально возможная экономия средств производства, достигаемая в результате:
- снижения веса изделий без ухудшения их качественных характеристик, что, помимо экономии сырья и материалов, влечет за собой снижение трудоемкости их изготовления, увеличение пропускной способности оборудования, уменьшение объема перевозок, расхода топлива и т.д.; эта экономия зависит от точного расчета конструкций, выбора оптимальных запасов прочности, правильного выбора марок, размеров и профилей материалов и т.д.;
- уменьшения отходов и потерь за счет внедрения новых прогрессивных технологических процессов, рационального раскроя материалов, комплексного использования сырья;
- замены дорогостоящих и дефицитных материалов более дешевыми, применения пластмасс вместо черных и цветных металлов, а также многократного использования тары и различных расходных материалов.
План МТО предприятия «Синар» состоит из расчетов потребности в материально-технических ресурсах и плана закупок.
Потребность в материально-технических ресурсах определяется с учетом отраслевых особенностей предприятий в виде отдельных расчетных таблиц, классифицируемых по характеру применяемых материалов:
а) потребность в сырье и материалах;
б) потребность в топливе и энергии;
в) потребность в оборудовании.
План МТО предприятия «Синар» составляется в четыре этапа.
На первом этапе разрабатывается проект плана в форме заявок, содержащих расчеты потребности в отдельных видах материальных ресурсов. Исходной базой при этом являются:
- стратегический план предприятия;
- достигнутые показатели потребления ресурсов года, предшествующего планируемому.
На втором этапе проводится анализ эффективности использования материальных ресурсов, проект плана МТО корректируется на основе уточненной производственной программы, уточненных заданий по внедрению новой техники и проведению экспериментальных работ, скорректированных норм расхода материалов и производственных запасов.
На третьем этапе проводится анализ рынка сырья и материалов, оценивается целесообразность приобретения того или иного ресурса или изготовления его на предприятии собственными силами и принимается решение о закупке.
На четвертом этапе составляются балансы материально-технических ресурсов и плана закупок. Баланс МТО предприятия предусматривает увязку потребности по всей номенклатуре ресурсов с источниками их покрытия в натуральном измерении. Именно баланс является основой организации как внутреннего, так и внешнего обеспечения производственного предприятия материально-техническими ресурсами – организации движения их потоков требуемой структуры и параметров и формирования их запасов необходимой структуры и объемов на основе логистического подхода [1-5,8].
ЛИТЕРАТУРА
1. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности. - М., 2000. – 623 с.
2. Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учебник . – м., 2001.
3. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. – М., 1997.
4. Ковалевский А.М. Перспективное планирование на промышленных предприятиях и производственных объединениях. – М., 1999.
5. Коммерческая деятельность предприятия: стратегия, организация, управление. / Под ред. В.К.Козлова, С.А.Уварова. – СПб., 2000. – 322 с.
6. Зимин Ю. Развитие оптовой торговли продтоварами. // Маркетинг. – 1999. - №6. – с.91-99.
7. Яковлев А. Оптовые предприятия на рынке: сдвиги в структуре хозяйственных связей, состояние и перспективы конкуренции. // Вопросы экономики. – 2001. - №3. – с. 119-130.
8. Зайцев В.К. Коммерческая деятельность в условиях рыночной экономики. – М., 2001. – 456 с.
|