ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
Основы Аудита
Вариант № 13
«Этические нормы аудита»
Выполнила: студентка 2-го ВО,
Пучкова С.А.
Специальность: ФК
Группа: 4
№ зачётной книжки: 077ффд62214
Преподаватель:
Омск 2009
Содержание
1. Введение 3
2. Обзор принципов этики 6
3. Профессиональная этика аудиторов 9
4. Заключение 16
5. Литература 17
Введение
Слова «мораль», «этика» воспринимаются сегодня неоднозначно. С одной стороны, мы понимаем, что без морали жить невозможно. С другой стороны понятие «моральное» часто ассоциируется у нас с чем-то набившим оскомину, типа «морального кодекса», «морально-трудового воспитания», «морального облика» и т. п.
Однако для представителей любой профессии этическое поведение — не простой звук, а жизненная необходимость. Это объясняется тем, что люди, занимающиеся какой-либо профессией, заинтересованы в общественном доверии, высоком качестве своих услуг независимо от поведения отдельных представителей этой профессии. Для аудиторов очень важно, чтобы их клиенты, а также третьи лица, пользующиеся финансовой отчетностью, доверяли качеству предоставляемых аудиторских услуг, как в виде аудита, так и в виде других, предоставляемых аудиторами, услуг. Если люди, которым предоставляются услуги, не верят, например, своим врачам, адвокатам или аудиторам, то способность указанных специалистов обслуживать своих клиентов значительно уменьшается.
Если допустить, что лица, пользующиеся услугами, будут оценивать профессиональный уровень таких специалистов по степени сложности предоставляемых услуг, это не приведет ни к чему хорошему, так как именно из-за сложности неспециалисту достаточно трудно разобраться в качестве этих услуг. Например, больной вряд ли может достаточно квалифицированно судить, хорошо ли ему была сделана операция. Лицо, пользующееся финансовой отчетностью, также не всегда может оценить, хорошо ли проведен аудит этой финансовой отчетности. У большинства пользователей таких услуг нет ни времени, ни достаточного опыта и знаний для подобной оценки. Общественное доверие высокому качеству предоставляемых профессиональных услуг возрастает тогда, когда в рамках данной профессии существуют высокие стандарты осуществления профессиональной деятельности (в том числе и высокие стандарты поведения профессионалов).
Как и для любой другой профессии, для профессионального аудитора очень важно чувство правильного этического поведения.
В профессиональной сфере существуют два этических аспекта — общая этика (духовный аспект) и профессиональная этика (практический аспект).
Так как философов волнует благо всего человечества, то в их трудах мы, в основном, встречаем понятие общей этики, а не этики небольших групп людей, представляющих отдельные профессии. Поэтому мы не можем найти в философских теориях решения наших конкретных проблем. Этика поведения аудиторов и представителей любой другой профессии — не более чем узкое применение общих понятий этики поведения, разработанных философами для всех людей.
Можно говорить о том, что этика — это область философии, которая занимается систематическим изучением проблемы человеческого выбора понятий о хорошем и плохом.
Это означает, что:
1) в области этики существуют проблемы выбора решений;
2) в этике существуют понятия о хорошем и плохом (моральные принципы);
3) этика занимается последствиями (сущностью) решений.
Что такое этическая проблема?
Проблемная ситуация возникает, когда человеку необходимо сделать выбор между различными действиями, и правильный выбор не лежит на поверхности. Этическую проблемную ситуацию можно определить как такое положение, когда выбор определенного действия влияет на благополучие других людей.
Что такое этическое поведение?
Можно найти два стандартных философских ответа на этот вопрос:
1) этическое поведение — это поведение, приносящее больше всего пользы;
2) этическое поведение — это поведение, соответствующее моральным нормам и принципам.
Наиболее сложные проблемные ситуации возникают тогда, когда сталкиваются между собой:
а) различные моральные нормы;
б) моральные нормы и понятие «польза».
Почему профессионалам необходим кодекс этического поведения?
Кодекс этического поведения дает соответствующие рекомендации, точно определяет критерии поведения, специфические для данной профессии. В кодексах профессиональной этики, в отличие от теории общей этики, можно найти решения конкретных проблем. Кроме того, в кодексах содержатся и профессиональные требования. С точки зрения определенной профессии, кодекс является декларацией твердых норм поведения и содействует выполнению этих норм. Без этого стала бы невозможной профессиональная дисциплина.
1. Обзор принципов этики
1. Согласно императивному принципу, принимая решения, необходимо руководствоваться требованиями этических норм. Императивная этика строго устанавливает, что, принимая решение, нельзя пытаться предугадать, к чему оно приведет — к добру или злу.
Этика в императивном смысле — это моральные нормы и правила, а не изучение последствий какой-либо ситуации.
Главный недостаток императивного принципа — это уверенность в том, что из так называемых универсальных правил никогда не бывает исключений. Против этого можно возразить, что если установленное правило допускает исключения, принцип все равно сохраняется. Сложность состоит в том, что человеческая жизнь весьма запутана, и только очень общие правила могли бы охватить все вероятные обстоятельства. Ярким сторонником и самым крупным приверженцем этой теории был Иммануил Кант.
Императивная теория, тем не менее, не указывает легкого способа принятия решения. Человек, выполняющий правило, всегда может оказаться перед дилеммой. Это приводит к тому, что люди взвешивают последствия своих действий и один из способов оценки этих последствий описывается принципом утилитаризма.
Для большинства кодексов профессиональной этики характерен императивный подход. Однако догматический императивный подход к этическим решениям может быть недостаточным основанием для создания профессиональных стандартов. Общество могут интересовать правила и возможные противоречия между ними. Полезными могут быть и методы оценки последствий альтернативных действий.
2. Согласно принципу утилитаризма окончательным критерием этического выбора является соотношение добра и зла, которое может возникнуть в результате какого-либо действия. Причем основное внимание уделяется последствиям действия, а не соблюдению правил. Критерий достижения добра составляет исходный пункт процесса принятия решений. Этот критерий очень полезен, но отметим, что он не является мерилом ценностей, позволяющих определить, что именно вытекает из данных действий — добро или зло.
Согласно этой теории люди, принимая решение, прежде всего, должны определить, какие нормы принесут наибольшее добро наибольшему числу людей.
3. Разумным сочетанием императивного и утилитарного принципов является генерализация. В кратком изложении это звучит так: если схожие люди в приблизительно одинаковых обстоятельствах должны были действовать определенным образом, но последствия этого были бы нежелательны, то никто не должен действовать таким образом без причины.
Ключевыми понятиями теста генерализации являются схожесть людей и обстоятельств. Это обеспечивает необходимую гибкость при рассмотрении многих вариантов реальных проблемных ситуаций. Эти понятия требуют здравого смысла при решении вопроса о том, являются ли люди и обстоятельства действительно различными, либо лишь произвольно рассматриваются как различные, так что могут быть сделаны предвзятые выводы.
Краткий обзор принципов этики показывает пути решения сложных проблем. Основная цель — усвоить общие этические понятия (императив, утилитаризм и генерализация) и применять их при решении конкретных проблем.
Однако следует отметить, что изложенные выше принципы решения этических вопросов применять через кодексы профессионального поведения весьма сложно.
Философским принципом в этике должно служить правило: «Пусть нашим руководителем будет совесть». Это правило должно опираться на мудрость, проницательность, уважение традиций или авторитарные нормы. Изучая Кодекс профессиональной этики аудиторов Украины, необходимо помнить, что независимо от существующих правил или от других рычагов, при помощи которых общество стремится заставить аудиторов правильно работать, в конечном счете каждый из нас, аудиторов, должен сам решать, что подразумевается под стандартами профессионального поведения. И также самостоятельно определять, какое решение, исходя из этих стандартов, необходимо принимать в каждой конкретной ситуации.
2. Профессиональная этика аудиторов.
Аудиторское дело в России продолжает активно развиваться, как того требует рыночная экономика, а соответственно растет круг вопросов, нуждающихся в детальном уточнении. И один из них - профессиональная этика аудиторов.
Аудиторская деятельность направлена на удовлетворение общественной потребности в достоверной информации, необходимой для принятия обоснованных решений по управлению инвестиционной и кредитной деятельностью, а также для контроля за правильной организацией банковского дела и соблюдением законодательных и нормативных положений.
Нормы поведения, которым должен соответствовать аудитор, закреплены законодательно. Они изложены в кодексе профессиональной этики, одобренном Президиумом Аудиторской палаты России 3 октября 1996 года. Добровольное соблюдение аудиторами (и аудиторскими фирмами) норм профессиональной этики является высшим долгом каждого аудитора, руководителя и сотрудника аудиторской фирмы. Люди нечестные, нарушающие этические нормы профессионального поведения, позорят профессию аудитора, наносят ей моральный и материальный ущерб. Их действия могут подрывать в общественном мнении уважение и доверие к профессии аудитора.
Люди, принимающие решения, должны доверять заключению аудитора, высоко оценивать его профессиональное мастерство и моральные качества. Необходимо не только осуждать неэтичное поведение отдельных аудиторов и представителей аудиторских фирм, но и требовать их исключения из сообщества аудиторов, лишения лицензии на право проведения аудиторской деятельности.
Заслуживающий доверия аудитор - это прежде всего человек порядочный. Следовательно, главные ориентиры для него - это общечеловеческие моральные нормы и принципы
Принципиально важными для улучшения качества аудиторской деятельности являются указы Президента России, постановления Правительства РФ и указания Центрального банка РФ, вышедшие в конце 1993 года, в 1994 и 1995 гг.
Имеются в виду Указ Президента РФ №2263 от 22 декабря 1993 года, который ввел в действие ‘’Временные правила аудиторской деятельности в РФ’’, утверждение Правительством ряда нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в России в постановлении №482 от 6 мая 1994 года и большая работа, проведенная ЦБ РФ совместно с Финансовой Академией при Правительстве РФ по определению содержания квалификационных экзаменов по банковскому аудиту, организации этих экзаменов и подготовке к ним.
Кратко этические нормы аудиторской деятельности можно сформулировать как независимость; компетентность; добросовестность; объективность.
В опубликованном Российской коллегией аудиторов Кодексе обобщены этические нормы профессионального поведения независимых аудиторов, определены нравственные, моральные ценности, которые утверждает в своей среде аудиторское сообщество, готовое защищать их от всех возможных нарушений и посягательств. Соблюдение общечеловеческих и профессиональных этических норм является непременной обязанностью и высшим долгом каждого аудитора, руководителя и сотрудника аудиторской фирмы.
Целью профессии независимого аудитора определено обеспечение высокого профессионального уровня услуг для достижения максимальной эффективности труда, направленного на удовлетворение потребностей украинского общества.
Для достижения указанной цели аудитор должен соблюдать четыре основных требования к ней (наверное, все-таки к нему — аудитору — прим. авт.):
Достоверность
Украинское общество ощущает потребность в пользовании достоверной информацией.
Профессионализм
Выдвигаются требования к аудиторам, которые могут быть определены клиентами, работодателями и другими заинтересованными сторонами к специалистам-аудиторам.
Качество услуг
Выполнение аудиторских услуг должно осуществляться в строгом соответствии с действующими нормативами и правилами аудита и Кодекса этики.
Доверие
Пользователи услуг аудитора должны быть уверенными в том, что он никогда не нарушит профессиональной этики и будет соблюдать ее на протяжении всей практики.
В то же время глоссарием терминов Международных стандартов аудита под целью аудита финансовой отчетности понимается обеспечение возможности выражения аудитором мнения о том, подготовлена ли финансовая отчетность во всех существенных аспектах в соответствии с установленными основами финансовой отчетности.
Так вот, для достижения поставленной перед аудитором цели определены следующие фундаментальные основы этики:
Честность
Аудитор должен быть честным во время исполнения своих профессиональных обязанностей.
Объективность
Аудитор должен быть справедливым и не допускать, чтобы предрассудки, предубежденность и другие факторы влияли на его объективность.
Этический Кодекс содержит следующие требования:
1. Соблюдение общепринятых моральных норм и принципов
Аудиторы обязаны руководствоваться в своих поступках общечеловеческим правилом: "Старайся не делать другим того, чего не хотел бы, чтобы сделали тебе; соблюдать правила и нормы общей морали, правдивость и честность в поступках и решениях,
2. Соблюдение общественных интересов
Внешний аудитор обязан действовать в интересах общества и всех пользователей бухгалтерской отчетности, а не только заказчика.
3. Объективность аудитора
Объективной основой для выводов, рекомендаций и заключений аудитора может быть только достаточный объем требуемой информации.
4. Внимательность аудитора
При выполнении профессиональных услуг следует проявлять макс внимание. Аудиторы должны внимательно и серьезно относиться к своим обязанностям, соблюдать утвержденные аудиторские стандарты, адекватно планировать и контролировать работу, проверять подчиненных специалистов.
5. Независимость аудитора
Аудиторы обязаны отказаться от оказания профессиональных услуг, если имеются обоснованные сомнения в их независимости от организации клиента и ее должностных лиц во всех отношениях.
В заключении или в другом документе, составленном в результате оказанных профессиональных услуг, аудитор обязан сознательно и без каких-либо оговорок заявить о своей независимости в отношении клиента.
6. Профессиональная компетентность аудитора
Аудиторы обязаны обеспечить достаточный профессиональный уровень аудит услуг, необходимых клиенту. Принимая обязательство оказать определенные профессиональные услуги, аудитор должен быть уверен в своей компетентности в данной области, обладать необходимым объемом знаний и навыков с тем, чтобы добросовестно и профессионально выполнить обязательства Аудит фирма обязана проводить ежегодное обучение аудиторов
7. Конфиденциальная информация клиентов
Аудитор обязан сохранить в тайне конфиденциальную информацию в делах клиентов, полученную при оказании профессиональные услуг, без ограничения во времени и независимо от продолжения или прекращения непосредственных отношений с ними.
Аудитор не должен использовать конфиденциальную информацию клиента, ставшую ему известной при выполнении профессиональных услуг, для своей выгоды или для выгоды любой 3 стороны, а также в ущерб интересам клиента.
8. Налоговые отношения
Аудиторы обязаны неукоснительно соблюдать законодательство о н/о во всех аспектах: они не должны сознательно скрывать свои доходы от налогообложения или иным образом нарушать налоговое законодательство в своих интересах либо в интересах других лиц.
9. Плата за профессиональные услуги
Плата за профессиональные услуги аудитора отвечает нормам профессиональной этики, если она выплачивается в зависимости от объема и качества предоставляемых услуг. Она может зависеть от сложности оказываемых услуг, квалификации, опыта, профессионального авторитета и степени ответственности аудитора. Размер оплаты профессиональных услуг аудиторов не должег зависеть от достижения какого-либо определенного результата или обусловливаться иными обстоятельствами, кроме этих.
Профессионализм поведения – принцип аудита, заключающийся в том, что аудитор должен поддерживать высокую репутацию профессии, воздерживаться от совершения поступков, способных подорвать доверие и уважение к аудитору, доверие и уважение к аудиторской профессии.
Основные нормы профессионального проведения приведены в «Кодексе профессиональной этики аудиторов» (утвержден Аудиторской Палатой России 04.12.96 г.)
Важнейшими из них являются:
1) аудиторы обязаны доброжелательно относиться к коллегам. Воздерживаться от необоснованной критики в их адрес, от обсуждения их деловых и профессиональных качеств;
2) аудиторам следует воздерживаться от участия в различного рода сравнительных исследованиях и рейтингах, результаты которых предназначены для открытой публикации;
3) аудиторам не следует рекламировать свои услуги путем сравнения с другими аудиторами, путем самовосхваления, путем гарантий благоприятного результата;
4) аудиторам следует воздерживаться от выплаты и получения комиссионных вознаграждений за получение или передачу клиентов, передачу кому-либо услуг третьей стороны;
5) при замене клиентом аудитора вновь приглашенному аудитору следует запросить прежнего аудитора, не существует ли профессиональных причин для отказа от клиента.
Заключение
Аудит необходимо выполнять с соответствующим профессиональным мастерством лицам, которые имеют соответствующую специальную подготовку, опыт и компетентность в этой области.
Краткий обзор принципов этики показывает пути решения сложных проблем. Основная цель — усвоить общие этические понятия (императив, утилитаризм и генерализация) и применять их при решении конкретных проблем.
Однако следует отметить, что изложенные выше принципы решения этических вопросов применять через кодексы профессионального поведения весьма сложно.
Философским принципом в этике должно служить правило: «Пусть нашим руководителем будет совесть». Это правило должно опираться на мудрость, проницательность, уважение традиций или авторитарные нормы. Изучая Кодекс профессиональной этики аудиторов, необходимо помнить, что независимо от существующих правил или от других рычагов, при помощи которых общество стремится заставить аудиторов правильно работать, в конечном счете каждый из нас, аудиторов, должен сам решать, что подразумевается под стандартами профессионального поведения. И также самостоятельно определять, какое решение, исходя из этих стандартов, необходимо принимать в каждой конкретной ситуации.
Литература
1.
Международные
стандарты аудита, Кодекс этики Международной Федерации Бухгалтеров, Москва, ICAR,
2.
Д.Р.
Кармайкл, М. Бенис — «Стандарты и нормы аудита», Москва, «Аудит», Издательское
объединение «ЮНИТИ»,
3. Э.А.Арене, Дж.К. Лоббек — «Аудит», Москва, «Финансы и статистика»,1995 г.;
4.
Международные
стандарты аудита, Кодекс этики Международной Федерации Бухгалтеров, Москва, ICAR,