Содержание
Ведение
1. Литературный обзор
1.1. Коньюнктура современного рынка косметических товаров.
1.2. Классификация и ассортимент косметических товаров
1.3. Требования к качеству косметических товаров
2. Аналитическая часть
2.1 Объект, место и методы исследования
2.2 Анализ ассортимента косметических товаров, вырабатываемых
и реализуемых ООО “Живая косметика России”
2.3 Качество косметических товаров, вырабатываемых предприятием
Заключение
Библиографический список
Приложения
Введение
Косметика (от греческого «kosmetike» – украшать, или «kosmos» - порядок).
Современная косметика занимается прежде всего разработкой декоративных и гигиенических средств (по уходу за кожей, волосами, полостью рта).
Учение о косметике – косметология и производство косметических товаров выделилось в самостоятельную науку и отрасль промышленности.
Косметические товары стали одним из средств удовлетворения гигиенических и эстетических потребностей человека. В помощь населению созданы институты врачебной косметики – косметические кабинеты и др. Косметика лечебная, профилактическая и декоративная является неотъемлемой частью жизни почти каждой современной женщины и четверти мужского населения нашей страны.
Таким образом, официальное определение косметического средства, в общем виде выглядит так: косметический продукт – это вещество или препарат, не являющийся лекарством и предназначенный для непосредственного контакта с различными наружными органами человеческого тела или с зубами и слизистой оболочкой с целью их очищения, защиты, поддержания в хорошем состоянии, изменения внешнего вида или коррекции запаха, применяемый в количествах, безвредных для организма.
Именно этот факт обуславливает актуальность разработанной темы курсовой работы, направлением которой выступает исследование структуры ассортимента косметических товаров и факторов, влияющих на его конкурентоспособность на современном рынке парфюмерно-косметических товаров.
Для раскрытия установленной темы были разработаны основные цели и задачи исследования. Основной целью курсовой работы было раскрытие особенностей товароведной работы с выбранной товарной группой. Для достижения поставленной цели были установлены следующие задачи:
- провести анализ современного состояния рынка и характер потребления косметических товаров;
- изучить товароведную классификацию ассортимента косметических товаров и его групповую характеристику;
- изучить нормативно-технические требования к качеству экспертизы косметических товаров;
- проанализировать структуру производственного и торгового ассортимента косметических товаров на материалах производственного предприятия;
- провести проверку качества отдельных видов косметических товаров, вырабатываемых производственным предприятием.
В завершение работы поставлена задача – сопоставить полученные результаты и сделать заключение об ассортиментной политике производственного предприятия, конкурентоспособности ассортимента косметических товаров, и уровне их качества.
1. Литературный обзор
1.1. Конъюнктура современного рынка косметических товаров
В крупных российских городах косметические товары пользуются большим спросом и реализуются достаточно быстро и в большом количестве. Этому способствует ряд причин:
- в больших городах довольно широкий потенциальный рынок из-за большого объема потребителей;
- население крупных населенных пунктов хорошо осведомлено о появлении новинок в области парфюмерно-косметической продукции на рынке благодаря обилию рекламы в средствах массовой информации и наружной рекламе городов;
- в городах и пригородах существует широкая торгово-розничная сеть (как государственная, так и негосударственная), специализирующаяся на парфюмерно-косметические товары;
- в крупных городах присутствуют также сери мелкооптовых рынков, где реализуются косметические товары, и эти рынки пользуются большим успехом у потребителей.
Что касается распределения розничных торговых точек нашего города, в которых реализуются косметические товары, то здесь существует следующее распределение:
- в центре города есть несколько крупных торговых центров, в которых есть отделы (секции) по продаже косметических товаров; они принадлежат предприятиям различных форм собственности и, чаще всего, реализуют косметические товары различных производителей. Такие торговые представители реализуют обычно дорогостоящую и качественную продукцию;
- существуют розничные предприятия, занимающиеся реализацией только косметических и парфюмерных товаров, так называемые "магазины косметики" – это могут быть стационарные торговые точки и киоски, расположенные в относительной удаленности от центра города. На прилавках таких торговых предприятий встречается косметика высоко, среднего и низкого уровня качества;
- торговые точки на мелкооптовых рынках и вещевых "стихийных" рынках (так называемая контейнерная торговля) занимают 25-30 % всего объема предложения на городском рынке косметических товаров. Такие продавцы, за исключением отдельных представителей, реализуются продукцию чаще среднего и низкого уровня, но, несмотря на это показатели товарооборота они имеют значительно выше, чем "дорогие" магазины, за счет более низких цен на аналогичные товары [16].
Потребительские свойства и качество различны для косметики, реализуемой на тех или иных торговых предприятиях города; также различны и потребители, являющиеся клиентами магазинов косметики.
Состояние потребления косметических товаров.
На объемы предложения и реализации любых товаров торгово-розничными предприятиями города непосредственное влияние оказывают объемы потребления этих товаров населением, т.е. потенциальными потребителями. В больших городах потребление косметических товаров огромно.
По данным маркетингового исследования, проведенного в апреле 2002 года, первое место по объемам потребления косметических товаров на душу населения в Зауралье занимает Новосибирск, второе делят Красноярск, Омск и Владивосток, дальше идут Якутск, Барнаул, Хабаровск, Тюмень и Иркутск [15].
Исследования также показали, что основными потребителями косметики являются женщины в возрасте от 18 до 45 лет, но это не однозначно. Эта группа населения не являются их абсолютными преобладающими потребителями, почти в равной пропорции с ними приобретают косметические товары люди более старших возрастов, поскольку очень много косметических товаров приобретается ими как подарок для близких, родных и знакомых.
Мужская часть покупателей и потребителей косметических товаров гораздо малочисленней. Мужчины более склонны к приобретению косметических товаров в подарок, чем к их потреблению самостоятельно. Потенциальными покупателями мужской косметики в настоящее маркетологи считают женщин, так как 87 % этой продукции покупают женщины для своих мужчин [16].
На объемы потребления косметических товаров оказывает непосредственное влияние смена природных сезонов. Так, наступление весны и тепла дает резкое увеличение объемов реализации декоративной косметики. Летняя жара и засуха, а также зимние заморозки и ветер увеличивают потребление профилактической и лечебной косметики. Осенний период характеризуется снижением спроса на косметические товары. Однако нельзя забывать особенные в году, когда спрос как на декоративную, так и на лечебно-профилактическую косметику резко возрастает. Особенный ажиотаж на потребительском рынке наблюдается в предновогодний период, последние недели лета и в начале марта. Это связано с стремлением женской половины населения особенно преображаться к выходу из отпусков и на праздничное время [15].
Какие же мотивы побуждают городских потребителей приобретать лечебно-профилактическую косметику и декоративную в несколько раз больше, чем покупают сельские жители? Сюда можно привести несколько факторов, влияющих на людей:
- во-первых, нахождение человека среди большой массы других людей, в большом обществе, что вырабатывает стремление выделиться из общей массы и показать себя с лучшей стороны;
- во-вторых, неблагоприятная экологическая обстановка, которая непосредственно сказывается на состоянии здоровья человека, в том числе состоянии кожного волосяного покрова, слизистых оболочек, и т.д.
- стремление почти каждого городского человека сохранить и поддерживать молодость и красоту всех составных частей организма на фоне неблагоприятной экологической обстановки и стрессовых ситуаций, которых у него гораздо больше, чем у сельских [9].
Таким образом, на рынке косметических товаров в настоящее время присутствует жесткая конкурентная борьба торговых розничных предприятий, каждое из которых стремится завоевать максимальное количество потребителей и, там самым, обеспечить для себя стабильный товарооборот и конкурентоспособность на современном рынке.
1.2. Классификация и ассортимент косметических товаров
К косметическим товарам относятся препараты, предназначенные для ухода за кожей, волосами, полостью рта, ногтями, а также для украшения (декоративная косметика) [1].
В качестве сырья для косметических изделий могут применяться следующие компоненты: жиры (кашалотовый, говяжий); масла (касторовое, оливковое, кукурузное, персиковое); продукты переработки жиров (стеарин, саломас); воски (пчелиный, спермацет); нефтепродукты (вазелиновое масло, церезин); спирты (этиловый, глицерин); кислоты (лимонная, молочная); поверхностно-активные вещества; витамины всех групп; соки плодовых, овощных и ягодных культур; парфюмерные композиции (отдушки, душистые вещества животного, растительного и искусственного происхождения); и другие [4].
Косметическая продукция делится на лечебно-гигиеническую, декоративную и разные косметические изделия. Ассортимент косметических изделий подразделяют также по назначению, консистенции, видам, наименованию, характеру упаковки. По поло – возрастному назначению можно выделить косметику для женщин, мужчин, детей и юношества [17].
Косметические лечебно-гигиенические изделия в соответствии с назначением делятся на несколько групп:
Средства для ухода за кожей лица, рук, ног тела – кремы, лосьоны, пудры. Лосьоны и кремы для ухода за кожей рук включают в себя лосьоны, кремы, эмульсионные и специальные кремы [7].
Лосьоны представляют собой ароматизированные спиртоводные растворы различных органических и неорганических веществ: кислот (лимонной, молочной, борной), настоев, биологически активных трав (ромашки, тысячелистника и др.), соков овощей, фруктов и ягод, и других полезных добавок, а также отдушечных парфюмерных композиций. Они предназначены для очистки и смягчения кожи лица и рук, устранения запаха пота, защиты от укусов насекомых [9]. Лосьоны очищают, смягчают, отбеливают кожу, устраняют сальность, потливость, защищают от воздействия внешних факторов. Отечественная промышленность выпускает лосьоны гигиенические и лечебно-профилактические.
Кремы используют для питания, смягчения и защиты кожи. По составу их делят на жировые и эмульсионные. Жировые кремы состоят из жировых компонентов и специальных добавок. Эмульсионные кремы представляют собой ароматизированную эмульсию типа "вода-масло" или "масло-вода". Они составляют основную долю российского (и не только) производства кремов [13].
Кремы бывают жировые, эмульсионные )содержат масло и воду), безжировые (на основе желирующих веществ), жидкие и густые. Могут быть предназначены кремы для нормальной, сухой, жирной и комбинированной кожи, используются как защитные, питательные, увлажняющие и специальные (содержат особые добавки, например "Угрин", "Чистотел"). По сравнению с жировыми кремами эмульсионные кремы быстрее впитываются кожей, лучше смягчаются и питают ее, не оставляют жирового блеска. В состав эмульсионных кремов вводят жиро- и водорастворимые биологически активные вещества (витамины, настои, экстракты лекарственных растений и др.). Ассортимент эмульсионных кремов подразделяют по назначению – для сухой, нормальной, жирной и комбинированной кожи; консистенции – густые, жидкие; наименованию. К специальным кремам относят профессионально-защитные кремы ("Силиконовый", "Хозяйка" и др.), которые образуют на коже защитную пленку, предохраняющую от воздействия вредных бытовых и промышленных сред. К этой же группе относятся отбеливающие средства, средства от веснушек и пигментных пятен, средства для ухода за кожей ног [3].
Средства для и после бритья представляют собой кремы и лосьоны, кремы для бритья должны смягчать и увлажнять кожу перед бритьем, быстро и обильно вспениваться. Для предотвращения раздражения кожи в эти кремы вводят специальные лекарственные добавки. Людям, пользующимся электрической бритвой рекомендуется специальные лосьоны. Для ухода за кожей после бритья вырабатывают кремы и лосьоны, которые дезинфицируют, освежают, смягчают, устраняют раздражение и оказывают анестезирующее действие. В современный ассортимент этих препаратов входят как мужские, так и женские средства для бритья следующих видов: мыльный крем, порошок и палочки для бритья безопасной и клинковой бритвой, лосьоны для бритья электробритвой, лосьоны для дезинфекции и смягчения кожи, кровостанавливающие кремы, пены для бритья.
Средства для уходя за полостью рта включают зубные пасты, порошки, эликсиры, освежители и т.д. Зубные пасты являются основным изделием этой товарной группы. Они изготавливаются их химически чистого мела, растертого на водно-крахмальном растворе с добавлением глицерина, душистых веществ и специальных добавок. В зависимости от вводимых добавок подразделяют пасты на гигиенические и лечебно-профилактические. Гигиенические очищают и освежают полость рта и отличаются характером отдушек; лечебно-профилактические, кроме перечисленного, обладают дополнительными полезными свойства – укрепляют десны, содержат витамины, повышают сопротивляемость к заболеваниям кариесом, парадантитом, воспалениям десен и другие [12]. В настоящее время вырабатываются в основном зубные пасты лечебно-профилактического назначение, что связано с неблагоприятным состоянием здоровья у большей части населения. Гигиеническая паста присутствует в производственном и торговом ассортименте, но только детского назначения.
Зубной эликсир – спиртовой раствор душистых веществ, окрашенный в разные цвета. Он предназначен для дезинфекции и освежения полости рта.
Средства для ухода за волосами. Эта группа выключает в себя шампуни, кремы, эмульсии, краски для волос, фиксаторы прически (лаки, пены, гели).
Шампуни предназначены для мытья волов. Их готовят на основе синтетических поверхностно-активных веществ и специальных добавок. В зависимости от включенных в состав полезных добавок различают шампуни для мытья сухих, жирных и нормальных волос. Шампуни для детей вырабатываются на основе моющего вещества, не раздражающего слизистую оболочку глаз и кожи. Выпускают также шампуни двойного действия – для мытья головы с одновременным окрашиванием волос.
Кремы, кондиционеры и лосьоны вырабатывают для профилактического и оздоровительного ухода за волосяным покровом (улучшение работы сальных желез, питания корней и укрепление волос).
Краски для волос делят на две группы по происхождению: натуральные (хна и басма) и искусственные. Хна и басма не только окрашивают, но и способствуют укреплению волос и устранению перхоти. Искусственные краски выпускают в широкой гамме цветов. В комплект упаковки искусственной краски входит тюбик с краской, таблетки или раствор гидропирита и закрепляющий шампунь.
Фиксаторы прически (лаки, пены, гели) предназначены для закрепления прически. Выпускают как обычные фиксаторы прически, так и с подкрашивающим действием или стеклоэффектом. Лаки и пены вырабатываются в аэрозольной упаковке [2].
В современный ассортимент входят следующие товары: средства для мытья и ухода за волосами (жидкое мыло, мыльный порошок, шампуни на мыльной основе и на основе синтетических поверхностно-активных веществ); для укладки и укрепления волос, сохранения прически (лаки, гели); для обесцвечивания и окраски (натуральные краски – басма, хна, искусственные – "Гамма", "Фара" и др.); для завивки волос ("Локон").
Декоративная косметика. В эту группу включены губная помада, карандаши для подкрашивания и подведения губ и бровей, краска для бровей и ресниц, тени, румяна, грим, средства для ухода за ногтями, пудру. Назначение декоративной косметики – сделать внешность человека более привлекательной, подчеркнуть лучшие ее черты, скрыть небольшие недостатки [16].
Губные помады состоят из жировой основы и наполнителем, красителем и парфюмерной композиции. По назначению помады делят на гигиенические (предохраняющие губы от обветривания и высыхания) и декоративные (окрашивающие); иногда помада может совмещать в себе свойства гигиенической и декоративной. По стойкости помады делят на простые и трудно смываемые (устойчивые, стойкие), которые вырабатываются в широкой цветовой гамме (до 50 оттенков).
Карандаши для подкрашивания и подведения бровей и губ выпускают в широкой цветовой гамме.
Тушь для волос и ресниц предназначена для окраски волос и ресниц; удлинения и утолщения ресниц.
Средства для ухода за ногтями. В эту группу товаров входят жидкие лаки, жидкости для снятия лака, лечебные лосьоны для укрепления ногтей [11].
Пудра улучшает внешний вид кожи, снимает блеск, защищает кожу от пыли, ветра и других внешних воздействий. Она представляет собой смесь крахмала, талька, окиси и стеарата цинка, каолина и душистых веществ [5].
Пудру различают по консистенции – порошковая, компактная (прессованная), мазеобразная (крем-пудра) и жидкая; по степени измельчения – группы А, Б и В; по назначению – для жирной, сухой и нормальной кожи; по цвету – белая, розовая, цвет загара, цвет слоновой кости, и др. Пудра – тонкодисперстная смесь органических и минеральных веществ, отдушечных композиций; применяется как гигиеническое и декоративное средство. По консистенции различают пудру жидкую, кремообразную, порошкообразную, компактную, пудру-листочки.
Прочие косметические средства объединяют средства от пота и для удаления неприятного запаха (дезодоранты), средства защиты от укусов насекомых, средства от загара и для загара, средства для ванн (содержат эфирные масла хвои, лаванды и др) [6].
Туалетное мыло – это ароматизированное мыло, выработанное на основе натуральных и синтетических жирных кислот. По назначению различают туалетное мыло обыкновенное и специальное. Ассортимента обыкновенного туалетного мыла подразделяется по консистенции на твердое (кусковое и порошковое) и жидкое; по характеру запаха – с отдушкой цветочной и фантазийной; содержанию жирных кислот; форме; виду кусков.
Специальное мыло содержит добавки, способствующие укреплению волос, уничтожению перхоти и зуда.
Твердое туалетное мыло должно быть твердым на ощупь, однородным, равномерно окрашенным, без трещин, с приятным запахом, давать обильную пену [14].
1.3. Требования к качеству косметических товаров
Требования к качеству любых товаров подразделяются на: общие и специфические. Общие требования распространяются на все виды товаров в пределах одной товарной группы. Специфические требования устанавливаются на конкретный вид продукции.
Общие требования к косметическим товарам:
1. высокая степень эффективности действия изделий; они должны быть полезны и оказывать благоприятное воздействие на состояние кожи, волос, полости рта;
2. безопасность всех ингредиентов, вводимых в косметические средства; все они проходят тщательную проверку на безвредность и эффективность в соответствующих лечебных учреждениях и выпускаются в продажу только с разрешения органов Санэпиднадзора РФ;
3. неизменяемость качества в течение гарантийного срока, устойчивость по отношению к развитию микроорганизмов и окислительным процессам;
4. эстетические требования; хороший внешний вид самого средства (консистенция, цвет и запах), художественное и рекламное оформление упаковки.
Косметические товары должны иметь приятный, но не сильный запах, не заглушающий и не искажающий аромат парфюмерных товаров.
Декоративная косметика должна украшать внешность человека, не вызывать раздражения кожи, глаз; легко наноситься и смываться, обладать стойкостью к поту, влаге, температуре [10].
Специфические требования к качеству косметических товаров.
Требования к средствам для ухода за кожей. Кремы должны соответствовать по консистенции своей группе, должны быть однородными (без сгустков, комков, расслоений), стабильными. Расслоение жидких кремов должно исчезать при легком взбалтывании. Цвет и запах - свойственные изделию данного наименования. Кремы должны легко выдавливаться из туб или выливаться из флаконов, легко наноситься на поверхность кожи, растекаться по её поверхности, быстро впитываться. Значение рН кремов в пределах 5-9. Очень кислые или щелочные кремы отрицательно влияют на кожу. Лосьоны должны быть прозрачными, однородными, допускается опалесценция, должны обладать определённым косметическим эффектом (очищающим, освежающим, дезинфицирующим и др.). Значение рН-1,2-8,5.Низкую кислотность имеют лосьоны, предназначены для снятия загрязнения с рук. Лучшее значение рН лосьонов для кожи лица – 5-7. Лосьоны должны сохранять свои свойства в течение 12 месяцев при перепаде температур от –10 оС до + 45 оС [14].
Требования к средствам для ухода за зубами и полостью рта. Зубной порошок должен быть однородным, без комков и твердых включений, с приятным запахом, создавать во рту ощущение свежести. Влажность порошка не больше 3%.
Зубные посты должны быть однородными, в виде пастообразной и гелеобразной массы без крупинок, посторонних включений; обладать приятным запахам, вкусом, цветом. Пасты должны легко выдавливаться из туб, растекаться на щетке, не затвердевать при плотной упаковке, рН – 7 –10,3; должны обладать полирующим, освежающим, дезинфицирующим, лечебным действием, сохранять свои свойства при длительном хранении. Содержание влаги в пасте от 17,5 до 45% в зависимости от вида. Зубные эликсиры должны быть прозрачными, без мути и осадка, приятными на вкус, устранять неприятный запах в полости рта, освежать её.
Требования к средствам для ухода за волосами. Шампуни должны хорошо очищать волосы и кожу головы, давать обильную густую пену, легко и полностью смываться с волос; не должны давать осадка с солями кальция и магния в жесткой воде, т.е. налётов на волосах. Значение рН в пределах 5-8,5 для шампуней на основе синтетических моющих веществ и 6-10- для шампуней на мыльной основе. Шампуни должны обладать приятным запахам, придавать волосам натуральный блеск, шелковистость.
Требования к декоративной косметике. Губные помады должны иметь гладкую равномерную окрашенную поверхность, приятные запах и вкус, без жирового привкуса. Карандаш не должен крошиться, прогоркать, покрываться серым налётом, должны давать ровный, однородный, легко наносящийся на кожу мазок. Температура каплепадения для губных помад находится в пределах 55-80 оС. Губная помада должна держаться на губах несколько часов, в жаркую погоду и при приёме горячей пищи не должна стекать с губ и не оказывать раздражающего действия. Помада не должна выпадать из пенала, движок пенала свободно перемещаться, при его движении края пенала не должны срезать помаду. Пудра – тонкого помола, степень измельченности в соответствии с ГОСТ, так как от этого во многом зависит кроющая способность, способность пудры прилегать к коже без осыпания, прочно удерживаться на ней. Значение рН – нейтральная среда. Пудра должна обладать адсорбирующей способностью, т.е. легко впитывать выделение влаги, устраняя при этом блеск кожи; запах пудры приятный освежающий. Для порошкообразной пудры содержание влаги не более 2%. Компактная пудра должна быть плотно спрессована, без сколов и трещин, не должна ломаться при надавливании, легко набираться на пуховку.
Требования к средствам для ухода за ногтями. Лаки, эмали для ногтей должны соответствовать присвоенному номеру цвета, лак прозрачный без мути и осадка; эмаль – непрозрачная, однородная. Они должны ложиться на ногти ровно и гладко, быстро высыхать (не более 2,5 минуты), образуя ровную, блестящую плёнку, устойчивую к средствам бытовой химии (моющим средствам и др.). Жидкость для снятия лака и эмали должна хорошо растворять их.
Требования к туши для ресниц. Тушь для ресниц – однородная масса или пластинка, должна обладать хорошей кроющей способностью, стойкостью к воде, рН 1%-ного водного раствора – 7-10,0. Качественная тушь не должна вызывать склеивания ресниц, аллергии. Тушь не должна ложиться комочками, которые при высыхании попадают в глаза, вызывая их покраснение и раздражение[14].
Требования к качеству косметических кремов в соответствии с ГОСТ 29189-91. Кремы косметические. Общие технические условия .
1. По органолептическим показателям косметические кремы должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице 1.3.1.
Таблица 1.3.1.
Наименование показателя |
Характеристика |
1 |
2 |
Внешний видЦветЗапах |
Однородная масса, не содержащая по сторонних примесей. Свойственный цвету крема данного наименования. Свойственный запаху крема данного наименования. |
2. По физико-химическим показателем эммульсионные косметические кремы должны быть в пределах норм, указанных в таблице 1.3.2, конкретные значения должны быть приведены в нормативно-технической документации на каждое наименование крема [17].
Таблица 1.3.2
Наименование показателя |
Норма кремов |
|||
Густые типа |
Жидкие любого типа |
|||
вода/масло |
масло/вода |
смешанного |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Массовая доля глицерина, %, не более Массовая доля летучих веществ, % Массовая общей щелочи в расчете на КОН, % не более Водородный показатель, рН Коллоидная стабильность |
_ 8,0-75,0 - 5,0-9,0 Стабилен |
30,0 20,0-95,0 1,0 5,0-9,0 Стабилен |
8,0 40,0-75,0 1,0 5,0-9,0 Стабилен |
15,0 53,0-97,0 1,0 5,0-9,0 Стабилен |
Таким образом, все косметические товары должны производиться по рецептурам, утвержденным соответствующими органами Минздрава РФ, и отвечать требованиям нормативных документов.
2. Аналитическая часть
2.1. Объекты, место и методы исследования
Объектом исследования явились кремы косметические производимые хабаровским филиалом ООО “Живая косметика России”.
Генеральным директором ООО “Живая косметика России” является Децина Анатолий Николаевич, который является кондидатом биологических и химических наук, автор более 50 научных работ. ООО “Живая косметика России” свою деятельность осуществляет во многих городах Сибири и дальнего Востока, занимается производством косметических товаров и их реализацией. Продажа косметики под торговой маркой “IPSO” осуществляется только через специально обученных людей, которые оказывают квалифицированную помощь при выборе косметических товаров.
Данное предприятие производит лечебно-профилактическую косметику, которая носит название “IPSO”, что обозначает - научные разработки в области косметологии.
Объектом данного исследования являлась лечебно-профилактическая косметика, вырабатываемая предприятие. Для анализа качества были выбраны кремы косметические следующих наименований: крем дневной (утренний) для любого типа кожи “Синильга”; крем вечерний для любого типа кожи “Синильга”; крем для ног “Рада +”; желеобразный дневной крем “Золотой корень с прополисом”; молодежный профилактический крем “Русское поле’’; крем для век “Мерцание”.
Исследования проводились при непосредственном контакте с ассортиментом косметических товаров, по органолептическим и физико-химическим показателям в соответствии с действующими стандартами.
2.2. Анализ структуры ассортимента косметических товаров,
вырабатываемых ООО "Живая косметика России"
Предприятие ООО “Живая косметика России” производит только лечебно-профилактическую косметику. Все косметические препараты данного предприятия изготовляются только из натуральных компонентов (на основе лечебных Сибирских трав), что выделяет эту косметику среди большого потока косметических товаров на рынке России. Живая косметика России – это уникальные косметические композиции, не имеющие аналогов в мире, включающие разнообразные добавки сибирской и дальневосточной флоры и фауны.
В косметических препаратах “IPSO” отсутствуют химические добавки не встречающиеся в природе, т.е. не содержат консервантов, которые чаще всего совсем не безобидны для человека. Все выпускаемые кремовые композиции предприятия содержат только природные консерванты. Например, бензойная кислота, которая содержится в ягодах брусники и клюквы и является достаточно эффективным природным консервантом. Так же эффективными консервантами являются листья черемухи и смородины в виде спиртовых настоек. Концентрация консервантов в препаратах “IPSO” выверены таким образом, что питательная ценность кремовых композиций сохраняется в значительной степени. Наличие питательной ценности (животворящей силы) и позволяет отнести такие препараты к живым косметическим композициям.
Все косметические препараты “IPSO’’ на предприятии выпускаются в двух вариантах. Первый вариант, это когда в косметический препарат добавляют продукты пчеловодства, а второй – идентичный товар, но без продуктов пчеловодства, что не мало важно для потребителя.
На предприятии ООО “Живая косметика России” все косметические препараты делятся на возрастные категории, их всего 4: детский возраст, молодежный возраст, переходный период и период постепенного ухудшения функционального и структурного состояния кожи. И для каждого возрастного периода разработаны соответствующие рецептуры.
Разработчики-исследователи создали и запатентовали специальную серию дневных препаратов, учитывающих климатические и профессиональные особенности потребителей косметики. Ежегодно с 1 октября на этом предприятии производство дневных кремов переходит на зимние варианты рецептур и, соответственно, с 1марта – на летние варианты.
Зимние рецептуры учитывают возможность нахождения человека в течении 1-2 часов на улице (переходы до общественного транспорта, на работу и обратно). Затем были разработаны рецептуры кремов “Сибирский зимний’’ и “Сибирский зимний-супер”, позволяющие находится на свежем воздухе до – 20С и до – 30С в течении 6-7 часов. Эти кремы предназначены для лиц, которые вынуждены быть на улице зимой в соответствии со своей профессией (рыбаки, охотники, некоторые работники торговли и т.д.).
Учет профессиональных особенностей был продемонстрирован так же при разработке защитного крема “Осенний”, предназначенного для преподавателей, строителей, контактирующих с мелом, гипсом, алебастром, известью и т.п.
На предприятии выпускается серия регенерирующих кремов. Они предназначены для потребителя, чей возраст достиг периода постепенного ухудшения функционального и структурного состояния кожи (30 – 35 лет), т.е. формируется эпидермис в сторону увеличения толщины верхнего защитного чешуйчатого слоя. В этот период целесообразным является применение регенерирующих (восстанавливающих) кремов – масок. Для этого в серию косметического препарата добавляют биологически активные добавки животного происхождения, содержащие гормоны и гормоноподобные вещества. К таким добавкам относятся гонады морских животных (гидробионтов), например, гонады морских беспозвоночных и рыб. Сырье для регенерирующих кремовых композиций получают от поставщиков из Владивостока.
В составы косметических препаратов “IPSO” кроме вышеперечисленных ингредиентов входят так же различные масла: оливковое, растительное, облепиховое, пальмовое, репейное, пихтовое, масло шалфея, герани, шиповника и т. д. Все масла предприятие закупает небольшими партиями в магазинах, киосках и аптеках. Так же в состав препаратов “IPSO” входят неорганические соли (Na, K, Сa, Mg); витамины; лечебные травы; соки алоэ, свеклы, чистотела, черноплодной рябины и др. – для усиления активности клеток кожи.
Ассортимент косметических товаров изготовляемых ООО “Живая косметика “России” представлен только лечебно-профилактической косметикой, но в широком разнообразии. Структуру ассортимента продукции, вырабатываемой ООО “Живая косметика России” можно проанализировать по следующим признакам: по назначению; по возрастному признаку; по социальной направленности; по сырьевому составу; по упаковке.
Весь ассортимент условно можно подразделить на следующие 9 групп по назначению: кремы для лица, кремы для век, кремы для ног, кремы для рук, бесспиртовые лосьоны, тоники, средства ухода за волосами, кремы специального назначения, кремы после бритья (табл. 2.2.1.).
Таблица 2.2.1.
Расчет структуры ассортимента косметических товаров по назначению
Виды средств косметических препаратов по назначению |
Количество наименований, шт. |
Удельный вес, % |
1 |
2 |
3 |
1). Кремы для лица: - молодежные - дневные - для очистки кожи - питательные и витаминизирующие - элитные кремовые композиции (регенерирующие) - косметические наборы |
3 8 4 10 7 3 |
43,8 |
2). Кремы для век |
4 |
5 |
3). Кремы для ног |
2 |
2,5 |
4). Кремы для рук |
6 |
7,5 |
5). Бесспиртовые лосьоны |
4 |
5 |
6). Тоники |
4 |
5 |
7). Средства ухода за волосами: - для мытья волос - для укладки и фиксации - для лечения |
3 3 5 |
13,8 |
8). Кремы специального назначения: - крем для ногтей - успокаивающий крем для тела - тонизирующий крем для тела - интимный крем для мужчин - солнцезащитны крем |
2 3 3 1 2 |
13,8 |
9). Крем после бритья |
3 |
3,7 |
Итого: |
80 |
100 |
Анализ структуры ассортимента показал, что основную долю средств лечебно-профилактической косметики составляют кремы для лица - 43,8%. Полностью отсутствуют средства ухода за полостью рта. Нет косметики для бритья, есть только кремы после бритья (рис. 2.2.1)
По половозрастному признаку ассортимент кремов делят на 4 группы: детский возраст, молодежный возраст, переходный период, период постепенного ухудшения функционального и структурного состояния кожи (табл. 2.2.2.). В результате сопоставления конкретных цифр было получено, что на предприятии ООО “Живая косметика России” преобладают косметические средства для потребителей, возраст которых достиг 30-35 лет, доля таких предпаратов в ассортименте составляет 35,6%. Детской косметики очень мало - 6,8%.
Таблица 2.2.2.
Расчет структуры ассортимента кремов косметических по возрасту.
Возраст потребителя |
Количество наименований, шт. |
Удельный вес,% |
1 |
2 |
3 |
Детский возраст: до 10-15 лет |
5 |
6,8 |
Молодежный возраст: с 10-15 лет до 20-25 лет |
20 |
27,4 |
Переходный период: с 20-25 лет до 30-35лет |
22 |
30,1 |
Период постепенного ухудшения функционального и структурного состояния кожи человека с 30-35 лет |
26 |
35,6 |
Итого: |
73 |
100 |
По социальной направленности все косметические товары подразделяются на 3 группы: элитная косметика, медеомаркет, масс-маркет (табл. 2.2.3.)
Таблица 2.2.3.
Структура ассортимента косметических товаров по социальной направленности
Социальная направленность |
Количество наименований, шт. |
Удельный вес, % |
1. Элитная косметика |
10 |
12,5 |
2. Медеомаркет(средний класс) |
46 |
57,5 |
3. Масс-маркет(массовая косметика) |
24 |
30 |
Итого: |
80 |
100 |
Анализ таблицы показывает, что на предприятии преобладает косметика для среднего класса (для населения со средним прожиточным минимумом) - 57,5 %. Это связано с тем, что большая часть спроса среднеобеспеченного населения направлен на отечественную косметику. Населения в высоким уровнем доходов предпочитает покупать импортную элитную косметику, что обуславливает невысокую долю в производстве элитной косметики – всего 10 %.
По сырьевому составу все косметические препараты предприятия ООО “Живая косметика России” можно подразделить на 4 группы: кремы с солнцезащитным действием, с добавлением гонад морских животных, с растворами солей, с макро- и микроэлементами и т.д. (таб. 2.2.4.).На предприятии ООО “Живая косметика России” в большем объеме изготовляют кремы регенерирующие на основе гонад морских животных – 37 %. Наименьшую долю составляют дневные кремы с солнцезащитным действием.
Таблица 2.2.4
Структура ассортимента кремов косметических по сырьевому составу
Виды косметических препаратов по сырьевому составу |
Количество наименований (в шт.) |
Удельный вес (в%) |
1 |
2 |
3 |
1. Дневные кремы с солнцезащитным действием |
8 |
14,8 |
2. Регенерирующие кремы с добавлением гонад морских животных. |
38 |
37 |
3. Увлажняющие - содержат растворы солей, помогающие удерживать влагу в клетках |
14 |
18,5 |
4. Питательные – содержат такие ингредиенты как: микроэлементы, макроэлементы, аминокислоты, витамины, углеводы, липиды |
20 |
29,6 |
Итого: |
80 |
100 |
Для упаковки произведенной продукции на предприятии используют полимерные тубы различные по объему: 15 мл, 30 мл, 60 мл, а также картонные коробочки для дополнительной упаковки элитной косметики (табл.2.2.5.).
Таблица 2.2.5
Структура ассортимента в зависимости от вида упаковки
Вид упаковки |
Количество (в шт.) |
Удельный вес (в %) |
1 |
2 |
3 |
1). Баночка 15 мл |
66 |
29,6 |
2). Баночка 30 мл: - круглая - плоская |
56 17 |
25,1 7,6 |
3). Баночка 60 мл |
69 |
30,9 |
4). В картонной коробочке |
15 |
6,7 |
Итого: |
223 |
100 |
Анализ таблицы показал, что на предприятии больше всего кремов выпускают в упаковке 30 мл - 32,7%, из них 25,1% - круглая баночка и 7,6% - плоская баночка. Очень мало косметических препаратов выпускают в картонных коробочках (6,7 %) – это только элитная косметика.
Таким образом, предприятие ООО “Живая косметика России” выпускает только лечебно-профилактическую косметику, наибольший удельный вес которой занимают кремы для лица. На предприятии выпускают большой объем регенерирующих кремов, а так же кремов для молодежи, но мало детской косметики. В ассортименте имеются средства ухода за волосами (для мытья волос, для укладки и фиксации, для лечения). Цены на исследуемом предприятии отвечают тому контингенту покупателей, который оно обслуживает. Много косметики для потребителей со средним прожиточным минимумом и элитной косметики. Имеется так же косметика для покупателей с низким достатком. Натуральные вещества, входящие в состав косметических препаратов подобраны с учетом особенностей нашего климата.
2.3. Качество косметических товаров, вырабатываемых
ООО “Живая косметика России”
Экспертизу косметических товаров начинают с их идентификации. Под идентификацией понимается процедура установления соответствия конкретной продукции образцу и описанию, т.е. заявленной о нем информации и основным требованиям предъявленным к данному виду товаров. Идентифицировать можно прежде всего по упаковке, если маркировка информационно полная. Идентификацию косметической продукции проводят с целью сертификации, выявления фальсифицированной продукции при закупке, контроле и оценке качества, при экспертизе некачественной продукции и в ряде других случаев.
Экспертиза маркировки. Маркировка косметических товаров должна соответствовать требованиям нормативно-технических документов – стандартов и технических условий (ГОСТ Р 51391-99 "Изделия косметические. Информация для потребителей. Общие требования"). Маркировка может быть нанесена на этикетки или непосредственно на корпус баночки, коробочки, пенала, флакона, пакета. Маркировка косметических товаров включает следующие данные: наименование товара, страны и фирмы – изготовителя, его товарный знак, при наличии – товарная марка, юридический адрес изготовителя; сведения, характеризующие данный товар; штриховой код, обозначение нормативного или технического документа, информация об обязательной сертификации; номер партии, дата изготовления, срок годности, масса (объем), предупредительные, экологические и другие товарные знаки.
На предприятии ООО “Живая косметика России” сведения, характеризующие данное косметическое средство наносятся не на упаковку, а на информационный листок, так как сама баночка маленькая и вся информация на ней не умещается. Такой информационный лист дают покупателю вместе с приобретенным косметическим средством.
Анализ маркировочных данных, нанесенных на упаковку исследуемых образцов: крем "Мерцание"; крем "Русское поле"; крем "Рада +"; крем "Синильга" дневной; крем "Синильга" вечерний; крем "Золотой корень", представлен в таблице 2.3.1. Результаты анализа маркировки показывают, что кремы изготовляемые на предприятии ООО "Живая косметика Сибири" имеют не полную маркировку. У всех кремов отсутствует штрих код, изготовители данного предприятия это объясняют тем, что штрих код внедряется в основном для того, чтобы считывать информацию о товаре в супермаркетах, а косметику "IPSO" в таких магазинах не продают. Так же отсутствует масса, предупредительные и экологические знаки. А информация об обязательной сертификации имеется только на креме «Золотой корень».
Таблица 2.3.1.
Результаты оценки полноты маркировки
Обязательные реквизиты маркировки |
Наименование образца |
|||||
Крем «Мерцание» |
Крем «Русское поле» |
Крем «Рада +» |
Крем «Синильга» дневной |
Крем «Синильга»вечерний |
Крем «Золо-той корень» |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1.Наименование товара |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
2. Страна и фирма изготовитель |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3. Товарный знак изготовителя |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
4. Сведения характеризующие данный товар. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5. Штриховой код |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
6. Обозначение НД |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
7. Информация об обязательной сертификации |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
8. Дата изготовления |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
9. Срок годности |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Примечание: "+" – реквизит присутствует на маркировке;
"-" – реквизит отсутствует на маркировке.
Экспертиза показателей безопасности потребления косметических товаров
Показатели безопасности косметических товаров содержатся в «Санитарных правилах и нормах» СанПин 1.2.681-97. При экспертизе косметических товаров определяются микробиологические показатели безопасности, клинико-лабораторные показатели безопасности, органолептические и физико-химические показатели.
Органолептические и физико-химические показатели.
Изменения внешнего вида, цвета, запаха косметических товаров свидетельствует о снижении качества, и использование этих товаров может быть не безопасно для человека. Поэтому при экспертизе безопасности косметических товаров определяют органолептические показатели. Целый ряд физико-химических показателей может служить показателями безопасности косметических товаров (содержание соединений свинца, мышьяка, ртути недопустимо; водородный показатель рН, кислотное число и др.)
Все косметические товары подлежат обязательной сертификации, при которой проводится экспертиза показателей безопасности. Экспертиза косметических товаров проводится в испытательных лабораториях аккредитованных органов по сертификации Госстандарта РФ.
Мною была проведена экспертиза качества шести образцов косметических препаратов, производимых ООО «Живая косметика России».
Результаты экспертизы качества кремов косметических, проводимой органолептическими методами, представлены в таблице 2.3.2.
Таблица 2.3.2
Результаты органолептической оценки качества косметических товаров
Показатель |
Требования стандарта |
Фактическая характеристика |
|||||
крем для век "Мерцание" |
молодежный крем для нормальной и жирной кожи "Русское поле" |
крем для ног "Рада +" |
крема косметического дневного "Синильга" |
крема косметического вечернего "Синильга" |
крема дневного "Золотой корень с прополисом" |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Внешний вид |
Однородная масса не содержащая посторонних примесей |
Однородная желеобразая масса, с золотистыми добавками |
Однородная желеобразная масса, не содержит посторонних примесей |
Однородная желеобразная консистенция,без посторонних примесей |
Жидковатая, гелеобразная масса, однородная без посторонних примесей |
Однородная, желеобразная масса без посторонних примесей. |
Однородная желеобразная масса без посторонних примесей |
Цвет |
Свойственный цвету крема данного наименования |
Желтовато-коричневый, так как содержит мед пчелиный. |
Желтовато-белый. |
Желтоватый |
Кремовый. |
Коричневато- желтый. |
Коричневый. |
Запах |
Свойственный запаху крема данного наименования |
Травянистый с медом |
Травянистый, так как содержит лечебные травы. |
Запах меда, так как содержит прополис. |
Травянистый. |
Травянистый. |
Прополиса |
Таким образом, кремы косметические изготовляемые ООО "Живая косметика России" имеют высокие органолептические показатели качества и не имеют отклонений от норм. Это говорит о том, что на предприятии соблюдают все условия при изготовлении и хранении косметических товаров. Упаковка у всех шести наименований кремов достаточно красочная. Но есть небольшие отклонения по маркировке, на всех кремах отсутствует масса (объем), штрих код, предупредительные и экологические знаки, а так же у 5 наименований кремов отсутствует информация об обязательной сертификации. Такая информация имеется только на креме "Золотой корень с прополисом". В остальном отклонений от норм стандарта не наблюдалось.
Выводы и предложения
В ходе данной работы была проанализирована конъюнктура рынка, изучена структура ассортимента косметических товаров, вырабатываемых ООО "Живая косметика России", и проведена экспертиза качества кремов косметических "IPSO" по основным показателям и нормам стандартов. Кроме этого, дана полная классификация и характеристика ассортимента лечебно-профилактической косметики. В работе представлены потребительские свойства лечебно-профилактической косметики «IPSO», а так же экспертиза ассортимента и экспертиза качества.
По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
1. Предприятие ООО «Живая косметика России» изготовляет только лечебно-профилактическую косметику.
2. Вся косметическая продукция «IPSO» предприятия ООО «Живая косметика России» изготовлена только из натурального сырья, без химических добавок.
3. Производственный, и, соответственно, торговый ассортимент предприятия имеет следующие особенности:
- наибольший удельный вес занимают кремы для лица – 43,8 %, наименьший удельный вес занимают кремы после бритья – 3,7 %;
- на предприятии выпускают большой объем регенерирующих кремов – 37%;
- ассортимент косметических товаров рассчитан на потребителей со средним и низким достатком.
4. Кремы, изготовляемые на предприятии, имеют не полную маркировку. Упаковка косметических товаров красочная, что привлекает внимание потребителей. Наибольший удельный вес занимает упаковка в виде баночек 30 мл – 32,7%.
5. Предприятие постоянно пополняет свой ассортимент новыми товарами.
6. Предприятие реализует свою косметику во многих других городах Сибири и Дальнего Востока, а так же Казахстана и Якутии. Реализация косметических товаров «IPSO» идет только через специально обученных людей.
Предприятию можно порекомендовать:
1. расширить ассортимент косметической продукции;
2. уделять больше внимания рекламе косметических средств «IPSO».
3. постепенно увеличивать объемы производства за счет увеличения производственной площади предприятия, внедрения нового оборудования, расширения круга поставщиков сырья;
4. уделять больше внимания правильности маркировки косметических товаров;
5. .внедрять свое оборудование для изготовления упаковок и этикеток;
6. больше внимания уделять оформлению товара, так как потребитель в первую очередь обращает внимание на красивую упаковку;
7. можно расширить ассортимент косметическими товарами для ухода за полостью рта (зубные пасты, эликсиры, освежители, дезодоранты, ополаскиватели). Так же отсутствует в ассортименте косметика до бритья (лосьоны), для бритья (кремы, пены, желе, гели), а из косметики после бритья имеется только крем, нет бальзамов, желе и лосьонов.
Таким образом, предприятие ООО “Живая косметика России” выпускает только лечебно-профилактическую косметику. Наибольший удельный вес занимают кремы для лица. На предприятии выпускают большой объем регенерирующих кремов, а так же кремов для молодежи, мало детской косметики. В ассортименте имеются средства ухода за волосами (для мытья волос, для укладки и фиксации, для лечения). Большое внимание изготовители данного предприятия уделяют средствам для лечения волос. Цены на исследуемом предприятии отвечают тому контингенту покупателей, который оно обслуживает. Много косметики для потребителей со средним прожиточным минимумом и элитной косметики. Имеется так же косметика для покупателей с низким достатком. Натуральные вещества, входящие в состав косметических препаратов подобраны с учетом особенностей нашего климата. Данные косметические препараты не имеют аналогов в мире. Они включают разнообразные добавки Сибирской флоры и фауны. И это выделяет ее среди большого потока косметических товаров на рынке России.
В целом предприятию ООО «Живая косметика России» можно рекомендовать продолжать работу в выбранном направлении. Поставлять на рынок качественную продукцию, а так же из года в год удивлять покупателей своими уникальными нововведениями в области косметологии.
Библиографический список
1. Барченкова В.И. Основы товароведения непродовольственных товаров. – М.: Экономика, 1991. – 288с.
1. Борзовский А.Л., Вольфенсон И.И. Косметика сегодня. – М.: Химия, 1988. – 150с.
2. Вопросы товароведения и экономики торговоли./ Под ред. Э Кольк, - Тарту: ТГУ, 1980.-310 с.
3. Каспаров Г.Н. Основы производства парфюмерии и косметики. М.: Агропромиздат, 1988. – 350с.
4. Каспаров Г.Н. Парфюмерно-косметическое производство. М.: Агропромиздат, 1989. – 240с.
5. Коммерческое товароведение./ Под ред.В.И. Теплова. – М.: ИД "Дашков и Ко", 2000. – 196с.
6. Товароведение непродовольственных товаров./ Под ред В.А. Агбаш. – М.: Экономика, 1989. – 230 с.
7. Товароведение потребительских товаров./ под ред. М.А. Николаева. – М.: Норма, 1997.-320с.
8. Энциклопедия для женщин./ Сост. С. Романов. – М.: Фирма "Идеал": Ассоц. "Астор", 1994. – 260 с.
9. Пути сохранения качества и снижения потерь товаров в торговле./ Под ред. В.Е. Мицыка. – Киев: КТЭИ, 1990.- 160 с
10. Энциклопедия красоты и хорошего самочувствия. – Краснодар: Кн. Изд-во: ТОО "Торжок", 1994.-60с
11. Энциклопедия молодой женщины./ Под ред. В.П. Меженикова. – Иркутск: Карапалпакстан, 1992.- 110с
12. Фортейль Г,, Поллак Э.И, Берхольц М. Косметика. – Киев: Выща школа, 1990. – 300с
13. Вилкова С.А. Товароведение и экспертиза парфюмерно-косметических товаров. – М.: Деловая литература, 2000. – 170 с.
14. Платов Ю.Т., ИсаевС.М. Цвет, мотив, выбор: многомерные методы в анализе потребительских предпочтений. – Владивосток: Изд-во Дальневост. Ун-та, 1990. – 80 с.
15. Исследование потребления косметических товаров по регионам России за первый квартал 2002 года. // Новости в мире косметики. – 2002. - №2. – с.3-8.
ГОСТ 29189-91 "Кремы косметические: общие технические условия"
Приложение
18.01.2003.1.1 ООО “Живая косметика России”
телефон: 748619
факс: 748699
Прайс-лист
№ |
Наименование товара |
Цена, руб. |
Назначение |
|
функциональное |
Возраст |
|||
1 |
Крем «Снежана» |
45,30 |
Увлажняющий дневной |
18+ |
2 |
Крем «Лесной ветер» |
86,90 |
Питательныйночной |
18+ |
3 |
Крем «Соната» |
65,27 |
Регенерирующий |
25+ |
4 |
Крем «Вопрос» |
35,45 |
Питательный |
40+ |
5 |
Молочко «Зеленое молоко» |
75,80 |
с солнцезащитным действием |
18+ |
6 |
Крем «Бролле» |
175,50 |
Регенерирующий |
35+ |
7 |
Крем «Мерцание» |
128,0 |
Регенерирующий |
35+ |
8 |
Крем «Мерцание облака» |
146,9 |
Регенерирующий |
30+ |
9 |
Крем «Живое дерево» |
78,0 |
Регенерирующий |
20+ |
10 |
Молочко «Ветвяна» |
46,8 |
Увлажняющий |
40+ |
11 |
Крем «Рада» |
160,2 |
Питательный для сухой |
30+ |
12 |
Крем «Рада +» |
158,5 |
Регенерирующий для сухой |
30+ |
13 |
Крем «Вересковье» |
98 |
Регенерирующий для нормальной |
30+ |
14 |
Крем «Русское поле» |
64,5 |
Увлажняющий для нормальной |
30+ |
15 |
Молочко «Риголли» |
92,0 |
Регенерирующий для нормальной |
45+ |
16 |
Крем «Роза востока» |
55,6 |
с солнцезащитным действием |
20+ |
17 |
Лосьон "Тельга" |
64,8 |
Регенерирующий для жирной |
25+ |
19 |
Лосьон "Тельга М" |
86,90 |
Регенерирующий для нормальной |
25+ |
20 |
Лосьон "Возгори" |
65,27 |
Питательные для жирной |
45+ |
21 |
Крем "Возгори" |
35,45 |
Регенерирующий для жирной |
45+ |
22 |
Молочко "Возгори" |
75,80 |
Регенерирующий для сухой |
45+ |
23 |
Крем «Синильга» |
175,50 |
Регенерирующий для нормальной |
18+ |
24 |
Крем "Синильга" |
128,0 |
Питательные дневной |
18+ |
25 |
Крем "Синильга" |
146,9 |
Питательные ночной |
18+ |
26 |
Крем "Синильга" |
78,0 |
Увлажняющий для нормальной |
18+ |
27 |
Крем "Воспрятие" |
46,8 |
с солнцезащитным действием |
16+ |
28 |
Молочко "Цветы" |
160,2 |
Увлажняющий дневной |
25+ |
29 |
Молочко "Цветы+" |
158,5 |
Увлажняющий ночной |
25+ |
30 |
Молочко "Цветение" |
98,2 |
Увлажняющий дневной |
25+ |
31 |
Молочко "Цветение +" |
64,5 |
Питательные ночной |
25+ |
32 |
Крем "Весток" |
92,0 |
Регенерирующий дневной для жирной |
35+ |
33 |
Крем "Весток" |
71,5 |
Регенерирующий ночной для жирной |
35+ |
34 |
Крем "Душа цветка" |
110,8 |
Питательные дневной |
20+ |
35 |
Крем "Душа цветка" |
102,5 |
Питательные ночной |
20+ |
36 |
Крем "Душа ягод" |
128,0 |
Увлажняющий дневной |
20+ |
37 |
Крем "Душа ягод " |
146,9 |
Увлажняющий ночной |
20+ |
38 |
Крем "Душа дерева" |
78,0 |
Питательные дневной |
30+ |
39 |
Крем "Душа дерева" |
46,8 |
Питательные ночной |
30+ |
40 |
Крем "Душа ветра" |
160,2 |
Увлажняющий дневной |
30+ |
41 |
Крем "Золотой корень" |
158,5 |
Регенерирующий дневной |
18+ |
42 |
Крем "Душа ветра" |
158,5 |
Регенерирующий ночной |
30+ |
43 |
Крем "Душа ветра" |
98,1 |
Регенерирующий для ног |
30+ |
44 |
Крем "Душа земли" |
64,5 |
Регенерирующий для рук |
50+ |
45 |
Крем "Душа земли" |
92,0 |
Регенерирующий для лица |
50+ |
46 |
Крем "Душа огня" |
55,6 |
для жирной с солнцезащитным действием |
16+ |
47 |
Крем "Душа огня" |
64,8 |
с солнцезащитным действием, для сухой |
16+ |
48 |
Крем "Душа воды" |
64,7 |
Регенерирующий для рук ночной |
40+ |
49 |
Крем "Душа воды" |
55,6 |
Регенерирующий для рук дневной |
40+ |
50 |
Крем "Звезда" |
64,8 |
Увлажняющий для тела |
20+ |
51 |
Крем "Сияние звезд" |
78,0 |
Увлажняющий |
16+ |
52 |
Крем "Возвращение весны" |
46,8 |
Увлажняющий ночной |
45+ |
53 |
Крем "Возвращение лета" |
160,2 |
Регенерирующий ночной |
50+ |
54 |
Крем "Сияние солнца" |
112 |
Регенерирующий ночной |
45+ |
55 |
Крем "Мерцание воды" |
84,2 |
Регенерирующий дневной |
30+ |
56 |
Крем "Зори" |
84,0 |
с солнцезащитным действием |
16+ |
57 |
Крем "Красный корень" |
55,6 |
Регенерирующий для сухой |
35+ |
58 |
Крем "Золотой корень С" |
64,8 |
Питательные для нормальной |
25+ |
59 |
Крем "Бель контроль" |
78,0 |
Регенерирующий для нормальной |
30+ |
60 |
Лосьон "Бель контроль" |
46,8 |
Регенерирующий для нормальной |
30+ |
61 |
Молочко "Бель контроль" |
160,2 |
Регенерирующий для нормальной |
30+ |
62 |
Крем "Бальон" |
98,8 |
с солнцезащитным действием |
20+ |
63 |
Крем "Галеровый" |
64,5 |
Регенерирующий для лица |
40+ |
64 |
Крем "Галеровый с ромашк." |
92,0 |
Регенерирующий для рук |
40+ |
65 |
Крем "Галеровый с медом" |
55,6 |
Регенерирующий для ног |
40+ |
66 |
Крем "Мед с молоком" |
64,8 |
Питательный для тела |
20+ |
67 |
Крем "Растрепа" |
78,0 |
Увлажняющий утренний |
16+ |
68 |
Крем "Березовый сок" |
46,8 |
Регенерирующий для жирной |
30+ |
69 |
Крем "Малиновый сок" |
160,2 |
Регенерирующий для сухой |
30+ |
70 |
Крем "Вишневый сок" |
158,5 |
Регенерирующий для нормальной |
30+ |
71 |
Крем "Фруктовый сок" |
74,2 |
Регенерирующий для рук |
30+ |
72 |
Крем "Смородиновый лист" |
49,5 |
Регенерирующий для ног |
30+ |
73 |
Крем "Огуречный сок" |
33,8 |
Регенерирующий для век |
25+ |
74 |
Крем "Лимон с капустой" |
158,5 |
Регенерирующий для волос |
|
75 |
Крем "Мякоть плода" |
98,8 |
Регенерирующий для лица, нормальной |
25+ |
76 |
Крем "Желание" |
132 |
Увлажняющий интимный женский |
18+ |
77 |
Крем "Желание +" |
92,0 |
Питательный интимный мужской |
18+ |
78 |
Крем "Желание +2" |
125,6 |
Питательный интимный женский |
18+ |
79 |
Крем "Конфетка" |
64,8 |
Регенерирующий |
20+ |
80 |
Крем "Восхождение к небу" |
38,9 |
с солнцезащитным действием |
16+ |