СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Экономическое содержание и назначение НДС в современных условиях

2. Плательщики и объект обложения НДС

3. Порядок расчета НДС

4. Льготы по НДС

Заключение

Перечень использованной литературы



Введение

Налог на добавленную стоимость введен с 1 января 1992 года, заменив собой налог с оборота. Этот косвенный налог вызывает много нареканий со стороны плательщиков и аналитиков, потому что, за счет несовершенства определения налоговой базы и высоких ставок он тяжелым налоговым бременем ложится на большинство предприятий и организаций России, но при этом он является одним из основных налогов, обеспечивающих устойчивые, регулярные и значительные налоговые доходы бюджетов всех уровней.

Учитывая такое противоборство налогоплательщиков, порой доходящее до требования отменить данный налог, считаю рассмотрение в данной контрольной работе вопросов, касающихся экономической сущности и значения НДС, его роли в бюджете, плательщиков, объектов и льгот НДС, достаточно актуальной и интересной темой.

 После освещения и изучения этих вопросов на основе полученных знаний попытаемся сформировать свое отношение к данному налогу и его элементам.

1. Экономическое содержание и назначение НДС в современных условиях

 В этом вопросе мы попытаемся раскрыть место и роль НДС в современной налоговой системе РФ, показать его значение в формировании доходной базы федерального бюджета РФ [2].

Это федеральный налог, взимаемый на всей территории РФ, форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения. Определяется как разница между стоимостью реализованной продукции и стоимостью затрат, отнесенных на издержки производства, относится к косвенным налогам на товары и услуги.. Сумма налога определяется как разница между сумами налога, полученными от покупателей за реализованную продукцию и суммами налога, уплаченного поставщикам при приобретении товаров (работ, услуг) [4].

Таблица №1

Роль динамики НДС в формировании бюджетов всех уровней

Показатели

1996

1997

1998

1999

1. Удельный вес НДС в общей сумме доходов консолидированного бюджета

25,77

25,69

23,82

24,09

2. Удельный вес НДС в общей сумме доходов федерального бюджета

36,11

37,48

34,62

36,11

3. Удельный вес НДС в общей сумме доходов региональных бюджетов

13,04

12,48

13,02

15,76

4. Удельный вес НДС в общей сумме налоговых доходов консолидированного бюджета

30,42

30,77

28,76

31,87

5. Удельный вес НДС в сумме налоговых доходов федерального бюджета

46,55

49,01

44,36

45,77

6. Удельный вес НДС в сумме налоговых доходов региональных бюджетов

16,56

16,32

16,81

17,07

Анализ динамики НДС свидетельствует о ведущей роли этого налога в формировании доходов бюджетов всех уровней. В сумме налоговых бюджетов всех уровней доля НДС, за анализируемый период составляла более половины всех налоговых поступлений. Несмотря на колебания уровня НДС в доходах бюджетов, этот налог является главным источником пополнения казны государства. Это основной косвенный налог. Он был впервые введен с 1992 году со ставкой 28%. В последующие годы ставка снижалась, но продолжала оставаться высокой, по сравнению с другими странами. НДС заменил действовавшие до него налог с оборота. Высокая ставка НДС была определена из расчета сумм налога с оборота, обеспечивающего стабильные бюджетные доходы в 1991 г.

История российской правоприменительной практики в отношении исчисления и уплаты НДС дает два основных свидетельства. Во-первых с точки зрения корпоративных финансовых интересов этот налог отвлекает существенные ресурсы из оборота предприятия, и все последние годы подвергался жесткой критике, вплоть до требования его отмены. Во-вторых, с позиции публичных финансовых интересов НДС необходим как основной и наиболее стабильный доходный источник российского бюджета.

Оценка роли и места НДС неоднозначна: практики полагают, что этот налог как нельзя лучше обеспечивает бюджетные потребности, а аналитики критикуют его за излишнюю фискальность, неотработанностью налоговой базы и чрезмерно высокие ставки. НДС считают они не адаптирован к отечественной экономике на этапе её перехода к рынку, что объясняет существенные недостатки в формировании налоговой базы и исчисления НДС. Органично вписывается НДС в модели западных экономических систем и выполняет там важную роль в регулировании товарного спроса. Этот налог является основным налогов в экономике более чем 60 стран мира.

Западная практика использования НДС подтверждает, что этот налог обеспечивает устойчивую и широкую базу формирования бюджета благодаря своей универсальности. НДС выполняет важную роль нивелира стоимостных колебаний в экономике при условии равновесия между денежным спросом и товарным предложением [4].


2. Плательщики, налог обложения НДС

Согласно статье 143 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются: организации и индивидуальные предприниматели;

А по статье 146 НК РФ Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Феде­рации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предос­тавлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не при­нимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потреб­ления;

4) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.


3. Порядок расчета НДС

С начла определяется налоговая база для начисления НДС. В предыдущей главе мы рассмотрели объекты налогообложения, поэтому нам будет не трудно определить налоговую базу. Затем по соответствующей данной категории товаров (работ, услуг) ставке мы определяем сумму исчисленного налога. При этом следует учитывать по какому методу работает предприятие:  если «по оплате», то налоговая база исчисляется только по тем товарам (работам, услугам), которые оплачены и фактически получена, а если «по отгрузке» - то по всем товарам (работам, услугам), данного  отчетного периода, не зависимо от фактической их оплаты.

Затем определяют сумму налога подлежащего уплате в бюджет: она определяется как сумма налога исчисленного по соответствующей ставки уменьшенного на сумму налогового вычета. К ним относятся суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров(работ, услуг). Более подробно налоговые вычеты раскрывает статья 171 НК РФ.


Пример

1. Предприятие работает по методу «по отгрузки»

В отчетном периоде предприятие получило товаров на сумму 120000 рублей, в т.ч. НДС 20000 руб., а оплатило только 72000 рублей

Отгружено товаров на сумму без НДС 110000 рублей, поступила оплата на сумму 120000 рублей

Ставка НДС - 20%


Расчет НДС подлежащего уплате в бюджет

Налоговая база для исчисления НДС - 110000 руб., т.к. предприятие работает по методу «по отгрузке», то при расчете используется  сумма отгруженной продукции, не зависимо оплачена она или нет

Ставка НДС - 20%., значит сумма исчисленного налога

110000 * 20% = 22000 рублей

Налоговые вычеты применяются в размере, 12000 рублей. Т.к. из полученной суммы товаров оплачено только 72000 рублей, в т.ч. НДС 20% - 12000 руб.

Сумма налога подлежащая уплате в бюджет - 22000 - 12000 = 10000 рублей


4. Налоговые льготы по НДС

К льготам по налогу на добавленную стоимость можно отнести: во первых, это право освобождения от уплаты НДС при выполнение определенных условий, во вторых, к этому относится тот факт, что согласно НК ФР не все товары (работы, услуги) подлежат налогообложению НДС, а в третьих к этому можно отнести, сниженную ставку по НДС на отдельные группы товаров.

Согласно статье 145 НК РФ:

1. Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее - освобождение), если за три пред­шествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реа­лизации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога и налога с продаж не превысила в сово­купности один миллион рублей.

Лица, использующие право на освобождение, должны представить со­ответствующее письменное уведомление и документы, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.

Согласно статьи 149 НК РФ:

1. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) предоставление арендодателем в аренду на территории РФ помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитован­ным в Российской Федерации.

2. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации:

1) Медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Фе­­дерации:

2) медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, в том числе врачами, занимающимися частной меди­цинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и сани­тарно-эпидемиологических услуг.

3) услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предостав­­ляемых государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты лицам, необходимость ухода за которыми подтверждена соответст­вующими заключениями органов здравоохранения и органов социальной защиты населения;

4) услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спор­­тивные) и студиях;

5) продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столо­выми медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и реали­зуемых ими в указанных учреждениях, а также продуктов питания, непо­средственно произведенных организациями общественного питания и реа­лизуемых ими указанным столовым или указанным учреждениям.

6) услуг по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказываемых архивными учреждениями и организациями;

7) услуг по перевозке пассажиров: городским пассажирским транспортом общего пользования (за исклю­чением такси, в том числе маршрутного

морским, речным, железнодорожным или автомобильным транспортом (за исключением такси, в том числе маршрутного) в пригородном сообще­нии при условии осуществления перевозок пассажиров по единым тарифам с предоставлением всех льгот на проезд

8) ритуальных услуг, работ (услуг) по изготовлению надгробных памят­ников и оформлению могил, а также реализация похоронных принадлежно­стей (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации);

9) почтовых марок (за исключением коллекционных марок), маркиро­ванных открыток и маркированных конвертов, лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа;

10) услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жи­лищном фонде всех форм собственности;

11) монет из драгоценных металлов (за исключением коллекционных монет), являющихся валютой Российской Федерации или валютой ино­странных государств.

12) долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок (включая форвардные, фьючерсные кон­тракты, опционы);

13) услуг, оказываемых без взимания дополнительной платы, по ре­монту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов, в том числе медицинских товаров, в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним;

14) услуг в сфере образования по проведению некоммерческими обра­зовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.

15) ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ, выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, ох­раняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций

16) работ, выполняемых в период реализации целевых социально-эко­номических программ (проектов) жилищного строительства для военно­служащих в рамках реализации указанных программ (проектов

17) услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистраци­онных и патентных пошлин и сборов, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав

18) товаров, помещенных под таможенный режим магазина беспошлин­ной торговли;

19) товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров и по­дакцизного минерального сырья, реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федера­ции в соответствии с Федеральным законом "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об ус­тановлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации".

20) оказываемых учреждениями культуры и искусства услуг в сфере культуры и искусства

21) работ (услуг) по производству кинопродукции, выполняемых (оказываемых) организациями кинематографии, прав на использование (включая прокат и показ) кинопродукции, получившей удостоверение на­ционального фильма;

22) услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Фе­дерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслужива­нию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание;

23) работ (услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию мор­ских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), а также лоцманская проводка;

24) услуг аптечных организаций по изготовлению лекарственных средств, а также по изготовлению или ремонту очковой оптики (за исклю­чением солнцезащитной), по ремонту слуховых аппаратов и протезно-орто­педических изделий, перечисленных в подпункте 1 пункта 2 настоящей ста­тьи, услуги по оказанию протезно-ортопедической помощи.

3. Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложе­ния) на территории Российской Федерации следующие операции:

1) реализация (передача для собственных нужд) предметов религиоз­ного назначения и религиозной литературы (в соответствии с перечнем, ут­верждаемым Правительством Российской Федерации по представлению ре­лигиозных организаций (объединений), производимых и реализуемых рели­­гиозными организациями (объединениями), организациями, находящимися в собственности религиозных организаций (объединений), и хозяйствен­ными обществами, уставный (складочный) капитал которых состоит полно­стью из вклада религиозных организаций (объединений), в рамках религи­­озной деятельности, за исключением подакцизных товаров и минерального сырья, а также организация и проведение указанными организациями рели­гиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий;

2) реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для собст­венных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждае­мому Правительством Российской Федерации по представлению общерос­сийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключе­нием брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реали­зуемых: общественными организациями инвалидов, среди членов которых инва­лиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов;

организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкла­дов указанных в абзаце втором настоящего подпункта общественных орга­низаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;

учреждениями, единственными собственниками имущества которых яв­ляются указанные в абзаце втором настоящего подпункта общественные ор­ганизации инвалидов, созданными для достижения образовательных, куль­турных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими при противоту­беркулезных, психиатрических, психо-неврологических учреждениях, уч­реждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения;

3) осуществление банками банковских операций (за исключением ин­кассации), в том числе: привлечение денежных средств организаций и физических лиц во вклады; размещение привлеченных денежных средств организаций и физиче­ских лиц от имени банков и за их счет; открытие и ведение банковских счетов организаций и физических лиц; осуществление расчетов по поручению организаций и физических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; кассовое обслуживание организаций и физических лиц; купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации; выдача банковских гарантий; оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы "клиент - банк", включая предоставление программного обеспечения и обу­чение обслуживающего указанную систему персонала;

4) операции, осуществляемые организациями, обеспечивающими ин­формационное и технологическое взаимодействие между участниками рас­четов, включая оказание услуг по сбору, обработке и рассылке участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами;

5) осуществление отдельных банковских операций организациями, ко­торые в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе их совершать без лицензии Центрального банка Российской Федерации;

6) реализация изделий народных художественных промыслов признан­­ного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном Правитель­ством Российской Федерации;

7) оказание услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию страховыми организациями, а также оказание услуг по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами.

В целях настоящей статьи операциями по страхованию, сострахованию и перестрахованию признаются операции, в результате которых страховая организация получает: страховые платежи (вознаграждения) по договорам страхования, со ­страхования и перестрахования, включая страховые взносы, выплачивае­мую перестраховочную комиссию (в том числе тантьему); проценты, начисленные на депо премии по договорам перестрахования и перечисленные пере страхователем перестраховщику; страховые взносы, полученные уполномоченной страховой организа­цией, заключившей в установленном порядке договор со страхования от имени и по поручению страховщиков; средства, полученные страховщиком в порядке суброгации, от лица, от­ветственного за причиненный страхователю ущерб, в размере страхового возмещения, выплаченного страхователю;

8) проведение лотерей, организация тотализаторов и других основанных на риске игр

9) реализация руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов для производства драгоценных металлов и аффинажа; реализация драгоцен­ных металлов и драгоценных камней налогоплательщиками (за исключением указанных в подпункте 6 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса) Государ­ственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации и бан­кам; реализация драгоценных камней в сырье (за исключением необрабо­­танных алмазов) для обработки предприятиям независимо от форм собст­венности для последующей продажи на экспорт; реализация драго­ценных камней в сырье и ограненных специализированным внешнеэконо­­мическим организациям, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации и банкам; реализация драгоценных металлов из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации из фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации специализированным внешнеэко­номическим организациям, Центральному банку Российской Федерации и банкам, а также драгоценных металлов в слитках Центральным банком Рос­сийской Федерации и банками при условии, что эти слитки остаются в од­ном из сертифицированных хранилищ (Государственном хранилище ценно­стей, хранилище Центрального банка Российской Федерации или хранили­щах банков);

10) реализация необработанных алмазов обрабатывающим предпри­ятиям всех форм собственности;

11) внутрисистемная реализация (передача, выполнение, оказание для собственных нужд) организациями и учреждениями уголовно-исполнитель­ной системы произведенных ими товаров

12) передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных органи­зациях", за исключением подакцизных товаров;

13) реализация входных билетов, форма которых утверждена в установ­ленном порядке как бланк строгой отчетности, организациями физической культуры и спорта на проводимые ими спортивно-зрелищные мероприятия; оказание услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для проведения указанных мероприятий;

14) оказание услуг членами коллегий адвокатов, а также оказание услуг коллегиями адвокатов (их учреждениями) членам этих коллегий в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности;

15) оказание финансовых услуг по предоставлению займа в денежной форме;

16) выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фун­даментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ас­социаций; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструктор­­ских работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров;

18) услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и орга­низаций отдыха, расположенных на территории Российской Федерации, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности;

19) проведение работ (оказание услуг) по тушению лесных пожаров;

20) реализация продукции собственного производства организаций, за­нимающихся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет не менее 70 процентов, в счет натуральной оплаты труда, натуральных вы­дач для оплаты труда, а также для общественного питания работников, при­влекаемых на сельскохозяйственные работы;

 Согласно статьи 164 НК РФ по ставке не 20%, а 10% облагаются ряд продовольственных товаров и товаров для детей. Кроме это товары , помещенные под таможенный режим экспорта; работы (услуги) непосредственно связанные с производством данных товаров и услуг связанный с перевозкой этих товаров через таможенную территорию РФ; услуги, связанные с перевозкой граждан  и багажа за пределами РФ; работы (услуги) непосредственно выполняемые в космическом пространстве, а также комплексы подготовительных наземных работ…; драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющую их добычу из лома и отходов, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ,. ЦБ РФ, банкам облагаются по ставке 0%, что то же является льготой, стимулирующей развитие данных сфер.

Заключение

В данной контрольной работы был рассмотрен налог на добавленную стоимость: его плательщики, объекты, льготы, порядок расчета, а самое главное его экономическую сущность и значение.

Конечно, аналитики правы критикуя НДС за излишнюю фискальность и несовершенство формирования налоговой базы, а ставка налога может быть, и снижена, но этот налог необходим для России на данном этапе развития. Он как нельзя лучше обеспечивает бюджет регулярными и устойчивыми доходами. Кроме того нельзя не учитывать то, что он выполняет роль «…нивелира стоимостных колебаний между денежным спросом и товарным предложением» (Юткина «Налоги и налогообложение) в Западных странах.

Есть еще один минус НДС. НДС - косвенный налог и включается в цену товаров, работ и услуг. Увеличение цены в свою очередь (оно происходит на все предприятия - налогоплательщиках, а НДС в России уплачивают большинство предприятий и предпринимателей) приводит к уменьшению спроса. То есть, в конечном счете тяжелое налоговое бремя НДС приводит к сокращению производства, что крайне негативно влияет на экономическое развитие как отдельных отраслей, так и всей экономике в целом.





Перечень использованной литературы


1. Кондраков Н.П.  «Бухгалтерский учет» Учебное пособие - 2-ое издание переработанное и дополненное - М.:ИНФРА-М, 1999;

2. Юткина Т.Ф. «Налоги и налогообложение» Учебник. 2-ое издание переработанное и дополненное - М.:ИНФРА-М, 2002;

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ) (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля 2002 г.);

4. Д.Г. Черник, Л.П. Павлова, А.З. Дадышев, В.Г. Князев. «Налоги и налогообложение» М.: ИНФРА-М, 2001

5. О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость Инструкция государственной налоговой службы РФ №39 от 11.11.95 г.