План:
Введение 3
1. Понятие личности. 4
2. Современные теории личности. 6
3. Психологическая структура личности. 11
Заключение 14
Список литературы 15
Введение
С одной стороны, мы хорошо знакомы с тем, что именуется "личностью", но, с другой стороны, оказываемся в величайшем затруднении, когда нам приходится растолковывать или хотя бы прояснять это понятие.
Это понятие стало центральным, особенно для тех, кто желает подчеркнуть неприкосновенность человеческого достоинства; но если нас спросят, что же, собственно, такое "личность", мы едва ли сумеем произнести хотя бы пару подходящих тривиальностей.
Понятие личности приобрело особую важность в наши дни
Романо Гвардини однажды метко описал личность такой фразой: «"Личность" означает, что я в моей самости, в конечном итоге, не могу быть управляемым никакой другой инстанцией, но принадлежу только самому себе».
Фома Аквинский подчеркивает, что личность - господин своих познавательных и волевых актов, и, таким образом, действует, а не "приводится в действие".
Кант, пытался обосновать понятие личности из практической философии. «Личности суть те существа, которые могут сами себя определять, следуя закону, данному собственным разумом»
Суммируя определения понятия «личность», существующие в научной литературе, можно дать ему следующее определение: ЛИЧНОСТЬ ЕСТЬ УСТОЙЧИВАЯ СИСТЕМА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЧЕРТ ЧЕЛОВЕКА.
Ключевым словом, является социальная значимость черт человека.
В то же время личность означает непохожесть, неповторимость и в своем роде уникальность какого-то человека. Эта взаимосвязь самости человека и его социально значимых черт и образуют сущность личности
1. Понятие личности.
Понятие «личность» многопланово, личность является объектом изучения многих наук: Философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т. д. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте.
В современной психологии под личностью понимается «индивид как субъект социальных отношений и социальной деятельности». В более узком смысле данное понятие выражает системное качество индивида, определяемое включенностью в общественные отношения и формирующееся в совместной деятельности и общении.
Само слово «личность» как многие психологические понятия, широко используется в повседневном общении. Когда хотят охарактеризовать какого-то человека, то часто говорят о нем то как о личности, то как об индивиде, индивидуальности. Индивид, индивидуальность – это конкретный человек, во всем своеобразии своих физических, физиологических, психологических и социальных качеств и свойств. Но индивидуальностью, вообще говоря, обладают не только люди. Каждый знает как не похожи друг на друга домашние животные – собаки, кошки, коровы: у каждого не только своя внешность, но и свой «нрав». Однако никто никогда не говорит о личности лошади или даже очень сообразительной собаки.
Нет никакого сомнения в том, что все новорожденные младенцы похожи друг на друга только на первый взгляд. Фактически каждый из них – уже индивидуальность… Но не личность! Человек становится личностью, а не рождается ею. Обязательно ли все становятся? Или только некоторые? Как говорит психолог А. Асмолов, «человеком рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают». Не даром же, наверное, можно слышать об одном: Настоящая личность!», а о другом: «Нет, это не личность. Так, ни то ни се».
Интересно, что слово «личность» испытало в истории множество изменений. Первоначально латинское слово «persona» означало маску, личину. В античном театре актер надевал ту маску, которая характеризовала основное содержание изображаемого персонажа. Потом маска как бы приросла и стала обозначать внутреннюю суть самого действующего лица. В Древнем Риме «персона» уже обозначала «лицо перед законом». При этом раб, тело и труд которого принадлежали господину, персоны иметь не мог, т.е. личностью не признавался.
В русском языке слово «личность» долго имело оскорбительный оттенок. В академическом словаре 1847г. говорилось, что личность, во-первых, «отношение одного лица к другому. Никакая личность не должна быть терпима в службе»; и, во-вторых, «колкий отзыв на чей-либо счет, оскорбление. Не должно употреблять личности».
Удивительно, что параллельно развивалось и совсем другое значение этого слова: «Ведаешь ли, от чего зависит твоя особенность, твоя личность, что ты есть?» - вопрошал А. Н. Радищев.
Так мог бы написать сегодняшний философ или психолог.
Слово «личность» чаще всего стало обозначать индивидуальность в ее социальных связях и отношениях.
В психологии понятие «личность» используется в двух основных значениях. Во-первых, личность – это любой человек, обладающий сознанием; по словам К. К. Платонова, «это конкретный человек или субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему». Другие психологи подчеркивают, что личностью следует называть человека, достигшего определенного уровня психического развития. Этот уровень, как указывает Л. И. Божович, характеризуется тем, что в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «Я». Такой уровень психического развития характеризуется также наличием у человека собственных взглядов, моральных оценок, делающим его относительно устойчивым и независимым от воздействий среды. Иначе говоря, человек являющийся личностью, обладает таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью и своим психическим развитием.
2. Современные теории личности.
Основные психологические теории личности прошли достаточно длинный путь развития. В современной отечественной психологии идет активное переосмысление сформировавшихся теоретических и методологических основ и взглядов на личность. Для выработки истинно научного психологического знания о личности важно всесторонне учесть достижения зарубежной психологии. Здесь можно выделить такие фундаментальные, признанные и полезные ориентации в зарубежной психологии, как:
1. Традиционные теории личности (В. Дильтей, К. Левин, В. Штерн, З. Фрейд, К. Юнг и др.);
2. Новые теории (Г. Айзенк, Д. Кеттел, А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс, К. Хорни и др.);
3. Новейшие теории (Э. Берн, К. Леонгард, Д. Мид, Г. Салливен, Сирс, Э. Фром и др.).
Содержательно все они представлены следующими теориями: психоаналитические концепции фрейдизма, постфрейдизма; бихивеористические концепции и небихивиористические, гуманистические теории, интеракцирнистские (интерперсональные) концепции; экзистенциалистические; социологические; электические и др.
2.1.В числе традиционных теорий личности заметное место занимает фрейдизм. Это направление в психологическом знании долгое время привлекает и сторонников и открытых оппонентов. Оно объясняет развитие и структуру личности иррациональными, антогоническими сознанию психическими факторами и использующее основную на этих представлениях технику психотерапии.
Анализируя причины функциональных заболеваний у своих пациентов, З. Фрейд пришел к выводу, что их источником могут быть происходившие ранее события, нанесшие человеку душевную рану или какое-либо отклонение в его развитии (особенно в период детства). Образуя таким образом комплексы, чаще всего не осознаваемые людьми, они продолжают оказывать влияние на их поведение, а также вызывать различные патологические симптомы. Используя различные методы (метод свободных ассоциаций, гипноз, толкование сновидений), он заметил, что осознание психических травм дает положительный врачебный эффект.
Все это позволило З. Фрейду выделить в психической жизни три уровня: бессознательный, предсознательный, сознательный.
Бессознательный – является источником инстинктивного заряда, прежде всего сексуального (либидо), и закрытого от сознания в силу запретов, налагаемых обществом.
Предсознательный – его содержание без труда может быть осознано человеком.
Сознательный – содержит социальные нормы и запреты, которые находятся в постоянном конфликте с бессознательным и подавляет его сексуальные и другие влечения.
Согласно З. Фрейду, сексуальное влечение в процессе развития человека претерпевает ряд изменений, связанных с фазами этого развития: Оральная фаза (до 1 года); анальная (1 – 3 года); Фаллическая (3 – 6 лет); латентная (6- 12/14 лет).
Отводя заметное место детству, психоаналитик обращает внимание психологов на то, что именно в этот период у человека формируются многие личностные комплексы и блокаторы. Задача психоанализа – найти те источники сексуальных нарушений, которые в дальнейшем приводят к неврозу. Следовательно в познании З. Фрейда имеется немало односторонне трактуемых представлений.
Психологические взгляды К. Юнга ориентированы, вслед за З. Фрейдом, на выделение в психике человека «сознательного» и «бессознательного». Он также утверждал, что бессознательному принадлежит решающая роль в регулировании поведения. Бессознательное, как замечает ученый, существует в 2-х формах:
А) индивидуальной (личной),
Б) коллективной – ее образует психический фонд, в котором закреплен опыт предшествующих поколений. Содержанием этого фонда являются инстинкты, влечения, архетипы.
Процесс становления личности К. Юнг называл индивидуацией, имеющей целью достижение собой связности (интеграции) коллективного бессознательного, благодаря которой личность реализует себя как неделимое целое в новом качестве. Благодаря этому он становиться самостью.
В зависимости от преобладания той или иной функции психики К. Юнг выделил следующие типологии личности: мыслительный, эмоциональный, чувствующий, интуитивный.
Все отмеченные положения, разработанные К. Юнгом, позволили отразить его системное понимание психики человека.
В составе традиционных теорий личности признается «теория поля», предложенная Куртом Левиным. Основные положения этой теории сводятся к следующим положениям. Прежде всего, отмечено, что субъект систематизирует мир явлений в относительных понятиях. Здесь мир воспринимается как феномен, обладающий основным свойством – целостностью. При этом принципиально утверждение о существовании внешнего физического поля и внутреннего психического поля личности. В психическом поле действуют силы притяжения и отталкивания субъективно значимых, мотивирующих компонентов.
Разработанная К. Левиным «теория поля» позволила ему выдвинуть концепцию динамической системы поведения личности, которая находится под напряжением, когда нарушается равновесие между человеком и окружающей средой. Им были озвучены положения личности в группе, лидерства, конфликта.
Имеется немало и других теорий. Заслуживают внимания положения, разработанные В. Дильтеем, о различных типах мировоззрения личности.
Таким образом, традиционные теории содержат в себе фундаментальные знания о психологии личности.
2.2.Новые теории личности объединяют идеи и концепции, которые касаются такого круга вопросов, как антропологизация и психологизация личности; представление личности через ее самоопределяющуюся сущность, являющуюся первичной или параллельной обществу; неофрейдистская теория личности, выступающая основой «Индивидуальной психологии» (Австриец Альфред Адлер – 1870-1937гг.); гуманистические теории личности и другие.
Среди отмеченных и других новых теорий важное место занимает гуманистическая психология, которая создана усилиями многих выдающихся психологов. Гордон Оллпорт (1897 – 1967гг.) разработал теорию самореализации, названную им «Концепцией функциональной автономии мотивов». Им предложен системный подход к изучению личности, позволивший ее рассматривать как развивающуюся и открытую психофизиологическую систему. Ее особенность состоит в стремлении к самоактуализации и реализации жизненного потенциала.
Один из лидеров гуманистической психологии Карл Роджерс (1902 – 1987гг.) считал, что фундаментальным компонентом личности выступает собственная жизненная концепция, которая формируется в процессе взаимодействия человека с социальной средой. Он предложил основные положения «Я-концепции». Согласно разработанной им теории, важное значение имеют следующие положения: общение нормальных людей должно быть индирективным, не оказывающим давления, уважающим индивидуальную позицию каждого человека; стержень или центр личности основывается на ее самооценке, которая формируется в результате взаимодействия с окружающими; ведущим мотивом личности является мотив роста «Я», который ускоряется, тормозится межличностными отношениями в социальной среде.
Рассогласование между «Я-концепцией» и представлением об идеальном «Я», которое находит адекватную самооценку, побуждает человека к личностному росту. К. Роджерс разработал также психологический инструментарий и процедуры психотерапии, которые способствуют более продуктивной реализации «Я-концепции».
Видный представитель гуманистической психологии Абрахам Маслоу (1907 – 1970гг.) предложил целостный подход к анализу личности и ее высших сущностных проявлений – любви, творчества, духовных ценностей. В соответствии с положениями его теории «Теории самоактуализации» особенности личности, существуя в виде врожденных потенций, актуализируются под влиянием социальных условий.
В составе новых теорий находит признание «Биосоциальная теория трех человеческих природ», которую предложил Мэрфи. По его заключению эти три природы заключают следующее: первая природа – человек как особый биологический вид с более острым умом и социальным инстинктом, который признается важнейшим инстинктом человека; вторая природа – человек как существо, обработанное цивилизацией, культурой, у которого способ мировосприятия ограничивается культурой; третья природа – человек, стремящийся к индивидуальному творчеству.
В рамках биосоциальных теорий Д. Кеттел предложил «Факториальную концепцию личностных черт». Здесь главное в исследовании личности – описание различных, более или менее обобщенных и коррелирующихся друг с другом свойств личности.
2.3.Новейшие теории личности представлены в психологии достаточно обширно. Эрик Берн (1902 – 1970гг.) разработал основы трансактного анализа, который предложен им в качестве теоретической и прикладной основы совершенствования качеств личности.
Новым в психологии явилось обоснование и разработка Сирсом «Деадической теории интеракции», согласно которой: исходная единица психологического анализа – диадическая система, описывающая комбинированные действия двух или более персон.
Джорж Келли (1905 – 1966гг.) разработал «Психологию личностных конструкторов». Согласно выдвинутой концепции организация психических процессов личности определяется тем, как она предвосхищает («конструирует») будущие события. Он отмечал, что каждый человек – исследователь, постоянно строящий свой образ реальностей посредством индивидуальной системы категориальных шкал – «личностных конструкторов» - и выдвигающий, исходя из этого образа, гипотезы о будущих событиях.
В целом важно понимать, что овладение всем богатством психологического знания о личности является важной предпосылкой для проникновения в глубины тайны человека, его поведения и деятельности. Учет достижений зарубежной психологии позволяет обогатить представления о личности, которые сложились в отечественной психологии. Это является важной предпосылкой для уточнения психологической структуры личности и обеспечения продуктивного развития и задействования творческого потенциала.
3.Психологическая структура личности.
Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые «чертами личности». Их очень много. Так, в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова, содержащим 51333 слова, около 1500 слов означают свойства личности. Но все это труднообозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое число подструктур. Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента.
Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, то есть индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, особенностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.
Далее, уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, умения, навыки и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер.
Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.
Различие людей между собой многопланово: на каждой из под структур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому не просто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью.
.
|
|
|
подструктуры ные подструктуры
воспитание
обучение
тренировки
|
Структура личности (К. Платонов)
Заключение
Мы говорили о личности человека, рассмотрев ее сущность и некоторые подходы к определению ее содержания.
Структура личности, предложенная наглядно демонстрирует тезис о том, что человек есть социально-биологическая система, подчеркивая значимость социального содержания индивидуальных и биологических его особенностей. Вместе с тем, данная структура определяет основные параметры и формы деятельности воспитателя, направленные на развитие и совершенствование различных сторон личности.
Структура личности по Фрейду обращает наше внимание опять-таки на социальную доминанту, регулирующую некоторые психические процессы и состояния человека.
Концепция Э. Берна позволяет рассмотреть личность человека с позиций проявления различных ее состояний, важных для межличностных отношений, в которые вступает человек прежде всего посредством общения, что само по себе уже является социальным актом.
Поэтому главным итогом должно стать понимание личности как устойчивой системы социально значимых черт человека, определяющих его как такового.
Также особенно важно подчеркнуть диалектическую взаимосвязь индивидуальных и социально значимых черт человека, так как одно не может существовать без другого.
Список литературы:
1. Коломинский Я. Л. Человек: психология. – Минск, 1998.
2. Психология и педагогика. Под ред. Абульхановой К. А., Васиной Н. В., Лаптева Л. Г., Сластенина В. А. – М., 1998.
3. Столяренко Л. Д. Очновы психологии. – Ростов-на-Дону, 1997.