Содержание




1.

Анализ инвестиционной деятельности в России

3

2.

Задание №1

13


Список литературы

16




1. Анализ инвестиционной деятельности в России


Инвестиции - это неотъемлемая часть рыночных отношений, основная целевая направленность которых состоит в устойчивом, поступательном и регулируемом развитии общественного производства. Недооценка роли инвестиционной деятельности или хотя бы сужение ее функций неизбежно приведет к диспропорциям в экономической жизни, к усилению социальной напряженности, к обострению противоречий общественного развития.

Анализ кризисной ситуации в российской экономике, основанный на исследовании многочисленных научных публикациях и статистических материалах, подвел многих авторов к выводу, что отсутствие позитивных сдвигов в развитии рыночных отношений во многом было обусловлено торможением инвестиционной активности. В связи с этим определенный интерес представляли работы, в которых анализировалось развитие инвестиционного процесса в течение 90-х годов.

С учетом того, что сегодня проявляется большая активность в области привлечения зарубежных инвестиций в различных территориальных образованиях, и с этой целью даже вносятся изменения в местные нормативные и законодательные акты, в дополнение к вышесказанному изучались научные публикации, авторы которых занимались исследованием региональных аспектов развития инвестиционной деятельности. Им удалось не только выявить причины экономического и, прежде всего, промышленного отставания нашего государства по сравнению с большинством стран с переходной экономикой, но и наметить пути выхода из затяжного кризиса, отыскать возможность развития инвестиционного процесса как неотъемлемой части рыночных отношений.

Собственно через инвестиционные процессы реализуется способность общества противостоять внутренним и внешним факторам дезорганизации, осуществляется более рациональное его функционирование и развитие. То есть инвестиции обеспечивают материальную основу существования государства и выполнение им своих основных функций.

В наиболее общем виде инвестиции можно определить как экономические отношения, возникающие в процессе формирования и вложения ресурсов с целью получения конкретных результатов. Их основная направленность состоит в устойчивом, поступательном и регулируемом развитии промышленного производства, раскрытие содержания инвестирования как целостной системы является основополагающей теоретической предпосылкой для любой антикризисной концепции развития.

Проблема инвестиций давно и широко изучается мировым сообществом - как в теоретическом, так и прикладном ее аспектах, достаточно полно выявлены многие ее позитивные, а равно и возможные негативные результаты. Однако несмотря на это трудно найти более противоречивый объект для дискуссий. Причем стойкое неприятие иностранных инвестиций и совместного бизнеса в широких масштабах по сей день сохраняют отдельные государства, к числу которых относится и Россия.

Противники внешних инвестиций в нашей стране, прежде всего, опасаются серьезных осложнений. В наиболее общем виде они могут быть определены как: попытки зарубежных корпораций "сбросить" в принимающую страну устаревшее и экологически "грязное" промышленное производство; поставить под свой контроль национальные производства с целью укрепления своих конкурентных позиций на мировом рынке; получить неоправданный выигрыш за счет социальной сферы. К тому же иностранные фирмы могут вызывать острую конкурентную борьбу на российских рынках, которая окажется не по силам отечественным производителям.

Но главным аргументом здесь должно быть то, что ключевые интересы зарубежных компаний могут расходиться с национальными интересами принимающей страны, и в результате в ней не будут развиваться стратегически важные отрасли производства, в частности машиностроение. Хотя к настоящему времени в мире накоплен большой опыт противостояния подобным тенденциям, позволяющий осуществлять действенный контроль над всеми негативными последствиями использования иностранного капитала.

Выразители другой точки зрения часто обращают внимание на тот факт, что привлечение в страну прямых иностранных инвестиций могло бы оказать на российскую экономику более положительное влияние, чем заимствование за рубежом кредитов, тем более, что расходование этих средств зачастую было не эффективным и, в конечном счете, приводило к увеличению государственного долга.

До настоящего времени в России так и не создано благоприятных условий для притока зарубежного капитала, и во многом это связано с переживаемой нашей страной экономической депрессией, системным кризисом. Хотя многие считают, что Россия, наконец, выходит из кризиса, есть тенденции экономического роста.

За годы реформ в России произошло резкое сокращение инвестиций в основной капитал - примерно в 4 раза; при этом в большинстве отраслей промышленного производства образовался довольно высокий процент износа основного капитала, достигающий уровня 40-60%. Существенно снизилась и такая важнейшая составляющая как отношение инвестиций к ВВП. Произошло падение доли бюджетных источников финансирования капиталовложений, а образовавшийся вакуум негосударственные источники заполнить были не в состоянии. При таких условиях говорить об устойчивости экономического роста, действительно, трудно.

Начиная с 1991 года государственная инвестиционная поддержка проектов структурной перестройки отечественного машиностроения в России сократилась почти в 40 раз. И, согласно экспертным оценкам, в течение ближайших 10-15 лет для ее перестройки и обновления потребуется не менее 200-300 млрд. долл. При этом особое внимание нужно будет уделять решению вопроса о формировании отраслевой структуры капитальных вложений, от чего зависит направленность будущих экономических изменений.

Одной из главных причин, сдерживающих приток иностранного капитала в Россию, является отсутствие сколько-нибудь рациональной промышленной политики, хотя наша страна, по мнению деловых кругов Запада, продолжает оставаться весьма привлекательной для вложения инвестиций.

Эта привлекательность определяется емкостью российского рынка, недостаточной его насыщенностью продукцией и услугами; высоким уровнем износа основных производственных фондов и сравнительно большой фондоотдачей; превышением прибыльности инвестиций в совместные предприятия над мировым уровнем; высоким образовательным потенциалом населения страны; низким уровнем затрат на воспроизводство трудовых ресурсов.

Одной из важнейших составляющих благоприятного инвестиционного климата выступает оптимальный правовой режим в отношении иностранных инвестиций, предоставление гарантий зарубежным вкладчикам, причем в странах с переходной экономикой с этой целью необходимо принимать специальные законы. Одновременно должны разрабатываться приоритетные направления использования этого капитала, увязываться с целями и задачами структурной промышленной политики страны.

Но иностранные инвесторы уже на протяжении многих лет осуществляют вложение денежных средств в российские регионы, отбор которых часто определяется: сырьевой направленностью экономики региона, географической близостью к инвестору, развитостью в нем машиностроения, производственно-технического потенциала и инфраструктуры территории, наличием квалифицированных кадров, а также привлекательностью местной законодательной и нормативно-правовой базы для зарубежного капитала.

Наибольших успехов в области привлечения иностранных инвестиций добились Центральный экономический район и, прежде всего, Москва, Московская область (в 1998 г. сюда поступило 65% от общего объема инвестиций). Это объясняется доминирующей ролью района в социально-экономической и финансово-кредитной деятельности, включая заслугу именно местных, а не федеральных властей. Велика доля инвестиций в Сибири, здесь зарубежные капиталы активно вкладывались в топливно-энергетический комплекс Западной Сибири, в том числе в Тюмень и входящие сюда Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий национальные округа. В 1995 г. на них пришлось около 16% всех иностранных инвестиций, кроме того было создано около 40 совместных предприятий по добыче нефти. Поволжье, олицетворяющее собой машиностроительную сердцевину российской индустрии, где западные инвесторы проявили заинтересованность в получении выхода на высокотехнологичные отрасли российского ВПК. Наиболее значимы в этом районе оказались Самарская и Нижегородская области, Республика Татарстан, где процессы экономического реформирования проходили наиболее активно. Большое внимание привлекает Северо-западный экономический район, центром которого выступает Санкт-Петербург; он обладает не только наиболее крупным машиностроительным комплексом и выгодным географическим положением, но и является ведущим финансовым центром. На долю всего района (по данным за 1998 г.) приходится 5,5% общей суммы иностранных инвестиций в России и 64% из них - на Санкт-Петербург.

В целом рост иностранных инвестиций в 1998 г. по сравнению с 1997-м был отмечен на территории 30 из 89 субъектов РФ.

Вообще необходимо отметить такой положительный момент за 1998-2002 г.г., как явно прослеживающаяся тенденция роста инвестиций (см. табл.), которая свидетельствует об оживлении инвестиционной деятельности в России и ее развитии.

Объем осуществленных инвестиций в экономике России

 

1998 год

1999 год

2000 год

2001

I кв. 2002 год

млрд. руб.

в % к 1997г.

млрд. руб.

в% к 1998г.

млрд. руб.

в % к 1999г.

млрд. руб.

в % к 2000г.

млрд. руб.

в % к I кв. 2001г.

Инвестиции в основной капитал

561,9

94,8

598,7

101,0

697,7

117,7

1130,2

162,0

96,5

101,2

Как показал опыт ряда стран Центральной и Восточной Европы, проведение инвестиционной политики должно подкрепляться принятием соответствующих норм. В дополнение к ним должны создаваться специализированные агентства по решению проблем иностранного инвестирования, предоставлению зарубежным корпорациям помощи в процессе реализации проектов и реальной информации о положении дел в экономике.

В течение 90-х годов российская законодательная система пополнилась большим числом законодательных актов, направленных на создание более благоприятного инвестиционного климата: Закон "О собственности"; "О предприятиях и предпринимательской деятельности"; "О компаниях с ограниченной ответственностью"; "Об иностранных инвестициях" и др.

В июне 1999 г. принимается новый Закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", определяющий условия предпринимательской деятельности на территории России, основные гарантии прав иностранных инвесторов и получаемые от них доходы и прибыль. Его целью явилось стремление улучшить инвестиционный климат и привести правовой режим для иностранных инвестиций в соответствие нормам международного права и практики инвестиционного сотрудничества. Здесь же были предусмотрены и ограничения, необходимые для защиты основ конституционного строя в России и обеспечения ее безопасности.

Проблема управления процессом инвестиционной деятельности занимает одно из ключевых моментов в инвестиционной политике. В экономике переходного периода принципы планирования и управления данным процессом оказываются более сложными, приобретая иной специфический характер.

Трудности управления инвестиционной деятельностью в первую очередь связаны с не вполне четким осознанием, что западные формы и методы инвестиционной деятельности, используемые в стабильной экономике, не могут быть однозначно использованы в отечественной экономике, тем более для переходного периода.

Один из основных принципов в экономике переходного периода заключается в том, что России следует активизировать свои усилия, направленные на региональную интеграцию.

Хронический недостаток средств в федеральном бюджете для инвестиционной поддержки территорий, отсутствие должного внимания со стороны Центра к нуждам регионов, невыполнение уже согласованных инвестиционных программ заставляют области и края Федерации искать собственные пути для привлечения иностранных инвестиций. Регионы берут на себя обязательство давать гарантии иностранным инвесторам, вкладывающим капитал в экономику региона, стимулируя тем самым приток их капитала.

К сожалению, сегодня в России нет достаточно развитой региональной инвестиционной политики.

Как свидетельствует зарубежный опыт, главной составляющей в управлении инвестиционной политикой является формирование открытой экономики и создание режима наибольшего благоприятствования.

Не маловажное значение имеет развитие системы государственных и негосударственных страховых фондов, которые гарантировали бы возврат инвестиций в случае, например, национализации частной собственности.

Особое внимание необходимо уделять исследованию и разработке оптимальных финансовых и прежде всего налоговых схем, позволяющих наилучшим способом осуществлять инвестиционную деятельность.

Вопросы, связанные с налогообложением имущества иностранных компаний в России, конечно, имеют свои особенности и отличаются от общего порядка налогообложения, установленного для российских предприятий. Они отражают специфику осуществления деятельности в России нерезидентами, особенности учета имущества, начисления износа, оценки для целей налогообложения и т.д. связаны, кроме того, с наличием международных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества.

Необходимо разрешить и такие серьезные проблемы в российской экономике, как: латентную нестабильность валюты и самой банковской системы, опасность роста инфляции, а главное, необходимость урегулирования проблемы задолженности, без чего невозможно обслуживать имеющиеся внешние долги.

В силу нестабильности социально-экономической и политической ситуации и высокой степени инвестиционного риска в стране проявляются новые формы инвестиционной деятельности. В частности, иностранными инвесторами, а также отечественными заинтересованными структурами предлагаются и активно разрабатываются опосредованные формы инвестиционной деятельности. Понятие опосредованные или косвенные инвестиции описывает особую инвестиционную деятельность иностранных инвесторов, отличную по форме от прямых и портфельных инвестиций и нередко принимающие формы движения капитала, товаров и услуг.

К подобным опосредованным формам относятся система скрытого инвестирования, отложенного кредитования, передача инвестиционных капиталов в форме товара и услуг и пр. К косвенным или опосредованным инвестициям можно отнести и новые информационные технологии, которые сегодня поставляются в Россию нередко бесплатно. Так, например, в настоящее время в некоторые школы России передаются персональные компьютеры (пускай и устаревшие), что позволят приобщить школьников к работе с компьютерами и пользование Интернетом и пр. Все это является опосредованным вложением денег зарубежными инвесторами, что позволит им через несколько лет иметь прямой доход о продажи тех же персональных компьютеров и программного обеспечения.

Не мало денег зарубежные инвесторы вкладывают (так сказать безвозмездно) в отечественную науку. Чаще всего это происходит путем выделения не коммерческих гранитов, субсидий, спонсорских обязательств, совместных научных проектов и пр. Результаты исследований остаются в России, но нередко уходят за рубеж. В результате их внедрения в экономку зарубежные страны получают весьма высокую отдачу. Большой интерес для иностранных инвесторов имеет использование отечественной интеллектуальной собственности.

Необходимо отметить, что именно информационные технологии и в первую очередь в образовательной сфере, научных исследованиях становятся все более и более приоритетными в международных обменах как на коммерческой так и не коммерческой основе (фактически с отложенной выгодой). В данную сферу вкладывается все больше и больше средств и можно сказать, что именно косвенные инвестиции становятся приоритетными, поскольку предполагают не непосредственную отдачу, а опосредованную выгоду.

Такой подход может быть оправдан с той точки зрения, что многие классические экономические понятия в условиях кризиса и переходного периода к рынку в России приобретают несколько, а нередко и принципиально иное содержание. Конкретно-исторические и частные условия построения рыночных отношений предполагают и трансформацию традиционного понятийного аппарата.

Особенность опосредованной инвестиционной формы заключается в том, что в этом случае инвесторы оперируют небольшим инвестиционным капиталом и в случае его потери теряют не много. Но при благоприятной ситуации отдача может быть весьма значительной.

В силу комплекса объективных и субъективных причин сегодня затруднены прямые инвестиционные проекты. Поэтому западные инвесторы, с целью закрепиться на отечественном рынке, разрабатывают иные формы инвестиционной деятельности, которые по содержанию можно отнести к косвенным или опосредованным инвестициям. Согласно выводу, сделанному в данной работе, в настоящее время это один из оптимальных направлений активизации инвестиционной деятельности.

Соответственно это предполагает осуществление последовательной децентрализации инвестиционного процесса, базирующуюся на развитии и упрочении многообразных форм собственности и на повышении роли собственных накоплений предприятий. Значительное расширение практики совместного (долевого) государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов

Так же необходимо оказывать государственную поддержку предприятиям за счет централизованных инвестиций на основе перехода от безвозвратного бюджетного субсидирования к финансированию капитальных вложений за счет средств федерального бюджета, но на возвратных принципах.


2. Задание №1: Произвести расчет экономической эффективности инвестиционного проекта организации производства, а также интеграционные показатели – чистый дисконтированный доход (ЧДД), индекс доходности (рентабельность), внутреннюю норму доходности (ВНД). Сделать вывод относительно целесообразности реализации данного инвестиционного проекта.

Показатель

Значение по годам (тыс. руб.)

Первонач.

1995

1996

1997

1998

1. Операционная деятельность

(1.1.-1.2.-1.3.-1.4.-1.5.)

-1143

-16046

39546

118802

268202

1.1. Продажи и другие поступления

11

74241

285453

555083

983882

1.2. Материалы и комплектующие

0

31857

78194

132384

203839

1.3. Прочие прямые издержки

0

28382

66167

98431

133753

1.4. Общие издержки и налоги

24

28689

100511

204791

377773

1.5. Проценты по кредитам

1130

1359

1035

675

315

2. Инвестиционная деятельность

(2.1.-2.2.)

-1460

71720

0

3428

0

2.1. Поступления от продажи активов

0

71720

0

3428

0

2.2. Затраты на приобретение активов

1460

0

0

0

0

3. Финансовая деятельность (3.1.+3.2.+3.3.-3.4.-3.5.)

3967

-200

-1750

-3300

-6400

3.1. Собственный капитал

3100

0

0

0

0

3.2. Краткосрочные кредиты

0

0

0

0

0

3.3. Долгосрочные кредиты

1000

0

0

0

0

3.4. Погашение задолженности по кредитам

133

200

200

200

200

3.5. Выплата дивидендов

0

0

1550

3100

6200

4. Излишек средств

4111

145961

285453

558511

983882

5. Суммарная потребность в средствах

2747

90487

247657

439581

722080

6. Сальдо на конец года

(4-5 или 1+2+3)

1364

55474

37796

118930

261802


Международная практика обоснования проектов использует несколько обобщающих показателей, по которым можно судить о целесообразности вложения средств.

Рассчитаем эти показатели для оценки целесообразности данного инвестиционного проекта.

Чистая текущая стоимость – NPV (чистый дисконтированный доход – ЧДД): это разность совокупного дохода за период реализации проекта и всех видов расходов за этот же период с учетом фактора времени.

NPV = ∑  (Pt – Зt)*Bt,

где  Т- расчетный период, лет;

t- шаг расчета, год;

Рt, Зt –соответственно, результаты и затраты на t-ом шаге расчета, тыс. руб.;

Bt –коэффициент дисконтирования разновременных затрат и результатов к одному моменту (начальному).

Bt = 1/(1+Е)t,

где Е – норма дисконта, равная приемлемой для инвестора норме прибыли на капитал. Возьмем  Е=0,15.

Показатель

Значение по годам (тыс. руб.)

Первонач.

1995

1996

1997

1998

Сальдо на конец года (Pt – Зt)

1364

55474

37796

118930

261802

Коэффициент дисконтирования (Вt)

1

0,869565

0,756144

0,657516

0,571753

Чистый дисконтированный доход (ЧДД)

1364

48238,26

28579,21

78198,41

149686,1


Рентабельность (Simple Rate of Return – SRR), принимаемая как отношение прибыли к капитальным вложениям, а также по отношению к акционерному капиталу, рассчитывается аналитически для каждого года реализации и как среднегодовая величина. Для того чтобы инвестиции были, по крайней мере, экономически безубыточными, их рентабельность (или норма эффективности капитальных вложений) должна быть никак не ниже той процентной ставки, по которой можно получить взаймы капитал. Чем выше рентабельность капитальный вложений, тем предпочтительней проект.

Показатель

Значение по годам (тыс. руб.)

Первонач.

1995

1996

1997

1998

Доход от продаж

11

74241

285453

555083

983882

Общие издержки и налоги

1154

90287

245907

436281

715680

Чистая прибыль

-1143

-16046

39546

118802

268202

Дивиденды

0

0

1550

3100

6200

Нераспределенная прибыль

-1143

-16046

37996

115702

262002

Показатель рентабельности:






Чистая прибыль / продажи, %

-

-

13,85

21,40

27,26

Рекомендуемые нормы рентабельности следующие[1]:

§  для обычных проектов – не менее 16%;

§  для новых проектов на стабильном рынке – 20%;

§  для проектов, базирующихся на новых технологиях – 24%.

Внутренний коэффициент эффективности IRR (внутренняя норма доходности – ВНД) – минимальная норма прибыли: пороговое значение рентабельности, при котором чистая текущая стоимость за экономический срок жизни инвестиций равна нулю. Этот внутренний коэффициент должен быть не меньше порогового значения – тогда проект эффективен.

В нашем случае IRR определить нельзя, т.к. за рассматриваемый цикл (6 лет) чистая текущая стоимость не равна нулю.

По произведенным расчетам делаем следующие выводы.

Деятельность по данному инвестиционному проекту имеет чистый дисконтированный доход уже в первый год реализации проекта. Предприятие начинает получать прибыль на третий год работы (1996 г.). В четвертый год работы рентабельность равна 21,4%. А уже на пятый год она достигает 27,26%! Это означает, что проект в перспективе будет высоко прибыльным.

Значит, реализация данного инвестиционного проекта экономически целесообразна.



Список литературы

1.     Абрамов С.И. Инвестирование. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. – 440с.

2.     Бадмаев А.Г., Дондоков З.Б-Д., Мужанова О.А. Введение в инвестиционное проектирование. – Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1998. – 102с.

3.     Беренс В., Хавренек П.М. Руководство по оценке эффективности инвестиций: Пер. с англ. – М.: АОЗТ «Интерэксперт», Инфра-М, 1995. – 528с.

4.     Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов: Пер. с англ.; под ред. Л.П. Белых. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 631с.

5.     Дыбов А.М. Экономическое обоснование инвестиций / Науч. ред. И.С. Фотин. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1995. – 196с.

6.     Жилина В.И. Инвестиционная деятельность в переходной экономике: Учеб. пос.: В 2ч. Ч.1 – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000. – 108с.

7.     Колтынюк Б.А. Инвестиционные проекты: Учебник. – СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 422с.

8.     Management Planning. 1984. Vol.33, № 1. P.22.

9.     Мелкумов Я.С. Экономическая оценка эффективности инвестиций и финансирование инвестиционных проектов. – М.: ИКЦ «ДИС», 1997. – 160с.

10.                 Пугина Л.И. Инновационная деятельность в современных условиях: Конспект лекции. – Владимир: ВГУ, 1998. – 16с.

11.              Чуб Б.А. Управление инвестиционными процессами в регионе. – М.: БУКВИЦА, 1999. – 186с.






[1] Management Planning. 1984. Vol.33, № 1. P.22.