Содержание

1.     Имидж и его слагаемые

1.1.         Общая характеристика понятия «имидж» ……………………………. 3

1.2.         Имидж отдельной личности …………………………………………….. 5

1.3.         Имидж организации ……………………………………………………… 8

1.4.         Секрет имиджирования ………………………………………………… 15

1.5.         Эффекты фасцинации и аттракции …………………………………..  16

2.     Принципы создания имиджа ……………………………………………… 18

3.     Формула воздействия имиджа ……………………………………………. 19

Список литературы

 

1.     Имидж и его слагаемые

1.1.         Общая характеристика понятия «имидж»

В научное употребление понятие имидж было введено в начале 60-х годов ХХ столетия. Имидж происходит от латинского слова imago - образ, которое связано с другой лексемой - imitari, т.е. имитировать. Толковый словарь Вебстера дает следующее определение этого понятия: имидж - искусственная имитация или подача внешней формы определенного объекта, особенно личности. Он является мысленным представлением о человеке, товаре или институте, направленно формируемым в общественном сознании с помощью паблисити, рекламы или пропаганды.

Другие исследователи утверждают, что термин "имидж" имеет англоязычные корни и наиболее часто употребляется для определения того образа, который конструируется, создается с целью вызвать желаемые изменения в сознании и поведении людей, оказать на них определенное социально-психологическое воздействие.

В литературе, посвященной проблеме имиджа, встречаются различные определения этого понятия. М.Поплавский [6.] пишет: "имидж – это общее впечатление, которое оказывает человек на окружающих. Ваш имидж – это восприятие Вас другими людьми". Г.Почепцов [5.] характеризует имидж как "взгляд другого, восприятие меня другими", как "знаковый заменитель, отражающий основные черты человека". Л.Браун [1.] определяет имидж как путь к успеху. О. В. Данчеева и Ю. М. Швалб [4.] подчеркивают, что имидж - это набор значений, благодаря которым какой-либо объект становится известным и, с помощью которых люди определенным образом описывают его, запоминают, относятся к нему. Они рассматривают имидж как систему представлений людей о каком-либо объекте. Наиболее часто в литературе встречаются следующие определения.

Имидж – это искусственно сконструированный по определенным правилам и со специальными целями образ (политика, партии, бизнесмена, спортсмена, фирмы, спортивной команды, учреждения, руководителя и т.д.).

Имидж – это образ, который целенаправленно формируется и оказывает эмоционально-психологическое воздействие на определенных лиц с целью популяризации, рекламы и т.д. Имидж – это визуальная привлекательность личности. В словаре "Психология" [7.] читаем такое определение имиджа: сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо. Этот список можно продолжать, однако достаточно приведенных определений чтобы, обобщив их, сказать: имидж – это тот образ, который формируется у окружающих, определенное отражение чего-либо. С другой стороны, имидж - не всегда пассивный образ, в большинстве случаев он конструируется с определенными целями.

Жизнеспособность имиджа основывается на подмеченном еще Гераклитом эффекте восприятия: "Главное – не то, что есть, а то, как мы это понимаем".

Имидж представляет собой достаточно сложный феномен, в котором переплетены совершенно разнородные факторы. И все они должны приниматься во внимание, поскольку восприятие человека также идет по многим каналам, и по каждому из них надо вести свою определенную работу.

1.2.         Имидж отдельной личности

Имидж или образ человека присущ ему всегда, более того, каждый человек имеет несколько главных и ряд второстепенных образов, соответствующих тем социальным ролям, которые он “играет” в своей жизни. Но роли со временем меняются и человек должен “вживаться” в новый образ, то есть менять имидж.

Одни люди плывут по жизни, безвольно принимая то, что жизнь им приносит. Они приспосабливаются к условиям своей жизни, принимая задаваемые им обществом роли. Другие люди живут активно, они влияют на условия своей жизни, стараются сами себе выбирать социальные роли. Активные люди начинают вживаться в роль ещё задолго до того, как они её начнут играть. Причём, чем лучше человек вживается в желаемую роль, тем с большей вероятностью он будет играть именно её и тем большего успеха он добьётся в этой роли.

Под вживанием в роль подразумевается создание образа (имиджа) и его последующее раскрытие, утверждение, то есть, говоря профессиональным языком, его позиционирование и продвижение в соответствующей части общества (создание репутации). Для активных людей вопросы имиджа носят очень практичный характер, – фактически они являются сами для себя имиджмейкерами.

Но, одно дело профессиональный имиджмейкер, и совсем другое дело любитель. Даже профессионалу далеко не всё всегда ясно, часто возникают вопросы, и многое делается по наитию. Любителя спасает только отсутствие ответственности и наивность, в профессиональном смысле. Ведь не уяснив, что же продвигать, позиционировать, отстраивать, нелегко определить и то, как это необходимо делать. Иначе говоря, требуется хотя бы минимальная теоретическая информация.

Занимаясь разработкой образа какого-либо социально значимого объекта, будь то человек, организация, товар, услуга и т.п., имиджмейкер оперирует предметами реального мира, их свойствами, качествами, функциями, переводя их в знаки, общепонятные в нужной области информационного поля, ставя их в соответствие с определёнными символами, и создаёт на их основе конкретные прагматические тексты.

Таким образом, имидж представляет собой структуру символов и знаков, в которой закодирована информация об объекте. Эта информационная структура позиционирует объект среди других подобных, демонстрирует его положительные качества, подчёркивает достоинства, настраивает на него массовое сознание. Имидж, через сознание человека, его психику, воздействует на механизмы подсознания и бессознательного, в том числе коллективного бессознательного.

Очень важной характеристикой образа (имиджа) является его целостность, уникальностьи конкретность, как в массовом, так и в индивидуальном сознании.Образ невозможно свести к отдельным деталям, его составляющим. Детали образа можно рассматривать только как частные проявления активности всего образа. Они раскрывают ту или иную сторону имиджа: форму, цвет, поведение, содержание. Ни одна деталь не может быть изменена без изменения всего образа в целом. Так, например, невозможно отделить визуальный образ человека от его поведения, хотя дилетанты постоянно пытаются это сделать.

Несостоятельность этих попыток исторически закрепилась в фольклоре всех народов в виде поговорок, анекдотов, притч. Достаточно вспомнить русскую поговорку: «Из грязи в князи» или аналогичную английскую поговорку: «Из окна респектабельного дома высунулась рожа обыкновенного разбойника».

Поведенческая сторона имиджа наиболее тесно связана с создаваемой на его основе репутацией. Если имидж – это точно определённое место в информационном поле, то репутация – это средство описания данного места, его система координат. Отсюда очевидна последовательность действий. Прежде чем создавать репутацию объекта, необходимо его наличие, присутствие его образа в сознании аудитории. Репутация складывается уже в процессе позиционирования имиджа в той или иной системе координат информационного поля, в том или ином контексте.

Создание и внедрение имиджа предполагает прямое, через соответствующие органы чувств, воздействие на сознание людей. При этом используются все возможные средства коммуникации. Визуальный, звуковой образ, название объекта воздействуют на сознание человека, фиксируя объект в сознании человека как существующий. Таким образом, объект встраивается во внутреннюю систему значений (лексикон), занимает там определённую позицию и устанавливает смысловые связи с другими значениями. Превратившись в новую сформированную единицу внутреннего лексикона индивидуального сознания, образ оказывает влияние на вновь поступающую информацию, участвует в формирование поведения человека.

Специалисты могут привязывать имидж как к уже существующим определенным стереотипам, архетипам или включать объект в нужный символический ряд, так и самостоятельно моделировать те или иные стереотипы, качества или ситуации. При внедрении имиджа в сознание его создатели используют любой опыт человеческих чувств, состояний, целенаправленно воздействуя на эмоциональную, аффективную сферы психики. И если зачастую мы этого не видим, то, вероятно, в силу того, что срабатывает уже “имидж имиджа”, необходимо давать только ударные, проверенные точки отсчета, настройки на нужные реакции человеческого организма и интеллекта. Цель построения имиджа – захватывать все новые и новые области внутреннего лексикона, то есть стремиться к превращению образа в символ. Но такой же природой обладают и другие фундаментальные цели человека. Может быть, именно поэтому путь к достижению многих жизненных целей начинается с создания нового имиджа.





1.3.         Имидж организации

Рост внимания к проблеме формирования сильного (способного оказывать положительное для фирмы влияние на маркетинговое окружение) имиджа организации не случаен. Сильный корпоративный имидж становится необходимым условием достижения фирмой устойчивого и продолжительного делового успеха. И этому есть объяснение. Во-первых, сильный имидж организации дает эффект приобретения организацией определенной рыночной силы, в том смысле, что приводит к снижению чувствительности к цене. Во-вторых, сильный имидж уменьшает заменяемость товаров, а значит, защищает организацию от атак конкурентов и укрепляет позиции относительно товаров-заменителей. И, в-третьих, сильный имидж облегчает доступ фирмы к ресурсам разного рода: финансовым, информационным, человеческим и т.д.

Осуществляя процесс управления корпоративным имиджем, необходимо иметь четкие представления о структуре имиджа организации и особенностях психологических процессов формирования имиджа в сознании индивидов.

Имидж организации есть целостное восприятие (понимание и оценка) организации различными группами общественности, формирующееся на основе хранящейся в их памяти информации о различных сторонах деятельности организации.

Другими словами, содержание понятия имиджа организации включает две составляющие. Описательную (информационную) составляющую, которая представляет собой образ организации, или совокупность всех представлений (знаний) об организации. И составляющую, связанную с отношением, или оценочную составляющую. Оценочная составляющая существует в силу того, что хранящаяся в памяти информация не воспринимается безразлично, а пробуждает оценки и эмоции, которые могут обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа организации могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением. Люди оценивают организацию через призму своего прошлого опыта, ценностных ориентаций, общепринятых норм и моральных принципов.

Образ и оценка поддаются лишь условному концептуальному различению. В реальности они неразрывно связаны и образуют единое целое.

Таким образом, имидж организации можно рассматривать как существующую в сознании людей систему представлений (образов) и оценок, объектом которых она является.

Неотъемлемым атрибутом любой системы является структура. Структуру имиджа организации составляют представления людей относительно организации, которые условно можно разделить на восемь групп (компонент):

1. Имидж товара (услуги). Имидж товара составляют представления людей относительно уникальных характеристик, которыми, по их мнению, обладает товар.

2. Имидж потребителей товара. Для товаров широкого потребления имидж пользователей товара включает представления о стиле жизни, общественном статусе и характере потребителей.

Стиль жизни представляет собой одну из характеристик образа жизни – индивидуальные социально-психологические особенности поведения и общения людей. Специалисты по социальной психологии выделяют три основных детерминанты стиля жизни: индивидуальные личностные ценности, или ценностные ориентации; интересы и мнения личности, демонстрирующие ее систему ценностей; активность личности.

Ценностные ориентации – твердые и стойкие убеждения в том, что определенная жизненная цель и определенные способы ее достижения являются наилучшими.

Интересы личности – актуальные потребности личности, то, что она считает для себя важным в окружающей среде.

Мнения касаются идей личности, того, что она думает о себе, об окружающей среде, политике, промышленности, экологии и т.д.

Активность личности – ее характерное поведение и манера проводить время.

Общественный статус потребителя – показатель положения потребителей товара в обществе, который основан на существовании таких социальных позиций, как пол, возраст, образование, профессия, жизненный цикл семьи и т.д., а также оценке значимости указанных позиций, выражаемых в понятиях “престиж”, “авторитет” и др.

Характер потребителей представляет собой совокупность устойчивых психологических черт личности, оказывающих влияние на ее поведение. Так, характер человека, можно описать при помощи таких присущих ему черт, как: жизнерадостность, коммуникабельность, уверенность в себе, консерватизм и т.д.

3. Внутренний имидж организации. Под внутренним имиджем организации понимают представления занятых о своей организации. Занятые рассматриваются здесь не только как фактор конкурентоспособности организации, одна из ключевых групп общественности, но и как важный источник информации об организации для внешних аудиторий. Основными детерминантами внутреннего имиджа являются культура организации и социально-психологический климат.

Культура организации. Управление персоналом в организации носит многоуровневый характер. Каждый уровень включает в себя ряд систем. Первый уровень – уровень социальной адаптации – включает системы подбора и обучения персонала, способствующие быстрому усвоению культуры организации, а также форм предметной деятельности (способов выполнения профессиональных обязанностей). В случае успешной адаптации новые работники становятся носителями культуры организации и в последующем передают ее новому поколению. Второй уровень структуры управления персоналом может быть назван “уровнем отношений”, так как его составляют система власти, или отношений руководства и подчинения; система внутренних коммуникаций, опосредующих отношения между руководителями и подчиненными, а также между работниками; и система взаимодействия (отношений) с внешней средой. И третий уровень – уровень мотивации – включает систему аттестаций – оценки работы персонала на основании принятых в организации критериев; систему вознаграждений; систему социальных трансферов (трудовых и социальных льгот); систему идентификации. Последняя имеет особое значение, так как идентификация работника со своей организацией означает, что личные цели и ценности работника совпадают с целями и ценностями организации, работник предан организации и испытывает чувство причастности к общему делу.

Социально-психологический климат в организации. Социально-психологический климат – социально-психологическое состояние коллектива, результат совместной деятельности людей, их межличностных отношений, детерминированных не столько объективными условиями, сколько субъективной потребностью людей в общении, и ее удовлетворением. Другими словами, социально-психологический климат организации можно рассматривать как удовлетворенность/неудовлетворенность членов организации межличностными отношениями, которая проявляется в таких групповых эффектах, как настроение и мнение коллектива, индивидуальное самочувствие и оценка условий жизни и работы личности в коллективе.


4. Имидж основателя и/или основных руководителей организации. Имидж основателя и/или основных руководителей (речь идет об индивидуальном имидже каждого руководителя) включает представления о намерениях, мотивах, способностях, установках, ценностных ориентациях и психологических характеристиках основателя (руководителей) на основе восприятия открытых для наблюдения характеристик, таких как внешность, социально-демографическая принадлежность, особенности вербального и невербального поведения, поступки и параметры неосновной деятельности, или точнее контекст, в котором действует(ют) основатель (руководители) организации.

Внешность. Внешность является наиболее открытой для наблюдения характеристикой человека, не требующей для своего опознания длительного времени, представляет собой один из источников невербальной информации о человеке. Внешность – понятие собирательное, внешний облик человека создают одежда, прическа, физические характеристики (тип телосложения и т.д.). Внешность в значительной мере влияет на то, что думают о человеке другие, так как люди склонны связывать отдельные внешние характеристики с определенными характерологическими чертами.

К особенностям вербального и невербального поведения относятся мимика, жестикуляция, улыбка, контакт глаз и, наконец, речь, которая характеризуется тембром, тоном, громкостью голоса, артикуляцией и произношением.

Социально-демографические характеристики – пол, возраст, уровень образования, доходы, жилье, жизненный цикл семьи и т.д.

Поступок – форма поведения человека в определенной ситуации. Именно поступки служат основой для выделения черт личности.

Параметры неосновной деятельности составляют социальное происхождение, этапы профессиональной карьеры, семейное окружение, интересы, мнения, активность личности вне работы (спорт, хобби, манера проводить отпуск и т.д.). Заполнить эту информационную ячейку очень важно, ибо, как считают западные имидж-мейкеры: “Имидж строится не на абстрактных понятиях, а на небольших, но убедительных фактах из жизни личности”.

5. Имидж персонала. Имидж персонала – собирательный обобщенный образ персонала, раскрывающий наиболее характерные для него черты. Имидж персонала формируется, прежде всего, на основе прямого контакта с работниками организации. При этом каждый работник может рассматриваться как “лицо” организации, по которому судят о персонале в целом.


6. Визуальный имидж организации. Визуальный имидж организации – представления об организации, субстратом которых являются зрительные ощущения, фиксирующие информацию об интерьере и экстерьере офиса, торговых и демонстрационных залах, внешнем облике персонала, а также фирменной символике (элементах фирменного стиля).

На визуальный имидж организации оказывают влияние индивидуальные (эстетический вкус), психологические и этнические (символика цвета в различных национальных культурах) особенности восприятия предметов, в том числе одежды, помещений и их оформления. Кроме того, визуальный имидж организации находится под воздействием социальных факторов, таких как мода, мнение значимых других.

7. Социальный имидж организации. Социальный имидж организации – представления широкой общественности о социальных целях и роли организации в экономической, социальной и культурной жизни общества. Социальный имидж формируется посредством информирования общественности о социальных аспектах деятельности организации, таких как спонсорство, меценатство, поддержка общественных движений, участие в решении проблем экологии, занятости, здравоохранения и т.д, содействие конкретным лицам.


8. Бизнес-имидж организации. Бизнес-имидж организации – представления об организации как субъекте определенной деятельности. В качестве основных детерминант бизнес-имиджа предпринимательских организаций выступают деловая репутация, или добросовестность/недобросовестность (соблюдение этических норм бизнеса) в осуществлении предпринимательской деятельности, а также деловая активность организации, индикаторами которой являются: объем продаж; относительная доля рынка; инновационность технологии и степень ее освоения; патентная защита; разнообразие товаров; гибкость ценовой политики; доступ к сбытовым сетям.

Имидж организации обладает относительной стабильностью. Требуется длительное время и большие усилия, чтобы изменить представления людей, так как человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Согласно теории когнитивного диссонанса (Фестенгер, 1957 г.), представления, чувства и идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами и идеями индивида, приводят к нарушению гармонии личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия. Поэтому очень важно, чтобы каждый элемент структуры имиджа был информационно заполнен самой организацией. В противном случае, массовое сознание, в силу определенных стереотипов, наполнит содержанием недостающий элемент самостоятельно, что не всегда может пойти на пользу организации: в последующем, внедряя в массовое сознание новую информацию, придется преодолевать барьер уже существующей установки.


1.4            . Секрет имиджирования


Создание имиджа (независимо от его реального объекта - будь то страна, партия или личность политического лидера) - длительный и сложный процесс, успешность протекания которого зависит от выбранной его создателями стратегии, тактики и технологии. По мнению В.Шепеля: "Имиджирование - ряд преднамеренно выстроенных моделей поведения". В основе имиджа лежит информация определенным образом организованная - визуальная, словесная, звуковая. Носителем имиджа выступает, с одной стороны, политик, а с другой - целевые аудитории, в сознании которых и создается соответствующий образ. Основной силой, участвующей в создании имиджа, является сам человек. Судьба человека, его манеры формируют его облик. Французы говорят: стиль - это человек. От воли и ума личности во многом зависит эффективность усилий по созданию и коррекции уже сложившегося имиджа. По выражению выдающегося русского философа и поэта А.Белого, каждый человек должен пройти "круг людификации", постоянно примеряя те или иные маски. На этом принципе основан один из тренингов, когда кандидат в своем воображении примеряет на себя тот или иной образ и проигрывает поведение в нем. Мало того, видение себя (образ "Я") никогда не совпадает и не может совпадать с образом того же человека, который существует в восприятии других людей (образом "Я" у других). Отсюда вытекает тот факт, что сам человек вследствие объективно существующих причин, как правило, не может взглянуть на себя глазами других людей. Об этом свидетельствует опыт избирательных кампаний, показывающий, что сами кандидаты чаще всего преувеличивают свои умения в сфере устройства собственного имиджа. Это обстоятельство породило поговорку, широко распространенную среди имиджмейкеров: "Главным противником кандидата является сам кандидат". Исходя из опыта зарубежных и отечественных кампаний, специалисты по политическому маркетингу высказывают твердое убеждение относительно необходимости экспертов, которые могут помочь в этом чрезвычайно специфическом деле.

1.5. Эффекты фасцинации и аттракции.

Важную роль в создании имиджа играют эффекты фасцинации и аттракции.

Фасцинация (в переводе с английского) — словесное воздействие на людей, при котором достигается минимизация потери информации. Можно говорить монотонно и занудно или весело и интересно. Каждая из манер выступления оказывает разный эффект. Не исключено, что в первом случае слушатели захотят подремать. Во втором случае выступающий может обострить у них интерес к своей речи. Как известно, артисты, преподаватели, предприниматели особенно заинтересованы в расположении к себе людей, а потому стремятся профессионально владеть эффектом фасцинации, т.е. посредством искусной речи обращать на себя внимание, вызывать к себе доброжелательное расположение. Аттракция (привлечение, притяжение) — визуально фиксированное эмоциональное отношение человека к кому-либо в виде проявления симпатии или готовности к общению. Это состояние людей характеризуется спонтанностью. Можно даже так сказать: необъяснимым влечением или обостренной потребностью в общении. Каковы причины, стимулирующие аттракцию? Самые разнообразные. Например, эмпатия, флюидное излучение, обаяние образа, родственная близость. Аттракция играет существенную роль в формировании привязанностей и дружеских чувств. Без нее общению не хватает того эмоционального колорита, который придает ему особую теплоту и неотра-зимость. Возможна и другая ситуация, когда фасцинация и аттракция разбиваются об отрицательную заряженность людей. Вот одна из причин этого: о человеке распространены ложные слухи. Чем примитивнее по уму и чувствам люди, тем они охотнее воспринимают слухи. Такая преднамеренная «обработка» формирует у них устойчивую негативную установку на эту личность. При таком настрое людей использование фасцинации и аттракции требует от личности, ставшей жертвой слухов, недюжинного психологического мас-терства.

В заключение стоит отметить, что фасцинация и аттракция — неотъемлемые элементы имиджирования, и имеется множество способов обеспечения их наилучшего эффекта. Но среди них главное место занимают общий облик человека, его колоритная особенность.

























2.     Принципы создания имиджа

В основу формирования имиджа могут быть положены следующие принципы:

1.     Принцип повторения (опирается на свойства памяти: хорошо запоминается та информация, которая повторяется. Людям требуется время, чтобы сделать воспринятое сообщение своим. А многократное повторение адаптирует психику человека);

2.     Принцип непрерывного усиленного воздействия (обосновывает наращивание аргументированного и эмоционального обращения, например: “Это только для вас”. Постепенное наращивание усилий воспринимается более положительно. Именно постепенное, а не взрывное. Это связано с тем, что человеческий сенсорный аппарат противится всплескам информации);

3.     Принцип “двойного вызова” (означает, что сообщение воспринимается не только и не столько разумом. Важную роль играют подсознательные психические процессы, эмоциональная сфера психики. Чтобы побудить человека к действию, надо сделать “двойной вызов”, т.е. обратиться к сознанию и подсознанию).

Чтобы сыграть свою роль, имидж должен привлечь к себе внимание людей, направить их активность в нужном направлении, а затем осуществить управление поведением человека.


3. Формула воздействия имиджа.

Воздействие имиджа на людей происходит по формуле AIDA, где

А (от англ. attention – внимание) – привлечение внимания;

I (interest) – пробуждение интереса к имиджу;

D (demand – от англ. “требование”, “потребность”) – возбуждение потребности осуществить действие;

А (action) – побуждение к совершению действия.

Итак, схема поэтапного управления поведением людей с помощью демонстрации имиджа: привлечение внимания – пробуждение интереса – создание потребности – спровоцированное действие.

Человек, согласно И. П. Павлову, наделен рефлексом “Что такое?”. На этапе привлечения внимания пользуются тем, что реакция человека сильнее на:

Новизну,

Контрастность,

Интенсивность чего-либо.


При создании имиджа используют разные образцы:

Скандальные истории из личной жизни (“звезды”);

“Разрыв достоверности”, т.е. сообщение неполной информации, а берут из нее то, что полезно подчеркнуть именно сейчас. В итоге это и не правда, и не ложь.

Исследователи утверждают, что 92% производимого впечатления зависит от того, как человек выглядит и “звучит”. Поэтому многие политики и менеджеры осваивают: искусство улыбаться, постановку голоса, технику жестов, мимики, поз.

Во многих случаях имидж – это результат умелой ориентации в конкретной ситуации, а потому правильного выбора модели поведения. Каждый осваивает те модели поведения, которые приносят успех.

Критерии выбора моделей поведения:

1. Один из постулатов древнеримского права гласил: “Человек – вещь священная”. Какое-либо посягательство на него было недопустимым. Модель поведения должна соответствовать закону и не противоречить установленному в обществе правопорядку.

2. Вторым критерием выбора модели поведения можно считать нравственную безупречность. Честность, справедливость, совестливость. Их правильное и неуклонное соблюдение – гаранты верности выбора модели поведения.

3. Цель, которую ставит перед собой человек. Чем более значима его цель, тем более побудительной силой она обладает.

4. Самокритичная оценка собственного выбора модели поведения. Любое копирование чьего-то стиля опасно. Так, человек с внешними недостатками не может подражать киногероям или обаятельным, вальяжным бизнесменам.

5. В поведении должна учитываться и половая отнесенности личности. Рекомендуется проявлять те качества, которые ожидаются либо от женщин, либо от мужчин. Так, мужчины ценят в женщине не только внешнюю привлекательность, но и некоторый налет эротичности. Женщины, зная подобную запрограммированность мужской психики, не могут с этим не считаться. В свою очередь и мужчинам не следует забывать, что самыми привлекательными в них качествами женщины считают не только интеллектуальную незаурядность и духовное благородство, но и чисто мужские силу и обаяние.

Модель поведения оправдана жизненно тогда, когда она признается достойным способом взаимодействия с людьми, оптимально задействуя личностные качества.

Список литературы


1.Браун Л. Имидж – путь к успеху. – СПб.: Питер, 2000

2.Венедиктова В.А. О деловой этике и этикете. – М, 1994

3.Гусейнов А.А. Введение в этику. – М, 1985 

4.Данчева О.В., Швалб Ю.М. Практическая психология в экономике

и бизнесе. – Киев: Либра, 1998

5.Почепцов Г.Г. Имиджелогия. – М.: Рефл-бук, 2000

6.Поплавский М.М. Менеджер культуры. – Киев: Либра, 1996

7.Психология. Словарь. – М, 1990

8.Шепель В.М. Имиджеология: Секреты личного обаяния. – М., 1994