Упражнение 1. Обобщите и ограничьте понятия_________________________ 2
Упражнение 2. Определите вид отношения между понятиями и изобразите его с помощью круговых схем_____________________________________________________________ 2
Упражнение 3. Проверьте правильность деления понятий. В неправильном делении определите, какие правила нарушены_________________________________________ 2
Упражнение 4. Произведите операции объединения и пересечения объемов понятий. Операции запишите с помощью знаков сложения и умножения и изобразите в виде схемы (кругами Эйлера)___________________________________________________________ 3
Упражнение 5. Определите вид суждений, изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката______ 4
Упражнение 6. Из заданных субъекта и предиката с указанной распределенностью составьте истинное суждение________________________________________________ 4
Упражнение 7. Используя логический квадрат, выведите все возможные суждения. Установите их истинность или ложность______________________________________ 5
Упражение 8. Является ли формула законом логики_____________________ 5
Упражнение 9. Сделайте вывод путем превращения и обращения, составьте схемы вывода____________________________________________________________________ 6
Упражнение 1. Обобщите и ограничьте понятия
1. Закон «О защите прав потребителей» ограничение Закон обобщение нормативный акт
2. умозаключение ограничение Форма мышления обобщение сознание
Упражнение 2. Определите вид отношения между понятиями и изобразите его с помощью круговых схем
1
а ) Любовь - С
б) ненависть - В
в) чувство - А
2.
а) Дедушка - А,
б) сын - В,
в) внук - С,
отец - Д,
брат - Е
Упражнение 3. Проверьте правильность деления понятий. В неправильном делении определите, какие правила нарушены
1. Республики делятся на парламентские, президентские и унитарные.
Нарушено правило деление понятий – соразмерность деления, деление с лишними членами. Точнее лишний элемент «унитарные», т.к. он указывает на форму государственного устройства, а не форму правления государства.
2. Предложения делятся на простые, сложносочиненные и сложноподчинные.
Нарушено правило деления понятия, где деление должно быть непрерывным. Правильно будет делить предложения на простые и сложные, а затем сложные на сложносочиненные и сложноподчиненные.
Упражнение 4. Произведите операции объединения и пересечения объемов понятий. Операции запишите с помощью знаков сложения и умножения и изобразите в виде схемы (кругами Эйлера)
1. Река - А
устье реки - В
судоходная река - С.
А*В=В+А*В
2. Наводнение – А,
Стихийное бедствие – В.
А*В
Упражнение 5. Определите вид суждений, изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката
1. Некоторые сделки являются односторонними.
|
|
Некоторые S есть Р I (частноутвердительное
суждение)
Некоторые сделки являются односторонними
2. Сделка, направленная на ограничение правоспособности, не является действительной.
Ни одна S, (ограничивающая правоспособность) не есть Р (общеотрицательное суждение)
Упражнение 6. Из заданных субъекта и предиката с указанной распределенностью составьте истинное суждение
1. S- - умеющий читать
P+ - умеющий писать
Некоторые S умею P (частноутвердительное)
2. S- выдающийся математик
P+ - принявший неевклидову геометрию
Не все S- приняли P+ (частноутвердительное)
Упражнение 7. Используя логический квадрат, выведите все возможные суждения. Установите их истинность или ложность
1. Некоторые рыбы не живут в реках – I
Не все рыбы не живут в реках - О
А E
I субконтрарность O
2. Все его поняли – А
Не все его не поняли – Е
А контрарность Е
I О
Упражнение 8. Является ли формула законом логики
((а в) ^ (b c)) ^ a c
а |
b |
c |
a b |
b c |
(a b) ^( b c) |
a c |
((a b) ^( b c)) ^a c |
И |
И |
И |
И |
И |
И |
И |
И |
И |
И |
Л |
И |
Л |
Л |
Л |
Л |
И |
Л |
И |
Л |
Л |
Л |
И |
Л |
И |
Л |
Л |
Л |
Л |
Л |
Л |
Л |
Л |
И |
И |
Л |
И |
Л |
Л |
Л |
Л |
И |
Л |
Л |
Л |
Л |
Л |
Л |
Л |
Л |
И |
Л |
Л |
Л |
Л |
Л |
Л |
Л |
Л |
Л |
Л |
Л |
Л |
Л |
Данная формула не является законом логики.
Упражнение 9. Сделайте вывод путем превращения и обращения, составьте схемы вывода