Упражнение 1. Обобщите и ограничьте понятия_________________________ 2

Упражнение 2. Определите вид отношения между понятиями и изобразите его с помощью круговых схем_____________________________________________________________ 2

Упражнение 3. Проверьте правильность деления понятий. В неправильном делении определите, какие правила нарушены_________________________________________ 2

Упражнение 4. Произведите операции объединения и пересечения объемов понятий. Операции запишите с помощью знаков сложения и умножения и изобразите в виде схемы (кругами Эйлера)___________________________________________________________ 3

Упражнение 5. Определите вид суждений, изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката______ 4

Упражнение 6. Из заданных субъекта и предиката с указанной распределенностью составьте истинное суждение________________________________________________ 4

Упражнение 7. Используя логический квадрат, выведите все возможные суждения. Установите их истинность или ложность______________________________________ 5

Упражение 8. Является ли формула законом логики_____________________ 5

Упражнение 9. Сделайте вывод путем превращения и обращения, составьте схемы вывода____________________________________________________________________ 6


Упражнение 1. Обобщите и ограничьте понятия


1.     Закон «О защите прав потребителей»        ограничение Закон     обобщение нормативный акт

2.     умозаключение      ограничение Форма мышления   обобщение сознание


Упражнение 2. Определите вид отношения между понятиями и изобразите его с помощью круговых схем

Овал: А
 

1

Овал: ССОвал: ВВа ) Любовь - С

б) ненависть - В

в) чувство - А

2.      

Овал: оВа) Дедушка - А,

Овал: ЕОвал: А, Дб) сын - В,

в) внук - С,

отец - Д,

Овал: оСбрат - Е


Упражнение 3. Проверьте правильность деления понятий. В неправильном делении определите, какие правила нарушены


1.     Республики делятся на парламентские, президентские и унитарные.

Нарушено правило деление понятий – соразмерность деления, деление с лишними членами. Точнее лишний элемент «унитарные», т.к. он указывает на форму государственного устройства, а не форму правления государства.

2.     Предложения делятся на простые, сложносочиненные и сложноподчинные.

Нарушено правило деления понятия, где деление должно быть непрерывным. Правильно будет делить предложения на простые и сложные, а затем сложные на сложносочиненные и сложноподчиненные.


Упражнение 4. Произведите операции объединения и пересечения объемов понятий. Операции запишите с помощью знаков сложения и умножения и изобразите в виде схемы (кругами Эйлера)

Овал: А 

1.     Река - А

Овал: аСустье реки - В

Овал: ВВсудоходная река - С.


А*В=В+А*В

Овал: В
 

2.     Овал: АНаводнение – А,

Стихийное бедствие – В.


А*В

Упражнение 5. Определите вид суждений, изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката


1.     Некоторые сделки являются односторонними.


S-

 

P-

 
Некоторые сделки односторонни.

Некоторые S есть Р         I (частноутвердительное

суждение)

Некоторые сделки являются односторонними


2.     Сделка, направленная на ограничение правоспособности, не является действительной.

Овал: P+Овал: S-Ни одна S, (ограничивающая правоспособность) не есть Р (общеотрицательное суждение)





Упражнение 6. Из заданных субъекта и предиката с указанной распределенностью составьте истинное суждение

 

1.     S-  - умеющий читать

P+ - умеющий писать

Некоторые S   умею P (частноутвердительное)


2.     S- выдающийся математик

P+  - принявший неевклидову геометрию

Не все S-  приняли P+ (частноутвердительное)

 




Упражнение 7. Используя логический квадрат, выведите все возможные суждения. Установите их истинность или ложность

1.     Некоторые рыбы не живут в реках – I

Не все рыбы не живут в реках - О

А                                         E



I    субконтрарность         O


2.     Все его поняли – А

Не все его не поняли – Е


А      контрарность                     Е




I                                                    О


Упражнение 8. Является ли формула законом логики

((а    в) ^ (b         c)) ^ a          c


 а

b

c

a     b

b     c

(a      b) ^( b     c)

a    c

((a    b) ^( b    c)) ^a     c

И

И

И

И

И

И

И

И

И

И

Л

И

Л

Л

Л

Л

И

Л

И

Л

Л

Л

И

Л

И

Л

Л

Л

Л

Л

Л

Л

Л

И

И

Л

И

Л

Л

Л

Л

И

Л

Л

Л

Л

Л

Л

Л

Л

И

Л

Л

Л

Л

Л

Л

Л

Л

Л

Л

Л

Л

Л


Данная формула не является законом логики.


Упражнение 9. Сделайте вывод путем превращения и обращения, составьте схемы вывода