Вариант 4 ( У – Я )
1. Что сказано о регистрации и регламентации деятельности религиозных объединений в Законе «О религиозных объединениях РФ» ?
В «Законе о свободе совести и о религиозных объединениях», принятом Государственной Думой РФ 19 сентября 1997-го г., статья 11. главы 2-й содержит ключевые принципы порядка государственной регистрации религиозных организаций:
1. Государственная регистрация религиозных организаций осуществляется федеральным органом юстиции и органами юстиции субъектов Российской Федерации в порядке, установленном в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
2. Государственная регистрация местной, а также централизованной религиозной организации, состоящей из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации, осуществляется органом юстиции соответствующего субъекта Российской Федерации.
3. Федеральный орган юстиции регистрирует централизованные религиозные организации, имеющие местные религиозные организации на территориях двух, и более субъектов Российской Федерации.
4. Государственная регистрация религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями в соответствии с пунктом 6 статьи 8 настоящего Федерального закона, осуществляется органом юстиции, зарегистрировавшим соответствующую религиозную организацию.
5.Для государственно регистрации местной религиозной организации учредители представляют в соответствующий орган юстиции:
заявление о регистрации;
список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения;
устав религиозной организации;
протокол учредительного собрания;
документ, подтверждающий существование религиозной группы на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданный органом местного самоуправления, или подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром;
сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей;
документ, подтверждающий место нахождения (юридический адрес) создаваемой религиозной организации.
6. В случае, если вышестоящий руководящий орган (центр) образуемой религиозной организации находится за пределами Российской Федерации, дополнительно к документам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, в установленном порядке представляется устав или иной основополагающий документ иностранной религиозной организации, который удостоверен государственным органом государства нахождения этой организации.
7. Основаниями для государственной регистрации централизованных религиозных организаций, а также религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями, являются:
заявление о регистрации;
список учредителей религиозной организации;
устав создаваемой религиозной организации, утвержденный ее учредителем (учредителями);
документ, подтверждающий место нахождения руководящего органа (юридический адрес) создаваемой религиозной организации;
нотариально удостоверенные копии устава и свидетельства о государственной регистрации учредителя (учредителей);
соответствующее решение правомочного органа учредителя (учредителей).
При создании централизованной религиозной организации учредитель (учредители) представляет также уставы не менее чем трех местных религиозных организаций, входящих в ее
структуру, и сведения об иных входящих в указанную структуру религиозных организациях.
8. Заявление о государственной регистрации религиозной организации, создаваемой централизованной религиозной организацией или на основании подтверждения, выданного централизованной религиозной организацией, рассматривается в месячный срок со дня представления всех предусмотренных настоящей статьей документов. В иных случаях регистрирующий орган вправе продлить срок рассмотрения документов до шести месяцев для проведения государственной религиоведческой экспертизы. Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы устанавливается Правительством Российской Федерации.
9. В случае несоблюдения заявителем (заявителями) требований, предусмотренных пунктами 5 - 7. настоящей статьи, регистрирующий орган вправе оставить заявление без рассмотрения с уведомлением об этом заявителя (заявителей).
10. В случае принятия решения о регистрации религиозной организации регистрирующий орган выдает заявителю свидетельство установленного образца о государственной регистрации религиозной организации и вносит сведения о государственной регистрации в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
11. Изменения и дополнения, внесенные в уставы религиозных организаций подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном для регистрации религиозных организаций, и вступают, в силу для третьих лиц со дня государственной регистрации.
12. В случае изменения данных, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, религиозная организация в месячный срок со дня внесения такого изменения уведомляет об этом регистрирующий орган.[1]
Глава 4. данного Закона содержит ключевые положения, касающиеся порядка надзора и контроля за исполнением законодательства о свободе совести, свободе вероисповедования и о религиозных объединениях (ст. 25 ):
1. Надзор за исполнением законодательства РФ о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры РФ.
2. Орган, зарегистрировавший религиозную организацию, осуществляет контроль за соблюдением ею устава относительно целей и порядка её деятельности.[2]
2. Как связаны архетипы и культура, по мнению К.Г. Юнга ?
Архетипы – первичные схемы образов, воспроизводимые бессознательно и формирующие активность воображения. Архетипические образы всегда сопровождали человека, они являются источниками мифологии, религии, искусства. В этих культурных образованиях происходит постепенная шлифовка спутанных и жутких образов, они превращаются в символы, всё более прекрасные по форме и всеобщие по содержанию. Символы открывают человеку священное и одновременно предохраняют его от непосредственного соприкосновения с колоссальной энергией архетипов.
3. В чём выражается коммуникативная функция культуры ?
Функции коммуникации настолько же разнообразны, насколько различна жизнь общества. Конечно, исходная функция коммуникации — взаимопонимание между участниками общего дела. Но так как масштабы каждого дела конкретны и ограничены, то между различными группами возникают противоречия и распри, в результате чего коммуникация становится негативной, выражением взаимного неприятия и отталкивания.
Через коммуникацию культура осуществляет следующие задачи:
а) интеграции общества и социальных групп;
б) внутренней дифференциации общества и групп;
в) отделения общества и различных групп друг от друга и их общения.[3]
Интеграция осуществляется не самим фактом коммуникации, которая может выявлять разные интересы и противоречия, а через общее содержание коммуникаций или же через взаимодополнительность этого содержания. Как полагал Т. Парсонс, важнейшим условием интеграции системы взаимодействия является присущая всем членам общества основа нормативного порядка, т. е. общая культура. Эта основа должна быть нормативной, чтобы контролировать разрушительный потенциал самостоятельности каждой из единиц и направлять самостоятельные действия так, чтобы они усиливали друг друга, тем самым способствовали усилению самостоятельности системы в целом или составляющих ее единиц. Более высокий тип интеграции, способствующий объединению множества групп без различия в социальном, этническом и культурном планах, дают мировые религии, в которых утверждаются некие ценностные ориентации, превосходящие рамки каждой группы и малой общности, но отвечающие их общим интересам и отдаленным перспективам. К их рассмотрению мы обратимся в следующих главах.
Существование общих, одинаково осмысляемых значений, закрепляемых в языке и изобразительных средствах, — основа коммуникации. Слушая произносимые слова, люди реагируют на их значение, и при всех различиях в реакции, существует необходимый минимум взаимопонимания.
В любой организованной группе взаимодействия людей и их реакция на внешние стимулы опосредованы культурными значениями, закрепленными в языке, моральных нормах, убеждениях. Не соотнеся наблюдаемые действия людей и их потребности с системой значений, которую они принимают и которой руководствуюся, нельзя ничего понять в культуре, в происходящих в обществе событиях.
При более детальном рассмотрении коммуникации выделяются: отправитель и получатель сообщения (коммуникатор и аудитория), средства коммуникации, ее содержание эффект, сообщения и обратная связь.
4. Дать определение театру как виду искусства
Театр – род искусства; выступление актёров перед зрителями, в том числе драматическое, комедийное, танцевальное, или музыкальное произведение, пантомима, кукольный театр. Термин «театр» используется для обозначения места или здания, в котором осуществляются драматические постановки. Театр возник давно. Специалисты полагают, что его истоки надо искать в охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, в массовых народных обрядах.[4] В Древней Греции театр строился под открытым небом, именно поэтому он становился моделью космоса. То, что разворачивалось на глазах публики имело космическое значение.
5. Перечислит христианские праздники, приходящиеся на лето
Рождество Иоанна Предтечи – 24 июня ( 7 июля ); день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла – 29 июня (12 июля). Этот праздник предваряется постом, который называется Петровским.
1 (14) августа начинается Успенский пост, а 6 (19) августа празднуется Преображение Господне. Вспоминается евангельский рассказ о том, как Христос, взяв с Собой апостолов Петра, Иакова и Иоанна, поднялся на высокую гору Фавор и преобразился у них на глазах, явив Свою божественную славу, В этот день в храме освящаются созревшие фрукты (в русской традиции это яблоки). Праздник Преображения Господня был известен уже в IV в.
Последний двунадесятый праздник церковного года — Успение Пресвятой Богородицы, отмечаемое 15 (28) августа. Уже в IV в. этот день отмечался повсеместно. Кончина Пречистой Девы Марии была тихой и светлой. Церковь назвала её успением (т. е. сном).
29 августа (11 сентября) отмечается последний великий праздник — Усекновение главы Иоанна Предтечи. Иоанн Креститель был убит во время пира в честь дня рождения правителя Галилеи Ирода, и богослужение этого дня отличается особой сосредоточенностью. Это день строгого поста.
6. Как вы понимаете притчу, изложенную в Евангелии от Матфея?
(14) Ибо (Царство Небесное подобно тому), как если бы некий человек, уезжая, призвал доверенных рабов своих и оставил им на хранение деньги свои.
(15) Каждому он дал по его способностям: одному — пять талантов серебра, другому — два таланта, третьему — один; а сам уехал.
(16) Получивший пять талантов тотчас отправился и, употребив их в дело, заработал еще пять талантов;
(17) таким же образом и получивший два таланта заработал еще два;
(18) а получивший один талант пошел и спрятал серебро господина своего, закопав его в землю.
(19) И вот через некоторое время приезжает господин этих рабов и требует у них отчета.
(20) Получивший пять талантов принес еще пять талантов и, подойдя, сказал: господин! Пять талантов ты оставил мне на хранение; вот еще пять талантов, которые я заработал.
(21) И сказал ему господин его: хорошо, добросовестный и верный раб. В малом ты был верен, большее поручу тебе. Раздели же радость господина своего!
(22) Затем подошел получивший два таланта и сказал: господин! Два таланта ты оставил мне на хранение; вот еще два таланта, которые я заработал.
(23) И сказал ему господин его: хорошо, добросовестный и верный раб. В малом ты был верен, большее поручу тебе. Раздели же радость господина своего!
(24) Подошел и тот, который получил один талант, и сказал: господин! Я знал, что ты человек жестокий, что ты жнешь там, где не сеял, и берешь оттуда, куда не клал,
(25) поэтому я в страхе пошел и спрятал талант твой в землю; вот, получи свое.
(26) Господин же его сказал ему в ответ: раб лукавый и ленивый! Ты ведь знал, что я жну там, где не сеял, и беру оттуда, куда не клал,
(27) поэтому тебе надо было отдать серебро мое ростовщикам, и я, приехав, получил бы свое с прибылью.
(28) Итак, отберите у него талант и дайте тому, кто имеет десять талантов,
(29) ибо всякому, кто имеет, дано будет и преумножиться, а кто не имеет, у того отымется и то, что имеет.
(30) Нерадивого же раба бросьте в темную яму; там будет плач и скрежет зубов. После этих слов Иисус возгласил: кто имеет уши слышать, да услышит!
В данной притче таланты являются символами духовных качеств человека, это добродетели, которые следует преумножать, делая добро другим, а не беречь, «зарывая в землю».
7. Дать определение понятиям
Рожаницы - древне-славянские божества. Облачные дивы, как хранительницы живой воды., наделяющей мудростью и предведением, как спутницы бога грозовых бурь, призванные, с одной стороны, приносить на землю младенческие души, а с другой—увлекать души умерших в загробное царство, явились в народных представлениях устроительницами судьбы человеческой. Согласно с этим, древние племена присваивали им эпитеты, обозначавшие их вещий характер и влияние на рождение, смерть и вообще на всю жизнь человека. Предания и доныне удерживают многие черты первоначального сродства их с облачными и грозовыми нимфами. У славян девы эти назывались рожаницами, так как они присутствуют при рождении младенцев и определяют их судьбу при самом появлении на свет.[5]
Кутья - (коливо, сочиво) – пшеница или рис, сваренные и приправленные мёдом или сахаром, а иногда смешанные с яблоками, черносливом, изюмом и проч. Приносится это коливо или в честь какого-либо святого, или в память усопших. Пшеница и плоды, приносимые в память усопших, означают, что умерший воистину опять восстаёт из гроба, ибо и пшеница, посеваемая в землю, и плоды, полагаемые в землю, сперва истлевают, а потом приносят обильный, зрелый, совершенный плод. Мёд и сахар, употребляемые в кутьи, означают то, что после воскресения ожидает православных и праведных не горькая и прискорбная, но сладкая, блаженная жизнь в небесном царствии. [6]
Тризна – языческое поминовение по усопшим, оканчивается разными воинскими играми; поприще, подвиг.[7]
Навий день – день мёртвых, совпадающий с радуницей… Начальная летопись по 1092 г. рассказывает подробно о том, как «навьи» ( духи, тени умерших ) били полочан. [8]
8. В каких аятах Корана суры 2 «Корова» регламентируется развод ? Какие существуют запреты по отношению к разводу ?
227. Если мужья примут решение о разводе, то, воистину, Аллах — слышащий, знающий.
228. Разведенные должны выжидать, [не выходя замуж], три срока регул. Не дозволено им, если они веруют в Аллаха и в Судный день, утаивать то, что сотворил Аллах в их лонах. А мужья в течение этого периода вправе вернуть их, если захотят примирения. Женщины имеют [по отношению к мужьям] такие же права, как и обязанности, согласно шариату и разуму, хотя мужья и выше их по достоинствам . Аллах — великий и мудрый.
229. О разводе объявляется дважды, после чего надо или удержать жену, как велят шариат и разум, или отпустить ее достойным образом (т. е. без споров об имуществе и оговора). Вам не дозволено удерживать что-либо из дарованного [в качестве калыма], если только у обеих сторон нет опасения, что этим они нарушат законы, установленные Аллахом. А если же вы (т. е. муслимы) опасаетесь, что муж и жена нарушат законы, установленные Аллахом, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод [за счет оговоренного при замужестве калыма]. Таковы законы, установленные Аллахом. Так не нарушайте же их. А те, кто не соблюдает законы Аллаха,— нечестивцы.
230. Если же муж дал жене развод [ в третий раз], то он не может жениться на ней, пока она не выйдет за другого мужа. И если [ новый муж] разведется с ней, то прежним супругам дозволено вернуться [к супружеской жизни] при условии, что они намереваются выполнять предписания Аллаха. Это — законы, установленные Аллахом. Он разъясняет их для людей осведомленных.
231. Когда вы даете развод женам, то по прошествии установленного для них срока оставляйте их [ у себя], согласно обычаю, или же отпускайте их по обычаю, но не удерживайте с мыслью повредить им, преступая [ закон]. А тот, кто поступит так, совершит насилие по отношению к самому себе. Не шутите со знамениями Аллаха, помните милость Аллаха к вам, а также то, что Он ниспослал вам из Писания и мудрости, наставляя вас. Бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах ведает обо всем сущем.
232. Когда вы принимаете развод ваших родственниц, то по прошествии установленного срока не препятствуйте им вступать в брак с [прежними] мужьями, согласно обычаю, если между ними установилось согласие. Это наставление тому из вас, кто верует в Аллаха и в Судный день. Так [будет] благороднее и чище для вас. Аллах ведает [ о том], а вы не ведаете.
236. Нет греха на вас, если вы разведетесь с женами, которых вы не познали или которым не устанавливали [ отступного] обязательства. Но вы [все же] обеспечьте их приличным [отступным] : состоятельный пусть дает в меру своих возможностей, бедный — в меру своих возможностей, как это подобает добродеющим.[9]
9. Дать характеристику мусульманскому празднику мирадж
В мусульманском календаре памяти «ночи вознесения» Мухаммада посвящён специальный праздник – Вознесение (Мирадж). Согласно легенде, в ночь с 26 на 27 число месяца рад-жаб Мухаммада, спавшего у Каабы, разбудил громкий призыв: «Проснись, спящий!». Открыв глаза, он увидел ангела Джабраила в ослепительно белом одеянии, расшитом золотом и жемчугом. Рядом стояло удивительное животное - белая лошадь с человеческим ликом и лучистыми крыльями. На этом прекрасном создании Аллаха, именуемом ал-Бурак («блеск», «молния»), некогда ездил пророк Ибрахим, а теперь на него сел Мухаммад и мгновенно перенёсся на север. Первая остановка ожидала Мухаммада, сопровождаемого Джабраилом, на горе Синай, где пророку Мусе явился Бог. Помолившись здесь, Мухаммад перенёсся в Байт Лахм (Вифлеем), где родился пророк Иса. После молитвы они продолжили путешествие и опустились на Храмовой горе, на месте будущей мечети Куббат ас-Сахра («Купол скалы») в Иерусалиме, где Мухаммад привязал коня к тому же кольцу, к которому раньше привязывали его Ибрахим, Муса и Иса. Вместе с ними и другими пророками Мухаммад провёл молитву, а выходя из храма, увидел, как с неба опускается освещённая неземным светом лестница. Мухаммад мгновенно поднялся по ней к семи небесам. На первом небе его обнял прародитель Адам, а на седьмом небе он предстал перед Аллахом, чей лик был скрыт многими тысячами покрывал. Здесь ему было даровано предписание о пятикратной молитве и предложены сосуды: один с вином, другой с молоком. Спустившись, Мухаммад сел на коня и в тот же миг оказался там, где был разбужен.
10. Какова символика буддийской стопы ?
Когда в477г.дон.э. Будда почувствовал, что приближается время его Нирваны - состояния полного блаженства, которое было его высшей целью - он пошел в Кизшага и взошел на камень, лицом к югу. Говорят, что на этом камне остались отпечатки его ступней (санскрит) - как подарок для тех, кто последует за ним. Эти отпечатки впоследствии часто воспроизводились резьбой на камне и различными религиозными изображениями; их можно встретить в Индии, Китае и Японии. На этих отпечатках нанесено множество символов и благотворных знаков, относящихся к буддизму; они известны как Семь Проявлений ( Свастика, Рыба, Алмазный Жезл, Раковина, Колесо Закона и Корона Брахмы являются символами, благоприятствующими знаками на Следах Будды ). Камень, на котором находятся такие следы, называют также «Камнем стоп Будды»; он не обязательно вырезается из монолита, а может составляться из сцементированных вместе кусочков неправильной формы, вмурованных в тяжелую гранитную плиту - на ее полированной поверхности выполняется гравировка.
Иногда на подъеме стопы можно увидеть изображение соцветия из трех цветков лотоса, символизирующих собой трех Будд - Прошлого, Настоящего и Будущего: Амитабха, Гуаньюнь и Майтрейя Будда. Один источник утверждает, что метки на подошвах Будды были оставлены слезами грешных женщин и других, которые рыдали у ног Будды - к негодованию его учеников.[10]
11. Что такое Ганджур и Данджур в ламаизме ?
С 6-го по 9-й веке в Индии утвердилось новое направление, имевшее несколько наименований: ваджраяна, буддийский тантризм, тибетский буддизм, ламаизм. В ваджраяне развивается не только ритуал, но и философия. Вся буддийская литература объединяется в два основных собрания: «Ганджур» - канонические сочинения и «Данджур» - комментарий к ним.
Литература:
1. Евангелие / пер. с древнегреч. О. Леонида Лутковского. – М., 1991 г.
2. Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 2000 г.
3. Коран / пер. с араб. и коммент. Османова. – М., 1995 г.
4. Мифы народов мира. Энциклопедия. – М., 1994 г.
5. Полный сборник Законов РФ. Т. 1. – М., 2001 г.
6. Полный церковно-славянский словарь. – М., 2000 г.
7. Хоруженко К.М. Культурология: энциклопедический словарь. – М., 1997 г.
8. Энциклопедия китайских символов. Серия «Символы». Кн. 6.- М., 2000 г.
9. Юнг К.Г. Архетип и символ. – М., 1991 г.
10. Юнг. К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. – М., 1997 г.
[1] Полный сборник законов РФ, Т.1. – М., 2001 г., - с. 245-246.
[2] Там же. – с. 247.
[3] Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 2000. – с.220.
[4] Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. – Ростов н/Д, 1997 г. – с.477.
[5] Полный церковно-славянский словарь / Г. Дьяченко. – М., 2000 г. – с. 552.
[6] Полный церковно-славянский словарь / Г. Дьяченко. – М., 2000. – с.258.
[7] Там же. – с. 732.
[8] Там же. – с. 327.
[9] Коран / пер. с араб. и коммент. М.-Н. О. Османова. – М., 1995 г. – с.30-31.
[10] Энциклопедия китайских символов. Серия «Символы». Кн. 6. – М., 2000. – с. 323 – 324.