Содержание:

Введение……………………………………………………………………3

1.     Товар и его свойства……………...……………………………………4

1.1  Потребительная стоимость……………………………………………4

1.2  Общественная форма продукта труда………………………………...5

2.     Двойственный характер труда………...……………………………….6

2.1  Конкретный труд……………………………………………………….6

2.2  Абстрактный труд……………………………………………………...7

2.3  Труд и рабочая сила…………………………………………….……...8

3.     Индивидуальная и общественная стоимость……………….………...9

3.1  Индивидуальная стоимость………………………………….………..9

3.2  Общественно необходимые затраты труда и стоимость.....………..10

4.     Уровни стоимости.……………………………………….…….……...12

4.1  Потребительная стоимость…………………………..………………12

4.2  Редукция труда……………………………………………..…………13

4.3  Производительность   и   интенсивность   труда      и стоимость………………………………………………………….......14

4.4  Абстрактный труд…………………………………………………….15

4.5  Отклонения цены от стоимости……………………………………...16

4.6  Стоимость в социальном смысле……………………………………17

5.     Теоретические основы цены……………………………………….....19

6.     Стоимость, ценность и цена…………………………………….…….22

Заключение…………………………………………………………….….24

Список литературы…………………………………………………….…26

 

 

 

Введение

 

На протяжении всей истории развития экономической науки проблемы стоимости и цены были объектом острой теоретической и идеологической борьбы. Долгое время существовавшее определение цены как денежного выражения стоимости сегодня стало предметом отрицания. Теория, утверждающая, что основа цены - стоимость, созданная трудом, является теорией трудовой  стоимости (разработана В. Пети, А. Смитом, Д. Рикардо). К. Маркс, продолжая линию трудовой стоимости, довел эту теорию до завершения, придя к выводу, что цена – это денежное выражение стоимости, а сама стоимость создается живым трудом наемных работников.

Цель работы – изучить различные точки зрения на проблему трудовой стоимости и цены.

Тема работы актуальна в настоящее время потому, что:

Во-первых, марксистская политическая экономия была единственной экономической теорией на протяжении десятилетий российской экономической жизни.

Во-вторых, трудовая теория – это то глубинное течение экономической мысли (В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо), из которого возникло несколько направлений развития экономической теории.

В-третьих, за время господства официальной марксистско-ленинской политической экономии наша экономическая теория претерпела определенные искажения и деформации, что вызывает необходимость обратиться к марксовой теории стоимости, ценности и цены в ее первоначальном содержании.


1.     Товар и его свойства

Если обратить внимание на окружающий нас мир всевозможных благ и, в частности, на мир вещей, то нетрудно догадаться, что все они являются результатом того или иного вида трудовой деятельности, т.е. продуктами труда. Можно сказать, что продукт труда – это результат взаимодействия человека со средствами производства (личностного и вещественного факторов производства), который получает материальную или нематериальную форму и который призван удовлетворять ту или иную потребность.

1.1                                                                                                                                                  Потребительная стоимость

Свойство продукта удовлетворять производственную, общественную, личную или иную потребность людей называется потребительной стоимостью. До тех пор, пока существует труд и потребности людей, этим свойством будут обладать продукты труда и природы. Поэтому в первоначальном своем проявлении потребительная стоимость – это естественное свойство блага[1].

Необходимо отметить, что один и тот же продукт труда может удовлетворять многообразные потребности, равно как и та же потребность может быть удовлетворена различными потребительскими стоимостями. Например, нефть может быть использована для получения тепла, или электроэнергии, или горюче-смазочных материалов, или химических продуктов. В то же время потребность, например, в тепле может быть удовлетворена путем сжигания дров, мазута, угля, газа. Однако необходимо отметить специфику материальной потребности исключает одновременное удовлетворение других потребностей, потому что процесс потребления или уничтожает, или преобразует данную конкретную потребительскую стоимость в нечто иное.

1.2 Общественная форма продукта труда

Анализ потребительной стоимости не может ограничиться естественным свойством блага, а требует выяснения ее социального аспекта. Продукт труда получает общественное признание посредством удовлетворения потребности то ли в своей натурально-вещественной, то ли в опосредованной форме, когда его признание осуществляется через обмен. В последнем случае продукт труда приобретает форму товара.

При товарном производстве потребительная стоимость  приобретает общественную форму через обмен. Общественная форма потребительской стоимости означает, что купленный товар необходим обществу. Отсюда можно сделать вывод, что общественная потребительская стоимость, представляет собой общественную значимость блага или ценность его для общества. Благо может обладать естественным свойством удовлетворить ту или иную потребность, но общество может не купить его. Следовательно, оно не обладает ценностью для общества, тогда как по натурально-вещественной форме благо обладает естественной потребительной стоимостью. Именно в этом следует видеть сходство между общественной потребительной стоимостью и полезностью в рамках соответствующей теории.

Для лучшего понимания потребительной стоимости в естественном и социальном ее смыслах можно привести пример: имеется ручка, пригодная для письма. Следовательно, она обладает естественным свойством удовлетворять потребность в письме, т. е является потребительной стоимостью. Но данную ручку никто не желает покупать. А это значит, что она не обладает ценностью, значимостью для общества. Ее естественная потребительная стоимость не трансформировалась в общественную потребительную стоимость. Мало того, все затраты, осуществленные на ее производство, остались невозмещенными, так как ручка не получила стоимостную оценку путем ее покупки. Таким образом, и вещь, и затраты на ее производство оказались ненужными обществу.

2.     Двойственный характер труда

2.1                                                                                                                         Конкретный труд

Поскольку труд – это сознательная и целесообразная деятельность человека, направленная на создание определенного блага, то он всегда выступает в определенной полезной форме как конкретный труд. Конкретная форма труда обусловлена тем, что он всегда направлен на создание вполне конкретных потребительных стоимостей (например, стула, стола, костюма, книги). Для того чтобы произвести любое благо, необходимы конкретные условия: конкретная профессиональная подготовка (например, столяра), вполне конкретный предмет труда (дерево), вполне конкретные средства труда (молоток, пила, долото, рубанок). Поэтому любая трудовая деятельность всегда есть не что иное, как конкретный труд. Вне конкретной формы трудовой деятельности нет труда как такового.

Однако анализ трудовой стоимости начинается не с продукта труда вообще, а с товара, т.е. продукта труда, предназначенного для удовлетворения потребности не самого товаропроизводителя, а других агентов рынка – покупателей – путем купли-продажи. Следовательно, можно сказать, что товар – это продукт труда, предназначенный для обмена. Поэтому далеко не каждый продукт труда становится товаром, тогда как любой товар является продуктом труда.

На рынке труда одни продукты труда обмениваются на другие. Эта способность одного товара обмениваться на другие товары в определенных пропорциях называется меновой стоимостью (например, Х кг зерна = Y кг мяса). Однако остается невыясненным, что лежит в основе тех пропорций, в которые обмениваются между собой качественно различные потребительные стоимости. Очевидно, весь этот мир разнообразных товаров имеет нечто общее, присущее каждому из них и позволяющее соизмерять их между собой. Пока можно предположить: товары соизмеримы между собой, но что выступает в качестве критерия или меры их сопоставления и измерения, неизвестно.

2.2                                                                                                                        Абстрактный труд

Известно, что весь товарный мир – это мир продуктов труда. Но  в то же время весь мир товаров, или потребительских стоимостей – это мир существования многообразных разнородных видов конкретного труда.

Труд, обезличенный или взятый вне его конкретной формы и овеществленный в продукте, называется абстрактным трудом. Иными словами, абстрактный труд – это труд, отвлеченный от его конкретной формы. Поэтому критерием уравнивания разнообразных потребительных стоимостей (товаров) в процессе обмена выступает абстрактный труд. В связи с этим можно заключить, что стоимость товара представляет собой овеществленный в товаре труд и выражает его затраты на производство того или иного товара[2].

Таким образом, труд имеет двойственный характер. С одной стороны, он выступает в форме конкретного труда, направленного на создание потребительной стоимости, с другой стороны, он выступает в форме абстрактного труда, который является субстанцией стоимости товара. При этом труд, создавая стоимость товаров, т.е. являясь ее субстанцией, сам стоимостью не обладает, ибо не может существовать вне овеществленной формы.

Например, портной шьет костюм. В процессе производства портной с помощью своего конкретного труда трансформирует ткань в костюм, точно также, как в свое время ткач своим конкретным трудом превратил пряжу в ткань. Но в то же время в каждом из этих процессов изготовления товаров и портной, и ткач затратили определенные усилия в самом широком физиологическом смысле этого слова, что собственно и делает эти разнородные товары (ткань и костюм) похожими друг на друга: и ткань, и костюм олицетворяют собой сгустки овеществленного труда ткача и портного. В процессе труда последний овеществляется в своем продукте – товаре.


2.3                                                                                                                        Труд и рабочая сила

Следовательно, труд – это процесс, это динамика, а не статистика. Как только  человек прекращает работать, выходит из процесса производства, тут же прекращается и труд, который теперь становится лишь потенциальной способностью человека. Обладание способностью к труду называется рабочей силой. Поэтому, как уже отмечалось, труд представляет собой функцию рабочей силы. Способность к труду еще не есть сам труд, тогда как последний представляет собой реализацию такой способности[3].


















3       Индивидуальная и общественная стоимость

Для того чтобы уточнить вышесказанное, а также рассмотреть сам процесс создания стоимости, можно привести пример. Предположим, что для пошива костюма необходимы 3 м ткани, п-е количество ниток, пуговиц и швейная машинка. Как известно, все это называется средствами производства. Допустим, они стоят 2000 руб. Это значит, что в средствах производства содержится общественный труд, равный по своей стоимости 2000 руб. (или 100 ч труда). В процессе шитья портной своим конкретным трудом преобразует средства производства в новую потребительную стоимость – костюм – и одновременно переносит уже существовавшую стоимость используемых средств производства на стоимость костюма.

В то же время в процессе шитья своим абстрактным трудом портной добавляет к ранее существовавшей стоимости новую стоимость, равную, допустим, 1000 руб. (50 ч труда). Следовательно, портной к ранее овеществленному абстрактному труду, равному 100 ч, или 2000 руб., добавляет (овеществляет) свой живой абстрактный труд, равный 50 ч, или 1000 руб. В результате стоимость костюма становится равной 3000 руб. (или 150 ч рабочего времени).

3.1 Индивидуальная стоимость

Например, несколько товаропроизводителей выпускают одни и те же товары – костюмы. Совершенно очевидно, что, каждый, допустим, из десяти портных, занимаясь шитьем костюмов, будет затрачивать на их изготовление различное количество часов рабочего времени. Следовательно, в костюмах будут содержаться различные затраты труда, а поэтому они должны иметь разную стоимость. Затраты труда каждого отдельного производителя на выпуск того или иного товара образуют его индивидуальную стоимость.

Однако каждый портной выходит со своим костюмом на рынок, на котором при одинаковом качестве костюмов будет установлена единая цена, по которой они будут продаваться.

 

3.2 Общественно необходимые затраты труда и стоимость

В основе рыночной цены будет лежать та стоимость, или те затраты труда, которые будут признаны покупателями как необходимые для общества, т.е. признанные обществом посредством акта купли-продажи. Такие затраты труда называются общественно необходимыми (ОНЗТ).

Теперь необходимо установить в первом приближении затраты труда тех товаропроизводителей, которые признаются в качестве ОНЗТ. Итак, одни товаропроизводители производят товары в худших условиях и соответственно с большими затратами, другие – при средних условиях, третьи – при наилучших условиях, и следовательно с наименьшими затратами труда. ОНЗТ будут весьма близки к индивидуальным затратам труда тех производителей, которые поставляют наибольшую часть общей массы данного товара. Например, если из 100 костюмов, сшитых десятью портными, 70 или 80 сшиты при средних условиях, то ОНЗТ будут весьма близки к индивидуальным затратам товаропроизводителей, работающих в этих условиях. Как правило, общественная стоимость, субстанцией которой является ОНЗТ, соответствует средним условиям производства при данном уровне развития техники и технологии, производительности и интенсивности труда.

Процесс образования рыночной стоимости товара показан на условном примере в табл. 1., в которой представлены три группы товаропроизводителей, для которых характерны различные условия производства, а следовательно, и затраты на изготовление единицы продукции. Показан процесс формирования общественной рыночной стоимости товара, в соответствии с которой реализуют свою продукцию товаропроизводители всех групп, сопоставляя ее со своими индивидуальными стоимостями.




Таблица 1[4]. Образование общественной стоимости товара

Группа

товаро-произ-води-телей

Количество единиц изго-товленных

товаров, шт

Индивидуальная стоимость, руб

Рыночная стоимость, руб

Отклонение рыночной стоимости всей массы товаров от их индивидуальной стоимости

Единицы

товара

Всей массы

товаров

Единицы

товаров

Вей массы товаров

1

100

30

3000

40

4000

+1000

2

800

40

32000

40

32000

Совпадает

3

100

50

5000

40

4000

-1000

Сумма

1000


40000


40000

















4       Уровни стоимости

Первый и самый элементарный уровень стоимости выражает то определение, которое гласит, что стоимость – это овеществленный в товаре труд. Это стоимость как бы не существующая, или существующая всего лишь в потенции. Дело в том, что можно затратить, овеществить в продукте свой труд, но продукт этот не буден продан, т.е. не станет товаром, а, следовательно, и овеществленный труд в этом продукте никогда не станет общественной стоимостью.

4.1                                                                                                                         Потребительная стоимость

Второй уровень стоимости проявляется во взаимосвязи, в единстве и противоположности абстрактного и конкретного труда и соответственно стоимости и потребительной стоимости. Один и тот же конкретный труд (например, портного) может иметь различный уровень квалификации, а, следовательно, одни и те же потребительные стоимости могут иметь различные качественные характеристики. В свою очередь, проявление уровня квалификации конкретного труда находит свое выражение в категории ложного труда, который характеризует уровень развития абстрактного труда. Конкретный труд, не имеющий квалификации, находит адекватное проявление в простом адекватном труде. Следовательно, конкретные виды труда отличаются друг от друга уровнем их квалификации, что находит свое проявление в уровнях сложности абстрактного труда, Отсюда можно сделать вывод, что более качественные характеристики одной и той же потребительной стоимости являются результатом более квалифицированного труда.

С точки зрения затрат абстрактного труда, можно сказать, что за единицу времени более сложный труд создает большую стоимость по сравнению с менее сложным или простым трудом. Поэтому более высокая квалификация позволяет создавать более качественные потребительные стоимости, которые по стоимости будут выражаться большими величинами, чем те же потребительные стоимости, но созданные менее квалифицированным трудом.

Данная взаимосвязь между квалификацией конкретного труда и сложностью абстрактного труда прослеживается применительно не только к конкретным видам труда, но и к любым видам деятельности. Например, можно сопоставить труд ювелира и плотника. Совершенно очевидно, что эти два обособившихся, дифференцированных вида конкретного труда направлены на создание разнородных потребительных стоимостей и благ. Каждая из этих двух специальностей имеет свои уровни квалификации, но в то же время одна из них (ювелирное дело) по сравнению с другой (плотницкое ремесло) несомненно, обладает высшим уровнем подготовки, или более высоким общим квалификационным уровнем. Следовательно, с точки зрения создания стоимости один час сложного труда ювелира можно создать такую же стоимость, как и восьми часовой менее сложный труд плотника.

4.2                                                                                                                        Редукция труда

Использование труда различной стоимости обуславливает необходимость его соизмерения, что предполагает сведение к «общему знаменателю». Таким «знаменателем» и выступает простой труд. Сведение труда различной сложности к простому труду называется редукцией труда. Но это теоретическое положение. Если его трактовать  буквально, тем более в физиологическом содержании абстрактного труда, то оно просто нереализуемо.

Вся трудность заключается в том, чтобы найти коэффициенты пересчета колоссального многообразия видов труда различной сложности в простой труд, который, в свою очередь, в историческом процессе обогащает свое содержание.

В целом выразить затраты труда в единой единице измерения, например, в часах рабочего времени (трудоднях), не представляется возможным, с одной стороны, из-за отсутствия жесткого критерия непосредственной редукции труда, а с другой – из-за невероятно огромного объема работ по осуществлению такой редукции. Одним словом, нет и не может быть никакого механизма непосредственной редукции труда. Но такой механизм и не нужен, ибо человечество за всю свою длительную историю развития экономических отношений выработало выверенный и надежный механизм опосредованной редукции труда. Таковым является механизм ценообразования, в основе которого лежит формирование общественной стоимости как выражение затрат абстрактного труда в социальном его содержании.

Несмотря на то, что конкретный и абстрактный труд имеют различные результаты (соответственно потребительную стоимость и стоимость), тем не менее как две противоположности на уровне синтеза они переходят друг в друга. Конкретный труд и потребительная стоимость выступают как стоимостнобразующая основа, находящая свое проявление в качественных характеристиках абстрактного труда (сверхсложный, сложный, менее сложный, простой труд) и соответственно в больших или меньших величинах создаваемой стоимости.

4.3                                                                                                                        Производительность и интенсивность труда и стоимость

Третий уровень раскрывает зависимость ее величины от производительности и интенсивности труда. Производительность труда измеряется количеством произведенной продукции в единицу времени, тогда как интенсивность труда – затратами труда в единицу времени. Как известно, с точки зрения получаемых результатов конкретного труда эти две категории совпадают между собой. Предположим, что на одном предприятии за одну рабочую смену (7 ч) в два раза увеличилась производительность труда, а на другом за смену той же продолжительности в 2 раза увеличилась интенсивность труда. Если до роста производительности и интенсивности труда на каждом из этих предприятий выпускалось по 10 изделий, то, несмотря на то, что на одно из них произошло увеличение производительности труда, а на другом – интенсивности труда, оба они будут выпускать за смену по 20 изделий.

Однако с точки зрения абстрактного труда рост интенсивности и производительности труда по-разному влияет на стоимость выпускаемых продуктов. При росте производительности труда увеличение количества выпускаемых изделий достигается изменением условий производства (новая техника), тогда как общие затраты труда остаются практически неизменными, а затраты на единицу продукции уменьшаются в 2 раза. При росте интенсивности труда увеличение выпуска продукции достигается не за счет совершенствования техники, а за счет более напряженного труда, в результате общее количество затраченного увеличивается, тогда как затраты его на единицу продукции остаются неизменными. Следовательно, рост производительности ведет к снижению выпускаемого блага, тогда как рост интенсивности труда не оказывает влияния на указанную стоимость.

Стоимость единицы продукции при росте производительности труда снижается не пропорционально увеличению объема произведенной продукции. Дело в том, что изменение технического базиса, использование новых технологий, более современных машин, оборудования, материалов объективно не возможно без повышения квалификации, получения новых знаний и опыта работниками. Поэтому совершенствование рабочей силы объективно повышает квалификацию работников, качество труда, что означает в свою очередь повышение уровня сложности абстрактного труда. А это значит, что более сложный труд в одну единицу в одну единицу времени создает большую совокупную стоимость. Последняя хотя и распределяется на большое количество продукции, но уже в возросших масштабах по сравнению с исходной позицией. Следовательно, темпы снижения стоимости и соответственно цен отстают от темпов роста производительности труда.

4.4                                                                                                                        Абстрактный труд

Стоимость представляет собой сгусток абстрактного труда, и в этом смысле она вечна, тогда как меновая стоимость носит исторический характер, т.е. существует до тех пор, пока имеет место обмен. С исчезновением обмена стоимость сохраняется в продукте, тогда как меновая стоимость прекращает свое существование. Такая трактовка абстрактного труда получила название физиологической, а ее сторонники стали называться физиологистами.

Другая интерпретация абстрактного труда получила название социологической, а ее сторонники – социологистов. Согласно данной точки зрения, абстрактный труд – это методологическая категория, необходимая для социального анализа. Она выходит за естественные границы труда, т.е. физиологических затрат, и выражает собой лишь трудовую «связанность», «совместность» труда, его общественную форму. В данном случае затраты труда понимаются не в физиологическом смысле, как его затраты в определенных трудочасах на каждый отдельно взятый продукт, а как трудовая деятельность общества в целом, необходимая для удовлетворения его потребностей во всей совокупности благ. И этот совокупный, «связный», «совместный» труд распределяется на всю гамму выпускаемых продуктов, вступающих в меновые отношения друг с другом. Следовательно, если признавать физиологические затраты труда, то они требуют необходимой социальной корректировки в  соответствии с существующими потребностями общества, реализуемыми через обмен.

4.5                                                                                                                        Отклонение цены от стоимости

Рассмотрим четвертый уровень существования стоимости, который проявляется в рамках чистой отрасли, т.е. производства, выпускающего только один продукт (например, костюмы). Фактически стоимость будем рассматривать через призму однопродуктовой модели, исходя из соотношения производства данного блага и потребности в нем. Предположим, общественная потребность в костюмах составляет 100 шт. Однако в обществе капитал и труд распределялись между отраслями таким образом, что товаропроизводители сумели произвести лишь 50 костюмов. Налицо разрыв между производством и потребностями: вместо 100 костюмов обществу предлагается только 50.

Несмотря на то, что, например, на производство каждого из 50 костюмов фактически было затрачено 5 ч рабочего времени (затраты труда в  физиологическом смысле), все они будут продаваться по стоимости, как будто каждый из них содержит 10 ч труда. Дело в том, что спрос в данном случае превышает предложение в 2 раза, и, следовательно, продажная цена каждого костюма, равно как и всей партии, станет равной удвоенной  величине. Если представить, что стоимость одного часа работы оценивается в 100 руб., то стоимость каждого костюма будет равна 500 руб., тогда как его цена определяется в 1000 руб. Поэтому общая выручка от реализации костюмов составит 50000 руб.

Следовательно, товар продается по цене в 2 раза выше, чем содержится в нем затрат абстрактного труда в физиологическом смысле. Иными словами, половина товара не имеет стоимостной субстанции, т.е. не содержит затрат абстрактного труда в физиологическом смысле. Отсюда можно заключить, что трудовая стоимость не может быть объяснена на основе физиологической интерпретации труда. Поэтому, если не удастся выяснить трудовую природу той части цены, которая на первый взгляд не содержит стоимостной (трудовой) субстанции, можно считать, что трудовая теория стоимости несостоятельна.

4.6                                                                                                                        Стоимость в социальном смысле

Рассмотрим пятый уровень существования стоимости. Это народнохозяйственный уровень, которому соответствует многопродуктовая модель стоимости. Для упрощения анализа рассмотрим двупродуктовую модель как частный случай многопродуктовой модели.

Рассмотрим ситуацию с костюмами и сапогами. Допустим, потребность в костюмах составляет 100 шт., тогда как портные «выбросили» на рынок только 50 шт. Продавая костюмы по цене, превышающей их стоимость в 2 раза, портные получают за каждый проданный костюм не 500, а 1000 руб. Общая их выручка, следовательно, составит 50000 руб. (50 шт. х 1000 руб.). Фактически они получили сумму денег, как если бы произвели 100 костюмов, которые продали по цене, соответствующей стоимости затраченного на один костюм труда, равной 500 руб.

Представим себе противоположную ситуацию на рынке сапог. Обществу необходимо 50 пар сапог, тогда как сапожники сшили их 100 пар. Допустим, что стоимость одной пары сапог, согласно оценке трудовых затрат, также равна 500 руб. Однако в связи с тем, что сапожники предлагают в 2 раза большее количество сапог, они будут продаваться по цене в 2 раза ниже их стоимости, т.е. по 250 руб. В таком случае сапожники, продав свою продукцию по рыночной цене, получат доход, равный 25000 руб. (100 пар х 250 руб.). В результате, несмотря на то, что в их продукции содержатся стоимость, оцениваемая с точки зрения затрат труда в физиологическом смысле в 50000 руб., они получили в 2 раза меньший доход.

Таким образом, сапожники не получили возмещения половины затрат в физиологическом смысле на производство своей продукции, тогда как портные присвоили на половину большую величину дохода по сравнению с реальными затратами их труда в физиологическом смысле.

Это свидетельствует о том, что в обществе сложилась такая ситуация, когда в обувную промышленность было направлено труда в 2 раза больше, чем требовалось для удовлетворения потребностей населения, что привело к нехватке труда в швейной промышленности. Однако совокупные затраты на костюмы и сапоги оказались равными совокупным потребностям общества. Через механизм рынка произошло перераспределения совокупных затрат труда в социальном смысле, что указывает на наличие стоимостной субстанции в том и другом виде цен.





5       Теоретические основы цены

На протяжении всей истории развития экономической науки проблемы стоимости и цены были объектом острой теоретической и идеологической борьбы. Долгое время существовавшее определение цены как денежного выражения стоимости сегодня стало предметом отрицания. Теория, утверждающая, что основа цены - стоимость, созданная трудом, является теорией трудовой  стоимости (разработана В. Пети, А. Смитом, Д. Рикардо). К. Маркс, продолжая линию трудовой стоимости, довел эту теорию до завершения, придя к выводу, что цена – это денежное выражение стоимости, а сама стоимость создается живым трудом наемных работников.

Марксистская теория трудовой стоимости не ставила цель сформулировать основу для раскрытия конкретных закономерностей ценообразования. Ее цель была иной – обосновать положение, что в основе любых цен лежат трудовые стоимости, либо непосредственно (как в простом товарном производстве), либо в превращенной форме, как, например, в ценах капиталистического хозяйства. Цель была чисто идеологическая: от теории трудовой стоимости перейти к теории прибавочной стоимости и тем самым обосновать эксплуататорский характер капиталистического производства.

Марксистская теория трудовой стоимости не могла объяснить связь между затратами живого труда и полезностью товара, а ведь товар приобретается покупателем ради той пользы, которую этот товар может принести, а не потому, что на него затрачен труд изготовителя.

А. Смит выдвинул новую теорию стоимости, которая по существу являлась неразвитым вариантом теории факторов производства, в которой создание стоимости связывалось с тремя факторами: труд, земля и капитал.

В 70-х годах ХIХ века появляются новые варианты теории стоимости, так называемые теории предельной полезности. Согласно теориям предельной полезности, в основе цены лежит полезность, степень которой каждый участник обмена определяет исходя из собственных субъективных представлений. Предельная полезность представляет собой ту цену, по которой потребитель готов приобрести товар. Если оценка потребителя выше фактического уровня цен, то спрос на рынке превышает наличное предложение и имеет место дефицит товаров. Если же оценка ниже – спрос отсутствует, а отсюда ситуация затоваривания. Если же предельная полезность совпадает с фактической ценой, то на товарной полезности оценка потребителей отводится решающая роль в движении спроса. Стоимость средств производства и стоимость труда, а, следовательно, издержки производства носят производный характер от предельной полезности.

Решающее значение в эволюции теории стоимости сыграли идеи известного английского экономиста А. Маршалла. Именно с его работ начинает развиваться современное микроэкономическое направление в экономической науке, которое в центре внимания ставит изучение закономерности определения цены на отдельных частных рынках. Попытки придать решающее значение либо предложению (как это делали представители теории трудовой стоимости и теории факторов производства), либо спросу (как это делали теоретики предельной полезности) А. Маршалл признавал в одинаковой мере неправильными. С точки зрения установления цены он придавал равное значение спросу и предложению.

Маршалл установил следующий простой механизм воздействия соотношения спроса и предложения на формирование цен товаров в условиях совершенной конкуренции. Спрос, как правило, при снижении цены растет, при ее росте – снижается; предложение в большинстве случаев с ростом цены растет и при снижении – падает. Поэтому устойчивая цена устанавливается в  том случае, когда спрос уравнивается с предложением.

У Маршалла предельные полезности (соизмеренные в денежных единицах) выступают на рынке как максимальные цены, которые потребитель готов заплатить за то или иное благо (цены спроса). Минимальной ценой он считал цену предложения, по которой производитель готов поставить на рынок свой товар.

Значительным вкладом Маршалла в экономическую теорию явилось разграничение между краткосрочным и долгосрочным предложением и спросом. В краткосрочном периоде количество производимых товаров более или менее постоянно. Следовательно, большую роль в определении цен будут играть колебания спроса. В долгосрочной перспективе производители сумеют увеличить или сократить объемы своего производства в соответствии с потребностями рынка, а значит, предложение будет оказывать большое влияние на формирование рыночных цен.

Новые идеи и концепции А. Маршалла явились тем фундаментом, на котором начала складываться современная экономическая наука, а теория цены, предложенная А. Маршаллом, в своем дальнейшем развитии составила ту часть науки, которая называется «Микроэкономика».

Современные теории рассматривают цену как результат функционального взаимодействия комплекса ценообразующих факторов: спроса, потребительского выбора, предложения[5].

Под ценообразующими факторами понимаются такие обстоятельства или условия, которые являются непосредственной причиной изменения уровня и структуры цен. В условиях свободного ценообразования выделяются следующие ценообразующие факторы[6].       


 

 

 

 

 

 

 

6       Стоимость, ценность и цена

С введением понятия затрат труда в социальном смысле удалось преодолеть физиологическую трактовку затрат труда (стоимости), когда часть цены товара оказывалась без трудовой субстанции, а значит, без стоимости. Это с наибольшей силой проявляется в условиях неудовлетворенного спроса и недостаточного положения.

Общественно необходимые затраты труда на производство тех или иных товаров в физиологическом и социальном  их содержании совпадают между собой, если совокупные общественные затраты труда распределяются в соответствии с объемом и структурой совокупных общественных потребностей. Необходимо обратить внимание на данное положение с тем, чтобы при рассмотрении альтернативных издержек можно было бы их сопоставить между собой. Согласно теории издержек альтернативных возможностей производства, действительные издержки данного товара равны наивысшей полезности тех благ, которые общество могло бы получить, если бы по-другому использовало затраченные производственные ресурсы.

Следовательно, и в том, и другом случае издержки на производство товаров определяются наилучшим, оптимальным способом удовлетворения общественных потребностей, наивысшей полезностью производимых благ, в соответствии с которыми необходимо распределять совокупный общественный труд (в трудовой теории) или производственные ресурсы (в теории издержек альтернативных возможностей производства).

Вновь обратимся к потребительной стоимости с целью преодоления стереотипов в отношении якобы отсутствия взаимосвязей между потребительной стоимостью и стоимостью. Раньше была установлена взаимосвязь конкретного и абстрактного труда как носителей соответственно потребительной стоимости и стоимости. Теперь обратимся к общественной потребительной стоимости.

Товар как потребительная стоимость предназначен для продажи с целью удовлетворения потребностей не товаропроизводителя данного товара, а других членов общества.

Покупатели встречаясь с продавцами товаров, оценивают целесообразность покупки того или иного товара, руководствуясь не только тем, насколько его потребительные свойства соответствуют и вкусам потребителей. Приобретение товара означает признание его общественной значимости, или ценности для общества. Поэтому сам термин «общественная потребительная стоимость» указывает на полезность, ценность того или иного товара или услуг для общества. Придание товару общественной полезности, ценности означает признание затрат труда   товаропроизводителя на то или иное благо в качестве общественно необходимых затрат труда. Причем и стоимость, и ценность находят свое общественное, социальное проявление в цене. Поэтому цену можно считать формой проявления стоимости и ценности. В то же время стоимость и ценность как самостоятельные категории существуют обособленно друг от друга лишь в рамках анализа экономических отношений. В реальной действительности и стоимость, и ценность – это две стороны одной и той же сущности. Стоимость служит движущим мотивом для товаропроизводителей, тогда как ценность является движущим мотивом для потребителей. Образно говоря, столкновение противоположных сторон одной и той же сущности (трудовой субстанции товара) порождает цену, в которой уже заложено в потенции проявление интересов и продавцов, и покупателей.








Заключение

 

В заключении можно сделать следующие выводы:


1.                  Теория трудовой стоимости выделяет в товаре два свойства: потребительскую стоимость и стоимость. Потребительская стоимость товара заключается в способности товара удовлетворять ту или иную потребность. Стоимость определяется количеством овеществленного труда в товаре. И потребительская стоимость, и стоимость создаются трудом, но первая – конкретным, а вторая – абстрактным. Абстрактный труд – это тот же конкретный труд, но взятый вне его конкретной формы. Любой труд всегда конкретен и отличен от всех остальных видов труда. Но в то же время все они характеризуются тем, что олицетворяют собой затраты человеческих усилий. Поэтому все виды труда сравнимы между собой как воплощение его затрат в товарах.


2.   Обмен товаров осуществляется на основе сопоставления общественно необходимых затрат труда (ОНЗТ), содержащихся в каждом товаре, т.е. на основе тех затрат, которые общество (покупатель) признает для себя приемлемыми. ОНЗТ являются субстанцией, содержанием стоимости товара, которая, выраженная в деньгах, становится ценой.


3. В акте купли-продажи потребительная стоимость приобретает общественную форму как ценность, или общественную значимость для покупателя (общества). Поэтому стоимость и ценность олицетворяют собой двойственную природу цены как выражение двойственного характера труда (абстрактного и конкретного).


4.   Стоимость как выражение ОНЗТ должна трактоваться не как затраты труда в физиологическом смысле, а как его затраты в социальном смысле. Это указывает на наличие механизма перераспределения совокупных затрат труда в процессе всего общественного производства. Таким механизмом являются спрос и предложение, которые непосредственно формируют рыночные цены и перераспределяют осуществленные затраты труда в социальном смысле между отраслями и продуктами.   




















Список литературы

1.     Басовский Л.Е. Теория экономического анализа. – М.: Инфра-М, 2001.

2.     Буланов В.А. Рабочая сила в условиях формирующихся рыночных отношений. - Рязань, 1994 год.

3.     Жуков А.Л. Рыночный механизм регулирования заработной платы - М., 1996 год.

4.     Зарплата - цена рабочей силы. В кн. "Экономика. Курс лекций), книга 1 - Владимир, 1996 год.

5.     Л.Л.Любимов, И.В.Липсиц. Основы экономики, Москва

6.     Николаева И.П. Экономическая теория. Учебник - М, 1998 год.

7.      Нуриев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для ВУЗов - М.,2000 год.

8.     Рынок труда. Учебник / Под ред. проф. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина - М., 2000 год.

9.     Саркисянц Г.С. Словарь – справочник. – М.: Информпечать, 1999.

10.             Теоретическая экономика. Политэкономия / Под ред. Г.П.Журавлевой и Н.Н.Мильчаковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

11.             Хансен М. Социальный прогресс уже не является исключительным делом государства // "Человек и труд", 1999 г.,№ 10.

12.             Экономическая статистика / Под ред. Ю.Н.Иванова. – М.: ИНФРА-М, 1999.

13.             Экономика предприятия. / Под ред. Е.Л. Кантора – СПб: Питер, 2002.

14.             Экономика. Учебник / Под ред. А.С. Булатова - М., 1999 год.

15.             Яковлев Р. Заработная плата и предприятие (от распределения по труду к цене рабочей силы - М., 1997 год.


[1] Теоретическая экономика. Политэкономия / Под ред. Г.П.Журавлевой и Н.Н.Мильчаковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. С. 177.


[2] Теоретическая экономика. Политэкономия / Под ред. Г.П.Журавлевой и Н.Н.Мильчаковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. С. 155-156.


[3] Саркисянц Г.С. Словарь – справочник. – М.: Информпечать, 1999. С. 497-498.


[4] Теоретическая экономика. Политэкономия / Под ред. Г.П.Журавлевой и Н.Н.Мильчаковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. С. 166-168.


[5] Экономика предприятия. / Под ред. Е.Л. Кантора – СПб: Питер, 2002. 169-171.

[6] Саркисянц Г.С. Словарь – справочник. – М.: Информпечать, 1999. С. 884.