Содержание:
Введение 3-4
1. Теоретические предпосылки исследования проблемы развития одаренности детей с 5 класса.
1.1 Психологическая основа понятия одаренность. 5-11
1.2 Виды одаренности. 11-12
1.3 Психологические особенности одаренных детей среднего школьного возраста. 12-15
2. Пути совершенствования учебно-воспитательного процесса в современной общеобразовательной школе.
2.1 Современное состояние учебно-воспитательного процесса в среднем звене общеобразовательной школы. 16-18
2.2 Педагог и одаренный ребенок. 18-21
2.3 Методы и приемы развития одаренности детей в среднем звене общеобразовательной школы. 22-24
Заключение 25
Список литературы. 26
Введение
Наша страна сейчас находится на этапе развития, который можно охарактеризовать словами: «Человечество движется вперед благодаря избранным». И образование должно идти под этим лозунгом, а для этого школа должна не только учитывать индивидуальные способности каждого ученика, но и стараться всячески способствовать их развитию.
Мы очень часто говорим о том, что любого ребенка надо обучать и воспитывать индивидуально, то есть в школе необходим индивидуальный подход к каждому ребенку. Столь же часто, стремясь подчеркнуть достоинства педагога, утверждаем, что у учителя на уроке соблюдается принцип индивидуального подхода. Однако превратив этот термин в штамп, школа практически не задумывается над тем, что стоит за этой фразой. На основе этого целью нашей работы является выявление психолого-педагогических условий способствующих успешному развитию одаренности детей среднего школьного возраста.
В соответствии с целью мы поставили следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность понятия детской одаренности.
2. Проанализировать возможности современной системы обучения в среднем звене общеобразовательной школы.
3. Сформулировать требования к педагогу, работающему с одаренными детьми.
4. Спроектировать методы и приемы, способствующие развитию одаренности детей среднего школьного возраста
В качестве гипотезы мы предположили, что развитию одаренности у детей среднего школьного возраста будет способствовать использование индивидуального подхода к каждому ребенку в школьном обучении, в том понимании в котором оно заложено программой и умение учителя работать с одаренными детьми.
Объект исследования: процесс обучения в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: развитие одаренности у детей среднего школьного возраста в процессе обучения.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
1. Теоретические предпосылки исследования проблемы развития одаренности детей с 5 класса.
1.1 Психологическая основа понятия одаренность.
Одаренность, талант, гениальность – это высокий уровень развития каких-либо способностей человека.1 Дети отличаются друг от друга не только качеством своих способностей (например, у одних есть способность к математике, у других к музыке), но и степенью их развития. Когда ребенок показывает в определенном виде деятельности несколько лучшие результаты, чем в другой, говорят, что он способен к данной деятельности. Когда эти результаты очень высокие, говорят, что человек талантлив, при этом имеется в виду не только более высокий уровень способностей, но и их своеобразные индивидуальные особенности, характерные для данного ребенка.1
Термин способность, несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Если суммировать его дефиниции и попытаться их представить в компактной классификации, то она будет выглядеть следующим образом:
1.Способности – свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей.
2.Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в 18 – 19 вв., отчасти является употребимым и в настоящее время.
3.Способности – это то, что не сводиться к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и
1. Юркевич В. Иллюзии. Гениальность// Семья и школа. – 1996 №8. – с.5.
эффективное использование на практике. Это определение наиболее распространено сейчас. И вместе с тем является наиболее узким и наиболее точными из всех определений.
Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес наш отечественный ученый Б. М. Теплов. Он-то и предложил последнее определение способностей. Если уточнить его, пользуясь ссылками на работы Б. М. Теплова, то в понятии «способности», по его мысли, заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого… Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей… В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».2
Способности, считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество и т. п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.
Успешность и выполнение любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других.
2.Русалов В. М. Дифференциальная психология: Основные достижения и перспективы изучения индивидуальности человека // Психологический журнал. – 1988. – Т.1. - №2. Человек – это многогранная личность, которая обладает определенным набором различных способностей, в зависимости от индивидуально-психологических особенностей, которые можно классифицировать следующим образом. В первую очередь необходимо различать природные, или естественные, способности и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение.
Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например – обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками и формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей, оперантного обусловливания, импринтинга и ряда других. У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной сфере. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на использовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.
Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, развитая память, совершенная речь и ряд других. Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, творческие и ряд других. Наличие у человека общих способностей не исключает развитие специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.
Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые – к конкретным, практическим действиям. Такие способности в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.
Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно - деятельные, или предметно-познавательные, способности – в наибольшей степени социально обусловлены. В качестве примеров можно привести речь человека как средство общения ( речь в ее коммуникативной функции), способности межличностного восприятия людей, способность социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способность входить в контакт с различными людьми, располагая их к себе, оказывать на них влияние и другие.
Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоение человеком знаний, умений и навыков, формирование качеств личности, в то время как вторые – создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом – индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
Таким образом, не отдельные способности непосредственно определяют успешность выполнения какой-либо деятельности, а лишь их удачное сочетание, именно такое, какое для данной деятельности необходимо. Практически нет такой деятельности, успех которой определялся бы лишь одной способностью. С другой стороны, относительная слабость какой-нибудь способности не исключает возможности выполнения той деятельности, с которой она связана, так как недостающая способность может быть компенсирована другими, входящими в комплекс, обеспечивающий данную деятельность. Способности не только совместно определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние друг на друга.
В любом ребенке, как было сказано выше, от рождения заложены определенные задатки для развития способностей, которые в течение жизни претерпевают множество изменений в зависимости от той жизненной ситуации, в которой он находится: либо затухают, либо наоборот – развиваются. И в связи с этим, перед родителями и взрослыми, которые окружают ребенка встает задача не навредить, не «убить» в ребенке их, а наоборот направить их развитие в нужное русло. Для этого нужно всячески способствовать развитию способностей – а это длинный и сложный путь.
В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов. На одних из них происходит подготовка анатомо-физиологической основы, на других идет становление задатков небиологического плана, на третьих складывается и достигает соответствующего уровня данные способности. Первичный этап в развитии способностей связан с созреванием необходимых для них органических структур или с формированием на их основе функциональных органов. Он обычно относится к дошкольному детству. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, так как игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущей. Детские игры дают первоначальный толчок развитию творчества, в основе которого лежат творческие способности.
Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые включается ребенок, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. В этой связи появляются и новые требования, которые предъявляются к деятельности, развивающей творческие способности ребенка. Эти требования следующие: творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для ее исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности.
Если деятельность ребенка носит творческий, не рутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает в себе уверенность и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.
Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т. е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л. С. Выготский называл зоной потенциального развития. Деятельность не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.
Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную потребность ребенка.
Условиями и предпосылками развития способностей являются следующие обстоятельства его жизни:
1. Наличие общества, социально-культурной среды, созданной трудом многих поколений. Эта среда искусственна, включает множество предметов материальной и духовной культуры, обеспечивающих существование ребенка и удовлетворение его потребностей. 2.Отсутствие природных задатков к данной деятельности и необходимость обучения этому с детства.
3. Необходимость участия в различных сложных и высокоорганизованных видах человеческой деятельности.
4. Наличие с рождения вокруг ребенка образованных и цивилизованных людей, которые уже обладают необходимыми ему способностями и в состоянии передать ему нужные знания, умения и навыки, располагая при этом соответствующими средствами обучения и воспитания.
5. Отсутствия с рождения жестких запрограммированных структур поведения типа врожденных инстинктов, незрелость соответствующих мозговых структур, обеспечивающих функционирование психики, и возможность их формирования под влиянием обучения и воспитания.
Каждое из названных обстоятельств является необходимым для развития способностей и целенаправленное использование их в различных видах деятельности.
Анализируя выше сказанное, можно сделать вывод, что одаренностью называется наличие у ребенка врожденных особенностей, являющихся предпосылкой развития определенных способностей.
1.2 Виды одаренности.
Практически об одаренности судят по высокому уровню развития способностей. Благодаря этому часто без достаточных оснований относят к одаренности такие способности, которые обязаны своим развитием всецело условиям жизни и воспитания человека, а не врожденным его качествам.
Одаренность бывает различной. Различают общую одаренность и специальные виды одаренности.
Под общей одаренностью понимают некий общий уровень психического развития личности, характеризующийся большими способностями к умственной деятельности, ярко выраженными чертами темперамента, особенностью и глубиною чувств, оригинальными чертами творческой деятельности и т. д.
Под специальными видами одаренности понимают высокое развитие какой-нибудь отдельной способности, что может быть и не связано с высоким общим развитием личности. Например, ребенок может быть одарен выдающейся памятью, далеко превосходящей все те проявления памяти, которые наблюдаются у других, и вместе с тем уровень развития его интеллекта может быть очень низким.
В психологии различают следующие виды одаренности детей. Так, одна из них – социальная одаренность, ее называют лидерской, она не вызывает беспокойства ни в школе, ни в семье.
Больше всего изучена художественная (музыкальная, изобразительная и сценическая) одаренность. Исключительные спортивные способности – это психомоторная одаренность.
Академическая одаренность проявляется в необычных способностях учиться, что способствует отличной специализации в будущем.
Интеллектуальная одаренность – это способность мыслить, анализировать, сопоставлять факты. В семье это умник или умница, в школе – отличник. Иногда такой ребенок учиться отлично только по одному-двум предметам и не успевает по другим.
Творческая одаренность проявляется в нестандартном видении мира и в не шаблонном мышлении. Но до достижения поставленных целей они часто не дотягивают и слывут «неудачниками». Они всех раздражают уже в детстве, в семье и в школе. Важно заметить этого ребенка и вовремя ему помочь.[1. 382]
Талант в той или другой области не может основываться только на специальной одаренности, он всегда требует высокого уровня развития нескольких взаимосвязанных способностей. Так, талантливый музыкант кроме музыкального слуха обычно обладает высокоразвитым чувством ритма и музыкальной формы, тонким эстетическим вкусом, творческим воображением.
1.3 Психологические особенности одаренных детей среднего школьного возраста.
Наблюдения за школьниками пятых – шестых классов показывает, что у большинства из них уже далеко позади остались годы, предшествовавшие учению, и еще не придвинулась сколько-нибудь близко та жизнь, которая начнется после школы.[3. 45]
Учеников пятых классов относят к так называемым младшим подросткам, или к среднему школьному возрасту (к его первой половине). У детей этого возраста по-новому складываются отношения с учителями и друг с другом, обнаруживаются новые особенности активности, в иных, чем прежде, направлениях заявляет о себе и их интеллект. Все эти новообразования обуславливает и их переход на новую ступень обучения (среднее звено школы). Для одаренных детей этот переход очень болезненный, так как им приходится сталкиваться с несправедливостью не одного учителя, а целого ряда педагогов-предметников. Чтобы «не преломить» талант отдельных учеников, а наоборот направить его развитие, учитель должен уметь увидеть одаренного ученика по набору определенных качеств и способностей.
Общим для одаренных детей является потребность в знаниях. Как правило, их не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную и интеллектуальную. Они любят умственный труд и тем часто пугают родителей.
Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отключаться. Они с удовольствием воспринимают трудные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ. В этом заключается зерно будущих конфликтов в классе.
Одаренный ребенок ищет общения с взрослыми, так как они его понимают и восхищаются им. Сверстники его не понимают и часто над ним насмехаются, дают прозвища.
Одаренные дети опережают в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений, они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях. Они могут следить одновременно за несколькими событиями. Они редко попадают впросак. Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих людей. Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающей самую разнообразную информацию и ощущения. Но такая способность восприятия идет бок о бок с уязвимостью, рождаемой повышенной чувствительностью. Эти дети все воспринимают и на все реагируют. Их нормальный эгоцентризм приводит к тому, что относят все происходящее на свой счет. Стрелы и камни ежедневного общения, которые могут и не задеть обычного ребенка, способны больно ранить одаренного. Иногда такие дети чувствуют вину, даже когда их ни в чем не обвиняют, ощущают себя отторгнутыми, даже если их собеседник не имел в виду ничего плохого.
Нейтральная реплика может восприниматься ими как критика в их адрес. Они чрезвычайно чувствительны к недовольству окружающих взрослых и обычно приписывают его чему-то, что они сами совершили.[1. 382]
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.
Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к такому ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна.
В сфере психосоциального развития одаренным детям свойственны следующие черты.
Сильно развито чувство справедливости, проявляющееся очень рано.
Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки. Они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
Исследования показывают, что страхи маленьких детей обычно лишены реализма. Для одаренных же детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Эмоциональность таких детей кажется преувеличенной, они вспыльчивы, могут скандалить по пустякам, но это не каприз, а проявление сверх эмоциональности. Творческие дети бывают спокойными, они с детства страдают из-за своей одаренности.
Одно из наиболее важных черт для внутреннего равновесия одаренного ребенка является хорошо развитое чувство юмора. Кажется, что у этих детей врожденное повышенное чувство юмора. Сами они если не острят, то любят слушать и восхищаться малейшей шутке. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.
Чаще у них особая речь. Их особенная моторика или восприятие отличает их от других детей. (Они «даже едят не как все дети».)
Подводя итог выделенным качествам одаренного ребенка, следует подчеркнуть, что одаренные дети по решению Всемирной организации здравоохранения входят в «группу риска» наряду с умственно отсталыми, малолетними правонарушителями и детьми алкоголиков. Им необходимо особое воспитание, специальные индивидуальные учебные программы, специально подготовленные учителя, специальные школы.
Это должны быть особенные школы, где знают и учитывают особенности и проблемы одаренного ребенка. Где для такого ребенка должны быть поставлены сверх задачи, преодолевая которые он будет развиваться согласно своим задаткам и способностям.
2. Пути совершенствования учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе.
2.1 Современное состояние учебно-воспитательного процесса среднего звена общеобразовательной школы.
Вероятно, каждый помнит, что в среде его школьных товарищей был хотя бы один одаренный. Большей частью такие дети, однако, учатся из рук вон плохо или отличаются наихудшим поведением. Здесь кстати будет процитировать Пирогова Н. И., который так хорошо знал школьное дело и который в своей статье «Школа и жизнь» пишет: «Сколько учеников слывут в школе тупоголовыми, а в жизни оказываются умнее своих учителей».[1. 387]
…Итак, речь идет о даровитых детях наших учебных заведений. Следует ли оставлять их в этих учебных заведениях или их надо выделять? Вот вопрос интересующий нас.
Для решения этого вопроса обратим внимание на отношение школы к своим питомцам. Самым существенным недостатком здесь можно выделить то, что наша школа не считается, да и не может считаться, с индивидуальной психологией каждого ребенка. Требования ее рассчитаны на силы и способности предполагаемого среднего ученика, ученика со средними способностями, естественно потому, что они не годятся по ту или другую сторону средней нормы. Потому, если еще можно сказать, что школа удовлетворяет своих средних учеников, то утверждать это совершенно не возможно, когда дело касается даровитых и слабых учеников.[2.384]
Современная школа имеет дело с крайне разносторонней массой учеников: вы найдете все степени по качеству и количеству интеллектуального развития, перед вами пройдет учащийся с общим высоким дарованием или дарованием в той или иной области, здесь же посредственность, здесь же различные формы умственной дефективности.
К сожалению, в настоящее время в школе отсутствует педагогика развития индивидуальности ребенка. Индивидуальный подход учителя используют лишь для того, чтобы подготовить индивидуальные дифференцированные задания для учеников, обладающих разными способностями. Это говорит о том, что этот подход необходим лишь для того, чтобы всех детей сделать как можно более похожими, привести всех к некоторой норме: норме успеваемости, норме поведения и наконец, норме мышления.
Еще одна причина отсутствия в нашей школе педагогики развития индивидуальности – это чрезмерно активное, нетерпимое отношение к личности «другого». Учитель в отношении к ребенку выступает как официальный носитель некоторых окончательных истин, которому по должности дано право исправлять личность ребенка. В этих условиях понятие нормы становиться важнее интересов личности, приоритет отдается не развитию исключительности, неповторимости ребенка, а его деиндивидуализации.[5. 4]
Также школа берет на себя огромную ответственность: она должна развивать все способности до их возможного высшего уровня. При этом она считает возможным принять за идеал отношений к своим питомцам схематичные отношения к теоретическому среднему ученику; я говорю за идеал, ибо ведь на этом схематическом отношении и построена вся учебная программа, весь учебный план.
Такое положение будет до тех пор, пока школа не захочет облегчить сама себя, произведя дифференциацию в среде своих учеников.
Кого же из детей можно признать за даровитого ребенка? Под дарованием надо разуметь некоторые свойства интеллекта и также другие стороны нашего душевного склада, в силу которых данный индивид производит эффект в той или иной области с минимальной затратой труда и энергии. Или, другими словами, даровитый субъект такой, который при той же затрате энергии в данной области сделает больше, чем средний по способностям; в этом заключается совершенство (превосходство) даровитого. Какие моменты психики играют наибольшую роль при таком совершенствовании, до сих пор мы не можем сказать с определенностью.
Одним из свойств одаренных детей является оригинальность мышления, которая не мирится ни с какими притязанием школы подчинить ее правилам и требованиям, выработанным по иному масштабу. Зачастую мышление это выражено с определенно направленным интересом. В свое время как школа требует от него одинакового участия во всех занятиях, начиная с грамматики и кончая историей, его мысль витает в какой-нибудь определенной области, и школа только мешает этой работе мысли: только подавляет ее.
…При наличности разностороннего дарования данные субъекты легко справляются с задаваемой им школьной работой. К их способностям предъявляются слишком минимальные требования; способности их не упражняются, ум не приучается пользоваться ими.
Все это говорит о том, на наш взгляд, что необходимо изменить саму форму организации образования, то есть требования школы должны быть больше согласованы с силами ученика; не посягая на его самостоятельность и оригинальность, должны побудить эти силы производить весь тот полезный эффект, на который они способны. Это еще раз подтверждает то, что надо менять подход к индивидуализации обучения и использовать все ее возможности особенно работая с младшими подростками, так как в этот период у них формируется дальнейшая направленность обучения. И невозможно допустить, чтобы одаренные ученики потерялись в общей массе. Мы уверены, для того, чтобы этого не произошло учитель обязан обладать определенным набором профессиональных качеств, помогающих ему в распознавании неординарных детей и дальнейшей работе с ними.
2.2 Педагог и одаренный ребенок.
Работа педагога в школе, где учатся обычные и одаренные дети вместе – сложный и тяжелый труд, так как одаренные дети в школе всегда считаются «вредными», большинство неспокойные. Они прямолинейны, упрямы, чистолюбивы и самолюбивы.
Учитель, встретившись с пятиклассниками в сентябре, должен увидеть в классе одаренных детей, их индивидуальные черты в способностях для этого он должен обладать способностью распознавать признаки одаренности в интеллектуальной деятельности, школьной успеваемости, творческих проявлениях, художественном и исполнительском мастерстве, в общении (лидерство) и двигательной сфере. И соответственно им видоизменить процесс обучения для таких детей.
Учителю, конечно, удобнее работать с детьми, похожими друг на друга. Работать с разными учителя просто не умеют. Да и условий для этого в нашей российской школе нет. Кроме того учителей этому нигде не учат – ни в педагогических колледжах, ни в университетах.
Между тем в условиях ныне сложившейся практики некоторые учителя предпочитают вообще не иметь одаренных детей у себя в классе, так как они испытывают чувство, близкое к враждебности, к ним из-за их нестандартности. На наш взгляд это происходит из-за неопытности работы с такими детьми, так как этому у нас нигде не учат. И в силу этого возникают проблемы как у учителя в работе с такими детьми, так и у самих детей. Это усложняет процесс обучения.
В работе с одаренным ребенком учителю сложно признать, что ребенок умнее его (!). У большинства из них высокая самооценка, и здесь следует преодолевать барьер «зазнайства».
Но есть и скрытая одаренность, которая почти открыто не проявляется, когда такой ребенок в семье то, окружающие его испытывают огромные трудности. Это фанатики, дети увлеченные каким-либо одним делом. В последнее время появилось много компьютерных фанатиков. Для них школа только помеха.
Есть еще лентяи, которые впитывают любую информацию, но не хотят ничего делать. Скромники – дети с заниженной самооценкой, стремятся не демонстрировать себя. Есть еще один тип – невротики, или даже психопаты, которые постоянно вступают в конфликты в семье и с окружающими. Чудаки или странные – это спокойные мягкие дети, они не любят конфликтов.
Важно, чтобы об этой скрытой одаренности знали не только в семье, но и в школе, так как этим детям нужна помощь взрослых, родителей, социальных педагогов.
На наш взгляд этой проблемы могло бы и не быть, если бы были четко сформулированы те качества учителя, которые бы помогли ему в работе с талантливыми детьми. И мы бы хотели в свою очередь восполнить этот пробел, так как талант нельзя «зарывать в землю», его нужно развивать. Это важно для будущего нашей страны.
Во-первых, позитивная Я-концепция является одним из важных качеств учителя, помогающих ему в работе с одаренными детьми. Многие исследователи и психологи убеждены, что позитивная Я-концепция учителя прямо связана с его доброжелательным отношением к детям. Вполне очевидно, что учитель обладающий низкой самооценкой, может быть легко поставлен в трудное положение смышленым ребенком.
В тоже время в своей работе он должен проявлять настойчивость, целеустремленность и обстоятельность. Действительно, тот учитель, который с легкостью перетаскивает из одной системы или методики обучения к другой и не пытается до конца раскрыть возможности ни одной из них, вряд ли может качественно обучать детей. Здесь можно добавить, что учителя должны постоянно стремиться к пониманию и удовлетворению интересов и запросов детей, обладающих неординарными способностями.
Характерной чертой профессионализма учителей является то, что они всегда четко осознают свои цели и задачи. Такие специалисты внушают уверенность своим подопечным и вызывают глубокое уважение к себе со стороны своих коллег. Это позволяет им не опасаться одаренных детей, а наоборот, с готовностью принимать вызов со стороны последних.
Эмоциональность и стабильность – это качество учителя самым тесным образом связано с позитивной Я-концепцией, гибкостью и хорошим физическим здоровьем. Как показывают наблюдения, учитель, ощущающий груз нерешенных проблем личного характера, обычно бывает не самым лучшим наставником для ребенка, так как проникновение в сложный характер ребенка, понимание его особых интересов и потребностей требует больших эмоциональных затрат.
Еще одним важным качеством, которым должен обладать учитель, является чуткость, то есть чувствительность к переживаниям и потребностям других. Это качество имеет особое значение при обучении одаренных детей, которые весьма ранимы и чувствительны.
Все выше перечисленные качества учителя заключаются в следующем:
1.Он является определяющим фактором в системе обучения.
3. Позитивная Я-концепция составляет одну из важнейших характеристик учителя.
4. Он должен разбираться в специальных программах и учитывать опыт других педагогов.
5. Учитель обязательно должен уметь правильно оценивать успехи детей.
6. Он должен правильно использовать в своей работе индивидуальный подход к каждому ученику.
В целом важно помнить, что одним из условий развития одаренных детей является благожелательное, теплое отношение с взрослыми. Свет этого общения помогает ребенку позитивно отнестись к самому себе, осознать собственную неповторимость и право каждого на исключительность.
Таким образом видно, что все выше перечисленные качества учитывают индивидуальность способностей каждого ребенка, то есть учитель обладая всеми этим сможет не только увидеть в ребенке талант, но и поможет ему развиться в процессе обучения.
2.3 Методы и приемы развития одаренности детей в среднем звене общеобразовательной школы.
Педагогу в первую очередь следует помнить, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить. То положение, что гений всегда пробьется, в корне неверно. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения.
В школе №10 в параллели пятых классов было проведено исследование, изучающее, какие условия способствуют развитию одаренности. В ходе этого исследования был проведен эксперимент - создан «клуб по интересам», в котором смогли бы заниматься учащиеся, с разными способностями дополняя, и развивая друг способности друг друга.
Работа была организована в рамках урока природоведения в пятых классах. Тема работы клуба: «Экология». Выбор темы связан с ее актуальностью в наше время. В течение недели проводились экологические десятиминутки на уроках природоведения в параллели 5-х классов.
Фрагмент одного из занятий:
Вспомните и прочитайте наизусть стихотворения соответствующее по тематике данному:
Берегите эти земли,
Эти воды.
Даже малую былиночку любя
Охраняйте всех зверей
Внутри природы,
Убивайте лишь друзей внутри себя.
С помощью каких известных картин можно изобразить данное стихотворение? Почему?
А теперь послушайте какие слова сказал замечательный писатель и любитель природы Михаил Пришвин: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни».
Что значат для вас эти слова?
При думайте все возможные зарисовки этих слов (стихотворные, театральные, изобразительные).
Эти занятия помогли заинтересовать детей данной темой, проанализировать их способности, увидеть таланты.
В конце недели мы объявили детям о создании экологического клуба «Эколог» и пригласили на первое заседание всех желающих. На предложение, откликнулись не только те ребята, которые активно принимали участие на десятиминутках, но и которые просто отмалчивались. На заседание клуба ребят просили принести свои творческие работы касающиеся экологии.
Первое заседание прошло под девизом:
На Земле нет места краше,
Чем Родина наша.
Охранять природу –
Значит охранять Родину!
Сначала обсудили творения ребят, принесенные с собой. Хотя не все были к этому готовы: некоторые стеснялись, другие просто ничего не подготовили. В таком клубе работают добровольно, поэтому нам было важно, что ребенок пришел, значит он по-своему талантлив. И наша задача помочь ему реализоваться в данной деятельности.
Затем было предложено ученикам охарактеризовать сегодняшнюю погоду все возможными способами. И вот что увидели – это четверостишия, рисунки и конечно не обошлось без маленькой театральной зарисовки, которую показали нам три мальчика.
Надо сказать, что чем дальше работа продолжалось в этом направлении, то есть проводили десятиминутки на уроке и заседания клуба раз в неделю, участников у нас только прибавлялось, не смотря на то, что мы давали и задания.
Исследование показало, что в рамках одного предмета можно развивать детей и с творческой одаренностью, и с интеллектуальной одаренностью, и с художественной. Ведь в программе школьного курса обучения школьников среднего школьного возраста пожалуй не найдется такого предмета, который не смог бы охватить несколько видов одаренности учеников, будь то математика, литература или биология. И если учителя будут работать в этом направлении, то возрастет не только интерес к школьному обучению, но и школа станет способствовать развитию одаренности детей. И ученик тогда не будет просиживать у компьютера или с нежеланием идти в школу, потому что его оторвали от занятия любимым делом, а будет стремиться проявить себя в школе и не ради отметки, а ради удовлетворения своих возрастающих потребностей.
Заключение
Изучив понятие одаренности, мы выяснили, что об одаренности судят по высокому уровню развития способностей.
Анализ учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе показал нам насколько он несовершенен в российских школах: во-первых, обучение не учитывает интересов и потребностей своих подопечных; во-вторых, оно не отвечает запросам общества; и в-третьих, оно ориентируется на «среднего» ученика. На самом же деле на практике уже давно общество пришло к выводу, что одинаковых личностей нет и что всякий талант способствует дальнейшему культурному прогрессу. А талант надо развивать. Это говорит, что надо вносить изменения в систему обучения и воспитания школьников. Изменения в системе образования подрастающего поколения произойдет лишь тогда, когда изменится мировоззрение учителей и профессиональные требования, предъявляемые к ним.
Изучая психологические особенности учащихся среднего школьного возраста, мы увидели насколько важен этот возрастной период для развития различных способностей, так как он является переломным в становлении одаренности. И в этот период самое главное увидеть направленность таланта и помочь развиться. Для этого мы в своем исследовании проводили «десятиминутки развития» с детьми в рамках одного предмета. С их помощью мы определили таланты детей и начали развивать их и на внеклассной работе, создав клуб «Эколог».
Мы надеемся, что приемы развития одаренности детей, описанные в нашей работе будут применяться в школах с целью развить одаренность своих подопечных.
Задачи, поставленные в работе, выполнены, цель достигнута.
Список литературы
1. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика. – М., 2000.
2. Кащенко В. П. Нужно ли выделять даровитых детей из общей массы школьников//Антология пед. Мысли России. Вторая половина 19 – начало 20в. – М., 1990.
3. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. – М., 1971.
4. Мелхорн Х. Г., Мелхорн Г. Гениями не рождаются. – М., 1989.
5. Начальная школа №11. – 1992. С. 7 – 9.
6. Новое педагогическое мышление. Под ред. Петровского А. В. – М., 1989.
7. Одаренные дети. М., 1991.
8. Рудик П. А. Психология. – М., 1976.
9. Русский язык в школе № 6. – 1986. С. 3 – 8.
10. Сухомлинский В. А. О воспитании. – М., 1973.
11. Щуркова Н. Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М., 2000.