Оглавление
Введение.................................................................................................. 1
1.2.Место информатики в процессах управления............................. 5
1.5.Заключение..................................................................................... 15
Список использованной литературы................................................ 26
Введение
Информатика в последнее время стала занимать практически лидирующие позиции в процессах управления. На сегодняшний день в каждой крупной компании, каждой мелкой компании, каждом офисе и чуть ли не в каждом доме имеется персональный компьютер (ПК). Многие используют ПК для игры (как правило, подростки), но большинство людей приобретают ПК для работы. ПК значительно облегчают людям работу, к примеру, если раньше бухгалтеру приходилось вручную рассчитывать и заполнять кипу разных бумаг, то теперь все это делает компьютер и выдает конечный, уже посчитанный и сформированный надлежащим образом документ, его остается лишь только распечатать. ПК также облегчает обучение студентам. Теперь не обязательно сидеть часами в библиотеке и перебирать множество книг, достаточно просто выйти в Интернет.
Информатика пронизывает нашу жизнь как своеобразная паутина и, несомненно, делает ее только лучше.
В практической части курсовой работы рассматривается экономическая задача по предприятию ООО «Красный Октябрь», которое осуществляет деятельность, связанную с выпуском различных видов деталей для промышленного оборудования.
Данную задачу будем решать с использованием MS Excel и подробно опишем ход работы.
Практическая часть курсовой работы выполнялась на ПК, имеющего следующие характеристики: процессор Intel Celeron 2.42 ГГц, 256 МБ ОЗУ.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1.Введение
В связи с высокой значимостью информатики в рамках систем организационного управления различными сферами деятельности необходимо разграничивать области интересов информатики и кибернетики.
Энциклопедический словарь определяет кибернетику как науку об общих законах получения, хранения, передачи и обработки информации. Кибернетика рассматривает объекты исследования абстрактно, вне зависимости от их материальной природы. Примерами кибернетических систем являются автоматические регуляторы в технике, компьютеры, человеческий мозг, биологические популяции, человеческое общество и др. Каждая система представляет собой множество взаимосвязанных объектов (элементов системы), способных воспринимать, запоминать и перерабатывать информацию, а также обмениваться ею. Теоретическое ядро кибернетики составляют самостоятельные научные направления: теория алгоритмов, исследование операций, теория оптимального управления и др. Кибернетика разрабатывает общие принципы построения систем управления и систем для автоматизации умственного труда. Сущность кибернетики в полной мере определяется прямым переводом изначального термина с греческого – искусство управления. Таким образом, применительно к задачам управления кибернетика определяет, каким образом управлять объектом (т.е. дает алгоритм управления), а информатика указывает, какие средства необходимы для реализации этого управления.
В теоретической части данной курсовой работы рассматриваются следующие вопросы:
· Место информатики в процессах управления. Здесь акцентируется внимание на то, что такое информатика и кибернетика и как они влияют на задачи управления, дается представление о системе и ее характеристиках.
· Классификация систем рассказывает, по каким признакам они классифицируются, Дает характеристику некоторым системам.
· Подробная характеристика некоторых систем.
1.2.Место информатики в процессах управления
Характеризуя большие системы, специалисты акцентируют внимание на их сложной организационной структуре, порождающей многие проблемы при управлении ими. Сеть Интернет является одним из примеров больших систем, характерных для современного этапа развития человечества. Следует отметить, что, несмотря на высокую сложность сети, обусловленную огромным количеством входящего в ее состав разнотипного оборудования и программного обеспечения, в целом, как единая система, она функционирует с высоким уровнем надежности, позволяющим практически полностью исключить отказы в обслуживании пользователей.
Система представляет собой единое целое, составленное из взаимосвязанных частей. Более строго систему можно определить как организационное множество, образующее целостное единство, ориентированное на достижение определенной цели. Системами являются технические устройства, состоящие из совокупности взаимосвязанных узлов и деталей; живые организмы, состоящие из клеток; государство и др.
Системы имеют ряд общих свойств и понятий. Организация системы – описание внутренней упорядоченности и согласованности взаимодействия элементов системы. Структура системы – совокупность внутренних устройств и связей между элементами системы, определяющая ее основные свойства (здесь выделяются иерархические соподчиненные уровни и связи между ними). Целостность системы – принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов [1, С. 13-14].
1.3.Классификация систем
Системы классифицируются по ряду признаков:
Ø По способу реализации: абстрактные, являются продуктом человеческого мышления (знания, гипотезы и др.) и материальные, представляющие собой совокупность материальных объектов. Среди материальных систем выделяют неорганические (технические), органические (биологические) и смешанные (человеко-машинные) системы. Среди материальных систем выделяются социальные системы с общественными отношениями между людьми; в их состав входят и социально-экономические системы, в которых связи между элементами представлены отношениями людей, в частности, в процессе производства.
Ø По временной зависимости: статические системы, состояние которых с течением времени практически мало изменяются, и динамические системы, в которых происходит заметное и частое изменение состояния в процессе функционирования. Динамические системы подразделяют на детерминированные и вероятностные (стохастические). В детерминированной системе состояние элементов определяется их состоянием в предыдущие моменты времени (т.е. поведение детерминированной системы можно полностью предсказать). Если состояние системы можно предсказать только в вероятностном смысле (с использованием доверительных интервалов, уровней значимости и т.п.), то такие системы называют вероятностными.
Ø По характеру взаимодействия с внешней средой: закрытые системы, не взаимодействующие с внешней средой (все процессы, за исключением энергетических, протекают внутри системы) и открытые системы, активно взаимодействующие с внешней средой, адаптируясь к ее изменениям.
Ø По сложности: простые - системы, не имеющие развитой структуры, и сложные - системы с развитой структурой, состоящие из элементов - подсистем, являющихся простыми системами; большие системы, образуемые сложными системами, и имеющие ряд характерных особенностей.
Следует иметь в виду, что в различных источниках по-разному трактуют понятия сложных систем и больших систем, а в ряде случаев их представляют синонимами. В данном контексте под большой системой понимается система высокого уровня сложности, предполагающая участие в обеспечении ее функционирования людей, и характеризующаяся следующими особенностями:
§ Уникальностью по составу подсистем и видам взаимодействия между ними, что практически исключает наличие полных аналогов ее поведения;
§ Невозможностью точного предсказания поведения системы на последующих интервалах времени;
§ Разнотипностью данных, характеризующих внешнею среду и состояние сомой системы;
§ Динамичностью;
§ Негэнтропийностью или (и) целенаправленностью: система способна в определенных пределах управлять своей энтропией (уменьшать ее, сохранять и влиять на ее увеличение) при случайных и неблагоприятных воздействиях со стороны внешней среды, преследуя достижение цели;
§ Трудностью формализации подсистем и систем в целом, отсутствие возможности получения точных моделей;
§ Многокритериальностью, предполагающей использования множества внутренних критериев качества поведения системы (например, отдельные критерии для подсистем), и сложностью формализации общего критерия функционирование системы;
§ Способностью к самоорганизации и саморазвитию [2, С. 26-27].
1.4.Характеристика некоторых систем управления
Системы организационного управления, в основе функционирования которых лежат задачи управления отношениями между людьми в процессе их производственно-хозяйственной деятельности, также относятся к большим системам. Для систем организационно-экономического управления характерно использование в качестве цели (критерия) управление обеспечения максимальной экономической эффективности в конкретной сфере деятельности. Элементы систем организационно-экономического управления в той или иной степени присуще всем без исключения системам организационного управления, по крайне мере, в плане минимизации затрат.
Типичным и естественным явлением для систем организационно-экономического управления (как разновидности больших систем) является несовпадение (во многих случаях и противоречивость) локальных критериев, присущих отдельным подразделениям организаций. Так, для производственного отдела организации предпочтительно иметь большие запасы комплектующих, что во многом гарантирует стабильное выполнение производственной программы выпуска изделий. Для финансового отдела организации запасы комплектующих являются одним из факторов, снижающим экономическую эффективность деятельности организации в связи с уменьшением степени оборачиваемости капитала. Естественно, что в рамках любой системы отдельные локальные критерии должны быть подчинены задаче оптимизации глобального критерия, характеризующего деятельность организации в целом. В общем случае глобальный критерий может быть сформирован как функция, аргументами которого являются локальные критерии; при этом искусство управления определяется способностью нахождения для конкретных условий этой функции с реализацией комплекса мероприятий для оптимизации ее значения. Поэтому, при проектировании больших систем практически всегда ориентируются на нисходящий принцип их создания, предполагающий разукрупнение и детализацию функций управления при переходе от верхних уровней иерархии системы к нижним (т.е. переход от глобальных критериев в подсиненным локальным критериям).
В системах организационно-экономического управления функции управления принято классифицировать следующим образом:
· По стадиям (этапам). Различают оперативное управление, анализ производственно-хозяйственной деятельности, прогнозирование на различные периоды времени и др.;
· По видам производственно-хозяйственной деятельности. Как правило, структуру управления определяют соответственно спецификой конкретной деятельности, например, основное и вспомогательное производство, материально-техническое снабжение, сбыт, финансирование и др.;
· По иерархии управления, например, министерство – организация – отдел.
Изучение, анализ и синтез больших систем осуществляется на основе системного подхода, предполагающего тщательный учет свойств систем.
Функционирование систем организационно-экономического управления предполагает формирование управляющих воздействий в их различных звеньях (подсистемах). Энциклопедический словарь определяет управление как функцию организационных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающую сохранение их структур, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.
На практике широко распространено определение управления как целенаправленного воздействия органов управления на объект управления.
В целом, любая система управления может быть представлена в виде совокупности двух взаимосвязанных подсистем (рис.1). В процессе управления ОУ поступает в управляющий орган ОУ, на входе которого присутствует информация Iвх, определяющая требуемое в соответствии критериям качества функционирования системы положение (состояние) объекта управления. На основе информации о требуемом и реальном состоянии объекта управляющий орган формирует (в соответствии с используемым критерием качества) управляющую информацию Iу и направляет ее на исполнительный орган ИО, который выбирает управляющее воздействие U на объект управления. Линия передачи информации Ioc отображает обратную связь, обеспечивающую передачу информации с выхода системы (объекта управления) на ее вход (на управляющий орган). Понятие обратной связи является одним из фундаментальных понятий в теории управления. Различают отрицательную обратную связь и положительную обратную связь.
Характерной особенностью отрицательной обратной связи является ее направленность на стабилизацию состояния объекта управления при влиянии на него различных возмущений. Воздействуя на объект управления, возмущения V изменяют его состояние (т.е. возникают отклонения от требуемого в соответствии Ibx состояния). Благодаря наличию отрицательной обратной связи, управляющий орган определяет разницу между требуемым и реальным состояниями объекта (т.е. находит разницу между Ibx и Ioc) и на ее основе формирует управляющую информацию, на основе которой вырабатывается управляющее воздействие U, заставляющее объект управления перейти на требуемое состояние (на практике может быть достигнуто лишь приближение к требуемому состоянию с определенной погрешностью). Таким образом, отрицательная обратная связь позволяет скомпенсировать влияние внешних воздействий на объект управления, например, избыток производства определенного товара при поступлении информации о снижении его реализации приводит к уменьшению его дальнейшего производства.
Положительная обратная связь, напротив, усиливает развитие проявившейся тенденции в изменении состояния объекта управления (в ряде случаев это может привести к выходу из строя объекта). Так, положительная обратная связь лежит в основе цепной ядерной реакции, порождающей взрыв.
Следует отметить, что обратная связь во множестве проявлений присутствует практически во всех сложных системах, в том числе во всех живых организмах. При этом отрицательная обратная связь позволяет большим системам (живым организмам) сохранять свою целостность и уникальность в условиях различного рода случайных воздействий со стороны внешней среды, а положительная обратная связь позволяет приобретать новые устойчивые свойства, адаптируясь к изменившимся (на длительные временные периоды) условиям окружающей среды. Таким образом, оба вида противоположных по характеру действия обратных связей образуют диалектическое единство, обуславливающее самоорганизацию в само развитие больших систем.
В системах управления обратная связь является информационной, характеризующей с помощью совокупности измеряемых параметров текущее состояние объекта управления.
§ Любое управление предполагает достижение определенной цели. Математическую запись критерия, в соответствии с которым осуществляется управлении объекта, называют целевой функцией. Если управление позволяет достичь экстремального значения целевой функции (минимального или максимального значения в зависимости от используемого критерия), то такое управление называют оптимальным управлением. [1, С. 16-18].
В целом под управляющей под системой принято понимать комплекс средств и методов, обеспечивающих процессы сбора, обработки, хранения, защиты и передачи информации, формирование управляющих воздействий в соответствии с целевой функцией. В качестве источников информации, используемых при поиске возможных вариантов управленческих решений и выборе наиболее рационального (в идеале оптимального) из них в рамках систем управления в сфере экономике, рассматривают:
· Целевую функцию, значение которой в каждый момент времени характеризует качество управления;
· Информацию о текущем состоянии объекта управления;
· Накопленные формализованные (модели, методы, алгоритмы) и неформализованные (опыт, интуиция) знания;
· Информацию о состоянии внешней среды.
В конечном счете, сформированное управленческое решение превращается в последовательность управляющих воздействий, побуждающих (вынуждающих) объект управления перейти в требуемое состояние.
В области управления широко используют понятие системы автоматического управления (САУ) и автоматизированной информационной системы (АСУ). Автоматическое управление, как правило, реализуется в относительно простых системах, в которых объекты управления достаточно хорошо изучены и для них разработаны соответствующие алгоритмы управления; при этом для компенсации влияния возмущения на объект используется отрицательная обратная связь, позволяющая сформировать управляющее воздействие для возврата объекта в заданное состояние при воздействии возмущений. САУ способны работать автономно без непосредственного участия человека (персонал осуществляет наблюдение за исправностью входящих в состав системы элементов). На практике управляющий орган реализуется, как правило, с помощью компьютеров (в технических системах широко используют специализированные вычислительные устройства) и установленного на них программного обеспечения.
Для больших систем в связи с их сложностью и, зачастую, изменяющимся характером связей не удается в полной мере использовать системы автоматического управления. Поэтому, в больших системах необходимо участие специалистов и руководителей различного ранга, способных принимать решения на основе формирования управляющей информации. Такие системы принято называть автоматизированными системами управления. Для обозначения подобных систем в области организационно-экономического управления часто используют понятие экономические информационные системы (ЭИС). В названии ЭИС основное внимание акцентируется на определяющей роли информации. Современные экономические системы, являющиеся объектами исследования макроэкономики, представляют собой многосвязные динамические системы. Для управления ими (или хотя бы для оказания воздействия на них с целью воздействия процессов в желаемом направлении) необходима обработка огромных объемов информации, что предполагает решение комплекса вопросов по ее сбору, передаче, обработке, хранению и защите. Для больших систем, характеризующихся территориальной разбросанностью образующих ее подсистем, задача управления значительно усложняется. Это обстоятельство предопределяет иерархическую организацию систем управления, с распределением круга, решаемым на каждом уровне задач [1, С. 1-19].
1.5.Заключение
В данной курсовой работе мы подробно изучили то, что такое система, ее основные элементы, по каким критериям классифицируется, и какое место она занимает в процессах управления. Рассмотрели, какие бывают системы и как они влияют на людей и общество в целом.
Согласно представленным выше сведениям, и внимательно изучив весь материал, можно сделать вывод, что система и информатика в целом занимает лидирующее положение в системе управления и жизни людей. Она проникает во все слои жизни человеческого общества, и значительно облегчает его существование. Большие системы, несмотря на всю сложность в управлении, глубоко вошли в обыденность жизни людей. Например, уже никто не представляет себе жизнь без глобальной сети Интернет. Однако система – это не только программные средства для ПК, это и само общество, и управлять ею чрезвычайно сложно. Но, условно разбив эту систему на подсистемы (звенья) управление ею значительно облегчается. Таким образом, мы видим, что даже самыми сложными системами управлять возможно, а жить без системы человеческое общество не сможет. По мере развития общества системы будут все более усложняться и усовершенствоваться, и это есть закономерность, ведь без новых технологий, всевозможных нововведений трудно представить человеческое общество на данном этапе развития.
2.Практическая часть
2.1.Общая характеристика задачи
Предприятие ООО «Красный Октябрь» осуществляет деятельность, связанную с выпуском различных видов деталей для промышленного оборудования. Для анализа качества выпускаемой продукции ежемесячно производится учет бракованной продукции. Данные учета бракованных деталей приведены на рис.2.
1. Построить таблицы по приведенным ниже данным.
2. Выполнить расчет процентного отношения бракованных изделий к общему количеству выпущенных изделий, подвести итоги за месяц.
3. Результаты вычислений представить в виде консолидированной таблицы, содержащей сводные данные о выпуске бракованных изделий за квартал (рис. 3), и в графическом виде.
4. Сформировать и заполнить форму сводной ведомости по учету некачественной продукции (рис. 3).
Ведомость учета изготовленных деталей за январь 2006 г.
Код станка |
Количество выпущенных деталей шт. |
Количество бракованных деталей шт. |
% брака |
1 |
2600 |
35 |
|
2 |
3500 |
57 |
|
3 |
1890 |
26 |
|
4 |
2780 |
72 |
|
ИТОГО |
|
|
|
Ведомость учета изготовленных деталей за февраль 2006 г.
Код станка |
Количество выпущенных деталей шт. |
Количество бракованных деталей шт. |
% брака |
1 |
2980 |
26 |
|
2 |
3470 |
45 |
|
3 |
2100 |
12 |
|
4 |
3150 |
56 |
|
ИТОГО |
|
|
|
Ведомость учета изготовленных деталей за март 2006 г.
Код станка |
Количество выпущенных деталей шт. |
Количество бракованных деталей шт. |
% брака |
1 |
2700 |
42 |
|
2 |
2720 |
35 |
|
3 |
3140 |
39 |
|
4 |
3200 |
26 |
|
ИТОГО |
|
|
|
Рис. 2. Данные о выпуске бракованной продукции по месяцам.
ООО "Красный октябрь"" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расчетный период |
|
|
|
|
с |
по |
|
|
|
____.____.20___ |
____.____.20___ |
|
|
|
|
|
|
|
Сводная ведомость учета качества изготавливаемой |
|
|||
Код станка |
Количество выпущенных деталей шт. |
Количество бракованных деталей шт. |
% брака |
|
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
ИТОГО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Главный технолог |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 3.Сводные данные о выпуске бракованной продукции за квартал.
2.2. Описание алгоритма решения задачи
Курсовая работа была выполнена в среде табличного процессора Excel. После запуска табличного процессора Excel была создана книга с именем «Красный Октябрь».
Лист 1 был переименован в лист с названием «Январь». Для переименования листа необходимо щелкнуть правой кнопкой мыши внизу слева по панели инструментов, где находится Лист 1. Из появившегося выпадающего списка выбрать команду «Переименовать», далее набрать текст.
На рабочем листе «Январь» была создана таблица «Ведомость учета изготовленных деталей за январь 2006 г.», после чего она была заполнена исходными данными. Расположение таблицы «Ведомость учета изготовленных деталей за январь 2006 г.» на рабочем листе Excel приведено на рисунке 4.
Рис. 4. Расположение таблицы «Ведомость учета изготовленных деталей за январь 2006 г.» на рабочем листе Excel
Лист 2 был переименован в лист с названием «Ведомость учета изготовленных деталей за февраль 2006 г.». Для переименования листа необходимо щелкнуть правой кнопкой мыши внизу слева по панели инструментов, где находится Лист 2. Из появившегося выпадающего списка выбрать команду «Переименовать», далее набрать текст.
На рабочем листе «Февраль» была создана таблица «Ведомость учета изготовленных деталей за февраль 2006 г.», после чего она была заполнена исходными данными. Расположение таблицы «Ведомость учета изготовленных деталей за февраль 2006 г.» на рабочем листе Excel приведено на рисунке 5.
Рис. 5. Расположение таблицы «Ведомость учета изготовленных деталей за февраль 2006 г.» на рабочем листе Excel
Лист 3 был переименован в лист с названием «Ведомость учета изготовленных деталей за март 2006 г.». Для переименования листа необходимо щелкнуть правой кнопкой мыши внизу слева по панели инструментов, где находится Лист 3. Из появившегося выпадающего списка выбрать команду «Переименовать», далее набрать текст.
На рабочем листе «Март» была создана таблица «Ведомость учета изготовленных деталей за март 2006 г.», после чего она была заполнена исходными данными. Расположение таблицы «Ведомость учета изготовленных деталей за март 2006 г.» на рабочем листе Excel приведено на рисунке 6.
Рис.6. Расположение таблицы «Ведомость учета изготовленных деталей за март 2006 г.» на рабочем листе Excel
Далее в курсовой работе была разработана структура таблицы «Данные о выпуске бракованной продукции по месяцам». Структура таблицы «Данные о выпуске бракованной продукции по месяцам» приведена на рисунке 7.
Колонка электронной таблицы |
Наименование (реквизит) |
Тип данных |
Формат данных |
|
Длина |
Точность |
|||
A |
Код станка |
Числовой |
3 |
|
B |
Количество выпущенных деталей |
Текстовый |
30 |
|
C |
Количество бракованных деталей |
Текстовый |
30 |
|
D |
Процент брака |
Процентный |
4 |
2 |
Рис. 7. Данные о выпуске бракованной продукции по месяцам
Лист 4 был переименован в лист «Сводные данные». На листе была построена исходная таблица «Данные о выпуске бракованной продукции по месяцам».
Для организации межтабличных связей в целях автоматического заполнения графы « % брака» листа с названием «Январь» используем формулу: Количество бракованных деталей / количество выпущенных деталей. Далее выделяем весь столбец, кроме последней ячейки, так автоматически подсчитается % брака в выделенных ячейках. В графе «Количество выпущенных деталей» в последней ячейке для подсчета «Итого» используем значок «Автосумма», изображенный на верхней панели, для вычисления итоговой суммы. В графе «Количество бракованных деталей» в последней ячейке для подсчета «Итого» вновь используем значок «Автосумма». В графе «% брака» в последней ячейке для подсчета «Итого» используем формулу: Количество бракованных деталей / количество выпущенных деталей, для этого используем итоговые значения из граф «Количество выпущенных деталей» и «Количество бракованных деталей». Данные вычисления применяем для листа с названием «Февраль» и «Март». Для подведения итогов в меню «Данные» выберем пункт меню «Консолидация». В появившемся окне в ссылке указываем необходимый диапазон, для этого перейдем на лист с названием «Январь» и выделим ячейки В3-С6.Далее перейдем на лист с названием «Февраль» и выделим те же самые ячейки. Аналогично берем данные с листа «Март». Затем нажмем левой кнопкой мыши по значку «Добавить» и «ОК». В последней графе для подсчета % брака используем формулу: Количество бракованных деталей / количество выпущенных деталей. Выделяем весь столбец, кроме последней ячейки, так автоматически подсчитается % брака в выделенных ячейках. Для подсчета «Итого» в графе «Количество выпущенных деталей» используем значок «Автосумма», изображенный на верхней панели для вычисления итоговой суммы. Для подсчета «Итого» в графе «Количество бракованных деталей» также используем значок «Автосумма». В графе «% брака» для подсчета «Итого» используем формулу: Количество бракованных деталей / количество выпущенных деталей, для этого используем итоговые значения из граф «Количество выпущенных деталей» и «Количество бракованных деталей».
Полученная сводная таблица приведена на рис. 8.
ООО "Красный октябрь"" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расчетный период |
|
|
|
|
с |
по |
|
|
|
__01_._01_.2007__ |
_31_._03_.2007__ |
|
|
|
|
|
|
|
Сводная ведомость учета качества изготавливаемой |
|
|||
Код станка |
Количество выпущенных деталей шт. |
Количество бракованных деталей шт. |
% брака |
|
1 |
8280 |
103 |
1,24% |
|
2 |
9690 |
137 |
1,41% |
|
3 |
7130 |
77 |
1,08% |
|
4 |
9130 |
154 |
1,69% |
|
ИТОГО |
34230 |
471 |
1,38% |
|
|
|
|
|
|
|
Главный технолог |
Рыжова |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 8. Сводные данные о выпуске бракованной продукции за квартал
По данным сводной таблицы была построена круговая диаграмма.
Для построения диаграммы используем «Мастер диаграмм».
Диаграмма приведена на рисунке 9.
Рис. 9.Диаграмма «Процент брака»
Список использованной литературы
1. Евсюков В.В. Экономическая информатика: Учеб. пособ. – Тула: Гриф и К, 2003. – 371с.
2. Экономическая информатика: Учебник / Под ред. В.П. Косарева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 592с.
3. Дайитбегов Д.М. Информатика: Методические указания по выполнению курсовой работы для самостоятельной работы студентов II курса (первое высшее образование). – М.: Вузовский учебник, 2006. – 60с.