Содержание

Введение. 3

1. Сущность и назначение финансового планирования. 5

1.1. Управление финансами предприятия. 5

1.2. Финансовый план как элемент управления финансами этапы финансового планирования. 8

2. Финансовое планирование на федеральном уровне. 17

2.1. Организация финансового планирования  Российской Федерации. 17

2.2. Разработка финансового плана Российской Федерации. 23

3. Проблемы совершенствования финансового планирования. 31

Заключение. 35

Список литературы.. 36

Введение


Актуальность рассмотрения вопросов, связанных с управлением финансовых потоков, очевидна в нынешних условиях российской действительности. Связано это прежде всего с переходом от командной модели экономики при которой планирование осуществлялось централизованно, к новым экономическим отношениям. Современная экономика предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих в ней процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования.

Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются:

увеличение размеров организации и усложнение форм ее деятельности;

высокая нестабильность внешних условий и факторов;

Возможности планирования ограничены рядом объективных и субъективных причин. Наиболее важными из них являются:

неопределенность внешней  (рыночной) среды;

возможность слияния или поглощения другой организацией;

возможность монопольного установления цены реализации продукции;

В сущности, планирование является одним из основных элементов управления как непосредственно производством, так и общеэкономической деятельностью предприятия.

Цель изучения –познакомиться с методикой финансового планирования на федеральном уровне

Задачи:

рассмотреть процесс финансового планирования и выявить проблемы связанные с ним.

Изучить схемы организации финансового планирования на федеральном уровне


1. Сущность и назначение финансового планирования

1.1. Управление финансами


Региональные финансовые кризисы. которые все чаше потрясают в последнее время мировую экономику, имеют и свои позитивные стороны. Например, они на уровне национальных экономик наглядно демонстрируют важность сбалансированности бюджета. опасность (рискованность) появления большого количества "коротких долгов" и т.п.

Отдельное предприятие в этом смысле представляет собой "государство в миниатюре", с той лишь разницей, что уменьшение размеров влечет за собой увеличение рисков. Российский финансовый кризис подтвердил это весьма наглядно.[5,c.89]

Основное предназначение управления финансами предприятия и финансового планирования состоит в том, чтобы:

обеспечить рациональную сбалансированность активов (средств) и пассивов (источников финансирования) предприятия. Иначе говоря, обеспечить устойчивое и экономически оправданное соответствие источников финансирования активам;

сбалансировать поступления и выплаты платежного оборота, т.е. обеспечить достаточность платежных средств для исполнения всех обязательств предприятия как по срокам. так и по величине.

Текущие и капитальные активные операции (производственно-сбытовая деятельность, капиталовложения и капиталоизъятия) формируют потребность в объемах и характере финансирования (структуре и природе источников). Задача финансового управления - обеспечить эти активные операции соответствующими им по природе и структуре источниками финансирования. Вторая из перечисленных выше задач теснейшим образом взаимосвязана с первой, С точки зрения текущей деятельности (текущих операции) в центре внимания управляющего финансами находится именно сбалансированность платежного оборота, но в основе ее - соответствие активов предприятия его обязательствам. Нельзя, невозможно правильно сформировать платежный оборот без баланса активов и пассивов и. в первую очередь, оборотных активов и текущих обязательств, и главным образом счетов к получению и счетов к оплате (дебиторской и кредиторской задолженности).

"Двойное" содержание финансового планирования (планирование активов и пассивов и поступлений и платежей) отражает то, что существует два объекта финансирования: активы и операции.

Источниками финансирования активов являются пассивы, т.е обязательства. возникающие у предприятия как субъекта гражданского права перед владельцами ресурсов, используемых предприятием в своей деятельности, Эти обязательства могут быть долговыми (т.е. заемными), подлежащими возврату по истечении срока их предоставления, и долевыми (бессрочными) формирующими обязательства предприятия перед его юридическими владельцами (акционерами. участниками).

Источниками финансирования операций являются ликвидные активы, которые могут быть использованы в качестве платежных средств (в нормальной экономической системе источниками финансирования операций являются денежные средства и коммерческие векселя).

Целью управления финансами предприятия является в конечном счете обеспечение и поддержание его финансовой устойчивости в долгосрочной перспективе. Под финансовой устойчивостью предприятия в широком смысле понимается его способность функционировать, получая достаточную для собственного воспроизводства прибыль и своевременно выполняя все обязательства по платежам. В этом смысле финансово устойчивым является предприятие, деятельность которого обеспечивает:

доходность активов не ниже ставки процента по банковским кредитам;

доходность собственного капитала не ниже рентабельности активов;

сбалансированность поступлении и платежей (входящих и исходящих финансовых потоков) или положительный чистый денежный поток в среднесрочном периоде;

достаточную массу чистой прибыли и амортизации (в том числе в части социального обеспечения и развития трудовых ресурсов) для обеспечения воспроизводства производительного потенциала предприятия.

Финансовая устойчивость является интегральным, обобщающим показателем. отражающим состояние и результаты деятельности предприятия.

Для каждого конкретного предприятия можно сформулировать систему требований (в виде набора количественных параметров), которым должно удовлетворять данное предприятие, чтобы быть финансово устойчивым. Это очень важно именно в практическом плане, поскольку без этого, в сущности, и финансовый анализ, и финансовое планирование, и в целом управление финансами предприятия утрачивают ориентиры и, стало быть, смысл.

Но с чем сравнивать фактические показатели, характеризующие финансовое состояние и результаты деятельности предприятия, какая ситуация может считаться "нормальной".[7,c.109]

Очевидно, что оценка финансовой устойчивости предприятия в различных временных разрезах может быть разной, В самом деле, наличие в структуре его оборотных активов значительного объема денежных средств является важнейшим фактором краткосрочной финансовой устойчивости предприятия, однако денежные активы, как известно, не являются прибыльными (из-за временной стоимости денег, инфляции) и, стало быть, отрицательно влияющими на общую рентабельность активов и инвестиционную привлекательность предприятия. В свою очередь, высокий уровень доходности может обеспечиваться, например, за счет опережающего роста дебиторской задолженности, что приносит, как известно, ущерб текущей платежеспособности предприятия. Разграничение факторов. влияющих на кратко-, средне- и долгосрочную финансовую устойчивость предприятия, позволяет установить приоритеты в управлении финансами предприятия в зависимости от конкретных обстоятельств.


1.2. Финансовый план как элемент управления финансами этапы финансового планирования


Одним из важнейших составных элементов управления финансами является финансовое планирование. Финансовое планирование, как и любой другой его вид. - это, во-первых, определение будущего предприятия и его структурных подразделений, во-вторых, проектирование желаемых результатов деятельности предприятия и, в-третьих, выбор методов и средств (ресурсов) и определение последовательности действий в достижении желаемых результатов.

Последовательность планирования обычно такова:

определение целей;

моделирование будущего состояния предприятия;

определение способов его достижения;

декомпозиция заданных (желаемых) результатов в цели и постановка задачи исполнителям, которые сами определят способы их достижения.

Планирование, таким образом, представляет собой:

систематическую постановку целей и разработку мероприятий по их достижению;

моделирование (проектирование) основных параметров деятельности предприятия, взаимосвязей между ними и определение условий и сроков их достижения;

систематическую подготовку управленческих решении, связанных с будущими событиями (подготовка к будущему).

Основой финансового планирования, образно говоря, его "точкой отсчета", являются интересы и ожидания тех, кто предоставил и предоставляет предприятию ресурсы, Игнорирование этого простого факта приводит к тому, что ресурсы в конце концов перестают предоставлять. Для того, чтобы этого не случилось, и требуется последовательное и рациональное управление финансами и, в частности, финансовое планирование, как важнейший инструмент поддержания жизнеспособности предприятия. В конце концов саму деятельность любого предприятия можно рассматривать как переработку ресурсов (материальных, трудовых и т.п.).

Обычно одной из целей управления финансами считают ожидания юридических владельцев предприятия (акционеров, "хозяев") относительно будущих доходов на вложенный ими капитал (средства, ресурсы): при этом экономическая теория небезосновательно утверждает, что владельцы ресурсов стремятся разместить (инвестировать) их так. чтобы при приемлемом уровне рисков прибыль на единицу вложенных ресурсов была наибольшей. При таком подходе базовым ориентиром для финансового планирования служит доходность (прибыльность) предприятия, точнее - прибыльность вложенного владельцами предприятия (акционерами) капитала, еще точнее - уровень чистой прибыли на этот капитал: предполагается, что этот уровень должен соответствовать уровню чистой доходности альтернативных инвестиций и тем самым удовлетворять ожидания акционеров. [8,c.77]

Такой подход представляется теоретически правильным, но не полным. Он не учитывает явным образом интересы и ожидания других групп владельцев - собственников ресурсов, предоставленных предприятию, и его кредиторов. Этой группе, строго говоря, безразличен доход акционеров на собственный капитал предприятия; они в первую очередь заинтересованы в его реальной платежеспособности. которая обеспечивает возвратность предоставленных ими предприятию ресурсов и оплат) предприятием стоимости использования этих ресурсов.

Таким образом, разумное управление финансами предприятия как в финансовом планировании, так и при проведении финансового анализа с необходимостью предполагает учет интересов всех групп владельцев предоставленных предприятию ресурсов - как акционеров, так и кредиторов, к которым можно отнести банки, поставщиков и подрядчиков, бюджет и внебюджетные фонды, персонал и др. Следует отметить, что все группы владельцев ресурсов предприятия (т.е. те, кто формирует пассивы - источники финансирования активов.) так или иначе заинтересованы в поддержании в целом финансовой устойчивости предприятия. Акционеры заинтересованы в достаточных и устойчивых чистых доходах на вложенный ими капитал, банки - в надежном кредитоспособном заемщике. коммерческие кредиторы (поставщики и подрядчики) - в стабильном и платежеспособном (пусть даже с отсрочкой платежей) покупателе, персонал - опять же в стабильном и платежеспособном работодателе, бюджет и внебюджетные фонды - в платежеспособном налогоплательщике.

Отсюда следует, что нормальным финансовым состоянием предприятия является такое его состояние, при котором наилучшим образом удовлетворяются интересы и ожидания владельцев предоставленных предприятию ресурсов (см. выше), разумеется, когда эти интересы и ожидания более или менее сбалансированы.

Определение перечня параметров, в достаточной мере характеризующих состояние предприятия, и количественных значений этих параметров. которые можно считать нормальными для данного предприятия, это - одна из ключевых задач управления финансами, без решения которой. как уже отмечалось, целенаправленные финансовые анализ и планирование становятся бессмысленными. [5,c.93]

Процесс начинается с анализа сложившегося на последнюю отчетную дату финансового состояния предприятия. Основное назначение этого анализа состоит в том, чтобы:

оценить по совокупности заранее определенных параметров сложившийся уровень финансовой устойчивости предприятия в кратко-, средне- и долгосрочном временных разрезах на основе его сопоставления с нормальным для данного предприятия уровнем финансовой устойчивости;

выявить основные тенденции изменения финансовой устойчивости и их причины;

определить приоритетные направления и задачи повышения финансовой устойчивости предприятия (нормализации его финансового состояния).

Главным объектом анализа финансового состояния предприятия является баланс его активов и пассивов. Однако. поскольку баланс отражает сложившееся на некоторую дату состояние активов и пассивов предприятия, т.е. является как бы "моментальным снимком" размеров и структуры его активов и источников их финансирования, то для корректной и обоснованной оценки финансового состояния на отчетную дату необходимо проанализировать динамику изменения размеров и структуры активов и пассивов (фондовых статей) за некоторый предшествующий период или поток фондов. [4,c.111]

Для выявления причин этих изменений и в целом изменений финансовой устойчивости предприятия за рассматриваемый период необходимо проанализировать финансовые результаты деятельности предприятия за этот период, а также основные фондовые потоки. связанные с текущей производственно-сбытовой деятельностью, и операциями с оборотными активами, с капиталовложениями и капитало-изъятиями (т.е. операциями с внеоборотными активами, их приобретением и реализацией) и с финансированием (т.е. операциями с собственным капиталом и заемными обязательствами, их привлечением и погашением).

Вторым шагом процесса финансового планирования деятельности предприятия является проектирование его желаемого ("нормального") финансового состояния на конец планового периода, а именно, построение реалистичного, с учетом фактического финансового состояния предприятия. проекта баланса активов и пассивов на последнюю отчетную дату. Данный проект должен отражать будущее финансовое состояние предприятия, соответствующее основным предполагаемым интересам и ожиданиям акционеров и кредиторов предприятия, т.е. владельцев предоставляемых предприятию ресурсов.

Назначением проектирования баланса активов и пассивов является определение основных параметров финансового состояния предприятия, которые в дальнейшем будут рассматриваться в качестве некоторой нормы. В процессе финансового планирования с этой нормой будут сравниваться варианты балансов активов и пассивов, получаемые при расчетах изменений финансового состояния предприятия.

Одновременно с проектированием желаемого финансового состояния предприятия на конец планового периода осуществляется прогнозирование этого состояния путем проведения необходимых финансово-экономических расчетов. Основой для этих расчетов являются соответствующие исходные данные, позволяющие составить прогнозы доходов и расходов, поступлений и платежей за плановый период, и на этой основе прогнозный баланс активов и пассивов на конец этого периода. [11,c.84]

Следующим шагом процесса финансового планирования является сравнение прогнозируемого (расчетного) финансового состояния предприятия с желаемым (нормальным) состоянием, включая анализ возможных отклонений.

Прогнозируемый баланс активов и пассивов сопоставляется с проектом баланса активов и пассивов, построенным ранее, исходя из представлений управляющих предприятием о желаемом (нормальном) финансовом состоянии предприятия на коней планового периода. Если отклонения основных параметров прогнозного баланса от соответствующих параметров проектного баланса признаются незначительными, то полученные в результате прогнозных расчетов балансы активов и пассивов, доходов и расходов и поступлений и платежей утверждаются в составе финансового плана предприятия. Если отклонения расчетных параметров от проектных являются существенными, то принимается решение о корректировке исходных данных, на основе которых рассчитывался прогнозный баланс и/или параметров желаемого состояния.

После достижения (методом последовательных приближений) приемлемого соответствия расчетных параметров баланса активов и пассивов предприятия желаемым (нормальным) параметрам, определяемым в процессе проектирования баланса и возможных корректировок проекта, утверждается финансовый план предприятия. В состав основных документов финансового плана должны быть включены, как минимум, план доходов и расходов, баланс активов и пассивов и план поступлений и платежей. В указанных трех основных документах определяется совокупность взаимосвязанных количественных заданий по доходам и расходам, активам и пассивам и поступлениям и платежам, которые должны быть выполнены в плановом периоде для достижения запланированного финансового состояния. Эта совокупность заданий является основой для планирования и осуществления согласованных и целенаправленных действий по управлению предприятием.

Уместно заметить, что результатом рассмотренного выше процесса является формирование финансового плана предприятия на общефирменном (корпоративном) уровне. Этот план предусматривает должную сбалансированность доходов и расходов, активов и пассивов предприятия и. следовательно, поступлений и платежей. Поскольку реальный процесс получения и расходования ресурсов обычно (особенно в средних и крупных компаниях) так или иначе децентрализован, постольку за корпоративным финансовым планированием следует т.н. внутрифирменное планирование. в рамках которого осуществляется планирование доходов и расходов и поступлений и платежей по соответствующим центрам ответственности. Если предприятие имеет в своей структуре подразделения на обособленном балансе, то по этим подразделениям осуществляется также планирование активов и пассивов, Если предприятие представляет собой группу имущественно связанных юридически самостоятельных компаний (имеющих уже не обособленные, а самостоятельные балансы), то полный цикл финансового планирования реализуется как на уровне каждой такой компании, так и на уровне головной (холдинговой) фирмы. В этих случаях на уровне предприятия в целом формируются т.н. сводные (консолидированные) планы доходов и расходов, балансы активов и пассивов и планы поступлений и платежей.

Само собой разумеется, что утвержденный финансовый план предприятия является "не догмой, а руководством к действию"; обоснованный. корректно составленный план позволяет организовать целенаправленную деятельность предприятия; при этом предполагается, что в процессе этой деятельности осуществляется необходимый контроль за выполнением плана (достижением плановых заданий, в том числе промежуточных) и текущим финансовым состоянием предприятия, а также мониторинг внешней среды (условий функционирования предприятия), В процессе контроля осуществляются разумные и обоснованные корректировки плановых заданий (параметров) на основе соответствующих финансово-экономических расчетов, позволяющих оценить последствия тех или иных управленческих решений.

Основной целью планирования баланса активов и пассивов предприятия является обеспечение рациональной сбалансированности его активов (средств) и пассивов (источников их финансирования), т.е. обеспечение соответствия активов источникам финансирования по их природе, срокам и цене (доходности). [9,c.124]

В основе планирования (и проектирования) баланса активов и пассивов лежат предполагаемые активные операции предприятия, то есть операции по переработке ресурсов. Например, производство продукции, работ и услуг. осуществление торговых операций. операций с финансовыми активами и др. Эти операции, вытекающие из целей и стратегии предприятия в той сфере бизнеса, в которой оно функционирует или намерено функционировать, отражаются в некоторой производственно-сбытовой программе, включающей в себя планируемые текущие операции, и в соответствующей программе капиталовложений. включающей в себя планируемые операции с внеоборотными активами. [5,c.89]

Производственно-сбытовая программа определяет технологическую потребность предприятия в оборотных активах, т.е. натурально-вещественную и стоимостную их структуру. Диалогичным образом программа капиталовложений формирует необходимую натурально-вещественную и стоимостную структуру внеоборотных активов. Сопоставление необходимых для осуществления планируемой деятельности оборотных и внеоборотных активов с соответствующими активами, уже имеющимися у предприятия, определяет состав необходимых изменений в структуре активов предприятия. Необходимые оборотные и внеоборотные активы определяют размеры и структуру суммарных активов предприятия.

Определенные таким образом суммарные активы, требуемые для осуществления планируемой деятельности, формируют потребность предприятия в источниках финансирования. При этом, как уже отмечалось выше, структура источников финансирования, характеризуемая природой источников, сроками их использования и ценой обслуживания, для обеспечения финансовой устойчивости предприятия должна соответствовать структуре и доходности активов.

Сопоставление потребности предприятия в собственных и заемных источниках финансирования с имеющимися пассивами позволяет определить необходимые изменения в их составе Изменения собственных источник финансирования, т.е. собственно капитала предприятия, принадлежащего его юридическим владела акционерам могут быть осуществлены за счет самофинансированин, т.е. путем капитализации части полученной предприятием прибыли, a также же за счет внешнего финансировав. Например, путем дополнительно эмиссии обыкновенных или привелигированных акций. Изменения заемных источников могут быть осуществлены путем привлечения или погашения долгосрочных или краткосрочных банковских кредитов, выпуска погашения облигаций, регулирования кредиторской задолженности г поставщиками и подрядчиками, персоналом, бюджетом и внебюджетными фондами и др. [6,c.37]

Основные принципы и правила формирования источников финансирования активов предприятия требуют отдельного рассмотрения, в этой связи ограничимся констатацией того. что именно в результате анализа и проектирования баланса активов и пассивов, при определении необходимых изменении в собственных источниках финансирования формируется ориентир по величине капитализации прибыли - главный параметр при планировании доходов и расходов предприятия.


2. Финансовое планирование на федеральном уровне

2.1. Организация финансового планирования  Российской Федерации


Финансовый план Российской Федерации разрабатывается в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, бюджетной политикой, определенной в ежегодном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Бюджетном послании Президента Российской Федерации, утвержденной Правительством Российской Федерации программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, Сводным докладом о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации исходя из сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации на среднесрочный период и прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу.

При формировании перспективного финансового плана:

а) одобряет основные направления налоговой, таможенной и долговой политики в плановом периоде, сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год;

б) одобряет основные показатели перспективного финансового плана и перспективный финансовый план;

в) одобряет основные характеристики проекта федерального бюджета и распределение расходов федерального бюджета на очередной год в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов Российской Федерации;

г) рассматривает предложения о соотношениях между величиной прожиточного минимума и минимальным размером оплаты труда, а также предложения о порядке индексации заработной платы работников организаций бюджетной сферы, финансируемых за счет средств федерального бюджета, государственных пенсий, денежного содержания федеральных государственных служащих, денежного довольствия военнослужащих в очередном году и на среднесрочную перспективу и ассигнованиях на эти цели;

д) устанавливает порядок ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации;

е) одобряет распределение бюджета принимаемых обязательств между субъектами бюджетного планирования и бюджетными целевыми программами;

ж) определяет приоритетные направления формирования федеральной адресной инвестиционной программы, одобряет ее и вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;

з) одобряет проект федерального бюджета и вносит его в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;

и) определяет перечень субъектов бюджетного планирования с указанием главных распорядителей средств федерального бюджета, расходы которых входят в состав бюджета соответствующего субъекта бюджетного планирования;

к) образует, определяет полномочия и утверждает состав Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам в предстоящем году и на среднесрочную перспективу (далее - Бюджетная комиссия).

При формировании перспективного финансового плана Министерство финансов Российской Федерации:

а) организует разработку перспективного финансового плана и проекта федерального бюджета;

б) разрабатывает основные направления налоговой и долговой политики, а также предложения по основным направлениям таможенной политики (в части, касающейся определения порядка контроля таможенной стоимости товаров и транспортных средств);

в) разрабатывает основные показатели перспективного финансового плана, проект перспективного финансового плана, проект федерального бюджета;

г) разрабатывает основные характеристики проекта федерального бюджета, распределение расходов федерального бюджета в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов Российской Федерации;

д) доводит до субъектов бюджетного планирования предельные объемы их бюджетов на плановый период и бюджетные проектировки на очередной год (включая распределенные Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации предельные объемы расходов инвестиционного характера);

е) доводит до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации концепцию и методику формирования межбюджетных отношений Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на очередной год и на среднесрочную перспективу, определенные законодательством Российской Федерации;

ж) определяет (в части, касающейся расходов инвестиционного характера, - совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации) порядок формирования бюджетов действующих и принимаемых обязательств и методику расчета ассигнований, необходимых для их исполнения;

з) определяет порядок применения при разработке перспективного финансового плана и проекта федерального бюджета реестра расходных обязательств Российской Федерации;

и) обеспечивает совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации методологическое руководство разработкой докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования;

к) обеспечивает методологическое руководство разработкой субъектами бюджетного планирования и администраторами доходов федерального бюджета бюджетных проектировок на очередной год и плановый период;

л) разрабатывает и представляет в Бюджетную комиссию и Правительство Российской Федерации предложения по распределению бюджета принимаемых обязательств между субъектами бюджетного планирования в соответствии с принятыми или планируемыми к принятию решениями Правительства Российской Федерации (за исключением расходов инвестиционного характера);

м) готовит и представляет в Бюджетную комиссию заключения на предложения субъектов бюджетного планирования по распределению бюджета принимаемых обязательств между бюджетными целевыми программами;

н) согласовывает с администраторами доходов федерального бюджета объемы доходов федерального бюджета, а также поступлений от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

о) устанавливает перечень и сроки представления в Министерство финансов Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации отчетных и (или) прогнозных данных, необходимых для разработки и рассмотрения перспективного финансового плана, проекта федерального бюджета и материалов к нему;

п) вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проекты актов об утверждении положения о Бюджетной комиссии и состава Бюджетной комиссии.

При формировании перспективного финансового плана Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации:

а) разрабатывает основные направления таможенной политики (в части, касающейся определения порядка контроля таможенной стоимости товаров и транспортных средств, - совместно с Министерством финансов Российской Федерации);

б) разрабатывает сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год, сводный финансовый баланс Российской Федерации;

в) определяет совместно с Министерством финансов Российской Федерации состав расходов инвестиционного характера;

г) разрабатывает и представляет в Бюджетную комиссию предложения по распределению предельного объема расходов инвестиционного характера по субъектам бюджетного планирования, главным распорядителям средств федерального бюджета;

д) формирует перечень федеральных целевых программ, обеспечивает методологическое руководство разработкой федеральных целевых программ, согласовывает объемы их финансирования в очередном году и плановом периоде;

е) разрабатывает в установленном порядке проект федеральной адресной инвестиционной программы, формирует проект перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд, согласовывает предложения субъектов бюджетного планирования по определению объемов расходов по стройкам и объектам, включенным в указанный перечень;

ж) разрабатывает проект программы приватизации на плановый период и план развития государственного и муниципального секторов экономики;

з) готовит и представляет в Бюджетную комиссию заключения на предложения субъектов бюджетного планирования по формированию расходов инвестиционного характера;

и) устанавливает перечень и сроки представления в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации отчетных и (или) прогнозных данных, необходимых для разработки сценарных условий, прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и материалов к проекту федерального бюджета.

При формировании перспективного финансового плана субъекты бюджетного планирования:

а) разрабатывают доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования;

б) обеспечивают в пределах своих бюджетов планирование ассигнований, направляемых на исполнение в плановом периоде расходных обязательств;

в) готовят и в пределах своей компетенции реализуют предложения по оптимизации состава закрепленных за соответствующими главными распорядителями средств федерального бюджета расходных обязательств и объема ассигнований, необходимых для их исполнения (в пределах бюджета субъекта бюджетного планирования);

г) распределяют предельные объемы своих бюджетов по соответствующим главным распорядителям средств федерального бюджета, бюджетным целевым программам, статьям классификации расходов бюджетов Российской Федерации (с учетом распределенных Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации предельных объемов по расходам инвестиционного характера);

д) разрабатывают и представляют в установленном порядке предложения по распределению бюджета принимаемых обязательств между бюджетными целевыми программами, а также стройками и объектами для федеральных государственных нужд;

е) разрабатывают прогноз объемов поступлений в федеральный бюджет по соответствующим администраторам доходов федерального бюджета и согласовывают его с Министерством финансов Российской Федерации;

ж) представляют в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации предложения о приватизации находящихся в ведении соответствующих главных распорядителей средств федерального бюджета федеральных государственных унитарных предприятий и акций акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности;

з) представляют в Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации материалы, необходимые для разработки соответствующих проектировок перспективного финансового плана и федерального бюджета;

и) в установленном порядке разрабатывают федеральные целевые программы в установленной сфере деятельности;

к) разрабатывают и принимают в установленном порядке ведомственные целевые программы;

л) представляют в установленном порядке данные и материалы, необходимые для оценки бюджетных целевых программ.


2.2.Составление, рассмотрение  и утверждения федерального бюджета


Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. [ 4,115]

Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации дополнительно к документам и материалам, указанным в статье 192 Бюджетного Кодекса, представляет в Государственную Думу не позднее 1 октября текущего года:

оценку ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий финансовый год и консолидированного бюджета Российской Федерации за отчетный финансовый год; [ 1,57]

проекты программ предоставления гарантий Правительства Российской Федерации на очередной финансовый год и отчет о предоставлении гарантий Правительства Российской Федерации за истекший период текущего финансового года;

проект программы предоставления средств федерального бюджета на очередной финансовый год на возвратной основе по каждому виду расходов и отчет о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе за отчетный финансовый год и истекший период текущего финансового года;

предложения по расходам на содержание Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в том числе по расходам на содержание военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с указанием их штатной численности на начало и конец очередного финансового года;

Банк России до 26 августа текущего года представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год

Предварительно указанный проект направляется Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.

Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 26 августа текущего года

Одновременно указанный законопроект представляется Президенту Российской Федерации. [ 4,59]

В течение суток со дня внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Совет Государственной Думы или в период парламентских каникул Председатель Государственной Думы направляет его в комитет Государственной Думы, ответственный за рассмотрение бюджета (далее - Комитет по бюджету), для подготовки заключения о соответствии представленных документов и материалов требованиям статьи 192 Бюджетного Кодекса.

Совет Государственной Думы или в период парламентских каникул Председатель Государственной Думы на основании заключения Комитета по бюджету принимает решение о том, что проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год принимается к рассмотрению Государственной Думой либо подлежит возвращению в Правительство Российской Федерации на доработку. Указанный законопроект подлежит возвращению на доработку в Правительство Российской Федерации, если состав представленных документов и материалов не соответствует требованиям статьи 192 Бюджетного Кодекса.

Бюджетные расходы в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы, согласно экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Капитальные (инвестиционные) расходы бюджетов представляют собой часть расходов бюджетов, обеспечивающую инновационную и инвестиционную деятельность, в т.ч. инвестиции в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов. В составе капитальных расходов бюджетов может формироваться бюджет развития.

К текущим расходам бюджетов относятся расходы, обеспечивающие текущее функционирование органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включаемые в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Объем непроцентных расходов федерального бюджета в 2006 году составит 4067,6 млрд.руб. или 16,7% ВВП, что на 1,7 процентных пункта ВВП выше уровня, установленного в федеральном бюджете на 2005 год, и на 1,1 процентных пункта выше ожидаемого исполнения т.г.

Основными приоритетами бюджетных расходов на 2006 год являются:

·                     финансовое обеспечение социальных реформ;

·                     модернизация военной организации государства;

·                     развитие общественной инфраструктуры.

В части финансового обеспечения социальных реформ законопроектом предусмотрены ассигнования на повышение денежного содержания судей и прокуроров (с 1 июля 2006 г. на 32%), а также заработной платы работников федеральных государственных учреждений, оплачиваемых по ЕТС, которое в 2006 году предлагается провести в три этапа.

Первый этап – с 1 марта 2006 года - повышение тарифных ставок (окладов) на всех разрядах ЕТС на 8%.

Второй этап – с 1 мая 2006 года - установление тарифной ставки первого разряда до уровня минимального размера оплаты труда, т.е. 1100 рублей и внесение изменений в параметры ЕТС (изменение межразрядных коэффициентов в сторону уменьшения, при оставлении ставок крайних разрядов без изменения, т.е. в действующем соотношении 1:4,5).

Третий этап – с 1 сентября 2006 года - утверждение новых межразрядных коэффициентов и тарифных ставок 2-17 разрядов (увеличение от 44 до 275 рублей) для выравнивания ЕТС.

Предусматривается повысить с 1 января 2006 г. стипендии для аспирантов и докторантов государственных образовательных и научных организаций соответственно с 1000 и 2000 рублей до 1500 и 3000 рублей, а также размер стипендий учащихся и студентов образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования со 140 до 210 рублей.

Кроме того, предусматривается индексация размеров социальных трансфертов и выплат социального характера, таких как пособия по безработице, пенсии и др.

В отношении модернизации военной организации государства следует отметить; что общий объем расходов федерального бюджета на 2006 год, связанных с обеспечением национальной безопасности и правоохранительной деятельности в 2006 году составит 1208 млрд.руб. или около 5% ВВП, в том числе по разделам:

·                     “Национальная оборона” – 2,74% от ВВП или в сумме 668 млрд.руб. (на 21,6% выше, чем утверждено законодательно на 2005 год), в том числе на содержание Вооруженных Сил Российской Федерации - в сумме 499 млн.руб. (на 23,5% выше, чем утверждено законодательно на 2005 год);

·                     “Национальная безопасность и правоохранительная деятельность” – 2,2% от ВВП или в сумме 540 млрд.руб. (на 22,0% выше, чем утверждено законодательно на 2005 год).

Данные ассигнования предусматривают повышение денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц (с 1 января 2006 г. на 15%), обеспечивают текущее содержание Вооруженных Сил, закупку и ремонт вооружения и военной техники, реализацию мероприятий по переходу к комплектованию армии на контрактной основе, борьбе с терроризмом, финансирование накопительно-ипотечной системы обеспечения военнослужащих жильем, утилизации вооружений и военной техники.

Ассигнования на развитие общественной инфраструктуры отражены в проекте федерального бюджета на 2006 год по разделу “Национальная экономика” и предусмотрены в размере 337 млрд.руб. (на 33% больше, чем предусмотрено федеральным бюджетом на 2005 год) или 1,4% ВВП, а также по разделу “Общегосударственные вопросы” в части создания направления средств в Инвестиционный фонд в размере 69,7 млрд.руб.

Финансирование расходов на развитие общественной инфраструктуры призвано обеспечить структурную перестройку экономики, создать предпосылки для ее устойчивого роста.

В 2006 году планируется сокращение уровня процентных расходов федерального бюджета, как в относительном, так и в абсолютном выражении, что обусловлено, прежде всего, проведением досрочного погашения государственного внешнего долга в 2005 году.

Процентные расходы федерального бюджета на 2006 год предусматриваются в объеме 202,4 млрд.руб. или 0,8% ВВП, что на 0,5 процентных пункта ВВП ниже уровня, установленного в федеральном бюджете на 2005 год, и на 0,3 процентных пункта меньше ожидаемого исполнения т.г.

Проектом федерального бюджета на 2006 год предусматривается продолжение проводимой политики по оптимизации структуры государственного долга, в том числе замещению внешних источников финансирования внутренними. По итогам 2006 года объем государственного долга прогнозируется в размере 3416 млрд.руб. или 14% ВВП, при этом доля внешнего долга составит 67%, внутреннего – 33%.

В части межбюджетных отношений проектом федерального бюджета на 2006 год предусмотрено направление средств на обеспечение сбалансированного исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в общем объеме 520,5 млрд.руб., а также бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в размере 906 млрд.руб.

Общий объем средств федерального бюджета на 2006 год по разделу “Межбюджетные трансферты” составит 1427 млрд.руб. (5,9% ВВП).

На 2006 год предусматривается поступление средств в Стабилизационный фонд в размере 857 млрд. рублей и использование средств Стабилизационного фонда (в том числе на досрочное погашение государственного внешнего долга) в размере 41 млрд.руб.

С учетом остатка средств фонда на начало 2006 года сумма средств, накопленная в фонде на конец следующего года достигнет 2242 млрд.руб.

В перечень целевых статей расходов (приложение 4 к Закону N 176-ФЗ от 22.12.2005 г.) включены все федеральные целевые программы, срок действия которых включает 2006 год.

Появились новые целевые статьи, по которым финансируются военные расходы:

1050000 – Совершенствование боевой готовности соединений и воинских частей, переводимых на контрактный способ комплектования

1000701 – Подпрограмма «Социальная поддержка и реабилитация инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы» в составе Федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006—2010 годы»,

1005700 – Федеральная целевая программа "Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы",

а также 1000410, 1000513, 1000702, 1003606, 1003703, 1003903, 1005403 – Расходы общепрограммного характера соответственно по федеральным целевым программам 1000400, 1000500, 1000700, 1003600, 1003700, 1003900, 1005400 (см. приложение 1 к настоящему разделу).

Расходы общепрограммного характера по целевым статьям 1000410, 1000513, 1003606, 1003703, 1003903в Бюджете-2006 закрыты.

Целевая статья расходов 0940000 «Реформирование государственной службы РФ» в перечне сохранена, т.к. Указом Президента РФ N 1437 от 12.12.2005 г. продлен срок действия Федеральной программы «Реформирование государственной службы РФ (2003-2005 годы)» на 2006-2007 годы. (До конца 2005 года не успели принять законы о военной и правоохранительной службах в соответствии с этой программой и Федеральному закону «О системе государственной службы РФ» N 58-ФЗ от 27.05.2003 г.). В открытой части Бюджета-2006 по этой целевой статье расходов финансируется только ведомство 303 – Управление делами Президента РФ.

Сохранена также целевая статья 2460000 «Мероприятия по военной реформе». Однако расходы по этой целевой статье в открытой части расходов Бюджета-2006 по разделу 02 «Национальная оборона» (см. ниже) отсутствуют.

Целевые статьи и виды расходов, по которым распределяются ассигнования из федерального бюджета 2006 года на национальную оборону, перечислены в приложении 1 к настоящему разделу.

В перечне видов расходов (приложение 5 к Закону N 176-ФЗ от 22.12.2005 г.) появились следующие новые виды расходов.

289 – Начальное профессиональное образование военнослужащих, проходящих военную службу по призыву

Следует заметить, что не все расходные обязательства РФ, установленные федеральными законами, нашли свое отражение в бюджетном классификаторе РФ. Не классифицированы, например, расходы, установленные Федеральными законами:

-   на обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих (статья 18 ФЗ «О статусе военнослужащих»);

-   на единовременные пособия военнослужащим;

-   на оказание юридической помощи военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям (статья 22 ФЗ «О статусе военнослужащих»);

-   на погребение погибших военнослужащих (статья 18 ФЗ «О статусе военнослужащих»);

-   на денежное довольствие и дополнительные выплаты военнослужащим (статьи 12, 13 ФЗ «О статусе военнослужащих»);

-   на компенсацию расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с исполнением гражданами воинской обязанности (статья 6 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»);

-   на возмещение уплаты страховых взносов за период прохождения военной службы по призыву (статья 10 ФЗ «О статусе военнослужащих», ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» N 167-ФЗ от 15.12.2001 г. и ФЗ «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду РФ на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву» N 18-ФЗ от 21.03.2005 г.

-   и др.

В отношении части из этих расходов приняты отдельные постановления Правительства РФ, но без указания целевых статей и видов расходов федерального бюджета. Приняты Постановления Правительства:

N 445 от 23.07.2005 г. «О порядке оказания юридическими консультациями и коллегиями адвокатов юридической помощи военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами»;

 N 704 от 1.12.2004 г. «О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе";

 N 765 от 14.12.2005 г. «О внесении изменений в постановления Правительства РФ по вопросам погребения погибших (умерших) военнослужащих и приравненных к ним лиц»  и др.

Смешение разных расходов в одном виде расходов приводит к нецелевому расходованию бюджетных средств и не соответствует Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах (Постановление Правительства РФ N 249 от 22.05.2004 г.).

Средства на обеспечение национальной обороны ~ на 1,3 миллиарда рублей уменьшены по сравнению с принятыми в первом чтении Бюджета-2006 и перераспределены между подразделами раздела 02. На 1 миллиард рублей сокращены ассигнования по подразделу 02 02 «Мобилизационная и вневойсковая подготовка».

В открытой части Бюджета-2006 отсутствуют ассигнования из федерального бюджета 2006 года на национальную оборону по следующим целевым статьям и видам расходов из перечней, установленных бюджетной классификацией на 2006 год.

Статьи расходов:

2050000 – Ремонт вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения

2060000 – Ремонт вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в целях обеспечения государственной программы вооружения в рамках государственного оборонного заказа

2090000 – Реализация государственных функций по мобилизационной подготовке экономики

2100000 – Участие в миротворческой деятельности

2460000 – Мероприятия по обеспечению военной реформы

В федеральных бюджетах прошлых лет открытые расходы по этим целевым статьям и видам расходов предусматривались.

Как и в прошлом году в открытой части расходов Министерства обороны нет расходов по 473 «Компенсации членам семей погибших военнослужащих» (возможно, что они засекречены, хотя по ведомствам 061 (Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию), 188 (МВД РФ), 192 (Федеральная миграционная служба), 320 (Федеральная служба исполнения наказания) эти расходы указаны).

До настоящего времени планирование затрат осуществлялось в целом по образовательному учреждению ПО без учета конкретных профессий (специальностей) и программы их развития на основе нормативных форм, по принципу «от достигнутого», с учетом коэффициентов удорожания цен.

При переходе учреждения профессионального образования в некоммерческую организацию «некоммерческий многоуровневый колледж» необходимо осуществить планирование затрат на основе развития по каждой образовательной программе с учетом всех ее разделов, составляя  смету расходов по каждой образовательной программе и колледжу в целом.

Утвержденные лимиты бюджетных обязательств ОУЗ ПО распределились в целом, но не в разрезе расходов на каждую образовательную программу. При инновационном подходе распределения утвержденных лимитов бюджетных обязательств  должно происходить между всеми образовательными программами с учетом их приоритетных направлений развития, рассчитывая процент обеспеченности бюджетным финансированием образовательной программы, определяя  объем дефицита средств по каждой  образовательной программе и колледжу в целом.

Расходование средств бюджета производиться согласно утвержденным сметам по каждой образовательной программе.

Возможно оперативное управление финансированием образовательных программ через исполнение смет по каждой из них.

В данное время отсутствует анализ расходов средств по каждой образовательной программе, мы видим общие данные по исполнению сметы, при инновационном подходе к управлению финансово – экономической деятельностью  оценивается эффективность вложения средств по каждой образовательной программе и колледжу в целом, есть возможность производить сравнения затрат, их окупаемость.

В федеральном бюджете 2006 года предусматривается увеличение расходов на образование на 26,4% в номинальном выражении. Однако, несмотря на этот шаг, общий объем недофинансирования образования составляет 800 млрд руб., или 20 тыс. руб. на одного учащегося. Рассчитывать, что заложенная сумма покроет спрос населения на образовательные услуги, не приходится. При среднемесячной зарплате в 10 тыс. руб. большинство российских семей не смогут отвлечь на эти цели суммы, составляющие полугодовой доход на человека.


3. Проблемы совершенствования финансового планирования


Среди проблем финансового планирования важнейшими являются проблемы определения оптимальной структуры источников финансирования и оптимального графика финансирования. Первая проблема изучена достаточно хорошо, вторая - менее изучена, в особенности в отношении влияния проектных рисков на объем и график финансирования проекта. Существует необходимость в средствах для уменьшения ущерба от проектных рисков, но одновременно необходимо минимизировать затраты, связанные с привлечением средств. Такова проблема.

Для решения этой проблемы может быть использована следующая методика формирования графика финансирования проекта.

По предлагаемой методике первоначально определяется объем средств, подлежащих освоению, и график освоения средств. Затем осуществляется анализ рисков (возможность возникновения неблагоприятных ситуаций в ходе финансирования проекта).

Для качественного анализа риска необходимо выявить риски, присущие конкретному проекту, используя ту или иную классификацию проектных рисков: классификацию по фазам и этапам проектной деятельности; классификацию по критерию "возможность/невозможность влиять на угрозы"; классификацию по критерию "возможность защиты от рисков". Широко известна и классификация, при которой выявляются "типичные" (наиболее часто встречающиеся) риски, не укладывающиеся в рамки какого-то одного классификационного критерия.

Что касается оценки риска, то одним и способов является оценка вероятности наступления неблагоприятных событий. В предложенной методике для такой оценки выбран метод построения "дерева событий" - графический способ прослеживания последовательности возможных инцидентов, с оценкой вероятности каждого из событий, по которым можно установить величину убытков. "Дерево" строится, начиная с заданных исходных событий, называемых инцидентами. Затем прослеживаются возможные пути развития последствий этих событий по цепочке причинно-следственных связей.

Последствием рисков является отклонение финансирования от запланированного уровня. Исходя из структуры источников финансирования, определяется отклонение для каждого возможного события, а затем - суммарное отклонение и его вероятность (путем перемножения вероятностей). Произведение отклонения и вероятности дает отклонение с учетом вероятности для каждой "ветви" дерева событий. Математическое ожидание представляет сумму отклонений с учетом вероятности по всем ветвям.

Отклонение приводит к появлению дефицита средств. Размер дефицита зависит от того, каким запасом средств обладает предприятие: дефицит - разница между отклонением и размером запаса. При запасе, равном нулю, дефицит равен отклонению. Зная дефицит, можно определить ущерб.

Определение зависимости между ущербом и дефицитом является отдельной сложной задачей, поскольку ущерб зависит от различных факторов: например, обязательности 100% финансирования, недопущения простоя, ограничения простоя по времени и др. Предлагаемая методика позволяет учитывать их.

Расчеты отклонения, дефицита и ущерба проводятся для каждого планируемого периода и соответствующих ему объемов финансирования.

После этого определяется оптимальная структура капитала. Стоимость источников финансирования на каждом временном отрезке устанавливается исходя из задачи определения оптимальной структуры, что теоретически позволяет снизить средневзвешенную стоимость источников финансирования и обеспечить необходимый уровень платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия.

В качестве критерия для нахождения оптимального графика финансирования проекта предлагается использовать минимальное значение затрат с учетом стоимости источников финансирования и ожидаемых ущербов, вызванных рисками проекта.

По выбранному критерию определяется задача динамического программирования.

Результатом решения задачи динамического программирования и является оптимальный график финансирования проекта.

Что касается определения оптимальной структуры капитала, то при решении этой задачи могут использоваться выводы теории Модильяни-Миллера, в соответствии с которыми рыночная стоимость фирмы не зависит от структуры капитала, а, следовательно, нецелесообразно и оптимизировать ее. Однако многие исследователи опровергают эти выводы и считают необходимым решение задачи оптимизации структуры капитала по критерию максимизации уровня финансовой рентабельности или по критерию минимизации стоимости и по критерию минимизации уровня финансовых рисков.

Вместе с тем, при решении задачи не рассматривается структура заемного и собственного капитала, несмотря на то, что развитие финансового рынка в последнее десятилетие привело к увеличению числа вариантов привлечения заемных источников финансирования

В зависимости от вида и размера привлекаемого источника финансирования его стоимость может колебаться, поскольку изменяется и величина риска кредитора, в частности по причине изменения уровня неплатежеспособности клиента.

Поэтому в качестве возможного метода оценки кредитных рисков заемщика нами предлагается построение "дерева рисков". Наиболее вероятными из них являются риск задержки в получении кредита и риск изменения процентной ставки.

Для оптимизации структуры капитала предлагается модель, основанная на использовании метода динамического программирования. При этом в качестве шага задачи принимается источник финансирования. Параметр, характеризующий состояние системы перед каждым шагом, это непокрытый объем финансирования. Параметр шагового управления - средства, взятые из источника. Условно оптимальный выигрыш на каждом шаге - минимальное значение стоимости источника финансирования с учетом распределения суммы непокрытого объема финансирования между источниками.

Важнейшим преимуществом модели является нахождение оптимальной структуры капитала не только по соотношению собственный - заемный капитал, но и в рамках выделенных источников финансирования.

На наш взгляд, предложенная методика позволяет упорядочить деятельность по финансированию проектов и обеспечить не только стабильное финансирование, но и удовлетворительную структуру баланса.

 

Заключение


Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. [ 4,115]

Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.

Предусматривается повысить с 1 января 2006 г. стипендии для аспирантов и докторантов государственных образовательных и научных организаций соответственно с 1000 и 2000 рублей до 1500 и 3000 рублей, а также размер стипендий учащихся и студентов образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования со 140 до 210 рублей.

Кроме того, предусматривается индексация размеров социальных трансфертов и выплат социального характера, таких как пособия по безработице, пенсии и др.

В 2006 году планируется сокращение уровня процентных расходов федерального бюджета, как в относительном, так и в абсолютном выражении, что обусловлено, прежде всего, проведением досрочного погашения государственного внешнего долга в 2005 году.

Список литературы



1. Бизнес-план. Методические материалы. / Р.Г. Маниловский, Л.С. Юлкина, Н.А. Колесникова. – М., 2002. – 254 с.

2. Бизнес-план: Отчественный и зарубежный опыт. Современная практика и документация. Под общ. ред. В.М. Попова. – М., 2004. – 263 с.

3. Бизнес-планы. Полное справочное руководство / Под ред. И.М. Степнова. – М., 2001. – 240 с.: ил.

4. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия. – М.: ИНФРА, 2002.

5.  Дробозина Л.А. Финансы. Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2000.

6. Ильин В.С. Планирование на предприятии. Т.2.-359 с.

7. Ирвин Д. Финансовый контроль. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

8. Ковалев В.В. Финансы предприятий.  – М.: ЮНИТИ, 2002.

9. Ковалева А.М. Финансы фирмы. – М.: ИНФРА-М, 2002.

10.     Покропивный С.Ф. Экономика предприятия. – Киев, 2001.

11.     Раицкий К.А. Экономика пердприятия. – М.: ЮНИТИ, 2004.

12.     Романовский М.В.  Финансы предприятия. – М.: «Бизнес-пресса», 2000.

13.     Шуляк П.Н. Финансы предприятия. – М.: «Финансы и статистика», 2002.