СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3
1. ПРИРОДА И ПРИЧИНЫ ИНФЛЯЦИИ.................................................... 4
1.1 Сущность инфляции как экономического явления............................... 4
1.2 Причины (источники) инфляции........................................................... 7
1.3 Причины высоких темпов инфляции в 2002 году в России................. 9
2. ФОРМЫ И ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ............................................................. 12
3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ И АНТИИНФЛЯЦИОННЫЕ МЕРЫ.......................................................... 16
3.1 Социально-экономические последствия инфляции............................ 16
3.2 Новые подходы к управлению инфляции........................................... 18
3.3 Основные направления антиинфляционной политики....................... 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 25
ЛИТЕРАТУРА.............................................................................................. 26
ВВЕДЕНИЕ
Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что ее появление связано чуть ли не с первым периодом возникновения денег. Само понятие «инфляция» (от лат. Inflatio-вздутие) впервые стало употребляться в Северной Америке в 1861-1865 гг. Означало оно некий процесс, приводящий к увеличению бумажно-денежного обращения. Вскоре это понятие стало использоваться в Великобритании и Франции, причем в основном в среде финансистов и банкиров. В экономической литературе оно появилось в начале 20 века.
Инфляция представляет собой обесценивание денег, падение их покупательной способности, вызываемое повышением цен, товарным дефицитом и снижением качества товаров и услуг.
Инфляция – одна из самых острых проблем современной экономики. Эта проблема представляет собой обесценение денег, падение их покупательной способности, вызываемое повышением цен, товарным дефицитом и снижением качества товаров и услуг. Инфляция ведет к нераспределению национального дохода между секторами экономики, коммерческими структурами, группами населения, государством и населением и субъектами хозяйствования.
Инфляция свойственна любым моделям экономического развития, где не балансируются государственные доходы и расходы, ограничены возможности Центрального Банка Российской Федерации в проведении самостоятельной денежно-кредитной политики.
Инфляция считается опасной болезнью рыночной экономики не только потому, что она быстро распространяется. Ее очень трудно устранить, даже если исчезают вызвавшие ее причины. Это связано с инертностью психологического настроя, который сформировался ранее. Пережившие инфляцию покупатели еще долго совершают покупку «на всякий случай». Адаптивные инфляционные ожидания сдерживают выход страны из инфляционных тисков, так как они вызывают ажиотажный спрос, а он поднимает планку товарных цен.
Важно отметить, что основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с ее основополагающими причинами, в то время как подавление инфляции с помощью полного контроля над ценами и доходами без устранения ее причин негативно сказывается на развитии рыночных отношений.
Цель работы: рассмотреть инфляцию, ее сущность и формы проявления.
Задачи работы:
1. показать природу и причины инфляции;
2. рассмотреть формы и виды инфляции;
3. рассмотреть социально-экономические последствия и анти-инфляционные меры.
1. ПРИРОДА И ПРИЧИНЫ ИНФЛЯЦИИ
1.1 Сущность инфляции как экономического явления
Инфляция представляет собой обесценение денег, падение их покупательной способности, вызываемое повышением цен, товарным дефицитом и снижением качества товаров и услуг[1]. Она ведет к перераспределению национального дохода между секторами экономики, коммерческими структурами, группами населения, государством и населением и субъектами хозяйствования.
Инфляция свойственна любым моделям экономического развития, где не балансируются государственные доходы и расходы, ограничены возможности центрального банка в проведении самостоятельной денежно-кредитной политики.
Иногда инфляционные процессы возникают или специально стимулируются государством, когда использованы все прочие формы перераспределения общественного продукта и национального дохода.
Глубинные причины инфляции находятся как в сфере обращения, так и в сфере производства и очень часто обусловливаются экономическими и политическими отношениями в стране.
К факторам денежного обращения относятся: переполнение сферы обращения избыточной массой денежных средств за счет чрезмерной эмиссии денег, используемой на покрытие бюджетного дефицита; перенасыщение кредитом народного хозяйства; методы правительства по поддержанию курса национальной валюты, ограничение его движения и др.
К неденежным факторам инфляции относятся: факторы, связанные со структурными диспропорциями в общественном воспроизводстве, с затратным механизмом хозяйствования, государственной экономической политикой, в том числе налоговой политикой, политикой цен, внешнеэкономической деятельностью и т.д.
Все это свидетельствует о том, что инфляция представляет собой сложное многофакторное явление, обусловленное нарушением воспроизводственных процессов, непропорциональным развитием народного хозяйства, политикой государства, политикой эмиссионных и коммерческих банков.
Инфляция может развиваться и при стабильной массе денег в обращении. Так, сокращение обращения объема товаров и услуг при данной массе денег в обращении в США в 40-х и 70-х гг. вызвало инфляционные процессы, что было обусловлено ускорением оборота денег По экономическому эффекту ускорение оборота денег при прочих неизменных условиях равнозначно выпуску дополнительной массы денег в обращение.
При инфляции капитал перемещается из сферы производства в сферу обращения, так как там скорость обращения значительно выше, что дает огромные прибыли, но одновременно усиливает инфляционные тенденции. Механизм инфляции самовоспроизводится, а на его основе нарастает дефицит сбережений, сокращаются кредиты, инвестиции в производство и предложение товаров.
Экономика современной России пережила гиперинфляцию в самом начале экономической трансформации от централизованной экономики к рыночной.
Первоначальная ориентация преимущественно на монетаристские методы экономической трансформации, резкая либерализация цен в России, отсутствие антиифляционной программы привели к галопирующей инфляции, по уровню которой Россия в начале 90-х годов занимала одно из ведущих мест в мире.
Таблица 1
Динамика среднегодового уровня инфляции в России
Годы |
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
Инфляция (%) |
5,3 |
92,6 |
2508,8 |
844,2 |
215,0 |
131,3 |
21,9 |
11,0 |
84,4 |
36,5 |
20,0 |
12,0 |
8,5 |
Пик инфляции в России пришелся на 1992 г., когда цены за год выросли в среднем на 2508%. В 1993 г. цены на потребительские товары увеличились в годовом исчислении на 884%, и по этому показателю в мире Россия уступала лишь Бразилии (2830%)[2].
Гиперинфляция потребовала денежные знаки более высокого достоинства для обеспечения роста цен денежной массой. В 1993 г. в оборот были введены новые купюры достоинством 5, 10 и 50 тыс. рублей. В 1994 и 1995 годах продолжался стремительный рост потребительских цен, который в годовом исчислении составил соответственно 215,0% и 131,3%.
Благодаря введению валютного коридора и других мер правительства по укреплению национальной валюты в 1996 г. уровень инфляции удалось снизить до 21,9% и в 1997 г. - до 15%.
До финансового кризиса правительство планировало снизить уровень инфляции до 9,1% к 1998 г., до 7,2% к 1999 г. и до 6,6% к 2000 г[3].
После финансового кризиса в бюджете Российской Федерации на 1999 г. годовая инфляция прогнозировалась на уровне 30%. В свою очередь специалисты Международного валютного фонда прогнозировали рост потребительских цен в России в 1999 г. не менее, чем на 56%.
По предварительным оценкам при нынешних тенденциях в экономике уровень инфляции в 1999 г. составил 36,5%.
В ближайшие годы в России следует ожидать сохранения относительно высоких (по сравнению с другими странами мира) темпов инфляции, поскольку не созданы действенные механизмы стабилизации экономики и регулирования внутренних цен.
Любая современная система экономики инфляционна, и в ней действуют факторы, относимые и к инфляции спроса, и к инфляции издержек.
Большую роль в развитии инфляционных процессов играют внешнеэкономические факторы. Они проявляются тогда, когда страна активно использует импортные товары. Закономерный рост мировых цен на сырье и энергоносители всегда провоцирует нарастание инфляции издержек. Импортные цены не только «подталкивают» цены национальной продукции, но и повышают издержки производства при использовании импортных комплектующих изделий, повышая стоимость готовой продукции.
Особое влияние на инфляционные процессы оказывает приток иностранных займов, валюты, так как ввоз иностранной валюты и скупка ее центральным банком увеличивают денежную массу в стране, способствуя тем самым обесценению денег, усилению инфляции. Здесь немалое значение имеет взвешенная денежная политика, проводимая центральным банком страны в части создания валютных запасов, использования механизма регулирования и формирования валютного курса и одновременно снижения его инфляционного давления на экономику.
Важным инфляционным фактором является и долларизация экономики, когда доллар становится параллельной валютой, выполняя функции денег. Наличие в денежном обороте более твердой валюты вытесняет из обращения национальную и ускоряет снижение ее курса.
Инфляция может вызываться адаптивными инфляционными ожиданиями, связанными с воздействием политической нестабильности, с деятельностью средств массовой информации, потерей доверия к правительству. На фоне больших инфляционных ожиданий и роста курса иностранной валюты население предпочитает держать свои сбережения не в национальной валюте.
Адаптивные инфляционные ожидания стимулируют наращивание текущего спроса в ущерб сбережениям и инвестиционным возможностям кредитной системы, что делает их еще более устойчивыми, так как ускоряется денежный оборот.
Инфляция может быть спровоцирована налоговой политикой государства. В условиях инфляции формирование доходов бюджета происходит на инфляционной основе - при спаде производства прибыль образуется преимущественно за счет роста цен, а не за счет создания реальных материальных ценностей. Если в бюджет изымается большая часть прибыли хозяйства, то усиливается тенденция уклонения от уплаты налогов, снижаются возможности инвестиционной активности. При падении объемов производства налог на добавленную стоимость только усугубляет инфляцию, он впрямую влияет на увеличение цен.
Налоговая политика государства может преследовать фискальную или регулирующую цель. При стагфляции решающим направлением бюджетной политики должно быть стимулирование частного предпринимательства и сбережений населения, эффект от создания противовеса инфляционным процессам компенсирует предшествующие налоговые потери государства.
Инфляция может воспроизводиться и из-за политической нестабильности в государстве и социальной активности населения, связанной с забастовками в базовых отраслях экономики. В России политический фактор сыграл важную роль в развитии инфляции.
В процессе преобразования планово-распределительной системы в рыночную в российской экономике в наибольшей степени проявилась корректирующая инфляция, обусловленная объективными процессами трансформации структуры внутренних цен. В новых условиях хозяйствования нельзя было оставить старую систему ценообразования, фактически регулирующую прибыль и рентабельность, доходы и расходы бюджета, спрос и предложение продукции, занятость, состояние экспорта и импорта, платежного баланса, валютного курса.
При закрытости экономики государственное регулирование цен создавало относительно стабильное макроэкономическое равновесие.
Изменение структуры внутренних цен - процесс долгий и неоднозначный. Он зависит от многих факторов, связанных с развитием производства внутри страны, в отдельных регионах, а также с объемом и структурой импортных поставок, изменением курса рубля по отношению к другим валютам. Трансформация соотношений внутренних цен происходит на протяжении всех лет реформ, и общей тенденцией является сближение внутренних и мировых цен.
Таким образом, факторы инфляции действуют как при производстве и реализации товаров, так и при изменении массы и скорости обращения денег.
Временное нарушение сбалансированности макроэкономических пропорций в рыночной экономике преодолевается рыночным механизмом хозяйствования через цены, перераспределением денежных и товарных ресурсов, умелой политикой центрального банка и государства. При длительном постоянном нарушении сбалансированности начинаются инфляционные процессы. Их интенсивность, темпы роста цен и доходов могут быть различны, и главная задача в этом случае - не допустить неконтролируемого ускорения инфляции, инфляции, связанной с нарастанием издержек производства, разрушающих экономику, и свести к минимуму потери инвесторов.
1.2 Причины (источники) инфляции
Причины возникновения инфляции чрезвычайно многообразны. Часто бывает трудноопределим, какая именно причина вызвала инфляцию в каждом конфетном случае, так как они всегда существуют в какой-то комбинации.
Прежде всего следует назвать центральный эмиссионный банк страны, поскольку диспропорциональность и несбалансированность государственных доходов и расходов, выражающаяся в дефиците государственного бюджета, приводит к росту массы денег в обращении и, следовательно, к росту цен[4];
- милитаризация экономики, ибо рост военных расходов - одна из главных причин хронических дефицитов госбюджета и увеличения государственного долга во многих странах, для покрытия которых выпускаются бумажные деньги. Кроме того, милитаризация экономики истощает ресурсы общества, гражданские отрасли начинают отставать, рост потребительского комплекса замедляется, рост денежной массы происходит без соответствующего товарного покрытия;
- монополизация общества, поскольку монополии, сокращая конкуренцию, ведут к уменьшению предложения, за счет чего устанавливаются и удерживаются монопольно высокие цены. Не желая «испортить» свой рынок снижением цен, монополисты, ограничивая приток новых производителей в отрасль, поддерживают длительное несоответствие спроса и предложения;
- неразумная налоговая политика также служит толчком для роста инфляции. При повышении ставок старых налогов и/или вводе новых налогов происходит либо сокращение предложения из-за нерентабельности производства, что усиливает давление на рынок спроса, либо издержки учитываются при формировании цены выпускаемого товара, причем и первый, и второй варианты приводят к повышению цен;
- рост цен на мировых рынках при так называемой открытости экономики страны и втягивании ее в мировые хозяйственные связи вызывает опасность «импортируемой» инфляции. Так, в 1999 г. решение ОПЕК об ограничении добычи нефти привело к росту цен на импортируемую нефть, а далее, по технологической цепочке, на многие другие товары;
- одной из особых причин инфляции в странах, где доверие общества к государству было не единожды подорвано многочисленными фискальными «обменами денег», «заменами старых купюр на новые», принудительными «облигационными займами» и размещениями государственных, ничем не обеспеченных бумаг, являются адаптивные инфляционные ожидания. Инфляционные ожидания особенно опасны тем, что обеспечивают самоподдерживающийся характер инфляции. Так, население, живущее в условиях постоянного ожидания повышения общего уровня цен, постоянно рассчитывает на дальнейший их рост и делает покупки, не делая сбережений. Население запасается товарами впрок, производители же, опасаясь, что цены на сырье, оборудование и комплектующие поднимутся и желая обезопасить себя, переносят повышенные издержки на цену продаваемого товара, многократно завышая цену на свою продукцию.
Указанные причины инфляции являются основными, но не единственными. Приводя в пример Россию, можно отметить и дополнительные инфляционные факторы, такие, как: развал СССР, разрушение хозяйственных связей, утяжеленная структура экономики, неразумная политика «связанных кредитов» и сохранение неэффективного производства. Эти причины можно назвать внутренними. К внешним причинам относятся, в частности, сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного балансов. Инфляционный процесс у нас усиливало падение цен на мировом рынке на топливо и цветные металлы, составляющие важную статью нашего экспорта, а также неблагоприятная конъюнктура на зерновом рынке в условиях значительного импорта зерна.
1.3 Причины высоких темпов инфляции в 2002 году в России
Кроме сезонного фактора, можно выделить две ключевые причины, которые приводят к высокой степени инерционности инфляции в России. Первая связана с денежно-валютной политикой Центрального банка (монетарные факторы), вторая - с государственным регулированием тарифов естественных монополий (немонетарные, или структурные, факторы)
Монетарные факторы
Одной из наиболее часто упоминающихся причин сохранения высокой инфляции в России является денежная эмиссия Центрального банка, которая практически неизбежно является следствием накопления золотовалютных резервов ЦБ. Благоприятная внешнеторговая конъюнктура и сохранение высокого положительного сальдо торгового баланса увеличивают приток валюты в страну, и ЦБ вынужден из «двух зол» - номинального укрепления рубля и высокой эмиссии - выбирать меньшее.
Дискуссия об инфляционной опасности, которую создают высокий приток иностранной валюты и порождаемый политикой ЦБ «рублевый навес», не прекращается уже полтора года. За это время как старое, так и новое руководство Центрального банка неоднократно заявляло, что хотя темпы роста денежного предложения опережают плановые, это не представляет собой серьезной угрозы для экономики. Однако если провести сравнительный анализ изменения темпов роста цен в зависимости от темпов роста денежного предложения в 2001 и 2002 гг. по данным Госкомстата, то мы увидим достаточно противоречивую картину (см. табл. 2).
Таблица 2[5]
Чувствительность инфляции к росту денежной массы М2*
Год |
3-месячный рост М2 |
Инфляция по ИПЦ |
Эластичность инфляции по М2** |
||
Декабрь пред. года - февраль |
Февраль -апрель |
Март |
Май |
||
2001 |
7,1% |
12,1% |
1,9% |
1,8% |
-0,02 |
2002 |
5,8% |
7,9% |
1,1% |
1,7% |
0,28 |
* Предполагается средний 3-месячный лаг между ростом М2 и потребительскими ценами.
** Отношение абсолютного ускорения инфляции (май к марту, в базисных пунктах) к абсолютному ускорению роста денежной массы (3-месячный интервал с началом в феврале к 3-месячному интервалу с началом в декабре, в базисных пунктах) Источник: Расчеты АКБ «Госбанк» по данным Госкомстата и ЦБР.
Действительно, несмотря на 3-месячный рост агрегата М2 и в 2001 и в 2002 годах в феврале-апреле, по сравнению с интервалом декабрь-февраль предыдущего года, инфляция по ИПЦ в следующем после оцениваемого интервала месяца (в мае) показывает в 2001 и 2002 годах разнонаправленное движение. В 2001 году она упала на 10 базисных пунктов, а в 2002 году выросла на 60 базисных пунктов.
Таким образом, если ориентироваться только на прирост денежной массы и абстрагироваться от влияния немонетарных факторов, тогда можно прийти к следующему выводу: фактически в 2002 г. способность экономики «переваривать» более быстрые инъекции рублевых средств без резкого ускорения инфляции снизилась. При общем уменьшении уровня инфляции в 2002 году по сравнению с прошлым существенно растет ее восприимчивость к темпам роста денежной массы. Это опасный признак, поскольку в эффективно функционирующих экономиках инфляция тем более волатильна, чем выше ее уровень, но не наоборот. Все это говорит о необходимости принятия априорных мер, направленных на стабилизацию инфляционных процессов со стороны Банка России и Министерства Финансов.
«В защиту» Центрального банка можно привести следующий аргумент: темпы роста денежной массы в этом году находятся на более низком уровне по сравнению с прошлым, поэтому, в определенном смысле, ЦБ «делает что может» (рисунок 1). Однако если признать, что тарифы естественных монополий должны постепенно повышаться и об этом ниже будет сказано более подробно, то появляется необходимость решать другую задачу. Речь идет о разработке такой текущей политики правительства и Центрального банка, которая могла бы еще более активно «оттягивать» свободные денежные средства из оборота для того, чтобы целевые показатели по инфляции все же были достигнуты.
Рисунок 1 – Темпы роста денежной массы М2
(к прошлому месяцу)
Немонетарные факторы
По расчетам Госкомстата, в первом квартале 2002 года около 90% всего роста индекса потребительских цен было вызвано подорожанием услуг ЖКХ. Именно через них «обычный потребитель» на себе ощущает вопрос о контроле над тарифами естественных монополий. Вопрос об их тарифах имеет два измерения. Во-первых, это различия во внутренних и внешних ценах. Во-вторых, это внутренние цены на услуги естественных монополий по сравнению с докризисным периодом (до 1998 г.).
В номинальном выражении внутренние цены являются сильно заниженными - природный газ в России стоит 14-15 дол. за 1000 куб. м, а на Западе - 70-80 дол.; средний тариф на электроэнергию у нас - 1,85 цента за кВт'ч, а в США - 4,9-5,4 цента, во Франции - 5,4-6 центов, в Англии - 7,1-7,9 цента для промышленных предприятий. Однако пересчет этих величин по паритету покупательской способности (ППС, 1 дол. = 8.5 рублям), по данным Всемирного Банка, показывает, что внутренние цены на электроэнергию, энергетический уголь, дизтопливо примерно соответствуют ценам в Европе и Америке, тарифы на газ почти вдвое занижены; цены на нефть вдвое, а на мазут в полтора раза завышены, цены на бензин находятся между ценами Европы и Америки, которые разнятся почти втрое[6].
Поэтому монополии апеллируют не столько к зарубежным тарифам, сколько к относительной динамике цен на свою продукцию по отношению к индексу цен производителей в целом. А по этому показателю реальные отпускные цены монополий (с коррекцией на рост всех цен в промышленности) остаются существенно ниже докризисного уровня. Суммарное повышение тарифов в 2002 г. ограничено уровнем 35%, а на 2003 год вообще запланирован показатель в 15% и резерв для повышения остается еще у РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпрома». МПС же свой годовой резерв исчерпало - уровень повышения для него определялся уровнем инфляции, а тарифы в феврале увеличились на 16%. Несмотря на введенные ограничения, последние повышения тарифов в конце второго квартала уже практически достигли установленных в декабре 2001 г. границ роста.
Дальнейшее повышение тарифов в реальном выражении без существенных изменений в структуре расходов компаний-монополий будет только ускорять инфляционную волну. С учетом январского повышения тарифов и целевым уровнем инфляции 14% на год последнее повышение соответствует темпам роста цен, и изменение в тарифной политике может означать наличие в экономике серьезных структурных проблем. По расчетам ФЭК, рост на 1% тарифа на электроэнергию приводит к росту инфляции на 0,16-0,18%, на грузовые железнодорожные перевозки - на 0,12-0,14%, на газ - на 0,6-0,8%. Если повышение тарифов состоится в конце года, то это будет означать банальный перенос сегодняшних проблем на завтрашний день - текущая инфляция от роста тарифов проявится в году следующем. Инфляционная угроза, порождаемая «чрезмерными аппетитами» монополий, остается реальной[7].
2. ФОРМЫ И ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ
В современных условиях инфляция во всем мире носит хронический, повсеместный, всеохватывающий характер, вызываемый не только денежными, но и неденежными факторами, часто политическими. Полностью исключить инфляцию даже в рыночных условиях хозяйствования невозможно, речь может идти только об управляемой инфляции.
Типичным проявлением инфляции выступает общее повышение товарных цен и понижение курса национальной валюты. В то же время в условиях планово-распределительной системы в наибольшей степени инфляция выражается в дефицитности экономики, снижении качества товаров и значительно меньше - в уровне повышения цен. Искусственное, административное сдерживание цен, которые, с одной стороны, ориентированы на фактические издержки, складывающиеся в производстве, с другой - на полное игнорирование спроса (розничные цены), в итоге тормозило развитие производства, совершенствование его технического уровня и порождало товарный дефицит.
Цены, регулируемые государством, длительное время могут оставаться неизменными, но купить многие товары по фиксированным ценам практически невозможно, их нет в свободной продаже. В таких случаях, как правило, возникает официальное и неофициальное нормирование, усиливаются распределительные отношения, в хозяйстве появляются различные рынки, где товары реализуются по повышенным ценам
Такая инфляция называется «подавленной», скрытой, в отличие от открытой, официально регистрируемой статистическими службами. Проявление скрытой инфляции выражается и в том, что за прежние суммы приобретается продукция низкого качества и в меньшем количестве, происходит более быстрый рост цен на новые изделия по сравнению с качеством, из торговли «вымывается» более дешевый ассортимент. В народном хозяйстве из-за роста издержек производства и сохранения стабильных цен снижается рентабельность, возрастают государственные дотации[8].
«Подавленная» инфляция может иметь место и в условиях рыночных отношений. Правительство пытается «подавить» инфляцию не путем развития производства, а зажимая денежную массу и фиксируя курс доллара В этом случае инфляция проявляется в огромных неплатежах, в натурализации хозяйственных отношений, падении производства.
Для достижения заданного уровня инфляции государство задерживает платежи по государственным заказам, по оплате труда, выдачу пенсий и компенсаций, финансирование бюджетных отраслей.
Инфляция, как правило, измеряется ростом цен, но не всякое повышение цен связано с инфляцией. Повышение товарных цен может происходить и в условиях обращения золотой валюты, и в период оживления и подъема экономики, когда наряду с ростом цен растут и доходы. Общий рост цен, связанный с появлением более современных или новых товаров, вызванный изменением их стоимости и потребительской стоимости, может не иметь социально-экономических последствий.
При инфляции неравномерно возрастают цены на различные группы товаров, в результате меняется структура цен и национальный доход перераспределяется не только между сферами воспроизводства и отраслями народного хозяйства, но и между группами населения.
В процессе инфляции при появлении на рынке дополнительных денежных ресурсов цены на товары повышаются по-разному и с разной скоростью. Раньше всех при образовании лишних денег увеличиваются цены на товары первой необходимости, затем - на товары длительного пользования и особенно недвижимость. В условиях инфляции не обязательно повышаются все цены. Даже в периоды быстрого роста инфляции одни цены могут оставаться стабильными, другие - снижаться. Так, в США в 1970-1980 гг., когда наблюдался высокий уровень инфляции, цены на такие товары, как видеомагнитофоны, цифровые часы и персональные компьютеры фактически были снижены[9].
Повышение цен может быть не только проявлением, но и причиной «раскручивания» инфляции, как это случилось в российской экономике в 1992 г., когда в результате либерализации цен оптовые цены возросли: в 34 раза, розничные - в 26-28 раз, ВНП - в 15 раз, денежная масса возросла в 8-9 раз и кредитные вложения в экономику - в 6 раз.
Повышение оптовых цен вызвало необходимость приспосабливать денежную массу к ценовой динамике. Рост наличной и безналичной денежной массы происходил медленнее роста цен, т.е. в хозяйственном обороте постоянно наблюдался недостаток денег, а цены продолжали расти. Государство начало выпускать 10-, 50- и 100-тысячные рублевые купюры.
Западные экономисты рассматривают инфляцию, как правило, анализируя факторы повышения цен, связанные с формированием потребительского спроса, с предложением товаров и услуг, с соотношением спроса и предложения, влияющих на формирование цен, и факторы производства. Эти факторы определяют два вида инфляции: инфляцию спроса, вызванную избыточным спросом, и инфляцию издержек, вызывающую рост цен под воздействием нарастания издержек производства.
Инфляция спроса обусловливается «разбуханием» денежной массы и в связи с этим платежеспособного спроса при данном уровне цен в условиях недостаточно эластичного производства, способного быстро реагировать на потребности рынка. Совокупный спрос, превышающий производственные возможности экономики, вызывает повышение цен.
Основной причиной «разбухания» денежной массы является рост военных расходов, когда экономика ориентируется на значительные затраты на вооружение и по этой причине у государства нарастает бюджетный дефицит, покрываемый с помощью эмиссии, по существу, не обеспеченных товарными ресурсами денег.
На первоначальной стадии накопления избыточной денежной массы стимулируются наращивание производства и продаж, .снижение безработицы, цен и в итоге - установление равновесия. Поэтому делается вывод, что в минимальных размерах инфляция даже полезна, так как она гарантирует от кризиса перепроизводства и сокращения занятости. В последующем, когда полная занятость распространяется на все сферы экономики и они уже не могут отвечать на увеличение спроса дополнительным предложением продукции, происходит рост цен. Затем, начинают действовать факторы, вызывающие упадок производства, снижение его эффективности и обострение инфляции.
При инфляции спроса в платежном обороте существует определенный «навес» избыточной массы денежных средств по сравнению с ограниченным предложением, что и вызывает повышение цен и обесценение денег.
Инфляцию издержек рассматривают обычно с позиций роста цен под воздействием нарастающих издержек производства, прежде всего роста затрат на заработную плату. Повышение цен на товары сокращает доходы населения, и требуется индексация заработной платы. Ее увеличение приводит к росту издержек на производство продукции, сокращению прибыли, объемов выпуска продукции по действующим ценам. Желание сохранить прибыль заставляет производителей повышать цены. Возникает инфляционная спираль: возрастание цен требует увеличения зарплаты, увеличение зарплаты влечет за собой повышение цен - теория «инфляционной спирали» заработной платы и цен.
Инфляция издержек может быть лишь в том случае, если увеличиваются издержки на единицу продукции и в связи с этим поднимаются цены. Однако заработная плата является лишь одним из элементов цены и, как правило, производство товаров дорожает за счет увеличения затрат на приобретение сырья, энергоносителей, оплату транспортных услуг. Повышение материальных затрат во всем мире - закономерный процесс в связи с удорожанием добычи, транспортировки сырьевых ресурсов и энергоносителей, и это всегда будет влиять на рост издержек производства. Противодействующим фактором выступает использование новейших технологий, снижающих затраты на единицу продукции.
Рост заработной платы вызывает рост издержек производства и соответственно рост цен, если происходит одновременное ее повышение в основных отраслях хозяйства вне взаимосвязи с ростом производительности труда. В реальной жизни рост заработной платы в масштабах государства всегда значительно отстает от роста цен и полной компенсации никогда не осуществляется.
При инфляции издержек количество денег с учетом скорости их обращения «подтягивается» к возросшему уровню цен, вызванному воздействием неденежных факторов со стороны производства и предложения товаров. Если масса денег быстро не адаптируется к возросшему уровню цен, начинаются проблемы в денежном обороте - дефицит платежных средств, неплатежей, а вслед за этим и спад, остановка производства, сокращение товарной массы.
Инфляция издержек и инфляция спроса взаимосвязаны и взаимообусловлены, их трудно четко подразделить. Избыточная денежная масса в экономике всегда порождает повышенный спрос, вызывая неравновесие рынков в сфере совокупного спроса и совокупного предложения, реакцией на которое выступает рост цен. Являясь продуктом разбалансированного денежного рынка, инфляция спроса распространяется дальше, поражая производство и потребление, деформируя потребительский спрос, усиливая неравномерность и непропорциональность развития различ-ных сфер хозяйствования, приводя в конечном счете к инфляции издержек.
Инфляция классифицируется в зависимости от темпов роста цен. Она подразделяется на ползущую со среднегодовыми темпами прироста цен от 5 до 10%, характерную для развитых стран, где происходит небольшое умеренное обесценение денег из года в год, и это признается неизбежным моментом нормального развития рыночной экономики и рассматривается в качестве фактора экономического роста. Галопирующая инфляция (прирост цен 10-50%) и гиперинфляция характерны для развивающихся стран, переходящих от планово-распределительной системы к рыночной. Она рассматривается как негативное явление, вызывающее социально-экономическое и политическое напряжение в обществе.
Грань между приведенными видами инфляции условна, но общим признаком является возрастание скорости оборота денежных средств, резкое снижение совокупной покупательной способности денежной массы и уход из денежного оборота не только разменной монеты, но и последовательно мелких бумажных купюр.
Галопирующая инфляция делает бессмысленным денежные накопления с целью приобретения товаров не только длительного пользования и отдаленного спроса, но и непродовольственных товаров повседневного спроса. В результате усиливаются инфляционные ожидания и -происходит переориентация покупательского спроса практически полностью на продовольственные товары.
В рамках гиперинфляции следует выделить супергиперинфляцию, при которой рост цен составляет свыше 50% и более в месяц. В России в 1992 г. цены возросли более чем в 26 раз. Общий индекс цен за четыре года к концу 1995 г. повысился в 4500 раз. Примером гиперинфляции может служить состояние денежного обращения после войны[10].
В зависимости от продолжительности различают хроническую инфляцию и стагфляцию, когда инфляция сопровождается падением производства, что также характерно для современной России.
3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ И АНТИИНФЛЯЦИОННЫЕ МЕРЫ
3.1 Социально-экономические последствия инфляции
Первыми жертвами инфляции становятся потребители, которым приходится страдать от неминуемого падения уровня жизни. Рост цен ведет к снижению текущих реальных доходов населения. При любой системе компенсации дополнительные выплаты отстают от темпов роста цен. Сокращаются реальные ценности личных сбережений. Хуже всего тем, кто держит сбережения в виде наличных денег. Каждый новый виток инфляции сокращает массу товаров, которые мог бы приобрести потребитель на имеющиеся у него сбережения. В несколько лучшем положении оказывается владелец акций, наименьший ущерб несут те, кто успел поместить сбережения в недвижимость и материальные ценности.
От инфляции сильно страдает и производство. По мере ее нарастания у предпринимателей и работников пропадают стимулы к труду. Инфляция ломает рыночный механизм саморегуляции. Производители не получают ценовых сигналов и выгод от перемещения капиталов. Поэтому экономическое равновесие между отраслями не может осуществляться с помощью рынка. В этих условиях перераспределение инвестиций должно стать заботой государства, что означает уже функционирование не рыночной, а командной экономики. Цены диктуют не рыночный механизм, а директивы, указывающие, какой размер прибыли должен иметь предприниматель. Подавленная инфляция приводит к натуральному и уравнительному распределению, а следовательно, исчезает экономический интерес.
Замороженные цены делают невыгодным приложение капитала в тех областях, где высокие издержки производства. Поэтому из них устремляется остаток капитала, что оголяет отрасль и приводит к дефициту товаров, который становится хроническим. У населения образуются вынужденные сбережения, которые не выражают рост благосостояния, а по существу представляют собой отложенный спрос. Дефицит товаров и вынужденные сбережения становятся питательной средой для очередей и возникновения черного рынка, который обогащает криминальные структуры, становится неизбежным спутником подавленной инфляции. Замедляется и рост благосостояния общества. Ведь если нет роста предложения, то и государственная казна лишается ожидаемого накопления налоговых поступлений. Если предложение не увеличивается, нет основы и для роста доходов, заработной платы. Спекулятивные же сделки на черном рынке обогащают только мафию. Последняя становится единственной реальной фигурой, которая получает выгоды от подавленной инфляции.
Инфляция спроса обычно возникает при полной занятости и полной загруженности производительных мощностей. В этом случае повышение спроса на какой-либо товар вызывает производственный спрос на ресурсы и последующий рост цен на них. Если бы часть ресурсов до этого была бы не задействована, то они могли бы вовлекаться в производство при уже действующих ценах. Но рост спроса при полной загруженности мощностей и занятости не подкрепляется эластичным расширением предложения, поэтому цены растут.
Государство, увеличивая военные расходы и социальные программы в период полной занятости ресурсов, неизбежно попадает в инфляционную ловушку[11].
Предприниматели, поднимая спрос на инвестиционные ресурсы в такой же ситуации, вызывают инфляционное движение экономики. И профсоюзы, добивающиеся роста заработной платы в экономике при ограничениях, связанных с полной занятостью, получат такой же результат.
Инфляция издержек может вызвать рост цен любого из факторов производства, будьте земля, капитал или рабочая сила. Издержки производства повышаются, затем они переносятся на цену выпускаемой продукции. Подорожавший товар оплачивается покупателем. Если для него этот товар является ресурсом для последующего производства, то издержки повышаются и у него, что заставляет предпринимателя компенсировать потери повышенной ценой. Возникает своеобразный инфляционный передаточный механизм. Инфляция издержек распространяется в стране подобно эпидемии.
Возможен и другой вариант, когда издержки растут, но в условиях насыщенного рынка предприниматель не может перекрыть рост расходов повышенной ценой. В этом случае сокращается прибыль. Часть капиталов из-за падающей доходности покинет производство и уйдет в сбережения. Совокупное предложение уменьшится, что неизбежно также приведет к общему росту цен.
Кроме перечисленных выше социально-экономических последствий можно добавить[12]:
• перераспределение доходов и богатства;
• отставание цен государственных предприятий от рыночных;
• скрытую государственную конфискацию денежных средств через налоги;
• ускоренную материализацию денежных средств;
• нестабильность экономической информации;
• падение реального процента;
• обратную пропорциональность темпа инфляции и уровня безработицы.
Инфляция представляет собой опасность для экономического развития в силу ее агрессивности, которая связана с ее самовоспроизводством. Она начинает сама себя подхлестывать, увеличивая инфляционную волну.
Инфляция, возникнув, быстро распространяется на все отрасли. Это происходит потому, что они связаны между собой взаимными поставками. Поэтому удорожание какой-либо поставки ведет к увеличению цены выпускаемой продукции.
Инфляция считается опасной болезнью рыночной экономики не только потому, что она быстро распространяется. Ее очень трудно устранить, даже если исчезают вызвавшие ее причины. Это связано с инертностью психологического настроя, который сформировался ранее. Пережившие инфляцию покупатели еще долго совершают покупку «на всякий случай». Адаптивные инфляционные ожидания сдерживают выход страны из инфляционных тисков, так как они вызывают ажиотажный спрос, а он поднимает планку товарных цен.
Мрачный прогноз гиперинфляции в России в условиях августовского кризиса 1998 г. не сбылся. После взлета потребительских цен на 84.5 % в 1998 г. темп инфляции снизился более чем вдвое. Однако инфляция не побеждена[13].
3.2 Новые подходы к управлению инфляции
Так кто же должен нести основную ответственность за контроль над темпами роста цен? Понятно, что инфляция неизбежна как по причине эмиссии, так и из-за роста тарифов естественных монополий. Кто - Центральный банк или правительство - должен противостоять повышению цен через реализацию мер, которые «компенсировали» бы или «сглаживали» инфляцию?
Монетарные методы
Первая группа мер - это действия ЦБ и правительства по более активной стерилизации денежной массы. Что касается шагов правительства, оно может делать это с использованием механизма внутреннего заимствования на рынке ГКО-ОФЗ. После кризиса 1998 года объем операций на нем значительно сократился, однако правительство, понимая его важность в проведении эффективной денежной политики, недавно анонсировало решение об его «восстановлении». Сегодня пока еще рано оценивать результативность этих шагов, поскольку сейчас доминирует рефинансирование погашаемых выпусков ОФЗ (серии 27002 - 27005 гасятся в этом году), а привлечение новых средств пока не стоит на повестке дня. Наиболее реальным способом стерилизации со стороны правительства является накопление неиспользованных средств на бюджетных счетах и формирование резервного фонда. Но и здесь есть свои проблемы: известно, что правительство часто балансирует на грани между желательностью стерилизации и фактической неизбежности секвестра, несмотря на бодрые рапорты о профицитном исполнении бюджета. Поэтому именно ЦБ должен принять на себя всю сложность задачи по связыванию рублевых средств. Какие возможности открыты перед ним?
В последнее время Центральный банк активизировал работу, связанную с повышением своей роли на денежных рынках по управлению структурой процентных ставок. Конечно, этот механизм не помогает напрямую контролировать ценовую динамику в реальном секторе экономики, однако ему принадлежит ведущая роль в определении структуры денежных потоков. Манипулируя процентными ставками, ЦБ способен создавать для коммерческих банков стимулы к изменению ставок по их собственным кредитам и депозитам, что в свою очередь непосредственно связано с определением объемов кредитования и сбережений. В частности, Центробанк намерен обсудить с представителями коммерческих банков и, возможно, предложить новые виды операций на денежном рынке, которые будут способствовать формированию ориентиров рыночных процентных ставок. Конкретный механизм такого воздействия пока прорабатывается, но уже известно, что ставки как по привлечению, так и по размещению рублевых ресурсов ЦБ будет формировать на конкурсной основе. Предполагается, что базовым ориентиром для денежной политики ЦБ станут процентные ставки по двухнедельным операциям репо. Иначе говоря, ЦБ намерен выстраивать для банков ориентиры стоимости спроса и предложения рублевых средств, которые соответствуют его ориентирам в денежной программе, а значит - ориентирам по инфляции. При этом предполагается, что ЦБ будет задавать не ставку, а будет решать, какой объем средств он намерен разместить или привлечь на определенный срок исходя из своих целей денежно-кредитной политики.
Не стоит недооценивать роль процентной политики главного банка страны в управлении инфляцией. В конце концов центральные банки всех промышленно развитых стран весьма активно используют именно краткосрочные ставки денежного рынка для достижения целевых показателей по росту цен. «Таргетирование денежной массы», то есть использование показателя М2 в качестве операционного инструмента для контроля за инфляцией, практически повсеместно отступает в прошлое. Только одно обстоятельство может вызывать опасения - если механизм денежной трансмиссии (связки финансовых рынков и реального сектора) у нас окажется слишком отличающимся от развитых стран, манипулирование процентными ставками для контроля над инфляцией окажется бесполезным. И уже в который раз будет решаться не та проблема, которая важна, а та, которая решается.
Регулирование тарифов
Другим эффективным механизмом сдерживания инфляции может быть удержание темпов повышения тарифов монополий. Важной проблемой при решении этой задачи является необходимость учета интересов самих монополий. Понятно, что если тарифы вырастут слишком сильно, то удержать уровень инфляции в планируемом на 2003 год коридоре 10-12% будет непросто. Чтобы избежать этой угрозы, правительство предлагает ограничить совокупный уровень увеличения тарифов уровнем в 15%. Правда, непонятно, как при такой инфляции монополисты смогут реализовывать свои инвестиционные программы. Ведь тогда реальный уровень цен на их товары и услуги практически останется на уровне этого года. Действительно, если рассматривать только реальные рублевые доходы, которые подвержены инфляции, то значительная их часть обесценится из-за инфляции, значение которой сопоставимо с уровнем увеличения тарифов. Такая ситуация делает целесообразным при определении уровня повышения тарифов для конкретного монополиста учитывать, какую долю в его доходах составляет валюта.
Цель такого подхода - найти компромисс между реальными потребностями монополий в целом и стабильностью экономической ситуации. Задача усложняется тем, что долгожданное признание за Россией статуса страны с рыночной экономикой и предстоящее вступление в ВТО указывают, что выравнивание внутрироссийских и мировых тарифов «не за горами». В этой ситуации все больший вес приобретает фактор участия монополистов в экспортной деятельности. Понятно, что чем больше такое участие, тем меньше монополист зависит от внутренних тарифов, особенно если мировая конъюнктура складывается в его пользу. Нужно совершенствовать механизм регулирования внутренних тарифов.
Прежде всего, давайте определим, на какие тарифы и каких монополистов может распространяться предлагаемый подход. С точки зрения законодательства, к монополистам относят не только привычные веем естественные монополии (Ростелеком, «Газпром», РАО «ЕЭС», МПС), но и компании, которые в масштабах субъекта федерации имеют на рынке определенного товара долю выше 35%. По информации МАП, таких компаний в стране сотни. Из всех монополистов предлагается рассматривать группу, существенную с точки зрения поступления в страну валютной выручки. Например, в качестве объекта такого регулирования могут рассматриваться транспортировка газа, электричества, нефти, тарифы на железнодорожные перевозки. Ведь транспортная составляющая входит в цену практически любого товара.
В чем особенность бизнеса "экспортной" группы монополий? Их выручка складывается из валютной и рублевой составляющей. Первая определяется мировой конъюнктурой, вторая - решениями ФЭК. В номинальном выражении наши внутренние цены как на продукцию монополий, так и на ее транспорт занижены по сравнению с мировыми. Однако многое зависит от конъюнктуры.
На фоне интеграции в мировую экономику спрос на услуги монополистов, задействованных в экспортных потоках, растет. Поступают предложения о целевом экспорте нефти в США. Евросоюз выдвигает инициативу об увеличении доли их экспорта нефти и газа с сегодняшних 65% до 75%. У нефтегазовых монополистов растут не только доходы от экспорта, но и появляется соблазн начать выравнивание российских и международных цен на свои услуги. На уровне принципа с этим все согласны. Но наступил ли подходящий момент? Ответ можно найти в данных Госкомстата. Доля продукции естественных монополий в ВВП составляет 10%. А их прибыль - 25% от прибыли всех хозяйствующих субъектов, инвестиции - 18% от совокупных капиталовложений. Финансовое положение монополий более устойчиво, чем у предприятий в среднем по стране. Поэтому запросы по поводу повышения тарифов выглядят неубедительно[14].
Темпы изменения внутренних цен на услуги рассматриваемых монополий должны учитывать не только финансовые показатели самих компаний, но и влияние экспортной конъюнктуры, объем их валютной выручки, который практически не подвержен рублевой инфляции, и состояние платежеспособности потребителя. Тем более что система трансфертного ценообразования позволяет компаниям формировать любую финансовую отчетность. При этом рост тарифов монополий надо рассматривать не по отдельности, а все вместе- как единый «возмущающий фактор», влияющий на экономику страны. Как учесть при этом интересы и монополистов и потребителей их услуг?
Выход в том, чтобы повышать тарифы экспортоориентированных и "обычных" монополий дифференцированно. Например, сначала определяется общий уровень изменения тарифов, внутри него рост тарифов варьируется в зависимости от конъюнктуры рынков, на которых работает монополия. Монополии, меньше связанные с экспортом, получат возможность увеличить тарифы как бы за счет других монополий, в доходах которых валютная составляющая больше. Конечный потребитель при этом не в накладе: в среднем реальное изменение тарифов не превышает запланированного. В результате не только исключается цепная зависимость расценок одних монополий от других, но и учитывается влияние конъюнктуры на доходы, расходы и потребности монополий.
Календарный план повышения тарифов на текущий финансовый год было бы логично разрабатывать исходя из прогнозных параметров очередного бюджета. Работать такая система могла бы до момента завершения рыночной реструктуризации основных монополистов. Этот подход позволит более точно планировать инфляцию и спокойнее переживать ежегодные тарифные всплески внутри страны. Он выгоден не только государству, но и монополистам, так как позволял бы установить справедливые и заранее оговоренные условия внутристранового ценообразования.
Как результат, использование рассмотренных выше монетарных и немонетарных подходов позволит повысить эффективность управления инфляционными процессами в стране в целом.
3.3 Основные направления антиинфляционной политики
Природа инфляции в России и причины, ее усугубляющие, не характерны для стран с рыночной экономикой. Здесь переплелись экономические и политические факторы, денежные и воспроизводственные. На путь рыночных преобразований страна вступила со специфической инфляцией планово-распределительной системы, на которую стали давить мощные факторы инфляции издержек. На фоне глобального товарного дефицита происходят: огромный отток материальных и валютных ресурсов России в ближнее и дальнее зарубежье, вытеснение импортом отечественного производства, масштабный разрыв хозяйственных связей из-за распада СССР, ослабление внутри российского экономического сотрудничества и катастрофический спад производства, разрушение сверхмонополизированного производства без создания рыночной инфраструктуры и конкуренции, искусственное административное сдерживание инфляции, нарастающие неплатежи во всех экономических структурах, огромные внутренние и внешние займы и т.д.
Уникальный характер российской инфляции требует использования особых методов ее регулирования, соответствующих современным реальным условиям российской экономики. Антиинфляционная программа должна учитывать реальное развитие рыночных отношений, возможность использования рыночных механизмов с государственным регулированием в условиях глубочайшего финансового кризиса.
Цель антиинфляционной политики государства состоит в том, чтобы установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста. Попытки справиться с инфляцией путем рестрикционной денежной политики в российских условиях имеют значительно более негативные последствия, чем сама инфляция, так как отбрасывают экономику назад за счет снижения уровня производства, нарастания неплатежей во всех секторах экономики, откладывания выплат по государственному внешнему и внутреннему долгу. Крайне негативные последствия имеет такая политика и для социальной сферы: возрастает безработица, своевременно не выплачиваются заработная плата, пенсии, пособия, резко снижается жизненный уровень населения.
Поскольку рыночные отношения в России только формируются, еще не создана в полной мере законодательная база, не закончен процесс разгосударствления и приватизации собственности, необходимо прежде всего определиться с целями и границами реформ, проводимых в стране с учетом социально-экономических последствий. В связи с этим должна быть четко определена финансовая стратегия государства, направленная на создание предпосылок финансовой стабилизации и экономического роста в условиях рыночных отношений с использованием экономических методов государственного регулирования.
Основным фактором в борьбе с инфляцией являются преодоление экономического спада, кризиса неплатежей, спада инвестиционной активности, формирование стабильной рыночной инфраструктуры. Оздоровление экономики связано с поддержкой приоритетных отраслей народного хозяйства, стимулированием экспорта продукции, в том числе экспорта вооружений, разумной протекционистской политикой и политикой валютного курса, способствующих решению вопросов конкурентоспособности отечественных товаров, а не спаду производства, как это происходило при установлении «коридора» допустимого изменения валютного курса.
Большое значение в антиинфляционной политике имеют структурная перестройка экономики и приспособление ее к потребностям рынка за счет грамотной конверсии военно-промышленного комплекса, демонополизации и регулирования деятельности существующих монополий, стимулирования конкуренции в производстве, распределении, секторе услуг и т.д.
В сложившихся условиях решающим фактором борьбы с инфляцией будет возможность восстановления государственных структур управления и контроля за ценами и доходами, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов при сохранении курса на преимущественное применение свободных рыночных цен. Государству не обойтись без регулирования цен на энергоносители, на продукцию, выпускаемую монопольными структурами, транспортные услуги. Необходимо государственное вмешательство в ликвидацию ножниц цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.
Как и во многих цивилизованных странах с рыночной экономикой, должна быть создана система ценового соглашения между производителями, профсоюзами и правительством по всей технологической цепочке производства и с учетом реального платежеспособного спроса потребителей.
При переходе к рынку необходима цивилизованная приватизация на основе учета реальных экономических, технологических и экологических потребностей общества, на базе реальной оценки приватизируемого имущества, обеспечивающего соответствующие поступления средств в государственный бюджет. Для достижения эффективности экономики необходимо искать разумное соотношение между всеми формами собственности.
На базе этих преобразований может быть осуществлен комплекс мер макроэкономической политики, связанной с формированием и развитием единого общероссийского рынка товаров, кредита, валюты, фондового рынка, рынка недвижимости, земли, труда и т.д. Большую роль в этом играет восстановление экономического союза стран СНГ с учетом взаимных интересов и интересов России.
Блокировка финансовых факторов инфляции связана с сокращением дефицита бюджета за счет решения проблем собираемости налогов.
Особое внимание в антиинфляционной политике должно быть уделено совершенствованию налоговой системы[15]:
• сокращению количества взимаемых налогов;
• отказу от использования инфляции как источника финансирования бюджета. С этой целью необходимо регулярно переоценивать основные фонды, индексировать все ограничители доходов предприятий, выступающих в абсолютных суммах, корректировать отчеты о прибылях и убытках;
• пересмотру налоговых платежей, включаемых в издержки производства, которые стимулируют рост цен: отчислений в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости населения, платы за землю, налога на имущество и т.д.;
• изменению методики налогообложения;
• ликвидации государственной задолженности перед отраслями и сферами народного хозяйства;
• регулированию перераспределительных отношений между бюджетами федерации и бюджетами регионов.
Поскольку в бюджетных расходах большую долю составляют расходы по обслуживанию внешнего и внутреннего долгов, для сдерживания инфляции важно определить пределы внешних заимствований и предоставления российских кредитов иностранным государствам. Пока внешние заимствования России значительно превышают возможности страны по возврату текущих платежей. Необходимо активнее использовать различные формы регулирования обязательств страны и реализации ее долговых активов.
Важным направлением в антиинфляционной политике являются дальнейшее развитие и государственное регулирование валютного и финансового рынков, а также совершенствование механизма формирования валютного курса.
Основой внешнеэкономической деятельности продолжают оставаться развитие экспорта и укрепление его базы, что требует обеспечения эффективного экспортного и валютного контроля с целью остановить «бегство» капитала за рубеж и обеспечить своевременность и полноту уплаты налогов по этим операциям. Страна нуждается в программе возвращения российских капиталов, а также в привлечении иностранных капиталов для инвестиций.
Необходимо нейтрализовать внешние факторы инфляции за счет использования налоговых пошлин и развития импортозаменяющих производств, а также ограничить долларизацию экономики, которая сейчас по существу служит параллельной валютой.
Большое значение для сдерживания инфляции может иметь перестройка экспорта и импорта: переход с сырьевой ориентации экспорта на технологические виды продукции, а также отказ от бросовых цен, по которым реализуется отечественное сырье и теряется экспортная выручка на десятки миллиардов долларов в год.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, инфляция свойственна любым моделям экономического развития, где не балансируются государственные доходы и расходы, ограничены возможности центрального банка в проведении самостоятельной денежно-кредитной политики.
Одну из определяющих ролей в проведении антиинфляционной политики играет Центральный банк РФ, который осуществлял денежно-кредитное регулирование. Он должен ориентироваться не только на снижение инфляции, но и на более равновесное развитие экономики, а также смягчить ограничения денежной массы в обращении и добиваться улучшения ее структуры, поскольку более высокие темпы роста менее ликвидных компонентов денежной массы способствуют ослаблению инфляционного давления, сокращение же объема наличных денег сокращает темпы инфляции.
Необходимо прямое управление кредитной эмиссией, используемой на восстановление хозяйственных связей, подъем производства, восстановление банковской системы. Для сдерживания инфляции нужна поддержка инвестиционной активности коммерческих банков, как это применяется в мировой практике (хотя бы в рамках льгот по созданию обязательных резервов в ЦБ РФ). Большое значение для борьбы с инфляцией имеет снятие инфляционных ожиданий как у хозяйствующих структур, так и у населения, что в значительной мере может быть обусловлено экономической и политической стабильностью в стране, более взвешенными выступлениями в средствах массовой информации.
Успешное осуществление антиинфляционной политики возможно только на основе разработки нормативных актов, регулирующих все сферы рыночных отношений и безусловного выполнения существующего законодательства.
Регулирование инфляции – главный фактор экономической стабильности. Россия впервые в мировой практике искусственно сдерживала темп инфляции, применив дефляционную политику в условиях продолжавшегося в течение 10 лет экономического спада причем путем невыплаты заработной платы, пенсий и пособий.
Целью антиинфляционной политики в России должно стать не подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом рыночными и государственными методами в интересах подъема национального производства и обеспечения экономической безопасности страны и народа. Регулирование инфляции в стратегии подъема национальной экономики включает помимо общеэкономических мер и завершение начатых реформ, целевую ориентацию экономической политики на стабилизацию, а затем подъем национального производства товаров и услуг, которые служат обеспечением рубля.
Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андрианов В. Инфляция и методы ее регулирования. // Маркетинг. – 2000. - № 5. – С. 5.
2. Амосов А.И. Об антиинфляционной политике // ЭКО. - 1998. - №7. - С. 54-59.
3. Баранова Е.П. Антиинфляционная политика и стратегия экономического роста // Деньги и кредит. - 1999. - №1. - С.65-75.
4. Деньги, кредит, банки. / Под ред. О.И. Лаврушина. – М., 2002.
5. Журавлева Г.П. Экономика. – М., 2001.
6. Инфляция и антиинфляционная политика // Деньги и кредит. - 1998. - № 11. - С. 76-79.
7. Красавина Л.Н. Регулирование инфляции как фактор экономической стабиотности. // Финансы. – 2000. - № 4. – С. 36.
8. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т. 1. - М.: Республика, 1992.
9. Манцев В. Инфляция: ее особенности и последствия в России. // Диалог. – 1998. – 3 2. – С. 40.
10. Пашковский В. Предпосылки и последствия инфляционных процессов в России. // Общество и экономика. – 2000. - № 1. – С. 106.
11. Петров В. Инфляция в России: нынешняя ситуация и пути контроля. // Общество и экономика. – 2002. - № 6. – С. 75.
12. Усов В.В. Деньги, денежное обращение, инфляция. – М.: Банки и биржи ЮНИТИ, 1999.
[1] Деньги, кредит, банки. / Под ред. О.И. Лаврушина. – М., 2002. – С. 127.
[2] Андрианов В. Инфляция и методы ее регулирования. // Маркетинг. – 2000. - № 5. – С. 5.
[3] Там же. – С. 5.
[4] Журавлева Г.П. Экономика. – М., 2001. – С. 337.
[5] Петров В. Инфляция в России: нынешняя ситуация и пути контроля. // Общество и экономика. – 2002. - № 6. – С. 75.
[6] Петров В. Инфляция в России: нынешняя ситуация и пути контроля. // Общество и экономика. – 2002. - № 6. – С. 78.
[7] Там же. - С. 78.
[8] Деньги, кредит, банки. / Под ред. О.И. Лаврушина. – М., 2002. – С. 129.
[9] Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т. 1. - М.: Республика, 1992. - С. 163.
[10] Деньги, кредит, банки. / Под ред. О.И. Лаврушина. – М., 2002. – С. 135.
[11] Манцев В. Инфляция: ее особенности и последствия в России. // Диалог. – 1998. – 3 2. – С. 40.
[12] Журавлева Г.П. Экономика. – М., 2001. – С. 344.
[13] Красавина Л.Н. Регулирование инфляции как фактор экономической стабиотности. // Финансы. – 2000. - № 4. – С. 36.
[14] Петров В. Инфляция в России: нынешняя ситуация и пути контроля. // Общество и экономика. – 2002. - № 6. – С. 82.
[15] Деньги, кредит, банки. / Под ред. О.И. Лаврушина. – М., 2002. – С. 155.