Содержание
Введение 3
1. Начало пути 4
2. Вклад Л. Пачоли в развитие бухгалтерского учета 8
3. Оценка работы Л. Пачоли 11
Заключение 13
Библиографический список 14
Введение
Каждый образованный человек независимо от того, какую профессию он избрал, знает или хотя бы слышал об одном из самых замечательных периодов в истории человечества, об эпохе Ренессанса — великом времени Возрождения. «Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености». Так писал Ф. Энгельс, так думали и думают все, кому дороги сокровища человеческой культуры.
Титан — это самое точное слово по отношению к таким людям, как Леонардо да Винчи (1452—1519), Микеланджело (1475—1564), Рафаэль (1483—1520), Николай Коперник (1473—1543), Альберт Дюрер (1471— 1528), Христофор Колумб (1451—1506), Васко да Гама (1469—1524), Америго Веспуччи (1451—1512), Никколо Макьявелли (1469—1527). В эту плеяду входит и математик Лука Пачоли.
Л. Пачоли писал свою фамилию или по латински — Pacciolus или по-итальянски, в последнем случае он писал Pacciuolo или на тосканском диалекте— Pacioli. [64, с. 51]. В настоящее время принят второй вариант написания фамилии. Готовясь к 450-летию со дня выхода «Трактата о счетах и записях», бухгалтеры США провели дискуссию о правильности написания фамилии автора книги.
1. Начало пути
Он родился в 1445 г. в Борго Сан-Сеполькро, по-итальянски это звучит не слишком радостно: город Святого гроба. Городок, а это был именно маленький провинциальный городок, принадлежал «Афинам Возрождения» — Флоренции, городу-республике, хотя в этническом и географическом отношении его следует отнести к северной Умбрии..
Борго Сан-Сеполькро упирается в правый берег Тибра, желтоватые воды которого плавно и быстро текут к Риму; с другой стороны городок прилепился к огромной горе — Монте Казале. В городе жили ремесленники, а на горе, в монастыре, построенном в XIII в. францисканцами, — монахи нищенствующего ордена, именовавшие себя, согласно воле папы Гонория III (1216—1227), миноритами.
Весьма уважаемое в городе семейство возглавлял Бартоломео Пачоли, отец трех сыновей; одного из них— Луку, он отдал учиться в мастерскую художника Пьетро делла Франческа (1416—1492), слава которого гремела по всей Италии. Это была первая встреча маленького мальчика с великим человеком — художником и математиком.
Как свойственно людям эпохи Возрождения, учитель Л. Пачоли не был только художником, и мастерская его напоминала скорее своеобразный «университет культуры», чем школу живописи в узком и сугубо специальном смысле этого слова._ «В созданном Пьетро делла Франческо мире, писал В. Лазарев, царит железный закон чисел, поэтому он так ясен и логичен. Его господствующая сила — человеческий разум, вся и всё себе подчиняющий, внутренняя просветленность и стоическая бесстрастность». Ученики, по мере своих сил и способностей, должны были приобщиться к ясному и логичному миру учителя.
Судя по тому, что мы знаем о Л. Пачоли, можно предположить, что чувство прекрасного было глубоко присуще ему. Вместе с тем он не был и, очевидно, не мог быть человеком искусства. Франческа был художником и ученым, но только вторая ипостась учителя нашла отзвук в сердце ученика. Юный Лука Пачоли, прирожденный математик, был влюблен в мир чисел,
«число представлялось ему, как и его учителю, неким универсальным ключом, одновременно открывающим доступ к истине и красоте» [26]. На первом месте стоит истина, занятия наукой посвящены ей.
До девятнадцати лет Л. Пачоли работает и учится в мастерской, потом расстается с учителем и переезжает в одну из столиц тогдашнего культурного мира — Венецию.
«В XV веке Венеция — сильнейшая морская и колониальная держава тогдашней Европы, одно из самых могущественных государств Италии. Ее богатства превышают богатства Флоренции, не говоря уже о других городах полуострова. Она наводнена пестрой толпой купцов со всех концов Средиземноморья и Западной Европы и поражает каждого путешественника живописностью своего интернационального облика, где скрестились пути Запада и Востока, своей почти безудержной роскошью, строгой иерархией государственного устройства, мощью армии и флота». С Венецией будут связаны основные вехи жизни Л. Пачоли.
В новом для него городе Лука Пачоли становится воспитателем трех сыновей богатого купца Антонио де Ромпиази. Благодаря учителю их имена дошли до нас: Бартало, Франческо, Паоло. Воспитывая детей, он учит их тому, что знает и понимает сам; часто он учится вместе со своими учениками, посещая публичные лекции знаменитого математика Доменико Брагадино, помогает отцу учеников в ведении конторских книг, приобретая первые навыки в деле, которое ему суждено, будет сделать наукой. В 1470 г. он закончил свою первую книгу — учебник коммерческой арифметики, написанный для своих воспитанников. Э. Г. Вальденберг и О. О. Бауэр писали, что эта книга публиковалась; Яросляв Кубеша отмечает, что «труд не был напечатан». В том же году Л. Пачоли прервал карьеру воспитателя, решив покинуть город, он уехал в Рим.
Был ли Л. Пачоли истинно верующим человеком? Мы этого не знаем. Мы можем вместе с А. Дюпоном предположить, что был, а можем допустить, что фра (брат) Лука ди Борго Сан-Сеполькро, как теперь он стал называться, думал согласно с Кремонием и подобно многим людям возрождения: «Верьте, как хотите; но говорите, как принято». Очень скоро Ф. Гвиччардини (1483—1540) скажет иначе: «Думай, как хочешь, но поступай так, как тебе выгодно».
Во всяком случае, монашество приносило Л. Пачоли пользу: оно вводило его в определенную культурную среду, давало необходимый досуг для научной работы, для продолжения образования и самообразования, снабжало достаточными денежными и материальными средствами, подчиняло церковной, а не светской юрисдикции; последнее обстоятельство обеспечивало необходимую поддержку для получения профессуры.
Лука Пачоли добивался максимально возможного: он хотел посвятить себя науке и ради этого стал монахом-францисканцем. Выбор был продиктован научными традициями, сложившимися в ордене, и семейными обстоятельствами—оба брата Луки Пачоли тоже были францисканцами. Может быть, и воспоминания далекого детства заставили Л. Пачоли постучаться в эту дверь.
Официально орден францисканцев был нищенствующим, и Лука Пачоли, становясь фра Лукой ди Борго Сан-Сеполькро, принес обет бедности. Пройдет 450 лет, и французский бухгалтер Альбер Дюпон увидит в этом глубоко символический акт: отец бухгалтерии приносит за себя и за своих будущих коллег обет бедности и бескорыстия. И в самом деле, знаменательно: на заре капиталистической эры для бухгалтеров уже прокламируется бедность как принцип, а на закате будет отмечено, что обещанное—сбылось.
Итак, задача состояла в том, чтобы понять мир математики, чтобы понятое вложить в книги и чтобы книги воплотились в человеческие дела. Основной аргумент А. Дюпона в пользу религиозности Л. Пачоли—обилие в тексте трудов последнего ссылок на бога. Однако сам А. Дюпон отмечает, что это была только особенность того времени. Во Франции в текстах бухгалтерских книг упоминания о боге были уничтожены только после революции 1789 г.
Наука, или, как ее иногда называли, философия — эта, по словам Данте, «дружба души с мудростью» представлялась единственной тихой гаванью в море житейских невзгод. «Быть философом, писал Ф. де Санктис,— значило противостоять страстям и бежать удовольствий, побеждать самого себя, хранить душевное равновесие в житейских превратностях».
2. Вклад Л. Пачоли в развитие бухгалтерского учета
События показали, что Л. Пачоли правильно оценил свои возможности и перспективы. 14 октября 1477 г. он получил профессуру в университете Перуджи, а в ноябре прочитал свои первые лекции. Ему положили оклад в 30 гульденов, но уже 11 января 1478 г. из внимания к тому, что «он уже два месяца читает лекции по геометрии и алгебре, и оказал в оных превосходные познания и что, очевидно, ему жить нельзя на такое скудное содержание», разрешена ему прибавка в 20 гульденов. Судя по всему, Л. Пачоли оказался хорошим лектором. 4 июля 1478 г. корпорация профессоров ввиду «необходимости иметь такого ученого и опытного преподавателя по означенному предмету и, относясь с уважением к его добродетелям и высокой нравственности» решила оставить Л. Пачоли при занимаемой им кафедре еще на два года, увеличив ему вместе с тем содержание до 60 гульденов. За время, проведенное в Перудже, Л. Пачоли, готовясь к лекциям, написал развернутый конспект курса, который оформил в виде отдельной книги, посвятив ее «своим любезным ученикам, отличным и славным юношам Перуджи». (Рукопись этой книги должна храниться в Ватиканской библиотеке). Впоследствии основы этой работы войдут в состав первого капитального труда Л. Пачоли.
7 нюня 1480 г. Л. Пачоли получил последний раз профессорское жалованье, в его педагогической карьере наступил перерыв. В течение восьми лет Л. Пачоли будет заниматься философией, теологией и совершенствоваться в математике. Выполняя орденские обязанности, он будет совершать поездки в различные города Италии, чаще будет ездить во Флоренцию— самый культурный город тогдашнего мира.
Теперь мы вправе задать вопрос: что же ценного создал Л. Пачоли-бухгалтер? Почему его слава росла? И здесь следует отметить пять главных моментов, которые привнес Л. Пачоли в бухгалтерский учет:
1. Теоретическое истолкование двойной записи. Л. Пачоли первым попытался объяснить такие, понятия, как дебет и кредит, хотя он и не употребляет этих терминов. Он создал персоналистнческую модель учета и тем самым заложил основы для его юридического истолкования, получившего полное выражение в работах Э. Дегранжа и Дж. Чербони. П. Гарнье, видный французский бухгалтер, назовет свою книгу «Учет— алгебра права», хотя принцип двойной записи он объясняет исходя из причинно-следственных связей (кредит— причина, дебет — следствие).
Персоналистическая модель настолько удачна, что ею при объяснении двойной записи будут пользоваться К. Маркс и Ф. Энгельс.
2. Персоналнстическая модель приводила к невозможности самостоятельного рассмотрения таких абстрактных бухгалтерских категорий, как дебет и кредит. Тем самым создавались условия для выделения бухгалтерского учета в отдельную науку.
3. Бухгалтерский учет рассматривался как самостоятельный метод, основанный на применении двойной записи, имеющий приложение для отражения хозяйственных процессов, как на отдельных предприятиях, так и выходящих за рамки их. Это отличалось от работы Б. Котрульи, считавшего, что бухгалтерский учет имеет своим объектом отдельное предприятие. Точка зрения Б. Котрульи, которую разделяли очень многие видные бухгалтеры (Ж. Савари, Д. Дефо, Л. И. Гомберг, А. М. Галаган), ограничивала возможности двойной бухгалтерии.
4. Отражение двойной записи на счетах, которые трактуются как система (план) учета. Организация системы (плана) не может быть постоянной, а должна, зависеть от цели, преследуемой администрацией.
5. Л. Пачоли впервые ввел в бухгалтерский учет моделирование, основанное на комбинаторике. Такой подход позволял построить общую модель, в рамках которой любая учетная задача истолковывалась как частный случай.
Отмеченные выше пять моментов не утратили своего значения и в настоящее время. Более того, возможности современном вычислительной техники ближе математическому уму Л. Пачоли, чем старые рутинные средства регистрации фактов хозяйственной жизни. В этом сила теории, ее превосходство над преходящими нуждами дней. Л. Пачоли хорошо понимал это. Он помнил знаменательные слова своего современника гуманиста Кристофоро Ландино (1424—1498.): «Те, которые пребывают в действии, несомненно, приносят пользу, но либо в настоящий момент, либо на короткое время; те же, которые освещают нам скрытую природу вещей, приносят пользу вечно. Действия кончаются с людьми. Мысли же, побеждая века, живут вечно». Зажженный Л. Пачоли огонь теоретического знания никогда не угасал.
3. Оценка работы Л. Пачоли
Доменико Манчини (1534), Джироламо Кардано (1539) и Ян Импин (1543) упомянут Л. Пачоли, причем первый и последний — с большим уважением.
Стоил ли этого трактат «О счетах и записях»? Безусловно, да! Однако значение трактата было не в том, в чем его видели многие исследователи бухгалтерской старины.
С точки зрения практики учета книга Л. Пачоли устарела еще до того, как была напечатана. Это хорошо и убедительно показано Р. де Рувером, Н. С. Помазковым и В. И. Рутенбургом.
Практика учета в Северной Италии к концу XV в. была шире и глубже, чем описал ее Лука Пачоли, и, пожалуй, можно сказать, что для итальянских бухгалтеров — современников Пачоли его книга в части практических предложении была весьма элементарна. В своем классическом труде он не отразил многих ценных практических достижений. Это свидетельствует о том, что Пачоли в основном, очевидно, опирался на торговые книги Ромпиази. Отсюда можно сделать вывод, что Пачоли не был знаком с учетом как профессионал. Только этим можно объяснить некоторую ограниченность труда; в нем не нашли места такие важные и уже встречавшиеся в практике того времени вопросы, как:
1) особенности учета в промышленности;
2) ведение параллельных и дополнительных книг;
3) ведение счетов лоро и ностро;
4) применение баланса в аналитических целях, так как уже тогда баланс составлялся не только для закрытия книг и выверки записей, а служил орудием контроля, и управления;
5) порядок проверки и основы ревизии баланса;
6) порядок резервирования хозяйственных средств и распределения результатов по смежным периодам;
7) методика расчетов, связанных с распределением прибыли;
8) порядок подтверждения отчетных данных инвентаризационными ведомостями.
Существенным недостатком концепции Л. Пачоли, единодушно отмечаемым всеми исследователями, кроме А. Дюпона, было отождествление домашнего (личного) имущества купца с имуществом предприятия. Трактат написан на языке, представляющем собой смесь латинского и итальянского с явным преобладанием последнего. Такая смесь делала его крайне сложным для чтения и понимания.
Заключение
Составив завещание, Л. Пачоли думал, что он сделал все. Однако он ошибался. В 1514 г. на папский престол восходит Лев X. Новый папа хочет окружить себя первыми людьми эпохи, в его окружении сияют Микеланджело и Рафаэль. Л. Пачоли назначается лектором математических дисциплин в Римской Академии. Он повинуется. Но в конце 1514 г. его уже нет в списке лекторов. Полагают, что он умер в 1515 г. Он похоронен на кладбище Сан-Сеполькро.
Когда земля родного города сокрыла прах одного из замечательнейших математиков, многие из тех, кто любит науку, задумались над тем, какова будет посмертная слава умершего. Еще при жизни Л. Пачоли некто Коро назвал его сочинения кучей золы, в которой скрыты крупицы золота. При всей жестокости отзыва в нем все же признается наличие золота. В 1523 г. ради «крупицы золота» выходит второе издание «Summa». Однако очень скоро Дж. Кардано (1501—1576) назовет Л. Пачоли компилятором. Эта оценка сохранится надолго. В наши дни Я. Кубеша с грустью отмечает, что «специалисты-математики не слишком высоко оценивают его печатные труды, поскольку они не содержат каких-либо новых идей». Л. Ольшки, А. П. Юшкевич считают Л. Пачоли популяризатором, Г. Г. Цейтен — вдохновителем новых исследователей; П. Бурбаки не удостаивают его упоминанием. Однако по мере того, как его слава математика замирала, росла и крепла его слава бухгалтера.
Библиографический список
1. Пачоли Л. Трактат о счетах и записях М. Финансы и статистика 1994
2. Рувер П. Как возникла двойная бухгалтерия М. Косфиниздат 1958
3. Смирнова И.А. Бухгалтерские журналы в России (Страницы истории) Бухгалтерский учет 1994 №12
4. Цыганков К.Ю. С чего начиналась современная бухгалтерия // Москва ЭКО 2002 г.