Содержание:
Введение 3
1. Сознание и самосознание 4
2. Самосознание как познание самого себя 7
3. Сущность самооценки 10
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Введение
Сознание и самосознание – одна из центральных проблем философии, психологии и социологии. Ее значение обусловлено тем, что учение о сознании и самосознании составляет методологическую основу решения не только многих важнейших теоретических вопросов, но и практических задач формирования мировоззрения, воспитания человека, всесторонне и гармонически развитой личности.
Вместе с тем, еще с незапамятных времен зародился этот интерес человека к себе, своему «Я» - исконный и вполне понятный. Кто не задавал самому себе вопрос: «Кто Я?». Как гласит легенда, дельфийский оракул провозгласил: познай самого себя! Сократ возвел этот призыв в исходный принцип своего философского мировоззрения. Гераклит говорил, что всем людям свойственно «познавать самих себя и мыслить». Каждый имеет множество образов своего «Я», просматриваемых в разных ракурсах: каким воспринимает себя сам человек в настоящий момент, каким он мыслит идеал своего «Я», каким это «Я» выглядит в глазах других людей и пр.
Проблема сознания и самосознания разрабатывается в контексте различных наук, что естественно порождает многообразие подходов к ней, большую пестроту взглядов на различные ее аспекты. Это нашло свое отражение в многочисленной философской, психологической, психиатрической, кибернетической, физиологической и другой литературе, изданной как в нашей стране, так и за рубежом. Она неоднократно обсуждалась на ряде международных симпозиумов. Проанализированы – во многом весьма обстоятельно – разные ее стороны. Тем не менее проблема самосознания все еще остается недостаточно разработанной.
Цель данной работы заключается в том, чтобы попытаться выявить сущность самосознания и самооценки, как отношения к себе. Данная цель реализуется через следующие задачи: 1) рассмотрение сознания и самосознания; 2) рассмотрение самосознания, как познания самого себя; 3) рассмотрение самооценки, как отношения к своим качествам и состояниям, своим возможностям.
1. Сознание и самосознание
На вопрос: «Что такое сознание?» вряд ли можно дать ответ, обладающий точностью математической формулы. Существует достаточно большое количество формулировок данного понятия, но наш взгляд, наиболее полно его сущность отражает следующее: «сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека»[1].
Существует точка зрения, что в развитии личности сознание себя в его зачаточных формах предшествует возникновению предметного сознания. По В.М.Бехтерову, простейшей формой сознания следует признавать то состояние, когда еще не выработано ни одного более или менее ясного представления, когда лишь существует неясное безотносительное чувствование собственного существования. Более сложным является сознание, в котором уже присутствуют те или иные представления. Но и в этом случае наиболее элементарной формой сознания следует признавать ту, при которой в сознании присутствует главным образом одна группа представлений о «Я» как субъекте в отличие от «не-Я» или объекта и из которой вырабатывается так называемое самосознание, иначе говоря, то состояние сознания, когда в нем присутствует или (что все равно) каждую минуту может быть вызван ряд представлений о положении собственного тела, о движении его членов и пр. Лишь после этого возникают те формы сознания, которые основываются на пространственных и временных представлениях (предметное сознание), и, наконец, как синтез первичного предметного сознания – те наиболее высокие и сложные его формы, которые составляют «интимное ядро личности» и при которых человек, с одной стороны, обладает способностью по произволу вводить в сферу сознания те или иные из бывших прежде в его сознании представлений, а сдругой – может отдавать себе отчет о происходящих в его сознании явлениях, о смене одних представлений другими, иначе говоря, может анализировать происходящие в нем психические процессы.
Существует и иная точка зрения, утверждающая как раз обратное, что «сознание себя» характеризует более высокий уровень психической жизни, чем предметное сознание, и поэтому в процессе развития личности оно возникает значительно позже. Так, ребенок не сразу осознает себя так, как называют его окружающие. Он сначала для самого себя существует скорее как объект для других людей, чем как субъект по отношению к ним. Осознание себя является результатом развития деятельности и общества. Оно является довольно поздним продуктом развития сознания и в качестве своей основы предполагает становление ребенка практическим субъектом, выделяющим себя из окружения. Формирование самосознания связано с процессом индивидуализации, с процессом роста сил и целостности личности.[2] Не сознание рождается из самосознания, из «Я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того, как она реально становится самостоятельным субъектом[3].
Видные русские психологи А.Галич, А.Потебня, И.М.Сеченов и др. рассматривали развитие сознания и самосознания в неразрывном единстве субъекта и объекта, считая, что осознание человеком своей ближайшей среды и осознание им самого себя осуществляется в одно и то же время, т.е. человек сразу выступает и как «Я» и как «не-Я». В своем учении о развитии психики ребенка А.Галич исходил из того, что это развитие начинается с чувства собственного существования, в котором нет еще ни осознания себя, ни осознания внешнего мира, потому что в нем нет еще противопоставления между внутренним деятельным началом и внешним ощущением. Первый способ знакомиться с самим собой и разыскивать себя в хаосе окружающих предметов основывается не только на внутреннем чувстве, но и на впечатлениях, получаемых из внешнего мира. Преобразование этих нерасчлененных психических состояний в осознанные совершается в результате возникновения способности к отделению тех состояний, которые относятся к себе, от тех, которые относятся к внешнему миру, в результате их различения и противопоставления.
Такого же взгляда придерживался и А.Потебня. Он считал, что развитие психики начинается со смутных, слитных, безотносительных переживаний, в которых сначала нет разделения на «Я» и «не-Я». Иными словами, исходное состояние сознания есть полное безразличие «Я» и «не-Я». По мере того как известные сочетания восприятий отделяются от этого «темного грунта», слагаясь в образы предметов, образуется и самое «Я», состав которого зависит от того, насколько оно выделило из себя и объективировало «не-Я» или, наоборот, насколько само выделилось из мира.
Исходя из рефлекторной теории природы психики, И.М.Сеченов сформулировал свою концепцию самосознания. Он считал, что человек беспрерывно получает впечатления от собственного тела. Одни из них воспринимаются обычными путями, а другие идут как бы изнутри тела и являются в сознании в виде очень неопределенных темных чувствований. Ощущения последнего рода суть спутники процессов, совершающихся в главных анатомических системах тела (голод, жажда), они справедливо называются системными чувствами. У человека, замечает Сеченов, не может быть собственно никакого предметного ощущения, к которому не примешивалось бы системное чувство в той или иной форме.
Таким образом, и Галич, и Потебня, и Сеченов, рассматривая субъект и объект в единстве, утверждают, что сознание возникло сразу в своих двух формах – в форме предметного сознания и самосознания.
Образование представления о себе является актом сознания, который невозможен без речи. Наши душевные состояния, по Потебне, уясняются нами лишь по мере того, как мы их обнаруживаем, даем им как бы самостоятельное существование, находя их, например, в других или выражая в слове. Темными остаются для нас те особенности нашей душевной жизни, которые мы не выразим никакими средствами и которые не увидим ни в ком, кроме себя. Психологическими исследованиями показано, что уже на уровне сенсорного развития речь способствует развитию самосознания, помогает детям различать и осознавать отдельные части своего тела.[4]
2. Самосознание как познание самого себя
Способность к самосознанию и самопознанию – исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает самого себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе. Только в этой форме и может существовать самосознание, основная особенность которого, в отличие от сознания, состоит в том, что оно ориентировано на осмысление человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. Если сознание есть знание о другом, то самосознание – знание человека о самом себе, это своего рода духовный «свет, обнаруживающий и себя и другое»[5].
В картине самосознания дано двойное изображение: и внешнего объекта, и самого субъекта. Как объект самосознания личность – это человек, каким он ощущает, наблюдает, чувствует себя, каким он известен себе и каким он мыслится, с его точки зрения, другими. Самосознание предполагает познание и знание прежде всего своего физического облика, состояния, а потом уже внутреннего духовного мира, своих возможностей. Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существующим не только для других, но и для себя. Самосознание связано со способностью взглянуть на себя «со стороны». Самосознание дает «человеку возможность относиться к актам собственного сознания критически, т.е. отделять все свое внутреннее от всего происходящего извне, анализировать его и сопоставлять (сравнивать) с внешним, - словом, изучать акт собственного сознания»[6].
Необходимо отметить, что самосознание присуще исключительно человеку. Нельзя отказать животным в том, что они что-то знают, т.е. обладают элементарной информацией об окружающих событиях. Но животные не знают, а человек знает о своем сознании: он знает и то, что он знает, и то, что знает он, и то, что именно он знает. Далее, человек осознает не только то, что нечто знает, но и то, что он далеко не все знает, что за пределами его знаний простирается великий океан неведомого.
Слово «самосознание» обозначает различные, хотя и тесно связанные между собой явления: самоконтролирующую функцию сознания, ориентированного на вне его лежащие вещи, и сознание, основным объектом которого является человеческое «Я», т.е. самопознание, самоисследование. В первом своем значении самосознание (как самоконтролирующее сознание) ориентировано на реализацию призыва: познай мир, а во втором – на реализацию призыва: познай самого себя. Термин «самосознание» иногда употребляется и в смысле сознания собственного достоинства, высокой оценки самого себя и даже высокомерия. Основным же значением самосознания следует считать просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего «Я»[7].
Уровень самосознания может быть весьма различным. Известно, что исключительно одаренные люди воспринимают свое «Я» с особой остротой и проникновенностью, начиная с раннего детства.
Уровень самосознания в каждой данной ситуации неодинаков. Бывают моменты, когда самосознание очень остро. Когда же человек предельно поглощен каким-либо посторонним сюжетом, самосознание его почти полностью может отсутствовать.
Самосознание осуществляется не только в личностном плане, но и на уровне общественного сознания, когда знания, научное и художественное творчество становятся специальным предметом теоретического исследования. Все так называемые метатеории – это формы самосознания соответствующих теорий. Высшим уровнем самосознания является философия, представляющая собой жизненно важный созидательный этап в формировании универсального видения человека.
Сознание человеком самого себя, своего «Я», не носит непосредственного характера. Оно опосредовано отражением внешнего мира и других людей. Самосознание есть полагание сознания и вместе с тем предполагание природного и социального мира.
Погружаясь как можно дальше в глубину своего «Я», мы наталкиваемся всегда только на отдельные акты сознания: ощущения, представления, мысли, чувствования и др. При выполнении как внешних предметных действий, так и мыслительной деятельности необходимо действовать, так и мыслительной деятельности необходимо своеобразное «раздвоение» личности: она все время должна как бы гоняться за «двумя зайцами» - думать о внешних предметах и о том, что она о них думает. Это явление наиболее полно выражено в состоянии сценического переживания. В сознании актеров на сцене всплывают яркие, наполненные глубокими чувствами, страстями образы, вызванные по заранее намеченной программе, продиктованные содержанием авторского текста, и вместе с тем происходит процесс хладнокровного наблюдения как бы «со стороны» за своей игрой.
В каждом акте осознания мира неизбежно участвует контролирующая и управляющая власть самосознания, от которой человек не свободен даже тогда, когда он глубоко погружен в исследование реального объект. Акт сознания существует лишь вместе с «Я». Нельзя мыслить, не осознавая этого. Никакое самое самозабвенное погружение в мир внешней реальности, никакое состояние объективной обращенности сознания не означает абсолютной самоотрешенности. Правило, нормой является осуществление человеком постоянного и неусыпного самоконтроля, хотя бы в самом общем плане. Самосознание является необходимым условием формирования самостоятельности и гибкости мысли, объективности суждений. Вместе с тем нельзя абсолютизировать неразрывность сознания и самосознания, нельзя сказать, что знание о чем-либо невозможно без знания о себе.
Степень самосознания может быть разной – от самого общего, мимолетного контроля над потоком мысли, обращенной к внешним объектам, до углубленных размышлений над самим собой, когда «Я» оказывается не только субъектом, но и основным объектом сознания, когда упор делается на внутреннюю жизнь человека.
3. Сущность самооценки
самосознание – не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка. Человек как личность – самооценивающее существо. Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и ее результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы за и против, отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий.
Самооценка играет важную роль в организации результативного управления своим поведением. Она является субъективным основанием для определения уровня притязаний, то есть тех задач, которые личность ставит перед собой в жизни и к реализации которых она считает себя способной. Она позволяет вовремя отказаться от начатого действия, если человек понял, что это действие нерезультативно и тем более ошибочно.
Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватно отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния. Максимально адекватное отношение к себе – высший уровень самооценки.
Самооценка аккумулирует в себе весь жизненный опыт личности, хотя и его порой недостает, чтобы верно оценить себя. Тут должен действовать как бы тройной контроль: жизнь, общественное мнение и собственный разум.
Общественное мнение играет колоссальную роль в формировании самосознания и самооценки. Человек начинает верно относиться к самому себе после того, как он научается правильно относиться к другим людям и прислушиваться к тому, как они оценивают его самого.
Человек смотрит на себя глазами общества. Сначала человек оценивает себя через других, а потом других – через себя. Многие поступки людей социальны не только потому, что они вызывают ответные действия других людей или имеют какое-то значение для общества, но также и потому, что ожидаемые реакции со стороны других людей как бы включены в действенную организацию поведения личности. В конечном счете самоконтроль – это опосредованный социальный контроль.
Самосознание и самопознание неизбежно связаны с самоанализом, который является средством самоконтроля и разумной организации своего поведения, установления правильных взаимоотношений с другими людьми.
Крайняя степень самоанализа – самосуд, в котором человек иногда бывает непримиримо жесток к себе. Отсюда скептицизм, презрение к себе, комплекс неполноценности – это, по терминологии Гегеля, «несчастное самосознание», или самосознание, запутавшееся в самом себе. В другом случае человек может переоценивать себя, что ведет к безмерной самонадеянности, самовлюбленности. Между этими полюсами и располагается весь спектр самоотношения.
Самооценка, как и самосознание в целом, начинается с внешности. Одним из источников самооценки и видов самонаблюдения является видение своего отражения (в воде или в зеркале), что человечество осуществляет с незапамятных времен, а дети – с очень раннего возраста. В этом видении человек ощущает отчуждение самого себя и осуществляет чувственное восприятие своего внешнего облика.
Зеркало в жизни человека играет немалую психологическую роль. Это зрительное удвоение личности, служащее одним из средств самопознания, идентификации человека с самим собой. С помощью зеркала человек делает тонки наблюдения, уточнения, анализ характера выражения своего лица. Он может предаваться самолюбованию или, наоборот, остро ощущать свое уродство. Это своего рода общение человека с самим собой. Нередки случаи, когда человек, смотрящийся в зеркало, мысленно или даже вслух разговаривает сам с собой, ругает или хвалит себя за что-либо.
Тот или иной элемент самооценки становится предметом и теоретического рассмотрения. «Субъект уже не использует, а изучает их… Он мыслит о них и изучает их обычно для того, чтобы в будущем лучше использовать»[8].
Самосознание и самооценка не всегда бывают адекватными. Давно подмечено, что оценки, даваемые людьми своим поступкам, далеко не всегда заслуживают доверия: даже тогда, когда люди искренни, они склонны оправдывать себя, нередко очень снисходительны к самим себе.
То, что человек думает и говорит о себе, часто не совпадает с тем, что он реально собой представляет. Суждения человека о самом себе, выраженные в форме речи, являются показателем уровня самосознания, но не всегда – действительных качеств личности. Тем более, что в минуты негодующего недовольства собой человек может испепелять свое «Я», а в иное время – захлебываться от самодовольства. Многое из того, что люди думают о себе, - это иллюзии, которыми человек живет, потому что они помогают ему переносить трудности реальной жизни.
Проблема самонаблюдения дискутируется в психологии на протяжении почти всей истории ее существования как самостоятельной науки. Первоначально самонаблюдение рассматривалось как единственный или, во всяком случае, главный метод проникновения в тайны духовного мира личности. Гиперболизация этого метода приводила часто к ложным выводам, связанным с идеалистической трактовкой самой природы психического.
Затем в психологии стала ощущаться страстная тяга к строго объективным методам исследования психики. Самонаблюдение начали рассматривать как ложный, научно несостоятельный метод, связывая с ним все неудачи в психологической науке, ее отставание от других наук и т.п.
Общетеоретические рассуждения оставались рассуждениями, а жизнь шла своим чередом. И каждый человек, вопреки всем проклятиям в адрес самонаблюдения, ежедневно пользовался этим приемом в самопознании.
Многие ученые пришли к выводу, что самонаблюдение – это существенный прием исследования психических явлений, имеющий фундаментальное значение для психологии, психиатрии, социальной психологии, социологии и житейской практики. Можно сказать, что без самонаблюдения по существу невозможно обойтись при научном исследовании сознательных психических процессов, свойств, состояний. Отрицание самонаблюдения как важнейшего средства проникновения в мир духовной жизни человека выглядит так же, как если бы астроном отказался от наблюдения звездного неба в телескоп на том основании, что доверять субъективным показаниям наблюдателя нельзя. Но тогда вообще не стоило бы доверять никаким показаниям органов чувств человека, так как познание есть субъективная деятельность.
Как бы кто ни относился к самонаблюдению, оно неоспоримый и могучий факт духовной жизни человека. На основе такой двойной ориентированности сознания человек может знать и контролировать себя, осуществлять более или менее адекватную самооценку, имеющую огромное значение для самовоспитания и саморегулирования.
Самонаблюдение – социально выработанный атрибут сознательной жизни человека в условиях всей системы социальных требований общества к личности, а затем и ее собственных требований к себе. Если бы человек постоянно не следил за собой, то он не мог бы жить в обществе. Он контролирует свои действия во внутреннем, идеальном плане в той же мере, в какой осуществляет такой же контроль за своими практическими действиями.
Следует строго различать целесообразность применения этого метода в тех или иных условиях. Одно дело, когда человек жизненно заинтересован в адекватном самонаблюдении и самооценке, например, в случае болезни, искреннем раскаянии, желании осмыслить себя в какие-то переломные периоды своей жизни. И совсем другое дело, когда человек по каким-либо мотивам не заинтересован раскрывать себя, а, наоборот, желает преподнести себя не таким, каким он есть, а каким хочет казаться.
Заключение
В качестве заключения ко всему вышесказанному можно отметить следующее.
Самосознание – это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самосознание – конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней. Оно свойственно не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, когда они поднимаются до понимания своих общих интересов и идеалов и борются за их достижение.
Самосознание является существенным моментом сознания в целом. Оно выражает сознание в его актуальной данности субъекту.
Неверно, что самосознание – высший вид сознания или один из его элементов. Это неотъемлемая сторона, аспект или грань сознания общественно развитого человека. Оно образует как бы вторую сторону лезвия бритвы – разум, повернутый внутрь духовного мира человека. У сознания и самосознания один носитель – человек, у них один орган – человеческий мозг.
Не только чрезвычайная сложность феномена сознания личности, но и время делает самосознание относительным: личность постоянно меняется, обогащается. Отсюда вывод: век живи и век учись верно познавать и оценивать себя. Самопознание имеет свое начало, но не имеет конца.
Общеизвестно, что единственно достоверным критерием, дающим возможность отделить истину от заблуждения, является практика. Она рано или поздно разоблачает все ложные рассуждения, допущения и представления. Исходя из этого, можно сказать, что суждениям человека о самом себе полностью и безоговорочно нельзя доверять. Нужна их практическая проверка, что и делается постоянно – и в обыденной жизни, и в научном исследовании путем эксперимента, и в медицинской и педагогической практике.
Список использованной литературы:
1. Е. Бобров. О самосознании. Казань, 1898, 527 С.
2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2 Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1989. - 458 с.
3. И.М.Сеченов. Избранные философские и психологические произведения, 678 С.
4. А.Г.Спиркин. Сознание и самосозание.М., Политиздат, 1972. С.78.
5. А.Г. Спиркин. Основы философии: Учебное пособие для вузов. - М.: Политиздат, 1988. - 592с.
6. П.Р.Чамата. Проблемы сознания. М., 1998. 487 С.
7. И.Л.Элиава. Мыслительная деятельность и установка/ В сб. «Исследования мышления в советской психологии». М., 1966, 389 С.
8. Л.И.Божевич. Особенности самосознания у подростков//Вопросы психологии, 1989№1.
9. М.С.Неймарк. О соотношении осознаваемых и неосознаваемых мотивов в поведении// Вопросы психологии, 1988, №5
[1] А.Г.Спиркин. Сознание и самосозание.М., Политиздат, 1972. С.78.
[2] Л.И.Божевич. Особенности самосознания у подростков//Вопросы психологии, 1989№1.
[3] М.С.Неймарк. О соотношении осознаваемых и неосознаваемых мотивов в поведении// Вопросы психологии, 1988, №5
[4] П.Р.Чамата. Проблемы сознания. М., 1998. С.230
[5] Гегель. Соч., т.III, С.201
[6] И.М.Сеченов. Избр.философ.и психологич.произведения, С.504
[7] Е. Бобров. О самосознание. Казань, 1898, С.5.
[8] И.Л.Элиава. Мыслительная деятельность и установка/ В сб. «Исследования мышления в советской психологии». М., 1966, С.286.