ТЕМА 1. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК СПЕЦИАЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Содержание
1. Различные трактовки термина «культура»: естественно - научный, философский, гуманитарный и социологический подходы к изучению культуры
2. Основные задачи культурологии: культурология как «негативная» дисциплина
3. Практическое применение культурологии
Список литературы
1.Различные трактовки термина «культура»: естественно - научный, философский, гуманитарный и социологический подходы к изучению культуры.
На данный момент существует огромное количество трактовок термина «культура». Прежде всего это объясняется тем, что культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. В той мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек, многогранна, многоаспектна и культура. С другой стороны, и сам подход к культуре обусловлен во многом исследовательскими установками. Культура нередко оказывается объектом изучения со стороны не только философов, но и социологов, историков, культурологов. В зависимости от теоретической методики вырастает и способ, помогающий постигать феномен.
Назовем некоторые специфические подходы к культуре, рождающие различные определения этого феномена. Первый среди них — философско-антропологический. Культура в этом случае понимается как выражение человеческой природы. Она выводится из особенностей самого человека как особого рода сущего. Различные черты культурного процесса непосредственно вычитываются из человеческой натуры. Культура при этом оценивается как развернутая феноменология человека.
«Уже в эпоху Просвещения слово «культура»,— отмечает В.М. Межуев, — используется (Аделунгом, Гердером, Кантом) в качестве центральной категории философии истории, понимаемой как «история духа», духовного развития человечества. Культура здесь — синоним интеллектуального, нравственного, эстетического, короче, разумного совершенствования человека в ходе его исторической эволюции. Не ставя перед собой задачу детального и подробного изучения этой истории, философы стремились лишь к выработке общей «идеи культуры», объясняющей им смысл и направленность человеческой истории» (Межуев В.М. Культурология и философия культуры // Культурология сегодня: Основы, проблемы, перспективы. – М., 1993 г., с. 16 ).
Философский взгляд на культуру был развит И.Гердером, который рассматривал ее в контексте эволюции. Для него «философия» человечества соответствовала размышлениям о «просвещении» человечества и его переходу из «варварского» состояния в «цивилизованное». Смысл культуры в этом контексте — отграничение человеческого от животного. Культура истолковывалась как второе рождение человека. «Если бы человек, — писал И.Г. Гердер,— все извлекал из себя самого и развивал это без связи с внешними предметами, то, правда, была бы возможна история человека, но не людей, не всего рода человеческого. Но наш специфический характер заключается именно в том, что, рожденные почти без инстинктов, мы только путем упражнения в течение всей жизни воспитываемся до уровня человечности, и на этом основывается наша способность как к совершенствованию, так и к порче и разложению... Мы можем при желании дать этому второму рождению человека, проходящему сквозь всю его жизнь, название, связанное либо с обработкой земли — «культура», либо с образом света — «просвещение» ( цит. по Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 1994 г., с. 23 ).
Таким образом, в истолковании феномена культуры проявляется желание сопоставить ее с человеком, природой, историей, социумом. В этом смысле можно указать на еще один подход к трактовке культуры — социологический. «Культура здесь трактуется как фактор организации и образования жизни какого-либо общества. Подразумевается, что в каждом обществе (как и в каждом живом организме) есть некие культуротворческие «силы», направляющие его жизнь по организованному, а не хаотическому пути развития. Культурные ценности создаются самим обществом, но они же затем и определяют развитие этого общества, жизнь которого начинает все больше зависеть от произведенных им ценностей. Таково своеобразие общественной жизни: над человеком часто господствует то, что рождено им самим» ( Полищук В.И. Мировая и отечественная культура. – Екатеринбург, 1993 г., с. 14 ).
Вот некоторые определения культуры, характерные для социологического ее понимания. Культура — это:
— «прочные верования, ценности и нормы поведения, которые организуют социальные связи и делают возможной общую интерпретацию жизненного опыта» (У.Бекет).
— «наследуемые изобретения, вещи, технические процессы, идеи, обычаи и ценности» (Б.Малиновский);
— «язык, верования, эстетические вкусы, знания, профессиональное мастерство и всякого рода обычаи» (А.Радклифф-Браун);
— «общий и принятый способ мышления» (К. Юнг).
Применительно к задачам своего видения трактуют понятие культуры археологи. Изучая историческое прошлое по вещественным памятникам (орудия труда, жилища, погребения, утварь, одежда и т. д.), археология использует для классификации изучаемых ею объектов такую исходную таксоно-метрическую единицу, как «археологическая культура». Обычно к ней относят комплекс сходных памятников, археологических материалов, занимающих определенную территорию и хронологически совпадающих. Их принято именовать по названию места первых находок Археологические культуры могут различаться и по характерным признакам. Так появляются в археологической классификации катакомбная, срубная культуры, характерные для бронзового века в степной полосе европейской части России.
Широко используется в археологии и представление о культурном слое, том вертикальном срезе грунта, на глубине которого при раскопках залегают предметные остатки, следы человеческого присутствия. Такое понимание культуры специфично для археологии.
В несколько ином плане трактуется культура в системе понятий этнографии, представляющей собой науку о народах на всех этапах их исторического бытия. Исходное понятие этой науки — «этнос» во всех его достаточно пестрых интерпретациях непременно включает в себя представления о наличии некоторой групповой культурной общности.
Поскольку этнографов интересуют черты сходства и различия народов, процессов передачи синхронной и диахронной информации, обеспечивающей качественную специфику этносов (этникосов), постольку к собственно этническим относят именно те компоненты культуры, которые, с одной стороны, обеспечивают единство каждого этноса, а с другой, — передачу этого единства от поколения к поколению.
Ввиду этого в этнографии широко представлены понятия, производные от культуры и образующие смысловое древо; материальные культуры (предметы, вещи); духовная культура как информация, существующая в коллективной памяти народа и выступающая подчас в нормативной форме (обычаи, традиции); культурные нововведения, выражающие прогресс в освоении действительности, культурные комплексы и т. д.
В рамках семиотики выкристаллизовалось представление о культуре как системе надындивидуального интеллекта, сверх-инднвидуального единства. Культура здесь трактуется как устройство, продуцирующее информацию, механизм, преобразующий «шум» в «музыку», не-информацию — в информацию, «хаос» — в «порядок». Она в этом видении не сводится только к системе знаков, но, однако, истолковывается, главным образом, именно в этом ракурсе.
2. Основные задачи культурологии: культурология как «негативная» дисциплина
Появление в 20-м веке особого знания о культуре, претендующего на относительную самостоятельность и названное «культурологией», согласно профессору Г.В. Драчу, обусловлено:
а) осознанием спекулятивности классической «философии культуры», ее неспособности в полной мере осмыслить богатый эмпирический (этнографический) материал, потребностью выработки такого понимания культуры, которое может надежно связать теоретические представления о ней и практическое ее воплощение во всех сферах человеческой жизнедеятельности;
б) необходимостью разработки такой методологии, которая обеспечит как адекватное исследование культуры частными науками, так и их предметное единство, вытекающее из субстанционального понимания культуры;
в) стремлением к выработке «общего знаменателя» в понимании культуры в условиях резкого роста контактов разных культур (в связи с развитием средств коммуникации), необходимостью поиска их единой природы, проявляющейся в локальном культурном многообразии;
г) важностью вопроса сравнения, субординации разных культур, в частности европейской и неевропейской, в условиях распада колониальной системы и роста национального самосознания в странах «третьего мира»;
д) целесообразностью целостного, системного анализа культуры как сферы государственной политики, принятия в ней всесторонне обоснованных управленческих решений;
е) необходимостью формирования культурных потребностей человека и их удовлетворения в потребительском обществе, обоснования успешной экономической деятельности в сфере массовой культуры;
ж) тревожным ростом технократизма, рационализма, вызванным новым витком НТП, осознанием важности гуманитарного «противовеса» для сохранения стабильности существования человека, а также стремлением компенсировать культурологией все еще наличествующее состояние преждевременной и узкой профессионализации.
Кроме влияния этих факторов важнейшее значение для становления культурологии имеет понимание сущности культуры. (Категория «культура» привлекала и привлекает многих исследователей глубиной своего содержания и эвристической значимостью. Широта охватываемых ею общественных явлений вызывает особый эффект закрепления за этим понятием множества смысловых оттенков, что, в свою очередь, накладывает свой отпечаток на понимание и употребление термина «культура» различными дисциплинами и в различные исторические эпохи.
Современная культурология формируется, выходя из-под «родительской» опеки философии, обретает собственный предмет исследования и обосновывает соответствующие ему методы. Несомненно, прежде всего культуролог имеет дело с результатами культурной деятельности (предметы, продукты культурного творчества — например, музыка, произведения живописи), но его задача — идти глубже, к усвоению духа культуры (менталитета, культурной парадигмы), независимо от того, какой теоретической позиции он придерживается. В данном случае обнаруживается второй — коммуникативный — слой культуры, это уровень общения, институтов образования и воспитания. И, наконец, сама основа культуры, ее ядро, ее архетип — структура культуротворческой деятельности. Разные исследователи идентифицируют ее по-разному: с языком, психологическим складом нации и способом сакрализации, принятой системой символики и т. п. Во всех этих случаях неизменным остается пафос культурологического поиска — целостность, интеграционная основа общества, рассмотрение истории как пересечения творческого самовыражения «эго» и развития культурной традиции в духовном пространстве этноса.
Культурология, если она претендует на роль научной дисциплины и собственный предмет исследования, с неизбежностью обращается к «археологии культуры», выявляет ее генезис, функционирование и развитие, раскрывает способы культурного наследования и устойчивости, «код» культурного развития. Эта работа осуществляется на трех уровнях:
- Сохранение культуры, ее базисных оснований, скрывающихся за вербальной и символической оболочкой.
- Обновление культуры, институты обновления знания, новационные воздействия на «код» культуры.
- Трансляция культуры — опредмеченный мир культуры как мир социализации индивидуума.
Все три уровня, характеризуя культуру в широком спектре ее формообразований (наука, техника, искусство, религия, философия, политика, экономика и т. д.), в то же время позволяют выявить структуру, образ деятельности, целостность культуры, что не может сводиться к описанию достижений культуры (элитарной культуры), и предполагает постановку и концептуальное у решение проблемы воссоздания такой целостности.
Все эти соображения дают возможность сделать некоторые выводы о предмете и задаче культурологии как научной дисциплины. Ее предметом выступает «генезис, функционирование и развитие культуры как специфически-человеческого способа жизни, который раскрывает себя исторически, как процесс культурного наследования, внешне сходного, но все же отличного от существующего в мире живой природы. Задача культурологии — построить «генетику» культуры, которая бы не только объяснила историко-культурный процесс (в мировом и национальном масштабах), но могла бы прогнозировать его и, в перспективе, управлять им.» ( Культурология: учебное пособие / ред. Г.В. Драч. – Ростов н/Д. – 1999 г., с.13 ).
Поставленная задача предполагает решение следующих фундаментальных проблем:
- выявление «гена» и «генетического кода» культурных феноменов, т. е. базисных структур, которые ответственны за сохранение, передачу социального опыта человеческой деятельности;
- изучение факторов, оказывающих расшатывающее, мутационное воздействие на «гены» культурно-исторических образований, перестраивающих их «код» в процессе творчества.
- изучение суммарных последствий такого развития как реальной истории «очеловечивания» мира.
Разумеется, такое понимание предмета, задач и программы культурологических исследований требует вовлечения в научный оборот обширного, разностороннего материала из всех областей и сфер социального творчества, однако главным полем исследования в этой синтетической области знания должен стать образ мысли, образ жизни, образ деятельности «рядовых» субъектов истории. «Палеопсихологическая реконструкция — наряду с дешифровкой знакомых систем, т. е. семиотическим анализом, поэтому есть и метод, и содержание культурологии как теоретической дисциплины, не сводимой к иллюстративности и описательству и предполагающей строго концептуальный тип формулирования, постановки и решения своих проблем.» ( Там же, с. 14 ).
Если философия культуры нацелена на ее понимание как целого (всеобщее), то культурология рассматривает культуру в ее конкретных формах (особенное), с опорой на определенный материал. То есть в культурологии как научной дисциплине по сравнению с философией культуры акценты смещены на объяснение ее конкретных форм с помощью теорий так называемого среднего уровня, основанных на исторической фактологии. А философия выполняет методологическую функцию, определяет общие познавательные ориентации культурологических исследований.
Такой подход характерен и для истории культуры. Ее факты и ценности дают материал для описания и объяснения конкретных исторических особенностей развития культуры, причем, являясь разделом культурологии, она призвана не просто фиксировать эти особенности, но обеспечивать выявление архетипов современной культуры и понимание ее как итога исторического развития. Культурология изучает историческое поле фактов культуры, включая как прошлое, так и настоящее. Процессы культурно-исторического развития интересуют эту науку в той мере, в какой это позволяет понять и объяснить современную культуру.
Важнейшим элементом культурологии как системы знаний является культурантропология, изучающая конкретные ценности, формы связи, опредмеченные результаты культурной деятельности в их динамике, механизмы трансляции культурных навыков от человека к человеку. Для культуролога принципиально важно понять, что стоит за фактами культуры, какие потребности выражают ее конкретные исторические, социальные и личностные формы. Историческое развитие представлений о культуре само по себе не «подводит» к культурологии, это делает культурантропология.
3. Практическое применение культурологии
Культурология — комплекс наук, все более упрочивающий свое место в теоретическом пространстве, образовавшемся после распада прежней ортодоксальной философско-идеологической системы, нацеленной на создание мировоззрения, в котором содержалось, казалось бы, целостное освещение характера природы, общества и человека. Вместо этой умозрительной системы в научном познании общества утверждается самостоятельность и взаимодействие различных наук, изучающих реальное общество, среди которых в качестве исходного и базисного принято деление на экономические, социологические, политологические и культурологические дисциплины. Конечно, в современном научном мышлении сложилась широкая диверсификация наук об обществе в соответствии со сложностью и многообразием изучаемого ими объекта. Каждая научная дисциплина имеет свой предмет изучения, т.е. сферу познания, которая отнюдь не охватывает весь объект. Это же относится и к культурологии, имеющей дело с обществом, но в особом измерении, в плане тех принципов и механизмов деятельности и регуляции, которые входят в духовную сферу во всем разнообразии этого термина.
Социальная культурология предполагает иную модальность в отношении к культуре, основанном на объективном и аналитическом, не «погруженном», а «отстраненном» взгляде на культурную жизнь общества. Это освоение не «идеалов», «вечных образцов», «внутренних смыслов» и «подлинных ценностей», а движущих мотивов реального поведения индивидов и групп или больших общностей, а также принципов духовной регуляции различных сфер социального бытия. Это обеспечивает возможность выявления социального значения культурных явлений в их соотнесенности с другими сферами социальной жизнедеятельности, прежде всего экономикой, социальными отношениями и политикой.
Конечно, во многих отношениях такая культурология использует социологические принципы изучения общества и может рассматриваться как социология культуры. Тем не менее сложившаяся дифференциация научных дисциплин делает необходимым более широкое рассмотрение культуры, соотношения духовных факторов (норм, ценностей, смыслов и идей) с социальной регуляцией и социальным действием в разных культурно-исторических типах, существовавших в человеческой истории и продолжающих оказывать воздействие на социальные процессы. «К сфере социологии культуры все больше относится анализ тех классовых и функциональных различий, которые существуют в городском и индустриальном обществе, включая и социокультурные процессы на микроуровне — в рамках групп, коллективов и в межгрупповом общении. К более широкой сфере социальной культурологии следует отнести анализ тех общих закономерностей, которые поддерживают целостность общества и его дифференциацию, социальное значение разнообразных проявлений духовной деятельности, включая мифологические и религиозные, повседневные и научные, сознательные и бессознательные. В сферу такой культурологии входит также изучение культурного наследия и авангарда, социальной памяти и состояния общественного сознания, генезиса и исторической трансформации духовных образований и социокультурных общностей, включая этнические, национальные, цивилизационные и мировые» ( Ерасов Б.Г. Социальная культурология. – М.. 2000 г., с. 6 ).
Пришедшая вместе с гласностью открытость нашего общества привела к интенсивной плюрализации духовной жизни и стилей жизнеустройства, оформлению различных течений и субкультур, возрождению многообразного духовного достояния разных эпох и регионов, наплыву самых разнородных течений с Запада и Востока. Быстрая ломка прежних идеологических схем и духовных установок, «отмена» навязывавшегося ранее единого мировоззрения и официозной социалистической культуры привели к распространению состояния духовной неопределенности и дезориентации, в котором сталкиваются противоречивые или прямо антагонистические тенденции, что превращает духовную жизнь в размытое поле, чреватое напряженностью и срывами. Многие центры и институты культуры оказались ослабленными или дезорганизованными, важные средства распространения культуры (прежде всего масс-медиа) превратились в трансляторы манипуляторских и низкопробных образцов западной массовой культуры, рассчитанных на утверждение примитивных инстинктов, потребительства, социального равнодушия, презрения к низшим слоям. Такое положение снижает возможности различных социальных групп надежно разбираться в переплетении социокультурных тенденций, критически воспринимать идущие извне влияния, ориентироваться в сложной обстановке модернизации, введения рыночных отношений, перестройки государственных и социальных структур. В хозяйственной деятельности, социальных и национальных отношениях, политике и других сферах подрываются прежние нормативные и ценностные принципы — в отличие от «прагматических» соображений и «насущных» интересов, диктуемых текущей ситуацией, но лишенных устойчивости и перспективы.
Учитывая новые запросы к общественной значимости науки, самые серьезные требования возникают перед науками о культуре. И первый из этих императивов — это признание реальности, а не выявление идеала.
Значимость же изучения культурной антропологии обусловлена тем, что в этом случае теория культуры имеет дело с этническими обществами, сохранившими свою самобытную культуру. Теория культуры, опираясь на большой этнографический материал, приходит к отказу от европоцентристких культурфилософских воззрений, что характерно и для современных культурологических теорий, видящих в европейской культуре логоцентризм и техноцентризм.
Исследования культуры в рамках этнографии (культурантропологии) выявили своеобразие и жизнеспособность целого ряда культур, в то же время обнаружив в основании многообразных типов культур некое универсальное начало, осуществляющее себя как способ человеческих отношений с природой и обновления социального опыта, социализации личности. Расцвет полевой антропологии и социальной этнографии подтолкнул к осмыслению онтологического (бытийственного) факта сосуществования, равноценности различного типа культур, что способствовало разрушению панлогических (универсально-логических), европоцентрических концепций философии культуры.
Список литература:
1. Арнольдов А.М. Введение в культурологию. – М., 1994 г.
2. Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 1994 г.
3. Ерасов Б.Г. Социальная культурология. – М.. 2000 г.
4. Культурология: учебное пособие / ред. Г.В. Драч. – Ростов н/Д. – 1999
5. Межуев В.М. Культурология и философия культуры // Культурология сегодня: Основы, проблемы, перспективы. – М., 1993 г.
6. Полищук В.И. Мировая и отечественная культура. – Екатеринбург, 1993 г.