Тема 14

Европейский союз в мировой экономике

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2

1.     Особенности экономического развития……………..……………………...3

2.     Формирование хозяйственного механизма ЕС…………………………….7

3.     ЕС в системе мирохозяйственных связей………………………………….10

Заключение……………………………………………………………………...12

Список литературы……………………………………………………………..13

Введение

Современная история образования и развития Европейского Союза (ЕС) начинается с 1951 года. В апреле этого года был подписан договор об европейском объединении угля и стали (ЕОУС), в который вошли 6 стран – Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Это бала своего рода предыстория западноевропейской интеграции. Реальный  отчет возникновения начинается с 1957 года, когда те же страны подписали договоры о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по автономной энергии (Евратом). В состав общества вошли страны с высоким уровнем развития, что во многом определило высокие темпы его экономического роста на протяжении последующих 15 лет.

Процесс развития ЕС можно условно разделить на 4 этапа.

Первый этап (конец 50-х – начало  70-х годов) считается «золотым веком» в жизни Сообщества.

Второй этап (середина 70-х – середина 80-х годов) вошел в историю ЕС в основном как застойный период.

Третий этап (вторая половина 80-х – начало 90-х годов) – этап дальнейшего расширения состава сообщества.

Четвертый этап (середина 90-х годов – начало ХХI века).

Цель данной работы – рассмотреть особенности экономического развития Европейского союза, а также формирование хозяйственного механизма Европейского союза и Европейский союз в системе мирохозяйственных связей.









1. Особенности экономического развития


Свое наиболее полное развитие экономическая интеграция получила в Западной Европе. Помимо объективных экономических процессов, западноевропейская интеграция подпитывалась идеями единой Европы, выдвигаемыми многими европейскими политическими, общественными деятелями и мыслителями, среди которых В.Гюго, И.Кант и др.

Современная история образования и развития Европейского Союза (ЕС) начинается с 1951 года. В апреле этого года был подписан договор об европейском объединении угля и стали (ЕОУС), в который вошли 6 стран – Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Это бала своего рода предыстория западноевропейской интеграции. Реальный  отчет возникновения начинается с 1957 года, когда те же страны подписали договоры о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по автономной энергии (Евратом). В состав общества вошли страны с высоким уровнем развития, что во многом определило высокие темпы его экономического роста на протяжении последующих 15 лет.

Процесс развития ЕС можно условно разделить на 4 этапа.

Первый этап (конец 50-х – начало  70-х годов) считается «золотым веком» в жизни Сообщества. Он ознаменовался досрочным созданием Таможенного союза, сравнительно успешным формированием единого аграрного рынка, вступлением в ЕЭС трех новых стран: Великобритании, Дании, Ирландии.

Второй этап (середина 70-х – середина 80-х годов) вошел в историю ЕС в основном как застойный период. Хотя в этот период странам – членам ЕС удалось принять программу европейского валютного сотрудничества, создать механизм внешнеэкономических консультаций, все же проявившиеся негативные тенденции привели к серьезному кризису западноевропейской экономической интеграции, получившему название евросклероз. В 70-е и начале 80-х годов разрыв в уровнях развития между странами ЕС увеличился. С вступлением в ЕС Греции в 1981 г. эта тенденция проявилась еще более отчетливо, поскольку ее экономика находилась на еще более низком экономическом уровне по сравнению с другими участниками Сообщества.

Третий этап (вторая половина 80-х – начало 90-х годов) – этап дальнейшего расширения состава сообщества. В 1986 г. присоединение Испании и Португалии привело к обострению ранее существовавших межстрановых диспропорций. На момент вступления в ЕЭС душевой доход в Португалии составлял примерно половину среднего по ЕЭС, в Испании – около ¾. В новых странах  участницах примерно один из пяти работал в сельском хозяйстве, в то время как в ЕЭС – один из тринадцати. Вместе с тем, именно этот период характеризуется новыми импульсами в развитии западноевропейской интеграции, связанными прежде всего с принятием Единого европейского акта (ЕЕА).

В Единого европейского акта  подтверждалась общая цель стран – участниц Сообщества – создание Европейского Союза – объединения, которое представляет политический альянс участников Сообщества и предусматривает не только высокую степень их экономического, валютно-финансового, гуманитарного сотрудничества, но и согласование внешней политики, включая обеспечение безопасности. Центральным положением Единого европейского акта  явилась зафиксированная в нем цель создания единого экономического пространства, в котором разные страны – члены ЕС составили бы единый хозяйственный организм.

С принятием Единого европейского акта усилились интеграционные процессы стран – членов сообщества в области микро- и макроэкономики, политики и права, науки и экологии, регионального развития, социальных отношений. В начале 90-х годов страны – члены ЕС практически завершили создание основ единого рынка и вплотную приблизились к формированию валютно-экономического и политического союзов.

Четвертый этап (середина 90-х годов – начало ХХI века). В соответствии с положением Единого европейского акта с 1 января 1993 года было введено свободное передвижение факторов производства внутри границ Сообщества. Фактически в рамках Сообщества возникло единое экономическое пространство, означающее вступление ЕС в качественно новый этап экономической интеграции.

На основании Маастрихтского договора (февраль 1992 г.) Европейское экономическое сообщество трансформировалось с 1 января 1994 г. в Европейский союз с числом стран – участниц, возросших до 15. В рамках ЕС осуществляется создание полностью единого внутреннего рынка. Провозглашены цели дальнейшего интеграционного сотрудничества. они включают создание единого Европейского банка с правами эмиссии единой валюты ЕВРО, образование единого западноевропейского пространства без внутренних границ.

Поступательное развитие ЕС отнюдь не означает отсутствие противоречий и трудностей этого процесса. Значительные проблемы возникли и возникают в процессе осуществления аграрной политики, единых централизованных цен на основные виды сельскохозяйственной продукции. Тревожит идеологов Евросоюза и падение конкурентоспособности европейских товаров на международных рынках, сокращение доли ЕС в мировой торговле, отставание от США в компьютеризации и др.

Экскурс в историю

Европейское сообщество существует более 40 лет: его официальная дата рождения 18 апреля 1951 г., когда 6 государств (Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, ФРГ и Франция) подписали в Париже Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС).

С того времени ЕС прошло несколько этапов развития:

1951-1957 гг. – секторальная интеграция в рамках ЕОУС.

1958-1971 гг. – создание Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом) в соответствии с Римским договором, подписанным 17 марта 1957 г.; переход к таможенному союзу и общему рынку; первое расширение ЕС (Великобритания, Дания, Ирландия); принятие плана перехода к экономическому и валютному союзу (ЭВС).

1972-1978 гг. – крах плана создания экономического и валютного союза, кризис ЕС;

1979-1986 гг. – образование ЕС; создание Европейской валютной системы (ЕВС); второе расширение ЕС (Греция, Испания и Португалия);

1986-1992 гг. – образование единого внутреннего рынка в соответствии с единым европейским актом, подписанным в феврале 1986 г.;

1993-1999 гг. – переход от единого внутреннего рынка к ЭВС в соответствии с Договором о Европейском союзе, подписанном 7 февраля 1992 г. в Маастрихте (Нидерланды), вступление в ЕС еще трех стран – Австрии, Финляндии и Швеции; соглашения об ассоциации с государствами ЦВЕ и подготовка к их вступлению в ЕС.


















2. Формирование хозяйственного механизма

В советской науке господствовало одностороннее представление о западноевропейской интеграции как о процессе, вызванным главным образом интернационализацией производства. Но и в 1946 г., и пятью годами позже, в 1951-м, когда в Париже был подписан Договор о создании первого из сообществ – ЕОУС, интенсивность хозяйственных связей в Европе была ниже, чем в 20-х годах, и на много ниже, чем в СССР накануне распада. Первые мощные импульсы, положившие начало интеграционным процессам в Западной Европе, носили международно-политический и социальный характер. В их основе лежало стремление избавить Европу от войн и социальных катаклизмов, преодолеть идеологию национализма и тоталитаризма[1].

Именно поэтому одним из ключевых пунктов философии западноевропейской интеграции являлось твердое убеждение в том, что она может успешно развиваться лишь на базе демократии, приоритета прав и свобод личности, добровольного и равноправного участия государств, решивших вместе строить свое сообщество, мерой последовательности ЕС в реализации этих принципов может служить тот факт, что оно длительное время отказывало в приеме Испании, Португалии и Греции и приняло их только после того, как там пали авторитарные и диктаторские режимы.

Следующим основополагающим элементом философии интеграции было признание неизбежности и возрастающей роли хозяйственной взаимосвязи государств, убежденность в том, что открытая экономика и экономическая интеграция в конечном счете более выгодны, чем протекционизм и автаркия.

Открытость экономики следует понимать как антипод автаркии, экономики самообеспечения, опоры на собственные силы в ее крайних проявлениях. Становление открытой экономики – объективная тенденция мирового развития. Действие в соответствии с принципами открытой экономики – это признание стандартов мирового рынка, действие в соответствии с его законами.

            Открытая экономика предполагает  целостность экономики, единый экономический комплекс, интегрированный в мировое хозяйство, мировой рынок. Открытая экономика – это ликвидация государственной монополии внешней торговли (по большинству позиций при сохранении государственного контроля), эффективное использование принципа сравнительных преимуществ в международном разделении труда, активное использование различных форм совместного предпринимательства, организация зон свободного предпринимательства.

            Стихийная открытость, распахнутость не только не способствует экономическому развитию, но и, наоборот является угрозой экономической безопасности страны. Разумная открытость, построенная на принципах эффективности, конкурентоспособности, национальной безопасности, не может быть осознана без учета структуры экспорта и движения капитала, а также таможенной, валютной, налоговой, кредитной и инвестиционной политик, оказывающих влияние не только на формы, но и на общие масштабы их взаимодействия с внешним миром.

Самый примечательный принцип интеграционной стратегии ЕС – нетрадиционный взгляд на роль противоречий, сопровождающих интеграционный процесс. Дело не только в открытом признании их неизбежности. Труднее, но и важнее осознать, что противоречия и даже кризисы являются не только тормозом интеграции, но и стимулом к ее развитию. Они служат не только поводом к тому, чтобы разбежаться по углам, скажем, по «национальным квартирам», сколько импульсом, приводящим в движение весь интеллектуальный и социально-политический потенциал участников для преодоления возникающих барьеров.

Действия ЕС определяются общими елями интеграции. Но в повседневной практике они в немалой мере определяются здравым смыслом, логикой прагматизма.

Что касается ЕС, то теория интеграции – а в них недостатка не было – служили лишь общим ориентиром, но никак не руководством в повседневной жизни. На практике ЕС продвигалось вперед в тех случаях, когда оно определяя приоритетные области и конкретные программы действий, исходило из самых насущных потребностей участников[2].























3.     ЕС в системе мирохозяйственных связей

            Экономика развитых стран в перспективе до 2015 г. будет определяться как внутренними, так и внешними факторами. Под внутренними факторами понимается усиление тенденций к дальнейшей интенсификации производства, ускорению НТП, расширению емкости рынков за счет развития интеграционных процессов. Внешним фактором является углубление международного разделения труда, международной специализации и кооперирования производства.        

             Разделение труда – это исторически определенная система общественного труда. Она складывается в результате качественной дифференциации деятельности в процессе развития общества.

            Сущность международного разделения труда проявляется в диалектическом единстве разделения и объединения процесса производства.

            Производственный процесс предполагает обособление и специализацию различных видов трудовой деятельности, а также их кооперацию, взаимодействие. Разделение труда выступает не только как процесс разрыва, но и как способ объединения труда, в особенности в мировом масштабе.

            Международное разделение труда играет все возрастающую роль в реализации процессов расширенного производства в мировом хозяйстве:

§  обеспечивает взаимосвязь этих процессов;

§  формирует соответствующие международные отраслевые и регионально-отраслевые пропорции.[3]

Внешняя торговля по-прежнему будет расти быстрее совокупного ВВП этих стран, которые также будут ориентироваться на форсирование своего экспорта.

Будут и дальше развиваться различные формы хозяйственной интеграции стран ЦВЕ с ЕС в качестве сначала ассоциированных, а затем и полноправных членов.

Можно выделить три варианта разделения компетенций между институтами ЕС и национальными правительствами: сферы, в которых осуществляется общая политика на уровне ЕС (аграрная, торговая и т.д.); сферы смешанной компетенции, где за отдельные направления или группы вопросов отвечают органы ЕС, а остальные по-прежнему находятся в ведении национальных правительств (региональная, социальная и т.д.); сферы в которых функции ЕС ограничиваются координацией действий государств-членов и выработкой рекомендаций (макроэкономическая, политика в области окружающей среды и т.д.).

Заключение

Особый интерес для нас представляет опыт Европейского сообщества, именуемый ныне ЕС. Особенно по трем причинам:

1.     Входящие в него страны осуществили в послевоенные годы собственную перестройку, преодолев многие социальные язвы и противоречия классического капитализма и поднявшись в итоге на новую, более высокую ступень цивилизационного развития.

2.     От старой Европы националистических раздоров и войн они перешли к интеграции, к созданию содружества европейских государств и народов, не имеющего прецедентов в мировой истории.

3.     ЕС является сейчас и останется в будущем главным партнером России и в ее внешнеэкономических связях, и в развитии общеевропейского сотрудничества.

Поступательное развитие ЕС отнюдь не означает отсутствие противоречий и трудностей этого процесса. Значительные проблемы возникли и возникают в процессе осуществления аграрной политики, единых централизованных цен на основные виды сельскохозяйственной продукции. Тревожит идеологов Евросоюза и падение конкурентоспособности европейских товаров на международных рынках, сокращение доли ЕС в мировой торговле, отставание от США в компьютеризации и др.










Список литературы:

1.     Авдокушин Е. Международные экономические отношения. М., 1996.

2.     Журнал. ЭКО. «Европа и Россия: опыт экономических преобразований». 2002, №8.

3.     Журнал «Вопросы экономики». 2002, №4.

4.     Носкова И.Я., Максимова Л.Н. Международные экономические отношения. – М., 1995.

5.     Львов П.Д. Экономика развития. – М., 2001.




[1] Журнал. ЭКО. «Европа и Россия: опыт экономических преобразований». 2002, №8.


[2] Журнал. ЭКО. «Европа и Россия: опыт экономических преобразований». 2002, №8.


[3] Журнал «Вопросы экономики». 2002, №4.