Содержание.


1.     Структура природных ресурсов…………………………………….…..3

2.     Ответственность за экологическое правонарушение………………….5

3.     Договорные формы природопользования………………………………8

Список используемой литературы………………………………………..12

1.    Структура природных ресурсов.

Природные ресурсы – природные объекты и явления, используемые в настоящем, прошлом и будущем для прямого и непрямого потребления, способствующие созданию материальных богатств, воспроизводству трудовых ресурсов, поддержанию условий существования человечества и повышающие качество жизни (ресурсы удобств, эстетические ресурсы, в том числе феномены природы), тела и силы природы (природные блага), общественная полезность которых положительно или отрицательно изменяется в результате трудовой деятельности человека.[1]

Итак, природные ресурсы – это конкретные виды материи и энергии, которые обеспечивают развитие общества, но вырабатываются, формируются в природной сфере, являясь ее компонентами.

В природную сферу природные ресурсы входят как ее неотъемлемые компоненты. Так, минеральные ресурсы, являясь в природе горными породами, входят как составная часть в литологический фундамент природных комплексов; водные ресурсы – составная часть гидросферы, лесные ресурсы – биоценозов и т.д.

В социально-экономическую сферу они входят как вещественные элементы производства и вообще жизнедеятельности людей. Энергетические, сырьевые полезные ископаемые обеспечивают определенный уровень социально-экономического развития.

Принадлежа одновременно природной и социально-экономической сфере, природные ресурсы являются связующим звеном между ними, определяя их тесное взаимодействие, которое осуществляется в процессе природопользования.

Классификация природных ресурсов. К природным ресурсам относятся элементы литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы.

Хозяйственная классификация исходит из направлений и форм использования ресурсов – общего и специализированного, отраслевого и компонентного. Выделяются минеральные ресурсы, составляющие основу промышленного производства, водные ресурсы, агроклиматические, рекреационные, и др. В одной сфере может использоваться несколько различных видов природных ресурсов. Например, сельскохозяйственное природопользование использует земельные ресурсы, ресурсы почв, воды, климата. С другой стороны, один и тот же вид природных ресурсов может использоваться в различных сферах. Так, вода, водохранилища, реки, озера имеют значение и как средство производства, и как предмет потребления, и как «природой данный путь», и как сфера обитания растительных видов и живых существ, используемых людьми.[2]

Отличают три основные парноальтернативные группы природных ресурсов:

1.                возместимые и невозместимые – те, которые могут и не могут быть экономически восстановлены для хозяйства, например с помощью усиленного поиска новых источников или вовлечения ранее не использовавшихся по экономическим соображениям резервов;

2.                возобновимые и невозобновимые – способные и не способные к самовосстановлению за сроки, соизмеримые со сроками их потребления;

3.                заменимые и незаменимые - те, которые могут и не могут быть заменены иными, например топливно-минеральные энергетические ресурсы можно заменить гидроэнергией, атомной, ветровой, солнечной энергией, а кислород воздуха, виды живого, пресную чистую воду для питья нельзя заменить ничем.

Дополнительной группой служат ресурсы восстановимые и невосстановимые – те, которые принципиально можно и нельзя воссоздать.[3]



2. Ответственность за экологическое правонарушение.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения и преступления - есть лишь одна из форм обеспечения экологической безопасности населения, охраны природной среды и рационального использования ее ресурсов. Она осуществляется наряду с экономическими, политическими, нравственно-воспитательными, образовательными мерами, мерами по возмещению причиненного природе или здоровью человека вреда и иными.[4]

В комплексном виде законодательное закрепление ответственности по экологическому праву произведено в статье 81 Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей природной среды".[5]

Она предусматривает, что за экологические правонарушения должностные лица и граждане несут дисциплинарную, материальную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую в соответствии с названным законом и иными законодательными актами Российской Федерации и ее субъектов.

К законодательным актам, содержащим общие положения об ответственности правонарушителей, относится, например, федеральное природоохранительное и поресурсное законодательство:

-       Закон РФ "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г.

-       Закон РФ "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 г.

-       Закон РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23 февраля 1995 г. "Земельный Кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г.

-       Основы лесного законодательства РФ от 6 марта 1993 г.

-       Водный кодекс РФ от 18 октября 1995 г.

-       Закон РФ "О животном мире" от 24 апреля 1995 г.

-       Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 19 апреля 1991 г. и др.

Задачами юридической ответственности за экологические правонарушения являются: защита общественных отношений в сфере экологии; наказание правонарушителя; предупреждение совершения им новых правонарушений (частное предупреждение) и правонарушений со стороны других граждан (общее предупреждение); воспитание населения в духе уважения к закону и сложившемуся экологическому правопорядку.

Ответственность за экологические правонарушения основана на принципах законности, равенства граждан перед законом, виновной ответственности (за исключением обязанности по возмещению вреда, причиненного источником повышенной опасности, в порядке реализации гражданско-правовой ответственности), справедливости, гуманизма, дифференцированного ее возложения, экономии мер государственного принуждения.

Дисциплинарную ответственность несут работники предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности, за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение нормативов качества окружающей природной среды, ненадлежащую эксплуатацию очистных установок и сооружений и за нарушение иных требований природоохранительного законодательства при исполнении своих обязанностей по службе или работе (ст. 82 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды").

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной службе, иными нормативными актами Российской Федерации и ее субъектов, трудовыми соглашениями (контрактами), уставами и положениями о предприятии, организации, учреждении. При этом условия договоров о труде, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством, включая условия ответственности, являются недействительными. Отличительным признаком состава дисциплинарного проступка является то, что невыполнение требований экологического законодательства одновременно является невыполнением работником своих обязанностей, обусловленных занимаемой должностью или договором (контрактом).

Дисциплинарная ответственность выражается в наложении на виновное лицо дисциплинарного наказания в виде: замечания, выговора, строгого выговора, увольнения от должности (ст. 135 КЗОТ РСФСР).

Административная ответственность за экологические правонарушения применяется уполномоченным на то органом исполнительной власти государства, должностным лицом соответствующего государственного органа или судом (в проекте нового КАП РФ - мировым судьей или судом). Она может быть возложена как на физических, так и на юридических лиц. Перечень административных экологических правонарушений дается в ст. 84 Закона об охране окружающей природной среды, отраслевом природноресурсовом законодательстве и в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях, где они группируются в главе "Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды, памятников истории и культуры".

За совершение экологических административных правонарушений могут применяться: предупреждение, штраф, конфискация орудия совершения правонарушения; лишение специального права (охоты, рыболовства, управления транспортными средствами); возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения правонарушения.

Законодательными актами Российской Федерации могут быть установлены и иные, кроме указанных в ст. 24 КАП РСФСР виды административных взыскании.

3. Договорные формы природопользования.


В условиях социалистической системы хозяйствования господство административного метода регулирования природопользования отнесло договор к числу вспомогательных средств регулирования, использования и охраны окружающей среды. Длительное время лицензия в этих условиях была единственным документом, являющимся актом распорядительного органа власти, который  регулировал взаимоотношения сторон. Договор, если он и применялся в редких случаях, то, как правило, служил средством уточнения взаимоотношения сторон. Например, возьмем для иллюстрации договор застройки, заключаемый застройщиком и коммунальным отделом местного Совета на основе решения исполкома горсовета о выделении земельного участка для строительства дома. Суть договора состояла в конкретизации прав и обязанностей землепользователя и застройщика по использованию земельного участка, сроков начала и завершения строительных работ, проведения работ по благоустройству территории, окружающей дом. Подобную же функцию выполнял договор, заключаемый между сторонами при временном отводе земельного участка для строительства дорог, линий связи и иных сооружений. Договор уточнял права и обязанности участников отношений по:

·                   хранению и использованию плодородного слоя земли;

·                   рекультивации (биологической и технической) земельного участка;

·                   осуществлению порядка проведения расчетов и ответственности сторон за ненадлежащее исполнение договорных условий.

По мере дальнейшей экономизации охраны окружающей среды, более широкого внедрения в экологические отношения экономических методов регулирования, договор принимает все более распространенную и самостоятельную форму. При этом необходимо отметить, что в сфере экологии, где особенную роль играет содержание, а не форма отношений, чаще всего используют договоры инновационного типа. В принципе, в хозяйственных отношениях стороны вправе заключить любой договор, если он не противоречит действующему законодательству.

Наибольшее развитие получает известный гражданскому праву тип договора – аренда. Если в земельных отношениях она впервые появилась в сфере природопользования и уступила место более эффективным и привлекательным видам и формам землепользования (владение, собственность), то в других сферах природопользования аренда еще с трудом пробивает себе дорогу.

Предметом арендных отношений в механизме природопользования является характер использования земельных, водных, лесных, рекреационных и других ресурсов. По договору на аренду природных ресурсов одна сторона – арендодатель – обязуется передать другой стороне – арендатору – для целевого хозяйственного использования конкретно определенные виды природных ресурсов на установленный договором срок. Арендатор обязуется вносить обусловленную договором арендную плату и соблюдать правила рационального использования и охрану природных ресурсов.

Так как договор аренды природных ресурсов не ограничивается только исключительно хозяйственной эксплуатацией ресурсов, то и договор может преследовать не только экономические, но и экологические, лечебно-оздоровительные, рекреационные цели.

Содержанием арендных отношений по договору об аренде природных ресурсов являются права и обязанности сторон (прежде всего арендатора) по экономическому и экологическому использованию природных ресурсов.

Несмотря на многообразие природных ресурсов как объектов договора и различия в целях их использования, все права и обязанности арендатора можно свести к следующему:

·                   целевое использование ресурса;

·                   рациональное использование ресурса;

·                   выполнение обусловленных договором мероприятий по охране и воспроизводству ресурса, пресечению его истощения и разрушения;

·                   соблюдение экологических требований;

·                   уважение прав и интересов соседних (смежных) природопользователей;

·                   возмещение причиненных убытков;

·                   своевременная оплата за пользование ресурсом.

При этом арендодатель вправе досрочно расторгнуть договор аренды при невыполнении арендатором его условий.

Вслед за арендой, которая еще только развивается в области лесопользования, рыбного и охотничьего хозяйства, рекреации, обозначаются другие возможные виды договоров. Так, Закон о недрах (ст. 12) говорит о концессиях, т.е. появляется перспектива на договорных началах оказывать различного рода экологические услуги; в Законе об охране окружающей природной среды (ст. 19) предусмотрен новый вид договора в области природопользования – договор о комплексном природопользовании.

Договорные отношения на рынке экологических услуг. Для рассмотрения экологических услуг в качестве предмета договорных связей следует уточнить, что входит в определение понятия «экологические услуги». В одном из докладов Минприроды по поводу структуры рынка экологических услуг в Российской Федерации приводится перечень этих услуг. В него вошли такие виды деятельности, как экологическое страхование, эколого-правовое обеспечение, деятельность экологических фондов, нормирование и оценка качества окружающей среды и т.д.

Если понимать экологические услуги в качестве такого широкого спектра деятельности, осуществляемого в помощь государству предпринимательским спектром экономики, то сфера договорных отношений здесь довольно разнообразна. В то же время она поддается унификации на основе единого типового договора на оказание экологических услуг. Сторонами в таком договоре могут являться административные органы Министерства экологии и природных ресурсов, выступающие в роли оптового или индивидуального заказчика, обычные природопользователи – государственные, кооперативные, общественные и др., действующие в качестве заказчика, и предприятия-исполнители экологических услуг, действующие в качестве подрядчиков. Причем подрядчиком может выступать и отдельное лицо.

Договор комплексного природопользования. Под комплексным природопользованием понимается использование одного или нескольких природных ресурсов одновременно с учетом охраны окружающей природной среды и соблюдением требований рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Договорные обязательства при оформлении комплексного природопользования обусловлены тем, что практически всегда использование одних природных ресурсов неизбежно затрагивает интересы охраны и рационального использования других ресурсов.

Договор возлагает на природопользователя обязанности по рациональному использования природных ресурсов и соблюдению требований охраны окружающей природной среды, а также норм экологической безопасности. За невыполнение условий договора или нарушение их природопользователь несет ответственность и обязан возместить причиненный вред.

Но, несмотря на то, что договорная система настойчиво проникает в сферу экологических отношений (при отсутствии рыночных атрибутов – купли-продажи, мены, залога и т.д.), договор не будет занимать самостоятельного места. По-прежнему в этих условиях основанием возникновения экологического природоресурсного отношения будет считаться лицензия, а договор – средством ее конкретизации и выполнения. [6]






Список используемой литературы.

1.     Желваков Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность. М.: ЭАО Бизнес-школа "Интел-Синтез". 1997

2.     Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992.№ 10

3.     Природопользование: Учебник. / Под ред. Арустамова Э.А. – М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2000

4.     Природопользование. Учеб. / Под ред. Винокурова Н.Ф. – М.: Просвещение, 1994

5.     Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. – М.: Мысль, 1990

6.     Экологическое право России. Учебник. Под. Ред. Ермакова В.Д. Сухарева А.Я. М.: Институт международного права и экономики. Изд-во "Триада, ЛТД". 1997.



[1] Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. – М.: Мысль, 1990

[2] Природопользование. Учеб. / Под ред. Винокурова Н.Ф. – М.: Просвещение, 1994

[3] Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. – М.: Мысль, 1990

[4] Желваков Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность. М.: ЭАО Бизнес-школа "Интел-Синтез". 1997

[5] Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 10

[6] Природопользование: Учебник. / Под ред. Арустамова Э.А. – М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2000