Сущность инфляции, формы ее проявления и виды.

  Социально- экономические последствия инфляции.

Общепризнанно, что под инфляцией понимается обесценение бумаж­ных денег. В рыночной экономике инфляция проявляется в первую оче­редь в повышении уровня товарных цен, в относительном удорожании золота и иностранной валюты. Вместе с тем не всегда рост цен означает инфляцию. В условиях рынка возможен рост цен, не обусловленный инф­ляционными процессами. Это происходит, когда меняются общие условия воспроизводства, что ведет к росту издержек производства (например, на­блюдается удорожание сырья из-за ухудшения условий его добычи; рост качества продукции требует дополнительных затрат труда и т.д.)

Инфляционный процесс связан с ростом цен, не обусловленным уве­личением затрат на производство. Инфляция есть результат макроэко­номической нестабильности, когда совокупный спрос превышает сово­купное предложение. В условиях золотого или серебряного обращения инфляция невозможна, ибо полноценные деньги представляют реаль­ное богатство, а не его символ. Если монет в обращении больше, чем необходимо для покупок, то оставшиеся деньги оседают как сокрови­ще. При наполнении рынка товарами монеты изымаются из накопле­ний и участвуют в торговых сделках. Обесценения денег в таких усло­виях не происходит.

Другое дело — бумажное обращение, где деньги лишь символ, а не реальное богатство. Функцию сокровища они выполнять не могут. Что­бы сохранить свои сбережения, люди покупают недвижимость или дра­гоценности. Лишь в незначительной части бумажные деньги накапли­ваются в качестве сбережений. Основная возросшая масса денег (при их избытке) остается в обращении. Наличие этих денег у населения увели­чивает совокупный спрос, а он в свою очередь давит на цены в сторону их повышения (рис.1).

Небольшая инфляция (умеренная) до 10% в год в западной литера­туре не рассматривается как социальное зло. Наоборот, считается, что она в какой-то мере подхлестывает экономику, придает ей необходи­мый динамизм. При росте цен население больше покупает, ибо в даль­нейшем покупки обойдутся еще дороже. Это заставляет производите­лей увеличивать предложение, благодаря чему рынок быстрее насыщается.

При умеренной инфляции цены растут быстрее заработной платы. Это обстоятельство укрепляет стимулы предпринимательской деятель­ности. Следует учесть и то, что при инфляции цены растут по отраслям разными темпами, и состояние разновыгодности производства сохраняется. Поэтому механизм перелива капиталов и рабочей силы также сохраняется, что позволяет выравнивать экономические диспропорции и оздоровлять рыночное хозяйство.

Однако при превышении 10%-ного уровня инфляции ситуация ме­няется. Как показывает мировой опыт, инвестиции перестают вклады­ваться при годовой инфляции, превышающий 40%. Особенно агрессив­но разрушается экономика при гиперинфляции, когда цены увеличиваются не на несколько процентов, а в несколько раз. Такая инфляция является неуправляемой. При ней резко обесцениваются день­ги, население начинает терять свои сбережения, обесценивается вложен­ный капитал, вследствие чего пропадает стимул вкладывать инвести­ции в производство, поскольку они дадут доход через длительный промежуток времени, а за этот срок потеряется их ценность.

В такие периоды растет лишь спекулятивный бизнес, направленный на перепродажу, а он не увеличивает совокупное предложение. Если предложение не растет длительное время, то страна сталкивается с уг­розой стагнации. Стагнация, сопровождающаяся инфляцией, разруша­ет экономику и не создает механизмов выхода на путь эффективного роста, ибо не приводит к росту предложения.

При крайних случаях гиперинфляции деньги теряют способность всеобщего покупательного средства. Население и производители пере­ходят на бартерные сделки. Покупательным средством становится ка­кой-либо иной товар, происходит переход от денежной к натуральной заработной плате, возможно появление купонов и карточек.

Отказ от денег как покупательского средства затрудняет экономи­ческое развитие, разрушает хозяйственные связи. Ведь не всегда у про­изводителя в наличии именно тот товар, который усиливает партнера по сделке, а потому сделка может не состояться. Хозяйственные связи сужаются что вызывает спад производства, уменьшается предложение, а это еще активнее подхлестывает инфляцию.

Итак, высокая инфляция, снижая покупательную способность денег, дезорганизует денежное обращение и ведет к сокращению производства.

Но даже при умеренной инфляции, когда рост производства не пре­кращается, общество несет определенные потери, которые представля­ют издержки инфляционного развития. Они состоят в следующем.

1.Обесценение денег затрудняет выполнение ими функции меры стоимости, что придает ценообразованию неустойчивый характер. В обществе неизбежно нарастают дестабилизационные процессы.

2.Рост цен для населения оборачивается так называемым инфляци­онным налогом, который образуется за счет сокращения реальных до­ходов. При постоянных ценах реальные доходы сокращаются, когда увеличивается тяжесть налогового бремени. При растущих ценах тот же результат образуется и в условиях стабильности налоговой системы. Схожесть ситуации изъятия у населения части реального дохода стало основанием для определения величины падения этого дохода как инф­ляционного налога.

3.Рост цен приводит к чистым потерям эффективности даже в усло­виях менее разрушительной ожидаемой, т.е. прогнозируемой инфляции. Исходя из этого продавец товара существующую равновесную цену корректирует, увеличивая ее на процент ожидаемой инфляции. Банков­ский капитал также проводит коррекцию своих доходов, которая при­водит к увеличению производства как за счет прямого повышения цен на ресурсы, так и за счет удорожания кредита.

4.Население сталкивается с потерями при выплате налогов. Но­минальные доходы при индексации могут возрасти, что автоматичес­ки переводит налогоплательщика на более высокую ступень налого­вых ставок.

Государство также может нести потери при значительных отсроч­ках в сборе налогов, поскольку снижающаяся покупательная способ­ность денег обесценивает собранные налоговые поступления.

5. Имеются и потери менее значимые. Среди них следует отметить так называемые издержки "стоптанных башмаков" и "издержки меню".

Первые связаны с уменьшением наличных денег на руках у населе­ния в связи с падением реальных доходов. Владельцам финансовых ак­тивов приходится чаще брать деньги со своих счетов для поддержания сложившегося уровня потребления. Население теряет время, что в ры­ночной экономике расценивается как упущенная возможность увеличе­ния дохода. (Время — деньги, как гласит известная пословица).

"Издержки меню" вызваны необходимостью чаще менять ценники, что фирмам может обходиться дорого. Название "издержки меню" вы­звано наглядностью этой проблемы в ресторанном бизнесе, когда при росте инфляции ресторанам чаще приходится обновлять цены в меню.

6. Следствием непредвиденной инфляции являются снижение всех видов фиксированных доходов и обогащение тех слоев бизнеса, чьи но­минальные доходы растут быстрее, чем средний уровень цен. Именно поэтому капиталы перемещаются в сектор так называемых коротких денег, в торгово-спекулятивный и финансовый бизнес. Производство с длительным сроком окупаемости лишается капиталов.

В условиях непредвиденной инфляции получатели ссуд выигрыва­ют за счет кредиторов, так как долги возвращаются обесценивающи­мися деньгами.

Инфляция представляет собой опасность для экономического раз­вития и в силу ее агрессивности в результате самовоспроизводства.

Инфляция начинает сама себя подхлестывать, увеличивая инфляцион­ную волну. Это происходит по многим причинам. Назовем две из них:

1)    адаптивное инфляционное ожидание;

2)    перенос повышенных издержек на цену продаваемого товара.

Население ожидает дальнейшего повышения цен и поэтому увели­чивает свои покупки, не делая денежных сбережений. Это ведет к росту совокупного спроса, а он — к росту цен. Инфляция возрастает, что углубляет инфляционные ожидания (рис.2).


               Инфляция возникнув, быстро распространяется на все отрасли, по­скольку они связаны между собой взаимными поставками. Удорожа­ние какой-либо поставки ведет к увеличению цены выпускаемой про­дукции и к росту общего уровня цен на рынке.

Инфляция считается опасной болезнью рыночной экономики не только потому, что она быстро расширяет поле своей разрушительной деятельности и самоуглубляется. Ее очень трудно устранить, даже если исчезают вызвавшие ее причины. Это связано с инертностью психоло­гического настроя населения, который сформировался ранее. Пережив­шие инфляцию покупатели еще долго совершают покупки "на всякий случай". Адаптивные инфляционные ожидания сдерживают выход стра­ны из инфляционных тисков, так как они вызывают ажиотажный спрос, а он поднимает планку товарных цен.

Инфляция, облагая население инфляционным налогом, отнюдь не всех делает беднее. Она обогащает торговый капитал, если его доходы растут быстрее уровня цен. Усиливаются позиции банковского капита­ла, ибо процентные ставки превышают уровень цен. Высокие процент­ные ставки в банковской сфере становятся основой эффективности вло­женных средств во время инфляции. Банки имеют возможность получать большие доходы от спекулятивных финансовых операций, образующих сферу, где оборачиваемость денег происходит в самые короткие сроки.

Высокая инфляция обогащает и экспортеров, поскольку повыша­ется спрос на экспортную продукцию.

Таким образом, инфляция приводит к перегруппировке еще и в сфере бизнеса, выдвигая его новые лидирующие слои, обладающие преиму­ществами в капиталообразовании.

 

                 Причины инфляции спроса и инфляции издержек.

Рассматривая инфляцию как результат взаимодействия монетарных факторов (спроса) и неденежных факторов (предложения), мы конкретизируем вызывающие ее причины. Инфляцию спроса вызывают три основных денежных фактора, или причины.

1.     дефицит государственного бюджета. Он может финансироваться косвенно, посредством увеличения государственного долга или инфляционного налога. дефицит усугубляется развитием непроизводительных расходов государства на милитаризацию экономики и поддержание деятельности государственного аппарата, Покрытие дефицита бюджета происходит путем кредитования правительства центральным банком в форме покупки государственных ценных бумаг на первичном рынке или предоставления ссуды правительству, что вызывает эмиссию денег сверх потребности товарооборота в деньгах и соответственно инфляцию спроса. 2. Избыточное кредитование. Это увеличение денег в обращении сверх потребностей экономики за счет кредитной экспансии банков, которая ведет к созданию платежеспособных средств в объеме превышающая потребность товарооборота тем самым, создавая дополнительные запросы на товары и услуги. З. Внешнеэкономический фактор. Для регулирования курса национальной валюты и/или объема валютных резервов центральный банк покупает иностранную валюту, осуществляя дополнительную эмиссию национальной валюты, превышающую потребность товарооборота страны в деньгах. Это приводит к чрезмерному расширению денежного предложения и инфляции спроса. Исследование основополагающих причин ‚инфляции издержек (предложения) неразрывно связано с неденежными факторами, в числе которых: • сокращение производства и темпов роста производительности труда, обычно вызываемых экономическим кризисом и ухудшением общих условий воспроизводства (в 1970—1980-е гг. этот фактор сыграл в экономике промышленно развитых стран мира решающую роль; типичным явлением он был и в России перестроечного периода); • удорожание сырья, полуфабрикатов и высокие косвенные налоги, включаемые в цену продукции, которые вносят свою лепту в увеличение издержек готовой продукции; • психологический фактор — цены изменяются под влиянием инфляционных ожиданий; • увеличение заработной платы и других доходов населения, темпами опережающими при проведении рост производительности при индексации доходов для основной массы (за последние три года в России, например, при росте реальных доходов населения в 1,4 раза производство выросло всего на 6%, а в 2007 г. вообще сократилось); • монополистическое ценообразование — для основной массы продукции поддерживаются завышенные монопольные цены; • внешнеэкономический фактор — повышение мировых цен на товары, приток иностранного капитала, снижение курса национальной валюты. Как правило, инфляции спроса или издержек в «чистом виде» не встречаются: имеют место отдельные факторы как одного, так и другого ее вида. Во второй половине ХХ в экономисты стали выделять особый вид инфляции — стагфляцию. Стагфляция (stagflation) — инфляционный рост цен в условиях стагнации производства. Выделяются две основных причины стагфляции: • структурное несовершенство рынка и отсутствие конкуренции, так как у монополий отсутствуют стимулы для снижения издержек; • инфляционные ожидания, когда владельцы факторов производства начинают завышать стоимость своих услуг, ожидая возможное падение доходов из-за инфляции. В результате повышаются издержки производства и уменьшается совокупное предложение. Экономика США за последние десятилетия несколько раз пережила периоды стагфляции, как и Россия в 1990-е гг.

                Особенности инфляционного процесса в России.

Положение дел в инфляционной сфере по-прежнему не вызывает особых тревог. Индекс потребительских цен  в феврале 2007 года составил 101,1%, что заметно ниже прошлогоднего февральского значения и равно среднему значению февраля 2004-2005 гг. иными словами, уровень инфляции по тенденции после исключения сезонности остался на прежнем уровне – примерно 0,5% в месяц, который сложился в конце прошлого года. Прирост потребительских цен за январь – февраль 2007г. составил 2,8% против 4,1% за такой же период год назад. Тем самым был получен необходимый задел для продолжения процесса погодового сокращения инфляции и достижения намеченной на нынешний год цели по преодолению 8% - ной отметки. Более того, по скользящему годовому интервалу, т.е. в расчете конец февраля т.г. по отношению к концу февраля прошлого года, прирост среднего уровня потребительских цен уже составил 7,8%. Полагаем, что в ближайшие месяцы уровень инфляции также будет невысоким, что в частности позволяет оценивать  ее накопленное значение за 1 квартал 2007 г. примерно в 3,5% против 5% за тот же период 2006г.

Для России важнейшим инструментом борьбы с инфляцией должно стать установление контроля над динамикой денежного пред­ложения. При этом в равной степени важны меры, как ограничивающие избыточный рост денег в экономике (с целью снижения инфляции), так и стимулирующие повышение спроса на деньги (результатом чего в конечном счете также станет снижение инфляции, но сверх того повышение уровня монетизации экономики).

Предлагается для анализа и прогнозирования перейти к использо­ванию показателя «среднегодовой уровень инфляции» вместо показа­теля «декабрь к декабрю». Показатель роста индекса потребительских цен к декабрю предыдущего года имеет два существенных недостатка. Во-первых, происходит неадекватная индексация показателей бюд­жета. Финансирование бюджетных расходов и поступление доходов осуществляются в течение всего года, а не только в декабре. Поэтому более адекватная индексация требует оценки того, насколько цены выше цен предыдущего года на протяжении всего года, а не только за один месяц — декабрь. Во-вторых прогнозирование показателя «декабрь к декабрю» является более сложным вследствие его повышен­ной волатилыюсти. Колебания среднегодовой (скользящей средней) инфляции значительно меньше колебаний инфляции по показателю «месяц к аналогичному месяцу предыдущего года».

Для развивающихся стран и стран с переходной экономикой инф­ляционное таргетирование не является ни панацеей, ни единственно возможной стратегией. Достижение низкой и стабильной инфляции в рамках режима ИТ требует не меньшей работы (по крайней мере, на первом этапе, который может продолжаться 5 и более лет), чем в рамках любого другого режима. Последовательное снижение инф­ляции возможно и в рамках сохранения определенного контроля над динамикой обменного курса.

Следует иметь в виду, что форсированное снижение инфляции в среднесрочной перспективе затруднено в силу:

— двойственности целей денежно-кредитной политики, неизбеж­ной в условиях исключительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и нестабильности капитальных потоков;

—высоких цен на основные товары российского экспорта, оказы­вающих повышательное давление на внутренние цены и, как следствие, на темпы инфляции в реальном секторе экономики;

—недостаточной емкости и эффективности стерилизационных инструментов Банка России;

—низкой сберегательной активности населения;

—высокой монополизации отдельных товарных рынков и про­должающегося существенного повышения цен и тарифов на про­дукцию и услуги естественных монополий (в первую очередь на природный газ).

Наряду с ограничением темпов роста денежного предложения для России не менее важны и перспективны другие меры. В их числе можно назвать повышение спроса на деньги, дедолларизацию, рост сберегательной активности населения, расширение спектра возможных ее инструментов. Необходимы реформы, связанные с рынком труда и повышением его гибкости, а также либерализация важнейших рын­ков, в частности, телекоммуникационного, электроэнергии, воздушных перевозок. Развитие финансового рынка, расширение состава финан­совых инструментов, в том числе используемых для хеджирования рисков, выработка и реализация сбалансированной и последовательной фискальной политики, позволяющей нейтрализовать циклические ко­лебания, также важны для решения указанной задачи. Эффективность этих мер доказана опытом многих стран, значит, с большой долей вероятности они окажутся эффективными и в условиях России.

В целом отметим, что инфляция подпитывается множеством факторов, затрудняющих борьбу с ней. Для достижения устойчи­вого долгосрочного эффекта должен быть выработан комплексный подход с акцентом на среднесрочных мерах по снижению инфляци­онных ожиданий и повышению доверия к политике правительства, к национальной валюте. Важно также развитие финансового рынка и усиление контроля Центрального банка над динамикой денежных агрегатов. Проведенный анализ показал необходимость комплексного подхода к снижению инфляции при высоком и далее умеренном ее уровне (7—10%), поскольку инфляция является одним из базовых факторов торможения структурных изменений в экономике и созда­ния конкурентной среды, сдерживания модернизации производства, замедления темпов роста доходов населения, особенно наименее обеспеченных его групп.

            Методы стабилизации денежного оборота.

Антиинфляционные стратегия и тактика

Для того чтобы инфляция не порождала в экономике комплекс негативных последствий, государство, отвлекал от инвестиций значительные средства, тратя время, энергию и ресурсы, вынуждено принимать определенные меры. Государственная политика может либо приспособиться к инфляции (например, провести индексацию доходов), либо предпринять меры, противодействующие ее развитию. Для выработки системы действий в условиях инфляционного ста цен и обесценивания денег государство разрабатывает антиинфляционную политику.

Антиинфляционная политика — это комплекс государственных мер по ограничению инфляции, путем регулирования денежнокредитной и других сфер экономики. Ее целью является ослабление негативных социально — экономические следствий инфляции. Антиинфляционная политика может быть рассчитана на долгосрочную перспективу (стратегическая) или на получение быстрых результатов (тактическая). 1. Антиинфляционная стратегия ориентируется на устранение причин, вызвавших инфляционный рост цен, и уменьшение инфляционных ожиданий. Происходит укрепление рыночных механизмов и ослабление инфляции. Такая политика проводиться путем разработки долговременной программы регулирования прироста денежной массы, снижения бюджетного дефицита, защиты национальной экономики от внешних инфляционных воздействий и т.д. 2. Антиинфляционная тактика готовит почву для стратегии и выполняет задачу нейтрализации текущего инфляционного давления. Она направлена не на устранение причин, а на использование краткосрочных, но действенных способов воздействия на рост цен и увеличение денежной массы. Ответственность за антиинфляционную политику возлагается в основном на денежные власти. В части стабилизации денежного оборота центральные банки проводят денежнокредитную политику, финансовые институты задействуют бюджетную, налоговую политику, для устранения последствий гиперинфляции могут использоваться денежные реформы. Однако этот арсенал может решить только часть общей задачи. Регулирование инфляции, вызванной ростом издержек, предполагает контроль государства над ценами и заработной платой, воздействие на те сферы экономики, которые больше всего привносят в увеличение роста цен, а это уже сфера деятельности не денежных структур власти. Хотя конечной целью и этой части регулирования также является стабилизация денежного оборота. Классификация антиинфляционных мер В современной практике стран мира накоплен богатый опыт использования различных методов регулирования инфляционных процессов. Возможные варианты условной классификации основных методов антиинфляционной политики по отдельным признакам. Выделение критериев антиинфляционных мер позволяет рассматривать эти методы с различных позиций в зависимости от цели исследования.

1. С точки зрения продолжительности и радикальности антиинфляционных мер существующие методы можно классифицировать как методы либо постепенного противодействия инфляции, либо использования денежной реформы, в том числе в виде шоковой терапии, как более радикального способа решения проблем. Ориентация на постепенное снижение темпов инфляции предполагает небольшое, плавное снижение денежной массы с использованием монетарных методов регулирования. При этом в качестве мер могут быть задействованы такие важнейшие денежно-кредитные инструменты как обязательные резервы, учетная ставка процента, система рефинансирования, продажа или покупка ценных бумаг на открытом рынке, деятельность Центрального банка на рынке валюты и т.д. По существующим подсчетам только снижение процентной ставки с 5 до 1% теоретически должно привести к увеличению монетизации с 12,9 до 15% ВВП. Десятипроцентное падение уровня инфляции (с 15 до 5%) при сохранении неизменных реальных равновесных ставок эквивалентно увеличению спроса на деньги на 1—2,5% ВВП.   Постепенное сокращение темпов инфляции опирается также на регулирующее воздействие государства через сферу ценообразования, поддержки предпринимательства и создания рыночной инфраструктуры. В случае проведения денежной реформы или варианта «шоковой терапии», денежно-кредитная система страны будет подвергнута жесткому, ускоренному изменению. 2. Антиинфляционная политика, нацеленная на корректировку величины денежной массы, может брать за основу два возможных варианта действия центральных банков: сокращение (рестрикция) либо увеличение (экспансия) денег в обращении. Экспансия проводиться с целью развития инвестиционной активности для стимулирования производства, рестрикции — для ограничения денежной массы и снижения уровня инфляции. Важнейшими проблемами экономики в условиях инфляции является стимулирование экономического роста и установление оптимального размера денежной массы. Рост денежной массы будет увеличивать темпы инфляции, но одновременно создавать временно свободные денежные средства для инвестирования, и наоборот. Поэтому для снижения экономического роста в условиях инфляции будет проводиться дефляционная политика, для повышения — предпочтение отдадут политике доходов. 3. Противодействие инфляционным изменениям осуществляется также с позиций факторов инфляции спроса и инфляции издержек. Остановимся на этом более подробно, выделив следующие сферы регулирования: • спрос; • доходы (издержки); • производство.

Регулирование спроса осуществляется путем проведения дефляционной политики. Регулирование денежного обращения в этом случае носит монетарный характер, направлено на сокращение спроса, на деньги, использует денежно-кредитные и налоговые инструменты. Во время ее проведения, инфляция снижается за счет уменьшения денежной массы через сокращение государственных расходов, повышение процентной ставки за кредит, усиления налогового бремени. Дефляционная политика применяется в основном для воздействия на инфляцию спроса и включает систему регулирования величины денежной массы, скорости оборота денег, уровня курса национальной валюты и ограничения бюджетного дефицита.   Важнейшей составляющей дефляционной политики является сокращение бюджетного дефицита за счет уменьшения государственных расходов и увеличения доходов. Основными способами ограничения государственных расходов выступают: сокращение военных расходов, снижение затрат на содержание государственного аппарата и уменьшение финансирования социальных выплат. Чрезвычайно жесткая дефляционная политика, проведенная в России в период перехода к рыночным отношениям, привела к тому, что по итогам 1995 г. коэффициент монетизации в стране составил всего 13,5% . Результатом искусственного сжатия денежного предложения стали задержки выплат заработной платы, пенсий и других социальных пособий. В рамках всеобщего платежного кризиса развилась система взаимозачетов и стагнация производства. Основными отрицательными последствиями дефляционной политики являются: • замедление экономического роста, вызываемое сокращением инвестиций; • расширение бартерных отношений во взаиморасчетах; • усиление дефицита бюджета государства; • развитие кризисных явлений в экономике страны; • увеличение социальной напряженности общества. Поэтому в 1960—1970-х гг. многие страны либо отказывались от антиинфляционной политики ограничения спроса, либо проводили весьма сдержанно. Регулирование доходов (издержек) означает контроль над ценами и заработной платой или проведение политики цен и доходов. Замораживание или установление пределов роста доходов и цен сокращает денежную массу. Этот вид политики носит немонетарный характер и применяется для воздействия на формирование издержек производства и вызываемое ими увеличение цен. Рост цен зачастую обусловлен монопольным положением производителей, поэтому

для создания конкурентной среды контроль за ценами необходим. При относительно высокой инфляции государство может прибегнуть к «замораживанию» и заработной платы.    Опыт использования политики цен и доходов США, скандинавскими странами, Великобританией свидетельствует о том, что она сводится в основном к ограничению роста заработной платы и способствует существенному возрастанию социальной напряженности в обществе. Во время ее проведения, сдерживание роста цен возможно только на ограниченное время, после чего процесс их роста возобновляется. Так, в августе 1971 г. впервые в истории США в мирное время было объявлено о замораживании заработной платы и цен. Это произошло потому, что с начала 1960-х гг. США пережили последовательно инфляцию спроса и издержек. Разработанная антиинфляционная политика, направленная на достижение полной занятости, привела экономику страны к полному использованию ресурсов. Все это вызвало рост цен и нехватку рабочих мест в ключевых отраслях промышленности. Попытка предотвратить рост уровня заработной платы более высокими темпами, чем рост производительности труда, не удалась и привела к серьезному ускорению темпа инфляции, вызванной ростом издержек производства. Решением проблемы и стало замораживание цен и заработной платы.     Политика цен и доходов не всегда достигает намеченной цели, хотя и противодействует возникновению неконтролируемого роста цен, а так же адаптирует потребителей к определенному уровню инфляции.     Сгладить влияние инфляция на сокращение занятости населения в условиях умеренной инфляции с постоянным темпом развития и только на короткие периоды позволяет также разработанная в 1958 г. Английским экономистом А. Филлипсом модель «инфляции спроса». Использовать рост занятости для борьбы с инфляцией, позволяет выявленная закономерность: при превышении уровня безработицы более 2,5—3%, происходит резкое замедление роста цен и заработной платы. Однако, неоднократная практика экономического регулирования показала, что переливание безработицы в инфляцию непредсказуемы и опасны для экономики. Правительства большинства современных западных стран, в том числе США и Англии, в своей политике ориентируются на естественный уровень безработицы, при которой снижение инфляции на 1% повышает безработицу в течении года на 2% более своего естественного уровня, при этом реальный ВНП по сравнению с потенциальным уменьшается на 4%.    При всех положительных факторах этого метода, он не всегда является социально приемлемым, ибо при достижении естественно- уровня безработицы инфляция как бы по инерции некоторое мя еще продолжает усиливаться.      Вместе с тем государство может проводить и регулирование роста цен «замораживая» их на определенные товары либо сдерживая уровень в определенных пределах, в том числе с помощью таможенных пошлин и тарифов. Поддержка государственными субсидиями цен на потребительские товары особенно важна для развивающихся стран.        Конкурентное стимулирование производства осуществляется пум проведения фискальной политики. Меры, стимулирующие рыночную конкуренцию и снижающие инфляцию; могут проводиться избирательно. В США, например, при администрации Р. Рейгана отрасли с низкой конкуренцией (черная металлургия, автомобилестроение, текстильная и обувная промышленность) были лишены государственной поддержки. Это привело к росту конкуренции, укрупнению компаний и ослаблению инфляции.      Значительное снижение налогов на корпорации означает прямое стимулирование предпринимательства. Так, в результате сокращения логов и огромного роста военных расходов, дефицит бюджета США при администрации Рейгана достиг 200 млрд. долл. Перекрыть инфляционное воздействие за счет денежного рынка (т.е. сбережений предприятий и населения), удалось благодаря взвинчиванию процентных ставок и привлечению иностранного капитала.   4. Методы нейтрализации инфляции в зависимости от ее темпов будут иметь другие приоритеты. Так, при ползучей инфляции оправданы, предупреждающие ее дальнейший рост. Во время галопирующей инфляции эффективным считается использование селективных (выборочных) методов, соответствующих ее виду. Чтобы изменить пропорции роста заработной платы и цен, например, меняется индексация доходов. В этом случае доходы увеличиваются медленнее, чем цены, и раскручивание инфляционной спирали замедляется. Гиперинфляция, в свою очередь, предлагает сочетание‚различных способов ее регулирования, учитывающих, что интенсивно ограничение инфляции может сопровождаться возникновением других, не менее сложных макроэкономических проблем, например роста безработицы и спада производства.    Например, в первые годы правления администрации президента Франклина Рузвельта, после жесточайшей депрессии 1932 г., в США предусматривалось прекращение размена на золото, снижение золотого содержания денежной единицы и введение в обращение неразменных бумажных денег. Серьезный риск заключался при этом в потере доверия к доллару, поскольку при такой политике существует выбор между 2% инфляции и дополнительным 1% укреплением национальной валюты. Уменьшение темпов инфляции путем параллельного применения различных мер для решения противоречивых проблем может сделать экономическое регулирование малоэффективным, сопровождаться сокращением производства и падением жизненного уровня: населения.

                               Денежные реформы.

   Денежные реформы — это упорядочение денежной системы, путем изменения стоимости или замены обращающейся денежной единицы, проводимое государством для восстановления равновесия между денежной и товарной массой. денежные реформы позволяют быстро стабилизировать денежное обращение стран мира после войн, революций и других катаклизм. Необходимость их проведения обусловливается расстройством денежной системы, изменением политического устройства или образованием нового государства, созданием или объединением национальных денежных единиц.   Результативность денежных реформ определяется радикальностью проводимых преобразований. Важно, чтобы денежная реформа сопровождалась созданием условий для укрепления экономики, государственных финансов и денежно-кредитной сферы страны. современных развитых странах антиинфляционные программы стабилизации и проводимые денежно-кредитные политики фактически заменяют денежные реформы.               

Виды денежных реформ.

       Денежные реформы можно подразделить на четыре вида. 1. Нуллификация — аннулирование обесцененной обращающейся введение новой денежной единицы. Например, в Германии 20-х годов результате послевоенной гиперинфляции значительно обесцененная рейхсмарка была аннулирована. Одна новая марка, введенная в обращение в 1924 г., обменивалась на 1 трлн. старых рейхсмарок. После Второй мировой войны в странах, проводивших денежные реформы (Белъгия — 1944 г.; Франция, Дания, Голландия, Норвегия — 1945 г.; Греция — 1944—1946 годы; Япония — 1946 г.; Австрия — 1947 г.), старые денежные знаки объявлялись недействительными и в ограниченных размерах обменивались на новые. Аргентина в конце 80 — начале 90-х гг. прибегала к нуллификации практически ежегодно. 2. Ревальвация (реставрация) — повышение курса национальной ты по отношению к иностранным валютам, международным валютным единицам и до отмены золотых паритетов к золоту. Так, повышение золотого содержания национальной валюты происходило в ходе денежных реформ 1821 и 1924 гг. в Великобритании и в 1879 г. в США. Неоднократные ревальвации ФРГ проводила в рамках Бреттон-Вудской (1961, 1969 и 1971), так и Европейской валютной системы. 3. девальвация — снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам, международным валютным единицам и до отмены золотых паритетов к золоту. В 1949 г. была осуществлена одновременная девальвация 37 валют к доллару США 30,5%. Это резко усилило покупательную способность доллара в Европе и одновременно увеличило задолженность европейских стран США. Вторая массовая девальвация была проведена в 1967 года Великобританией и 25 другими странами, когда валют понизился до 5—25%. 4. деноминация — укрупнение масштаба цен путем «зачеркивания нулей». Деноминация проводилась в СССР в 1961 г., когда деньги‚обменивались в соотношении 1: 10, и в России в 1998 г., когда деньги обменивались в соотношении 1: 1000. 

                   Условия проведения денежных реформ

         Исторически денежные реформы проводились как в условиях металлического денежного обращения, так и при золотодевизном стандарте. В Европе денежные реформы использовались при переходе одного денежного товара или типа денежной системы к другому ХVI — ХVII вв. медные деньги заменялись серебряными, в XVIII в. серебряные на золотые, денежные реформы 1821 г. в Великобритании, 1879 г. в США восстанавливали размен банкнот на золото. Первая мировая война и кризис 1929—1933 гг. привели страны мира к реформам отменяющим золотой стандарт в пользу обращающихся кредитных и бумажных денег. В ходе исторического развития денежные реформы не только ли сферу охвата, но и принимали новые формы. Так, после Второй мировой войны во многих странах борьба с инфляцией проводилась с использованием метода «шоковой терапии», который означала, что обмен бумажных денег по дефляцнонному курсу на новые деньги (с целью резкого уменьшения массы бумажных денег) сопровождается также временным (полным или частичным) замораживанием банковских вкладов.       Показателен в этой связи пример использования «шоковой терапии» в Западной Германии, где в июне 1948 г. был совершен переход от карточной системы распределения продуктов к рыночному ценообразованию. Проведенная денежная реформа носила жестко конфискационный характер. Наличные деньги и вклады населения были обменены  соотношении 6,5 новых марок на 100 старых рейхсмарок. Часть вкладов сначала была заморожена, а затем примерно 70% их аннулировано, но каждый житель получил единовременное пособие — 60 немецких марок. В результате реформа устранила основные причины дисбаланса в стране, был ликвидирован государственный долг, снят контроль над ценами и заработной платой, а быстро развившееся предпринимательство насытило рынок товаром, что и остановило инфляцию.    В 1949—1950 гг. «шоковая терапия» была использована в Японии. Переход на свободное ценообразование с проведением земельной реформы и разукрупнением монополистических гигантов сопровождался использованием таких антиинфляционных мер как ликвидация дефицита государственного бюджета отказ от субсидий убыточным предприятиям, замораживание части вкладов, ужесточение условий кредитования и др. В советской истории в условиях нэпа был также применен свой вариант «шоковой терапии». Нэп на фоне послевоенной разрухи привел к быстрому оздоровлению экономики и насыщению рынков потребительскими товарами, однако крайне жесткие экономические меры потребовали серьезных жертв со стороны беднейших слоев населения. За 1922—1924 гг. была проведена денежная ре форма (введен червонец), ликвидирован дефицит государственного бюджета, ограничен кредит и остановлена денежная эмиссия, сокращены государственные расходы. В результате с 1 октября 192 по 1 августа 1925 г. розничные цены снизились на 20%, а в ряде отраслей закрылось до 1/3 предприятий. Новое применение метод «шоковой терапии» нашел при переходе части стран СЭВ от административной к рыночной экономике. Введение в административную экономику рыночных структур, неизбежно приводило к появлению длительной и высокой инфляции. Рост цен принимал разрушительные формы. Правительства этих условиях вынуждены были применять непопулярные меры замораживания заработной платы, проведения денежной реформы и т.д. Так, в Югославии в конце 1980-х гг. обострился кризис системы ориентированной на максимизацию заработной платы и прибыли на одного работника, что значительно ослабило инвестиции. Кризис вызвал рост безработицы, раздувание коллективами заработной платы усиление инфляционных тенденций. Гиперинфляция 1989 г. в Югославии достигла четырехзначных цифр. С помощью «шоковой терапии» гиперинфляция была преодолена, увеличена конкурентоспособностъ экономики, национальная валюта стабилизировалась и а первой в Европе конвертируемой валютой. Однако, с размораживанием заработной платы инфляция вновь усилилась, заметно жизненный уровень населения, возросла безработица и произошел распад государства. В Польше с конца 1989 г. было введено свободное ценообразование при временном замораживании заработной платы. После восьмикратного роста цен произошло замедление темпов инфляции, был преодолен товарный дефицит. при этом, жизненный уровень населения снизился почти вдвое, а безработица осенью 1990 г. достигла 10%.










               Список литературы:

1.     Деньги, кредит, банки: Учебник под ред. Е.Ф.Жукова.- М.:Юнити, 2005.

2.     Денежное обращение и кредит при капитализме: Учебник под ред. Л.Н.Красавиной.

3.     Деньги, кредит, банки: Учебник под ред. О.И.Лаврушина.-М.:Кнорус,2004.

4.     Деньги, кредит, банки: Учебник под ред. Г.Н.Белоглазовой.

5.     Деньги, кредит, банки: Учебник под ред. В.В.Иванова, Б.И.Соколовой.-М.:Проспект,2003.
















            Содержание:

1.     Сущность инфляции, формы ее проявления и виды.

Социально-экономические последствия инфляции.

2.     Причины инфляции спроса и инфляции издержек.

Особенности инфляционного процесса в России.

3.     Методы стабилизации денежного оборота.

















Всероссийский Заочный Финансово-Экономический Институт





                                         Контрольная работа

                       По предмету: Деньги, кредит, банки

                       на тему: Сущность инфляции, ее причины

                                      и методы регулирования.

 





                                                       Преподаватель: Щербаков Е.М.

                                                       Работа выполнена:

                                               Факультет Учетно-статистический

                                                      3 курс день БУАиА

                                                     06убд12877 Солдатовой Т.С.



                                       Пенза 2009