СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.. 4
1.1 Общая характеристика рыночных структур. 4
1.2 Классификация рыночных структур. 6
2. ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ.. 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 13
ЛИТЕРАТУРА.. 14
ЗАДАЧА.. 15
ВВЕДЕНИЕ
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок.
По определению рынок – это организованная структура, где "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции (competition). Конкуренцию – это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями.
Цель работы: рассмотреть рыночные структуры и виды конкуренции.
Задачи работы:
1. показать общую характеристику рыночных структур;
2. рассмотреть классификацию рыночных структур;
3. рассмотреть виды конкуренции.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
1.1 Общая характеристика рыночных структур
Единое понятие «рынок» часто подразумевает совокупность многих типов и видов рынков, отличающихся друг от друга разнообразными признаками. Несмотря на отсутствие общепринятой классификации рынков, их можно разделить на группы по определенным признакам: организационному, функциональному, пространственному. По этим признакам рынки подразделяются на следующие группы.
По организационному признаку, то есть по степени ограничения конкуренции, выделяют четыре основные модели[1]:
- рынок совершенной конкуренции;
- рынок монополистической конкуренции;
- олигополистический рынок;
- чисто монополистический рынок.
По пространственному признаку рынки делятся на местные, региональные, национальные и международные, объединяемые термином «мировой рынок».
По функциональному признаку или по экономическому назначению объектов рыночных отношений рынок подразделяется на четыре основные группы:
- рынок товаров и услуг;
- рынок факторов производства;
- финансовый рынок;
- информационный рынок.
Помимо этой основной классификации рынок может подразделяться по характеру продаж: оптовый, розничный, фьючерсный; по степени регулируемости - регулируемый и нерегулируемый; по уровню насыщения - равновесный, избыточный, дефицитный; по соответствию законодательным нормам - легальный, «черный» рынок.
Рассмотрим последовательно представленную классификацию, уделив при этом внимание проблемам формирования и трансформации указанных рынков в России.
Экономисты выделяют несколько основных моделей рынка по степени ограничения конкуренции то есть по степени монополизированности. Конкурентность рынка - очень важный фактор, воздействующий на поведение производителей и потребителей. Конкурентность определяется тем, в какой степени его участники могут оказывать влияние на цены реализуемых товаров. Чем меньше подобное влияние, тем конкурентнее считается рынок. Краткая характеристика этих моделей может быть отражена следующими моментами: в условиях чистой конкуренции (совершенной конкуренции) существует очень большое количество мелких фирм, производящих стандартизированный (одинаковый) продукт, и отсутствуют всякие барьеры проникновения в отрасль, то есть выпуска продукта любой желающей фирмой. Напротив, чистая монополия предполагает наличие одной фирмы в качестве продавца, недифференцированный продукт и разнообразные барьеры на пути проникновения в отрасль. Монополистическая конкуренция характеризуется сравнительно большим числом крупных фирм, производящих дифференцированный продукт (скажем, одежду, обувь), и сравнительно свободным вхождением в отрасль. Олигополия отличается небольшим количеством крупных продавцов, имеющих возможность воздействия на цену товаров, объем предложения, а также трудностью вступления в отрасль.
Прежде чем рассмотреть эти типы рынков подробнее, нужно отметить, что такая классификация основана на поведении и количестве продавцов. Но как известно, на рынке два субъекта - продавцы и покупатели. Так вот с точки зрения поведения покупателей на рынке и их количества выделяют монопсонию (монополию одного покупателя), когда на рынке господствует один покупатель и множество продавцов (ситуация достаточно неординарная и встречающаяся крайне редко); олигопсонию - наличие нескольких крупных покупателей, имеющих возможность диктовать условия рынку, и конкурентный рынок, на«котором представлено множество покупателей.
Чаще всего рынок в зависимости от его конкурентности делят на две разновидности - рынок свободной конкуренции (совершенной конкуренции) и рынок несовершенной конкуренции, подразделяющийся на монополистический рынок, олигополистический и рынок монополистической конкуренции.
1.2 Классификация рыночных структур
Для пояснения классификации рыночных структур с точки зрения соотношения конкуренции и монополии рассмотрим схему, приведенную на рисунке 1. В ней представлены теоретически возможные и типичные варианты рыночной организации в зависимости от численности и силы носителей (субъектов) спроса и предложения, то есть производителей и потребителей.
Рисунок 1 – Схема классификации рыночных структур
Опишем представленные в таблице сочетания.
1. Совершенная конкуренция при множестве продавцов и покупателей на практике встречается не очень часто, например в сфере розничной торговли товарами повседневного спроса. Монополистическая конкуренция отнесена с некоторой степенью условности к той же категории рынка. Хотя круг участников монополистической конкуренции не столь широк по сравнению с конкуренцией совершенной, все же он довольно значителен. И со стороны предложения, и со стороны спроса в рыночном процессе взаимодействует много субъектов, например в производстве одежды.
2. Распространенная форма организации на рынках потребительских товаров (автомобили, фототехника, бытовая электроника). Рыночная дуополия есть частный случай олигополии, при которой количество фирм-производителей сокращается до двух.
3. Если это не естественная монополия, то в наше время такая ситуация возникает обычно как временная «монополия различий». Одна фирма в стране или в мире может изготавливать недоступный (например, из-за патентного контроля) другим фирмам товар, пользующийся повышенным спросом. Примером может служить производство некогда модной ткани типа «болонья» фирмой «Дюпон».
4. Подобное сочетание многих производителей, продавцов с ограниченным числом потребителей распространено не очень широко. Например, дорогие рестораны, ведущие конкурентную борьбу за богатых, избранных клиентов.
5. Достаточно типичный случай олигополии, характеризуемый наличием нескольких продавцов и покупателей на рынке, широко распространен в сфере сбыта товаров производственного назначения.
6. Наличие одного производителя, удовлетворяющего спрос нескольких потребителей, возможно в редких, исключительных случаях. Например, в конце 60-х годов практически все специальное оборудование для печатания бумажных денег для казначейств различных стран мира поставлялось одной швейцарской фирмой «Джиори Де Ля Ри». На этом узком рынке объем поставок исчислялся несколькими десятками штук в год - каждая уникальная машина изготовлялась в строгом соответствии со спецификациями покупателя.
7. Сочетание на рынке множества продавцов с одним покупателем представляет скорее теоретическую ситуацию. Термин «монопсония» определяет господство на рынке единственного покупателя, имеющего в силу этого возможность диктовать цены рынку. К примеру, знаменитая фирма «Де Бирс» диктует условия покупки алмазов производителям этого товара в разных странах. Такая ситуация может складываться на рынке труда. Гипотетический пример - работа многих фермеров на единственную государственную организацию, осуществляющую скупку, переработку и экспорт мясо-молочной продукции.
8. На практике рынок нескольких продавцов и одного покупателя встречается не так уж редко, например при выполнении машиностроительными фирмами военных заказов, то есть работа на казну.
9. Рынок одного продавца и одного покупателе - в основном теоретический вариант. Примером могут быть случаи разовых поставок уникального оборудования по индивидуальному заказу.
Из схемы (рисунка 1) видно, что на практике наблюдается преобладание олигополистической организации рынка, то есть сравнительно узкая группа производителей работает на достаточно широкий круг потребителей. Подвиды такой организации в свою очередь зависят от степени дифференциации прочих равных условий, чем сильнее дифференциация продукта и соответствующая сегментация рынка, тем больше численность производителей и теснее их конкурентная «ниша» на отраслевом рынке.
2. ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ
Различают конкуренцию[2]:
1) функциональную (это конкуренция определенного товара);
2) видовую (по цене и качеству);
3) межфирменную (среди отдельных предприятий, фирм);
4) внутриотраслевую и межотраслевую, механизм которых достаточно подробно исследован К. Марксом в томе III «Капитала».
В зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур:
а) большое количество самостоятельных производителей некоторого однородного товара и масса обособленных потребителей данного товара. Структура связей такова, что каждый потребитель, в принципе, может купить товар у любого производителя, сообразуясь с собственной оценкой полезности товара, его ценой и собственными возможностями приобретения данного товара. Каждый производитель может продать товар любому потребителю, сообразуясь только с собственной выгодой. Ни один из потребителей не приобретает какую-либо существенную долю общего спроса. Данная структура рынка называется полиполией и порождает так называемую совершенную конкуренцию.
Совершенная конкуренция означает такое состояние рынка, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Совершенная конкуренция - абстракция, в реальной жизни имеют место элементы «несовершенства» конкуренции. Поэтому неоклассическая школа (А. Маршалл, Л. Вальрас), основывая свои выводы на совершенной конкуренции, потеряла свое значение;
б) огромное число обособленных потребителей и малое количество производителей, каждый из которых может удовлетворить значительную долю общего спроса. Такая структура называется олигополией и порождает так называемую несовершенную конкуренцию. Предельным случаем данной структуры, когда массе потребителей противостоит единственный производитель, способный удовлетворить общий спрос всех потребителей, является монополия. В случае, когда рынок представлен относительно большим числом производителей, предлагающих гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической конкуренции;
в) единственный потребитель товара и множество самостоятельных производителей. При этом единый потребитель приобретает весь объем предложения товара, который поставляется всем множеством производителей. Данная структура порождает особый тип несовершенной конкуренции, называемый монопсонией (монополия спроса);
г) структура взаимосвязей, где единому потребителю противопоставляется единственный производитель (двусторонняя монополия), вообще не является конкурентной, но также не является и рыночной.
Основные черты различных конкурентных структур представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные черты сходства и отличия различных рыночных конкурентных структур
Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную и недобросовестную.
Основные методы добросовестной конкуренции:
• повышение качества продукции,
• снижение цен («война цен»),
• реклама,
• развитие до- и послепродажного обслуживания,
• создание новых товаров и услуг и использование достижений НТР.
Основные методы недобросовестной конкуренции:
• экономический (промышленный шпионаж);
• подделка продукции конкурентов;
• подкуп и шантаж;
• обман потребителей;
• махинации с деловой отчетностью;
• валютные махинации;
• сокрытие дефектов и т.д.
Совершенная конкуренция помогает распределить ограниченные ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения потребностей. Это обеспечивается при условии, когда Р = МС. А так как МR = МС, а АR = Р, то Р = АR = МR. Фирма максимизирует прибыль в т. Е кривых предельной выручки МR и предельных издержек МС. Данное положение означает, что фирмы будут производить максимально возможное количество продукции до тех пор, пока предельные издержки ресурса не будут равны цене, за которую его удалось купить. При этом достигается не только высокая эффективность распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность (рисунок 2)[3].
Рисунок 2 - Положение равновесия конкурентной фирмы в долгосрочном периоде
Основным критерием оценки того или иного действия, как эффективного так и неэффективного, является критерий Калдора-Хикса. Согласно этому критерию, экономическое действие является эффективным, если положительные результаты от него в виде потребительского излишка и прибыли производителей превышают его возможные отрицательные результаты.
Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам. Графически это означает, что кривая средних издержек только касается кривой спроса. В условиях совершенной конкуренции цена спроса является для фирмы заданной величиной. Фирма может продать по этой цене любое количество товара. Кривая спроса с точки зрения фирмы выглядит как кривая рыночной цены или МR (см. рис. 2). Если бы издержки на производство единицы продукции были выше цены (АС>Р), то любая продукция была бы экономически убыточной, и фирмы вынуждены были бы покинуть данную отрасль. Если бы средние издержки были ниже кривой спроса и соответственно цены (АС < Р), это означало бы, что кривая средних издержек пересекла кривую спроса и образовался некий объем производства, приносящий сверхприбыль. Приток новых фирм рано или поздно свел бы эту прибыль на нет. Таким образом, кривые только касаются друг друга, что и создает ситуацию длительного равновесия: ни прибыли, ни убытков.
Конкуренция по своему содержанию весьма противоречива. С одной стороны, она выражает стремление к свободе, экономической независимости - это проявление центробежных сил. С другой - стремление самих конкурентов обезопасить себя от превратностей борьбы, что свидетельствует о центростремительной тенденции к объединению усилий, своего рода экономической солидарности, гарантом которых выступает государство, законы поведения на рынке, защищающие интересы национальных предпринимателей от конкуренции иностранного капитала, и т.д. Более того, стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, к образованию монополий. Конкуренция и монополизм - это не две различные взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, конкуренция – это противоборство, соперничество между производителями товаров и услуг за право получения максимальной прибыли; существование на рынке множества производителей и покупателей и возможность свободного выхода на этот рынок.
Чистая конкуренция на практике довольна редка. Скорее, чистая конкуренция – это модель рынка, которая имеет лишь аналитическое и некоторое практическое значение. Это модель, к которой рынок должен стремиться, а государство создавать условия для построения такой модели.
В рыночной экономике имеют место четыре основные рыночные структуры:
1) чистая конкуренция;
2) чистая монополия;
3) монополистическая конкуренция;
4) олигополия.
Современная рыночная экономика характеризуется сосуществованием, переплетением конкуренции и монополии. Современный хозяйственный механизм представляет собой объединение стихийного рыночного регулирования с сознательным управлением со стороны монополий и государства. Одну из его основ составляет конкуренция, но в современных условиях это преимущественно несовершенная конкуренция.
Совершенная конкуренция и чистая монополия – два крайних случая рыночной структуры. И то и другое бывает чрезвычайно редко. Промежуточной и гораздо более реалистичной стадией является монополистическая конкуренция. В этом случае фирмы, хотя и сталкиваются с конкуренцией со стороны других фирм, входящих в отрасль или уже существующих продавцов, но обладают некоторой властью над ценами на свои товары. Для этой рыночной структуры также характерна дифференциация товаров, то есть многие фирмы предлагают похожие, но не идентичные товары.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авдашева С., Розанова И. Подходы к классификации рыночных структур в экономике России. // Вопросы экономики. – 1997. – №6.
2. Журавлева Г.П. Экономика. – М., 2001.
3. Курс экономики. / Под ред. Б.А. Райзберга. – М., 2001.
4. Маслова О.Л. Становление и развитие конкурентной среды в условиях перехода к рыночной экономике: Автореф… канд. дисс. – М.,1998.
5. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М., 2000.
6. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебн.- практ. пособие. – М., 1996.
ЗАДАЧА
Возможна ли ситуация, когда рост з/п вызывает сокращение объема предложений труда со стороны работника.
Б) да, если эффект дохода при выборе между досугом и потреблением превышает эффект замещения.
В результате повышения ставки заработной платы эффекты замещения и дохода возникают одновременно, и итоговое влияние повышения указанной ставки на изменение рабочего времени зависит от преобладания силы того или иного эффекта. Если преобладает сила эффекта замещения, то рост ставки ведет к увеличению рабочего времени, так как индивиды предлагают большее количество труда. Наоборот, если преобладает сила эффекта дохода, то рост ставки ведет к уменьшению рабочего времени, так как индивиды, стремясь к увеличению своего досуга, предлагают меньшее количество труда.
Вообще эффект дохода – это повышение ставки заработной платы (при меньшем повышении цен на потребительские блага), которое ведет к росту реального дохода, по мере роста реальных доходов досуг превращается в «нормальный товар», появляется стимул к сокращению рабочего времени и увеличению досуга.
[1] Курс экономики. / Под ред. Б.А. Райзберга. – М., 2001. – С. 244.
[2] Журавлева Г.П. Экономика. – М., 2001. – С. 181.
[3] Журавлева Г.П. Экономика. – М., 2001. – С. 183.