Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………………..2

Сущность азиатского способа производства……………………………………...3

Заключение…………………………………………………………………………11

Список литературы………………………………………………………………...12

























Введение


            Развитие экономической науки на национальной основе в большинстве стран Азии началось лишь после второй мировой войны, когда с достижением независимости перед молодыми государствами остро встали проблемы экономической модернизации, планирования и управление народным хозяйством, подготовки национальных кадров экономистов.

            В 60 – 70-х годах началась организация исследовательской экономической науки в национальном масштабе. Были созданы различные национальные органы управления развитием научных, в том числе, экономических, исследований, многочисленные научно-исследовательские подразделения в университетах и самостоятельные научно-исследовательские центры и институты.


















Сущность азиатского способа производства.          

                В колониальный период во всем регионе существовало лишь несколько основанных властями метрополий (исключение составлял формально независимый Таиланд) высших учебных заведений, готовящих специалистов в области экономических наук: Хановский университет во Вьетнаме (основан в 1918 г.), Рангунский университет в Бирме (1920), университеты «Таммасат» (1897), «Чулалонгкорн» (1917) и «Касетсат» (1943) в Таиланде, высшая юридическая школа в Индонезии (1928), Университет Малайи в Сингапуре (1949);относительно более развитая структуру экономического образования имелась на Филиппинах – Университет Филиппин (1908) и целый ряд частных университетов. Во всех странах практиковалась посылка студентов, главным образом из семей местной знати, на учебы непосредственно в западные страны.

            С начала ХХ в. колониальными властями в странах Азии стали создаваться и научно-исследовательские учреждения экономического профиля, главным образом прикладного характера. В отличие от исторических исследований, которые в межвоенный период уже активно проводились в Бирме, Вьетнаме, на Филиппинах, в Индонезии, теоретическая экономическая наука находилась в регионе в зачатом состоянии.

            С достижением независимости страны региона вплотную столкнулись с необходимостью ускорения решения задачи: значительного расширения подготовки ученых-экономистов на национальной основе и создания организационной структуры исследовательской экономической науки. В первую очередь усилия молодых государств были направлены на создание системы высшего экономического образования.

            В 60 – 70-х годах началась организация исследовательской экономической науки в национальном масштабе. Были созданы различные национальные органы управления развитием научных, в том числе, экономических, исследований, многочисленные научно-исследовательские подразделения в университетах и самостоятельные научно-исследовательские центры и институты.

            После прихода в 1962 г. к власти Революционного совета, создания Партии бирманской социалистической программы, провозглашения политики социалистической ориентации и «опоры на собственные силы» Бирма полностью отказалась от использования услуг иностранных консультантов при разработке национальной стратегии экономического развития.

             В 60-х годах получили распространение в популярной форме идеи политэкономии социализма, некапиталистического развития бирманской экономики, национализации собственности иностранных и крупных предпринимателей. Официальный курс состоял также в проведении антифеодальных и антикапиталистических преобразований в деревне, во введении монополии внешней торговли; поощрялось изучение опыта хозяйственного строительства в других странах социалистической ориентации.

            В 70-х годах, когда в результате неэффективного функционирования национализированных предприятий и нарушение баланса товарооборота между городом и деревней отчетливо проявились тенденции стагнации и дезорганизации бирманской экономики, в экономической литературе началась разработка мер по улучшению деятельности госсектора (путем перевода на хозрасчет), по либерализации политики в отношении национального частного предпринимательства и иностранного капитала.

            Полностью отказавшись от привлечения западных экономистов, Бирма в то же время не поддерживала тесных связей и с учеными социалистических стран. В условиях резкого ухудшения экономического положения в стране в середине 70-х годов (усиление инфляции, рост стоимости жизни, обострение продовольственной проблемы в городах) бирманское правительство вновь было вынуждено обратиться за помощью к иностранным консультантам – на этот раз к экспертам Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Следует отметить, что принятие ряда рекомендаций доклада специальной миссии МБРР в 1981 г. и советов из последующей серии обзоров и докладов по бирманской экономике стало немаловажным фактором некоторой стабилизации экономической ситуации в стране в первой половине 80-х годов.

            К концу 80-х годов, несмотря на некоторые попытки правительства либерализовать экономику, хозяйственное положение Бирмы вновь резко ухудшилось, что привело к падению в 1988 г. правительства Партии бирманской социалистической программы, приходу к власти военных и отказу от социалистической ориентации. Не последней причиной бедственного экономического положения Бирмы явились ее длительный курс на научную автаркию и одновременное пренебрежение развитием национальной экономической мысли.

            В отличие от буржуазных экономистов буржуазного направления (Г.Зингер, Р.Пребиш, Г.Мюрдаль), выступавших с тезисом о негативном воздействии законов мирового капиталистического рынка на развивающиеся страны и о необходимости проведения ими политики национальной индустриализации и протекционизма, Хла Мьинт явился одним из наиболее последовательных защитников идеи свободной торговли и развития, ориентированного на внешние связи, в первую очередь на экспорт сырьевых товаров. В качестве примеров успешной сырьевой экспортной специализации Хла Мьинт приводит Мексику, Малайзию, Таиланд и Филиппины и такие развитые капиталистические страны, как Австралия и Новая Зеландия.

            Тот факт, что другие развивающиеся страны не смогли воспользоваться возможностями, открываемыми торговлей сырьем, объясняется по мнению Хла Мьинта, не столько внешними (неблагоприятные тенденции колебания цен на сырьевые товары), сколько внутренними причинами (политическая нестабильность, жесткое администрирование экономики, чрезмерная враждебность к иностранному и национальному частному капиталу). «Наш анализ, - пишет  Хла Мьинт, - подводит к выводу, что основная причина трудностей лежит скорее во внутренней модели экономического развития, чем в характере внешних связей».

            Именно поэтому развивающиеся страны должны не ограничивать влияние мирового капиталистического рынка на свою экономику, а проводить необходимые внутриэкономические преобразования. «Народы отсталых стран, - считает Хла Мьинт, - более всего выиграют от политики, сочетающей свободу внешней торговли с внутренним государственным контролем».

            В пользу свободной торговли для развивающихся стран помимо обычно упоминаемых в неоклассической теории выгод от международной специализации производства в соответствии с принципом сравнительных издержек Хла Мьинт приводил такие аргументы, как «воспитательный» эффект открытой экономики (т.е. восприятие извне новых потребностей, технологий, методов организации производства) и возможность реализовать потенциальных излишки продукции (так называемая теория выхода для избытка). В этом последнем пункте Хла Мьинт обращается к малоизвестным аспектам учения Адама Смита, которое, по его мнению, в наибольшей степени применимо именно к развивающейся экономике.

             Если Д. Рикардо основную роль внешней торговли видел в наиболее эффективном распределении ресурсов страны между производством на внутренний и внешний рынок (экспортное производство при этом может быть увеличено только за счет внутреннего), то А.Смит подчеркивал способность внешней торговли создавать условия для производства и реализации избыточного продукта, который в противном случае вообще не производился.[1]

            Фритредерские позиции Хла Мьинта подверглись острой критике со стороны многих западных экономистов. Чаще всего отмечалось, что доводы бирманского экономиста в пользу свободы торговли являются по существу доводами в пользу развития международной торговли вообще и в этом смысле с ним трудно не согласиться. Но лозунг свободы торговли не случайно выдвигается странами, обогнавшими в развитии своих торговых партнеров, так как он неизменно играет на руку сильному конкуренту, в данном случае развитым капиталистическим государствам.

            Как известно, в 70-х годах, когда позиции промышленно развитых стран по ряду трудоемких товаров ослабли, они немедленно прибегли к защитным мероприятиям, получившим название «новый протекционизм».

            Столь прямолинейная защита Хла Мьинтом открытой экономики во многом объясняется, по-видимому, его вполне оправданным неприятием курса автаркии, избранного в 60-х годах руководством его собственной страны. В то же время немалой заслугой бирманского экономиста является то, что еще в 50 – 60-х годах он обратил внимание на первоочередную важность внутренних факторов развития экономики освободившихся государств, на негативные моменты излишнего протекционизма, на положительные стороны экспертной ориентации. В период общего увлечения строительством крупных промышленных предприятий Хла Мьинт говорил о необходимости более сбалансированного развития современного и традиционного секторов экономики (поощрение мелкой и кустарной промышленности, модернизация сельского хозяйства), предвосхищая тем самым изменения в экономической политике развивающихся стран, которые произошли лишь в 70-х годах.

            Теоретическую базу экономической науки стран Азии составляют по преимуществу понятия, выработанные западной экономической мыслью в рамках неоклассического синтеза.

            Основополагающим принципом большинства концепций, разрабатываемых в странах Азии, служит тезис о «смешанной экономике», при которой частное предпринимательство считается основным двигателем развития и в то же время провозглашается необходимость в той или иной степени вмешательства государства в экономические и социальные процессы, их планирование и регулирование. Поэтому дискуссии между экономистами стран Азии ведутся в основном о мере и методах, но не о самом принципе государственного вмешательства в экономику.

            Вместе с тем важно подчеркнуть, что и  в официальных планах развития (в Индонезии – с 1965 г.), и в большинстве экономических исследований в странах Азии настойчиво отвергается экономический этатизм и отмечается, что именно частное предпринимательство является основой национальной экономической организации. Этот акцент заметно отличает взгляды ученых стран Азии, например, от индийских концепций планирования 60 – 70-х годов или индонезийских официальных экономических концепций периода «направляемой экономики» (1957-1965) при президенте Сукарно. В последних государству отводилась ведущая роль, что объективно выводило эти концепции за рамки теоретических представлений сторонников собственно «смешанной экономики».

            Идеи «смешанной экономики» в сочетании с различного рода традиционными и националистическими концепциями послужили непосредственной основой официальных стратегий экономического развития в странах Азии – «нового порядка» президента Индонезии Сукарио (с 1965 г.), «новой экономической политики» в Малайзии, «нового общества» бывшего президента Филиппин Ф. Маркоса (1972-1986), «сингапурского социализма» Ли Куан Ю.

            Необходимо иметь ввиду, однако, что западная теория «смешанной экономики» родилась как концептуальное обоснование роли государства, базирующегося на высокоразвитых и достаточно гибких частнокапиталистических рыночных структурах, в то время как в рассматриваемых странах эту теорию используют для обоснования государственного вмешательства, вызванного, напротив, слабостью национального частного предпринимательства. Не случайно поэтому официальные стратегии экономического развития, являясь по существу концепциями капиталистической модернизации, в правительственных документах и многих академических исследованиях именуются тем не менее стратегиями «третьего пути».

            Так, один из ведущих малазийских экономистов, В.Канапати, прямо утверждает, что страны Азии отвергают как капиталистический, так и социалистический путь. Своеобразие и преимущество их модели развития заключается, по его мнению, в том, что для нее характерно «гибкое сочетание предпринимательства с разумным государственным регулированием».

            В индонезийской Конституции постулируется, что экономика страны основывается на принципе семейных отношений, т.е. равного участия в труде и справедливого распределения результатов, «как в единой семье». В официальной идеологии «нового общества» на Филиппинах провозглашались принципы «демократизации богатства» и «ограничения чрезмерной собственности» (использованные в основном новой бюрократической буржуазией в борьбе с представителями старой буржуазно-помещичьей олигархии – политическими противниками Ф. Маркоса справа).

            Хотя к разработке планов экономического развития по-прежнему привлекаются западные специалисты и эксперты международных экономических организаций (ЭСКАТО, МБРР, АЗБР), для рассматриваемых стран характерна все большая опора на собственный научный потенциал.

            Заметный вклад в разработку национальных экономических стратегий в странах Азии внесли такие ведущие экономисты-технократы, как Сумитро Джойохадикусумо, Виджойо Нитисастро, Али Вардана – в Индонезии, С. Вирата, Г. Сикат, Б. Патерно, Г. Ликарос – на Филиппинах, Пуэй Унгпакорн, Бунчу Рочанасатьен, Унакун – Таиланде, и др. В значительной степени силами местных специалистов в разных странах субрегиона были разработаны планы индустриализации национальных хозяйств: в 50-60-х годах превалировала политика замещения импорта, наиболее характерная для Филиппин и Индонезии, в 70-80-х годах – политика ориентации на промышленный экспорт, а для Сингапура, который раньше других стран Азии миновал фазу импортзамещения и перешел к стимулированию экспорта промышленной продукции, - политика индустриализации третичных отраслей экономики и развития экспорта капитало- и наукоемкой продукции.

            С 70-х годов в планах экономического развития во всех странах Азии, прежде ориентировавшихся в первую очередь на достижение высоких показателей роста ВНП и строительство современной крупной промышленности, произошел сдвиг в сторону социальных аспектов развития, модернизации сельского хозяйства, поддержки мелкой и кустарной промышленности, более равномерного развития отсталых регионов, проблемы распределения доходов между различными социальными слоями и этническими общностями (как, например, политика поощрения экономической деятельности «бумипутра» - «сынов земли», т.е. малайской общины в Малайзии).

            Национальные измерения были приданы и наиболее популярным в 70 – 80-х годах концепциям развития стран «третьего мира» - «основных нужд» и «опоры на собственные силы». Так, например, в Индонезии последняя трансформировалась в идею «национальной сопротивляемости».

            В 80-х годах большое место в планах развития уделяется кредитно-финансовой стабилизации и решению проблем внешней задолженности. Со второй половины 80-х годов под влиянием прорыночных сдвигов в мировой экономической науке на передний план выдвинулись теории либерализации экономики. На Филиппинах (после прихода в 1986 г. к власти правительства Корасон Акино), в Малайзии и Сингапуре были разработаны программы приватизации государственной собственности.

            В то же время становление теоретических экономических исследований идет пока в рассматриваемом субрегионе весьма медленно. Основными авторитетами в этой области по-прежнему остаются такие крупнейшие теоретики, как А. Машалл, Дж. Кейнс, П. Самуэльсон, Дж. Гэлбрейт, Я. Тинберген, Х. Ченери, в последнее время глава монетаристской школы М. Фридмен. Наибольшую самостоятельную ценность представляют поэтому конкретные исследованиями  учеными стран Азии тех или иных аспектов экономического развития региона и отдельных государств Юго-Восточной Азии.

            В первую очередь здесь следует выделить исследования крупнейшего индонезийского экономиста и государственного деятеля Сумитро Джойохадикусумо. Он получил образование в Сорбонне и Недерландской школе экономики, где в 1943 г. ему было присвоено звание доктора экономики, затем преподавал в Университете Индонезии, в 1951-1957 гг. был деканом экономического факультета этого университета и одновременно министром экономики и финансов. Затем не приняв методы «направляемой экономики» президента Сукарно, отошел от государственных дел, но после 1965 г., когда Индонезия взяла курс на более открытую и децентрализованную экономику, он вновь занимал посты министра торговли и затем министра научных исследований.


Заключение

 

            После изучения нескольких точек зрения по поводу азиатского способа производства таких известных ученых, как Хла Мьинта, Д.Рикардо,  А.Смита, можно подвести итог:

 

                   Тот факт, что другие развивающиеся страны не смогли воспользоваться возможностями, открываемыми торговлей сырьем, объясняется по мнению Хла Мьинта, не столько внешними (неблагоприятные тенденции колебания цен на сырьевые товары), сколько внутренними причинами (политическая нестабильность, жесткое администрирование экономики, чрезмерная враждебность к иностранному и национальному частному капиталу). «Наш анализ, - пишет  Хла Мьинт, - подводит к выводу, что основная причина трудностей лежит скорее во внутренней модели экономического развития, чем в характере внешних связей».

            Именно поэтому развивающиеся страны должны не ограничивать влияние мирового капиталистического рынка на свою экономику, а проводить необходимые внутриэкономические преобразования.

             Если Д.Рикардо основную роль внешней торговли видел в наиболее эффективном распределении ресурсов страны между производством на внутренний и внешний рынок (экспортное производство при этом может быть увеличено только за счет внутреннего), то А.Смит подчеркивал способность внешней торговли создавать условия для производства и реализации избыточного продукта, который в противном случае вообще не производился.







Список литературы:

 

1.     Березин И.С. Краткая история экономического развития. – М. 1997.

2.     Всемирная история экономической мысли. / Гл. редкол.: В.Н.Черковец и др. – М., 1999.

3.     Малашенко А.В. В поисках альтернативы: Азиатские концепции путей развития. М., 2001.

4.     Нойберг Л.М. История экономики. М., 2000.

5.     Тишинин А.Н. Экономическая история. – М., 1999.

    

         

           


[1] Сыроватская С.Р. Суверенная страна в неоколониалитических цепях // Проблемы мира и социализма. 2002. №4.