Процедуры банкротства коммерческих банков



СОДЕРЖАНИЕ


Введение................................................................................................................................................................. 3

1. Нормативная база банкротства коммерческих банков........................................ 5

1.1 Закон о банкротстве коммерческих банков.................................................................................. 5

1.2. Нормативные документы ЦБ России.............................................................................................. 7

2 Деятельность Центрального банка России по поддержанию стабильности банковской системы.................................................................................................................................................... 9

3. Порядок банкротства коммерческих банков России........................................... 11

Заключение...................................................................................................................................................... 18

Список литературы................................................................................................................................... 22


Введение

Банковская система играет важнейшую роль в современных экономических отношениях.

Банки могут осуществлять многочисленные виды сделок.

Во-первых, банки позволяют эффективно сберегать и, следовательно, аккумулировать денежные средства, накопление которых является основным условием расширенного воспроизводства и развития потребления.

Во-вторых, банки предоставляют субъектам экономических отношений недостающую ликвидность (в виде кредитов, банковских гарантий и т.д.), что является основным стимулятором устойчивого развития современной экономики. Предоставление кредитов в то же время означает принципиальную возможность "создавать деньги", что неизбежно влияет на денежную систему государства.

Наконец, в-третьих, через кредитные организации проходит основная масса платежей - как индивидуальных, так и крупных переводов, что позволяет контрагентам поддерживать экономические связи даже находясь на большом расстоянии друг от друга. Банк - это организация, которая осуществляет профессиональное управление денежными средствами1.

Таким образом, можно рассматривать кредитные организации с юридической точки зрения как институты, которые имеют двойную правовую природу: с одной стороны, кредитные организации - один из видов коммерческих и, следовательно, частно-правовых организаций. С другой стороны, их деятельность имеет публичное значение. В силу публичного характера кредитных организаций Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" (ст.2) рассматривает их в определенном единстве - в виде банковской системы. Именно поэтому создана специальная система надзора за деятельностью кредитных организаций, их функционирование подчиняется правилам более строгим, чем те, на основе которых строится деятельность других коммерческих организаций. По указанным и некоторым другим причинам была признана необходимой разработка специального федерального закона, регулирующего проблемы несостоятельности (банкротства) кредитных организаций.

Цель работы: рассмотреть процедуры банкротства коммерческих банков.

Данная цель достигается с помощью решения следующих основных задач:

1.     описать нормативную базу банкротства;

2.     перечислись нормативные документы ЦБ России;

3.     охарактеризовать деятельность ЦБ России по поддержке стабильности банковской системы;

4.     описать порядок банкротства.




1. Нормативная база банкротства коммерческих банков

1.1 Закон о банкротстве коммерческих банков

Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение одного месяца с момента наступления даты их исполнения и (или) если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами.

В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляются следующие меры по предупреждению банкротства кредитных организаций:

1) финансовое оздоровление кредитной организации;

2) назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;

3) реорганизация кредитной организации.

Кредитная организация, ее учредители (участники) в случае возникновения указанных оснований принимают необходимые и своевременные меры по финансовому оздоровлению и (или) реорганизации кредитной организации.

Банк России в случае возникновения указанных оснований вправе потребовать от кредитной организации осуществления мер по ее финансовому оздоровлению, реорганизации, а также вправе назначить временную администрацию.

Основания для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации

Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, меры по предупреждению банкротства кредитной организации, осуществляются в случаях, когда кредитная организация:

не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней с момента наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

допускает абсолютное снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20 процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;

нарушает норматив достаточности собственных средств (капитала), установленный Банком России;

нарушает норматив текущей ликвидности кредитной организации, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 10 процентов;

допускает уменьшение величины собственных средств (капитала) по итогам отчетного месяца ниже размера уставного капитала, определенного учредительными документами кредитной организации, зарегистрированными в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

При рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации применяются следующие процедуры:

1) наблюдение;

2) конкурсное производство.

Арбитражный управляющий при банкротстве кредитной организации должен иметь лицензию арбитражного управляющего, выданную государственным органом Российской Федерации по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, а также соответствовать квалификационным требованиям Банка России и иметь аттестат, выданный Банком России.

Функции арбитражного управляющего при банкротстве отсутствующей кредитной организации вправе осуществлять служащий Банка России независимо от наличия у него лицензии арбитражного управляющего и аттестата арбитражного управляющего при банкротстве кредитной организации.

Объем квалификационных требований Банка России, порядок и условия проведения аттестации, в том числе основания, порядок выдачи и аннулирования аттестатов, определяются нормативными актами Банка России.

1.2. Нормативные документы ЦБ России

Деятельность Центрального Банка РФ по процедуре банкротства кредитных организаций регламентируют следующие основные нормативно-правовые акты:

Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. «О Центральном Банке РФ (Банке России)» (с изменениями и дополнениями от 27 декабря 1995 г.)

Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-Фз "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (с изменениями от 2 января 2000 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г.)

2 Деятельность Центрального банка России по поддержанию стабильности банковской системы

Российская банковская система всегда испытывала влияние экономического спада ввиду серьезных недостатков ее институциональных основ. Но, долгое время, оно было скрытым, вследствие высокодоходных рисковых операций, проведению которых способствовал высокий уровень инфляции.

Одним из недостатков ее институционального устройства является ограниченная диверсификация кредитного портфеля. Эта проблема зародилась на первом этапе реформы, когда были созданы специализированные банки.

В условиях последующих реформ, способствовавших развалу общенациональной сети банков, произошло превращение специализированных банков в банки обслуживающие один сектор экономики в одном регионе. Кроме того, экономический спад не способствовал расширению круга заемщиков за счет «посторонних» клиентов, что не способствовало их привлечению в банки. Это привело к тому, что только немногие банки имеют сегодня диверсифицированный кредитный портфель. Также в условиях высокой инфляции, при проведении банками, а в первую очередь Центробанком политики «дорогих денег» произошел отказ ряда успешно работающих предприятий от кредитов под 250-300% годовых. Предприятия же которые не смогли за счет своих средств обеспечить полноценное функционирование были вынуждены прибегать к кредитам выдаваемым под такие высокие проценты. Это породило большое количество невозвратов кредитов и даже такие меры как увольнение рабочих не смогли стабилизировать ситуацию. Эти предприятия вынуждены были брать новые кредиты, чтобы отдать старые, что, в конце концов, привело их самих и кредитовавшие их банки в кризисное состояние. Сейчас зачастую существуют такие банки, которые в результате неудачного кредитования одного предприятия-гиганта находятся на дебетовом сальдо, и не могут проводить даже текущие платежи, не говоря о кредитовании.

Необходимая диверсификация ссудной деятельности сдерживается тремя факторами: экономическим спадом; недостаточной информацией о финансовых продуктах со стороны банков; ограниченностью финансовых ноу-хау у большинства предпринимателей. А также низкий уровень конкуренции.

Большую роль в формировании российской банковской системы такой, какая она есть, сыграл высокий уровень инфляции. Из-за инфляции постоянно росла стоимость обеспечиваемых банками кредитов. Капитализируя свои доходы от банковских процентов в условиях роста инфляции, банки чувствовали себя в безопасности. Это привело к росту посреднических услуг и маржи. Это, а также высокий уровень заработной платы, не способствующий повышению ликвидности, подорвали доверие к банкам.

Когда правительство приняло меры к уменьшению инфляции, а Центробанк понизил учетную ставку, а также был, ограничен рост курса доллара многие банки не смогли выжить в сложившихся условиях. Они не сумели работать при низкой инфляции.

Недостатки существующей банковской системы вскрыли меры Центробанка по своевременности платежей. Это существенно снизило роль источников спекулятивных доходов, связанных с задержкой платежей. Кроме того, как отмечают зарубежные специалисты: «Многочисленные примеры подтверждают точку зрения о том, что руководителями банков очень часто становятся непрофессионалы, которые имеют нужные связи для того, чтобы быть назначенными управляющими банками. Очевидно, что уровень коррупции с трудом поддается измерению»[1].

3. Порядок банкротства коммерческих банков России


Основная работа с потенциально либо реально неплатежеспособными банками должна осуществляться на этапе, предшествующем отзыву лицензии на осуществление банковских операций. В самом широком смысле, речь должна идти об эффективности всей системы банковского надзора, о способности надзорного органа - Банка России - на ранней стадии выявлять и предупреждать тенденцию к неплатежеспособности.

Надзорные полномочия Банка России можно сгруппировать следующим образом:

а) предварительный надзор - регистрация кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности;

б) текущий надзор - анализ финансового состояния кредитных организаций;

в) организация работы с неустойчивыми кредитными организациями;

г) последующий надзор - организация работы с кредитными организациями после отзыва у них лицензии на осуществление банковских операций.

В рамках каждого направления надзора, наряду со специфическими, решаются основные задачи всей надзорной работы, а именно, как гласит ст. 55 Закона о Банке России, задачи "поддержания стабильности банковской системы, защиты интересов вкладчиков и кредиторов".

В соответствии с письмом Банка России "О критериях определения финансового состояния банков" от 28 мая 1997 г. N 457 все банки с точки зрения финансового состояния подразделяются на две категории с выделением в рамках каждой категории двух классификационных групп.

В первую категорию (финансово стабильных банков) входят: 1) банки без признаков финансовых затруднений и 2) банки, имеющие отдельные недостатки в деятельности. Ко второй категории (проблемных банков) относятся: 3) банки, испытывающие серьезные финансовые трудности и 4) банки, находящиеся в критическом финансовом положении.

Особое значение придается работе с кредитными организациями третьей и четвертой групп проблемности. Эти группы характеризуются различными признаками. Так, к третьей группе относятся банки, имеющие как минимум один из следующих признаков: наличие на анализируемую отчетную дату неоплаченных платежных и других расчетных документов клиентов и банка в связи с отсутствием средств на корреспондентском счете банка от 4 до 30 дней подряд; снижение абсолютной величины собственных средств (капитала) банка на 10% и более против их максимального значения за последние 12 месяцев функционирования банка, но не ниже уровня фактически оплаченного уставного капитала; выявление серьезных недостатков в бухгалтерском учете и отчетности (значительное завышение либо занижение финансового результата, завышение величины капитала, заведомо неправильная классификация кредитов и т.д.); непредставление на текущую отчетную дату (представление с задержкой на 5 рабочих дней и более) требуемых форм отчетности, если аналогичные нарушения не допускались в течение последних 5 месяцев, предшествующих анализируемой дате.

К четвертой группе относятся банки, имеющие как минимум один из следующих признаков: наличие на анализируемую отчетную дату неоплаченных платежных и других расчетных документов клиентов и банка в связи с отсутствием средств на корреспондентском счете свыше 30 дней подряд; снижение абсолютной величины собственных средств (капитала) банка до уровня ниже размера фактически оплаченного уставного капитала; повторное выявление серьезных недостатков в бухгалтерском учете и отчетности (значительное завышение либо занижение финансового результата, завышение величины капитала, заведомо неправильная классификация кредитов и т.д.); непредставление (представление с задержкой на 5 рабочих дней и более) требуемых форм отчетности на две отчетные даты, включая анализируемую за последние шесть месяцев. Иными словами, если к третьей группе относятся те банки, в которых финансовые трудности приобретают устойчивый характер, создавая опасность для кредиторов и банковской системы в целом, то в банках четвертой группы финансовые трудности приобрели острый и (или) затяжной характер.

Характерно, что в качестве основы при оценке ситуации в банке используется совокупность критериев внешнего свойства (связанных, во-первых, с задержкой платежей клиентов, а во-вторых, с представлением банками финансовой отчетности) и внутреннего свойства (связанных с оценкой величины собственных средств (капитала)). Обратим внимание на то обстоятельство, что в банковской сфере величина собственных средств (или чистые активы для иных видов коммерческих организаций) - ориентир для расчета практически всех остальных обязательных нормативов, характеризующих деятельность кредитной организации, и прежде всего - норматива достаточности капитала, который признается важным элементом надежности и стабильности международной банковской системы.

Для работы с банками данных групп проблемности используют различные методы надзора, которые установлены Законом о банках. Наиболее часто Банк России применяет такие меры, как наложение взыскания в виде штрафа; направление требования о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению (в том числе требования о представлении плана санации); введение ограничения, а также запрета на осуществление отдельных банковских операций; направление требования о замене руководителя кредитной организации; направление требования о реорганизации кредитной организации; назначение временной администрации по управлению кредитной организацией. Особо выделим из перечисленных мер три: требование о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению; назначение временной администрации; требование о проведении реорганизации кредитной организации.

Существует три основные меры по предупреждению их банкротства: финансовое оздоровление; назначение временной администрации; реорганизацию кредитной организации. Преимущество закона о банкротстве банков в том и состоит, что, не внося в достаточно сложный и тонкий механизм регулирования банковской сферы ничего принципиально нового, он существенно уточняет основания и процедуру применения этих мер, причем на уровне федерального закона, а не подзаконного акта Банка России.

Выбор указанных мер по предотвращению банкротства зависит, во-первых, от состояния самой кредитной организации (или оснований для осуществления мер по предотвращению банкротства), во-вторых, от оценки перспектив применения тех или иных мер со стороны Банка России. Может сложиться впечатление, что закон о банкротстве банков описывает определенную технологическую процедуру, в соответствии с которой применение более "жестких" мер по отношению к кредитной организации возможно только, если ранее применены более "мягкие". Однако если состояние кредитной организации таково, что применение каких-либо процедур только создаст условия для злоупотреблений со стороны ее руководителей, то Банк России может сразу назначить временную администрацию или принять меры, предусмотренные Законом о Банке России, в том числе - отозвать лицензию.

Различают основания для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации. Так, в ст.4 перечислены основания, вследствие появления которых руководитель кредитной организации может направить ее учредителям (участникам) ходатайство об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации, а Банк России - требование к кредитной организации об осуществлении мер по финансовому оздоровлению. В число указанных оснований включены случаи, когда кредитная организация:

1) неоднократно на протяжении последних 6 месяцев не удовлетворяла требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняла обязанность по уплате обязательных платежей в срок до 3 дней с момента наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

2) не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в течение более 3 дней с момента наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

3) допускает абсолютное снижение собственных средств (капитала) по сравнению с максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20 % при нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;

4) нарушает норматив достаточности капитала, установленный Банком России;

5) нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 10 %.

Среди перечисленных оснований два первых отражают неплатежеспособность кредитной организации и относятся к ее взаимоотношениям с ее клиентами. Обратим внимание на то, что речь идет о неисполнении денежных обязательств при условии отсутствия денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации. Иными словами, речь идет не о любых случаях неисполнения кредитной организацией своих обязательств, а только о непосредственно связанных с осуществлением кредитной организацией своих банковских операций. Само по себе отсутствие средств на корреспондентском счету кредитной организации, естественно, не означает, что ее финансовое состояние имеет устойчивую тенденцию к банкротству. Однако если такие случаи повторяются неоднократно в течение 6 месяцев на срок до 3 дней или однократно в течение более 3 дней, то по меньшей мере необходимо ставить вопрос о недостаточно эффективном управлении кредитной организацией и проводить дополнительный анализ ее деятельности.

Остальные основания относятся к оценке финансового состояния кредитной организации.

В этом также проявляется отличие процедур, связанных с банкротством кредитных организаций, от общих процедур банкротства. Если в общем Законе о банкротстве речь идет только о неплатежеспособности, то в процедурах, связанных с банкротством кредитных организаций, широко применяется в качестве критериев оценка их финансового состояния. Это связано с тем, что в банковской сфере, в отличие от большинства иных, по крайней мере, нефинансовых сфер, оценка финансового состояния каждой кредитной организации - повседневная практика, а не исключительное мероприятие. Так, третье основание отражает тот факт, что в кредитной организации сложилась устойчивая динамика к убыточности, но используется оно только в случае, когда нарушены какие-либо из обязательных нормативов, установленных Законом о Банке России и Инструкцией Банка России "О регулировании деятельности кредитных организаций" N 1.

Четвертое основание связано с нарушением норматива достаточности капитала, представляющего собой соотношение собственных средств и суммарных активов, взвешенных с учетом риска. Очевидно, что капитал играет несколько важных функций в деятельности любой коммерческой организации, и особенно - кредитной. Это и деньги для развития кредитной организации, и фактор доверия клиентов к банку, и средства на "черный день", и т.д. Однако ценность капитала будет стремительно падать, если основная масса вложений будет сделана в высокорисковые и низколиквидные активы. Как следствие, кредитная организация будет иметь меньше потенциальных возможностей исполнить свои обязательства перед кредиторами, особенно если произойдет значительное или даже массовое изъятие средств. Поэтому в целях оценки качества капитала и был применен подход, который учитывает рисковость сделанных вложений.

Общей тенденцией является приближение к минимальному уровню норматива, установленному на международном уровне для банков и составляющему 8 %. Наконец, пятое основание непосредственно связано с оценкой того, насколько за счет своих активов, взвешенных с учетом риска, кредитная организация может исполнить свои обязательства перед кредиторами, оцениваемые с учетом долгосрочности вложения. В частности, примененный показатель текущей ликвидности представляет собой соотношение ликвидных активов и обязательств банка по счетам до востребования и со сроком погашения до 30 дней. В настоящее время, с баланса на 1 февраля 1998 г., указанный норматив составляет для банков 50 %.

Заключение

В ходе теоретического и методологического исследования были сделаны следующие выводы.

Поскольку деятельность кредитных организаций имеет публичные черты, в процессе банкротства таких организаций происходит не столкновение частно-правовых интересов отдельных кредиторов - как взаимное, так и с интересами должника, а борьба частно-правовых интересов отдельных кредиторов с публично-правовым интересом, который реализуется в деятельности кредитной организации. Конфликт публично-правового и частно-правового интересов находит свое разрешение в деятельности Банка России как надзорного органа, управомоченного законом осуществлять банковский надзор и регулирование, в том числе выполнять функции, направленные на предотвращение банкротства кредитных организаций. Отношения, связанные с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, не урегулированные указанным законопроектом, регулируются иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России, а отношения, связанные с банкротством кредитных организаций, регулируются Законом о банкротстве банков, общим Законом о банкротстве, а также нормативными актами Банка России, если это прямо предусмотрено Законом о банкротстве банков.

Во-вторых, основные процедуры, направленные на финансовое оздоровление, в соответствии с общим Законом о банкротстве осуществляются после возбуждения дела о банкротстве в суде. Для банкротства кредитных организаций появление дела в суде после отзыва лицензии на осуществление банковских операций означает, что последующие события будут развиваться по одному из следующих трех сценариев: либо эта кредитная организация будет признана банкротом и ликвидирована в порядке конкурсного производства, либо арбитражный суд не признает ее банкротом и она будет ликвидироваться в обычном порядке добровольной или принудительной (по инициативе третьего лица, уполномоченного законом) ликвидации, либо кредитная организация не будет признана банкротом, и суд признает недействительным акт Банка России об отзыве лицензии. Связано это также и с тем, что кредитная организация юридическое лицо, деятельность которого основана на доверии клиентов, и малейшая утечка информации о том, что в банке осуществляются меры по финансовому оздоровлению, может вызвать мгновенный массовый отток средств клиентов и погубить даже устойчивый банк.

Наконец, в-третьих, меры по предупреждению банкротства кредитных организаций и аналогичные меры, применяемые к иным субъектам правоотношений, по своему характеру существенно отличаются друг от друга.

Кроме названных концептуальных отличий в организации процедур, связанных с банкротством кредитных организаций, закон о банкротстве банков содержит и ряд иных существенных особенностей. Во-первых, это касается определения банкротства. Общий Закон о банкротстве под несостоятельностью понимает признанную арбитражным судом неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязательства по уплате обязательных платежей в бюджет. При этом должник признается неспособным удовлетворить требования кредиторов и (или) исполнить обязанности по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения (ст.2; ст.3 общего Закона о банкротстве). Что касается полного объема неисполненных обязательств в качестве признака банкротства, то использование этого выражения значительно снижает возможность инициировать процедуры банкротства. Ведь если должник уже в малой доле исполнил обязательства (даже с учетом порядка исполнения, предусмотренного ст.319 ГК РФ), то возбуждение процедур банкротства - даже при наличии всех иных условий возбуждения дела - невозможно. Поэтому в проект закона о банкротстве банков (ст.2) слова "в полном объеме" не вошли. Кроме того, срок, по истечении которого кредитная организация может быть признана банкротом, был уменьшен по сравнению с общим Законом о банкротстве с трех до одного месяца. Несомненно, что и такой срок достаточно велик: если кредитная организация задерживает платежи своих клиентов более чем на один день, то это весьма характерный признак ее неудовлетворительного финансового положения или ее неудовлетворительной внутренней организации, дающей возможность применять меры воздействия. Однако необходимо учитывать и состояние российской экономической системы, а также системы правосудия. Ко всему прочему, срок длиной в один месяц связан в законом о банкротстве банков с рядом иных сроков, по истечении которых применяются те или иные меры по предупреждению банкротства кредитной организации.

Во-вторых, изменен состав лиц, обладающих правом направлять заявление о банкротстве кредитной организации в суд.

В-третьих, закона о банкротстве банков предусмотрел определенные механизмы защиты кредиторами своих прав, в частности, через обращение в Банк России с заявлением об отзыве лицензии.

Наконец, в четвертых, из процедур в деле о банкротстве кредитных организаций исключены внешнее управление и мировое соглашение (п.2. ст.5 закона о банкротстве банков), так как признано, что данные процедуры не способны привести к желаемому результату, т.е. не только удовлетворить требования кредиторов (отсрочить их исполнение и т.д.), но и восстановить у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций.

Осуществляются следующие меры по предупреждению банкротства кредитных организаций:

1) финансовое оздоровление кредитной организации;

2) назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;

3) реорганизация кредитной организации.


Список литературы

                    Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. «О Центральном Банке РФ (Банке России)» (с изменениями и дополнениями от 27 декабря 1995 г.)

                     Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-Фз "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (с изменениями от 2 января 2000 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г.)

                    Борисов С.М., Коротков П.А. Банковская система России: состояние и перспективы// Деньги и кредит.-1997.-№8-с.5

                    Свиридов О.Ю. Деньги, кредит, банки. Серия «Учебники, учебные пособия».- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.-448с.

                    Усоскин В.М. Современный коммерческий банк. Управление и операции. - М.: ИПЦ «Вазар-Ферро», 1999.

                    Свиридов О.Ю. Деньги, кредит, банки – Ростов н/Д: Феникс, 2000.

                    Банки и банковские операции: Учебник /Под ред. Е.Ф. Фукова – М.: ЮНИТИ, 1997.

                    Банковская система России. Настольная книга банкира: В 3-х тт. – М.: ДеКА, 1995

                    Семенюта О.Г. Деньги, кредит, банки в РФ. – М.: Контур, 1998



[1] Банковская система России: проблемы переходного периода.//Деньги и кредит №4 2000 – с.31