Содержание



страницы



1. Таможенная политика и ее цели. Протекционистская таможенная политика и политика свободной торговли.

3



2. История таможенной службы РФ.

10



3. Задача.

18



Список использованных источников

20




1. Таможенная политика и ее цели. Протекционистская таможенная политика и политика свободной торговли.

Таможенная   политика нашей  страны  имеет свою историю, свои характерные  этапы развития. Если в 20-х - начале 30-х годов Советский Союз проводил активную  таможенную политику с целью увязки внутренних цен с мировыми, то в дальнейшем она перестала воздействовать на развитие торговли с отдельными странами, поскольку таможенные пошлины на импортируемые  товары покрывались  из госбюджета и  не оказывали существенного влияния  на внутреннее ценообразование и  экономическую  эффективность внешнеторговых сделок.   Важными  элементами активной таможенной политики СССР в 20-е годы явились таможенные  тарифы  1922, 1924 и 1927 гг., которые не только защищали  советскую промышленность от конкуренции иностранных товаров, но и стимулировали развитие советского экспорта за счет снижения или отмены вывозной пошлины на значительную часть товаров.   Таможенные  тарифы 1930, 1961 и 1981 гг., которые действовали в период командно-административного  управления внешнеэкономическими связями, оказались по сути рутинными правовыми актами. Так, таможенный тариф 1981 г. не являлся и не мог являться по ряду причин инструментом  экономического регулирования внешнеэкономической деятельности. Указанный тариф насчитывал всего триста с небольшим позиций, в то время как в таможенных тарифах большинства промышленно развитых стран число отдельных товарных позиций, подпозиций и т.д. насчитывает от 5 до 7 тысяч, а в тарифах таких стран,  как США и   Япония  - 10 - 12  тысяч.  Тарифу   образца   1981  г. [1]  было   присуще несоответствие уровня таможенных   пошлин  ценам на товары ,сложившимся на внутреннем  и внешних рынках. Так, на большинство видов машин  и оборудования минимальные ставки составляли только 5-10% на топливо - 10-12%, металлы - до 15%, химические продукты - 5-10%.[2]  Понятие "таможенная пошлина" было подменено термином "таможенные  доходы", в  результате чего организации, импортирующие товары,  перечисляли в бюджет не пошлину, а разницу между стоимостью  товара  на внешнем и внутреннем рынках. Такое  положение считалось вполне нормальным в  эпоху жесткой  централизации  внешней  торговли, отрыва процесса ее осуществления от непосредственных производителей или потребителей товаров, господства административно-командных методов управления этой деятельностью. В условиях демократизации внешнеэкономических связей, вовлечения в экспортно-импортные операции практически всех предприятий, организаций, совместных предприятий и производственных кооперативов требуется разработка эффективной таможенной политики и принятие нового таможенного тарифа, которые бы учитывали изменения, происходящие в этой важной сфере хозяйственной деятельности.

  Таможенная политика России определяется высшими органами государственной власти и управления страны и является составной частью внешней и внутренней политики российского государства.   Целями  таможенной политики России являются:     

а) интеграция хозяйства страны в мировую экономику;     

б) защита и стимулирование экономического развития России;     

в) создание условий для функционирования российского рынка и  рынка стран СНГ;    

г) укрепление торгового и платежного баланса страны;   

д) рост доходов государственного бюджета;    

е) упрочение торгово-политических позиций России;    

ж) противодействие дискриминационным акциям иностранных государств и их союзов;      

з) расширение культурных и информационных обменов между Россией и зарубежными странами, контактов между людьми;  

и) охрана жизни и здоровья человека,    животных и растений, сохранение окружающей  среды;    

к) защита государственной и общественной безопасности;

л) защита прав и законных интересов  граждан, предприятий, объ­единений и организаций,  культурного и исторического наследия народов России.

Таможенный тариф России построен на базе Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), представляющей собой «российский вариант» Номенклатуры    Гармонизированной системы. Согласно структуре ТН ВЭД каждый товар имеет свой отличительный 9-ти значный код, позволяющий точно идентифицировать этот товар. На  базе данных, содержащихся  и ТН ВЭД, работает таможенная статистика, оформляется вся товаросопроводительная документация, в том числе и грузовая таможенная декларация.

При раскрытии вопроса о таможенной политике нельзя не затронуть таких понятий как протекционизм и политика свободной торговли.

Политика свободной торговли (фритрейдерство)- это политика, при которой допускается движение товаров через границу без всяких ограничении.

На современном этапе вопрос о свободной торговле сводится к следующему убедительному выводу. Структура ресурсов и уровень технологический знаний каждой страны различны. Следовательно, каждая страна может производить определенные товары с разными реальными издержками. Каждая страна должна производить те товары, издержки производства которых, относительно ниже издержек в других странах, и обменивать товары, на которых она специализируется, на продукты, издержки производства которых в стране выше относительно других стран. Если каждая страна будет поступать, таким образом, мир может в полной степени использовать преимущества географической и человеческой специализации. То есть мир - и каждая свободно торгующая страна - может получить больший реальный доход от использования того объема ресурсов, которыми они располагают. В этом заключается классический принцип международного разделения труда, т.е. международная торговля саморегулируется "снизу", в основе лежит производство и экономическая эффективность, основанная на издержках.

Побочная выгода от свободной торговли заключается в том, что последняя стимулирует конкуренцию и ограничивает монополию. Возросшая конкуренция иностранных фирм заставляет местные фирмы переходить к производственным технологиям с более низкими издержками. Это также вынуждает вводить новшества и держать руку на пульсе технического прогресса, повышая качество продукции и используя новые методы производства, и таким образом содействовать экономическому росту. Свободная торговля предоставляет потребителям возможность выбора из более широкого ассортимента продукции. Причины, по которым следует отдать предпочтение торговле, в сущности, те же, по которым необходимо стимулировать конкуренцию. Поэтому нет ничего удивительного в том, что подавляющее большинство экономистов оценивает свободную торговлю как экономически обоснованное явление.

Протекционизм - экономическая политика государства по защите внутреннего рынка. Заключается в системе мер по ограничению и контролю внешнеторговой деятельности, по стимулированию экспорта.

Протекционизм – по сути, барьеры на пути свободной торговли - уменьшают или сводят на нет выгоды от специализации. Если страны не могут свободно торговать, они должны перебросить ресурсы с эффективного их использования на неэффективное в целях удовлетворения своих разнообразных потребностей.

Несмотря на все положительные эффекты свободной международной торговли, многие государства стремятся избежать свободной торговли в "чистом виде" в той или иной степени. Это вовсе не значит, что они совсем перестают участвовать в мировой торговле, но скорее доказывает то, что свободная торговля, в классическом своем понимании "чистого" закона спроса и предложения, встречается довольно редко.

Почему же в мировой практике столь часто применяются протекционистские меры, если известно, что они препятствуют свободной торговле и таким образом снижают экономическую эффективность?

В то время как мировая экономика в целом выигрывает от свободной международной торговли, отдельные страны, а также их отрасли или группы поставщиков ресурсов могут оказаться в числе пострадавших. Подобный эффект называется "эффектом особых интересов".

"Эффект особых интересов" изменяет наш взгляд на подходы к оценке международной торговли, поскольку протекционизм влияет на нее "сверху", противодействуя принципу сравнительных преимуществ и в корне меняя географию торговли.

Существует ряд аргументов, которыми участники мировой торговли обычно пользуются, объясняя присутствие протекционизма в своей торговой политике:

1. Необходимость обеспечения обороны - аргумент скорее военно-политический, нежели экономический: защитные меры нужны для сохранения и усиления отраслей, выпускающих стратегические товары и материалы, которые необходимы для обороны или ведения войны. Утверждается, что в нестабильном мире военно-политические цели должны брать верх над экономическими. Таким образом, усиление национальной безопасности, с одной стороны, и ослабление производственной эффективности, с другой, сопровождаются перераспределением ресурсов в пользу стратегических отраслей, что связано с некоторыми экономическими издержками. Объективных критериев для оценки эффективности этого процесса не существует.

2. Увеличение внутренней занятости - социальный аргумент, который становится все более популярным, по мере того как экономика приближается к спаду. Считается, что увеличение совокупных расходов (за счет роста чистого экспорта) в результате сокращения импорта оказывает стимулирующее воздействие на внутриэкономическое развитие, поскольку влечет за собой резкий рост доходов и занятости. Однако подобная политика имеет серьезные недостатки:

Очевидно, что все участники мировой торговли не в состоянии одновременно достичь успеха при введении импортных ограничений, поскольку экспорт одной страны является импортом для другой. Таким образом, желание достигнуть полной занятости в стране, может быть выполнено только за счет разорения торговых партнеров. Страны, пострадавшие от импортных ограничений, скорее всего, предпримут ответные меры, что задушит международную торговлю, лишив ее участников всех выгод.

3. Диверсификация ради стабильности - часто используется странами, с моноотраслевой экономикой. Доходы высокоспециализированных экономик сильно зависят от международных рынков. Войны, циклические колебания, негативные изменения в структуре промышленности вызывают крупномасштабные и зачастую болезненные процессы перестройки таких экономических систем. Отсюда стремление оградить внутреннюю экономику от влияния внешних факторов, обеспечив большую внутреннюю стабильность.

4. Защита молодых отраслей - временная защита молодых национальных фирм от жесткой конкуренции более зрелых и поэтому на текущий момент более эффективных иностранных фирм позволяет нарождающимся отраслям окрепнуть и стать эффективными производителями.

5. Защита от демпинга - когда продажа товаров на экспорт ниже сравнимой цены, устанавливаемой в процессе торгового обмена на национальном рынке страны экспортера, приводит к ущербу для производителей конкурирующих товаров в стране импортера или к объективной угрозе такого ущерба . Однако в сравнении с общим объемом импортируемых товаров зарегистрированных случаев применения демпинга немного. В действительности некоторые иностранные фирмы порой производят определенные товары с более низкими издержками, чем их конкуренты в стране-импортере. То, что на первый взгляд может быть рассмотрено как демпинг, на деле зачастую является результатом действия принципа сравнительных преимуществ (более выгодного экономико-географического положения, дешевых ресурсов и т.д.).

Аргументов в пользу протекционизма много, но большинство из них неосновательно.

Существуют следующие основные формы торговых барьеров:

1. Тарифные барьеры (пошлины) - являются акцизным налогом на импортные товары; они могут вводиться с целью получения доходов или для защиты. Фискальные пошлины, как правило, применяются в отношении изделий, которые не производятся внутри страны.

2. Нетарифные барьеры - системы лицензирования, создание неоправданных стандартов качества продукции и его безопасности или просто бюрократические запреты в таможенных процедурах.

3. Импортные квоты - устанавливают максимальные объемы товаров, которые могут быть импортированы за какой-то период времени. Зачастую импортные квоты выступают более эффективным средством сдерживания международной торговли, чем пошлины.

4. Антидемпинговые, компенсационные (антисубсидиарные - применяются для защиты от субсидированного импорта) и защитные (чрезвычайные, заградительные - устанавливаются в отношении всех стран-экспортеров конкурирующих товаров на срок, не превышающий 4 года) пошлины следует выделить в особую группу, так как данные инструменты торговой политики представляют собой сложное сочетание тарифных и нетарифных барьеров.

5. Добровольные экспортные ограничения (ДЭО) - являются относительно новой формой торговых барьеров. В основном используются при регулировании торговой политики Соединенными Штатами Америки. Представляют собой многолетние соглашения страны-импортера со странами-поставщиками, оговаривающие объемы поставок и цены на поставляемую продукцию. Особенностью ДЭО является то, что страны-поставщики принимают эти ограничения, как правило, под угрозой использования страной-импортером других видов торговых барьеров (импортных квот, антидемпинговых пошлин и т.д.).

2. История таможенной службы РФ.

Развитие таможенного дела в России способствовало укреплению экономики, в то же время введение протекционистских тарифов порождало незаконный ввоз и вывоз товаров, особенно в конце XVIII - начале XIX века. В этот период заметно возросла контрабанда. Контрабанда увеличилась в начале XVIII века. Одной из причин этого было принятие в 1724 году протекционистского тарифа, в соответствии с которым пошлины резко возросли, и одновременно принимались меры к закрытию границ. Еще в 1723 году, чтобы воспрепятствовать беспошлинному привозу товаров, Петр 1 издал указ, в котором говорилось: „...По всей польской границе по большим дорогам учредить крепкие заставы, а между тех больших дорог малые дороги, проезды лесом зарубить, а где лесу нет, то рвами перекопать и накрепко наказать, чтобы никто ни для чего по оным за рубеж не ездил, и следу не прокладывали, а объезжали бы на помянутые большие дороги, а для того с помянутых застав от одной до другой иметь разъезды и ежели на таких заповедных проездах явится след, то тут ожидать, и кто поедет, того взять и штрафовать взятием всего того, с чем взят будет.[3]

Вместе с тем все это не остановило незаконный провоз товаров, который стал особенно увеличиваться после повышения размера пошлин в соответствии с тарифом, принятым в 1724 году.

В 1773 году были ликвидированы внутренние таможни, а таможенный сбор. Составлявший 13% таможенных доходов, переложен на пограничные таможенные учреждения.

 В 1754 году в пограничной полосе был учрежден институт объездчиков. Введение института можно рассматривать как начало охраны границы в экономическом отношении. В целях стимулирования службы объездчиков им выплачивалась четвертая часть задержанного контрабандного товара, осведомители (доносчики) получали половину конфискованных контрабандных товаров.

Указом Екатерины II. „Об учреждении особой таможенной цепи и стражи для отвращения потаенного привоза товаров", подписанным в 1782 году на границе был создан новый орган.  В соответствии с положениями манифеста была учреждена Таможенная пограничная стража из надзирателей (чиновников) и объездчиков. Объездчики набирались из вольных людей. Надзиратели назначались по одному на 50 верст, а объездчики - по одному на 5 верст. В последующем число объездчиков увеличилось.

Учитывая слабость Таможенной пограничной стражи, в 1811 году было введено „Положение об устройстве Пограничной казачьей стражи", подписанное военным министром России Барклаем де Толли. На каждые 150 км границы выделялся Донской казачий полк. Границы охранялись в две линии. В первой охрану осуществляли казачьи команды, во второй - вольнонаемные таможенные объездчики.

Опыт подтверждал, что вследствие специфики охраны границы защита экономических интересов и борьба с незаконным переходом границы более успешно осуществляется военными. Это привело к мысли о создании пограничной стражи по военному образцу. На этом настаивали министр финансов граф Е. Канкрин и другие государственные деятели России. В 182 году правительство принимает решение об упразднении Таможенной пограничной стражи и создании Пограничной таможенной стражи из полковых воинских чинов, преимущественно кавалерийских полков, и выдвижении ее в первую линию, казачьи полки переводились во вторую линию.

5 августа 1827 года была учреждена новая Таможенная пограничная стража на твердых воинских началах с военной организацией по типу регулярной армии. Ранее созданная таможенная стража была упразднена. В 1832 году казачьи полки также были отозваны с границы и отправлены на Дон.

В соответствии с Карантинным уставом 1832 года Таможенная пограничная стража была переименована и получила название „Пограничной стражи". Переименование было подтверждено Высочайшим указом 1835 года, в котором говорилось, что всю стражу, независимо от того, возложена на нее охрана границы в карантинном отношении или нет, именовать пограничною стражею.

Пограничная стража подчинялась гражданским чиновникам Департамента внешней торговли в лице начальников таможенных округов. Главной задачей Пограничной стражи была охрана границы в экономическом отношении, второй задачей являлся пограничный надзор.

На протяжении 50-60-х годов XIX века совершенствовалась структура самой Пограничной стражи. Так, 4 сентября 1852 года полубригады были преобразованы в бригады, а надзиратели и их помощники стали именоваться отрядными офицерами, то есть проходил дальнейший процесс приближения пограничных формирований к воинским. Впервые в каждой бригаде Пограничной стражи для подготовки низших чинов и замещения ими вахмистрских и унтер-офицерских должностей создавались отдельные учебные команды.

В связи с передачей таможенных органов в 1856 году от Департамента внешней торговли в Департамент таможенных сборов, ему были подчинены начальники таможенных округов и Пограничная стража.

Важным нововведением явилось комплектование Пограничной стражи рекрутами, которое стало осуществляться в соответствии с указанием военных округов от 8 мая 1861 года.

С сентября 1861 года инспекторами Министерства финансов по Пограничной страже стали назначаться офицеры или лица из числа военных, чего не было раньше.

1 июля 1868 года Государственный Совет России принял постановление, юридически закрепившее положение морской таможенной полосы. В нем говорилось:

1.            Пространство полосы в три морских мили от русского берега, как на материке, так и на острове, признается морскою таможенной полосою, в пределах которой все, как русские, так и иностранные суда, подлежат надзору русских таможенных властей.

2.            Всякое судно, русское или иностранное, которое войдет в морскую таможенную полосу, может быть подвергнуто осмотру Таможенной стражей, причем шкипер судна обязан по требованию предъявить все имеющиеся у него как судовые, так и грузовые документы.

3.            Всякое судно, вошедшее в морскую полосу, при подходе к нему судна под русским таможенным флагом, должно остановить ход. В случае неисполнения сего таможенное судно делает по нему холостой выстрел, и если после этого все то же вошедшее в морскую таможенную полосу судно не остановится, то крейсер, повторив холостые выстрелы, стреляет сперва по рангоуту (чтобы сбить паруса и мачты), а затем и по корпусу судна.

4.            Преследование судна, не подчинившегося требованию крейсера в морской таможенной полосе, может быть продолжено и за пределами этого пространства в водах нейтральных.

Постановление предусматривало создание морского крейсерства для надзора за морской таможенной полосой с целью недопущения в страну контрабандных товаров.

Ранее, в 1837 году, был учрежден штат флотилии и вышло в свет „Положение о Балтийской крейсерской флотилии". В соответствии с положением флотилия, подчиняясь Министерству финансов, одновременно входила в Военно-Морской Флот страны.

Важным событием в жизни Пограничной стражи явилось высочайшее распоряжение о включении ее в общий план Вооруженных Сил страны. Однако ни это распоряжение, ни другие нормативные документы военного ведомства не признавали погран-стражу военной организацией. Практически Пограничная стража считалась специальными полицейскими формированиями. Пограничная стража непосредственно на местах подчинялась таможенным округам, а в центре - Департаменту таможенных сборов, то есть возглавлялась гражданскими чиновниками.

Организационная структура Пограничной стражи была следующей: 13 таможенных округов, 4 бригады, 7 полубригад, 4 отдельные роты, 41 бригадный и полу бригадный командир, 31 командир рот, 119 надзирателей, 156 их помощников, 2018 нижних конных чинов, 1264 нижних пеших.

 Пограничная стража в начале XIX века охраняла 8800 верст европейской части границы.

Ряд нормативных документов и служебных инструкций, вышедших в этот период, способствовал расширению прав пограничных командиров и более действенной борьбе с нарушениями таможенных правил.

В 1893 году на базе пограничных бригад был создан Отдельный корпус Пограничной стражи и подчинен непосредственно Министерству финансов. Корпус выполнял задачи по охране границы в таможенном отношении. Практика охраны границы в таможенном отношении в период с 1827 года и до начала XX века целиком оправдала себя.

Являясь составной частью органов по защите экономических интересов на государственной границе. Пограничная стража внесла существенный вклад в борьбу с незаконным перемещением товаров в не установленном порядке, эффективно боролась с контрабандистами.

Далее рассмотрим развитие таможенного дела в советские времена.

Ко времени Октябрьской революции таможенное дело в России регулировалось Уставом 1910 г. Руководил таможен­ным делом образованный в 1864 г. в составе Министерства финансов Департамент таможенных сборов, который в 1917 году нахо­дился в довольно плачевном состоянии, поскольку таможен­ная система в России практически была разрушена: большинство тамо­жен были закрыты, а их служащие эвакуированы.

Новая государственная власть, пришедшая к управле­нию страной в результате Октябрьского переворота в Рос­сии, отказалась от таможенной политики, проводимой в дооктябрьский период, и ликвидировала существовавшую в России систему таможенных органов. Реализация ленинской идеи государственной монопо­лии внешней торговли по существу заблокировала широкое применение таможенно-тарифного регулирования и сделала систему таможенного контроля чисто вспомогательным ин­струментом регулирования внешней торговли. В период воен­ного

Первым нормативным актом советской власти в области таможенных отношений был декрет от 29 октября 1917 года «О разрешении на ввоз и вывоз товаров», который установил государственный контроль за внешнеторговыми операциями посредством лицензирования: для экспорта и импорта товаров требовалось разрешение НКТиП. В начале 1918 г. возобновил работу Департамент таможенных сборов при Наркомате финансов. 29 мая 1918 г. СНК издал Декрет "О разграничении прав Центральной и местных Советских властей по собиранию пошлин и о регулировании деятель­ности местных таможенных учреждений". В целом этот Декрет был первым крупным актом о создании советских таможенных учреждений.

Декретом СНК от 29 июня 1918 г. Департамент таможен­ных сборов был переименован в Главное управление тамо­женного контроля, которое переходило в подчинение Нарко­мата торговли и промышленности (НКТиП), а последний, в со­ответствии с Декретом СНК от II июня 1920 г., был преобразован в Народный комиссариат внешней торговли (НКВТ). К НКВТ перешли все функции в области управления тамо­женным делом. Утвержденное постановлением ЦИК СССР от 12 ноября 1923 г. Положение об НКВТ рассматривало та­моженное дело как составную часть внешнеторговой деятель­ности. В соответствии с этим постановлением Главное тамо­женное управление (ГТУ) вошло в состав НКВТ, а таможен­ные округа стали органами НКВТ на территории СССР.

12 ноября 1920 г. СНК РСФСР издал Декрет "О порядке приема, хранения и отпуска импортных и экспортных това­ров", который впоследствии послужил основой для Таможенного устава СССР 1924 г.

В первые месяцы Советской власти, а затем и в период военного коммунизма (1918—1921 гг.) таможенным пошлинам отводилась весьма скромная роль. Объяснялось это тем, что НКВТ в эти годы не продавал, а распределял товары. С переходом к нэпу, с расширением внеш­ней торговли, предоставлением права самостоятельного выхо­да на мировой рынок хозяйственным и государственным орга­низациям возникла необходимость восстановить таможенно-тарифное дело. Возвращение в 1922 г. к тарифным методам регулирования внешнеторговых операций повысило роль та­моженной службы в государственном управлении, практичес­ки "реанимировало" таможенные органы.

После того, как 9 марта 1922 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили первый таможенный тариф по европейской привозной торговле, декретом СНК РСФСР от 23 февраля 1922 г. был ут­вержден Таможенно-тарифный комитет (ТТК), а 13 июня 1922 г. — первый советский тариф по вывозной торговле . В его компе­тенцию входили: составление новых и изменение старых спис­ков запрещенных товаров; решение вносимых

ТТК играл важную роль в выработке таможенной поли­тики и в управлении таможенным делом. Многие положения и инструкции по таможенному регулированию содержат ссыл­ки на его решения. С переходом в начале 30-х годов к адми­нистративным методам регулирования внешней торговли и с реорганизацией внешнеэкономических органов  роль ТТК зна­чительно снизилась. Этот орган прекратил свое су­ществование в 1964 г. Фактически же он перестал функцио­нировать гораздо раньше.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1964 г. был утвержден новый Таможенный кодекс. По срав­нению с Таможенным кодексом СССР 1928 г. он был значи­тельно меньше по объему (120 статей, сгруппированных в три раздела). Управлению таможенным делом был посвящен первый раздел Кодекса, содержащий всего семь статей.

Структура таможен­ных органов, сложившаяся во второй половине 30-х годов и получившая юридическое закрепление в Таможен­ном кодексе 1964 г., с очень незначительными изменениями сохранялась вплоть до середины 80-х годов.

В период внешнеэкономической реформы (1986—1991 гг.) начинается новый этап развития таможенной системы, осо­бенности которого связаны с попыткой трансформировать таможенные службы государства-монополиста в новую уп­равленческую структуру, ориентированную на функциони­рование в условиях свободного рынка и демократического режима.

Пожалуй, наиболее радикальный этап реформы систе­мы таможенных органов приходится на начало 1986 г., когда ГТУ МВТ было преобразовано в Главное управление госу­дарственного таможенного контроля при Совете Министров СССР (ГУГТК при СМ СССР) — самостоятельный орган го­сударственного управления со статусом союзного ведомства. Именно с этого момента началась перестройка системы уп­равления таможенным делом, так как впервые за всю исто­рию Советского государства таможенная служба выделялась организационно.

Увеличение числа международных перевозок и рост объе­ма международного пассажирского сообщения обусловили в 1987—1990 гг. значительный рост числа местных таможен­ных учреждений. Только с марта по август 1989 г. число та­можен увеличилось с 87 до 95.

Логическое завершение данного этапа — принятие в 1991 г. нового Таможенного кодекса и Закона СССР "О та­моженном тарифе".

Таможенный кодекс СССР и Закон СССР о таможенном тарифе, принятые в 1991 г., внесли существенные изменения в организацию таможенного управления.

Формирова­ние национальных таможенных служб в России и других го­сударствах — членах СНГ приходится уже на новый этап развития таможенной системы. На данном этапе (развитие таможенного дела в условиях рыночной экономики) и находимся мы на сегодняшний день.

Необходимо подчеркнуть, что таможенное дело, как и оборона страны, государственная безопасность, эмиссия денег является только государственной монополией. Поэтому, таможенный механизм отражает все основные тенденции развития государства. В России стали происходить процессы реформирования, стало развиваться и совершенствоваться и таможенное дело, наряду с преобразованием российского законодательства, государственного аппарата, границ. Безусловно, становление российского таможенного дела связано с коренными экономическими преобразованиями в стране: появление разных форм собственности, рыночной экономики, резкое сокращение административных методов управления в народном хозяйстве, торговле в других отраслях. Для таможенного дела особенное значение имел отказ в 1989г. от государственных монополий внешней торговли. Это одна из причин резкого возрастания участников ВЭД, представляющих разные организационно-правовые формы хозяйствования.

3. Задача.

В соответствии с федеральным законом об акцизах  по товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации, объектом налогообложения является таможенная стоимость, увеличенная на сумму таможенной пошлины и таможенных сборов. Акциз – 15 %

В соответствии  со ставками ввозных таможенных пошлин (в ред. Приказа ГТК РФ от 10.03.2000 N 176 (ред. 20.12.2000)) из приказа 258 ГТК РФ  на жемчуг пошлина 20% (Между Россией и КНР действует РНБ).

В соответствии с Инструкцией о взимании таможенных сборов за таможенное оформление, утвержденной приказом ГТК России от 9 ноября 2000 г. № 1010 таможенные сборы за таможенное оформление товара взимаются в валюте Российской Федерации в размере 0,1 процента таможенной стоимости товара и дополнительно в иностранной валюте, курс которой устанавливает Центральный банк Российской Федерации, в размере 0,05 процента таможенной стоимости товаров.

Пошлина=900*0,2=180 долл.

Таможенный сбор=900*0,0015 =1,35 долл.

Причем 900*0,001*Курс ЦБ из 1,35 долл. будет уплачено в рублях по курсу ЦБ на день принятия таможенной декларации таможенным органом.

Акциз = (900+180+1,35)*0,15=162,2 долл.

При необходимости акциз может быть посчитана в рублях (перевод по курсу ЦБ на день принятия таможенной декларации таможенным органом).



















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.     Габричидзе Б.Н., Полежаев Д.М. Становление и развитие та­моженной службы в Советском государстве (1917—1991 гг.) // Го­сударство и право. 1992. № 10.

2.     Дмитриев С.С. Возникновение и развитие советской таможенной системы. // Социалистический таможенный контроль. 1967. №3-4.

3.     Габричидзе Б.Н. «Таможенные органы РФ». - М. «Государство и право». - 1995 г. № 3.

4.     Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-I "О таможенном тарифе" (с изм. и доп. от 7 августа, 25 ноября, 27 декабря 1995 г., 5 февраля 1997 г., 10 февраля, 4 мая 1999 г., 27 мая, 27 декабря 2000 г., 8 августа 2001 г.).

5.     Марков Л.Н. Очерки по истории таможенной службы. М.,1996.

6.     Макконелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. – М.: Республика, 1995.

7.     Приказ ГТК РФ от 10 января 1996 г. N 12 "Об утверждении общих положений о таможенных органах Российской Федерации" (с изм. и доп. от 29 декабря 2000 г.)

8.   ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ АКЦИЗАХ (в ред. Федеральных законов от 07.03.96 N 23-ФЗ, от 10.01.97 N 12-ФЗ, от 14.02.98 N 29-ФЗ, от 23.07.98 N 118-ФЗ, от 29.12.98 N 192-ФЗ, от 10.02.99 N 32-ФЗ)




[1] Габричидзе Б.Н. «Таможенные органы РФ». - М. «Государство и право». - 1995 г. № 3.


[2] Габричидзе Б.Н. «Таможенные органы РФ». - М. «Государство и право». - 1995 г. № 3.

[3] Габричидзе Б.Н., Полежаев Д.М. Становление и развитие та­моженной службы в Советском государстве (1917—1991 гг.) // Го­сударство и право. 1992. № 10.