Содержание



страницы



1. Тарифные льготы.

3



2. Таможенный контроль.

8



3. Задача.

13



Список использованных источников

14




1. Тарифные льготы.

Под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики РФ льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу РФ, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.       Тарифные льготы (тарифные преференции) в отношении товаров устанавливаются Законом "О таможенном тарифе". Тарифные льготы предоставляются исключительно по решению Правительства РФ.       Существуют случаи полного освобождения от пошлины: а) транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжение, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенное за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) данных транспортных средств;

б) предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимое за пределы таможенной территории Российской Федерации для обеспечения деятельности российских и арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов, ведущих морской промысел, а также продукция их промысла, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации;

в) товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимые с этой территории для официального или личного пользования представителями иностранных государств, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных соглашений Российской Федерации или законодательства Российской Федерации;

г) валюта Российской Федерации, иностранная, а также ценные бумаги в соответствии с законодательными актами Российской Федерации;

д) товары, подлежащие обращению в собственность государства в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

е) товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимые с этой территории в качестве гуманитарной помощи; в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий; учебные пособия для бесплатных учебных, дошкольных и лечебных учреждений;

ж) товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве безвозмездной помощи (содействия), а также ввозимые на эту территорию и (или) вывозимые с этой территории в благотворительных целях по линии государств, международных организаций, правительств, в том числе в целях оказания технической помощи (содействия);

з) товары, перемещаемые под таможенным контролем в режиме транзита через таможенную территорию Российской Федерации и предназначенные для третьих стран;

и) товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами и не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации;

к) оборудование, приборы и материалы, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации для реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства для военнослужащих, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства Российской Федерации уполномоченными им органами исполнительной власти;

м) пожарно-техническая продукция, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации для обеспечения деятельности органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации при осуществлении своих функций, установленных законодательством Российской Федерации;

н) оборудование, включая машины, механизмы, а также материалы, входящие в комплект поставки соответствующего оборудования, и комплектующие изделия (за исключением подакцизных), ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в счет кредитов, предоставленных иностранными государствами и международными финансовыми организациями в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

о) товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, в том числе ввозимые по лизингу, для выполнения работ по соглашению о разделе продукции в соответствии с программой таких работ и со сметой затрат инвестора, утвержденными в установленном указанным соглашением порядке, или вывозимые с данной территории в соответствии с условиями указанного соглашения. В таком случае взимание ввозных и вывозных таможенных пошлин заменяется разделом продукции в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции, заключенного в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции".

Освобождение от уплаты таможенной пошлины производится только в случаях, когда это предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

При осуществлении торгово-политических отношений РФ с иностранными государствами допускается установление преференций по таможенному тарифу РФ в виде освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставок пошлин либо установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) в отношении товаров:       - происходящих из государств, образующих вместе с РФ зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза. (примером таких стран являются страны входящие в СНГ);       - происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций РФ, пересматриваемой периодически, но не реже чем один раз в пять лет, Правительством РФ.       В настоящее время имеются две группы стран, пользующиеся такого рода преференциями:       - Развивающиеся страны - при ввозе товаров происходящих из таких стран уплачивается пошлина в размере 75% от ставки.       - Недостаточно развитые страны - при ввозе товаров происходящих из таких стран пошлина не платится.

Перечни развивающихся и наименее развитых стран - пользователей преференций РФ определены приказом ГТК РФ от 26.04.1996 N 258 (ред. от 20.12.2000) "О СТАВКАХ ВВОЗНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН". Этим же Приказом определен и перечень товаров, в отношении которых такие преференции могут быть применены.

Указанные преференции, применяются только в случае выполнения условий, предусмотренных "Соглашением об унифицированных правилах, определяющих происхождение товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций".       В соответствии с этим Соглашением тарифные преференции предоставляются на товары, происходящие из стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, при непосредственной закупке в этих странах.       Товар рассматривается, как непосредственно закупленный, если импортер закупил его у фирмы, зарегистрированной в стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим.       Товары, происходящие из стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, подлежат прямой отгрузке в страну, предоставляющую тарифные преференции. Правилам прямой отгрузки отвечают также товары, транспортируемые через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин и при временном складировании их на территории этих стран с условием, что товары все время находятся под таможенным контролем стран транзита.       В случае невыполнения хотя бы одного из указанных условий таможенная пошлина начисляется по максимальным ставкам, если не будет достоверно установлено, что страна, из которой товар происходит, входит в перечень стран, пользующихся в РФ режимом наибольшего благоприятствования.

Не облагаются пошлиной товары, перемещаемые физическими лицами, если они не предназначены для производственного или коммерческого использования, в рамках квот, установленных Постановлением от 10.07.99 №78, в частности при ввозе - стоимости не выше 1 000 долларов и весом не более 50 кг, при вывозе - стоимостью не выше 10 000 долларов.

В пределах таможенной территории России предоставляются тарифные льготы в отношении товаров, ввозимых или вывозимых в рамках соответствующих таможенных режимов (например, временного ввоза или вывоза, свободного склада и др.); товаров, вывозимых в качестве комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом в соответствии с межправительственными соглашениями; ввозимых в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий (тарифные льготы распространяются также на вывозимые этими предприятиями отдельные виды товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции, или в течение периода окупаемости иностранных инвестиций).

2. Таможенный контроль.

Таможенный контроль  представляет  собой  действия должностных лиц таможенного органа, осуществляемые в установленной последовательности и направленные на обеспечение соблюдения действующего законодательства и установленного порядка перемещения товаров и транспортных средств через  границу,  в том числе соблюдение мер нетарифного регулирования,  при перемещении товаров и транспортных средств под определённый таможенный режим.

К мерам нетарифного регулирования относят ограничения на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской  Федерации  товаров  и  транспортных средств, установленные,  исходя  из экономической политики Российской Федерации, защиту экономической основы суверенитета Российской  Федерации,  выполнение международных  обязательств  Российской Федерации,  защиту внутреннего потребительского рынка.  В качестве ответной меры на дискриминационные и другие ущемляющие  интересы  российских лиц,  акции иностранных государств и их союзов и по другим достаточно важным основаниям в  соответствии  с  Федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, которые могут выражаться в  лицензировании,  квотировании,  установление  минимальных и максимальных цен, сертификации, разрешительной системе и другое.

          При ввозе таможенный контроль начинается с момента пересечения  товаром и транспортным средством таможенной границы РФ,  а при вывозе - с момента принятия таможенной декларации.

          Таможенный контроль  при ввозе завершается в момент выпуска товаров и транспортных средств,  если иное не предусмотрено Таможенным кодексом РФ. При выпуске  товаров и транспортных средств,  вывозимых за пределы таможенной территории Российской Федерации,  таможенный контроль завершается в  момент пересечения таможенной границы Российской Федерации.

Общие положения, касающиеся осуществления таможенными органами Российской Федерации таможенного контроля, содержатся в Таможенном кодексе Российской Федерации. Регулирование отдельных вопросов осуществления таможенного контроля содержится в различных нормативных актах, таких, как: - Закон Российской Федерации "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", от 13.10.95 № 157-ФЗ; – приказ ГТК N 3 от 10.01 00 "Об утверждении Положения о таможенном режиме уничтожения товаров "

- приказ ГТК РФ "О мерах по усилению контроля таможенной стоимости" от 24.12.97 № 757;

- другие нормативные акты.

В соответствии с Таможенным кодексом РФ таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов РФ путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей, таможенного досмотра, учета товаров и транспортных средств, осмотра территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон и магазинов беспошлинной торговли, других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю. Правила проведения таможенного контроля определяются ГТК РФ. Общим правилом таможенного контроля является недопустимость причинения неправомерного вреда лицам, их товарам и транспортным средствам. Должностные лица таможенных органов, причинившие неправомерный вред, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

          Таможенный контроль  осуществляется  путём  проверки  документов  и сведений, необходимых для таможенных целей.

          Цели при таможенном контроле  определяются  по  тем  документам  и сведениям, которые передаёт лицо, перемещающее товар или транспортное средство через таможенную границу должностному лицу таможенного органа, осуществляющему таможенный контроль.

Указанные документы должны содержать сведения,  позволяющие  идентифицировать товары и транспортные средства. Такими сведениями могут являться: наименование  российского  получателя  товаров,  наименование  перевозчика, краткие сведения о транспортном средстве,  такие как:  вид,  название,  номер и другое. К сведениям также относят обобщённое комплектование товаров и его  качество.

          Рассмотренные сведения необходимо предъявлять в  случае,  если  лицо перемещает свой  товар  для  ведения  внешнеэкономической  деятельности в тех режимах, которые предусмотрены Таможенным кодексом.

          В случае, если лицо, перемещающееся через таможенную границу РФ, не имеет товар или багаж, или имеет его, но он предназначен для личного пользования, то в этом случае осуществляется льготный порядок пересечения таможенной границы.

Наиболее важной  и часто используемой формой контроля является таможенный досмотр.  Таможенный досмотр проводится  на  основании  Таможенного кодекса РФ. Таможенный досмотр  делится  на  обязательный,  который устанавливается нормативными актами ГТК и на досмотр,  производимый по  усмотрению  начальников таможни и начальников таможенных постов.

          Таможенный досмотр - это административное действие,  заключающееся в фактической проверке товаров и транспортных средств,  в  целях  установления законности их  перемещения  через таможенную границу,  соответствие проверяемых товаров данным,  заявленным в таможенной декларации,  соответствие товаров нормам,  установленным соответствующими регламентирующими перечнями и списками, выявление скрытых от таможенного контроля,  либо перемещаемых без разрешительных документов предметов,  а также предметов,  являющихся контрабандой, определения  наименования  и  кода  по  ТНВЭД  товарная  номенклатура внешнеэкономической деятельности,  определение  стоимости,  количества и качества.

Различают таможенный контроль товаров и транспортных средств. Применительно к таможенному контролю товаров существует таможенный контроль импортных, экспортных и транзитных товаров. Таможенный контроль товаров, следующих транзитом через таможенную территорию Российской Федерации, называется промежуточным. Таможенный контроль транспортных средств подразделяется в зависимости от видов транспортных средств, перемещающихся через таможенную границу (таможенный контроль морских судов, речных судов, железнодорожных составов, воздушных судов, автотранспортных средств и др.).

В процессе осуществления таможенного контроля обычно участвуют таможенные органы нескольких стран, поэтому в зависимости от характера участия в процессе таможенных органов сотрудничающих стран выделяются: - двусторонний таможенный контроль, при котором таможенный досмотр раздельно осуществляют таможенные органы каждой из стран; - односторонний таможенный контроль, когда таможенный досмотр проводят таможенные органы только одной страны; - совместный таможенный контроль, когда таможенный досмотр осуществляется совместно таможенными органами.

Таможенный контроль бывает однократным и повторным. Когда таможенная граница пересекается только один раз в одном направлении и таможенный досмотр осуществляется только один раз, имеет место однократный таможенный контроль. Если товары и транспортные средства пересекают границу дважды, они попадают под повторный таможенный контроль.

В процессе осуществления таможенного контроля таможенным органам предоставлены определенные права, а именно: должностные лица таможенных органов имеют право доступа на территорию и в помещения любых лиц, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю. Таможенные органы вправе привлекать специалистов из других ведомств, в том числе из других правоохранительных органов, а также экспертов для оказания содействия в проведении таможенного контроля. Путем наложения пломб, печатей, иной буквенной маркировки, специальных знаков, взятия проб и образцов, таможенные органы могут идентифицировать перемещаемые товары и транспортные средства. Таможенные органы вправе назначать или проводить в пределах своей компетенции проверку финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу РФ, таможенных брокеров либо иных лиц. В ходе таких проверок таможенные органы вправе знакомиться с любой информацией, касающейся осуществления внешнеэкономической деятельности, требовать от участников ВЭД справки, письменные и устные объяснения, опечатывать помещения, изымать документы для проверки их подлинности. Указанные проверки не должны причинять неправомерного ущерба проверяемому лицу. Вся информация, полученная таможенными органами в ходе осуществления проверок, является конфиденциальной и не подлежит. В исключительных случаях таможенными органами применяется особая форма таможенного контроля - личный досмотр.









3. Задача.

В соответствии с Инструкцией о взимании таможенных сборов за таможенное оформление, утвержденной приказом ГТК России от 9 ноября 2000 г. № 1010 таможенные сборы за таможенное оформление товара взимаются в валюте Российской Федерации в размере 0,1 процента таможенной стоимости товара и дополнительно в иностранной валюте, курс которой устанавливает Центральный банк Российской Федерации, в размере 0,05 процента таможенной стоимости товаров.


Таким образом, сбор составит:

В рублях будет уплачено: 35000*Курс ЦБ*0,001

И дополнительно в долларах: $35000*0,0005 = $17.5

Допустим, что день принятия таможенной декларации таможенным органом 09.01.03. Курс ЦБ составит 31,88 рублей за доллар[1].

Тогда в рублях будет уплачено:

35000*31,88 *0,001 = 1115,8 рублей.

Сумма таможенного сбора, уплачиваемого в валюте, составит:

17.5 долларов.













СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.     Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-I "О таможенном тарифе" (с изм. и доп. от 7 августа, 25 ноября, 27 декабря 1995 г., 5 февраля 1997 г., 10 февраля, 4 мая 1999 г., 27 мая, 27 декабря 2000 г., 8 августа 2001 г.).

2.     Приказ ГТК РФ от 10 января 1996 г. N 12 "Об утверждении общих положений о таможенных органах Российской Федерации" (с изм. и доп. от 29 декабря 2000 г.)

3.     Таможенное право России под. ред. И.В. Тимошенко, Ростов., 2001.

4.     Таможенный кодекс Российской Федерации: М.,2001.

5.     Приказ Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 9 ноября 2000 г. N 1010  - ИНСТРУКЦИЯ "о взимании таможенных сборов за таможенное оформление "

6.     Ведомости, 2003 г., № 1 (801).


[1] Ведомости, 2003 г., № 1 (801).