Содержание



Стр.

Введение

3



1. Формы осуществления иностранными юридическими лицами предпринимательской деятельности в РФ.

3



2. Порядок регистрации и учета иностранных юридических лиц в Российской Федерации.

5



3. Налогообложение иностранных юридических лиц.

8



4. Проблемы налогообложения прибыли и доходов иностранных юридических лиц.

13



Заключение

14



Список использованных источников

16



ВВЕДЕНИЕ

          Стремление России интегрироваться в мировое хозяйство приводит к возможности относительно свободного перемещения иностранного капитала. В сегодняшней ситуации проблема его привлечения в нашу страну стоит весьма остро. Ряд отраслей отечественной промышленности испытывают инвестиционный голод, поэтому приток капиталов как российских, так и из-за рубежа может дать импульс для выхода из кризисного состояния, стимулировать деловую активность на внутреннем рынке, повысить конкурентоспособность российских товаров на мировом рынке.

Иностранные предприниматели проявляют немалый интерес к российской экономике, т.к. Россия имеет богатые месторождения природного сырья, сравнительно дешевые энергетические ресурсы, квалифицированные трудовые ресурсы при относительно низкой стоимости рабочей силы, очень емкий внутренний рынок. В то же время желаемых масштабов иностранные инвестиции в нашей стране пока не приобрели.

В числе факторов, в первую очередь препятствующих иностранным инвестициям в экономику России одно из первых мест занимает – несовершенство налогового законодательства и таможенного законодательства, т.е. все, связанное непосредственно с налогами, сборами, пошлинами.

Именно поэтому необходимо хорошо знать и разбираться в действующем законодательстве по данному и многим другим вопросам.

1. Формы осуществления иностранными юридическими лицами предпринимательской деятельности в РФ.

Иностранными юридическими лицами признаются компании, зарегистрированные в соответствии с законодательством иностранных государств за пределами территории Российской Федерации. Налогообложение доходов данных компаний, полученных на территории Российской Федерации, регулируется законодательством о налогообложении прибыли иностранных юридических лиц.

Можно выделить две формы присутствия иностранной организации на территории Российской Федерации. К первой относятся иностранные компании, которые осуществляют свою деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства, в этом случае они обязаны самостоятельно исчислять налог на прибыль и уплачивать его в бюджет РФ. Ко второй относятся иные иностранные организации, деятельность которых на территории РФ не приводит к образованию постоянного представительства. В данном случае российская организация, перечисляющая денежные средства иностранной компании, выступает в качестве налогового агента и обязана удержать налог и уплатить его в бюджет РФ.

          Под постоянным представительством иностранного юридического лица в Российской Федерации для целей налогообложения понимаются филиал, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое постоянное место регулярного осуществления деятельности по извлечению дохода на территории России или за границей, а также любые организации и физические лица, уполномоченные иностранными юридическими лицами осуществлять представительские функции в Российской Федерации.

          Иностранное юридическое лицо может также рассматриваться как имеющее постоянное представительство в случае, если оно осуществляет предпринимательскую деятельность в РФ через российскую организацию или физическое лицо, которые на основании договорных отношений с иностранным юридическим лицом представляют его интересы в Российской Федерации, действуют от его имени и имеют полномочия, в частности, на заключение контрактов от имени данного иностранного юридического лица или имеющие полномочия обговаривать существенные условия контрактов. Существенными могут быть признаны условия контрактов, определяющие цену поставляемых товаров (работ, услуг), валюту цены и валюту платежа, сроки поставки и т.п.

          Если российская организация или физическое лицо осуществляют эту деятельность в рамках своей основной (обычной) деятельности, то такая организация или физическое лицо не рассматриваются как постоянное представительство иностранного юридического лица, а являются, в терминах международных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, агентами с независимым статусом. При этом оно является как юридически, так и экономически независимым от этого иностранного юридического лица. К таким независимым агентам относятся внешнеторговые организации, осуществляющие закупки товаров у иностранных фирм поставщиков от своего имени или от имени российских предприятий-заказчиков товаров, брокеры, дилеры, другие специализированные посредники.

          Термин ''постоянное представительство'' применяется только для определения налогового статуса иностранного юридического лица или его агента и не имеет организационно - правового значения. Постоянным представительством может быть филиал иностранного юридического лица, представительство, любое иное место осуществления деятельности в зависимости от того, попадает ли такая деятельность по законам РФ и международным соглашениям об избежании двойного налогообложения под определение постоянного представительства.

2. Порядок регистрации и учета иностранных юридических лиц в Российской Федерации.

Иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в Российской Федерации, обязаны встать на учет в налоговом органе независимо от того, будет ли в дальнейшем их деятельность признана налоговым органом подлежащей налогообложению или нет в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными соглашениями.

При регистрации в налоговых органах в Российской Федерации иностранные юридические лица обязаны руководствоваться Приказом МНС РФ от 07.04.2000 N АП-3-06/124 ( Положение "Об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций").

Согласно приложению 1 к приказу МНС РФ от 7 апреля 2000 г. N АП-3-06/124 (Положение "Об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций")  учету в налоговых органах подлежат:

 - иностранные юридические лица, компании, фирмы, иные корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, а также любые другие организации (включая полные товарищества и личные компании), образованные в соответствии с законодательством иностранных государств (далее именуемые "иностранные организации").

 - международные организации, созданные на основе международного договора, обладающие международной правосубъектностью и имеющие статус юридического лица, располагающие в Российской Федерации своими постоянными органами, филиалами или представительствами (далее именуемые - "международные организации").

 - дипломатические и приравненные к ним представительства иностранных государств в Российской Федерации (далее именуемые "дипломатические представительства").

Иностранные и международные организации и дипломатические представительства подлежат постановке на учет в налоговых органах с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и указанием кода причины постановки на учет (КПП).

 Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет иностранных и международных организаций, дипломатических представительств в течение пяти дней со дня подачи ими заявления о постановке на учет с приложением всех необходимых документов.

В случае, если иностранная организация осуществляет или намеревается осуществлять деятельность в Российской Федерации через отделение в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), то она обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности не позднее 30 дней с даты ее начала.

При постановке на учет в налоговый орган представляются следующие документы:

 1. Заявление о постановке на учет по форме 2001И;

 

2. легализованные выписка из торгового реестра или сертификат об инкорпорации, или другой документ аналогичного характера, содержащие информацию об органе, зарегистрировавшем иностранную организацию, регистрационном номере, дате и месте регистрации.;

 3. справка налогового органа иностранного государства в произвольной форме о регистрации иностранной организации в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации с указанием кода налогоплательщика (или его аналога);

4. решение уполномоченного органа иностранной организации о создании отделения в Российской Федерации или, в случае отсутствия такого решения, копия договора, на основании которого осуществляется деятельность в Российской Федерации;

 5. доверенность, выданная иностранной организацией на главу (управляющего) отделения.

 При постановке на учет налоговый орган выдает иностранной организации Свидетельство по форме 2401ИМД с указанием ИНН и КПП.

Если иностранная организация уже состоит на учете в налоговом органе, то при открытии этой организацией нового отделения на территории, подконтрольной другому налоговому органу, осуществляющему учет иностранных организаций, она представляет следующие документы:

- Заявление о постановке на учет по форме 2001И;

 - решение уполномоченного органа иностранной организации о создании нового отделения в Российской Федерации или, в случае отсутствия такого решения, копию договора, на основании которого осуществляется деятельность в Российской Федерации;

 - доверенность, выданную иностранной организацией на главу (управляющего) отделения;

 - копию Свидетельства, выданного налоговым органом, в котором иностранная организация была ранее поставлена на учет, заверенную в установленном порядке.

Иностранные и международные организации, имеющие в Российской Федерации недвижимое имущество, за исключением транспортных средств, относящихся к недвижимому имуществу в соответствии с законодательством Российской Федерации, подлежат постановке на учет по месту нахождения вышеназванного имущества в налоговом органе, осуществляющем учет этих организаций.

 Иностранные и международные организации, имеющие транспортные средства, в том числе транспортные средства, относящиеся к недвижимому имуществу в соответствии с законодательством Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации этих транспортных средств.

При постановке на учет налоговый орган выдает иностранной (международной) организации Свидетельство по форме 2401ИМД с указанием ИНН и КПП.

3. Налогообложение иностранных юридических лиц.

Налог на прибыль иностранного юридического лица исчисляется налоговым органом по месту осуществления деятельности в Российской Федерации.

Налог на прибыль постоянного представительства иностранного юридического лица, осуществляющего строительно-монтажные работы, уплачивается им ежегодно.          При этом если прибыль по долгосрочным договорам на выполнение подрядных работ признается постоянным представительством по мере выполнения отдельных этапов работы, то уплаченная по итогам соответствующего отчетного года сумма налога является окончательной.

Если прибыль признается постоянным представительством по мере завершения и сдачи всей работы, то сумма уплаченных ежегодных платежей может корректироваться. В случае если по итогам выполнения всей работы, фактически, уплаченные суммы налога на прибыль превысят окончательные налоговые обязательства постоянного представительства, то суммы переплаченного налога могут возмещаться налоговыми органами в течение месяца после сдачи налоговой декларации или засчитываться в счет предстоящих платежей в бюджет.

Налогообложению подлежит прибыль постоянного представительства, определяемая как разница между выручкой от реализацией продукции (работ, услуг) без НДС, специального налога и акцизов, других доходов, и затратами, непосредственно связанными с осуществлением деятельности иностранного юридического лица в России, включая управленческие и общеадминистративные расходы, понесенные как на территории России, так и за границей.

          В состав расходов постоянного представительства, понесенных за границей, могут включаться только те расходы, понесенные за рубежом, которые связаны с осуществлением деятельности постоянного представительства в России.

          Для расчета прибыли иностранного юридического лица в связи с деятельностью в России основным методом является прямой метод, т.е. определение прибыли как разницы между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и затратами по ее производству.

          В случае, если не представляется возможным прямо определить прибыль, полученным иностранным юридическим лицом в связи с деятельностью в России, предусмотрен ряд последовательно применяемых условных методов, позволяющих расчетным путем определить налоговые обязательства на основании валового дохода из всех источников или на основании расходов, связанных с такой деятельностью. При условном методе расчета прибыли иностранных юридических лиц расчет производится исходя из нормы рентабельности 25%.

          При включении в состав доходов постоянных представительств доходов, полученных от источников в России и подвергшихся предварительному обложению налогом при их выплате, иностранным юридическим лицам предоставляется зачет на сумму ранее уплаченных налогов.

Иностранное юридическое лицо, осуществляющее деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, представляет в налоговый орган по месту регистрации постоянного представительства отчет о деятельности в Российской Федерации (в произвольной форме), а также декларацию о доходах. При прекращении деятельности до окончания календарного года указанные документы должны быть представлены в течение месяца со дня ее прекращения.

Если иностранное юридическое лицо имеет в Российской Федерации несколько зарегистрированных в целях налогообложения постоянных представительств, декларация о доходах подается в каждый из соответствующих налоговых органов, на территории которого  зарегистрировано постоянное представительство иностранного юридического лица.

Налоговый орган исчисляет сумму налога на прибыль иностранного юридического лица и выписывает платежное извещение в месячный срок с даты представления декларации о доходах.

Срок уплаты налога в платежном извещении устанавливается в один месяц с даты его выписки.

Налогообложение доходов иностранных юридических лиц, не связанных с деятельностью в РФ через постоянное представительство.

Иностранные юридические лица, получающие доходы из источников, находящихся на территории  Российской Федерации, подлежат обложению налогом на доходы у источника выплаты. К доходам из источников в Российской Федерации, в частности, относятся следующие доходы:

• дивиденды, выплачиваемые российскими резидентами, а также доходы от распределенной в пользу иностранного участника прибыли созданного в Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями;

• доходы, получаемые от долевого участия иностранных партнеров в деятельности товариществ;

• дополнительные вознаграждения акционеров в денежной или иной форме;

• прибыль, распределяемая чековыми инвестиционными фондами (специализированными инвестиционными фондами приватизации);

• процентный доход от долговых обязательств любого вида; премий, выплачиваемых при погашении ценных бумаг, ранее реализованных с дисконтом; штрафов и пени за нарушение договорных и долговых обязательств:

• доходы от использования авторских прав;

• доходы от использования изобретения, полезной модели, промышленного образца, торговой марки, товарного знака, знака обслуживания других аналогичных активов, а также деловой репутации (престижа), контактов, клиентов и кадров компании;

• доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося на территории Российской Федерации, в том числе лизинговых операций;

• доходы от отчуждения имущества:

а) акций и других ценных бумаг;

б) долговых требований;

в) имущества отделения, которое иностранное юридическое лицо имеет на территории Российской Федерации;

г) морских, речных и воздушных судов, железнодорожного транспорта и автотранспортных средств, используемых на международных перевозках, и движимого имущества, относящегося к таким перевозкам;

д) имущества, находящегося на территории Российской Федерации.

Такие доходы рассчитываются на основе превышения суммы реализации имущества над стоимостью его приобретения.

Доходы от премий по прямому страхованию и сострахованию рассчитываются исходя из полной суммы премии, умноженной на коэффициент 0,25. Доходы от премий по перестрахованию – с применением коэффициента 0,125.

Другие доходы, получение которых не связано с деятельностью через постоянное представительство, в частности за работы и любого рода услуги, выполненные и предоставленные на территории Российской Федерации, в том числе за:

а) выдачу компанией лицензии на производство или продажу товаров или услуг под фирменным наименованием данной компании;

б) право на использование программ для ЭВМ и баз данных;

в) использование технической, организационной или коммерческой информации (''ноу-хау''), в том числе секретной формулы или процесса;

г) управленческие услуги;

д) оказание содействия, необходимого для установки и эксплуатации оборудования, линий механизмов и приспособлений;

 е) оказание содействия, необходимого для эффективного использования имущества или пользования предоставленными правами;

ж) консультации, содействие и услуги, связанные с осуществлением управления любым научным, промышленным или коммерческим проектом, планом, процессом или предприятием с иностранными инвестициями;

з) услуги и консультации, оказываемые иностранной компанией своим дочерним компаниям, в связи с осуществлением последними предпринимательской деятельности в Российской Федерации, а также за услуги и консультации, предоставляемые в пользу представительства головным офисом иностранного юридического лица;

и) услуги по эмиссии (включая доходы от проведения самостоятельной эмиссии и доходы о услуг по ее обслуживанию) и размещению акций любого лица-резидента Российской Федерации;

к) перевозку всеми видами транспорта – фрахт;

л) реализацию на территории Российской Федерации ввозимых из-за границы товаров на условиях договоров торгового посредничества с российскими предприятиями.

Доходы иностранного юридического лица, полученные по внешнеторговым операциям, совершаемым исключительно от имени данного иностранного юридического лица, и связанные с экспортом в Российской Федерации товаров, налогообложению у источника не подлежат.

Суммы доходов от фрахта, выплачиваемые иностранным юридическим лицом в связи с осуществлением морских, воздушных, железнодорожных, автомобильных и иных международных перевозок, облагаются налогом по ставке 6%, дивиденды и проценты – по ставке 15, остальные доходы – по ставке 20%.

Лица, выплачивающие доход иностранным юридическим лицам ежеквартально, в сроки, установленные для представления квартальной бухгалтерской отчетности российскими предприятиями, представляют информацию о суммах выплаченных доходов и удержанных налогов в тот налоговый орган, в котором это российское лицо состоит на налоговом учете.

Для возврата налога в установленных случаях иностранное юридическое лицо, имеющее фактическое право на получение дохода, представляет в органы Государственной налоговой службы Российской Федерации заявление по установленной форме с официальным подтверждением факта постоянного местопребывания данного лица в стране, с которой имеются действующие межправительственные (межгосударственные) соглашения об избежании двойного налогообложения.

4. Проблемы налогообложения прибыли и доходов иностранных юридических лиц.

 Основными проблемами при осуществлении деятельности иностранным юридическим лицом являются нестабильность налоговой системы, неясность и противоречивость некоторых положений в сочетании с весьма жесткими финансовыми санкциями за малейшее нарушение налогового законодательства.

Еще одна серьезная проблема в области налогов – риск двойного налогообложения. В случае ведения торговли правительства обеих торгующих сторон могут пожелать взимать налог с доходов от этой торговли. Потенциальное двойное налогообложение возникает потому, что одна страна претендует на право налогообложения на основании факта проживания (или гражданства) налогоплательщика, а другая – на основании места получения дохода. Двойное налогообложение может также возникать, когда обе страны утверждают, что налогоплательщик является их резидентом, либо когда каждая их двух стран утверждает, что доход получен именно в ней.

Российская Федерация заключила ряд межправительственных соглашений об устранении двойного налогообложения. Межправительственные соглашения в области взимания налогов имеют приоритет перед налоговым законодательством РФ. При отсутствии межправительственных соглашений иностранные фирмы и компании облагаются по законам РФ. Налогообложению подлежит только та часть прибыли иностранного юридического лица, которая получена в связи с его предпринимательской деятельностью на территории России.

          Сложным также является определение статуса иностранной организации. Установление наличия или отсутствия постоянного представительства относится к одним из наиболее важных и в то же время наиболее сложных вопросов международного налогообложения, как с теоретической точки зрения, так и с точки зрения реализации процедуры установления постоянного представительства налоговыми органами. В этой области остается еще ряд вопросов, требующих в первую очередь теоретической доработки (уточнения критерия постоянства осуществления деятельности, определения деятельности, носящий подготовительный характер, степени зависимости лица от представляемого им предприятия и т.п.).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          Расширение сферы внешнеэкономического и внешнеторгового сотрудничества  России с зарубежными странами, использование в этой сфере новых рычагов и стимулов рыночного характера ставит перед участниками международных отношений ряд проблем. Эти проблемы касаются поиска способов адаптации России к новым условиям международных отношений, путей создания выгодных обеим сторонам  форм ее сотрудничества с зарубежными странами, а также выработки рыночных форм контроля за коммерческой деятельностью зарубежных фирм на российской территории, за продвижением товаропотоков, денежных средств через границу РФ.

Одной из проблем международного экономического сотрудничества является выработка механизма налогового регулирования стоимостных результатов деятельности инофирм и предприятий с иностранными инвестициями в России, согласующегося с нормами международного права. Составной частью такого механизма является взимание налога на прибыль и доходы иностранных юридических лиц, а также предприятий с иностранными инвестициями.

Налоговый режим зависит от правового статуса иностранного плательщика на территории РФ. В настоящее время налогообложение стоимостных результатов  деятельности инофирм и предприятий с иностранными инвестициями регламентируется положениями Инструкции ГНС РФ от 16 июня 1995г. №34 ''О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц''(с изменениями на 7 апреля 2000 года). Налогоплательщиками в России являются иностранные фирмы и граждане – нерезиденты, уплачивающие налог в двух случаях.  Во-первых, когда они извлекают доходы на нашей территории без образования постоянного представительства, а во-вторых, когда они действуют через свое постоянное представительство. Некоторые нюансы имеет налоговый режим в отношении результатов от коммерческой деятельности, осуществляемой через посредника. В этом случае налоговое бремя в России несет сам посредник.

Широкое распространение в России практики привлечения инофирм к строительным работам обусловило необходимость отразить в законе их отношения с налоговыми администрациями в России.

Постоянные представительства, через которые ведет свою деятельность иностранная фирма, сами по себе не являются налогоплательщиками, поскольку они – не юридические лица. Однако руководители таких представительств несут полную ответственность по отчетности перед налоговыми органами за деятельность, осуществляемую самим иностранным юридическим лицом через постоянные представительства. Непосредственным налогоплательщиком является сама иностранная компания, регистрирующая на территории РФ свое представительство. 

Практика налогообложения иностранных компаний позволила выявить не только недостатки российского налогового законодательства, препятствующие притоку зарубежных инвестиций, но и ряд других, позволяющих уклоняться от уплаты налогов в России. Так, на протяжении длительного времени в законодательных и нормативных актах не был четко установлен порядок постановки иностранных юридических лиц на налоговый учет. Особенно это касалось фирм, не имеющих в России постоянных представительств. Лицензии иностранным компаниям на лицензируемые виды деятельности, например на строительство, выдавались различными российскими министерствами и ведомствами без проверки постановки на налоговый учет. Порой иностранцам давались совершенно беспочвенные и нереальные обещания освободить их от налогообложения или предоставить им налоговые льготы сверх установленных законом. В настоящее время регистрация иностранных юридических лиц строго регламентирована приказом МНС России от 7 апреля 2000 года N АП-3-06/124.

Как можно наблюдать, налоговое законодательство постоянно изменяется, дополняется и совершенствуется, в том числе и касательно вопроса деятельности иностранных юридических лиц в РФ.


Список использованных источников


1. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности  предприятия: Учебно-практическое пособие. – М., 1998

2. Налоги: Учебное пособие / Под ред. Д.Г.Черника. – М.: Финансы и статистика,1999

3. Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П.  Основы налоговой системы: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998

4. Юткина Т.Ф.  Налоги и налогообложение. – М.: ИНФРА-М, 1998

5. Приказ МНС России от 7 апреля 2000 года N АП-3-06/124

6. Инструкция ГНС РФ от 16 июня 1995г. №34 ''О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц''(с изменениями на 7 апреля 2000 года)