Тема: «Основные принципы и методы
бухгалтерского учета, используемые в МЭО»
Содержание:
1. Международные бухгалтерские принципы…………………………………2
2. Методы бухгалтерского учета……………………………………………….5
Список литературы………………………………………………………….11
1.Международные бухгалтерские принципы.
В соответствии с Первым международным учетным стандартом основополагающими бухгалтерскими принципами является метод начисления и непрерывность деятельности.
Метод начисления. В соответствии с данным методом результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения (а не в том случае, когда денежные средства или их эквиваленты получены или выплачены). Они отражаются в учетных записях и включения в финансовую отчетность периодов, к которым относятся. Благодаря этому финансовая отчетность информирует пользователей не только о операциях, связанных с выплатой или получением денежных средств, но и об обязательствах заплатить деньги в будущем, и о ресурсах, представляющих денежные средства, которые будут получены в будущем.
Непрерывность деятельности. Финансовая отчетность обычно составляется на основе документации, что компания действует и будет действовать в обозримом будущем. Таким образом, предположения, что компания не собирается и не нуждается в ликвидации или сокращении масштабов своей деятельности. Если такое намерение или необходимость существуют, финансовая отчетность должна составляться на иной основе, которую необходимо раскрыть.
Качественными характеристиками финансовой отчетности являются понятность, уместность, надежность, сопоставимость.
Понятность. Информация, предоставленная в финансовой отчетности, должна быть доступной для понимания пользователей, которые имеют достаточные знания в сфере деловой и экономической деятельности. Вместе с тем информация о важных вопросах не должна включаться только из-за того, что может оказаться слишком сложной для понимания определенным пользователем.
Уместность. Информация является уместной, когда она влияет на экономическое решение пользователей, помогая им оценивать прошлые, настоящие и будущие события, подтверждать или направлять их прошлые оценки.
На уместность информации влияют ее характер и изменчивость. Например, само сообщение о новом сегменте может повлиять на оценку рисков и возможностей, имеющихся у компании, независимо от существенности результатов, достигнутых новым сегментом в отчетном периоде.
Существенной считается информация, ее пропуск или искажение могут повлиять на экономические решения пользователей, применяемые на основании финансовой отчетности.
Надежность. Информация является надежной, когда в ней нет существенных ошибок и искажений и когда пользователь либо могут положиться на нее как правило, предоставляющие факты и события либо обоснованно ожидать от него правдивого представлений этих факторов и событий.
Для того чтобы быть надежной, информация должна правдиво представлять операции и прочие события. Для обеспечения правдивости необходимо, чтобы операции и прочие события учитывались и представлялись в соответствии с их сущностью и экономической реальностью, а не только их юридической формой (преобладание сущностью над формой).
Чтобы быть надежной, информация, содержащаяся в финансовой отчетности, должна быть нейтральной, т.е. непредвзятой. Кроме того, отчетность должна составляться при соблюдении принципов осмотрительности. Осмотрительность – это соблюдение определенной осторожности в процессе формирования суждений, необходимых в процессе расчетов, для того, чтобы в условиях неопределенности активы и доходы не были завышены, а обязательства или расходы занижены. Вместе с тем соблюдение принципа осмотрительности не позволяет, к примеру, создавать скрытые резервы и чрезмерные запасы, сознательно занижать активы и доходы или преднамеренно завышать обязательства и расходы.
Для того чтобы быть надежной, информация в финансовой отчетности должна быть полной и достоверной с учетом существенности и затрат на нее. Процесс информации может сделать ее ложной или дезориентирующей, а следовательно, надежной и несовершенной.
Сопоставимость. Пользователи должны иметь возможность сопоставить финансовую отчетность компании за разные периоды времени, а также финансовую отчетность компании. Для обеспечения сопоставимости измерение и отражение финансовых результатов должно осуществляться в сравниваемых периодах, по единой методологии в разных компаниях. Сведения об изменении методологии измерения и отражения финансовых результатов должны сообщаться в учетной политике компании.
Рассмотрение отечественных и зарубежных учетных принципов позволяет сделать вывод о том, что многие из них являются общими для обеих учетных систем.
С введением в учетную политику положения «Учетная политика предприятия» (с 1 января 1995 г.) в отечественном бухгалтерском учете стали использоваться международные бухгалтерские принципы.
- Методы бухгалтерского учета
Процесс бух. учета всегда начинается с документации хозяйственных операций в момент их совершения находят отражение в бухгалтерских и учетных документах.
Существует 4 метода:
- Инвентаризация
- Оценка
- Калькуляция
- Хозяйственные операции
Инвентаризация
Инвентаризация – это проверка имущества и обязанность организаций путем подсчета, обмера, взвешивания. Она является способом уточнения показателей учета и последующего контроля за сохранностью имущества организации.
Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества, сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета, проверка полноты отражения в учете обязательств.
Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых вложений.
Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не подлежащие организации, но числящиеся в бух. учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенные по каким-либо причинам.
В зависимости от степени охвата проверкой имущества и обязательств организации различают полную и частичную инвентаризацию. Полная инвентаризация охватывает все без исключения виды имущества и финансовых обязательств организации. Частичная инвентаризация охватывает один или несколько видов имущества и обязательств, например, только денежные средства, материалы и т.п.
Инвентаризации могут быть плановыми, которые проводят в заранее установленные сроки, и внезапными, которые проводят, чтобы установить наличие ценностей неожиданно для материально ответственного лица. Их осуществляют по расторжению вышестоящих органов.
Для проведения инвентаризации в организации создания постоянно действующая инвентаризационная комиссия.
При большом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведения инвентаризации допускается возлагать на нее.
Первоначальный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии (приказ, постановления, расторжение) регистрируют в контроле за выполнением приказов о проведении инвентаризации.
Перед инвентаризацией осуществляют подготовительные мероприятия. Материальные ценности рассматривают и укладывают по наименованию, сортам, размерам. Все документы по приходу должны быть обработаны и записаны в регистры аналитического учета. От материально ответственных лиц необходимо получить расписку в том, что у них нет неоприходованных и несписанных в расход ценностей.
По окончанию инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности ее проведения. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т.п., где проводилась инвентаризация.
В межинвентаризационный период в организациях с большой номенклатурой ценностей могут проводиться выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки.
Инвентаризационная комиссия обязана выявить причины недостач или излишков, обнаруженных при инвентаризации. Выводы, предложения и решения комиссии оформляется протоколом, утвержденным руководителем предприятия. После утверждения результаты инвентаризации отражаются в учете.
Оценка
Оценка имуществ и обязательств производится организацией для их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности.
Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически производственных расходов на его покупку; имущества, полученные безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, - по стоимости его изготовления.
В состав фактически производственных расходов включают затраты на приобретение имущества, уплачиваемые проценты по предоставленному коммерческому кредиту, наценки, комиссионные награждения, таможенные пошлины и иные платежи.
Формирование текущей рыночной стоимости производится на основе цены, действующей на дату оприходования имущества, на данный или аналогичный вид имущества. Сведения о действующей цене должны быть подтверждены документально или экспортным путем.
Под стоимостью изготовления подразумеваются фактически произведенные затраты на изготовление объема имущества.
Применение других методов оценки, в том числе путем резервирования, допуская в случаях, предусмотренных законодательством РФ и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бух. учета.
В Положении «Учетная политика» установлены основные принципы оценки объектов учета, названные в этом документе документные требования: допущение непрерывности деятельности предприятия, которые обуславливает целесообразность непользования метода оценки имущества по первоначальной слаженности; допущение последовательности применения учетной политики; требующие соблюдения преемственности выбранных методов оценки субъектов учета по годам; требование осмотрительности, ориентирующее предприятие на оценку производительных запасов, готовой продукции и товаров «низкой» себестоимости, требования полностью отражены в учете всех факторов хозяйственной деятельности, т.е. определение фактической стоимости приобретенных собственных залогов и фактической себестоимости готовой отгруженной и реализованной продукции.
Калькуляция
Управление себестоимостью продукции предприятий – планомерный процесс формирования затрат на производство всей продукции и себестоимости отдельных изделий, контроль за выполнением заданий по снижению себестоимости продукции, выявление резервов его снижения. Основными элементами системы управления себестоимости продукции является прогнозирование и планирование, нормирование затрат, учет и калькулирование, анализ и контроль за себестоимостью. Все они функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом.
Основные задачи бухучета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции – учет объема, ассортимента и количества произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг и контроль за выполнением плана по этим показателям; учет фактических затрат на производство продукции и контроль за использованием сырья, материальных, трудовых ресурсов и т.д. Калькулирование себестоимости продукции и контроль за выполнением плана по себестоимости, выявление результатов деятельности структурных хозрасчетных подразделений предприятия по снижении себестоимости продукции.
В странах с развитой рыночной экономики учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции выделены в управленческий учет, призванный дать информацию для управления себестоимостью продукции.
Объекты калькуляции – отдельные изделия, группы изделий, полуфабрикаты, работы и услуги, себестоимость которых определяется. Аналитический учет затрат на производство ведения, как правило, по объектам калькуляции. Разрешается открывать счета не на каждый объект, а на их группы.
Для каждого объекта необходимо правильно выбрать калькуляционную единицу, в качестве которой применяют в основном натуральные, и условно-натуральные единицы, исчисленные с помощью коэффициентов. Калькуляционные единицы могут не совпадать с учетной натуральной единицей. Применение упрощенных калькуляционных единиц упрощает составление плановых и отчетных калькуляций.
Перечень калькуляции, их состав и методы распределения по видам продукции (работ, услуг) определяется отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и структуры производства.
При этом установленная для соответствующей отрасли группировка затрат по статьям должна обеспечить наибольшие выделения расходов, связанных с производством отдельных видов продукции, которые могут быть прямо и непосредственно включены в их себестоимость.
До издания перерабатываемых в настоящее время указанных ранее отраслевых методических рекомендаций целесообразно использовать уже приведенную типовую группировку затрат по статье калькуляции.
Существует плановый, сметный, нормативный, отчетный и фактический методы калькуляции:
1) плановая калькуляция – определяет среднюю себестоимость продукции или выполняемых работ на плановый период. Составляют их исходя из прогрессивных норм расхода сырья, материалов, топлива, использования оборудования и норм расходов по организации обслуживания производства. Разновидностью являются сметные калькуляции, которые составляются на разовое изделие или работу для определения цены.
2) нормативная калькуляция – составляется на основе действующих на начало месяца норм расходного сырья, материалов и других затрат. Текущие нормы затрат соответствуют производственным возможностям организации на данном этапе его работы. Именно поэтому и нормативная себестоимость продукции в начале года, как правило, ниже плановой, а в конце года – выше.
3) отчетные или фактические калькуляции составляются по данным бух. учета о фактических затратах на производство продукции и отражает фактическую себестоимость произведенной продукции или выполненных работ. В фактическую себестоимость продукции включают и непланируемые непроизводственные расходы.
Хозяйственные операции
Это движение хозяйственных средств оформленные документы, которые вторично регламентируются в счета бух. учета. Счета представляют собой способ непрерывного учета и контроля в процессе управления однородных групп хозяйственных средств и хозяйственных процессов.
Список литературы:
1) Бухгалтерский учет. Н.П. Кондраков. – М., 2001.
2) Международные стандарты финансовой отчетности. 1998.
3) Финансовый учет. Палий В.Ф. – М., 1997.
4) Бухгалтерский учет. Безруких П.С. – М., 1997.
5) Типовые проводки. План и корреспонденция счетов. Бакаев.– М., 1998.