Содержание





1. Характеристика договора перевозки груза как юридического договора 3

2. В каком случае определяется оборот вагонов на подъездном пути и как он определяется.................................................................................................... 6

3. Обязанности пассажиров............................................................................ 7

4. Случаи и размеры ответственности ж/д перед владельцами багажа и грузобагажа.......................................................................................................................... 9

5. Основания, предъявления претензии и документы, прилагаемые к претензионному заявлению...................................................................................................... 10

Литература.................................................................................................... 14

1. Характеристика договора перевозки груза как юридического договора

Предмет договора перевозки груза, его провозная плата:

По договору перевозки груза  Перевозчик  обязуется  доставить     вверенный ему Отправителем груз в количестве, указанном в данном договоре, выдать его Получателю, а Отправитель обязуется уплатить за перевозку груза. Плата также фиксируется в данном договоре.

Заключение данного договора подтверждается составлением и выдачей  Перевозчиком  Отправителю  транспортной  накладной  (либо какого-то другого документа на груз).

Размер платы и ее сроки устанавливаются также в договоре перевозки груза. Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в срок,     определенный транспортными уставами и кодексами, или в разумный срок.

Работы и услуги,  выполняемые  Перевозчиком  по  требованию     Отправителя и  не  предусмотренные настоящим договором,  оплачиваются     Отправителем по дополнительному соглашению сторон.

Перевозчик   имеет  право  удерживать  переданный  ему  для     перевозки груз в обеспечение  причитающейся  ему  провозной  платы  и     других платежей по перевозке.

Подача транспортных средств. Погрузка и выгрузка груза.

Перевозчик  обязан  подать  Отправителю  груза под погрузку    исправные транспортные средства в состоянии,  пригодном для перевозки     груза в определенный срок (срок указывается в договоре).

Отправитель  вправе  отказаться  от  поданных  транспортных средств, не пригодных для перевозки груза.

Погрузка  (выгрузка)  груза   осуществляется   Отправителем     (Получателем) в следующие сроки (и в порядке), фиксированные в договоре,     а также  с   соблюдением   положений,   установленных   транспортными     уставами, кодексами и правилами.

 

Ответственность сторон за нарушения обязательств по перевозке

В  случае  неисполнения   либо   ненадлежащего   исполнения     обязательств по     перевозке    Стороны    несут    ответственность,     установленную ГК  РФ,  иными  правовыми  актами,  а  также  ответственность, установленную соглашением Сторон договора.

Соглашения    Сторон    об   ограничении   или   устранении     установленной законом     ответственности     Перевозчика    являются     недействительными, за исключением случаев,  когда  возможность  таких     соглашений  при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами     и кодексами.

Перевозчик  за  неподачу транспортных средств для перевозки груза в срок,  предусмотренный договором, а Отправитель  за  непредъявление  груза  либо неиспользование поданных транспортных средств несут ответственность,  установленную  правовыми актами,    а   также     ответственность,   предусмотренную соглашением сторон договора.

Перевозчик и Отправитель освобождаются от ответственности в     случае неподачи транспортных средств  либо  неиспользования  поданных     транспортных средств, если это произошло вследствие:

- непреодолимой силы,  а также вследствие иных явлений  стихийного     характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;

- прекращения или  ограничения  перевозки  грузов  в  определенных     направлениях, установленных в определенном порядке;

- в иных случаях, предусмотренных транспортным уставом или кодексом.

 

Ответственность Перевозчика за утрату, недостачу и повреждение груза

Перевозчик  несет  ответственность  за  сохранность  груза,     происшедшую после  принятия  его  к перевозке и до выдачи Получателю,     если не  докажет,  что  утрата,  недостача  или   повреждение   груза     произошли вследствие   обстоятельств,   которые   Перевозчик  не  мог     предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Ущерб,  причиненный  при   перевозке   груза,   возмещается     Перевозчиком в следующем размере:

- в случае  утраты  или  недостачи  груза  -  в  размере стоимости     утраченного или недостающего груза;

- в случае  повреждения  груза  -  в  размере  суммы,  на  которую     понизилась его   стоимость,   а   при   невозможности  восстановления     поврежденного груза - в размере его стоимости;

- в случае утраты груза,  сданного к перевозке с  объявлением  его     ценности, - в размере объявленной стоимости груза.

Стоимость груза определяется исходя из  его  цены,  указанной  в     счете Продавца,  а при отсутствии счета - исходя из цены, которая при     сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Перевозчик  наряду  с  возмещением  установленного  ущерба,     вызванного утратой,  недостачей  или  повреждением груза,  возвращает     Отправителю провозную плату,  взысканную  за  перевозку  утраченного,     недостающего, испорченного   или   поврежденного   груза,   поскольку     согласно настоящему договору эта плата не входит в стоимость груза.

Документы о причинах несохранности груза (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.),  составленные Перевозчиком  в  одностороннем     порядке,  подлежат  в  случае  спора  оценке  судом  наряду с другими     документами,  удостоверяющими обстоятельства,  которые могут  служить     основанием   для   ответственности   Перевозчика,   Отправителя  либо     Получателя груза.

До   предъявления   к   Перевозчику  иска,  вытекающего  из     перевозки груза,   Отправитель  (Получатель)  обязан  предъявить  ему претензию в определенном порядке.

Договор вступает в силу с момента его подписания.

2. В каком случае определяется оборот вагонов на подъездном пути и как он определяется

Зависимость оборота вагона от дорожных факторов. Работа по ускорению сетевого оборота вагона ведется как на сетевом, так и на дорожном уровнях. Поэтому весьма важно установить зависимость сетевого оборота вагона от дорожных факторов, как-то: средней участковой скорости, среднего простоя вагона на технической станции, полного рейса вагона, средних расстояний между техническими станциями (вагонные плечи), среднего простоя вагона на грузовой станции под одной грузовой операцией по каждой железной дороге — для исследования их влияния на сетевой оборот вагона.

В такой постановке существенное влияние на сетевой оборот вагона оказывают такие сетевые факторы, как междорожная матрица корреспонденций, топология сети железных дорог, длительности следования вагонов (порожних и груженых) с одной железной дороги на другую.

Для исследования этого явления необходимо выяснить механизм влияния вышеуказанных факторов дорожного уровня и вышеуказанных сетевых факторов на сетевой оборот вагона и разработать соответствующие зависимости сетевого оборота вагона от факторов дорожного уровня и указанных сетевых факторов.

Полученная формула позволяет рассчитывать влияние изменения каждого фактора дорожного и сетевого (из указанных выше) уровней, а также любой их совокупности на изменение сетевого оборота вагона, а также ставить и решать оптимальные задачи по ускорению сетевого оборота вагона за счет изменения этих факторов.

Она, в частности, позволяет рассчитывать влияние изменения следующих элементов на изменение сетевого оборота вагона:

  • междорожной матрицы корреспонденций, а также любой их совокупности;
  • матрицы средних длительностей следования вагона в груженом состоянии с одной железной дороги на другую, а также любой их совокупности (тем самым мы получаем возможность рассчитывать влияние изменения направления движения груженых вагонопотоков);
  • матрицы средних длительностей следования вагона в порожнем состоянии с одной железной дороги на другую, а также любой их совокупности (тем самым мы получаем возможность рассчитывать влияние изменения направления движения порожних вагонопотоков).

Она также позволяет осуществлять прогноз значения сетевого оборота вагона  по исходным данным, указанным выше, на различные периоды, в связи с чем целесообразно осуществить разработку методик прогнозирования вышеуказанных исходных данных на различные периоды, а также соответствующих алгоритмов и программ расчета.

Выводы. 1. Предложено разложение изменения оборота вагона на составляющие, обусловленные воздействием различных сетевых факторов, с погрешностью не более 10 %. Этим разложением можно пользоваться при анализе их воздействия на оборот вагона.

2. Поставлена задача и дан алгоритм ее решения для определения оптимального ускорения сетевого оборота вагона за счет изменений сетевых факторов. Эти результаты применимы и для решения задачи оптимального ускорения дорожного оборота вагона за счет изменений дорожных факторов.

3. Установлена аналитическая зависимость сетевого оборота вагона от дорожных факторов, что позволяет решать как задачи анализа воздействия на него дорожных факторов, так и оптимальные задачи его ускорения за счет изменений дорожных факторов.

3. Обязанности пассажиров

Перевозки пассажиров во внутреннем и международном сообщении осуществляются по правилам, устанавливаемым соответствующими договорами (соглашениями).

Пассажиры в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за нарушение правил проезда, а также правил провоза ручной клади, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте (далее - на железнодорожном транспорте).

При возникновении конфликтных ситуаций между лицами, пользующимися услугами железнодорожного транспорта и работниками железной дороги, находящимися при исполнении своих обязанностей, указанные лица вправе обратиться:

на станции (вокзале) - к начальнику станции (вокзала);

в пассажирских поездах (далее - поезда) во время движения - к начальнику (механику-бригадиру) пассажирского поезда.

Пассажир обязан соблюдать общественный порядок и правила, действующие на ж/д транспорте., проезжать без наличия проездного документа весь путь следования.

Пассажир обязан проезжать весь путь следования при наличии проездного документа. Обязан ездить в месте, предназначенном для проезда и садиться только на стоящий вагон в месте, предназначенном для посадки и высадки  пассажиров (вокзалы, станции).

Запрещается перевоз ручной клади, которая может загрязнить и повредить вагон или пассажиров, заряженные огнестрельные оружия, зловонные, огнеопасные, отравляющие, легковоспламеняющие, взрывчатые и другие опасные вещества.

Пассажир обязан находиться в трезвом состоянии во время проезда, посадки или высадки, обязан соблюдать общественный порядок, не распивать спиртных напитков в пути следования, мешать спокойствию других пассажиров.

Пассажир также обязан не останавливать без надобности поезд с помощью стоп-крана; не выбрасывать мусор и другие предметы из поезда; не повреждать внутривагонное оборудование, постель и окна вагонов.


В вагонах поездов дальнего и местного следования курение разрешается только в тамбурах вагонов с некотловой стороны.

В вагонах поездов пригородного сообщения, в том числе и тамбурах, курение запрещается.

В целях обеспечения жизни, здоровья и безопасности пассажиров торговля в поездах, включая поезда пригородного сообщения, допускается в порядке, устанавливаемом железной дорогой.


4. Случаи и размеры ответственности ж/д перед владельцами багажа и грузобагажа

Железная дорога несет ответственность перед пассажирами, а пассажиры - перед железной дорогой на основании Устава железных дорог СССР и изданных Министерством путей сообщения Правил. Железная дорога несет полную ответственность за сохранность принятого к перевозке багажа и грузобагажа с момента приема к перевозке до выдачи согласно установленным правилам.

За опоздание в доставке багажа железная дорога уплачивает штраф в размере 10% провозной платы за каждые сутки опоздания, считая неполные сутки за полные. Сумма штрафа не должна превышать 50% провозной платы. Время опоздания доставки багажа исчисляется с 24 ч дня, в который должен прибыть багаж. Уплата штрафа за опоздание в доставке багажа производится начальником станции назначения на основании акта, составленного по требованию пассажира работниками железнодорожного транспорта.

 В случае утраты пассажирского багажа с объявленной ценностью деньги уплачиваются начальником станции из станционной выручки в суточный срок в размере объявленной ценности, уплаченной провозной платы, а в случае, если железная дорога докажет, что объявленная ценность превышает действительную стоимость, - в размере действительной стоимости. Если на багаж ценность не объявлялась, то возмещение производится начальником станции из станционной выручки немедленно в размере 9 руб. за килограмм.

 Уплата пени за просрочку в доставке багажа производится железной дорогой в соответствии со статьей 127 Транспортного устава после установления вины железной дороги и на основании акта общей формы, составленного по требованию получателя.

Возмещение ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) багажа, производится железной дорогой отправления или назначения багажа.

Если на багаж не объявлена ценность и стоимость багажа документально не подтверждена, то возмещение ущерба производится за каждый недостающий килограмм в размере, установленном МПС России.


5. Основания, предъявления претензии и документы, прилагаемые к претензионному заявлению


На основании Раздела 6 «Соглашения о Международном железнодорожном грузовом сообщении» («Претензии, иски. Претензионная и исковая давность» - ст. 29) пассажир имеет право предъявить претензии. Право на предъявление претензии имеет отправитель или получатель.

Претензии должны быть предъявлены в письменном виде с соответствующим обоснованием и указанием суммы возмещения отправителем - к дороге отправления, а получателем - к дороге назначения.

Предъявление претензий к железным дорогам производится:

1) в случае полной утраты груза

·  отправителем при условии представления дубликата накладной (листа 3 накладной);

·  получателем при условии представления дубликата накладной (листа 3 накладной) или оригинала накладной и листа уведомления о прибытии груза (листов 1 и 5 накладной). При этом в дубликате накладной или в оригинале накладной и в листе уведомления о прибытии груза должна содержаться сделанная с соответствии с §6 статьи 17 отметка о неприбытии груза, удостоверенная календарным штемпелем станции назначения;

2) в случае частичной утраты, повреждения, порчи или снижения качества груза по другим причинам

·  отправителем или

·  получателем при условии представления оригинала накладной и листа уведомления о прибытии груза (листов 1 и 5 накладной) и коммерческого акта, выданного получателю железной дорогой на станции назначения;

3) в случае просрочки в доставке груза получателем при условии представления оригинала накладной и листа уведомления о прибытии груза (листов 1 и 5 накладной), а также Претензионного заявления о просрочке в доставке груза по форме Приложения 20 в двух экземплярах;

4) в случае перебора провозных платежей

·  отправителем - по тем суммам, которые он уплатил за перевозку, - при условии представления дубликата накладной (листа 3 накладной) или другого документа в соответствии с внутренними правилами, действующими на дороге отправления;

·  получателем - по тем суммам, которые он уплатил за перевозку, - при условии представления оригинала накладной и листа уведомления о прибытии груза (листов 1 и 5 накладной). Указанные/в пунктах 1-4 настоящего параграфа документы, выданные отправителю или получателю железной дорогой, могут быть предъявлены претендателями к железной дороге только в подлинниках, но не в копиях.

Если взамен утерянных при перевозке документов, указанных в пунктах 1 -4 настоящего параграфа, получателю выданы заменяющие их документы вместе с коммерческим актом, составленным согласно пункту 3 §1 статьи 18, то претензия может быть заявлена на основе этих заменяющих документов и относящегося к ним коммерческого акта.

К претензиям, заявляемым в соответствии с вышеназванными пунктами 1-2 настоящего параграфа, кроме перечисленных там документов, должны прилагаться счет иностранного поставщика или другие документы, предусмотренные статьями 25 и 26 и подтверждающие стоимость груза или уменьшение его стоимости, а также при необходимости и другие документы, которые обосновывают претензию (спецификация содержания отправки или ее части, по которой заявлена претензия, упаковочные листы, акт экспертизы и пр.).

К претензиям, заявляемым в соответствии с пунктами 1 - 4 настоящего параграфа от имени отправителя или получателя уполномоченным лицом, следует приложить также доверенность отправителя или получателя согласно §5 настоящей статьи.

Если к письменному заявлению о претензии к железной дороге приложены не все вышеуказанные необходимые документы или документы, указанные в пунктах 1 - 4 настоящего параграфа, приложены в копиях, то такое неполное или неправильное заявление о претензии возвращается претендателю железной дорогой в срок не позднее 15 дней со дня его поступления в орган железной дороги согласно Приложению 19 к настоящему Соглашению с указанием, какие документы отсутствуют или представлены в копиях. В таких случаях не наступает приостановление течения срока давности, предусмотренное §3 статьи 31. Если железная дорога возвратит претендателю такое неполное или неправильное заявление позже 15-дневного срока, то течение срока давности приостанавливается со следующего дня после истечения этого срока до дня получения претендателями данного неполного или неправильного заявления о претензии. Возвращение железной дорогой претендателю такого заявления не является отклонением претензии согласно §2 статьи 30 и не дает претендателю права обратиться к железной дороге с иском в суде.

Представленные при претензии документы, в том числе и по договору перевозки другого транспортного права, возвращаются заявителю для непосредственного обращения к отправителю, указанному в накладной СМГС, который в дальнейшем регулирует претензию с дорогами-участницами другого транспортного права.

 






Литература


1. Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении.

2. «Вестник ВНИИЖТ», 2002.

3. Устав железных дорог СССР.

4. Правила железных дорог. - Издательство Министерства путей сообщения.

5.  Правила проезда пассажиров в железнодорожном транспорте.