Содержание:
Вопрос № 3
Форма договорных отношений и порядок их оформления. Договор поставки, купли-продажи, контракт и порядок их заключения……………………………..2
Вопрос № 16
Товародвижение: понятие, сущность. Факторы, влияющие на процесс товародвижения. Принципы рационального построения процесса товародвижения………………………………………………………………….….6
Вопрос № 28
Организация товарооборота в торговле……………………………………….…...9
Ситуация № 39…………………………………………………………………….11
Список литературы……………………………………………………………….12
3. Форма договорных отношений и порядок их оформления.
Договор поставки, купли-продажи, контракт и порядок их заключения.
Утвержденные в 1988 г. Положение о поставках продукции производственно-технического назначения и Положение о поставках товаров народного потребления сделали шаг в сторону развития рыночных отношений в организации хозяйственных связей между поставщиками и покупателями: стороны, заключившие договор, получили возможность, сообразуются с конкретными условиями, самостоятельно определять структуру хозяйственных связей, ассортимент товаров, срок и порядок доставки, качество товаров, во многих случаях цены и др. Однако по мере перехода к рыночной экономике эти Положения утратили свое обязательное административно-регулирующее значение и стали играть роль вспомогательного, добровольно принятого консультативно-методического документа во взаимоотношениях между поставщиками и покупателями товаров.
Новые условия хозяйствования, связанные с развитием рыночной экономики, потребовали значительного расширения самостоятельности и равноправия партнеров по договору, устранения излишней регламентации, повышения роли хозяйственного договора, перехода от административно-командных методов управления к экономическим, от централизованного распределения ресурсов к свободной продаже товаров.
В условиях развития рыночной экономики централизованное регулирование хозяйственных связей между поставщиками и покупателями уступает место самостоятельному установлению взаимоотношений между партнерами по договору на базе правовых норм гражданского законодательства. В настоящее время основным нормативно-правовым документом для регулирования коммерческих взаимоотношений по поставкам товаров является Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), в котором излагаются общие положения договорного права, включающие понятия и условия договора, порядок разрешения преддоговорных споров, порядок изменения и расторжения договора, порядок обеспечения договорных обязательств и т.д.
Договор поставки – важная форма хозяйственных связей оптовых поставщиков и покупателей товаров. Он по существу является основным документом, определяющим права и обязанности сторон по организации оптовых поставок товаров.
Статья 506 ГК РФ дает следующее определение договору поставки: «По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупленные им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием».[1]
Договор поставки заключается посредством направлением оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принять предложения) другой стороной.
Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в надлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Договор поставки товаров заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.
Договоры могут заключаться на пять, три, два, один год или иной период. В частности, могут быть заключены краткосрочные, сезонные договоры, а также договоры на разовые поставки (единовременная закупка партии товаров). Для облегчения и ускорения оформления договорных отношений применяется так называемая пролонгация, т.е. продление договора. Однако в этом случае обязательно согласование ассортимента поставляемых товаров (спецификации).
Договоры купли-продажи товаров являются наиболее распространенным видом хозяйственных взаимоотношений между продавцами и покупателями товаров и услуг.
По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.
Договор может быть заключен на куплю-продажу товара, имеющегося в наличии продавца в момент заключения договора, а также товара, который будет создан или приобретен продавцом в будущем, если иное не установлено законом или не вытекает из характера товара (ст.455).[2]
Договор купли-продажи признается заключенным с условием использования к строго определенному сроку. Продавец вправе исполнять такой договор до наступления или после истечения определенного в нем срока только с согласия покупателя (ст. 475).
К отдельному виду договора купли-продажи относится договор розничной купли-продажи.
По этому договору продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключение договора и его условий.
Оферта, т.е. предложение заключить договор при розничной купле-продажи товаров на основе их рекламы, каталогов, описаний и т.д., обращенное к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если она содержит все существенные условия договора розничной купле-продажи.
Контракт разрабатывается государственным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), если иное не предусмотрено соглашением между ними. Сторона, получившая проект контракта, не позднее тридцатидневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр другой стороне, а при наличии разногласий по условиям контракта в тот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным контрактом другой стороне либо уведомляют ее об отказе от заключения контракта. Сторона, получившая контракт с протоколом разногласий, должна в течение тридцати дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторону о принятии контракта в ее редакции либо отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий или истечении этого срока неурегулированные разногласия по контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной не позднее тридцати дней на рассмотрение суда.
В случае, когда контракт заключается по результатам конкурса на размещение заказа на поставку товаров для государственных нужд, контракт должен быть заключен не позднее двадцати дней со дня проведения конкурса.
Если сторона, для которой заключение контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требований о принуждении этой стороны заключить контракт.
16. Товародвижение: понятие, сущность.
Факторы, влияющие на процесс товародвижения.
Принципы рационального построения процесса товародвижения.
Процесс доведения товаров от предприятий-изготовителей через предприятия оптовой и розничной торговли до потребителей называется товародвижением.[3]
Он включает не только физическое перемещение товаров из мест производства в места потребления, но и операции, связанные с их хранением, подсортировкой и подготовкой к продаже на предприятиях торговли.
На предприятиях торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в произведенные предметы потребления, происходит превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Поэтому рациональная организация процесса товародвижения – одна из важных функций торговли. С этой целью должны определяться наиболее благоприятные потоки и направления движения товаров, более экономичные виды транспорта для перевозки товаров из мест производства в места потребления, а также должна создаваться соответствующая сеть складов и баз.
От того, насколько рационально организован процесс товародвижения, в значительной степени зависит качество торгового обслуживания населения, а также время оборота товарно-материальных ценностей. Поэтому товародвижение предполагает создание технологической цепи, способный своевременно и бесперебойно доводить товары от производства до потребителей в необходимом количестве, широком ассортименте, высокого качества, при минимальных затратах труда, материальных средств и времени.
На организацию процесса товародвижения оказывает влияние ряд факторов, которые можно объединить в следующие группы:
- производственные;
- транспортные;
- социальные;
- торговые.
К числу производственных факторов относят: размещение производства, специализация производственных предприятий, сезонность производства отдельных товаров.
К транспортным факторам относятся: состояние транспортных путей сообщения, виды транспорта, используемые для перевозки товаров, и т.д.
Важное влияние на процесс товародвижения оказывают социальные факторы, основными из которых являются: расселение населения, уровень денежных доходов населения и т.д.
На процесс товародвижения влияют следующие факторы: размеры, специализация и размещение предприятий торговли, степень сложности ассортимента товаров и их свойства, уровень организации товароснабжения розничной торговой сети.
В основу рационального товародвижения должно быть положено соблюдение следующих основных принципов:
- применение кратчайших путей движения товаров;
- установление оптимальной формы и звенности движения товаров с широким применением централизованной доставки товаров в розничную торговую сеть;
- выбор рациональных транспортных средств и эффективное их использование;
- широкое применение тары-оборудования и средств механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ;
- постоянное совершенствование и оптимизация технологической цепи товародвижения.
Движение товаров из районов производства в районы потребления должно происходить кратчайшими путями, что обеспечивает прохождение ими наименьшего пути от производителя до потребителя, ускорения процесса воспроизводства и наименьшие расходы по перемещению товаров. В этом должны быть заинтересованы как товаропроизводители, так и торговые предприятия.
В практике организации товародвижения находят применение две его формы: транзитная и складская.
Транзитная форма заключается в завозе товаров в розничную торговую сеть непосредственно с производственных предприятий. Она применяется преимущественно по товарам простого ассортимента, которые не требуют пересортировки.
Складская форма товародвижения находит применение в основном при доставке в розничную торговую сеть товаров сложного ассортимента. При этом товары с целью их пересортировки следуют через складские звенья.
Высокую эффективность товародвижения обеспечивает постоянное совершенствование и оптимизация всей его технологической цепи. Это достигается единством технологической цепи, соответствием ее требованиям поточной обработки грузов, при которой каждая предыдущая операция одновременно является подготовкой к последующей. Особенно важное значение здесь имеют операции, связанные с подготовкой товаров к продаже (их фасовка, упаковывание, комплектование необходимого ассортимента и т.д.).[4]
Организация технологической цепи товародвижения с соблюдением названных выше основных принципов позволяет обеспечить высокую эффективность всего процесса товародвижения.
28. Организация товарооборота в торговле
Розничный товарооборот – это количественный показатель, характеризующий объем продаж. Он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в сферу потребления путем их обмена на денежные доходы.
Розничный товарооборот отражает состояние национальной экономики, эффективность производства и управления процессом товародвижения, степень развития рынка и его конъектуру.
Рассмотрим влияние отдельных факторов розничного товарооборота (например, связанных с покупательными фондами населения и процентом их охвата розничным товарооборотом), используя метод цепных подстановок:
Т = Ч х ПФср х ОХВ / 100 =
= Ч х (ПФср / Ч) (Т / ПФср) х 100.
где Ч – численность обслуживаемого населения;
ПФср – покупательные фонды населения (в среднем на одного человека);
ОХВ – процент охвата товарооборотом покупательных фондов;
Т – товарооборот.[5]
Факторы внутренней среды торговых предприятий отражают:
- эффективность использования экономического потенциала;
- оборачиваемость товарных запасов;
- развитие прогрессивных методов продажи товаров и т.п.
Розничный товарооборот является основой для определения потребности во всех видах ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) и вместе с тем занимает соподчиненное положение по отношению к прибыли.
Розничный товарооборот измеряется:
- стоимостными и натуральными показателями;
- показателями его изменения (прироста, снижения);
- показателями объема продаж на душу населения.
Структура розничного товарооборота отражает соотношение между продовольственными товарами, ассортиментный состав продаж. Кроме того, розничный товарооборот характеризуется показателями товарных запасов и поступления (закупки) товаров.
В зависимости от степени детализации структуры розничного товарооборота выделяют:
- макроструктуру, отражающую соотношение продовольственных и непродовольственных товаров;
- общую товарно-групповую структуру в соответствии с формой № 3-торговля;
- товарную и ассортиментную структуры, которые представлены более чем 800 товарными позициями, объединенными в группы.
При расчете макроструктуры розничного товарооборота изучается доля продовольственных и непродовольственных товаров в динамике за ряд лет.
При определении плана продажи по товарным группам учитываются следующие показатели: степень удовлетворения спроса населения, объем товарных ресурсов, уровень физиологических и рациональных форм потребления, возможность взаимозаменяемости товаров.
39. Ситуация
При поставке отечественных шампуней в соответствии с договором поставки магазин отказался от их получения в установленные сроки в связи с плохой реализацией. Поставщик фабрика «Свобода» предъявила штрафные санкции.
1. Правомочны ли действия?
а) получателя,
б) поставщика.
2. Каковы последствия данных действий?
1. От состава и своевременного обновления ассортимента товаров в магазинах в значительной мере зависят степень удовлетворения спроса, издержки потребления населения, связанные с покупкой товаров, количественные и качественные показатели хозяйственной деятельности розничных торговых предприятий.
Если ассортимент товаров (шампунь) в магазине не соответствует запросам покупателей – это порождает неудовлетворительный спрос, увеличивает затраты времени населения на поиск нужных товаров, отрицательно сказывается на экономической эффективности товаров. Поэтому при формировании ассортимента товаров в магазине важнейшим требованием является максимальное удовлетворение спроса покупателей. Следовательно, действия получателя являются правомерными, а поставщика – неправомерными.
2. Решение отказаться от получения шампуней в описанной ситуации вполне логично, так как они не пользуются спросом у населения. В данном случае прибыльность торговли можно увеличить только исключением товара из ассортимента.
Список литературы
1. Гражданский кодекс РФ. – М., 2002.
2. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001.
3. Барановский В.А. Продавец. Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 2000.
4. Лебедева С.Н., Казиначикова Н.А., Гавриков А.В. Экономика торгового предпрития. – М.: Новое знание, 2001.
5. Месяченко В.Т., Кокошинская В.И. Товароведение. – М.: Экономика, 1997.
6. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002.
7. Поливантва Т.М. Трикотажные, галантерейные и парфюмерно-косметические товары. – М.: Экономика, 2001.
8. Товароведение. / Брозовский Д.И., Демидова Г.А., Зелинский О.В., Зубаков В.Д. – М.: Экономика, 1999.
9. Яковлев А.М. Коммерция и технология торговли. – М.: ВИНИТИ, 2002.
[1] Гражданский Кодекс РФ. – М., 2002.
[2] Гражданский Кодекс РФ. – М., 2002.
[3] Лебедева С.Н., Казиначикова Н.А., Гавриков А.В. Экономика торгового предприятия. – М.: Новое знание, 2001. С. 84.
[4] Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. С. 144-146.
[5] Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. С. 122.