Содержание
1. Организационно-экономическая сущность задачи……………………..4
2. Описание входной информации…………………………………………...5
3. Описание результирующей информации………………………………...6
4. Описание условно-постоянной информации…………………………….7
5. Описание алгоритма решения задачи…………………………………….9
6. Решение задачи средствами EXCEL……………………………………...9
Для планового отдела рассчитать плановую численность производственных рабочих по профессиям на каждый квартал года и в целом на год. Для этого необходимо определить плановую трудоемкость производственной программы на каждый квартал и разделить ее на плановый фонд рабочего времени на одного работника в квартале.
Входная информация: код профессии, название профессии, плановая трудоемкость производственной программы на каждый квартал, плановый фонд рабочего времени на одного работника в квартале.
Результирующая информация: код профессии, название профессии, плановая численность производственных работников на каждый квартал и в целом за год.
1. Организационно-экономическая сущность задачи
1.1. Наименование задачи: расчет плановой численности производственных рабочих по профессиям на квартал и год.
1.2. Место решения задачи: плановый отдел ООО «Элиас».
1.3. Цель решения задачи: сокращение временных затрат на составление расчета плановой численности производственных рабочих, повышение точности расчетов, совершенствование организации сбора и регистрации исходных данных.
1.4. Периодичность решения задачи: ежеквартально.
1.5. Для кого предназначено решение задачи: плановый отдел, отдел кадров, начальник цехов, производственный отдел.
1.6. Источники и способы получения исходных данных: плановый отдел.
Перечень и общее описание документов
Наименование документа |
Вид документа |
Источник поступления документа |
Приемник документа |
Количество документов за период |
Метод контроля |
Ведомость плановой численности производственных рабочих |
Произвольная форма |
Плановый отдел |
Отдел кадров, плановый отдел |
1 в квартал, 4 в год |
Метод «вилки» |
1.7. Модель бизнес-процесса:
1.8. Информационная модель задачи:
1.9. Экономическая сущность задачи: Расчет плановой численности производственных рабочих по трудоемкости производственной программы на квартал и на год. На основании расчета принимаются управленческие решения на следующие периоды.
2. Описание входной информации
2.1. Форма входного документа.
Имя реквизита |
Идентификатор |
Тип данных |
Контроль правильности |
Код профессии |
KD |
Числовой |
1<k<4 |
Наименование профессии |
NI |
Текстовый |
Справочник |
Плановый фонд времени одного работника на 1-го работника |
RD |
Числовой |
Справочник |
Плановая трудоемкость производственной программы на 1-й квартал |
PP1 |
Числовой |
|
Плановая трудоемкость производственной программы на 2-й квартал |
PP2 |
Числовой |
|
Плановая трудоемкость производственной программы на 3-й квартал |
PP3 |
Числовой |
|
Плановая трудоемкость производственной программы на 4-й квартал |
PP4 |
Числовой |
|
Плановая трудоемкость производственной программы на год |
PPK |
Числовой |
Сумма плановой трудоемкости за 1,2,3 и 4 квартал. |
2.2. Количество документов за период: 1 в квартал, 4 в год.
2.3. Количество строк в документе: 8
На основании данного описания создается следующий машинный документ:
Код детали |
Наименование профессии |
Плановый фонд времени одного работника |
Плановая трудоемкость производственной программы |
|||
1 кв. |
2 кв. |
3 кв. |
4 кв. |
|||
01 |
Монтер |
3,7 |
10 |
12 |
15 |
15 |
02 |
Слесарь |
3,8 |
8 |
15 |
15 |
16 |
03 |
Наладчик |
4,1 |
10 |
14 |
17 |
21 |
04 |
Разнорабочий |
5,3 |
14 |
18 |
21 |
20 |
3. Описание результирующей информации
3.1. В результате решения задачи следует получить: ведомость «Расчет плановой численности производственных рабочих по профессиям».
Название документа |
Вид документа |
Расчет плановой численности производственных рабочих |
Ведомость плановой численности производственных рабочих |
3.2. Описание структуры результирующего документа: «Расчет плановой численности производственных рабочих на квартальную и годовую производственную программы организации по профессиям».
Имя реквизита |
Идентификатор |
Тип данных |
Контроль правильности |
Код профессии |
KC |
Числовой |
Справочник |
Наименование профессии |
KD |
Текстовый |
Справочник |
Плановая численность производственных рабочих на 1 квартал |
PK1 |
Числовой |
|
Плановая численность производственных рабочих на 2 квартал |
PK2 |
Числовой |
|
Плановая численность производственных рабочих на 3 квартал |
PK2 |
Числовой |
|
Плановая численность производственных рабочих на 4 квартал |
|
Числовой |
|
Плановая численность производственных рабочих на год |
PKК |
Числовой |
Сумма плановой численности производственных рабочих за 1,2,3,4 кв. |
3.3. Количество документов за период: ежеквартально 1.
3.4. Количество строк в документе: 7
На основании данного описания создается следующий машинный документ:
Код профессии |
Плановая трудоемкость производственной программы |
Плановый фонд времени одного работника |
Плановая численность производственных рабочих |
Плановая численность работников на год |
||||||
1 кв. |
2 кв. |
3 кв. |
4 кв. |
1 кв. |
2 кв. |
3 кв. |
4 кв. |
|||
01 |
10 |
12 |
15 |
15 |
3,7 |
3 |
3 |
4 |
4 |
14 |
02 |
8 |
15 |
15 |
16 |
3,8 |
2 |
4 |
4 |
4 |
14 |
03 |
10 |
14 |
17 |
21 |
4,1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
14 |
04 |
14 |
18 |
21 |
20 |
5,3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
13 |
4. Описание условно-постоянной информации.
4.1. Описание структуры условно-постоянной информации.
Имя реквизита |
Идентификатор |
Тип данных |
Контроль правильности |
Код профессии |
KC |
Числовой |
1<k<4 |
Наименование |
N |
Текстовый |
Логический контроль |
Справочник профессий
Код профессии |
Наименование |
01 |
Монтер |
02 |
Слесарь |
03 |
Наладчик |
04 |
Разнорабочий |
5. Описание алгоритма решения задачи
Для получения отчета «Плановая численность производственных рабочих» необходимо рассчитать:
1. плановую численность на квартальную программу;
2. плановую численность на годовую программу;
Расчет выполняется по следующим формулам:
Ч = T / Ф
где
T– трудоемкость за квартал;
Ч – плановая численность производственных рабочих за квартал;
Ф – плановый фонд рабочего времени одного работника.
6. Решение задачи с помощью EXCEL.
1. Вызовите Excel:
· нажмите кнопку «Пуск»;
· выберите в главном меню команду «Программы»;
· выберите MS Excel.
2. Переименуйте «Лист 1» в «Справочник профессий»:
· установите курсор мыши на ярлык «Лист 1» (нижняя часть экрана) и нажмите правую кнопку мыши;
· выберите в контекстном меню команду «Переименовать» и нажмите левую кнопку мыши;
· наберите на клавиатуре «Справочник профессий»;
· нажмите клавишу «enter».
3. Введите заголовок таблицы «Справочник профессий»:
· сделайте ячейку А1 активной (установите курсор мыши на пересечении столбца А и строки 1 и нажмите левую кнопку мыши);
· наберите на клавиатуре «Справочник профессий»;
4. Отформатируйте заголовок:
· выделите ячейки А1÷В1 (сделайте активной ячейку А1, затем нажмите левую кнопку мыши и, не отпуская ее, переместите курсор на ячейку В1)
· на панели инструментов «Форматирование» нажмите кнопку .
6. Введите в ячейки А2÷В2 информацию, представленную на рис.1.
6. Организуйте контроль вводимых данных в колонку «Код профессии»:
· выделите ячейки А3÷А11;
· выполните команду «Проверка…» в меню «Данные»;
· в поле «Тип данных» нажмите кнопку (рис.2.)
· выберите «Целое число»;
· задайте в поле «Минимум»: 1
· задайте в поле «Максимум»: 4 (рис.3.)
· выберите закладку «Сообщение для ввода»;
· введите в поля «Заголовок» и «Сообщение» информацию, приведенную на рис.4. Для обработки допущенных ошибок воспользуйтесь закладкой «Сообщение об ошибке»;
7. Аналогично сделать «Справочник профессий», «План трудоемкости производственной программы».
10. Переименуйте «Лист …» в «Входная информация».
11. Создайте таблицу.
12. Организуйте проверку ввода данных в графу «Код профессии», «Наименование профессии» с выдачей сообщения об ошибке.
13. Введите исходные данные.
14. Заполните графу «Плановая трудоемкость производственной программы» в соответствии с кодом детали:
· сделайте ячейку D3 активной;
· воспользуйтесь командой «Функция…» меню «Вставка»;
· в поле «Категория:» выберите «Ссылки и массивы»;
· в поле «Функция:» выберите «ВПР» (рис.6.)
· нажмите кнопку «ОК»;
· введите информацию в поле «Исходное значение», щелкнув по ячейке А3;
· введите информацию в поле «Таблица»;
· воспользуйтесь командой «Имя:» из меню «Вставка»;
· используйте команду вставить…»;
· выделите «Имя: Код профессии»;
· нажмите кнопку «ОК».
· введите информацию в поле «Номер_столбца» - 3;
· введите информацию в поле «Интервальный_просмотр» - 0;
· нажмите кнопку «ОК».
· Скопируйте формулу в ячейки D4÷D11.
15. Переименуйте «Лист…» в «Сводная таблица».
· воспользуйтесь командой «Сводная таблица…» из меню «Данные»;
· в окне «Мастер сводных таблиц» нажмите кнопку «Макет»;
Чтобы вставить поле в сводную таблицу, его необходимо перетащить в одну из четырех областей: «Страница», «Столбец», «Строка» и «Данные»:
· перенесите в поле «Столбец» надпись «Код профессии»;
· перенесите в поле «Данные» надпись «Сумма по…»;
· нажмите кнопку «ОК»;
· в окне «Мастер сводных таблиц и диаграмм» выберите опцию «Новый лист»;
· нажмите кнопку «готово».
Список использованной литературы
1. Романов А.Н., Одинцов Б.Е. Информационные системы в экономике (лекции, упражнения и задачи):Учеб.пособие.-М.:Вузовский учебник, 2006.-300с.
2. Автоматизированные информационные технологии в экономике:Учебник / Под ред. проф. Г.А. Титоренко. – М.: Компьютер, ЮНИТИ, 2002.- 400с.
3. Информационные технологии управления:Учеб.пособие для вузов/ Под ред. проф. Г.А. Титоренко. – 2- е изд.,доп.-М.:ЮНИТИ -ДАНА, 2003.-439 с.
4. Колесников А.Excel 2000. К.: группа BHV, 2004.
5. «Информационные системы в экономике», «Информационные системы в управлении социально трудовой сферой», «Информационные технологии управления», «Информационные системы маркетинга»: Методические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной работы студентов. - М.: Вузовский учебник,2007.-80с.