Содержание.

    Введение……………………………………………………………..3

1.     Понятие отрасли. Отрасль и рынок: соотношение понятий……..4

2.     Сертификация торговли: современное состояние, проблемы…...9

     Заключение………………………………………………………...14

     Список используемой литературы……………………………….15
























Введение.

Последние десятилетия xx в. ознаменовались масштабными экономическими, политическими и социальными процессами, которые оказали и продолжают оказывать свое воздействие на мировое хозяйство, его качественные характеристики. Вызывая существенные сдвиги в мировом хозяйстве, они формируют новые, более разнообразные и многовариантные ступени и пути его развития.

Меняется не только мир, но и его понимание. Ныне уже довольно сложно провести четкую границу, которая совсем недавно делила его на две противоположные системы. В мире, особенно в Европе, произошли такие кардинальные изменения в расстановке сил и переоценка ценностей, что положения и стереотипы десятилетиями, вплоть до 90-х годов, формировавшиеся у нас и за рубежом относительно проблем мирового хозяйства, международного разделения труда и международных экономических отношений, изжили себя. В этот период недостаточно понимания невозможности жить в условиях конфронтации. Требуется конструктивное созидательное мышление, отвечающее новым реалиям.

Данное обстоятельство приобретает особую актуальность для российской экономической науки, которой в короткие сроки предстоит сформировать новое экономическое мышление практически у всех категорий населения, вырваться из объятий догматизма и схоластики, обеспечить широкий выход на столбовую дорогу мировой экономической мысли. В связи с этим возрастает интерес к изучению теории и практики рыночных отношений, основ конкурентной экономики, формам и методам участия корпораций в сфере внешнеэкономических связей, вне которых невозможна вообще нормальная экономическая жизнь любого общества.[1]



1. Понятие отрасли. Отрасль и рынок: соотношение понятий.

Под отраслью понимается качественно однородная совокупность предприятий, объединений и других хозяйственных единиц. Предприятия могут характеризоваться общностью выполняемых функций в системе общественного разделения труда, производимой продукции или услуг, роли в процессе расширенного воспроизводства. При отнесении предприятий, видов производств и услуг к той или иной отрасли учитываются экономическое назначение продукции (услуг), однотипность используемого сырья и материалов, наличие характерных для данной отрасли технологических процессов и соответствующей технической базе, профессионального и квалификационного состава кадров.[2]

Общее понятие отраслевой структуры. Структура экономики – многоплановое понятие, рассматривать ее можно с разных точек зрения, показывающих соотношение различных элементов хозяйственной системы. Обычно выделяют социальную, отраслевую, воспроизводственную, региональную (территориальную) и внешнеторговую структуру.

Отраслевая структура экономики в широком понимании представляет собой совокупность качественно однородных групп хозяйственных единиц, характеризующихся особыми условиями производства в системе общественного разделения труда и играющих специфическую роль в процессе расширенного воспроизводства.

Отраслевые сдвиги на макроуровне, если рассматривать их в длительных исторических рамках, проявлялись сначала в быстром росте «первичных отраслей» (сельское хозяйство и добывающая промышленность), затем «вторичных» (промышленность и строительство), а в последний период – «третичных отраслей» (сфера услуг).

Группировка по отраслям обеспечивает характеристику отраслевой структуры экономики, позволяет установить вклад каждой отрасли в создание ВВП, проследить межотраслевые связи и пропорции. Группировка по секторам экономики, сформированная в зависимости от функций, выполняемых хозяйственными единицами в экономическом процессе, позволяет анализировать процессы в области распределения и перераспределения доходов, финансирования инвестиций. Особое место в системе национальных счетов занимают межотраслевые балансы, что обусловлено широкими возможностями, которые они представляют для анализа динамики и структуры экономики, основных стоимостных и натурально-вещественных пропорций, проведения международных сопоставлений, выполнения прогнозных экономических расчетов. В зависимости от целей экономического анализа межотраслевые балансы могут включать в себя от нескольких десятков до нескольких тысяч отраслей.

Однако базовыми отраслями для разработки межотраслевых балансов являются промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля, транспорт и связь, прочие отрасли (в их состав главным образом включаются отрасли сферы услуг). Каждая отрасль экономики в свою очередь расчленяется на так называемые укрупненные отрасли, отрасли и виды производства. В каждую из укрупненных отраслей входят однородные, но специализированные на производстве отдельных видов продукции отрасли.

При отнесении предприятия, видов производства и услуг к той или иной отрасли экономики учитываются назначение продукта или услуг, вид основного сырья и материала, характер технологического процесса. В ряде случаев возникают затруднения при отнесении конкретного участка хозяйства к той или иной отрасли. Это связано с тем, что в результате специализации однородные по назначению продукты часто изготавливаются при помощи различной технологии, из разнообразного исходного сырья и т.п. Кроме того, происходит процесс проникновения приемов и методов из одних отраслей в другие. Из одного и того же сырья производятся продукты самого разнообразного назначения.

Для каждого производства характерна определенная номенклатура вырабатываемой продукции. Дифференцированная классификация, в основе которой лежит вид продукции и вид производства с последующим объединением их в отрасли, укрупненные отрасли и отрасли экономики, облегчает преемственность классификации в условиях развивающегося международного разделения труда.


Для того чтобы определить соотношение понятий отрасль и рынок необходимо раскрыть сущность самого понятия «рынок».


Рынок — механизм формирования и движения воспроизводственных связей, базирующийся на товарно-денежных отношениях и конкуренции экономически самостоятельных субъектов хозяйствования (в широком смысле); совокупность актов купли-продажи, место, где совершаются сделки между продавцами и покупателями конкретного товара (в узком смысле).

Классификация рынков:

1)      По объектам приложения различают: рынок товаров, рынок услуг, строительный рынок, рынок технологий, информационный рынок, кредитный рынок, фондовый рынок, рынок рабочей силы.

2)      В пространственном отношении различают: локальный, региональный, национальный, региональный по группе интегрированных стран, мировой рынки.

3)      По механизму функционирования различают: свободный, монополизированный, государственно-регулируемый и планово-регулируемый рынки.

4)      По уровню насыщенности различают: равновесный (по объему и структуре), дефицитный и избыточный.[3]

Рынок выполняет ряд важных социально-экономических функций:

1)               он является связующим звеном между производством и потреблением через механизм прямых и обратных связей. Инструменты рынка (цены, динамика спроса и предложения, процентные ставки, валютный курс, курс ценных бумаг и т. д.) служат важнейшим источником экономической информации, отражают  ситуацию в различных отраслях и сферах хозяйственной деятельности и одновременно оказывают активное обратное воздействие на изменение этой ситуации, формирование основных экономических пропорций;

2)                выявляет общественную полезность тех или иных видов товаров и услуг, позволяет реально оценить их стоимость, определить, в какой мере издержки производства каждого  товаропроизводителя коррелируются с общественно необходимыми издержками;

3)                рыночная конкуренция служит эффективным инструментом регулирования объемов производства, позволяет точно определить лидеров и аутсайдеров среди хозяйствующих субъектов, обеспечивает потребителю возможность выбора, заставляет фирмы использовать научно-технические нововведения, улучшать качество товаров и услуг для того, чтобы занять и удержать прочное положение на рынке. В то же время современный уровень общественного разделения труда, объективные   преимущества крупномасштабного производства, огромное количество высокотехнологичных и неоднородных товаров и множественность форм экономических связей между товаропроизводителями модифицируют модель конкуренции на рынке. "Совершенная" (или свободная) конкуренция, при которой полностью исключается возможность сговоров, контроля за ценами и количеством товаров со стороны отдельных индивидов или их групп, становится практически невозможной. Кроме того, в ряде случаев регулирующее воздействие рынка через свободные цены и конкуренцию объективно утрачивает свое значение. Так инструменты "чистого" саморегулирующегося рынка не могут использоваться как исключительные применительно к так называемым "коллективным" товарам, или товарам общественного пользования, которые нельзя купить или продать индивидуальному потребителю. К их числу относятся, в частности, продукция оборонных отраслей, энергетика, дороги и др. Так, рыночная и макроэкономическая оценка издержек на защиту окружающей среды, образование,   здравоохранение, культуру и др. могут существенно отличаться. Например, получение образования важно только для отдельного  члена  общества. Рыночная система включает частные и территориальные рынки.  Частные рынки делятся по основным видам товаров (средства производства и потребительские товары) и факторов производства (рынок рабочей силы, рынок капиталов, рынок природных ресурсов). Исходя из территориальных границ, выделяют рынки местного, национального и мирового уровня.

Вместе с тем Рынок — нерасторжимое единство его составляющих. Разработанная Правительством России Программа углубления экономических реформ нацелена на открытие простора для эффективного действия рыночных сил и механизмов, их использование в интересах экономического проста и повышения благосостояния населения.[4]


Таким образом, из выше изложенного следует, что рынок является необходимым связующим звеном, как между различными отраслями, так и между производителем продукции и ее конечным потребителем.






2. Сертификация торговли: современное состояние, проблемы.

К объектам сертификации относятся продукция, услуги, работы, системы качества, персонал, рабочие места и пр.

Сертификация продукции – процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям (Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»).

Система сертификации – совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в системе (Правила по проведению сертификации в Российской Федерации).

В нашей стране системы сертификации создаются специально уполномоченными на это федеральными органами исполнительной власти – Госстандартом России, Министерством здравоохранения РФ, Госкомсвязи и пр.

Сертификат соответствия – документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям (Закон РФ).

Декларация о соответствии – документ, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям (Закон РФ).

Таким образом, подтверждение соответствия проводится посредством не только сертификата, но и декларации о соответствии. Перечни продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, утверждаются постановлением Правительства Российской Федерации. Декларация о соответствии имеет юридическую силу на равнее с сертификатом.

Знак соответствия – зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам данной системы сертификации подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям (Закон РФ).

Цели сертификации. Сертификация направлена на достижение следующих целей:

·        содействие потребителям в компетентном выборе продукции (услуги);

·        защита потребителей от недобросовестности изготовителя (продавца и исполнителя);

·        контроль безопасности продукции (услуги, работы) для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

·        подтверждение показателей качества продукции (услуги, работы), заявленных изготовителем (исполнителем);

·        создание условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке России, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговли.[5]

Принципы сертификации. При проведении сертификации необходимо руководствоваться следующими принципами.

1.                Законодательная основа сертификации. Деятельность по сертификации в РФ основана на Законах РФ «О сертификации продукции и услуг», «О защите прав потребителей» и других нормативных актах.

2.                Открытость системы сертификации. В работах по сертификации участвуют предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности (в том числе других стран), признающие и выполняющие ее правила.

3.                Гармонизация правил и рекомендаций по сертификации  с международными нормами и правилами. Гармонизация является условием признания сертификатов и знаков соответствия за рубежом, тесного взаимодействия с международными, региональными и национальными системами сертификации других стран.

4.                Открытость и закрытость информации. При сертификации должно осуществляться информирование всех участников – изготовителей, потребителей, органов по сертификации, а также всех других заинтересованных сторон – общественных организаций, предприятий, отдельных лиц – о правилах и результатах сертификации. С другой стороны, при сертификации должна соблюдаться конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну.

 В соответствии с Законом РФ сертификация может иметь обязательный и добровольный характер.

Обязательная сертификация – подтверждение уполномоченным на то органом соответствия продукции обязательным требованиям, установленным законодательством.

Обязательная сертификация является формой государственного контроля за безопасностью продукции. В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, утверждается Правительством РФ. При обязательной сертификации действие сертификата соответствия и знака соответствия распространяется на всей территории РФ.

Организация и проведение работ по обязательной сертификации возлагается на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации – Госстандарт России, а в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ в отношении отдельных видов продукции, и на другие федеральные органы исполнительной власти. Поэтому в России в 1999 г. Действовало 16 систем обязательной сертификации. Самая представительная и известная – Система обязательной сертификации ГОСТ Р, образованная и возглавляемая Госстандартом России.

Добровольная сертификация проводится в соответствии с Законом РФ по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции (услуг) требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем.

Добровольная сертификация проводится на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольная сертификация продукции, подлежащая обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой же продукции. Тем не менее, по продукции прошедшей обязательную сертификацию, могут проверяться в рамках добровольной сертификации требования, дополняющие обязательные.

В России в настоящее время преобладает обязательная сертификация, за рубежом – добровольная. В условиях развитой рыночной экономики проведение добровольной сертификации становится условием преодоления торговых барьеров, так как, повышая конкурентоспособность, она фактически обеспечивает производителю место на рынке. Например, во Франции добровольная сертификация проводится на соответствии стандартам Франции «NF». По ее результатам продукция маркируется знаком NF. Продукция, не маркированная этим знаком, не пользуется спросом. Именно поэтому около 75% продукции французских фирм проходит через добровольную сертификацию.

В России кровно заинтересованы в добровольной сертификации продукции лишь российские экспортеры. По мере ужесточения конкуренции на рынке будет возрастать потребность в добровольной сертификации.[6]


Состояние и перспективы развития сертификации. Как известно, в России сертификация введена в 1992 г., когда был принят Закон РФ «О защите прав потребителей». Именно в этот период российский рынок стали заполнять в огромном количестве импортные товары, многие из которых были недоброкачественными, а часто и опасными. Оперативно сформированная Госстандартом России система сертификации позволила ограничить поступление опасных товаров в страну, т.е. реализовать свои защитные функции. Эффект сертификации, который, к сожалению, трудно подсчитать, определяется предотвращением затрат общества на лечение, реабилитацию пострадавших и восстановление объектов. Например, отказ в выдачи всего 350 сертификатов в Ростест – Москва на продукцию стоимостью 110 тыс. руб. позволил, по экспертной оценке, предотвратить травму отравления и заболевания не менее 200 тыс. человек.[7]

Вместе с тем за восьмилетний срок существования системы сертификации выявился ряд недостатков и проблем. Одна из них – необходимость законодательной поддержки развития добровольной сертификации. Особенно много проблем возникает в связи с интеграцией экономики страны в мировую хозяйственную систему.



















Заключение

Современный этап экономического развития ведущих стран мира характеризуется крупными сдвигами структуры хозяйства, что обусловливает необратимость перехода к новым межотраслевым и воспроизводственным пропорциям. На это повлияли и такие факторы, как сырьевой и энергетический кризисы, способствовавшие удорожанию сырья и энергоносителей, а следовательно, оборудования и строительства. Усложнился инвестиционный процесс, в целом значительно повысились издержки производства. Все это не только вызвало, но и усилило тенденции к удорожанию самого воспроизводственного процесса. Такое развитие событий объективно стимулирует вступление стран рыночной экономики в новый этап технологической революции.

В экономики России создалась такая ситуация, когда дальнейший спад производства ведет к потере научно-технического, кадрового потенциала, резко сокращается национальное богатство. Инвестиции в отрасли народного хозяйства сократились более чем в 3 раза. В особенно тяжелом положении находятся народное образование, здравоохранение, национальная культура. Уровень жизни населения снизился более чем в 2 раза, а третья его часть оказалась за чертой бедности.

Предпосылок для подъема экономики в виде оживления инвестиционной деятельности, обновления технологий и производственного аппарата еще нет. В место формулы «производство ради производства» в камандно-административной системе сейчас у нас действует не менее вредная формула – «рынок ради рынка».





Список используемой литературы


1.     Экономика предприятия / Под ред. А.С. Пелиха. Ростов-на-Дону: издательский центр «МарТ». 2002.

2.     Спиридонов И.А. Мировая экономика: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА – М, 2002.

3.     Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации: Учебник. – Юрайт, 2000

4.     Краткий экономический словарь / Под ред. Ю.А. Белика – М.: Политиздат, 1989.

5.     Киперман Г.Я. Рыночная экономика  / Изд. Республика, 1994.

6.     Борисов Е.Ф.  Основы  Экономики   / Изд. Юрист, 1998.

7.     Стандарты и качество. 1997 №3, 1998 №12.

8.     Сертификация. 1996 №4.


[1] Спиридонов И.А. Мировая экономика: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002.


[2] Краткий экономический словарь / Под ред. Ю.А. Белика – М.: Политиздат, 1989

[3] Киперман Г.Я. Рыночная экономика  / Изд. Республика, 1994.

[4] Борисов Е.Ф.  Основы  Экономики   / Изд. Юрист, 1998.



[5] Воронин Г.П. Госстандарт России сегодня: некоторые итоги, проблемы, задачи // Стандарты и качество. 1998. №12. С.20-23

[6] Версан В.Г. Правильно ли выбран путь российской сертификации // Стандарты и качество. 1997. №3 С. 3-5

[7] Версан В.Г. Некоторые направления развития сертификации в Российской Федерации // Стандарты №4 1996