Содержание

 

 

Ведение……………………………………………………………………………3

1.  Понятие об ассортименте товаров и их классификация……..4

2.  Порядок формирования ассортимента товара на предприятиях оптовой торговли…………………………………….8

3.  Порядок формирования ассортимента  товаров в магазинах…………………………………………………………………12

Заключение……………………………………………………………………..20

Использованная литература………………………………………………..21



















Введение

 

            Процесс реализации товаров требует постоянного наличия на предприятиях торговли товарных запасов. Формирование необходимых размеров товарных запасов позволяет торговому предприятию обеспечивать устойчивость ассортимента товаров, осуществлять определенную ценовую политику, повышать уровень удовлетворения спроса покупателей. Все это требует поддержания на каждом предприятии оптимального уровня и достаточной широты ассортиментных позиций товарных запасов.

            Управление ассортиментом предполагает его нормирование, оперативный учет и контроль, а также регулирование.

            В своей работе хотелось бы рассмотреть такие вопросы как порядок формирования ассортиментных товаров на предприятиях оптовой торговли и в магазинах как важнейшее условие формирование операционных доходов; а также дать понятие ассортимента товаров и рассмотреть их классификацию.






 

 

 

 

 

Понятие об ассортименте товаров

и их классификация

 

            Ассортимент товаров – совокупность их видов и разновидностей, объединенных по одному или нескольким признакам.

            Основными группировочными признаками товаров являются производственный, сырьевой и потребительский.

            Различают промышленный и торговый ассортимент товаров.

            Промышленным ассортиментом называют ассортимент товаров, вырабатываемый одной отраслью промышленности или отдельным промышленным предприятием.

            Как правило, предприятия, производящие товары, выпускают узкий ассортимент товаров, улучшать их качество. Поэтому производимые ими товары нуждаются в дальнейшей подсортировке с учетом требований торговли, на предприятиях которой сосредоточен широкий ассортимент товаров, представляющий собой сочетание продукции, вырабатываемой самыми различными изготовителями.

            Такая подсортировка, или преобразование ассортимента, осуществляется преимущественно на предприятиях оптовой торговли, через которые проходит основная масса товаров сложного ассортимента. Некоторая часть продовольственных и непродовольственных товаров подвергается подсортировке непосредственно в магазинах и других предприятиях розничной торговли.

            Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяются на две товарные отрасли: продовольственные и непродовольственные товары.

            Каждая из отраслей делится на товарные группы, в состав которых входят товары, объединяемые по ряду признаков (однородности сырья и материалов, потребительскому назначению, степени сложности ассортимента).

            В зависимости от однородности сырья и материалов, из которых изготовлены товары, их подразделяют на изделия из металла, кожи, стекла и т.д.

            По потребительскому назначению товары подразделяют на спортивные, музыкальные, хозяйственные, одежду, обувь и т.п.

            Важным признаком классификации являются особые свойства товаров. Так, с учетом ограниченности сроков реализации, необходимости создания особых режимов хранения товары делятся на скоропортящиеся и нескоропортящиеся.

            С учетом сложности ассортимента различают товары простого и сложного ассортимента.

            К товарам простого ассортимента относят товары, состоящие из небольшого количества видов или сортов (овощи, поваренная соль, хозяйственное мыло и т.д.).

            Товары, имеющие в пределах одного вида внутреннюю классификация по различным признакам (фасон, размер и т.д.), относятся к товарам сложного ассортимента (обувь, одежда и т.д.).

            Товарные группы делятся на товарные подгруппы, в состав которых входят однородные по признаку единства производственного происхождения товары. Например, товарная группа обуви делится на подгруппы кожаной, текстильной, валяной и резиновой обуви, товарная группа посуды состоит из подгрупп металлической, стеклянной и фарфоро-фаянсовой посуды.

            Каждая подгруппа складывается из товаров различных видов. Под видом товара понимают одинаковые товары разнообразного назначения (сапоги – женские, мужские и детские; мебель – для кухни, жилой комнаты и т.д.).

            Внутри каждого вида товары могут отличаться друг от друга по особым признакам (артикулам, сортам и т.д.), т.е. подразделяться на разновидности.

            Укрупненный ассортимент – это товары, объединенные по общим признакам в определенные совокупности (класс, группа, вид товара). Развернутый ассортимент представляет собой детализацию укрупненного ассортимента по конкретным разновидностям товаров.

            Эти два понятия, в свою очередь, тесно связаны с понятием широты и глубины ассортимента. При этом широта ассортимента товаров определяется качеством товарных групп, подгрупп и наименований товаров, а глубина – количеством разновидностей товаров по каждому наименованию. Например, сравнительно узкий ассортимент товаров специализированных магазинов состоит из большого количества разновидностей соответствующих товаров и является более глубоким.

            Товары классифицируют и по таким признакам, как частота спроса на товары, а также стабильность и характер предъявляемого спроса.

            По частоте спроса товары подразделяются на три группы:

¨     повседневного спроса – наиболее часто и даже ежедневно приобретаемые населением товары;

¨     периодического спроса – товары, покупка которых осуществляется периодически;

¨     редкого спроса – предметы длительного пользования, срок службы которых обычно превышает пять лет.

            Кроме того, имеется группа сезонных товаров, реализация которых осуществляется в определенные периоды (сезоны) года.

            Спрос на товары может быть стабильным (устойчивым) или подвергаться определенным (в том числе и резким) колебаниям. С учетом этого товары делятся на следующие группы:

¨     стабильного спроса;

¨     товары, спрос на которые подвержен резким колебаниям;

¨     твердо сформулированного спроса;

¨     альтернативного спроса;

¨     импульсивного спроса.

            Для рационального формирования ассортимента товаров в розничной торговой сети большое значение имеет группировка товаров по комплектности спроса покупателей, когда в состав комплексного удовлетворения спроса.

            В основу таких комплексов может быть положен половозрастной признак («Товары для женщин» и т.д.), особенности образа жизни и проведения досуга («Товары для садовода», «Товары для туриста» и т.д.), а также другие признаки.

            Потребительские комплексы в свою очередь делятся на микрокомплексы.









Порядок формирования

ассортимента товаров

на предприятиях оптовой торговли

 

            Обеспечение необходимого уровня обслуживания оптовых покупателей и роста основных экономических показателей деятельности торгового предприятия в значительной степени зависит от рационального формирования ассортимента товаров.

            Под формированием ассортимента следует понимать процесс подбора и установления номенклатуры товаров, соответствующей спросу покупателей и обеспечивающей высокую прибыльность работы торгового предприятия.

            Создание оптимального ассортимента товаров в коммерческих структурах, занимающихся оптовой торговлей товарами народного потребления, является одним из важных условий бесперебойного снабжения розничной торговой сети ассортиментом товаров представляет важнейшую функцию коммерческих служб оптовых предприятий.

            Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение его соответствия характеру спроса населения, обслуживаемого клиентами оптового предприятия. Оно должно предусматривать комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента рынка. В связи с этим ассортимент товаров, предлагаемых оптовым покупателям, должен обладать достаточной широтой и глубиной. Широта и глубина ассортимента товаров на складах оптового предприятия будет зависеть от ассортимента профиля обслуживаемых оптовых покупателей, размеров складской площади, состояния предложения на потребительском рынке и других факторов.

            Одним из принципов формирования товарного ассортимента на предприятии оптовой торговли является обеспечение его устойчивости, что особенно важно, когда речь идет о товарах повседневного спроса. Устойчивый ассортимент позволяет обеспечить бесперебойное и ритмичное товароснабжение розничных торговых предприятий, являющихся основными покупателями.

            И, наконец, одним из важных принципов рационального формирования ассортимента товаров на предприятии оптовой торговли является обеспечение условий на рентабельной деятельности, что особенно важно в условиях рыночной экономики.

            Процесс формирования ассортимента товаров на складах оптовых предприятий с учетом рассмотренных выше принципов заключается, прежде всего, в определении перечня основных групп и подгрупп реализуемых товаров. При этом необходимо исходить из возможности удовлетворения запросов оптовых покупателей с учетом их специализации на торговле соответствующими товарами.

            Если оптовое предприятие снабжает розничные торговые предприятия преимущественно товарами повседневного спроса, то сформированный ими ассортимент должен, прежде всего, удовлетворять требования этой группы предприятий. Предприятие, занимающееся торговлей товарами узкого ассортимента, должно позаботиться о достаточной глубине ассортимента в пределах соответствующих групп и наименований товаров, иначе оно не сможет содействовать успешному формированию комплексов и микрокомплексов товаров в обслуживаемых ими универсальных и специализированных магазинах.

            Поэтому следующим этапом формирования ассортимента является определение количества реализуемых разновидностей товаров по каждому наименованию. Разумеется, что, занимаясь формированием ассортимента товаров, коммерческие службы должны постоянно следить за появлением на рынке новых товаров и вовлекать их в товарооборот. Одновременно они должны принимать меры по исключению из своей номенклатуры товаров устаревших моделей, а также товаров, спрос на которые резко снизился.

            Инструментом, с помощью которого осуществляется регулирование ассортимента товаров на складах оптовых предприятий, является ассортиментный перечень. В него включается перечень наименований товаров, соответствующий установленной широте ассортимента, и минимально необходимое количество разновидностей товаров, которые должны быть постоянно в наличии на складе.

            Ассортиментные перечни рекомендуется разрабатывать на год. При необходимости а течение года в них можно вносить соответствующие изменения. В них следует предусмотреть групповую и внутригрупповую структуру, а также основные (артикул, модель и т.д.) и дополнительные (размер, полнота, рост и т.д.) признаки разновидностей товаров. Разработка ассортиментных перечней включает три этапа:

¨     на первом этапе определяется перечень ассортиментных позиций, при этом учитывается номенклатура товаров, прошедших через оптовые предприятия в отчетном году, и номенклатура товаров, указанных в спецификациях к договорам на поставку товаров в предстоящем году;

¨     на втором этапе рассчитывается число разновидностей каждого товара по основному признаку, т.е. определяется их количество по каждой позиции товаров, поступивших за год;

¨     на третьем, заключительном, этапе определяется количество разновидностей каждого товара для неснижаемого ассортимента, включающего такое их количество, которое постоянно должно быть в их запасах и которое в любое время может быть предложено покупателю.

            С помощью ассортиментного перечня коммерческая служба оптового предприятия  может осуществлять систематический контроль за полнотой и стабильностью ассортимента товаров на складах и снабжением ими оптовых покупателей своего целевого рынка.

            Контроль за соответствием фактического  ассортимента товаров ассортименту, предусмотренному в перечне, осуществляют товароведы-коммерсанты. Для этого могут быть использованы карточки количественно-стоимостного учета или специальное программное обеспечение для компьютеров.













Порядок формирования

ассортимента товаров в магазинах

 

            Формирование ассортимента товаров в магазинах, в отличие от предприятий торговли, имеет свою специфику. При этом необходимо учитывать влияние многих факторов.

            На построение ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях оказывают влияние следующие факторы:


¨     тип и размер магазина и его техническая оснащенность;

¨     условия товароснабжения розничной торговой сети (в первую очередь наличие стабильных источников);

¨     численность обслуживаемого населения;

¨     транспортные условия;

¨     наличие сети магазинов-конкурентов и др.


            Известно, что одним из важных признаков, определяющих тип магазина, является его ассортиментный профиль. Поэтому первое, что следует учитывать при формировании ассортимента товаров, - тип розничного торгового предприятия.

            Кроме того, в магазинах одного типа, но с различной торговой площадью ассортимент товаров будет различаться как по широте, так и по глубине. Существенное влияние при этом будет оказывать и оснащенность магазина, например, холодильным оборудованием.

            Для того чтобы обеспечить постоянное наличие в продаже определенных товаров, необходимо, чтобы магазин снабжался ими из стабильных источников и желательно в централизованном порядке.

            На формирование ассортимента товаров розничных торговых предприятий сильное влияние оказывают социальный состав обслуживаемого населения и характер его трудовой деятельности, уровень развития культуры, социальное обеспечение и уровень доходов населения. Весьма существенным фактором является уровень цен на товары. Кроме этого, следует учитывать половозрастной, профессиональный и национальный состав населения, его традиции и обычаи, а также количество и структкру обслуживаемых семей.

            При формировании ассортимента товаров нельзя не учитывать наличие сети магазинов-конкурентов, представленного в них ассортимента товаров, уровня цен на товары, методов продажи, предлагаемых услуг и т.д.

            Процесс формирования ассортимента товаров в розничной торговой сети можно условно разделить на три этапа.


¨     На первом этапе устанавливается укрупненный ассортимент товаров, т.е. определяется ассортиментный профиль магазинов. Эта работа проводится с учетом действующих принципов размещения розничной торговой сети и на основании маркетинговых исследований в области целевого рынка. С учетом этого определяются место и роль магазина в общей системе торгового обслуживания города, района и т.д.

¨     Второй этап предусматривает установление количественного соотношения отдельных групп товаров в магазине, т.е. рассчитывается структура укрупненного ассортимента.

¨     На третьем этапе определяется развернутый ассортимент, т.е. осуществляется подбор конкретных разновидностей товаров каждой группы по различным признакам. При этом в каждом магазине должно быть обеспечено соответствие предлагаемого ассортимента товаров спросу населения. Учитывают влияние различных факторов на построение ассортимента товаров на каждом конкретном розничном торговом предприятии.


            Таким образом, формирование ассортимента товаров в магазинах должно быть в первую очередь подчинено интересам наиболее полного удовлетворения спроса населения, т.е. должны быть обеспечены достаточная полнота ассортимента товаров, хорошо известных населению, и комплексность их предложения. Кроме того, должна быть обеспечена прибыльная работа магазина.

            Реализации в магазинах должны подлежать товары надлежащего качества.

            Следует учитывать, что ассортимент товаров постоянно обновляется. Этот процесс происходит под влиянием научно-технического прогресса, моды, сезонных колебаний в спросе и других факторов. Поэтому на различных торговых предприятиях постоянно должна проводиться работа по формированию спроса путем активного включения новых товаров. Кроме того, в период сезонной торговли розничные торговые предприятия должны расширять ассортимент соответствующих товаров.

            Рассмотрим особенности формирования ассортимента товаров в магазинах некоторых типов.

            Необходимо иметь в  виду, что процесс формирования ассортимента товаров в различных типах розничной торговли предприятий имеет определенные особенности и существенно отличается по сложности. Так, например, в московских гипермаркетах «Рамстор» на торговой площади 5000 м2 размещается 50 000 наименований товаров, в том числе 20 000 наименований продовольственных товаров, а также такие непродовольственные товары, как: косметика, чистящие и моющие средства, текстиль, обувь, бельё, игрушки, спортивный инвентарь, подарки, кухонная утварь, электронная бытовая техника и т.д. В то же время, небольшие сельские магазины торговой площадью 100-150 м2 торгуют товарами повседневного спроса, представленными несколькими десятками наименований. Поэтому при формировании ассортимента товаров в магазинах прежде всего следует учитывать их тип и размер торговой площади.[1]

            Так, в универмагах ассортимент товаров рекомендуется строить по потребительским комплексам. Здесь могут быть предусмотрены следующие потребительские комплексы: «Товары для мужчин», «Товары для женщин», «Товары для детей», «Косметика и средства гигиены», «Сувениры, часы, ювелирные изделия», «Товары для досуга», «Товары для письма и учебы», «Товары для спорта, туризма и путешествий», «Товары для шитья и рукоделия», «Товары для дома».[2]

            Потребительские комплексы делятся на микрокомплексы. Например, в комплексе «Товары для женщин» выделяются микрокомплексы «Одежда», «Головные уборы», «Белье», «Чулочно-носочные изделия», «Предметы женского туалета», «Обувь» и др.

            В состав каждого микрокомплекса входят товары определенных наименований, которые в свою очередь, делятся на разновидности.

            В универсамах выделяют продовольственные и непродовольственные товары. Среди продовольственных товаров выделяются такие товарные группы, как: хлеб и хлебобулочные изделия, бакалейные товары; кондитерские изделия; консервы; гастрономические продукты; мясо; рыба; плоды и овощи. Непродовольственные товары включают товарные группы: обувь домашняя; чулочно-носочные изделия; галантерейные товары; парфюмерно-косметические товары; школьно-письменные и канцелярские товары; игрушки; хозяйственные товары.

            Таким образом, при построении ассортимента товаров в магазинах, торгующих непродовольственными товарами, исходят из деления всей номенклатуры товаров на комплексы, микрокомплексы и наименования, а в магазинах, торгующих продовольственными товарами, и в магазинах «Товары повседневного спроса» - на товарные группы и наименования. При этом каждое наименование может быть представлено различным количеством его разновидностей в зависимости от глубины ассортимента товаров.

            В соответствии с действующими Правилами продажи отдельных товаров, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации, ассортимент предлагаемых к продаже товаров и перечень оказываемых услуг определяются магазином (продавцом и т.п.) самостоятельно в соответствии с профилем и специализацией его деятельности.

            Однако, принимая во внимание необходимость постоянного регулирования ассортимента товаров  с учетом изменения конъюнктуры рынка и других факторов, в магазинах,  и на предприятиях оптовой торговли, могут быть использованы ассортиментные перечни товаров, которые устанавливают для каждого конкретного магазина в зависимости от его типа, размера торговой площади, места расположения и других факторов.

            Наличие таких перечней позволяет не только рационально регулировать ассортимент товаров, но и систематически контролировать его полноту и стабильность.

            Под полнотой ассортимента понимают возможность широкого выбора их разновидностей, а под стабильностью – постоянное наличие в продаже товара соответствующего вида. Они могут быть определены с помощью коэффициентов полноты и стабильности ассортимента.

            Коэффициент полноты ассортимента (Кп) можно определить по формуле


Кп= Qф

     Qп

 

где Qф – фактическое количество разновидностей товаров в момент обследования (проверки);

Qп – количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем.

            Коэффициент стабильности, или устойчивости, ассортимента (Ку) определяется по формуле


Ку = Qф1 + Qф2 + … + Qфп

Qп х п


где Qф1, Qф2. … . Q фп – фактическое количество разновидностей товаров в момент отдельных проверок;

Qп – количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем;

п – число проверок.

            Коэффициент устойчивости ассортимента определяется за определенный период (месяц, квартал, год).[3]

            В условиях перехода к рыночным отношениям работа по формированию ассортимента в магазинах значительно усложняется. Широта и глубина ассортимента реализуемых товаров во многом зависят от квалификации работников магазинов и коммерческих служб торговых фирм и организаций, которые должны располагает обширной информацией о спросе покупателей, источниках возможного поступления товаров, ценах на товары и другой коммерческой информацией.




























Заключение

 

            Поскольку на розничных торговых предприятиях сконцентрирована основная часть товаров, то от уровня управления ими в магазине в значительной степени зависит товароснабжение населения. Поэтому в каждом магазине должен осуществляться постоянный контроль за состоянием ассортимента, предусматривающий не только наблюдение за соответствием  установленным размерам, но и повседневный контроль за условиями хранения товара.

            Для управления ассортиментом в магазинах все более широкое распространение получает электронная техника. В первую очередь это кассовые терминалы с системой учета товародвижения, сканеры и принтеры штриховых кодов и др. С помощью такой техники можно осуществлять не только эффективный контроль за товарными запасами в магазине  или целой фирме, но и осуществлять управление другими направлениями коммерческой деятельности (ценообразование, работа с поставщиками и т.д.).












Использованная литература

 

 

1.          Алиев И.А. Коммерция и технология торговли. Баку: Элм, 1997.


2.          Дашков Л.П., Памбухчиянс В.К. Коммерция и технология торговли – М.: Издательско-торговый цент «Маркетинг», 2001.


3.         Гражданское и торговое право капиталистических государств. Учебник под ред. Е.А. Васильева. Москва, 1993.


4.         Мяснеченко В.Т., Кокошинкая В.И. Товароведение текстильных товаров – М., Экономика, 1997.


5.          Абрамкин В.Ф. Технология розничной торговли.  Красноярск: Восток, 2002.

 

6.          Ворошилов С., Гилинский. Экономика торговли. М., 1999.

 

7.          Поливанова Т.М. Трикотажные, галантерейные и парфюмерно-косметические товары (товароведение) – М., 1991.


8.          Товароведение промышленных товаров. / Брозовский Д.И., Демидова Г.А., Зеленский О.В., Зубаков В.Д. – М., Экономика, 1999.


9.          Яковлев А.М. Коммерция и технология торговли. – М., ВИНИТИ, 2002.


10.      Гилинский Я.И. Защита прав потребителей. – М., 2002.


11.      Амбрумова А.Г. Коммерческая деятельность – М., 2001.


12.      Ратинов А.Р. Коммерческое товароведение. – СПб., 2000.


13.      Веселовский К.С. Коммерция и технология торговли. – М., 2002.


14.      Маточкин А.М. Организация торговли непродовольственными товарами. – СПб., 1997.


15.      Ковалев В. Управление товарными системами. -  М. 2002.



[1] Абрамкин В.Ф. Технология розничной торговли. Красноярск: Восток, 2002. С. 152-153.

[2] Ворошилов С., Гилинский. Экономика торговли. М., 1999. С.144.

[3] Алиев И.А. Коммерция и технология торговли. Баку: Элм, 1997, С.122-128.