Содержание


1.           Распространение франчайзинговой системы в России……………..2

2.       Государственное регулирование ВЭД: сущность и значение……...5

3.       Особенности подбора иностранных посредников……………………8

4.       Существенные условия контракта………………………………………9

5.       Задание 12………………………………………………………………….10

6.       Список литературы………………………………………………………..13

















Вариант М

 

12. Распределение франчайзинговой системы в России

            Франчайзинг представляет собой форму передачи прав другой стороне, с помощью которой владелец товаров или услуг обеспечивает организацию и расширение сети их продажи. При этом товары и услуги идентифицируются с именем (торговой маркой) продавца. Таким образом, франчайзинговые отношения предполагают наличие двух сторон – продавца (франчайзера) и покупателя (франчайзи), а также наличие объекта исключительных прав (франчайза).

            Франчайзер обеспечивает франчайзи квалифицированную помощь в обучении персонала, в закупках оборудования и т.п., в аренде помещений и оборудования, в маркетинговых исследованиях и др.

            Франчайзи оплачивает покупку франчайза, а также необходимых элементов материально-технического обеспечения своего бизнеса. Он также осуществляет периодические платежи франчайзеру в виде процента от объема продаж (дохода или прибыли), а также обычно вносит определенную долю средств в рекламный фонд франчайзера.

            Следовательно, в обмен на преимущества уже на деле проверенной концепции или методики ведения бизнеса с хорошо известной и популярной торговой маркой, франчайзи делится с франчайзером частью своей прибыли и частью своей независимости.

            В настоящее время в мировой практике известно более 60 видов деятельности, в которых эффективно применяется франчайзинг. Так, например, в розничной торговле франчайзинговые отношения применяются при продаже детских товаров, товаров для новобрачных, бытовой химии, товаров для дома, для животных и других видов товаров. Они эффективно используются при оказании различных услуг (проявка фотопленок и печать фотографий; услуги по перевозкам; услуги, связанные с обслуживанием бизнеса и др.).

            Франчайзинг является одним из эффективнейших способов развития бизнеса. Его могут применять фирмы, уже добившиеся успеха и желающие развить свой успех, а также начинающие бизнесмены. Он выгоден как для франчайзера, так и для франчайзи. Так, преимущества системы франчайзинга для франчайзера проявляются, прежде всего, в том, что развитие сети франчайзинговых предприятий позволяет не расширять свою собственную сеть предприятий и значительно экономить не только свой капитал, но и трудовые ресурсы. При этом нет необходимости франчайзеру заниматься будничными управленческими проблемами, он также не имеет проблем с персоналом.

            Франчайзи также выгодны отношения, построенные на основе франчайзинга, так как он может начать собственное дело, не являясь работником франчайзера. Он имеет возможность заниматься готовым надежным бизнесом, завоевавшим определенную нишу на рынке, используя при этом популярную торговую марку, фирменный знак или стиль. Разумеется, что  в этом случае франчайзи имеет возможность пользоваться и всей мощью рекламы этой торговой марки. Франчайзер обеспечивает франчайзи необходимыми консультациями, помогает ему совместно решать возникающие проблемы. Он также может выступать гарантом при получении франчайзи кредитов, а также оказывать ему помощь в организации более надежной и выгодной системы снабжения расходными материалами и т.д.

            Внедрение франчайзинга позволяет повысить общую культуру ведения бизнеса и его правовую защищенность.

            Все основные положения франчайзинга отражены в Гражданском кодексе Российской Федерации, ему посвящена специальная глава – «Коммерческая концессия». В ней содержатся статьи, регламентирующие вопросы форм и регистрации договора коммерческой концессии, возможностей субконцессии, изложены основные обязанности сторон и их права, а также другие вопросы системы франчайзинга.






















35. Государственное регулирование ВЭД: сущность и значение

            Либерализация внешнеэкономической деятельности в нашей стране не осуществлялась в рамках реализации первоочередных мер перехода к рынку. Начало этому процессу положил Указ Президента Российской Федерации от 15 ноября 1991 г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности». На основе указа внешнеэкономическая деятельность могла осуществляться любыми организациями, фирмами и предприятиями свободно, в заявительной форме. Тем самым разрушились последние остатки государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность.

            В 1992 г. Россия вступила в МВФ и стала формировать внутренний валютный рынок. Субъекты внешнеэкономической деятельности получили право на осуществление операций с инвалютой. Государство в одночасье перестало контролировать объемы и направления экспорта и импорта, за исключением тех направлений, которые были предопределены долгосрочными межгосударственными соглашениями.

            В первые годы реформы государственный контроль за осуществлением внешнеэкономической деятельности был ослаблен. Экспортеры и импортеры принимали решения, исходя из своих частных интересов. Поэтому общегосударственные интересы, интересы внешнеэкономической безопасности России часто отступали на задний план.

            В первые годы реформы, к сожалению, не была выработана единая концепция развития внешнеэкономических связей России. Она стала складываться несколько позже, когда правительство спохватилось и начало разработку перспективной концепции. Новый механизм управления внешними связями создавался постепенно. Его создание отличала крайняя непоследовательность мер, которые в целом не формировали единую систему и нередко противоречили друг другу. Меры по обвальному открытию внутреннего рынка чередовались с жесткими административными ограничениями.

            Значительной вехой в выработке единой внешнеэкономической политики государства явился Закон Российской Федерации «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 7 июля 1995 г. В нем четко обозначены определяющие контуры долговременной внешнеэкономической политики страны, ясно выражена цель – защита  экономического суверенитета и обеспечение условий эффективной интеграции экономики России в мировое хозяйство. Кроме того, закон определил компетенцию субъектов Российской Федерации в осуществлении внешнеэкономической деятельности на определенном уровне. В законе ясно прописаны основополагающие меры, составляющие содержание систем государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

            В сложившейся системе управления внешнеэкономическими связями первостепенное значение имеют решения Президента Российской Федерации, Государственной Думы, правительства. Конкретным органом, непосредственно управляющим внешними связями, является Министерство торговли, которое отвечает за разработку и реализацию внешнеэкономической политики, за осуществление мер по регулированию внешнеэкономических связей. Функции Министерства торговли на местах выполняют уполномоченные в республиках, краях и областях России, а также торговые представительства за рубежом.

            Важную роль в структуре управления занимает Государственный таможенный комитет (ГТК), осуществляющий реализацию таможенной политики. Деятельность ГТК находится в рамках Таможенного кодекса, который действует в нашей стране с 1994 г. в соответствии с общими международными принципами, действующими в мировой торговле.

            Немалое значение в системе регулирования внешнеэкономических связей имеет Центральный банк Российской Федерации. Он осуществляет единую политику валютного курса рубля, поддерживая его уровень, представляет интересы страны в Центробанках других стран, в международных финансово-кредитных организациях. Центробанк контролирует осуществление валютных операций коммерческими банками и другими организациями – агентами внешнеэкономической деятельности через выдачу лицензий на ведение валютных операций.

            В системе управления внешнеэкономических связей вырабатывались соответствующие административные и экономические меры: во-первых, обеспечение отечественным фирмам доступа к рынкам зарубежных стран; во-вторых, создание благоприятного торгово-политического режима в отношениях с зарубежными контрагентами; в-третьих, формирование эффективной системы защиты интересов РФ на мировом рынке через валютный, таможенный и экспортно-импортный контроль; в-четвертых защита экономических интересов страны на базе достижения договоренностей странами – кредиторами России, с международными валютно-финансовыми организациями.

            Постепенно в нашей стране формируется классический инструмент внешнеторговой политики, свойственной экономике рыночного типа.






58. Особенности подбора иностранных посредников.

          Посредниками обычно выступают, как правило, коммерческие организации.

            Постепенно в нашей стране формируется классический инструмент внешнеторговой политики, свойственной экономике рыночного типа. Таможенные пошлины составляют основу внешнеэкономического регулирования импорта. Однако существовали и экспортные пошлины, регулирующие вывоз продукции за рубеж. Однако постепенно этот рудимент несовершенных рыночных отношений преодолевался. Вместе с тем существуют нетарифные инструменты. Они действуют в качестве административных мер ограничения импорта (квоты, лицензии, компенсационные пошлины, технические и потребительские стандарты). Эти меры сочетаются с использованием экономических средств, направленных на стимулирование экспорта. К ним относятся целевые кредиты, государственные закупки, страхование экспортных кредитов и инвестиций, налоги и сборы.[1]

            Немалое значение в системе регулирования внешнеэкономических связей имеет Центральный банк Российской Федерации. Он осуществляет единую политику валютного курса рубля, поддерживая его уровень, представляет интересы страны в Центробанках других стран, в международных финансово-кредитных организациях. Центробанк контролирует осуществление валютных операций коммерческими банками и другими организациями – агентами внешнеэкономической деятельности через выдачу лицензий на ведение валютных операций.


81. Существенные условия контракта

            Контракт опосредует отношения по заготовке продуктов и сырья, составляющий основу любого общества.

            Под контрактом понимают и юридический факт, лежащий в основе обязательства, и само договорное обязательство, и документ, в котором закреплен факт установления обязательственного правоотношения.

            Во-первых, существенными являются условия о предмете контракта. Без определения того, что является предметом контракта, не возможно заключить ни один контракт.

            Во-вторых, к числу существенных относятся те условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные.

            В-третьих, существенными признаются те условия, которые необходимы для контакта данного вида. Необходимыми, а стало быть, и существенными, для конкретного контракта считаются те условия, которые выражают его природу и без которых он не может существовать как данный вид контракта.

            Наконец, в-четвертых, существенными считаются и все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Это означает, что по желанию одной из сторон в контракте существенным становится и такое условие, которое не признано таковым законом или иным правовым актом и которое не выражает природу этого контракта.





Задание 12.

 

Проанализируйте динамику и структуру иностранных инвестиций в Российской экономике

            Инвестиции для России имеют не только экономическое, но и политическое значение. Они рассматриваются Правительством как важная часть его промышленной стратегии и как реальное подтверждение деклараций западных стран об их стремлении содействовать реформам в России и ее интеграции в мировую экономику. К числу приоритетных секторов, в которых уже началось практическое сотрудничество, относятся энергетика, черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая, легкая и пищевая промышленность, телекоммуникации, транспорт, городское строительство (отели, банки и т.д.). Определились и основные формы участия Запада, в том числе государств-членов ЕС, в структурной перестройке российской промышленности: кредиты, создание совместных предприятий, прямые и портфельные инвестиции, обучение российского персонала менеджменту и маркетингу, консалтинговые услуги.

            Приведенные в таблице данные свидетельствуют о том, что объем иностранных инвестиций в России постепенно увеличивался: с 1993 по 1997г. он возрос почти в 12 раз, в том числе по прямым вложениям – почти в 10 раз. Финансовый кризис 1998 г. привел к резкому сокращению потока инвестиций, но возобновление положительной динамики произошло значительно быстрее, чем ожидалось, хотя уровень докризисного года еще не достигнут. Вместе с тем в абсолютном выражении эти данные следует оценить как весьма скромные и далеко не соответствующие потенциалу и потребностям российской экономики.


Иностранные инвестиции в России (млн. долл.)[2]

Вид инвестиций

1994г.

1996г.

1997г.

1998г.

1999г.

2000г.

Накопление инвестиций на 01.10.2001г.

Прямые

549

2440

5333

3361

4260

4429

17744

Портфельные

0,5

128

681

191

31

145

1069

Другие

504

4402

6281

8221

5269

6384

15605

Итого

1053

6970

12295

11773

9560

10958

34418


            это подтверждает сравнение со странами Центральной и Восточной Европы, готовищимися к вступлению в ЕС: в течение 1993-1997 гг. объем иностранных прямых инвестиций в десять государств (общая численность населения – 104 млн. человек, суммарный объем ВВП в 1997 г. – 297,7 млрд. евро) составил 21,5 млрд. евро, тогда как в Россию (соответствующие показатели – 147 млн. и 347 млрд. евро) за тот же период было вложено 10,9 млрд. долл., или примерно 11,5 млрд. евро по средневзвешенному курсу этой валюты в 1999г.

            Доля стран ЕС в иностранных вложениях, накопленных на конец 1999 г., составила примерно 57-58%, в том числе в прямых инвестициях – около 37-38%, а удельный вес США – соответственно 22% и 36%. Иными словами, страны Западной Европы предпочитают прямым инвестициям предоставление России кредитов, тогда как США ведут себя более энергично и смелее идут на прямые вложения в российскую экономику.

            Что касается распределения иностранных инвестиций по отраслям, то в общей сумме аккумулированных на конец 1999г. прямых вложений капитала более 80% приходится (в порядке убывания) на финансовый сектор, торговлю и организацию коммерческой деятельности, нефтегазовую промышленность и обрабатывающую промышленность.

            Подытоживая все вышесказанное, можно отметить, что привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику, являющееся одним из необходимых условий выхода страны из экономического кризиса, требует значительных нормотворческих и организационных усилий как от российских федеральных и региональных властей, так и от отдельных предприятий и финансовых институтов. В целом эти усилия должны быть направлены на:

         - улучшение общего инвестиционного климата России, стабилизацию экономической ситуации и создание эффективного экономического законодательства;

         - организацию эффективного внутрироссийского рынка капиталов, обеспечивающего полноценную связь рынка ценных бумаг с реальным сектором;

         - выход Российской Федерации и промышленных предприятий России на международные рынки ценных бумаг.

         Однако, т.к. все эти меры требуют для реализации достаточно большого времени, в ближайшие два-три года нынешняя, весьма неудовлетворительная для российской экономики ситуация с привлечением иностранных инвестиций вряд ли претерпит качественные изменения.

 

Список  литературы

 


1.     Адрианов П.Н. Россия в мировой экономике. – М., 1998.

2.     Батчиков С.А. Экономические отношения России. – М., 2002.

3.     Бункина В.А. Национальная экономика. – М., 2002.

4.     Бурмистров. Внешняя торговля Российской Федерации. – М., 2002.

5.     Носкова И.Я., Максимова Л.Н. Международные экономические отношения. – М., 1995.

6.     Львов П.Д. Экономика развития. – М., 2001.


[1] Батчиков С.А. Экономические отношения России. – М., 2002. С. 25-30.


[2] Экономический вестник. №44. февраль, 2002. С.17-19.