Вариант 2. Мотивация трудовой деятельности.
План
Мотивация трудовой деятельности.
1. Потребности и интересы. Ценности и ценностные ориентации в мотивационном процессе.
2. Структура мотивов трудового поведения.
Задачи
Список литературы
1. Потребности и интересы. Ценности и ценностные ориентации в мотивационном процессе.
Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации[1].
Мотивация составляет основу трудового потенциала работника, который в свою очередь состоит из психофизиологического потенциала, т.е. способности и склонности человека, состояния его здоровья, работоспособности, выносливости, типа нервной системы, и личностного потенциала, т.е. мотивационного.
Внешне субъект управления может воздействовать на работника либо принуждая его силой, либо предоставляя какие-то блага. В связи с этим в психологии различают мотивацию двух видов: положительную и отрицательную. Положительная мотивация - это стремление добиться успеха в своей деятельности. К отрицательной мотивации относится все то, что связано с применением осуждения, неодобрения, что влечет за собой, как правило, наказание не только в материальном но и в психологическом смысле слова.
Исходными для понимания мотивации выступают категории «потребность», «интерес».
С психологической точки зрения потребностями называются физиологические или психологические ощущения недостатка чего-либо. Это то, от чего человек стремится освободиться, так как пока потребность существует, она дает о себе знать и требует устранения. Люди по-разному реагируют на них: удовлетворяют, подавляют или вовсе не реагируют. Потребности, так же как и их удовлетворение, могут быть осознанными и не осознанными. До сих пор нет одной всеми принятой идентификации определенных потребностей.
Традиционно потребности разделяются на материальные, социальные и духовные. Или: первично-материальные (пища, вода, потребность дышать, спать и т.п.), вторично-социальные (потребность в общении, в хороших отношениях в коллективе и т.п.) и третично-духовные (потребность в культурном творчестве, в повышении правосознания общества и т.п.).
Основоположником создания концепции мотивации труда является А. Маслоу.
В его концепции отражаются первичные и вторичные потребности. По теории Маслоу все эти потребности можно разложить в виде строгой иерархической структуры, в которой они располагаются в соответствии с приоритетом. Поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность в иерархической структуре. После того, как потребность удовлетворена, ее мотивирующее воздействие прекращается.
Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными. Примерами могут служить потребности в пище, воде, потребность дышать, спать и сексуальные потребности.
Вторичные потребности по своей природе психологические. Например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и т.д.
Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, вторичные потребности людей различаются в большей степени, чем первичные.
Абрахам Маслоу и Генри Мюррей предложили разделить потребности на пять основных категорий:
1. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают в себя потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности.
2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и моральных опасностей со стороны окружающей среды и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.
3. Социальные потребности, иногда называемые потреьностями в причастности, включающие в себя чувство принадлежности к кому-либо или чему-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувство социального взаимодействия, привязанности и поддержки.
4. Потребности в уважении включают в себя потребности в самоуважении, личных достижениях, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.
5. Потребности самовыражения - потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.
Можно согласиться с Маслоу в том, как он разделил потребности по группам, но во-первых, поведение человека не всегда определяет нижняя неудовлетворенная потребность (например, человек из-за чувства собственного достоинства может пренебречь своей безопасностью) и, во-вторых, если потребность удовлетворена, то не всегда она прекращает мотивирующе воздейсвовать (допустим, потребность в уважении).
Несколько иную классификацию потребностей дает теория Дэвида Мак-Клелланда. Он считал, что людям присущи 3 потребности: власти, успеха и причастности[2]. У разных людей может доминировать та или другая из них. Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. Люди с потребностью власти - это не обязательно рвущиеся к власти карьеристы негативном и наиболее употребляемом значении этого слова. Если у этих людей отсутствует склонность к авантюризму и тирании, то эти люди являются отличными организаторами и лучше всего проявляют свои способности, влияя на других людей.
Психологические категории: индивид, субъект и личность, критериально разведенные Анисимовым О.С. в работе «Методологическая версия категориального аппарата психологии» (Новгород, 1990)[3], позволяют уйти от деталей и более крупноблочно рассматривать иерархическую структуру потребностей.
Индивидные проявления человека в деятельности характеризуются направленностью действий человека на удовлетворение своих потребностей и рассмотрением всего окружающего в качестве предметов своей потребности. При индивидном самоопределении человек рассматривает деятельность как источник получения средств для удовлетворения собственных потребностей. Нормы, которые получает человек с индивидной направленностью, он стремится изменить под свое собственное удобство, даже в ущерб решению задач деятельности. При возникновении затруднений в решении поставленных задач человек с индивидным самоопределением теряет значимость выполнения нереализуемой, по его мнению, нормы и прекращает работу.
Субъектные проявления человека в деятельности - это действия, соответствующие требованиям деятельностной нормы. Субъектное самоопределение предполагает оценку своих действий и всего окружения с точки зрения выполнения функциональных и нормативных требований. Основной акцент его деятельности - исполнительство. В случае возникновения препятствий в реализации своих задач субъект деятельности либо корректирует свои действия в рамках заданной нормы, либо ставит в известность управленца о своем затруднении. Значимость строгого соответствия норме способствует готовности субъекта к дообучению и профессиональному росту.
Личностные проявления человека в деятельности - это действия, в основе которых лежат социальные ценности или ценности деятельности. В рамках деятельности личностное самоопределение проявляется как действия, направленные на развитие деятельности фирмы. При возникновении или прогнозировании затруднений и проблем в деятельности деятель с личностной ориентацией активизирует анализ причин и ищет оптимальные пути выхода из затруднений. Таким образом, личностный акцент сосредоточен на непрерывном совершенствовании деятельности за счет коррекции нормативной базы, но не на основе своих потребностей (как у индивида), а на основании согласованных ценностей деятельности.
Таким образом, в мотивационном процессе большая роль принадлежит ценностям и ценностной ориентации личности в процессе мотивационной деятельности.
Трудовые ценности - это то, что является важным, ценным для работника, что побуждает его к труду.
Ценности можно разделить на базовые («гигиенические») факторы (т. е. факторы, снижающие неудовлетворенность трудом, но не мотивирующие на эффективную работу) и содержательные факторы (мотиваторы), благоприятное изменение которых повышает степень удовлетворенности работника, а неблагоприятное — снижает ее, но практически не вызывает неудовлетворенность.
Эти факторы в основном определяются содержанием работы, то есть являются внутренними по отношению к работнику, и на них он может влиять. К ним относятся: личностный и профессиональный рост, содержание работы, самостоятельность и ответственность, признание со стороны коллег, результаты работы. Таким образом, наблюдается тесная связь между мотивацией и ценностями работника, влияние структуры ценностей на структуру трудовой мотивации.
2. Структура мотивов трудового поведения
Если раскрыть мотивы трудового поведения, свойственные каждому из уровней пирамиды Маслоу, то можно получить структуру, отраженную в таблице 1. Используя данную таблицу, можно легко перейти от общей мотивационной направленности к частным факторам мотивации и наоборот.
Таблица
Структура мотивов (потребности, мотивы, системы ожидания, ценностные установки, внешние условия и стимулы и т.п.)
Индивидные |
|
Физиологические |
Физиолого-психологические |
в экологически чистой пище |
безопасность |
в тепле |
защищенность |
в воде |
гигиеничность |
во сне |
зарплата, обеспечивающая удовлетворение первичных потребностей |
в сексе |
жилье |
в чистоте |
потребность в психологическом отдыхе |
в жилье |
чувство территории |
в физическом отдыхе |
неприкосновенность собственности |
в средствах удовлетворения первичных потребностей |
возможность держаться на "дистанции" |
|
собственное благополучие |
Индивидно-субъектные |
|
Психолого-социальные потребности: |
|
моральное подкрепление |
самоутверждение |
награждение (премии, акции, дивиденды от прибыли) |
карьерный рост |
оценка личного вклада |
уверенность в завтрашнем дне фирмы |
оценка достоинства работника |
интересная работа |
оказание внимания |
соревновательный эффект |
удобство рабочего места |
потребность в успехе |
зарплата |
стремление к власти |
потребность в социальных благах (мед. обслуживание и т.д.) |
статус, престиж |
чувство сопричастности к коллективу |
индивидуально значимое самовыражение |
потребность в уважении, признании, одобрении со стороны: коллег, руководства |
семейный комфорт |
Субъектные |
|
Социальные |
Функционирования деятельности |
социальный отдых: спортивный, культурный |
удовольствие от работы |
потребность в общении |
гордость за свою работу |
клубные взаимодействия: совместное празднование |
чувство сопричастности к делу фирмы |
хорошие отношения в коллективе |
потребность в соответствии профессиональным нормам |
ощущение своей полезности в коллективе |
возможности к дообучению |
потребность в совместном принятии решения |
потребность в усложнении решаемых задач |
интересная работа |
рост ответственности |
соревновательный эффект |
развитие воли |
потребность в согласовании |
ощущение своей полезности в деле фирмы |
справедливость |
получение всей необходимой для эффективной работы информации |
правовая обеспеченность |
интересная работа |
социальное равноправие |
соревновательный эффект |
поддержание социальных устоев |
потребность получать ясные цели и задачи |
потребность жить по законам, нормам, правилам общества |
потребность в одобрении хорошо сделанной работы |
|
ценность самореализации; |
Личностные |
|
Развития деятельности |
Культурно-творческого самовыражения |
потребность в творчестве, значимом для деятельности |
потребность в творчестве, значимом для социокультурной сферы |
потребность в развитии профессиональных норм; |
ценность развития социокультурной сферы |
ценность развития деятельности; |
развитие своей духовной культуры |
ценность саморазвития; |
потребность в создании культурнозначимых эталонов |
стремление к новизне и экспериментированию |
ценность трансляции культуры |
возможность совершенствования деятельности фирмы |
активное участие в совершенствовании законов общества на основе универсумальных ценностей |
соревновательный эффект |
стремление к повышению уровня правосознания общества |
ожидание доверия к профессионализму |
культивирование принципов гуманности и демократичности |
стремление к совершенствованию корпоративной культуры |
|
повышение престижа фирмы |
|
повышение полезности фирмы для общества |
Структура трудовой мотивации имеет важнейшее значение для повышения эффективности трудового процесса, поскольку является основой трудового стимулирования.
Трудовое стимулирование – это воздействие на трудовое поведение работника через мотивацию. Стимулирование труда основывается преимущественно на материальных средствах вознаграждения, поощрения и санкций, в качестве которых выступает заработная плата. Но не любая оплата труда является одновременно и его стимулированием. Наблюдения и исследования специалистов показывают, что существует множество ситуаций, когда оплата труда не стимулирует.
В социологии выделяются следующие основные виды стимулирования труда:
· пропорциональное (соблюдаются пропорции в стимулировании), прогрессивное (возрастание меры стимулов) и регрессивное (убывание меры стимулов);
· жесткое (принуждение работника к затратам усилий) и либеральное (привлечение работника к затратам усилий);
· актуальное (оплата труда как источника повседневного существования) и перспективное (удовлетворение потребностей в собственности, власти, престиже).
В условиях рыночной системы хозяйствования стимулирование труда приобретает колоссальное значение. С другой стороны, в период социальных преобразований особенно, приобретает важнейшее значение социальная защита работников.
Задача 1.
Известно, что численность жителей в рабочем возрасте составляет 220 тыс. чел., количество работающих подростков, не вступивших в рабочий возраст – 3500 чел., пенсионеров – 4000 из них 35% заняты в общественном производстве. Определить численность экономически активного населения в городе.
Решение:
Численность экономически активного населения – это сумма всего работающего населения.
Определим число работающих пенсионеров.
4 000*0,35 = 1 400 чел.
Численность экономически активного населения равна:
Чэк. = 220 000 + 3 500 + 1 400 = 224 900 чел.
Ответ: 224 900 человек.
Задача 2.
Рассчитать норму обслуживания и норму численности дежурных слесарей, если известно, что в цехе 250 станков; коэффициент сменности (Ксм) – 2,3; фонд рабочего времени фактически – 242 смены; фонд рабочего времени нормативный – 268 смен в год; оперативное время на один станок – 10 мин; время на отдых и личные надобности на 8-ми часовую смену – 12 мин.
Решение:
Количество минут в смене 8*60 = 480 минут.
Рабочего времени 480 – 12 = 468 мин.
468/10 = 46,8 станков может обслужить один рабочий за смену.
Количество дежурных слесарей за смену 250 / 46,8 = 5,34 чел.
Коэффициент сменности 2,3 , поэтому для обслуживания 250 станков в год необходима численность 5,34*2,3 = 12,3 человека.
Общий фонд рабочего времени – 268 смен, коэффициент сменности – 2,3. Отсюда один рабочий в год должен отрабатывать 116,5 смен в году.
Общий фонд рабочего времени:
12,3чел.*116,5смен*8 часов = 11463,6 чел.-час.
Норма обслуживания одного станка в год равна:
11463,6:250 = 45,85 чел.-час.
Задача 3.
Используя действующие на предприятии тарифные ставки, рассчитать сдельные расценки, уровень выполнения норм в процентах, прямую сдельную заработную плату работника и весь заработок при следующих исходных данных:
- норма времени (час) – 1,2;
- норма выработки в смену (8 часов) (шт)- 0;
- изготовленные детали за месяц (шт) – 220;
- отработано дней по 8 часов в смену (дн) – 25.
- Районный коэффициент – 1,3;
- Северные надбавки (%) – 50.
Решение:
Пусть тарифная ставка равна 40 руб./час.
Норма времени на одно изделие – 1,2 часа.
Тогда сдельные расценки на одно изделие равны 40 руб.* 1,2 = 48 руб.
Норма изготовления штук за смену равна 8ч /1,2ч.
Отработано 25 смен, следовательно норма выработки за месяц равна
25*8/1,2 = 167 штук.
Прямая сдельная зарплата 167*48 = 8016 руб.
Уровень выполнения нормы в процентах:
220шт/167шт*100% = 132%
Заработок :
8016*1,32 = 10581,12 руб.
С учетом районных коэффициентов и северных надбавок весь заработок:
10581,12*1,3 + 10581,12*1,3*0,5 = 20 633,18 руб.
Задача 4.
При переходе на новую технологию изготовления трудоемкости изделия снижается с 3,25 до 2,5 ч. каков будет рост производительности труда и экономия рабочей силы (в%)?
Решение:
Трудоемкость равна: Тр = Т/О,
Где Т – численность рабочих,
О – объем производства.
Производительность равна
В = О/Т. Тогда В = 1/Тр.
Тр.1/Тр.о = 2,5:3,25*100% = 76,9%
Тогда
Т1/О : То/О = 76,9% .
Отсюда Т1/То = 76,9%.
Экономия рабочей силы составит 100% - 76,9% = 23,1%
А рост производительности труда
В1/Во*100% - 100% = 1/Т*100% - 100% = 1/0,769*100% - 100% = 130% - 100% = 30%
Ответ: экономия численности – 23,1%, рост производительности труда – 30%.
Задача 5.
На участке 55 рабочих, средняя з/п одного рабочего – 15000 руб. в год, отчисления на соцстрах – 7%. После осуществления мероприятий по организации труда, на который израсходовали 150000 руб., производительность выросла на 10%. За счет этого сокращена численность рабочих, а объем выпускаемой продукции остался неизменным. Определить годовую экономическую эффективность мероприятия.
Решение:
Экономия от снижения себестоимости за счет сокращения численности определяется по формуле:
Эс = Эч*Зс*(1 + Пс.с /100)
Где Эч - экономия численности;
Зс – плановая среднегодовая заработная плата одного рабочего,
Пс.с – процент отчисления на социальное страхование.
Рассчитаем экономию численности.
В = О/Т,
где В – выработка (производительность труда),
Т – численность,
О – объем производства.
Т.к. выработка выросла на 10%, то
В1/Во = О/Т1 : О/55 = 1,1
Отсюда новая численность равна
Т1 = 50 человек
Экономия численности равна:
Эч = 55 – 50 = 5 чел.
Экономия от снижения себестоимости за счет сокращения численности:
Эс = 5 чел. *15 000 *(1 + 7 /100) = 80 250 руб.
Тогда годовая экономическая эффективность мероприятия
Эг = 80 250 – 150 000 = - 69 750 руб.
Т.е. данное мероприятие не эффективно.
Ответ: годовая экономическая эффективность равна - - 69 750 руб. Мероприятие не эффективно.
Список литературы
1. Анисимов О.С. Методологическая версия категориального аппарата психологии - Новгород, 1990.
2. Дикарева А. А., Мирская М. И. Социология труда: Учебное пособие. М., 1989.
3. Основы менеджмента. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. – М.: Дело, 1992.
4. Основы управления персоналом Б.М. Генкин, Г.А. Коновалова, В.И. Кочетков и др. - М.: Высш. школа, 1996.
5. Управление персоналом: Учебник для вузов/ Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
6. Уткин Э.А. История менеджмента – М.: Ассоциация авторов и издаталей «Тандеш»: Издательство ЭКМОС, 1997.
[1] Основы менеджмента. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. – М.: Дело, 1992. – С. 360.
[2] Основы менеджмента. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. – М.: Дело, 1992. – С. 371.
[3] Анисимов О.С. Методологическая версия категориального аппарата психологии - Новгород, 1990.