Содержание


1.     Исторические и философские проблемы социального управления............3

2.     Шведская модель социализма.........................................................................8


Список литературы..............................................................................................14

1. Исторические и философские проблемы социального управления

Время, в которые мы живем, - это время динамичных перемен. Все процессы развиваются быстро и очень противоречиво. Подобную ситуацию американцы называют словом "вызов", который таит в себе как определенные возможности, так и угрозы.

Среди особенно тревожных тенденций и острых проблем признаны основными[1]:

1.     Происходящие планетарные изменения в природной среде (быстрое сокращение биологического разнообразия, нарастание "парникового эффекта" и грядущее за ним изменение климата, истощение озонового слоя, сокращение площади лесов и деградация почв, нарастающее загрязнение почв, воды и атмосферы токсичными отходами человеческой деятельности);

2.     Резко растущая социальная дифференциация как между различными странами, так и внутри отдельных стран, что в сочетании с борьбой за ресурсы приводит к текущим локальным конфликтам и несет в себе высокую угрозу глобального потрясения.

3.     Быстрый рост численности населения Земли при сокращении ресурсных возможностей планеты.

4.     Расточительный режим расходования невозобновимых природных ресурсов, не учет в деятельности современников интересов будущих поколений людей.

Поэтому нарастает осознание того, что в центре всех этих угроз лежит угроза разрушения человека, его связей с обществом, оскудение его духовности и культуры.

Противоречие между личностью и обществом – одна из коренных причин разбалансированности мира, таящая в себе возможности нарастания сегодня социальных взрывов и катастроф.  Видимо, это кардинальная проблема, стоящая перед миром, от решения которой во многом зависят темпы социального прогресса, его ценностные ориентации и духовные принципы.

Главной причиной, сдерживающей развитие социального прогресса, порождающей социальные дисбалансы, является неразвитость системы социального управления, неэффективность социального менеджмента, недостатки его теории и практики.

Одним из глобальных противоречий современного мира является резкое отставание темпов социального прогресса от научно-технического. Достижения в области науки и техники создают благоприятные возможности для строительства сбалансированного социального пространства, обустроенного социального дома. Современные технические средства, методы генной инженерии, достижения медицины способны избавить человечество от болезней, накормить голодных, удовлетворить творчески одаренны. Это, с одной стороны, открывает перспективу безграничной власти человека над природой, в том числе социальной, с другой, свидетельствует о нарастающей ответственности человечества перед жизнью на Земле, перед взвешенностью социальных решений, уровнем использования наукоемких технологий, современных методов управления социальными процессами.

К сожалению, скорость и частота технических и биологических воздействий человека на природу, безудержная эксплуатация ее ресурсов, все возрастающие темпы производства энергии никак не соотносятся с высшими ценностями и смыслом человеческого существования, наоборот, все в большей мере вступают в противоречие с ними и грозят человечеству необратимыми последствиями. Если субъекты социального управления – все живущие на Земле народы, их социальные, политические и экономические институты – не будут опережать темпы роста технического и биологического прогресса, адекватно реагировать на открывающиеся возможности, приспосабливать социальное развитие к меняющимся внешним условиям природной и технической среды, то весьма вероятна гибель человечества в ближайшем обозримом будущем.

Объектами социального менеджмента являются социальные явления, отношения, люди в социальной сфере.

Главным объектом исследования теории социальной работы является семья или отдельная личность, а также социальные отношения. Но социальные отношения многогранны и сложны как по структуре, так  по содержанию.

В связи с многогранностью и по существу неисчерпаемостью исследуемого объекта в не можно выделить целый ряд проблем[2]:

1.     Индивидуальные, семейные, организационные проблемы

Начиная с индивида, включая его слабое физическое здоровье и бесполезность, жестокость, угнетение, внешнюю непривлекательность (одиночество, социальная изоляция), и заканчивая различными организационными проблемами (рост бедных, бездомных и неимущих). Семья как институт претерпевает значительные и существенные изменения на историческом пути развития. Среди переживаемых семьей перемен есть очевидные. К ним относятся:

-         рост доли городской семьи;

-         уменьшение среднего размера семьи;

-         изменение брачной биографии;

-         разделение существующих семей.

В настоящее время в стране сложилась непростая демографическая ситуация. В России потеряна многодетная семья. Увеличивается количество детей, рожденных вне брака, не уменьшается число детей-сирот, детей, воспитывающихся в семье без матери или отца. Крайне неблагополучными являются показатели здоровья женщин-матерей и детей. Все большую остроту приобретает проблема детской инвалидности. Практически все семьи с детьми-инвалидами нуждаются в различных видах материальной, психологической и юридической помощи.

Продолжается рост преступности и правонарушений подростков. Растет число лиц, злоупотребляющих алкоголем, наркоманов и токсикоманов. Крайне затруднена адаптация в обществе людей, вернувшихся из мест лишения свободы, выпускников детских домов и школ-интернатов, лиц без определенного места жительства и других неблагополучных категорий.

2. Социально-экологические проблемы

Охрана окружающей среды, загрязнение крупных промышленных центров, экологические катастрофы.

3. Социально-экономические проблемы

В ходе новых экономических реформ в России 90% населения оказались за чертой бедности, и более половины не имеют физиологического прожиточного минимума. Таковы социальные последствия экономических реформ на современном этапе: резкое падение доходов населения, недостатки в образовании, кризис производства и др.

На решение этих проблем и должен быть ориентирован социальный менеджмент. Его миссия заключается в том, чтобы создать условия в которых каждый человек может в максимальной мере проявить свои возможности; обеспечить адаптацию людей в обществе; увеличить степень самостоятельности людей; усилить их способности контролировать свою жизнь и решать возникающие проблемы; создать условия, при которых человек, несмотря на физическое увечье, или жизненный кризис, или душевный срыв, может жить, сохранять чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих; достичь такого результата в социальном менеджменте, при котором бы уменьшилась необходимость в социальной помощи.

Само социальное управление также имеет ряд проблем:

1)    неразвитость экономических структур, окружающих человека;

2)    нарушение социальных приоритетов, неадекватность средств социальной защиты;

3)    характер политической организации общества, политического режима, неспособных обеспечить демократические методы решения общественных проблем;

4)    низкий духовный потенциал, недостаточная управленческая культура субъектов деятельности, что включает коллективный разум, науку из нормального механизма функционирования общества.

Эти проблемы являются причинами разбалансированности социального пространства, создающие зону бедствия.

По существу сегодня необходима современная теория управления, которой пока нет. Об этом свидетельствуют научные дискуссии в этой области, низкий уровень управляемости социальными процессами, особенно в стадии их проектирования и технологизиции.

Кроме того, существует другая проблема социального управления – некомпетентность субъектов управления, их неготовность обеспечить все циклы прохождения принятых социальных решений – от выработки до реализации, а также сложившийся стереотип мышления, выражающийся в недоверии к организационным сторонам управления, которые в условиях командно-бюракратической системы нередко сводились к жестоким некомпетентным регламентациям, инструкциям, многочисленным проверкам и т.п.

Совершенно очевидно, что эти недостатки нужно преодолеть.

2.     ШВЕДСКАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛИЗМА

Швеция примечательна тем, что эта страна достигла одного из самых высоких уровней жизни в мире. Социальная политика направлена на уменьшение разницы в заработках; активную борьбу с безработицей с помощью таких мер, как субсидии для найма рабочей силы и специальные программы создания рабочих мест, переквалификации, усиление мобильности рабочей силы.

Неотъемлемой частью "шведской модели" является мощная система социального обеспечения населения, бесплатное образование, высокий уровень здравоохранения и пенсий, разнообразная помощь инвалидам и существенные материальные пособия семьям, имеющим детей.

Современное положение социальной политики достаточно подробно охарактеризовал Чрезвычайный и Полномочный Посол Швеции в Российской Федерации господин Свен Хирдман в газете "Аргументы и факты" (№6, 2000 г.). Фрагменты его интервью приводятся ниже:

"- Прежде всего, надо отметить, что шведский социализм работает на базе рыночной экономики: 95% наших предприятий – частные. Государственный сектор производства крайне незначителен – меньше, чем в Италии или во Франции. Но зато есть крупный сектор, которым распоряжается государство: социальное обеспечение, здравоохранение и образование. Все это требует больших затрат, поэтому и налоги, включая социальные отчисления, в Швеции достаточно высокие – примерно 60% валовой продукции.

До недавнего времени и медицина, и образование были абсолютно бесплатны. Образование таковым и осталось, включая высшее, а вот медицина стала отчасти платной.

Наше государство руководствуется принципами равенства и социальной справедливости, чтобы все без исключения слои населения могли жить достойно, чтобы не существовало больших контрастов между имущими и малообеспеченными, у всех было приемлемое жилье, качественное медицинское обслуживание и обеспеченная старость.

При рождении ребенка любой из родителей имеет возможность остаться дома и получать пособие: 80% зарплаты (не более 17 тыс. крон в месяц). Всего родителям выдается 450 свободных дней (360 из них привязаны к уровню дохода, а 90 оплачиваются по минимуму – 60 крон в день). Свободные дни можно взять все сразу либо "растянуть", пока ребенку не исполнится восемь лет.

Родительские права делятся между супругами, и каждый из них может передавать оплаченные "родительские дни" другому. Кроме 30 дней, которые законодательно установлены как неприкосновенный "отцовский месяц" для полноценного общения с ребенком.

Кроме того, каждая семья (независимо от дохода) получает пособие на ребенка в течении 16 лет ежемесячно в сумме 850 крон (100 $). Если у ребенка нет отца или матери, то он до 17 лет (либо до 20, если продолжает учиться) получает детскую пенсию (2,5 тыс. крон) плюс 30% базовой пенсии умершего родителя. Поскольку наша система налогообложения прогрессивна, то получается, что один богатый через налоговую систему финансирует несколько бедных.

Старение в Швеции не является сколько-нибудь драматичным процессом. Местные органы полностью ответственны за проживающих на их территории пожилых людей. На пенсию и мужчины, и женщины обычно выходят в 65 лет (можно и в 61 год, но пенсия будет только частичной). Эта группа сегодня составляет более 17% населения и имеет тенденцию роста.

Пенсия по старости состоит, как правило, из нескольких компонентов: базовая (или народная) пенсия, которая не зависит от предыдущего заработка (в 1999 г. она составила 2912 крон в месяц для одиноких пенсионеров и 2381 крону для тех, кто живет в супружестве). Существует и общая дополнительная пенсия для тех, у кого есть хоть какой-либо рабочий стаж. Большинство работающих получают и служебную пенсию. В совокупности это составляет 75% зарплаты. Те, у кого нет рабочего стажа либо он невелик, могут получать специальные надбавки и выплаты: пенсия "выживания" при утрате супруга (или супруги), жилищные выплаты и т.д. В денежном выражении пенсия составляет в совокупности 7-10 тыс. крон в месяц (в среднем 1000 $).

Потребительская корзина с учетом всех потребностей – примерно 7-8 тысяч крон (1 тыс. $).

Высокие налоги в Швеции возвращаются к людям в виде серьезной и всесторонней социальной поддержки, которая гарантирует качество жизни, в том числе больным и инвалидам.

Во-первых, больничный лит понадобится заболевшему лишь в том случае, если он болел более 7 дней. Работающим людям выплаты по больничному листу составляют максимально 80% их заработка. В 1999 году средний показатель – 14,5 тыс. крон в месяц.

Визит к врачу стоит сегодня порядка 20 долл. (170 крон). Место в больнице в сутки – 25-30 долл. Во что бы ни обошлась операция – а подчас это несколько тысяч долларов, - человек платит только за эту номинальную стоимость.

Если человек более больше года, органы социальной защиты могут предложить ему выйти на инвалидность: при наличии трудового стажа его пенсия будет примерно 14,5 тыс. крон.

Общество сделало немало для того, чтобы инвалиды не чувствовали себя ущемленными и брошенными, жили полноценной жизнью. Для этого социальные службы, помимо регулярной медицинской помощи, должны соответствующим образом приспосабливать их квартиры: расширять двери, устанавливать перила, лифты и т.д. Существует и специальная транспортная служба, и служба проводников для тех, кому это необходимо. Причем помощников они могут выбирать сами.

Издавна в Швеции социальную сферу считают необычайно важной в политическом и практическом смысле. Сегодня социальная политика, которая развивалась вместе с экономическим ростом страны, поддерживается всеми политическими партиями, входящими в шведский парламент (рикстаг)".

Социальное государство должно обеспечивать права человека, достойный прожиточный минимум, социальное равенство людей, гарантированное социальное обеспечение наиболее уязвимых социальных групп и категорий населения.

Достойным примером социального государства является Швеция.

Рассмотрим действия государства в работе с инвалидами.

Целью шведской политики по работе с инвалидами является полное соучастие и равноправие. Люди с функциональной нетрудоспособностью должны иметь наравне со всеми возможности для участия в общественной жизни. Ответственность за достижение этой цели несет все общество, а в конечном счете, государство, местные власти, государственные советы.

Швеция – высокоиндустриальная страна с небольшим населением – 8,8 млн. жителей. То, что Швеция не была вовлечена ни в одну из мировых войн и что страна имела обширные мировые ресурсы, доступные к использованию, позволило осуществить исключительно высокий рост в 1950-х, 1960-х и 1970-х годах. Эти факторы соответственно подготовили почву для основных социальных реформ.

В 1981 году шведское правительство составило национальную действующую программу по проблеме нетрудоспособных, которая была поддержана всеми партиями шведского парламента. Этот год был объявлен Международным годом инвалидов.

Значительным фактором в развитии инвалидной политики являются коренные традиции общественного движения в Швеции. Большинство шведов – члены нескольких организаций и ассоциаций. Приблизительно 4,7 млн. человек – члены движения инвалидов.

На национальном уровне функционирует около 40 организаций, которые представляют отдельны группы инвалидов, и около 2000 местных всенародных ассоциаций.

Организации инвалидов получают финансовую поддержку от государства, окружных советов и местных властей.

Создаются специальные законы, по которым государство выплачивает пособия нетрудоспособным людям. Создаются активы, дающие право на получение консультаций и другую профессиональную поддержку, товарищеские услуги и краткое пребывание инвалидов вне дома – главным образом, чтобы облегчить груз, легший на плечи родственников. Примерно 29 тыс. человек с умственными отклонениями получают поддержку и специальных уход. Из них только 7000 – дети и подростки.

При планировании жилищного строительства местные власти несут ответственность за обеспечение хорошей планировки жилья и адаптацию помещений, обеспечивающих проживание в современных квартирах как инвалидов, так и людей пожилого возраста. Для инвалидов с серьезными повреждениями также существуют служебные квартиры, где жильцы могут получать помощь и услуги, в которых они нуждаются 24 часа в сутки.

Местные власти несут ответственность за социальные услуги, имею организованную службу помощи на дому для пожилых и инвалидов, которые не живут в специальных учреждениях. Эта помощь заключается в уборке дома или квартиры, в приготовлении пищи, произведении покупок, в уходе за одеждой, поддержке личной гигиены, иногда услугах по прогулкам, посещении культурных учреждений, парикмахерских и т.д.

Ряд мер политики трудоустройства в Швеции направлен на облегчение поиска работы инвалидам на открытом рынке труда или, где это возможно, - создание альтернативных рабочих мест.

Финансовые фонды, создающиеся для работодателей, нанимающих на работу инвалидов, помогают им выплачивать зарплату и обеспечивать условия труда инвалида. Для инвалидов с отклонениями умственного развития созданы муниципальные дневные центры, где они проводят целый день или часть дня, выполняя оплачиваемую работу.

Государственные субсидии для методов и способов проведения досуга облегчают инвалидам участие в культурных мероприятиях. Существуют виды спорта для инвалидов. Выпускается литература для людей с нарушенным зрением. Библиотеки снабжены видеопрограммами с сурдопереводом для глухих. Государство также представляет субсидии для театральных представлений для глухих и выпуска специальной литературы для людей с нарушениями умственного развития и определенных групп людей с затруднениями в чтении.

В Швеции существует закон о том, что весь общественный транспорт должен быть приспособлен к нуждам инвалидов. Существует муниципальная транспортная служба для пожилых людей и инвалидов, которая дает им право на бесплатный проезд в такси или специально приспособленном для этого транспорте. Также существует положение для получения государственной помощи при покупке машины.

Люди в возрасте от 16 до 64 лет, которые по медицинским показаниям не могут обеспечивать себя сами, могут получать пенсию по нетрудоспособности, которая соответствует пенсии по старости. Существует пособие людям, чья трудоспособность потеряна временно. Пособие по уходу выплачивается родителям детей младше 16 лет, которые вследствие функциональных нарушений нуждаются долгое время в специальном уходе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.     Афанасьев В.С. Социальный менеджмент. – М.: Интел-Синтез, 2000.

2.     Ильенкова С.Д. Социальный менеджмент. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

3.     Попов С.Г. Социальный менеджмент. – М.: Ось-89, 2000.

4.     Социальный менеджмент: Учеб. пособие / В.Н. Иванов, В.И. Патрушев, Н.С. Данакин и др.; Под ред. В.Н. Иванова, В.И. Патрушева. – М.: Высш. школа, 2001.

5.     Фомина В.П. Социальный менеджмент. – М.: МГОУ, 1999.



[1] Социальный менеджмент: Учеб. пособие / В.Н. Иванов, В.И. Патрушев, Н.С. Данакин и др.; Под ред. В.Н. Иванова, В.И. Патрушева. – М.: Высш. школа, 2001. – С.5

[2] Попов С.Г. Социальный менеджмент. – М.: Ось-89, 2000. – С.15