Содержание


Введение..................................................................................................................3

1.     Понятие социализации, этапы: адаптация и интериоризация.......................4

2.     Семья, школа, профобучение – условия для социальной адаптации...........7

3.     Социальное самоопределение личности.........................................................8

Заключение ...........................................................................................................12

Список литературы...............................................................................................13

Введение

Социализация – начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и культурных норм.

Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п. Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Социализация как бы рассказывает, как на индивидуальном уровне проходит то, что происходило с обществом на коллективном уровне. Ведь человек, взрослея, в свернутом виде проходит те же самые этапы, какие прошло общество за 40 тысяч лет своей культурной эволюции и какие прошел человеческий род за 2 миллиона лет своей биологической эволюции.

Социализация – такой процесс, который не поддается искусственному управлению либо манипулированию. Можно сократить отдельные этапы, ускорить их прохождение, но удлинить или сократить процесс социализации в целом нельзя.

Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. В детстве закладывается фундамент социализации и в то же время это самый незащищенный ее этап.

В настоящее время, когда происходит революционная смена парадигм образования, на лицо все признаки мирового кризиса образования, изменения в таких социальных институтах, как семья, трудовой коллектив, особую актуальность приобретает проблематика социализации личности.

В данной работе рассмотрены базовые понятия социализации, ее этапы: адаптация и интериоризация; условия для социальной адаптации и социального самоопределения личности.

1. Понятие социализации, этапы: адаптация и интериоризация

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом.

Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Иначе социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом[1].

Социализация – это сложный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, черт, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности. Лишь в различных видах деятельности – экономической, общественно-политической и т.д., выполняя определенную социальную роль, человек формируется как творец материальных и духовных благ, активный субъект социального отношения – познавательного, ценностно-ориентационного, практического, коммуникативного и др. Его социальная активность при этом рассматривается как социальное качество, а ее реализация в социальной практике – как функция. Вне включенности человека в тот или иной вид деятельности, совместной с другими людьми, процесс социализации, формирования личности невозможен[2].

Являясь по своей природе общественным существом, суть которого состоит в совокупности всех общественных отношений, человек таковым не рождается. В процессе развития, поднимаясь до уровня социальности и овладевая ее различными формами, индивид становится человеческим существом. Но, поскольку социальность – не что иное, как формы общественного сознания и деятельности, социального опыта и культуры, постольку в овладение ими состоит и состоит сущность процесса становления личности. Основное содержание этого процесса, с одной стороны, - передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, а с другой – их усвоение индивидом. Овладение социальным опытом и культурой осуществляется как естественноисторическая необходимость: общество функционирует посредством передачи новым поколениям исторического опыта (воспроизводить себя), а индивид существует как человеческое существо, как личность только благодаря усвоению определенных форм социальности.

Процесс социализации в социологии рассматривается с двух сторон: как процесс второстепенного раскрытия заложенных в индивиде природных качеств и как результат внешнего воздействия среды, целенаправленного и ненаправленного воспитания. Такой подход позволяет раскрыть структуру процесса социализации, его объективные условия и субъективные факторы, механизмы, определить сферы жизнедеятельности, в которых и посредством которых человек становится личностью, объективирует себя в созданных им вещах, духовных ценностях.

Социализацию часто рассматривают как адаптацию, приспособление. Хотя адаптация и приспособление – разные понятия. В процессе адаптации индивид и социальная среда взаимовлияют друг на друга. Приспособление же – однонаправленный процесс, индивид только приспособляется к окружающим условиям, не влияет на эту среду.

В то же время социализацию можно рассматривать как процесс освоения "взрослых" ролей; процесс взросления.

Процесс социализации предстает как двуединый процесс интериоризации и экстериоризации. Под интериоризацией понимается переход внешних по своей форме процессов во внутренние процессы сознания, при котором они претерпевают соответствующую трансформацию  - обобщаются, вербализуются, становятся способными к дальнейшему развитию.

Интериоризация (от лат. interior – внутренний) – формирование внутренней психики человека через усвоение структур внешней социальной деятельности. Это понятие было введено психологами Ж. Пиаже и А. Валлоном для выявления перехода структуры отношений между индивидами внутрь психики. В результате этого процесса возникает бессознательное, которое и определяет внутренний строй самого сознания[3].

Под экстериоризацией понимается объективация внутреннего мира человека в его практической деятельности. Важнейшими его элементами являются: социальная среда с ее многообразными сферами; человек как деятель с его природными задатками, его предметная деятельность с ее механизмами; круги общения человека, выраженные в структуре его социальных ролей, содержание, структура, направленность его сознания; субъект социализации с его механизмами идеологического, педагогического, нравственного, эстетического и других видов воздействия на мышление и поведение социализирующегося человека. Каждый из этих элементов выступает в качестве системного образования, взаимодействует с другими элементами, нередко определяя их конкретный набор. Образуются системы механизмов интериоризации и экстериоризации человека, которые в совокупности и обеспечивают процесс его персонификации, определяют его социальный модус (потребности, интересы, убеждения, оценочные критерии, стремления, образ социального поведения, образ жизни). Для социологии первостепенное значение приобретет изучение закономерностей взаимодействия составных элементов процесса социализации, процессов интериоризации и экстериоризации, их механизмов в различных социальных условиях, в различные периоды жизни и деятельности человека.

Социальная среда с ее многочисленными сферами является объективным основанием социализации и в то же время основным системообразующим элементом этого процесса.


2. Семья, школа, профобучение – условия для социальной адаптации

Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения. В социологии обращено внимание на тот факт, что ценность семьи как социального института долгое время недостаточно учитывалась. Более того, ответственность за воспитание будущего гражданина в определенные периоды советской истории пытались снять с семьи, переложив на школу, трудовой коллектив, общественные организации. Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного порядка, которые впоследствии обернулись крупными издержками в трудовой и общественно-политической жизни.

Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер последовательности и завершенности. Так, в детстве ребенок получает первые представления о Родине, в общих чертах начинает формировать свое представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни. Но социологов и поныне волнует вопрос: почему так различен этот первоначальный процесс социализации личности, почему школа выпускает в жизнь молодых людей, отличающихся не просто своими взглядами и представлениями, но и набором ценностей, которые иногда прямо противостоят друг другу?

Социализация той части молодежи, которая приходит на работу после окончания учебных заведений (средних, профессиональных, высших), продолжается в тех конкретных условиях, которые сложились на производстве под влиянием не только общественных отношений, но и специфических особенностей, присущих данному социальному институту.

Мощным инструментом социализации личности выступают средства массовой информации – печать, радио, телевидение. Ими осуществляются интенсивная обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач.

Социализация личности органично включает в себя передачу социального опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от повседневной жизни людей. При их посредстве новые поколения приобщаются к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем общества[4].

И, наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью человека. Недостаточно просто обладать знаниями, их предстоит превратить в убеждения, которые проявляются в действиях личности. Именно соединение знаний, убеждений и практических действий образует характерные черты и качества, свойственные тем или иным типам личности.


3. Социальное самоопределение личности


Личность – интегральное социальное качество, которое формируется у индивида в процессе включения его в систему общественных отношений, освоения материальных и духовных продуктов человеческой культуры.

В структуре личности можно выделить два компонента: совокупность отношений с внешним миром и внутренние, идеальные отношения, в значительной степени определяющие характер взаимодействий с социальными реальностями.

Совокупность разнонаправленных связей с внешним миром, центром которого является индивид, представляет собой базис личности. Характер связей человека с внешним миром определяется с одной стороны его положением в социальной структуре (статусом), с другой – конкретными предметами деятельности.

Многообразные связи современного человека с социокультурной средой, их своеобразие, непохожесть на аналогичные связи окружающих и одновременно быстрая смена обстоятельств жизни, необходимость в этих условиях сохранения собственного лица детерминируют дальнейшее развитие процесса индивидуализации личности. Происходит отождествление составных частей механизма функционирования мировоззрения с личностными "Я". Они воспринимаются не как нечто внешнее или даже отражение внешнего, а как собственное, внутриличностное. Опыт личности, ее прошлое в результате субъективизации принимают форму ретроспективного "Я"; индивидуальные цели и нормы поведения, представляющие с точки зрения личности идеальный вариант ее развития, - идеального "Я"; отражение трудовой и внутриколлективной деятельности, а значит, и их оценка со стороны окружающих, - отраженного "Я". Постоянная дискуссия между четырьмя личностными "Я" приводит к образованию реального "Я". Реальное "Я" – это решение, принятое в ходе спора между личностными "Я".

Становление структур личности и анализ механизмов ее саморегуляции является предметом анализа прежде всего психологии. Социологию же эта проблематика интересует в той мере, в какой она помогает описывать и анализировать процессы самоопределения индивида в различных социокультурных условиях и ситуациях и "простраивать" системы межличностных и надличностных взаимодействий в рамках групп, общностей и социальных институтов. С этой точки зрения необходим анализ трех взаимопроникающих друг в друга систем представления, лежащих в основе формирования так называемых субъективного, отраженного и ролевого "Я".

Система субъективного "Я" есть комплекс представлений индивида о своей внутренней подлинной сущности, о своей выделенности из среды и противопоставленности другим "Я", структурам "не – Я" в целом. Субъективное "Я" формируется в процессе социализации человека на основе развития его задатков и способностей, накопления индивидуального опыта и выполнения социально значимых функций, под воздействием социального окружения индивида. Субъективное "Я" во многом как раз и предопределяет выбираемые личностью способы самоутверждения в мире, однако в целом имеет тенденцию к ограничению от внешних действий и поведения человека, образуя зачастую противостоящий и противоречащий им уровень самореализации и самоопределения. Субъективное "Я" часто выполняет компенсаторские функции, "смягчая" для индивида неудачи в реальной деятельности и коммуникации, и поэтому может весьма неадекватно репрезентировать как возможности самого человека, так и реальные социальные коллизии, в которые он попадает. Корректирующую функцию в этом случае может выполнить система отраженного "Я", выступающая в целом своеобразным посредником между планами содержания и выражения, индивидуальной замкнутостью внешним самоутверждением индивида. Отраженное "Я" характеризует комплекс представлений человека о себе, складывающийся на основе известных ему или предполагаемых им оценок себя другими людьми и своих реакций на эти реальные или предполагаемые оценки.

Ответственность же за реальное самоутверждение человека в мире несет его ролевое "Я", построенное на основе реально выполняемых индивидом социальных функций. В рамках этой структуры он вынужден как бы "выносить себя вовне", ориентироваться на достижение конкретных внешних, видимых другими результатов, реализовывать свои интенции через формирование комплекса черт и свойств, проявления которых от него ожидают, т.е. требуют и санкционируют другие люди, группы, общности, институты. Это максимально "открытая" вовне личностная структура, эксплицирующая внешнюю детерминацию индивидуальных моделей и стратегий поведения. Ее конструирование предполагает активное "задействование" механизмов приспособления и адаптации к среде не только через процессы воспитания и обучения, но и через прямое внушение, заражение, подражание.

Наложение структур субъективного, отраженного и ролевого "Я" друг на друга, их проекции вовне лежат в основе формирования различных моделей и стратегий индивидуального и коллективного (в рамках надындивидуальных взаимодействий) поведения человека, выработки определенной "концепции жизни", латентных и эксплицированных социальных качеств личности, типологизация которых является прямой задачей социолога, занимающегося данной проблематикой.

Неадекватная оценка себя и своих возможностей, а также реальных социальных условий и ситуаций, согласование подструктур личности, базисных и нормативных моделей личности, ее внутренние и внешние конфликты могут приводить к формированию того, что можно назвать "ложным" ("расколотым") "Я", а в социальном плане фиксировать как рост различного рода отклонений от нормы и характеризовать как девиантное поведение.

 


Заключение

Социализация личности органично включает в себя передачу социального опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиций неделимы от повседневной жизни людей. При их посредстве новые поколения приобщаются к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем общества.

Социализация личности представляет, по сути, специфическую форму присвоения человеком тех гражданских отношений, которые существуют во всех сферах общественной жизни.

В современных условиях процесс социализации предъявляет новые требования к духовному облику, убеждениям и действиям людей. Это обусловлено:

1)    тем, что осуществление социально-экономических, политических и духовных изменений может быть посильно людям высокообразованным, высококвалифицированным и сознательно участвующим в претворении их в жизнь;

2)    чрезвычайной сложностью процесса социализации, который требует постоянного совершенствования средств его осуществления;

3)    тем, что социализация личности является неотъемлемой частью решения всех общественных проблем;

4)    социализация личности предполагает преодоление негативных явлений в сознании и поведении людей;

5)    социализация личности происходит в условиях взаимодействия мировой и национальной культур.

В какой бы сфере не действовал человек, духовный момент всегда сопровождает его деятельность. И именно он является определяющим в социализации человека.

Список литературы

 

1.     Волков Ю.Г. Социология: Учеб. для вузов / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая; Под ред. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 2002. – 429с.

2.     Кравченко А.И. Социология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Издательский центр "Академия", 1997. – 240с.

3.     Словарь-справочник "Человек и общество" / Коротец И.Д., Штомпель Л.А., Штомпель О.М. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 544с.

4.     Социология: Учеб. пособие / А.Н. Елсуков, Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов и др.; Под ред. А.Н. Елсукова – М: НТООО "ТетраСистемс", 1998. – 560с.

5.     Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. / Смелзер Нейл; Под ред. В.А. Ядова. – М.: Феникс, 1994. – 687с.

6.     Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей, Юрайт, 1999. – 512с.

7.     Фролов С.С. Социология: Учеб. для вузов / С.С. Фролов – 3-е изд., доп. – М.: Гардарика, 1999. – 344с.




[1] Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей, Юрайт, 1999. – С.314

[2] Социология: Учеб. пособие / А.Н. Елсуков, Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов и др.; Под ред. А.Н. Елсукова – М: НТООО "ТетраСистемс", 1998. – С.99 

[3] Словарь-справочник "Человек и общество" / Коротец И.Д., Штомпель Л.А., Штомпель О.М. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – С.157

[4] Волков Ю.Г. Социология: Учеб. для вузов / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая; Под ред. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 2002.