Оглавление
Введение.......................................................................................................... 3
1. Торговля как отрасль экономики и перспективы ее развития в 21 веке.. 4
2. Издержки и доходы системы товарного обращения................................. 9
Заключение.................................................................................................... 13
Литература.................................................................................................... 14
Введение
На рубеже XXI века сфера торговли России переживает сложный период глубоких качественных преобразований, связанных с осуществлением реформ и поиском путей интегрирования в систему мирохозяйственных отношений[1].
Изучение и творческое осмысливание процессов и тенденций, харак‑ теризующих экономическое развитие нашей страны на этом пере‑ ломном этапе, составляют важную задачу экономической науки. Анализ этих процессов предполагает широкий и комплексный подход к оценке многих явлений современности, возникающих внутри страны, связанных с изменениями в состоянии отечественной экономики и перспективами ее развития.
Эти явления, бесспорно, многообразны. Среди них наиболее актуальным сегодня представляется процесс вхождения России в постоянно развивающуюся мировую экономику при сохранении своей национальной безопасности и наращивании конкурентоспособности своей продукции, как на международном, так и на внутреннем рынках. Не менее важно также предвидеть, как те или иные варианты развития событий могут повлиять на место России в будущем многополюсном мире, стремясь к реализации наиболее предпочтительного для нас варианта.
1. Торговля как отрасль экономики и перспективы ее развития в 21 веке
Отрасль экономики – это совокупность предприятий и производств, обладающих общностью производимой продукции, технологий и удовлетворяемых потребностей[2].
По законодательству РФ отрасль экономики составляют производители аналогичного или непосредственно конкурирующего товара, на долю которых приходится основная часть (более 50%) объема производства такого товара. Торговля также является отраслью экономики, поскольку отношения купли-продажи товаров и оказание услуг покупателям являются важным составляющим отрасли экономики.
Итак, торговля - это отрасль экономики, не менее важная, чем машино- или автомобилестроение. Здесь можно заметить, что решения по всей отрасли приниматься в основном не в России, а в штаб-квартирах транснациональных компаний, и это является очень невыгодным для экономики страны, т.к. именно эти компании постепенно понижают уровень потребления[3]. Низкие цены, которые они предлагают, достигаются появлением на полках товаров все более низкого класса.
Если сейчас посмотреть на электронику, то можно увидеть, что все китайские марки, которые только могут быть, там представлены. Дальше это будет продвигаться. Причем это не только по электронике, а по всей гамме товаров. И для отечественных производителей работать с транснациональными компаниями выходит не слишком выгодно. Те навязывают им очень низкие цены поставки. Приведем пример с телевизором "Рубин". Данный пример является очень характерным. Для московского завода там положительных моментов нет. У него отказались покупать телевизоры практически все сети, потому что невозможно покупать дороже, чем продается в розницу в другой сети. Во-вторых, о выгоде "Рубина" речи не идет. Не может быть прибыли при таких ценах. И в итоге "Рубин" будет вытеснен. Он никогда не сможет телевизоры продавать по такой цене, как китайские производители. А другие фирмы не будут "Рубин" продвигать.
Торговля – это новая правовая среда для экономики России, и эта тема в настоящее время вызывает бурный интерес большого числа экономических деятелей, которые обсуждают данную проблему очень часто[4]. Вопросам структурных изменений в торговле, тенденциям в развитии сетей и современных типов магазинов посвящены темы различных конференций.
За последние годы рынок России претерпел существенные изменения. Так, увеличилась доля организованной торговли в совокупном объеме розничных операций. Новые организационные структуры вообще и крупные операторы розничного рынка в частности обеспечивают:
- повышение качества торгового сервиса;
- оптимизацию товарно-денежных потоков;
- адаптацию новых схем маркетинга и промышленно-сбытовую интеграцию.
До 1999 года рынок торговли характеризовался как неорганизованный, где большая доля покупок совершалась на вещевых и продовольственных рынках, в частных ларьках (см. табл. 1[5]). Местным органам управления было трудно контролировать объемы продаж открытых рынков, где часть сделок осуществлялась нелегально с целью ухода от налогообложения.
Огромное влияние на развитие розничной торговли оказывает выход на российский рынок западных транснациональных компаний. Это объективный процесс, обусловленный в первую очередь ростом привлекательности российского рынка. По данным консалтинговой компании А.Т. Кеаrnеу, Россия занимает четвертое место в рейтинге привлекательности развивающихся рынков для глобальных торговых сетей.
Международные торгово-строительные холдинги "Марта" (сеть супермаркетов SPAR), "Доринга Холдинг" (сеть гипермаркетов О'Кеу), группа Auchan (сеть гипермаркетов "Ашан"), Metro, Ramenka (сеть "Рамстор") делают ставку на крупные форматы розничной торговли в России[6].
Структура изменения связана также с внедрением российскими операторами прогрессивных западных технологий розничной торговли, в частности автоматизации складирования, учета и отчетности. Розничные сети как в продовольственной, так и в непродовольственной торговле стремятся приблизить уровень обслуживания к западноевропейским стандартам, расширяют торговый ассортимент, обеспечивая максимальный комфорт для покупателя, который сможет приобрести все необходимое в одном месте.
С появлением сетевых игроков началась оптимизация логистических процессов в розничной торговле. Таким образом, можно констатировать, что по уровню предоставляемого сервиса, номенклатуры предлагаемых товаров российские компании – лидеры отрасли – уже практически ни в чем не уступают западным. Если транснациональные корпорации и имеют существенные конкурентные преимущества, то, прежде всего, по уровню цен.
Таблица 1
Перспективы развития торговли в РФ в 21 веке
Торговля, как отрасль национальной экономики и как сфера, обеспечивающая продвижение товаров от сферы производства в сферу потребления, претерпела в период перехода от административно-командной к рыночной экономике коренные изменения и подверглась наибольшему реформированию[7].
Современная торговля представлена самыми разными типами предприятий, как традиционными, так и принципиально новыми: крупными холдингами, малыми предприятиями, работающими на арендованных площадях, на долю которых приходится до 70% от общей численности предприятий в торговле. В результате проведенных преобразований была демонтирована сложившаяся в течение десятилетий организационно-управленческая структура торговли.
О повышении значимости торговли в условиях рыночных отношений свидетельствует тот факт, что в сентябре 1998 года Указом Президента Российской Федерации организовано Министерство торговли РФ с новой структурой, в компетенции которого теперь входит регулирование вопросов внешней и внутренней торговли. Это требует разработки и внедрения обновленных форм и методов государственного регулирования торговой деятельности, возрождения на местах соответствующих региональных органов управления. Значимость этой проблемы еще и в том, что ранее в сфере торговли работало около 10-12 млн. человек, то есть 10-12% населения в трудоспособном возрасте. В странах с рыночной экономикой в сфере обращения работает около 60% данного контингента.
В ближайшее время по ориентировочным оценкам доля работающих в российской торговле может возрасти как минимум в 2-2,5 раза и составить 20-25% от числа работоспособного населения. Это подчеркивает социальный аспект реформ в российской торговле[8].
В 21 веке можно ожидать умеренного увеличения стоимостных объемов экспорта. Хотя в его структуре по-прежнему будут преобладать топливно-энергетические товары, черные и цветные металлы, лесобумажные товары, химические товары и удобрения. На динамику стоимостных объемов российского импорта будут оказывать влияние развитие процесса импортозамещения, сохранение ориентации на закупки за рубежом более дешевых товаров народного потребления. Острая потребность в модернизации производственной базы российской промышленности будет способствовать увеличению импорта инве‑ стиционного оборудования и технологий.
После августа 1998 г. из-за резкого падения курса рубля экспорт, переживавший трудные времена в связи с финансовым кризисом, в последнее время возвращается к прежнему состоянию. Например, нефтяные компании, испытывавшие серьезные трудности из-за сни‑ жения мировых цен на нефть, активизировались в 1999 г. после того, как цены стабилизировались. Как бы не развивалась ситуация дальше, России всегда будет участвовать во внешней торговле, и, следовательно, всегда будут нужны финансовые услуги по её организации и обслуживанию.
Использование методов торгового и структурного финансирования при проведении экспортных и импортных операций позволяет наряду с лучшей защитой российских продавцов и покупателей, еще и оставлять в стране те средства, которые уходят за границу в качестве предоплаты за импорт или не поступают в Россию в качестве аванса за экспорт.
Широкое внедрение торгового и структурного финансирования в России позволит стимулировать внешнюю торговлю, поможет развитию отечественных компаний, а также откроет России доступ к средствам иностранных компаний в виде коммерческих кредитов и авансов. Полноценное развитие данного направления в условиях банковского кризиса невозможно без участия быстро работающих финансовых компаний, открывающим клиентам доступ к традиционно банковским инструментам.
2. Издержки и доходы системы товарного обращения
Товарное обращение – это процесс обращения объектов собственности посредством возмездных договоров[9]. Согласно ГОСТу Р 51303-99 объектами собственности являются продукты труда, ценные бумаги, валютные ценности, деньги, иное движимое и недвижимое имущество.
В последние годы в системе товарного обращения России произошли значительные изменения. В хозяйственной практике стали применяться новые методы доставки товаров. Они основаны на концепции логистики - совокупности методов и способов эффективного управления товарными потоками с целью обеспечения минимальных издержек. Неотъемлемой частью логистики является наличие информационного потока, включающего в себя все сведения о движении товаров. Благодаря этим оперативным данным происходит оптимизация транспортных систем включая выбор наиболее подходящего вида транспорта, определение маршрутов доставки, обеспечение взаимосвязи между транспортным и складским процессами.
Существенным отличием такого подхода является системное рассмотрение всей совокупности этапов доставки с позиций единого производственного процесса. При этом интеграция всех отдельных звеньев этой цепи происходит на техническом, организационном и экономическом уровнях. Благодаря этому, путем оптимального управления материальными и информационными потоками, достигается минимизация издержек (затрат времени и ресурсов).
Для того чтобы минимизировать издержки и максимально повысить доходы системы товарного обращения, необходимо разработать схему, в которую должны включаться следующие факторы:
· отслеживание наполнения склада, транзита и заказов товара;
· контроль за передвижением грузов и планирование доставки товара;
· сбор информации от поставщиков услуг, определение возможных схем доставки;
· анализ и корректировка процесса доставки;
· интеграция с финансовой и складской системами;
· оформление сопроводительных документов;
· полная интеграция с системой документооборота предприятия;
· возможность организации сквозного взаимодействия с поставщиками услуг и контрагентами;
· интеграция с базой нормативных документов;
· подготовка и ведение договоров;
· возможность интеграции с корпоративным порталом.
Значительная часть продукции, излишки производства поступают на рынок и включаются в систему товарного обращения. Это одно из обстоятельств, мешающих сейчас поднять доходы системы товарного обращения до необходимого уровня.
Чтобы поднять доходы системы товарного обращения, нужно выключить излишки колхозного производства из системы товарного обращения и включить их в систему продуктообмена между государственной промышленностью и фермерством.
У нас нет еще достаточно развитой системы продуктообмена. Как известно, продукция хлопководческих, льноводческих, свекловичных и других колхозов уже давно развита. Задача состоит в том, чтобы систему продуктообмена организовать во всех отраслях сельского хозяйства и развить их в широкую систему продуктообмена.
Такая система потребует громадного увеличения продукции, отпускаемой городом деревне, поэтому ее придется вводить без особой торопливости, по мере накопления городских изделий. Но вводить ее нужно неуклонно, без колебаний, шаг за шагом сокращая сферу действия невыгодной стороны товарного обращения и расширяя сферу действия продуктообмена.
Таким образом, данная система облегчит переход от минимизации доходов системы товарного обращения к их максимизации.
Это и будет реальным и решающим средством для повышения доходов системы товарного обращения в современных условиях.
Выгодна ли такая система для России при современной экономике? Безусловно, выгодна. Выгодна, так как потребители будут получать от государства гораздо больше продукции и по более дешевым ценам.
Заключение
При проведении радикальных преобразований в той или иной стра‑ не нередко случается, что к власти приходят (или приобщаются) люди реформаторского толка, у которых есть определенные идеи, устремле‑ ния, некий образ того, что должно было бы получиться, по их мнению, в результате проводимых реформ. И они пытаются эти устремления реа‑ лизовать, воплотить в жизнь, не принимая во внимание реальные соци‑ альные, экономические и политические условия в стране. Но когда спус‑ тя какое-то время они смотрят на результаты своих трудов, то приходят в недоумение, а иногда даже в ужас: вместо ожидаемого результата по‑ лучилось совсем не то, а в некоторых своих чертах - нечто противопо‑ ложное тому, о чем мечталось и к чему стремились.
К сожалению, на мой взгляд, это произошло в нашей стране с теми либералами и радикальными демократами, которые искренне хотели проведения глубоких рыночных реформ. Разумеется, как это всегда бывает во время великих потрясений, к власти примазывается много слу‑ чайных попутчиков, которые вчера энергично ратовали за предыдущий курс, а сегодня внезапно примкнули к сторонникам новых идей. Но была наверняка группа, которая искренне верила, что можно, придя к власти, в одночасье, за пару-тройку лет превратить советскую Россию в развитую, чистенькую, демократическую, европейскую капиталистическую страну, желательно даже в американском варианте.
Литература
1. Журнал «Российская торговля»: Розничная торговля: проблемы и перспективы. № 9 – 10, 2002.
2. Ильин В.А. Российская торговля. М.: Феникс, 1997.
3. С. Уваров. Перспективы развития торговли в РФ в 21 веке. СПб., 2002.
4. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. М., 1991.
5. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Е. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 1992.
6. Самуэльсон П. А., Нордхаус В.Д. Экономика. Ч. 2, 3. М., 1997.
7. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. М., Юрайт, 2000.
8. Киперман Г. Я. Рыночная экономика. М.: Издательство «Республика», 1994.
[1] Журнал «Российская торговля»: Розничная торговля: проблемы и перспективы. № 9 – 10, 2002. – С.33.
[2] Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. М., 1991. – С. 19.
[3] Там же. – С. 25.
[4] Ильин В.А. Российская торговля. М.: Феникс, 1997. – С. 13.
[5] Там же. – С. 17.
[6] С. Уваров. Перспективы развития торговли в РФ в 21 веке. СПб., 2002. – С. 29.
[7] С. Уваров. Перспективы развития торговли в РФ в 21 веке. СПб., 2002. – С. 11.
[8] Долан Э. Дж., Линдсей Д. Е. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 1992. – С. 57.
[9] Долан Э. Дж., Линдсей Д. Е. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 1992. – С. 62.