Тема: Прибыль как обобщающий показатель, характеризующий финансовый результат деятельности торгового предприятия.

Анализ и планирование прибыли.


План.

Введение.

1. Прибыль – обобщающий показатель хозяйственно-финансовой деятельности торгового предприятия.

2.Анализ и планирование прибыли торгового предприятия.

3.Анализ прибыли на примере магазина «Меркурий».

Заключение.




































Введение

     Торговое предприятие представляет собой самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, осуществляющий закупку, перемещение, хранение и реализацию потребительских товаров, а также другие  виды вспомогательной хозяйственной деятельности, не запрещённые законом и предусмотренные его уставом.

     Торговые предприятия главной целью своей деятельности обоснованно считают получение прибыли.

     Прибыль – важнейший показатель и источник финансирования хозяйственной деятельности предприятия, функционирующего на началах коммерческого расчёта. Это означает, что каждое торговое предприятие просчитывает целесообразность закупки товаров в том или ином объёме, оценивает возможности их реализации по сложившимся рыночным ценам в условиях конкуренции и получения необходимой величины прибыли от всей этой деятельности.

     Прибыль является сложной категорией и классифицируется по источникам происхождения и образования, по назначению, видам предпринимательской деятельности и другим критериям.

1.     Прибыль – обобщающий показатель хозяйственно-финансовой деятельности торгового предприятия.

     Значение прибыли. Предприятия любых организационно-правовых форм стремятся к максимизации прибыли. Значение прибыли вытекает из  основных функций, которые она выполняет:

·        Ожидаемая прибыль выступает мерилом успехов хозяйственной деятельности предприятия;

·        Часть полученной прибыли выступает источником самофинансирования;

·        Другая часть прибыли используется в качестве вознаграждения владельцам капитала;

·        Прибыль выступает основным условием достижения экономических, социальных, технических и экологических целей.

·        Прибыль выступает критерием эффективности управления хозяйственно-финансовой деятельности организации, является условием обеспечения экономического роста и служит основой инновационного процесса.

      В гражданском кодексе РФ в зависимости от того, является или не является извлечение прибыли основной целью деятельности предприятия, различают коммерческие и некоммерческие организации (предприятия)[1]. К коммерческим относятся организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели  своей деятельности.

     Как явствует из ГК РФ, систематическое получение прибыли относится к одному из основных критериев любой (законной) предпринимательской деятельности[2].

     Исчисление прибыли. На торговом предприятии ведут речь не только о прибыли (убытке) от всей хозяйственно-финансовой деятельности, но и о прибыли (убытке) по отдельным видам деятельности, операциям, по тем или иным источникам. Общим для всех этих понятий прибыли является превышение доходов над расходами. Если же доходы оказались меньше расходов, то эта разница представляет собой убыток, полученный предприятием за соответствующий период. При характеристике понятий и видов прибыли надо руководствоваться нормативно-правовыми актами России, что позволяет избежать ошибок при анализе и планировании прибыли и показателей, исчисленных на её основе.

     Финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия любой организационно-правовой формы представлен в виде прибыли или убытка. В Положении о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли[3] указано: «Конечный финансовых результат (прибыль или убыток) слагается из финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), основных средств и иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям"[4]. Конечный финансовый результат (чистая прибыль или чистый убыток) слагается из финансового результата от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов, включая чрезвычайные.

     Все предприятия составляют «Отчёт о прибылях и убытках»; одним из важнейших показателей этого отчёта является прибыль (убыток) от продажи продукции (работ, услуг). Это слагаемое представляет собой основную часть чистой прибыли, или прибыль от основного вида деятельности. В федеральном законе РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» указано, что прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции (работ, услуг), взятой без налога на добавленную стоимость и акцизов, и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг). Но подобные расчёты в торговле имеют свою специфику.

      Исчисление прибыли в торговле. Реализация товаров торговыми предприятиями осуществляется преимущественно по свободным розничным (продажным) ценам. Но ценовую политику на рынке в значительной степени формируют производители или зарубежные поставщики. Далее, розничные торговые предприятия устанавливают окончательную розничную (рыночную) цену в соответствии с конъюнктурой рынка (сложившимся спросом и предложением в данном регионе), количеством и потребительскими свойствами товаров, исходя из свободной отпускной цены предприятия-изготовителя или цены поставщика (цены закупки товара) и торговой надбавки (наценки).


Рис 1.1. Механизм формирования и распределения прибыли  предприятия

       Разница между объёмом продаж по ценам рынка (розничной или оптовой торговли) и объёмом продаж по ценам их закупки (без налога на добавленную стоимость и акцизов, начисленных производителями товаров), и есть доход от торговой деятельности или сумма торговых надбавок (наценок).

     Торговая надбавка (наценка) определяется продавцами, т.е. торговыми предприятиями, исходя из конъюнктуры рынка. В неё включают расходы на продажу, а также налог на добавленную стоимость (НДС). Органы исполнительной власти на местах могут регулировать размеры торговых надбавок путём установления предельных величин,  предельных уровней рентабельности, другими методами, а также принимать решения о самостоятельном установлении предприятиями торговли размеров торговых наценок на реализуемые товары.

         Прибыль (убыток) от продажи товаров по свободным розничным (продажным) ценам определяется как разница между объёмом продаж по розничным ценам (за минусом НДС и акцизов) и отпускной ценой с учётом всех затрат.


2. Анализ и планирование прибыли торгового предприятия.

     Анализ – инструмент управления предприятием. Управление предприятиями, в т.ч. и торговыми, требует точного знания, как этот объект существовал и развивался в предыдущем периоде и каково нынешнее состояние хозяйственно-финансовой деятельности. Наличие полной и достоверной информации о деятельности предприятия в прошлом, о сложившихся тенденциях его функционирования и развития позволяют принять обоснованное решение об улучшении показателей хозяйственно-финансовой деятельности, обосновать прогнозируемые и плановые показатели, программы развития и бизнес-планы. Эти положения относятся ко всем организационно-правовым формам предприятий и другим хозяйствующим объектам экономики.

     Анализ представляет собой метод научного исследования (познания) явлений и экономических процессов, в основе которого лежит изучение составных частей (элементов) изучаемой системы за определённый период и в динамике.

     Каждое предприятие должно чётко представлять цели анализа и определять перечень задач, решение которых позволит достичь поставленных целей. В экономике анализ применяется с целью выявления сущности, закономерностей, тенденций экономических и социальных процессов, хозяйственной деятельности на всех уровнях управления (в стране, отрасли, регионе, на предприятии, в частном бизнесе, домашнем хозяйстве).

     Система показателей анализа. При проведении анализа устанавливается перечень показателей, которые должны изучаться. Этот перечень систематически уточняется с учётом происходящих изменений в экономике страны, отрасли, предприятия.

     Особое место в изучении экономики предприятия занимает финансовый анализ. Его целями является оценка конечных финансовых результатов деятельности предприятия, изучение основных причин их изменения в динамике и по сравнению с аналогичными показателями по отрасли в данном регионе, в целом по стране и с показателями предприятий-конкурентов. Он позволяет выявить, как повлияли те или иные направления хозяйственной деятельности на финансовые результаты. Вопросы обеспечения и поддержания прибыльной работы по разному решаются торговыми организациями в зависимости от достигнутых результатов (убыточные торговые предприятия, достигшие безубыточности, достигшие прибыльной работы и т.д.).

     Для обеспечения увеличения доходов и улучшения финансовых результатов организациям торговли необходимо решать следующие задачи:

     *оценивать, в какой степени была обеспечена максимизация прибыли;

     *в случае убыточной работы выявлять причины такого хозяйствования и         

определять пути выхода из сложившейся ситуации;

     *рассматривать доходы на основе их сопоставления с расходами и выявлять прибыль от продаж;

     *изучать тенденции изменения доходов по основным товарным группам и в целом от торговой деятельности;

     *выявлять, какая часть доходов используется на возмещение расходов на продажи, налогов и образование прибыли;

     *рассчитывать отклонение величины чистой прибыли по сравнению с величиной прибыли от реализации и определять причины этих отклонений;

     *исследовать различные показатели рентабельности за отчётный период и в динамике;

     *выявлять резервы увеличения прибыли и повышения рентабельности и определять, как и когда возможно использовать эти резервы;

     *изучать направления использования прибыли и оценивать, обеспечено ли финансирование за счёт собственных средств развития  хозяйственной деятельности.

     Анализ доходов и финансовых результатов носит комплексный характер и состоит из следующих этапов:

1) оценка общей прибыли от реализации (валовой) за отчётный период и в динамике;

2) факторный анализ прибыли от реализации товаров и услуг;

3) изучение показателей рентабельности и факторов, оказавших влияние на их изменение;

4) определение мер по преодолению убыточности (оптимизация объёмов продаж, расходов на продажи и использование других мер по выходу из кризиса).

      Первый этап. Основным показателем финансовых результатов является чистая прибыль. Она характеризует общую сумму прибыли предприятия, полученную за определённый период (квартал, полугодие, девять месяцев, год), и отражает конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия.

      Второй этап. Факторный анализ предполагает изучение основных показателей, влияющих на прибыль. Перечень этих показателей приведён в форме № 2 «Отчёт о прибылях и убытках». Особое значение имеет изучение влияния таких факторов, как цена, объём продаж, расходы на продажу. Большое значение имеет факторный анализ прибыли от реализации товаров (услуг). Слагаемые именно этой прибыли оказывают решающее воздействие на чистую прибыль. По величине прибыли от реализации предприятия оценивают, выгодно или нет были реализованы товары или услуги.

      Торговое предприятие проводит расчёт влияния факторов на прибыль от реализации при её сравнении, например, с показателями предшествующего года. В этом случае рассчитывают влияние таких факторов, как

·        Изменение цен;

·        Изменение торговых надбавок (наценок);

·        Изменение объёма продаж;

·        Изменение структуры продаж (товарооборота);

·        Экономия или перерасход расходов на продажу (издержек обращения) и др.

     Необходимо также выявить влияние на прибыль изменений тарифов на услуги, изменения цен на ресурсы.

     Отдельно необходимо оценить возможности предприятия по самофинансированию развития; имеется в виду использование прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога. Возможности самофинансирования определяются двумя компонентами:

*амортизационными отчислениями,

*чистым самофинансированием, формируемым за счёт прибыли.

     Снижение удельного веса средств, выделяемых из прибыли для целей самофинансирования, в нашей стране явилось одной из причин торможения инвестиционных процессов.

     Третий этап. Прибыль – это эффект от хозяйственной деятельности, а для её оценки рассчитывают относительную эффективность хозяйствования в виде показателей рентабельности  путём сопоставления прибыли к затратам или ресурсам. Использование различных показателей позволяет оценить отдельные стороны деятельности предприятия.

     * Показатели рентабельности продаж определяются как отношение различных видов прибыли (по их перечню в «Отчёте о прибылях и убытках») к объёму продаж;

     * Показатели эффективности активов (совокупного капитала) и использования отдельных видов ресурсов. Рентабельность активов есть критерий эффективности распределения и управления ресурсами;

     *  Третья группа показателей рентабельности характеризует эффективность текущих затрат:

налогооблагаемая прибыль * 100%

расходы на продажу


налогооблагаемая прибыль * 100%

расходы на оплату труда

 

     Четвёртый этап. Каждое предприятие должно оценивать, какой минимально необходимый объём продаж:

-  обеспечивает возмещение расходов и работу без убытков;

- не обеспечивает получение прибыли и не иметь убытков.

     Во многих случаях убыточность объясняется необоснованно высокой величиной расходов на продажи и наличием различного рода потерь. В этом случае необходимо выполнить комплексный финансовый анализ наиболее значимых показателей с тем, чтобы выяснить, как добиться прибыли в работе. Важная роль в решении этой проблемы принадлежит бизнес-плану предприятия. Это и есть комплексный подход для решения проблемы выхода предприятия из кризиса и преодоления убыточности.

    Виды анализа прибыли торгового предприятия. На практике торговые предприятия используют внешний и внутренний анализ вышеперечисленных показателей.

     Внешний анализ базируется на публикуемых отчётных данных и поэтому содержит ограниченную информацию о деятельности предприятия. Его цель: оценка рентабельности предприятия, эффективность использования капитала, финансового положения в целом.

     Внутренний анализ имеет наибольшее значение в деле оценки доходов и финансовых результатов и в определении мер по увеличению прибыли и повышению рентабельности. Он основан на использовании всего комплекса экономической информации, первичных документов и данных бухгалтерского учёта и отчётности. Именно внутренний анализ позволяет изучить механизм достижения предприятием максимальной прибыли. Комплексный подход к изучению конечных результатов хозяйственно-финансовой деятельности позволяет принимать обоснованные управленческие решения по ходу текущей деятельности, способствует выбору лучших вариантов действий в перспективе.

     Внутренний анализ, связанный с изучением сложившихся в прошлом тенденций, называется ретроспективным, а направленный на изучение будущего – перспективным.

     Использование финансовых коэффициентов в процессе анализа финансовых результатов торгового предприятия. Финансовые коэффициенты являются способом сравнения и исследования отношений между разными фрагментами финансовой информации. Их главное назначение  состоит в их экспертной оценки и наличии возможности профессиональной диагностики финансового состояния. По каждому коэффициенту нужно знать:

·        Как вычисляется коэффициент,

·        Что призван измерить данный коэффициент и чем он интересен,

·        Какова единица измерения каждого используемого коэффициента,

·        О чём говорят низкие или высокие коэффициенты,

·        Как какой коэффициент может быть улучшен.

     Исходя из задач анализа, расчёта влияния и оценки финансовых коэффициентов на финансовые результаты и финансовое состояние организации все коэффициенты можно условно сгруппировать их по следующим категориям:

1. коэффициенты рентабельности (прибыльности),

2. коэффициенты использования активов или показатели оборачиваемости,

3.коэффициенты ликвидности или коэффициенты краткосрочной платёжеспособности,

4. коэффициенты финансовой устойчивости,

5. коэффициенты рыночной стоимости.

    Торговые предприятия составляют три основных финансовых отчёта, информацию которых руководители предприятия, инвесторы и кредиторы используют для анализа финансового состояния предприятия:

- Балансовый отчёт,

- Отчёт о прибылях и убытках,

- Отчёт о движении денежных средств.

     Анализ финансовых отчётов начинается с расчёта коэффициентов первой группы, предназначенных для отражения сильных и слабых сторон предприятия по сравнению с другими предприятиями той же отрасли, а также для демонстрации того, улучшилось или ухудшилось финансовое положение данного предприятия за определённый срок:

* Маржа прибыли = чистая прибыль/объём продаж;

* Рентабельность активов = чистая прибыль/общие активы;

* Рентабельность собственного капитала ROE =  чистая прибыль/общий собственный капитал;

               чистая прибыль       объём продаж            активы

   ROE = --------------------   *  --------------------    *   -----------------------------

               Объём продаж         активы                        собственный капитал

                 Рентабельность активов

     Эти показатели позволяют всесторонне исследовать финансовые результаты торгового предприятия и на их основе возможно оценить зависимость рентабельности  (доходности) собственного капитала от трёх показателей:

-эффективности торговой деятельности, которая измеряется маржой прибыли;

-эффективности использования активов (измеряется оборачиваемостью активов);

-финансовым рычагом или долей заёмных средств в капитале (измеряется коэффициентом собственного капитала).

     Вторая группа коэффициентов (коэффициенты использования активов или показатели оборачиваемости) позволяют определить, насколько эффективно организация (предприятие) управляет своими активами:

* Коэффициент оборачиваемости всех активов:    объём продаж  

                                                                                           активы

характеризует, сколько на каждый рубль активов произведено продаж за год; его сравнивают с показателями конкурентов и с показателями по торговле в целом по региону или стране.

* Коэффициент оборачиваемости товарных запасов (или коэффициент использования товарных запасов), в разах: 

объём продаж___

стоимость запасов

характеризует использование оборотного капитала.

*Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (в разах):


объём продаж__________

дебиторская задолженность

характеризует насколько быстро предприятие получает деньги от продажи.

*Период погашения дебиторской задолженности (в днях): _______________________360 дней_______________________                                                  

     оборачиваемость дебиторской задолженности в разах.


*В такой же последовательности рассчитываются коэффициенты по кредиторской задолженности, по которым определяют, сколько времени в среднем требуется организации для оплаты счетов.

* Коэффициент соотношения кредиторской и дебиторской задолженности.

*Коэффициент оборачиваемости основных средств (коэффициент использования основного капитала):

                                                       объём продаж

                                     среднегодовая стоимость основных фондов

 показывает величину продаж за год с каждого рубля в основных средствах; важно его сравнение со среднеотраслевыми, с другими предприятиями торговли региона.

     Третья группа коэффициентов показывают способность предприятия оплачивать свои счета в течение короткого периода времени без просрочек. Данные коэффициенты имеют дело с оборотными средствами и текущими обязательствами.    

*Коэффициент покрытия (или коэффициент текущей ликвидности):

текущие активы

           текущие обязательства.                                           

     Текущие активы: оборотные средства (оборотные активы) представлены в виде производственных запасов, готовой продукции, денежных средств, дебиторской задолженности и прочих внеоборотных активов.

    Текущие обязательства: краткосрочные пассивы включают в себя наиболее срочные обязательства (краткосрочные кредиты банков, краткосрочные займы и различные кредиторские задолженности).

      Данный коэффициент показывает в какой степени краткосрочные кредиты могут быть покрыты активами предприятия в ближайшее время. Характеризует краткосрочную ликвидность, т.к. оборотные средства и текущие обязательства конвертируются в деньги в течение года. Единицы измерения: рубли, число раз.

* Коэффициент обеспеченности собственными средствами; определяется так:

объёмы источников собственных средств – фактическая стоимость основных средств – прочие внеоборотные активы / фактическая стоимость оборотных средств.

1*) Коэффициент платёжеспособности: оборотные активы / долго- и краткосрочные пассивы

2*) Коэффициент срочной ликвидности:

оборотные средства - товарно-материальные запасы

текущие обязательства

*коэффициенты ликвидности:

1*) Коэффициент денежных средств:

денежные средства

текущие обязательства

2*) Коэффициент абсолютной ликвидности:

краткосрочные финансовые вложения + денежные средства  .

краткосрочные пассивы

     Коэффициенты четвёртой группы определяют способность выполнять обязательства долгосрочного характера перед кредиторами и собственниками:

* Коэффициент общей задолженности:

активы – собственный капитал

активы

*Коэффициент финансовой зависимости:

заёмные средства

собственный капитал  - убытки

* Коэффициент автономии:

собственный капитал

активы

* Коэффициент маневренности:

собственный капитал – внеоборотные активы

собственный капитал

* Коэффициент долгосрочной задолженности:

долгосрочная задолженность

долгосрочная задолженность + собственный капитал.

     К пятой группе относятся коэффициенты рыночной стоимости:

* Отношение цены к прибыли на акцию:

цена на акцию

прибыль на акцию

* Отношение рыночной стоимости к балансовой стоимости:

                                      рыночная стоимость акции

балансовая стоимость акции          где

-балансовая стоимость акции: собственный капитал / число выпущенных акций.

-рыночная стоимость акции выражает её себестоимость.

     Увеличение рыночная стоимость акции против балансовой означает, что предприятие преуспело в создании дополнительной стоимости для своих акционеров.

     Вышеперечисленные коэффициенты могут быть подсчитаны только для открытых акционерных обществ (ОАО).

     Анализ финансовых результатов с учётом тенденций изменения финансовых коэффициентов торгового предприятия. На основании вышеприведённых характеристик коэффициентов можно сделать вывод: важное значение имеет анализ направленности тенденций изменения коэффициентов и их абсолютных уровней. Тенденции дают ключ к пониманию, как изменяется финансовое положение торгового предприятия, улучшается или ухудшается. Для анализа тенденций изменений коэффициентов целесообразно рассматривать значения коэффициентов за 3-5 лет. Рекомендуется использовать графический метод для сравнения коэффициентов данного предприятия с коэффициентами отрасли в целом по стране, с коэффициентами по региону, т.д.

     После расчёта коэффициентов оценку финансового состояния продолжают:

·        Путём сравнения с нормативными величинами;

·        Путём сравнения со среднеотраслевыми показателями;

·        Изучают коэффициенты в динамике;

·        Путём сравнения с данными конкурентов, других однопрофильных предприятий.

     Считается, что наиболее полезный способ оценки коэффициентов основан на анализе трендов (отражающих долгосрочную тенденцию), который даёт возможность аналитику сделать чёткое заключение относительно финансов предприятия за период времени.

    Планирование прибыли торгового предприятия. Торговые предприятия в нынешних условиях не в состоянии за один год решить важные для себя вопросы: пополнения собственных оборотных средств, финансирования капитальных вложений в основные фонды, постоянного использования инноваций и т.д. Поэтому каждое предприятие должно знать свои временные возможности по решению указанных и других экономических проблем. Достижение этих целей требует определённой величины финансовых ресурсов, основным источником которых является прибыль.

     Исходя из этих целей, каждому предприятию необходима информация о возможностях получения прибыли с упреждением на несколько лет (2-5) и на текущий период (квартал, полугодие, 9 месяцев, год). Соответственно этим периодам торговые предприятия прогнозируют прибыль на перспективу (2-5 лет) и на предстоящий период. Эту работу делают и в целях выявления объёмов налоговых платежей.

     Прогнозирование широко используется как предварительная стадия разработки планов прибыли и служит источником получения дополнительной информации при выработке решений по вопросам развития хозяйственно-финансовой деятельности. Прогнозы позволяют:

 - определить сроки возврата заёмных средств, уже полученных или которые только предстоит получить на длительный период;

 - обосновывают возможности по решению вопросов пополнения собственных оборотных средств и увеличения основных фондов;

 - обосновывать возможности по решению социальных вопросов развития коллектива и др.

     Планы на предстоящий период ориентируются также на достижение долговременных целей и предусматривают:

     а) использование всех имеющихся возможностей по увеличению прибыли;

     б) получению её в необходимых (оптимальных), с точки зрения предприятия, размерах.

     Сравнивая показатели своего предприятия с показателями среднеотраслевыми, показателями конкурентов, торговые предприятия изыскивают возможности повышения рентабельности хозяйственной деятельности.

     Прогнозируя и планируя прибыль, торговые предприятия учитывают:

·        итоги анализа доходов в целом, а также торговых надбавок по товарным группам; итоги анализа расходов на продажу в целом и по отдельным статьям; итоги анализа всех видов прибыли (от реализации товаров и услуг, финансово-хозяйственной деятельности и т.д.). Внутренний анализ играет решающую роль в разработке программ развития предприятия и принятия планов;

·        тенденции изменения различных показателей рентабельности;

·        плановый объём продаж;

·        плановый объём и плановую структуру поступления товаров;

·        плановые расходы на продажу и другие расходы;

·        налоги, уплачиваемые из прибыли;

·        потребности в пополнении собственных оборотных средств, потребности в развитии основных фондов и др.

     Торговое предприятие решает сложную задачу по формированию различных видов прибыли: чистая прибыль; балансовая прибыль; прибыль от реализации товаров и услуг.

    Прибыль от реализации товаров и услуг является основной в торговле, она показывает прибыль только от торговой деятельности.

     Для расчёта балансовой прибыли (налогооблагаемой прибыли) учитывают доходы и расходы от других видов хозяйственной деятельности: оказание услуг по доставке товаров, сдаче площадей в аренду и др.

      Чистая прибыль торгового предприятия (остающаяся в распоряжении предприятия)  есть разница между налогооблагаемой прибылью (балансовой) и суммой налога на прибыль.

     Для торгового предприятия важно получить побольше чистой прибыли, которая направляется на:

* самофинансирование различных направлений хозяйственной деятельности: пополнение собственных оборотных средств, приобретение основных фондов, капитальный ремонт оборудования, зданий и помещений;

* выплату дивидендов;

*социальные вопросы коллектива: приобретение проездных билетов для членов трудового коллектива, подписка периодической печати, оплата питания, т.д.

     Использование чистой прибыли определяют собственники предприятия в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность данного предприятия. Необходимо учитывать и результаты предшествующего периода, например, наличие убытков на начало года и др.

Расчёт прибыли. На основе плановой величины чистой прибыли и положений по уплате налогов от прибыли рассчитывается налогооблагаемая прибыль:

   


      Пч * 100%

Пн  =  ---------------               

        100% - 24%

где  Пн  - налогооблагаемая прибыль;

Пч  - чистая прибыль;

24 % - налог на прибыль.

      Торговое предприятие высчитывает прибыль от планируемой продажи основных средства и другого имущества предприятия. Доходы и расходы от внереализационных операций не рассчитываются.

     Основное внимание торговое предприятие уделяет расчёту плановой прибыли от реализации товаров и услуг. Наиболее точно её устанавливают на основе взаимосвязи с величиной продаж, структурой продаж, доходов (средних и потоварных торговых надбавок) и расходов на продажи (постоянные и переменные).

     1)Одним из основных методов планирования прибыли от реализации товаров является её расчёт на базе ранее определённых плановых показателей: доходов и расходов на продажу:

Дп * (100% - НДС)

               Пр = ---------------------  - Ип   ,          где

100

 Пр – плановая прибыль от реализации;

Дп  - плановые доходы;

НДС – налог на добавленную стоимость;

Ип – плановая сумма издержек обращения.

     2) Второй метод строится на основе соотношений плановых показателей: объёма товарооборота, величины доходов и величины издержек обращения (постоянных и переменных). Торговое предприятие должно установить, при каком объёме продаж возможно обеспечить работу без убытков, и затем установить объём продаж, который позволит достичь плановую прибыль. Точка безубыточности в торговле (порог рентабельности) – это величина доходов в сумме, которая позволит предприятию покрыть все расходы  на продажу (постоянные и переменные), не получая прибыли. Доходы от реализации товаров (без НДС) в точке безубыточности в стоимостном выражении равны:

      ДТ  = Ипост + Иперем         или     ДТ = Ипост +  (ТТБ * Иперем) / 100% ,         где


Ипост и  Иперем  - издержки обращения постоянные и переменные;

ТТБ – плановый объём продаж, обеспечивающий безубыточную работу;

Иперем) – уровень переменных издержек обращения.   

     Объём продаж, при котором будет обеспечена безубыточная работа, составит:

          ( Дт -   Ипост) * 100                                      Ипост * 100

ТТБ =  ------------------------,                      или    ТТБ = --------------  .

                ____                                                    ___   _____

              Иперем                                                                         ДТ  - Иперем 

   При установленном объёме необходимой прибыли расчёт планового объёма продаж можно рассчитать и по следующим формулам:

        

           (Ипост  + П) * 100                         (Д – Ипост + П) * 100

ТП = -------------------------  ;   или  ТП = ---------------------------  .

         _        _____                                                 ______

         Д   -   Иперем                                                                    Иперем   

     При использовании этих формул торговое предприятие должно принимать во внимание такие понятия, как предел безопасности (Тп – Ттб) и запас финансовой прочности (ЗФП), который представляет собой размер возможного снижения объёма продаж при неблагоприятной конъюнктуре на товарном рынке:

(Тп – ТТБ) * 100

                                            ЗФП = -------------------  .      

Тп

     Этот показатель измеряется в процентах, он должен учитываться при формировании стратегии предприятия.

     Важна и количественная оценка изменений прибыли от в зависимости от изменения объёма продаж; для этого исчисляют операционный рычаг, который показывает, на сколько процентов изменяется прибыль при изменении объёма продаж на 1 %. Расчёты возможно вести при увеличении объёма продаж выше точки безубыточности. Обобщённый опыт работы предприятий свидетельствует, что операционный рычаг связан с уровнем предпринимательского риска; чем выше риск, тем больше возможное вознаграждение. Уровень операционного рычага в разных отраслях различный; в торговле он низкий.

     3) Третий метод. На практике широко используется метод планирования суммы прибыли от реализации товаров на основе учёта сложившейся рентабельности продаж. Рентабельность продаж = (прибыль от реализации / объём продаж) * 100 %. Рентабельность продаж является ключевым управленческим показателем. Показатели рентабельности продаж сильно различаются по предприятиям и единого стандарта нет, но он служит критерием для сравнения с отраслевым стандартом. Предприятие торговли должно устанавливать уровень рентабельности на плановый период на основе использования всех резервов его роста и плановую прибыль рассчитывать так:

Тп *  Рп

П =  ----------- ,   где

100

П – плановая прибыль;

Рп  - плановый показатель рентабельности продаж на плановый период;

Тп – плановый объём продаж.

3.Анализ прибыли на примере магазина «Меркурий».

     Характеристика магазина «Меркурий»:

1)    Ассортимент товаров: продовольственные и промышленные.

2)    Режим работы: ежедневно, количество рабочих дней в году 360.

3)    Торговая площадь: 100 кв. м.

4)    Количество работников: 6 человек.

5)    Размер НДС: 20% на все товары.

                                                                                                   Тыс. руб.

Показатели

За месяц

За год

1.Товарооборот

3000

36000

2.Издержки обращения всего,   в том числе:

106,5

1278

2.1.Условно-постоянные:

35

420

2.1.1.фонд оплаты труда (ФОТ)

10

120

2.1.2.начисления на ФОТ, 37%

3,7

44,4

2.1.3.оплата за отопление

7

84

2.1.4.оплата за электроэнергию

2

24

2.1.5.другие постоянные расходы

12,3

147,6

2.2. Условно-переменные

71,5

858,8

2.2.1. транспортные расходы

14

168

2.2.2.расходы на рекламу

1

12

2.2.3.на оплату процентов за торговый кредит

35

420

2.2.4. другие переменные расходы

21,5

258,8

3. Прибыль от торговли

30

360



Таблица 1

Анализ прибыли от реализации за год.

№ п/п

Показатели

Прошлый год

Отчётный год

Отклонение от прошлого года


А

Б

1

2

3

 

1

Товарооборот, т.р.

34000

36000

+2000

 

2

НДС,  т. р.

В %  к   товарообороту

5667

   16,67

6000

16,67

+333

-

 

3

(1-3)

Выручка от реализации,

(товарооборот без НДС), т.р.

28333

30000

+1667

 

4

Товарооборот  в покупных ценах (покупная стоимость товаров),  т.р.

20400

22500

+2100

 

5

(3-4)

Доходы от реализации товаров (торговые надбавки),  т.р.

В %  к   товарообороту

7933


23,33

7638


21,22

-295


-2,11

6

(5-2)

Доходы без НДС, т.р.

В  %  к  товарообороту

2266

6,66

1638

4,55

-628

-2,11

 

7

Издержки обращения, т.р.

В  %  к  товарообороту

1190

3,50

1278

3,55

+88

+0,05

 

9

(6-7)

Прибыль от реализации, т.р.

В  %   к   товарообороту

1076

3,16

360

1,00

  -716

-2,16

 

Таблица 2

Прибыль торгового предприятия

за отчётный год

№ п/п

показатели

Ед.

изм.

Прошлый год

Отчётный год

Отклонение от прошлого года, (+, -)

А

Б

1

2

3

4

1

Прибыль от реализации

Т.р.

1076

360

- 716

2

рентабельность

%

3,16

1,00

-2,16

3

Прочие операционные доходы

Т.р.

100

250

+ 150

4

Прочие операционные расходы

Т.р.

166

200

+ 34

5

Прочие внереализационные доходы

Т.р.

122

290

+ 168

6

Прочие внереализационные расходы

Т.р.

80

30

- 50

7

Налогооблагаемая прибыль

Т.р.

1052

670

- 382

8

рентабельность

%

3,09

1,86

-1,23

9

Налог на прибыль, 24  %

Т.р.

252,5

160,8

- 91,7

10

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль)

Т.р.

799,5

509,2

- 290,3

11

Рентабельность

%

2,36

1,41

- 0,95

     В тех торговых предприятиях, где вышеперечисленные показатели планируются, фактические данные сравнивают с плановыми, а затем – с показателями прошлого периода; методика анализа идентична.

     Во-первых, констатируются конечные итоги финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия. За отчётный год розничный товарооборот составил 36000 тыс. руб., по сравнению с прошлым годом увеличился на 2000 т.р., прирост 5,9 %.  Налогооблагаемая прибыль уменьшилась против прошлого года на 381 т.р., или на 1,23 % к товарообороту, и составила 670 т.р.

    За счёт прироста объёма продаж она увеличилась на 61,8  т.р.


(36000-34000)*3,09%

100 %

        За счёт снижения рентабельности на 1,23% к товарообороту (3,09-1,86) она уменьшилась на 442,8 т.р.               36000*1,23

100

     Совокупное влияние указанных факторов и привело к уменьшению прибыли на (442,8 – 61,8) 381 т.р.

     Во вторых, необходимо изучить как сложилась прибыль от реализации товаров за год против прошлого года. Сумма доходов (или реализованное наложение, или сумма торговых надбавок) в отчётном году составила 7638 т.р. и уменьшилась на 295 т.р. по сравнению с прошлым годом. Это изменение обусловлено:

а) за счёт увеличения объёма продаж на 2000 т.р. доходы от торговли возросли на  465,6 т.р.                                     2000*23,33%

100%

б) за счёт снижения уровня торговых надбавок на 2,11% к товарообороту доходы снизились на  760,6 т.р.      36000*2,11%

100%

    Совокупное влияние указанных факторов оставило – 295 т.р. (465,6 - 760,6).

     В третьих, рассматриваются основные факторы, влияющие на изменение суммы прибыли от реализации в отчётном году по сравнению с прошлым годом. Сумма прибыли от реализации за анализируемый год составила 360 т.р., т.е. уменьшилась по сравнению с прошлым годом на 716 т.р. На её изменение повлияло:

а) рост объёма товарооборота повлёк увеличение прибыли на 62 т.р.   2000*3,16%

100%

б) снижение  уровня прибыли повлекло снижения суммы прибыли  на 778 т.р.

36000*2,16%

100%

     Совокупное влияние указанных факторов привело к снижению на (62-778) 716 т.р. против прошлого года.

     В четвёртых, в ходе анализа необходимо дать оценку сложившимся уровням торговых надбавок по основным (самым крупным) товарным группам и выяснить причины их изменения. Важно изучить роль различных элементов торговых надбавок по товарам и товарным группам (расходов на продажу, налогов, входящих в цену товаров, прибыли) и провести маркетинговые исследования по основным товарным группам на предмет оценки возможностей повышения роли прибыли и снижения уровня текущих затрат за счёт экономии отдельных её видов.

     По данным таблицы 1 в прошлом году 71% (5667*100 / 7933) всего дохода от торговли использовалось на возмещение налогов; 15% (1190*100 / 7933) от всех доходов направлялось на расходы на продажу и 14 % (1076*100 / 7933) – на образование прибыли. В отчётном году эти пропорции изменились и составили соответственно:  78,5%, 16,7% и 4,8% от доходов. В течение отчётного года увеличилась доля доходов, используемых на возмещение налогов и расходов на продажу, и резко уменьшилась доля прибыли от реализации товаров: с 14% до 4,8%. Вывод: необходимо изыскивать возможности увеличения доли доходов, направляемых на образование прибыли.

     В пятых, каждому предприятию целесообразно проводить расчёты влияния изменений структуры продаж и уровней торговых надбавок на совокупный доход от торговли (средний уровень торговых надбавок) в динамике по следующим схемам:

       i            i                                i           i                                                 i           i

∑ Υo *TH o       ___          ∑ Υ1 * TH1        ___                        ∑ Υ1 * TH0          ____

---------------  =  TH o;    ------------- =  TH 1 ;                      ------------- =  THn ,   где

      100                                  100                                                100

   i            i

Υo   и  Υ1  - удельный вес   i –й товарной группы прошлого и отчётного периодов в общем объёме продаж;

       i         i

TH o и  TH1  - уровень торговых надбавок прошлого и отчётного периода по i -й товарной группе;

___        ___

THo  и  TH1   - средние уровни доходов (торговых надбавок) за прошлый и отчётный периоды;

___

THn – пересчитанный средний уровень доходов (торговых надбавок) по удельному весу товарных групп отчётного периода и исходя из базисного уровня торговых надбавок базисного периода по товарным группам;

∑ - сумма процентных чисел по всем товарным группам.  

     Влияние изменений структуры продаж на средний уровень доходов (торговых наценок) определяется следующим образом:

       i            i              i           i                                              

∑ Υ1 *TH o      ∑ Υ0 * TH0                ___     ___

---------------  -  -------------,  или    THn -  THo   ,  

100                           100                                         

а изменений уровня торговых надбавок в разрезе товарных групп так:

           i           i              i                                                        

    ∑ Υ1 *TH 1      ∑ Υ1 * TH0        ___     ___

    ---------------  -  -------------  =  TH1 -  THn  .  

           100                 100                                         

     Следующим этапом является оценка причин изменения налогооблагаемой прибыли по сравнению с итогами прошлого периода и по сравнению с прибылью от реализации товаров (по данным таблицы 2).

     В отчётном году налогооблагаемая прибыль по сравнению с прибылью от реализации увеличилась на 310 т.р. (670-360) и в процентах к объёму продаж уменьшилась на 1,23 (1,86-3,09). По итогам работы за прошлый год произошло уменьшение налогооблагаемой прибыли по сравнению с прибылью от реализации на  24 т.р. (1052-1076) и по уровню в процентах к товарообороту она снизилась  на  2,16 (1,00-3,16). Иными словами, несмотря на уменьшение прибыли от реализации товаров в отчётном году против прошлого года на 716 т.р., налогооблагаемая прибыль уменьшилась за этот период только на 382 т.р. На изменение налогооблагаемой прибыли оказали влияние следующие факторы:

♦ рост прочих операционных доходов на                     + 150 т.р.;

♦ рост прочих внереализационных доходов на            + 168 т.р.,

♦ снижение прочих внереализационных доходов на   + 50 т.р.,

♦ рост прочих операционных расходов на                    – 34 т.р.

     Совокупное влияние этих факторов как раз и составляет 334 т.р. (716-382).

Заключение.

    Прибыль при любых формах хозяйствования выполняет важные функции и поэтому её роль очень велика. В условиях становления и развития рыночных отношений проблема увеличения прибыли и уменьшения убытков является главной в деятельности любого предприятия, в т. ч. и торгового. Развитие предприятия на основе самофинансирования полностью зависит от величины получаемой чистой прибыли. Она используется в торговых предприятиях для развития материально-технической базы на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, пополнения собственных оборотных средств, обеспечения социального развития коллектива, выплаты отдельных видов материального поощрения работников, дивидендов акционерам и т.д.

      Вышеприведённый анализ прибыли магазина «Меркурий» показал, что в отчётном году предприятие имеет худший результат хозяйственно-финансовой деятельности по сравнению с прошлым годом. Увеличился объём продаж в натуральном и стоимостном выражении, но чистая прибыль не только не увеличилась, но и уменьшилась и составила только 63,7 % от величины прошлого года. Это негативное явление стало следствием уменьшения прибыли

от торговой деятельности  в отчетном году против прошлого года. На уменьшение прибыли от торговли в свою очередь повлияли два фактора:

1)Рост расходов на 88 т.р., увеличился и уровень издержек обращения на (3,55-3,50) 0,05% к обороту. Рост уровня дал рост издержек (34000*0,05% /100%) на 17 т.р.

2)Уменьшились доходы от торговли, что вызвано снижением среднего размера торговых наценок на 2,11%. В отчётном году изменилась структура товарооборота против прошлого года: в общем объёме продаж увеличился удельный вес товаров с низкими торговыми наценками. Кроме того, предприятие проводило такую ценовую политику: так как в отчётном году вследствие инфляции  увеличились закупочные цены на товары (на 2100 т.р., или на 10,3%), и, чтобы не отпугнуть покупателей высокой ценой, предприятие было вынуждено уменьшать размеры торговых надбавок на ряд товаров.

     Для достижения уровня прошлого года и дальнейшего улучшения финансовых показателей предприятию необходимо особое внимание уделить  оптимизации структуры товарооборота и  ценовой политике предприятия.  

     Анализ прибыли магазина «Меркурий» выявил слабые звенья в работе предприятия.

     Совершенно очевидно, что надо изменить работу коммерческого отдела: больше закупать товаров непосредственно у производителей, а меньше у посредников. У производителей отпускные цены меньше, чем у посредников, т.к. товар в цепочке «производитель – потребитель» проходит меньше звеньев, и на него делается меньше торговых надбавок. Тогда предприятию не придётся уменьшать размеры своих торговых надбавок, что повлияет на увеличение доходов от торговли и, соответственно, прибыли от торговли.

     Анализ расходов показал, что их рост не всегда был вызван объективными причинами. В частности рост транспортных расходов произошел не только  вследствие увеличения количества рейсов, роста цен на ГСМ, роста тарифов на железнодорожные перевозки, но и вследствие неэффективной работы транспортной службы предприятия. Возможно, руководство предприятия примет решение о включении в штатное расписание должности логистика, т.к. необходимо просчитывать стоимости доставки товаров.

     Анализ конечных результатов хозяйственно-финансовой деятельности позволяет предприятию торговли принимать обоснованные решения по ходу текущей деятельности, способствует выбору лучших вариантов действий в перспективе.












Список используемой литературы.

1.Гражданский кодекс РФ.

2.Налоговый кодекс РФ. Часть вторая

3.Положение по бухгалтерскому учёту «Доходы организаций» ПБУ 9/99; утверждено приказом Минфина РФ от 6 мая 1999г. № 32н.

4. Положение по бухгалтерскому учёту «Расходы организаций» ПБУ 10/99;  утверждено приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н.

6.План счетов бухгалтерского учёта, применяемый с 2001 г. Приказ Минфина России № 94н. М., ФБК-ПРЕСС, 2001.

7. Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности .- Изд-во "дело и Сервис", 2000.- 518 с

8.Абчук В.А. Коммерция.- СПб.: Михайлов В.А., 2000.- 475 с.

9.Бакалавр экономики.  Хрестоматия в 3-х томах. Российская экономическая академия им. Плеханова. Центр кадрового развития. М., ИИФ «Триада», 2001.

10.Бланк И.А. Управление торговым предприятием.- М. :Тандем, 2000.- 221с.

11.Зайцев Н.Л.Экономика торгового предприятия.- М.: Инфра-М, 2001.- 331с.

12.Раицкий К.А. Экономика предприятия.- М.: Маркетинг.- 2000.- 696 с.

13.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.- Мн.- ИП "Экоперспектива", Новое звание.- 2001.- 498 с.

14.Торговое дело: экономика, маркетинг, организация / Под ред. Л.А. Брагина, Т.П. Данько.- М.: ИНФРА - М, 2000.- 560 с.

15.Финансовый менеджмент. Лобанова Е.Н. Лимитовский М.А. М., ИКК «Дека», 2000.

16.Экономика предприятия. Учебник для вузов. В.Я. Горфинкель, В.А. Швандар. М., ЮНИТИ, 2001.

17..Экономика фирмы. Курс лекций для бакалавров. Раздел 1. Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2000.




[1] П.1 ст.50.

[2] П.1 ст.2.

[3] утверждено постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552.

[4] П..4 разд.11 Порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли указанного Положения.