Вариант 3.Отношение к труду и удовлетворение им.
План
Отношение к труду и удовлетворение им.
1. Содержание и структура понятия «отношения к труду». Основные факторы, характеризующие отношение к труду.
2. Социальная сущность удовлетворенности трудом, ее структура.
Задачи
Список литературы
1. Содержание и структура понятия «отношения к труду». Основные факторы, характеризующие отношение к труду.
В России произошли коренные изменения практически во всех областях жизни общества и едва ли не самые кардинальные в сфере экономических отношений. Наряду с позитивными тенденциями проявились и негативные: крупные диспропорции в структуре национальной экономике, разрыв прежних хозяйственных связей, ликвидация дотаций отдельным отраслям промышленности, сокращение централизованного кредитования, инфляция, социальная напряженность.
На фоне всех этих перемен изменилось и отношение к труду. Для современного менеджмента очень важно изучать сущность понятия «отношение к труду» и его структуру, т.к. владение данной проблемой позволяет адекватно воспринимать изменения и влиять на эффективность управленческой деятельности.
Труд — это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей[1].
В процессе труда люди вступают в социально-трудовые отношения, взаимодействуя друг с другом. Социально-трудовые отношения позволяют определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы.
Отношение к труду определяется заинтересованностью в нем человека, осознанностью его потребности, стремлением к реализации своего трудового потенциала.
Отношение к труду, а точнее к выполняемой работе, определяется комплексом объективных и субъективных факторов и условий.
В структуре отношения к труду можно выделить следующие составляющие элементы:
· отношение человека к труду как моральной ценности;
· отношение к определенному виду труда, профессии;
· отношение к выполняемой работе;
· отношение человека к труду как жизненной потребности;
· отношение к труду как к способу самореализации;
· отношение к труду как к средству существования.
Социологи называют последнее инструментальным[2]. Человеку не нравится выполняемая работа, но привлекает зарплата. И совсем иное — чтобы жить для дела, для других людей, использовать работу для реализации своих способностей. Исследователи часто сталкиваются с такой ситуацией: человека не устраивает получаемая зарплата, но нравится сама работа. Особенно характерно это противоречие для профессий умственного труда, отличающихся высокой степенью творчества: наука, культура, просвещение.
Отношение к труду может быть положительным, отрицательным или индифферентным. Оно у работника проявляется в поведении, мотивации и оценке труда.
Схематически это можно представить следующим образом:
Отношение к труду представляет собой сложное социальное явление, включающее три основных элемента: 1) мотивы и ориентация трудового поведения; 2) реальное и фактическое трудовое поведение; 3) оценку работниками трудовой ситуации.
Мотивация выражается в трудовых мотивах и установках, которыми руководствуется работник в своем трудовом поведении. Мотивация — это вербальное поведение, направленное на выбор мотивов (суждений) для объяснения трудового поведения. В основе мотивов находятся потребности.
Наиболее удачную классификацию потребностей разработал американский психолог А. Н. Маслоу. Он выделил пять уровней потребностей:
· физиологические и сексуальные (в пище, дыхании, одежде и т. п.);
· экзистенциальные (в безопасности, стабильности, уверенности в будущем и т. п.);
· социальные (в привязанности, принадлежности к коллективу, общении, участие в совместной трудовой деятельности и т. д.);
· престижные (в уважении, социальном статусе, признании и т. п.);
· духовные (в самовыражении, творчестве).
В соответствии с этими потребностями у каждого человека своя собственная структура трудовой мотивации.
Важнейшее значение для повышения положительного отношения к труду и эффективности трудового процесса имеет стимулирование труда. Это метод воздействия на трудовое поведение работника через мотивацию. Стимулирование труда основывается преимущественно на материальных средствах вознаграждения, поощрения и санкций, в качестве которых выступает заработная плата. Но не любая оплата труда является одновременно и его стимулированием. Наблюдения и исследования специалистов показывают, что существует множество ситуаций, когда оплата труда не стимулирует.
Выделяют следующие основные виды стимулирования труда:
· пропорциональное (соблюдаются пропорции в стимулировании), прогрессивное (возрастание меры стимулов) и регрессивное (убывание меры стимулов);
· жесткое (принуждение работника к затратам усилий) и либеральное (привлечение работника к затратам усилий);
· актуальное (оплата труда как источника повседневного существования) и перспективное (удовлетворение потребностей в собственности, власти, престиже).
В условиях рыночной системы хозяйствования стимулирование труда приобретает колоссальное значение. С другой стороны, в период социальных преобразований особенно, приобретает важнейшее значение социальная защита работников. Социальная защита — необходимый элемент любого развитого государства.
2. Социальная сущность удовлетворенности трудом, ее структура.
Лучше всего сущность отношения к труду может раскрыть понятие «удовлетворенности трудом».
Удовлетворенность трудом является оценочным элементом отношения к труду и связана с внутренним состоянием работника в процессе выполняемой работы и с его субъективной оценкой собственной трудовой деятельности. Удовлетворенность трудом - эмоционально-оценочное отношение личности или группы к выполняемой работе и условиям ее протекания[3].
От удовлетворенности трудом, совершенствования форм его организации, гуманизации содержания зависит экономическая эффективность труда.
Согласно двухфакторной ("мотивационно-гигиенической") теории удовлетворенности трудом (Ф. Херцбергер), к "мотивационным" факторам относятся: содержание труда, достижения в работе, признание со стороны окружающих, возможность квалификационного роста.
К "гигиеническим" факторам относятся условия труда, заработная плата, линия поведения администрации, взаимоотношения между работниками. При наличии благоприятных "гигиенических" факторов возникает особое состояние, которое приводит к уменьшению чувства неудовлетворенности характером работы, но не к повышению удовлетворенности трудом.
В целом, в число факторов, характеризующих удовлетворенность трудом, разные авторы включают разное количество показателей. Это:
1. социально-психологические отношения в коллективах;
2. количественная и качественная оценка результатов труда;
3. санитарно-гигиенические условия труда;
4. удовлетворенность(неудовлетворенность) действующими системами оплаты труда и премирования;
5. наличие элемента самостоятельности в труде;
6. перспектива должностного и профессионального роста;
7. состояние взаимоотношений с непосредственным руководителем;
8. уровень организации труда.
Все факторы можно разделить на две группы:
- базовые условия труда (уровень и система заработной платы, санитарно-гигиенические условия труда, качество и уровень организации работ);
- содержательные условия труда (важность и содержательность работы, престижность работы как фактор повышения личностного статуса, отношения в рабочей группе как возможность удовлетворения социальных потребностей).
Социальность удовлетворенности трудом выражается через мотивы и ориентацию трудового поведения, оценку работником трудовой ситуации.
Трудовая ситуация - все то, что в сознании работника связано с трудом: заработок; стиль руководства (отношение с начальником); отношения с коллегами, подчиненными; организация и условия труда; возможность роста (карьера, зарплата); близость работы к месту жительства и др.
Социальная сущность удовлетворенности трудом не может быть не связана с характером труда. Характер определяет технико-экономическое содержание, общественную форму, социально-экономическое качество труда, социальные различия: общественное положение, социальный статус, материальное благосостояние, использование свободного времени и т. п. Министр, академик, учитель, бухгалтер, рабочий, строитель, сельский механизатор, уборщица — в основе социально-профессиональных различий между представителями этих профессий лежит прежде всего характер труда.
Надо сказать, что удовлетворенность трудом является важнейшим, но неоднозначным фактором повышения производительности и эффективности труда. Снижение удовлетворенности собственным трудом отрицательно влияет на эффективность работника, приводя к негативным последствиям в кадровом обеспечении бизнес-системы: фактам текучести кадров, ухудшении трудовой и производственной дисциплины, прогулам и невыходам на работу, фактам не бережного отношения к имуществу компании вплоть до прямого воровства и т. д.
С другой стороны, полностью удовлетворенный работник — плохой работник, у него отсутствует стремление к совершенствованию (профессиональному и личностному), снижается напряженность мотивационной энергии, ухудшается заинтересованность в результативности собственного труда.
Таким образом, удовлетворенность трудом у работников должна быть не максимальной, а оптимальной. Для целей повышения эффективности труда определенный уровень неудовлетворенности у работников (особенно в области содержания работы) должен присутствовать.
Задача 1
Определить количество рабочих, которые должны повысить свою квалификацию для приведенных в соответствие среднего разряда работ и рабочих. Количество рабочих в цехе 400 человек, средний разряд работ 3,8, рабочих 3,6
Решение:
Средний разряд работ – 3,8.
Средний разряд рабочих – 3,6.
Коэффициент соответствия среднего разряда рабочих среднему разряду работ составляет:
3,6:3,8*100 = 94,73
Чтобы привести в соответствие среднего разряда требуемым нормам, необходимо, чтобы
100 - 94,74 = 5,26% рабочих повысили квалификацию до разряда 3,8.
В абсолютном выражении это составляет:
400 * 0,0526 = 21,04 человека или 21 человек.
Ответ: количество рабочих, которые должны повысить свою квалификацию равно 21 чел.
Задача 2
Рассчитать норму штучного времени в мелкосерийном производстве, если время основной работы (То) равно l2 мин., время вспомогательной работы (Тв) - б мин., время обслуживания (Тобс.)- 5% и время на отдых и личные надобности - 3% от оперативного времени.
Решение:
Время обслуживания – 5 % от времени основной и вспомогательной работы.
То = 12 мин.
Тв = 6 мин.
То + Тв = 12 + 6 = 18 мин.
Тобс. = 18 *0,05 = 0,9 мин.
Оперативное время рассчитывается как сумма времени основной работы, вспомогательной работы и времени обслуживания.
Топ. – время оперативное.
Топ. = 18 +0,9 = 18,9 мин.
Время на отдых Тод. = 18,9*0,03 = 0,6 мин.
Следовательно, норма штучного времени равна
Тнор. = 18 +0,9 + 0,6 = 19,5 мин.
Ответ: норма штучного времени – 19,5 мин.
Задача 3
Используя действующие на предприятии тарифные ставки, рассчитать сдельные расценки, уровень выполнения норм в процентах, прямую сдельную заработную плату работника и весь заработок при следующих исходных данных:
- норма времени (час) – 0;
- норма выработки в смену (8 часов) (шт)- 200;
- изготовленные детали за месяц (шт) – 6000;
- отработано дней по 8 часов в смену (дн) – 23.
- Районный коэффициент – 1,4;
- Северные надбавки (%) – 40.
Решение:
Пусть тарифная ставка – 50 руб./час.
1. Сдельные расценки
Норма выработки в смену 8 час – 200 шт.
Следовательно, норма выработки в час = 200:8 = 25 шт.
Сдельные расценки равны:
50 руб.: 25 шт.= 2 руб./шт.
2. Прямая сдельная зарплата работника
6 000 * 2 руб. = 1200 руб.
3. Уровень выполнения норм.
Норма выработки в смену (8 часов) – 200 шт.
Тогда норма выработки за месяц равна:
200 шт.* 23 дн. = 4600 шт.
Фактически изготовлено – 6000 шт.
Тогда уровень выполнения норм равен:
6000/4600*100% = 130%
4. Весь заработок работника.
С учетом районного коэффициента и северных надбавок прямая сдельная зарплата работника:
1200*1,4 + 1200* 1,4*0,4 = 1680 + 672 = 2352 руб.
2352*1,3 = 3053,7 руб.
Ответ: сдельные расценки – 2 руб./шт., уровень выполнения норм – 130%, прямая сдельная зар.плата – 1200 руб., весь заработок – 3053,7 руб.
Задача 4
На заводе 2 860 рабочих, годовой фонд рабочего времени на одного рабочего равен 1 860 ч. В результате совершенствования техники и технологии намечено сэкономить в течение года 400 тыс. чел/ч. Определить возможный рост производительности труда на заводе в процентах.
Решение:
Производительность труда равна
В = О/Т,
Где В – выработка, О – объем производства продукции, Т – трудовые затраты (в нашем примере в чел./ч.).
Трудовые затраты до модернизации равны
То = 2860*1860 = 5 319 600 чел./ч.
Трудовые затраты после модернизации сократились на 400 000 чел./ч. и составили 5 319 600 – 400 000 = 4 919 600 чел./ч.
Во = О/5 319 600
В1 = О/4 919 600
Возможный рост производительности труда
Ув = В1/Во*100% = (О/4 919 600 : О/5 319 600) * 100%= 108%
Темп роста составит 108%, т.е. производительность возрастет на 8%.
Другой метод расчета:
Снижение трудоемкости в %
в= 100% - 4 919 600 : 5 319 600*100% = 7,5%
Рост производительности труда
Рн = 7,5*100/(100 – 7,5) = 8%
Ответ: производительность вырастет на 8%.
Задача 5
Рассчитать экономическую эффективность мероприятий по организации труда, если до внедрения мероприятий себестоимость единицы продукции составляла 60 руб., после внедрения - 50 руб. Годовой объем производства продукции 12 300 единиц; сумма капитальных затрат - 150 тыс, руб., нормативный коэффициент окупаемости капитальных затрат - 0,15.
Решение:
Годовой экономический эффект определим по формуле:
Эг = (С1 – С2) * В2 – Ен*Зкап.,
Где С1, С2 – себестоимость единицы продукции до и после внедрения.
Ен – нормативный коэффициент сравнительной эффективности капитальных затрат.
Зкап. – сумма капитальных затрат.
В2 – годовой объем производства продукции.
Эг = (60 – 50)* 12 300 – 0,15* 150 000 = 100 500 руб.
Ответ: экономическая эффективность мероприятий по организации труда равна 100 500 руб.
Список литературы
1. Дорин А.В. Экономическая социология.: Учебное пособие. - Мн.: ИП "Экоперспектива", 1997, с. 194-231.
2. Кулинцев И.И. Экономика и социология труда. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1999, с. 177-184.
3. Ромашов О.В. Социология труда: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 1999, с. 115-125, 213-231. Ромашов О.В. Социология труда: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 1999, с. 115-125, 213-231.
4. Слезингер Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики: Учебное пособие. - М.,1996.
5. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.,1990.
6. Фальцман В. К. Экономическое поведение: человек — фирма — государство — экономика. Т 2. М., 1993.
[1] Слезингер Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики: Учебное пособие. - М.,1996.
[2] Ромашов О. В. Социология труда: Учебное пособие. - М., 1999.
[3] Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.,1990.