Вариант 3.Отношение к труду и удовлетворение им.


План

Отношение к труду и удовлетворение им.

1.     Содержание и структура понятия «отношения к труду». Основные факторы, характеризующие отношение к труду.

2.     Социальная сущность удовлетворенности трудом, ее структура.


Задачи


Список литературы


1.     Содержание и структура понятия «отношения к труду». Основные факторы, характеризующие отношение к труду.


В России произошли коренные изменения практически во всех областях жизни общества и едва ли не самые кардинальные в сфере экономических отношений. Наряду с позитивными тенденциями проявились и негатив­ные: крупные диспропорции в структуре национальной экономике, разрыв прежних хозяйственных связей, ликвидация дотаций отдельным отраслям промышленности, сокращение централизованного кредитования, инфляция, социальная напряженность.

На фоне всех этих перемен изменилось  и отношение к труду. Для современного менеджмента очень важно изучать сущность понятия «отношение к труду» и его структуру, т.к.  владение данной проблемой позволяет адекватно воспринимать изменения и влиять на эффективность управленческой деятельности. 

Труд — это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей[1].

В процессе труда люди вступают в социально-трудовые отношения, взаимодействуя друг с другом. Социально-трудовые отношения позволяют определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы.

Отношение к труду определяется заинтересованностью в нем человека, осознанностью его потребности, стремлением к реализации своего трудового потенциала.

Отношение к труду, а точнее к выполняемой работе, определяется комплексом объективных и субъективных факторов и условий.

В структуре отношения к труду можно выделить следующие составляющие элементы:

·                    отношение человека к труду как моральной ценности;

·                    отношение к определенному виду труда, профессии;

·                    отношение к выполняемой работе;

·                    отношение человека к труду как жизненной потребности;

·                    отношение к труду как к способу самореализации;

·                    отношение к труду как к средству существования.

Социологи называют последнее инструментальным[2]. Человеку не нравится выполняемая работа, но привлекает зарплата. И совсем иное — чтобы жить для дела, для других людей, использовать работу для реализации своих способностей. Исследователи часто сталкиваются с такой ситуацией: человека не устраивает получаемая зарплата, но нравится сама работа. Особенно характерно это противоречие для профессий умственного труда, отличающихся высокой степенью творчества: наука, культура, просвещение.

Отношение к труду может быть положительным, отрицательным или индифферентным. Оно у работника проявляется в поведении, мотивации и оценке труда.

Схематически это можно представить следующим образом:

Отношение к труду представляет собой сложное социальное явление, включающее три основных элемента: 1) мотивы и ориентация трудового поведения; 2) реальное и фактическое трудовое поведение; 3) оценку работниками трудовой ситуации.

Мотивация выражается в трудовых мотивах и установках, которыми руководствуется работник в своем трудовом поведении. Мотивация — это вербальное поведение, направленное на выбор мотивов (суждений) для объяснения трудового поведения. В основе мотивов находятся потребности.

Наиболее удачную классификацию потребностей разработал американский психолог А. Н. Маслоу. Он выделил пять уровней потребностей:

·         физиологические и сексуальные (в пище, дыхании, одежде и т. п.);

·         экзистенциальные (в безопасности, стабильности, уверенности в будущем и т. п.);

·         социальные (в привязанности, принадлежности к коллективу, общении, участие в совместной трудовой деятельности и т. д.);

·         престижные (в уважении, социальном статусе, признании и т. п.);

·         духовные (в самовыражении, творчестве).

В соответствии с этими потребностями у каждого человека своя собственная структура трудовой мотивации.

Важнейшее значение для повышения положительного отношения к труду и эффективности трудового процесса имеет стимулирование труда. Это метод воздействия на трудовое поведение работника через мотивацию. Стимулирование труда основывается преимущественно на материальных средствах вознаграждения, поощрения и санкций, в качестве которых выступает заработная плата. Но не любая оплата труда является одновременно и его стимулированием. Наблюдения и исследования специалистов показывают, что существует множество ситуаций, когда оплата труда не стимулирует.

Выделяют следующие основные виды стимулирования труда:

·                      пропорциональное (соблюдаются пропорции в стимулировании), прогрессивное (возрастание меры стимулов) и регрессивное (убывание меры стимулов);

·                      жесткое (принуждение работника к затратам усилий) и либеральное (привлечение работника к затратам усилий);

·                      актуальное (оплата труда как источника повседневного существования) и перспективное (удовлетворение потребностей в собственности, власти, престиже).

В условиях рыночной системы хозяйствования стимулирование труда приобретает колоссальное значение. С другой стороны, в период социальных преобразований особенно, приобретает важнейшее значение социальная защита работников. Социальная защита — необходимый элемент любого развитого государства.

2.  Социальная сущность удовлетворенности трудом, ее структура.


Лучше всего сущность отношения к труду может раскрыть понятие «удовлетворенности трудом».

Удовлетворенность трудом является оценочным элементом отношения к труду и связана с внутренним состоянием работника в процессе выполняемой работы и с его субъективной оценкой собственной трудовой деятельности. Удовлетворенность трудом - эмоционально-оценочное отношение личности или группы к выполняемой работе и условиям ее протекания[3].

От удовлетворенности трудом, совершенствования форм его  организации, гуманизации содержания зависит экономическая эффективность труда.

Согласно двухфакторной ("мотивационно-гигиенической") теории удовлетворенности трудом (Ф. Херцбергер), к "мотивационным" факторам относятся: содержание труда, достижения в работе, признание со стороны окружающих, возможность квалификационного роста.

К "гигиеническим" факторам относятся условия труда, заработная плата, линия поведения администрации, взаимоотношения между работниками. При наличии благоприятных "гигиенических" факторов возникает особое состояние, которое приводит к уменьшению чувства неудовлетворенности характером работы, но не к повышению удовлетворенности трудом.

В целом, в число факторов, характеризующих  удовлетворенность трудом,  разные авторы включают разное количество показателей.  Это:

1.                 социально-психологические отношения в коллективах;

2.                 количественная и качественная оценка результатов  труда;

3.                 санитарно-гигиенические условия  труда;

4.                  удовлетворенность(неудовлетворенность) действующими системами оплаты  труда  и премирования;

5.                 наличие элемента самостоятельности в труде;

6.                 перспектива должностного и профессионального роста;

7.                 состояние взаимоотношений с непосредственным руководителем;

8.                 уровень организации  труда.

Все факторы можно разделить на две группы:

- базовые условия труда (уровень и система заработной платы, санитарно-гигиенические условия труда, качество и уровень организации работ);

- содержательные условия труда (важность и содержательность работы, престижность работы как фактор повышения личностного статуса, отношения в рабочей группе как возможность удовлетворения социальных потребностей).

Социальность удовлетворенности трудом выражается через мотивы и ориентацию трудового поведения, оценку работником трудовой ситуации.

Трудовая ситуация - все то, что в сознании работника связано с трудом: заработок;  стиль руководства (отношение с начальником); отношения с коллегами, подчиненными; организация и условия труда; возможность роста (карьера, зарплата); близость работы к месту жительства и др.

Социальная сущность удовлетворенности трудом не может быть не связана с характером труда. Характер определяет технико-экономическое содержание, общественную форму, социально-экономическое качество труда, социальные различия: общественное положение, социальный статус, материальное благосостояние, использование свободного времени и т. п. Министр, академик, учитель, бухгалтер, рабочий, строитель, сельский механизатор, уборщица — в основе социально-профессиональных различий между представителями этих профессий лежит прежде всего характер труда.

Надо сказать, что удовлетворенность трудом является важнейшим, но неоднозначным фактором повышения производительности и эффективности труда. Снижение удовлетворенности собственным трудом отрицательно влияет на эффективность работника, приводя к негативным последствиям в кадровом обеспечении бизнес-системы: фактам текучести кадров, ухудшении трудовой и производственной дисциплины, прогулам и невыходам на работу, фактам не бережного отношения к имуществу компании вплоть до прямого воровства и т. д.

С другой стороны, полностью удовлетворенный работник — плохой работник, у него отсутствует стремление к совершенствованию (профессиональному и личностному), снижается напряженность мотивационной энергии, ухудшается заинтересованность в результативности собственного труда.

Таким образом, удовлетворенность трудом у работников должна быть не максимальной, а оптимальной. Для целей повышения эффективности труда определенный уровень неудовлетворенности у работников (особенно в области содержания работы) должен присутствовать.


Задача 1


Определить количество рабочих, которые должны повысить свою квалификацию для приведенных в соответствие среднего разряда работ и рабочих. Количество рабочих в цехе 400 человек, средний разряд работ 3,8, рабочих 3,6

 

Решение:

         

          Средний разряд работ – 3,8.

          Средний разряд рабочих – 3,6.

          Коэффициент соответствия среднего разряда рабочих среднему разряду работ составляет:

          3,6:3,8*100 = 94,73

          Чтобы привести в соответствие среднего разряда требуемым нормам, необходимо, чтобы

100 -  94,74 = 5,26% рабочих повысили квалификацию до разряда 3,8.

В абсолютном выражении это составляет:

400 * 0,0526 = 21,04 человека или 21 человек.

         

          Ответ: количество рабочих, которые должны повысить свою квалификацию равно 21 чел.


Задача 2


Рассчитать норму штучного времени в мелкосерийном производстве, если время основной работы (То) равно l2 мин., время вспомогательной работы (Тв) - б мин., время обслуживания (Тобс.)- 5% и время на отдых и личные надобности - 3% от оперативного времени.

 

          Решение:


Время обслуживания – 5 % от времени основной и вспомогательной работы.

То = 12 мин.

Тв = 6 мин.

То + Тв = 12 + 6 = 18 мин.

Тобс.  = 18 *0,05 =  0,9 мин.

Оперативное время рассчитывается как сумма времени основной работы, вспомогательной работы и времени обслуживания.

Топ. – время оперативное.

Топ. = 18 +0,9 = 18,9 мин.

 Время на отдых Тод. = 18,9*0,03 = 0,6 мин.

Следовательно, норма штучного времени равна

Тнор. = 18 +0,9 + 0,6 = 19,5 мин.

 

          Ответ: норма штучного времени – 19,5 мин.

 

Задача 3


Используя действующие на предприятии тарифные ставки, рассчитать сдельные расценки, уровень выполнения норм в процентах, прямую сдельную заработную плату работника и весь заработок при следующих исходных данных:

-          норма времени (час) – 0;

-          норма выработки в смену (8 часов) (шт)- 200;

-          изготовленные детали за месяц (шт) – 6000;

-          отработано дней по 8 часов в смену (дн) – 23.

-          Районный коэффициент – 1,4;

-           Северные надбавки (%) – 40.


Решение:

Пусть тарифная ставка – 50 руб./час.

1. Сдельные расценки

Норма выработки в смену 8 час – 200 шт.

Следовательно, норма выработки в час = 200:8 = 25 шт.

Сдельные расценки равны:

50 руб.: 25 шт.= 2 руб./шт.

2. Прямая сдельная зарплата работника

6 000 * 2 руб. = 1200 руб.


3. Уровень выполнения норм.

Норма выработки в смену (8 часов) – 200 шт.

Тогда норма выработки за месяц равна:

200 шт.* 23 дн. = 4600 шт.

Фактически изготовлено – 6000 шт.

Тогда уровень выполнения норм равен:

6000/4600*100% = 130%

4. Весь заработок работника.

 С учетом районного коэффициента и северных надбавок прямая сдельная зарплата работника:

1200*1,4 + 1200* 1,4*0,4 = 1680 + 672 = 2352 руб.

2352*1,3 = 3053,7 руб. 


Ответ: сдельные расценки – 2 руб./шт., уровень выполнения норм – 130%, прямая сдельная зар.плата – 1200 руб., весь заработок – 3053,7 руб.


Задача 4


На заводе 2 860 рабочих, годовой фонд рабочего времени на одного рабочего равен 1 860 ч. В результате совершенствования техники и технологии намечено сэкономить в течение года 400 тыс. чел/ч. Определить возможный рост производительности труда на заводе в процентах.


Решение:


Производительность труда равна

В = О/Т,

Где В – выработка, О – объем производства продукции, Т – трудовые затраты (в нашем примере в чел./ч.).

Трудовые затраты до модернизации равны

То = 2860*1860 = 5 319 600 чел./ч.

Трудовые затраты после модернизации сократились на 400 000 чел./ч. и составили   5 319 600 – 400 000 = 4 919 600 чел./ч.

Во = О/5 319 600

В1 = О/4 919 600

Возможный рост производительности труда

Ув = В1/Во*100% = (О/4 919 600  : О/5 319 600) * 100%=  108%

Темп роста составит 108%, т.е. производительность возрастет на 8%.

Другой метод расчета:

Снижение трудоемкости в %

в= 100% - 4 919 600  : 5 319 600*100%  = 7,5%

Рост производительности труда

Рн = 7,5*100/(100 – 7,5) = 8%


Ответ: производительность вырастет на 8%.


Задача 5


Рассчитать экономическую эффективность мероприятий по организации труда, если до внедрения мероприятий себестоимость единицы продукции составляла 60 руб., после внедрения - 50 руб. Годовой объем производства продукции 12 300 единиц; сумма капитальных затрат - 150 тыс, руб., нормативный коэффициент окупаемости капитальных затрат - 0,15.


Решение:


Годовой экономический эффект определим по формуле:

Эг = (С1 – С2) * В2 – Ен*Зкап.,

Где С1, С2 – себестоимость единицы продукции до и после внедрения.

Ен – нормативный коэффициент сравнительной эффективности капитальных затрат.

Зкап. – сумма капитальных затрат.

В2 – годовой объем производства продукции.

Эг = (60 – 50)* 12 300 – 0,15* 150 000 = 100 500 руб.


Ответ: экономическая эффективность мероприятий по организации труда равна 100 500 руб.

 

 

 

 

 












 

 

 

 

 

 













Список литературы


1.     Дорин А.В. Экономическая социология.: Учебное пособие. - Мн.: ИП "Экоперспектива", 1997, с. 194-231.

2.     Кулинцев И.И. Экономика и социология труда. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1999, с. 177-184.

3.     Ромашов О.В. Социология труда: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 1999, с. 115-125, 213-231. Ромашов О.В. Социология труда: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 1999, с. 115-125, 213-231.

4.     Слезингер Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики: Учебное пособие. - М.,1996.

5.     Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.,1990.

6.     Фальцман В. К. Экономическое поведение: человек — фирма — государство — экономика. Т 2. М., 1993.



[1] Слезингер Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики: Учебное пособие. - М.,1996.

[2] Ромашов О. В. Социология труда: Учебное пособие. - М., 1999.

[3] Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.,1990.