Содержание


1. Методология определения уровня цен…………………………………3

2. Организационные структуры маркетинговых служб………………….7

3. Задача…………………………………………………………………….11

4. На каком этапе жизненного цикла товара находятся

а) кельма; б) башенный кран……………………………………………...12

Список литературы………………………………………………………...13

1. Методология определения уровня цен.

Ценообразование на основе полных затрат. За основу расчета берутся общие издержки (себестоимость) единицы продукции АС, а увеличив их на определенный про­цент (r), получают иену. Формула расчета цены имеет следую­щий вид:.1

Так как величина средних издержек меняется и если неиз­вестно, какое количество продукции удастся реализовать в планируемый отрезок времени, их величина исчисляется с учетом выпуска продукции при 75—80 процентном использова­нии производственных мощностей.

Метод прямых затрат. Этот метод ценообразования основан на учете в цене только прямых (переменных) затрат.

Для выяснения сущности метода «прямых затрат» рассмот­рим пример.

Допустим, производится 5000 ед. продукции, которая реа­лизуется на внутреннем рынке. Постоянные издержки составляют 6000 р.

Рентабельность, как отношение прибыли к общим затратам, составляет 20% [1/5*100%].

Учитывая, что производственные мощности используются не полностью, фирма решила какое-то дополнительное коли­чество продукции продать на внешнем рынке.

При установлении экспортной цены в качестве основы берутся только прямые затраты, потому что косвенные затраты возмещаются при реали­зации изделий на внутреннем рынке. Продажа этих изде­лий будет осуществляться с прибылью, если его экспортная цена будет выше прямых затрат.

Отметим, что метод прямых затрат может быть применен, когда имеются неиспользованные резервы произ­водственных мощностей.

Метод обеспечения целевой прибыли. Данный метод расчета используется в том случае, когда фирма стремится обеспечить желаемый объем прибыли. К этому методу прибегают также предприятия, для которых суще­ствуют ограничения размеров нормы рентабельности (есте­ственные монополии).

Методика ценообразования с расчетом на получение целе­вой прибыли основывается на анализе безубыточности.

Расчет цены по критерию маржинальной прибыли. Если предприятие располагает информацией о зависимости величины продаж (спроса) от цены, то становится возможным выбрать цену, которая максимизирует величину маржинальной прибыли.

Маржинальная прибыль Мπ — это разница между общей выручкой TR и прямыми (переменными) издер­жками VC: Мπ = TR - VС. Маржинальная прибыль на одно изделие АМπ рассчитывается как разница между ценой Р и средними переменными издержками АVС.

Ценообразование на основе эластичности общих издержек и ценовой эластичности спроса. При использовании данного метода обычно применяется следующая формула: 1

Р — цена; АС — общие средние издержки; eac,q коэффициент эластичности средних общих издержек от коли­чества выпускаемой продукции; Ed,pкоэффициент эластич­ности спроса от цены.

Последовательность действий по расчету цены.

1. На основе оценки спроса на продукцию предприятия и его производственных мощностей определяют плановый выпуск.

2. Рассчитывают средние общие издержки, исходя из пред­полагаемого объема производства.

3. По формулам находят значения eac,q  и Ed,p.

Расчет цены на основе методики предельного анализа. Расчет цены по этой методике предполагает знание динами­ки спроса и динамики затрат за определенный (краткосроч­ный) период времени, допустим прошедший год.

На основе полученных эмпирических данных по интересу­ющему товару строится функция спроса и определяется ожидаемый спрос. Аналогично исследуется изменение затрат за это время и выводится функция затрат.

Параметрические методы. При определении цены производители целого ряда продукции, как технического характера, так и потребительского назна­чения вынуждены сравнивать свои изделия с аналогичными у конкурентов или с базовыми вариантами.

Рассмотрим два наиболее часто встречающихся метода срав­нения.

Метод регрессивного анализа

Применяется для анализа и обоснования уровня и соотно­шений цен продукции, характеризующейся наличием одного или нескольких технико-экономических параметров, отражаю­щих основные потребительские свойства. Регрессионный метод позволяет найти эмпирическую формулу зависимости цены от технико-экономических параметров изделия. Цена выступа­ет как функция от параметров.

Применение этого метода включает следующие основные этапы:

— отбор параметров, в наибольшей степени влияющих на цену изделия;

— выбор обоснованной формы связи изменения цены при изменении параметров;

— построение системы уравнений и расчет коэффициентов регрессии.

Бальный метод

Каждому параметру изделия на основе экспертных оценок значимости   параметров   присваивается   определенное   число баллов, суммирование которых лает своего рода интегральную оценку технико-экономического уровня изделия. Умножением суммы  баллов по  новому  виду продукции  на стоимостную оценку  одного  балла  определяется  общая  ориентировочная оценка нового изделия.

Балльный метод сводится к выравниванию цен на изделия с различным уровнем одних и тех же основных параметров в зависимости от суммы присвоенных баллов. При этом методе каждое изделие сопоставляется с изделием — эталоном по показателям, зафиксированным в действующих стандартах и технических условиях и имеющих наиболее важное значение для потребителя.

Метод экономического анализа (определения цены по экономическим результатам использования). Применение этого метода при расчете цены позволяет учи­тывать эксплуатационные расходы, норму рентабельности, пе­риод окупаемости приобретенного покупателем изделия.

Учет эксплуатационных расходов, как ценообразующего фактора, неизмеримо возрастает. Покупатели все большее вни­мание уделяют не только цене изделия, т.е. затратам на приоб­ретение товара, но и экономичности его использования. Повы­шение экономичности эксплуатации является одним из важ­нейших направлений повышения конкурентоспособности мно­гих видов продукции как производственного, так и потреби­тельского назначения.

Поэтому при расчете цен привлекаются показатели, опреде­ляющие надежность, безопасность, комфортабельность, эко­номичность и т.д.

Один из важнейших показателей, используемых этим мето­дом, является норма рентабельности, отражающая прибыль­ность на вложенный капитал.

Метод расчета общей цены контракта по экспорту. Для расчета цены  контракта по экспорту рекомендуется использовать следующую формулу:

где Pk — общая цена контракта; Р0базовая цена; А — коэффициент торможения (постоянная доля в переменной части цены); В — ценовая доля заработной платы; Д — ценовая доля стоимости материальных затрат; ,  — индекс цен на материалы, используемые для изготовления экспортной продукции, на момент времени их закупки по­ставщиком и установления базовой цены; , — индекс заработной платы в отрасли, поставляющей экспортную продукцию, на момент времени пересчета цены и определе­ния базовой цены1.

2. Организационные структуры маркетинговых служб


Маркетинговые службы представляют собой два уровня управле­ния:

•  центральные маркетинговые управления (или отделы);

•  оперативные отделы (или секторы).

В общем аппарате управления фирмой центральные маркетин­говые службы — не просто подразделения по обслуживанию произ­водства и сбыта, а координирующие, планирующие и контролирую­щие органы стратегического производственно-сбытового управления. Большинство оперативных вопросов по реализации комплекса мар­кетинга (комплексной рыночной политики фирмы: товарной, цено­вой, сбытовой, коммуникационной) решается на низовом уровне уп­равления — непосредственными производителями и сбытовиками конкретного товара. Маркетинговые службы не только регулируют продажи товаров, но и непосредственно управляют производст­венными программами фирмы в зависимости от конкретных требо­ваний конечных потребителей, предъявляемых к выпускаемой про­дукции.

В практике работы фирм структура маркетинговых служб разно­образна. Однако, прослеживая системы линейных и функциональных связей, можно выделить следующие основные типы линейно-функ­циональных структур:

•  по видам (функциям) маркетинговой деятельности;

•  по продукту (товарно-отраслевой);

•  по регионам;

•  по группам потребителей.

В зависимости от особенностей деятельности фирм, видов выпус­каемой ими продукции или оказываемых услуг, специфики сегмента рынка, на котором фирмы работают, наблюдается переплетение и комбинирование различных типов организационного построения маркетинговых служб1.

Маркетинговые службы по функциям

В организации функциональных маркетинговых подразделений каждый отдел или сектор разрабатывает и осуществляет одну или ряд определенных функций маркетинговой деятельности.

Подобную структуру имеют маркетинговые службы небольших фирм, работающих с узким товарным ассортиментом на небольшом числе национальных рынков и их сегментов, отличающихся опреде­ленной однородностью, стабильностью и относительно незначитель­ной величиной емкости.

Как правило, эти фирмы производят не индивидуализированный товар, т.е. товар, не требующий внесения значительных изменений в зависимости от оттенков предъявляемого к нему со стороны конечных потребителей спроса, а также не являющийся объектом активного воз­действия научно-технического прогресса.

Маркетинговые службы по продукту

Организация маркетинговых служб по продукту получила боль­шое распространение в практике зарубежных фирм и является осно­вой формирования организации по товарно-отраслевому признаку — видам выпускаемых товаров и предоставляемых услуг.

Такую структуру имеют маркетинговые службы фирм, выпускаю­щих многоассортиментную продукцию с различной технологией про­изводства и специализирующихся на небольшом числе сбытовых рынков относительно однородного характера. Это позволяет фирмам лучше приспосабливаться к рыночным требованиям по каждому от­дельному товару или однородной группе товаров.

Товары, выпускаемые фирмой при такой структуре маркетинго­вого управления, характеризуются различной технологией производ­ства, коротким жизненным циклом, значительной степенью иннова­ционных требований. Рынки отличаются динамизмом, определяют необходимость гибкости и быстроты реакции маркетинговых служб на меняющиеся запросы потребителей, как правило немногочислен­ных или однотипных, что не требует значительных различий в мар­кетинговом подходе.

Маркетинговые службы по региону

Организация маркетинговых служб по региону характерна для фирм региональной ориентации сбытовой деятельности, т.е. работа­ющих по немногочисленным, неоднородным, с четко очерченными границами рынкам.

Такая структура позволяет добиваться успехов в проведении ком­плексной и дифференцированной рыночной политики, обеспечивать тесную зависимость процессов разработки новых товаров от требо­ваний конечных потребителей конкретных рынков, координировать всю рыночную стратегию фирмы.

Региональная структура дает преимущества фирмам, осуществля­ющим широкую сбытовую и производственную деятельность за ру­бежом.

Маркетинговые службы по группам потребителей

В современных условиях дифференцированного рынка в зависи­мости от специфики конкретных его сегментов и особенностей по­требностей различных групп покупателей среди региональных типов структур особое значение имеет организационная структура по груп­пам потребителей, которая представляет собой своего рода маркетин­говые управленческие отделения по рыночным сегментам. Она дает возможность ориентировать всю деятельность фирмы на конечных потребителей и на этой основе осуществлять для каждой их группы индивидуальную, специализированную комплексную рыночную по­литику по всему процессу воспроизводства.

Штабные подразделения

Службы могут осуществлять управление по группам контрагентов в виде штабных подразделений:

• при руководстве фирмы (в дальнейшем эти подразделения рас­членяются по маркетинговым функциям);

• при центральном маркетинговом отделе (более частый случай);

• при секторе продаж (встречается редко, так как сфера коор­динации и взаимодействия в этом случае значительно сужается).

Матричная структура

В практике построения маркетинговых служб встречается, хотя и редко, матричная структура. Она не отличается большой эффектив­ностью, характеризуется определенной косностью и консервативнос­тью, невосприимчива к инновациям и рыночным изменениям, не­способна к мобильной адаптации в новых условиях, что противоречит самой сущности маркетингового подхода.

Матричная структура, предполагая высокую степень специализа­ции отдельных служб, создает предпосылки к конфликтным ситуа­циям в процессе управления в точках пересечения их компетенции и требует четкого распределения прав и обязанностей между отдель­ными звеньями управленческой системы.1

Временные организационные подразделения

Временные организационные подразделения в форме целевых ра­бочих групп или проектных групп дают возможность гибко и опера­тивно решать неординарные комплексные задачи и задачи с высо­кой степенью новизны. В отличие от других структурных построений они самостоятельны в оперативной работе и выборе путей решения задач — центральные службы ставят перед ними цели и задачи и осу­ществляют контроль только за результатами их работ, ресурсами и затратами.

Такая структура соответствует разработкам нового товара или ин­новационным процессам, решению сложных стратегических маркетинговых задач, выходу на новые рынки, выявлению слабых мест уп­равления фирмой, поиску путей решения сложных комплексных про­блем, осуществлению особо важных и крупных проектов, разработке перспективных планов, т.е. используется там, где необходимы нефор­мальное объединение сил специалистов разного профиля из разных подразделений, оригинальный взгляд со стороны, но не для выпол­нения рутинных задач.

3. Задача


Имеется СУ, строящее жилье, ТОО, занимающееся торговлей недвижимостью. Себестоимость строительства в кв. метра жилья составляет 780000 руб. Стоимость услуг ТОО (реклама, поиск покупателя) составляет 1000 руб. за кв. метр. Ожидаемая прибыль для каждого участника канала распределения 10% от себестоимости. Рассчитать цену кв. метра для покупателя.

Решение:

1. Прибыль для СУ:

(780000/100)*10 = 78000 р. кв. м.

2. Прибыль для ТОО:

(1000/100)*10 = 100 р. кв. м.

3. Общая стоимость кв. м. для покупателя:

(780000 + 78000) + (1000 + 100) = 859100 р. кв. м.
















4. На каком этапе жизненного цикла товара находятся

а) кельма

б) башенный кран

Кельма находится в фазе зрелости, поскольку представляет собой традиционный и весьма распространенный строительный инструмент, на который может сохраняться определенный уровень спроса за счет потребности большего количества данного инструмента в строительных организациях.

Башенный кран находится в фазе насыщение это объясняется, прежде всего, ограниченной потребностью строительных организаций в данном оборудовании из-за его габаритов, стоимости и использовании лишь в крупном строительстве высотных зданий и сооружений. На этой фазе находятся многие виды бытовой электроники и электротехники, большая часть продовольствия, металлообрабатывающие станки и автомобили.


















Список литературы


1.     Романов А.Н. Маркетинг. – М.: ЮНИТИ, 1995.

2.     Ноздрева Р.Б. Маркетинг. – М.: Юристъ, 2001.

3.     Афанасьев М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. – М.: Финстатинформ, 1995.

4.     Филип Котлер, Гари Армстронг. Основы маркетинга. – М: ЮНИТИ, 2001.

5.     Крылова Г.Д. Маркетинг. – М.: НОРМА, 2000.

6.     Бастраков Г.М. Краткий курс ценообразования. – Н.: СГУПС, 2001.

7.     Салимжанов И.К. Цены и ценообразование. – М.: ИНФРА-М, 1999.







1 Бастраков Г.М. Краткий курс ценообразования. – Н.: СГУПС, 2001. с. 67.


1 Бастраков Г.М. Краткий курс ценообразования. – Н.: СГУПС, 2001. с.69.


1 Бастраков Г.М. Краткий курс ценообразования. – Н.: СГУПС, 2001. с.79.


1 Ноздрева Р.Б. Маркетинг. – М.: Юристъ, 2001. с. 230



1 Ноздрева Р.Б. Маркетинг. – М.: Юристъ, 2001. с. 236.