Содержание
1. Сущность и значение мотивации в управлении персоналом…………………….4
2. Различные теории мотивации…………………………………..…………………..8
3 Характеристика предприятия ЗАО «Кожгалантерея»…………………………...12
4. Конкретные способы мотивации, используемые на предприятии…………………………………..…………………………….....................................14
5. Предложения по совершенствованию системы мотивации персонала……………........................................................................................................................18
Список литературы………………………………………………………………………..20
Приложение…………………………………………………………………………21 1.Сущность и значение мотивации в управлении персоналом
Исходными для понимания мотивационных факторов выступают категории "потребность", "мотив", "мотивация" и пр.
Традиционно потребности разделяются на материальные, социальные и духовные. Или: первично-материальные (пища, вода, потребность дышать, спать и т.п.), вторично-социальные (потребность в общении, в хороших отношениях в коллективе и т.п.) и третично-духовные (потребность в культурном творчестве, в повышении правосознания общества и т.п.).
Вот как описывал генезис потребностей известный отечественный психолог А.Н.Леонтьев в работе «Избранные психологические произведения.» (М, 1993.): "Развитие человеческих потребностей начинается с того, что человек действует для удовлетворения своих витальных потребностей. Но далее это отношение обращается, и человек удовлетворяет свои витальные потребности для того, чтобы действовать. С развитием духовного производства... формируется особый тип потребности - потребность предметно-функциональная, например, потребность в труде, художественном творчестве и т.д. Потребности вступают в новые отношения друг с другом. Хотя удовлетворение витальных потребностей остается для человека "первым делом" и неустранимым условием его жизни, высшие, специально-человеческие потребности вовсе не образуют лишь наслаивающиеся на них поверхностные образования".
С психологической точки зрения потребностями называются физиологические или психологические ощущения недостатка чего-либо. Это то, от чего человек стремится освободиться, так как пока потребность существует, она дает о себе знать и требует устранения. Люди по-разному реагируют на них: удовлетворяют, подавляют или вовсе не реагируют. Потребности, так же как и их удовлетворение, могут быть осознанными и не осознанными. До сих пор нет одной всеми принятой идентификации определенных потребностей. Однако большинство психологов соглашаются, что потребности в принципе можно классифицировать как первичные и вторичные.
Основоположником создания концепции мотивации труда является А. Маслоу[1].
В его концепции отражаются первичные и вторичные потребности.
Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными. Примерами могут служить потребности в пище, воде, потребность дышать, спать и сексуальные потребности.
Вторичные потребности по своей природе психологические. Например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и т.д.
Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, вторичные потребности людей различаются в большей степени, чем первичные.
Существуют и другие классификации потребностей. В 40-е годы психолог Абрахам Маслоу и Генри Мюррей предложили разделить потребности на пять основных категорий:
1. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают в себя потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности.
2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и моральных опасностей со стороны окружающей среды и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.
3. Социальные потребности, иногда называемые потреьностями в причастности, включающие в себя чувство принадлежности к кому-либо или чему-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувство социального взаимодействия, привязанности и поддержки.
4. Потребности в уважении включают в себя потребности в самоуважении, личных достижениях, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.
5. Потребности самовыражения - потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.
По теории Маслоу все эти потребности можно разложить в виде строгой иерархической структуры, в которой они располагаются в соответствии с приоритетом. Поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность в иерархической структуре. После того, как потребность удовлетворена, ее мотивирующее воздействие прекращается.
Можно согласиться с Маслоу в том, как он разделил потребности по группам, но во-первых, поведение человека не всегда определяет нижняя неудовлетворенная потребность (например, человек из-за чувства собственного достоинства может пренебречь своей безопасностью) и, во-вторых, если потребность удовлетворена, то не всегда она прекращает мотивирующе воздейсвовать (допустим, потребность в уважении).
Несколько иную классификацию потребностей дает теория Дэвида Мак-Клелланда. Он считал, что людям присущи 3 потребности: власти, успеха и причастности. У разных людей может доминировать та или другая из них. Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. Люди с потребностью власти - это не обязательно рвущиеся к власти карьеристы негативном и наиболее употребляемом значении этого слова. Если у этих людей отсутствует склонность к авантюризму и тирании, то эти люди являются отличными организаторами и лучше всего проявляют свои способности, влияя на других людей.
Люди, у которых преобладает потребность в успехе, как правило, не склонны к риску, способны брать ответственность на себя. Как отмечает Мак-Клелланд: "Недавно, сколь сильно развита у человека потребность успеха. Он может никогда не преуспеть, если у него не будет для этого возможностей, если его организация на предоставит ему достаточную степень инициативы и не будет вознаграждать его за то, что он делает". Таким людям организация должна предоставлять большую степень самостоятельности и возможность доводить дело до конца.
Мотивы труда разнообразны. Они делятся по потребностям, которые работник стремится удовлетворить посредством труда, по тем благам, которые требуются для удовлетворения потребностей, по той цене которую работник готов заплатить за получения искомых благ. Общее у них всегда только то, что удовлетворение потребностей, получение желаемых благ обязательно связаны с трудовой деятельностью.
Мотивация (лат. motivatio) - динамическая система, взаимодействующих между собой внутренних факторов (мотиваторов), вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека или животного. Под внутренними факторами будем понимать потребности, желания, стремления, ожидания, восприятия, ценностные установки и другие психологические компоненты личности.
Мотивация составляет основу трудового потенциала работника, который в свою очередь состоит из психофизиологического потенциала, т.е. способности и склонности человека, состояния его здоровья, работоспособности, выносливости, типа нервной системы, и личностного потенциала, т.е. мотивационного.
Внешне субъект управления может воздействовать на работника либо принуждая его силой, либо предоставляя какие-то блага. В связи с этим в психологии различают мотивацию двух видов: положительную и отрицательную. Положительная мотивация - это стремление добиться успеха в своей деятельности. К отрицательной мотивации относится все то, что связано с применением осуждения, неодобрения, что влечет за собой, как правило, наказание не только в материальном но и в психологическом смысле слова.
Почему необходимо изучать систему мотивации на предприятии?
В настоящее время повысилась актуальность проблемы организационных изменений. Это объясняется тем, что во многих фирмах изменение условий окружения и технологии вызывает необходимость соответствующих организационных изменений. Утверждают даже, что быстрота, с которой происходят социальные изменения, и растущая сложность условий окружения уже сами по себе определяют необходимость в частых организационных изменениях.
Понятие организационного изменения было введено в теорию менеджмента, и оно имеет место в самой системе управления.
Рис.1. Модель системы управления.
|
|||||
Чем быстрее реакция организации на внешние изменения и реализация ответных действий, тем быстрее организация выйдет из зоны нестабильности и сможет конкурентоспособно функционировать в новых условиях окружающей среды[2].
Неблагополучие в персонале порождается, как правило, недостатком его образовательного и квалификационного уровня, несоответствием структуры современным требованиям, конфликтами между членами организации.
Преобразования могут быть разовыми или многоступенчатыми, что во многом определяется их масштабом, располагаемым временем, внутренней гибкостью организации, ее способностью выдержать шок, вызванный переменами.
Если преобразования навязываются членам организации, они вызывают их недовольство и снижают деловую активность; правда, не всегда согласование тех или иных вопросов с исполнителями бывает возможным и целесообразным, тем не менее, это по возможности рекомендуется делать, например, путем привлечения рядовых членов организации к совместной выработке решений, консультированию и т.п.
Любые преобразования требуют наличия определенных предпосылок, ослабляющих сопротивление членов организации и обеспечивающих конечный успех. Они могут быть идеологическими, организационными, кадровыми, материальными.
Одной из важных предпосылок такого рода является разработка действенной системы мотивации сотрудников, обеспечивающей их заинтересованность в преобразованиях, позволяющей одновременно и справедливо вознаграждать за успехи и демонстрировать по отношению к ним внимание руководства, обеспечивать им широкую известность и общественное признание.
1.2. Различные теории мотивации
Развитие таких наук, как психология и социология и совершенствование методов исследования после второй мировой войны сделало изучение мотивации прсонала в большей степени строго научным. Среди наиболее крупных фигур более позднего развития поведенческого направления можно упомянуть, в первую очередь, Криса Арджириса, Ренсиса Лайкерта, Дугласа МакГрегора и Фредерика Герцберга[3]. Эти и другие исследователи изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания работы и качества трудовой жизни.
Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений, сосредоточившейся прежде всего на методах налаживания межличностных отношений. Новых подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей на основе применения концепции поведенческих наук к построению и управлению организациями. В самых общих чертах, основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности её человеческих ресурсов.
Поведенческих подход стал настолько популярен, что он почти полностью охватил всю область управления в 60-е годы. Как и более ранние школы, этот подход отстаивал «единственных наилучший путь» решения управленческих проблем. Его главный постулат состоял в том, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и организации в целом. Такие мотивы как участие работника в управлении предприятием оказывается эффективным только для некоторых работников и в некоторых ситуациях. Несмотря на многие важные положительные результаты такой подход иногда оказывается несостоятельным в ситуациях, которые отличались от тех, исследовали его приверженцы.
Хотя попытки применить в управлении психологические мотивы были и раньше, только с появлением работы Элтона Мэйо стало ясно, какие потенциальные выгоды это сулит, а также то, что мотивация по типу кнута и пряника является недостаточной.
Элтон Мэйо был одним из немногих академически образованных людей своего времени, который обладал как верным пониманием научного управления, так и подготовкой в области психологии. Он создал себе известность и репутацию в ходе эксперимента, проводимого на текстильной фабрике в Филадельфии в 1923 - 1924 гг. Это и последующие исследования показали, что человеческие факторы, особенно социальное взаимодействие и групповое поведение, значительно влияют на производительность индивидуального труда. Эти идеи позволили основать новое направление менеджмента - концепцию "человеческих отношений", которая доминировала в теории управления до середины 1950-х годов.
Различные теории мотивации разделяют на две категории: содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать так, а не иначе. В этой связи будут описаны интересующие нас некоторые аспекты теорий Абрахама Маслоу, Дэвида Мак-Клелланда, Фредерика Герцберга и некоторых других исследователей[4]. Более современные процессуальные теории мотивации основываются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. Основные процессуальные теории, - это теория ожидания, теория справедливости и модель мотивации Портера-Лоулера.
Мотивация на основании потребности причастности по МакКлелланду схожа с мотивацией по Маслоу. Такие люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим. Люди с развитой потребностью причастности будет увлечены такой работой, которая будет давать им обширные возможности социального общения.
Известный австрийский ученый В. Франкл дал основательный анализ еще одной человеческой потребности - потребности в смысле жизни.. Он рассматривал потребность в смысле жизни как наиболее важную в структуре личности, имеющую отношение к различным видам деятельности людей, включая и трудовую.
Неудовлетворение потребности в смысле жизни, которую люди не всегда могут осознать и сформулировать, часто приводит, по В. Франклу, к возникновению "экзистенциальной фрустрации". Удовлетворение этой потребности находится в прямой зависимости от личностных особенностей людей и их воспитания.
Условия труда являются очень важными факторами при возникновении мотивов. Эти условия Фредерик Герцберг назвал «гигиеническими факторами» — это психологические, создающие настрой на труд. Гигиенические факторы сами по себе не приносят удовлетворение, но без них (или при их недостатке) работник остается неудовлетворен своим трудом, вследствие чего мотивация снижается.
Одной из наиболее последовательных современных концепций мотивации деятельности человека, ориентирующей на активизацию человеческого фактора, является концепция профессора Мичиганского университета Д. Мак-Грегора, который анализирует две условно называемые теории: "теорию Х" и "теорию Y".
"Теория икс" (это собственно теория Ф. Тейлора) - это авторитарный тип управления, ведущий к прямому регулированию и жесткому контролю. Согласно этой теории человек ленивый и старается избегать работы, поэтому его нужно принуждать, контролировать, направлять, угрожать наказанием, чтобы заставить трудиться.
По мнению Мак-Грегора, люди совсем не таковы от природы и им присущи противоположные качества ("теория игрек").
"Теория игрек" основана на демократических принципах: делегировании полномочий, обогащении содержания работы, улучшении взаимоотношений, признании его, что мотивацию людей определяет совокупность психологических потребностей и ожиданий. Он считает, что внешний контроль - не главное и не единственное средство воздействия, т.к. работник может осуществлять самоконтроль, быть ответственным, что он склонен к самообразованию (саморазвитию) и изобретательности.
Практическим развитием этой теории явилась разработка различных стратегий проектирования и организации труда с учетом "расширения работ" (увеличение "горизонтальной нагрузки" на работника), "обогащение труда" (выполнение более сложной работы, позволяющей раскрыть потенциал личности и усиливающей содержательный аспект), вовлечение работника в процесс обсуждения, анализа и принятия решений - последнее получило название - "партисипативность".
В 1981 г. Был предложен еще один подход -"теория Z", вобравшая в себя особенности японского стиля управления. "Теория зет" основана на том, что самое главное "доверие, такт и близость".
3. Организационная характеристика предприятия ЗАО «Кожгалантерея»
Предприятие ЗАО «Кожгалантерея» является закрытым акционерным обществом и имеет частную форму собственности.
Высшим органом управления Закрытым акционерным обществом является Собрание акционеров, состоящее из акционеров общества.
Единоличным исполнительным органом акционерного общества является Генеральный директор.
Генеральный директор осуществляет текущее руководство хозяйственной деятельности организацией и несет ответственность за деятельность, находящееся в распоряжении общества имущество и оборудование.
Основным направлением деятельности предприятия является выпуск кожгалантерейных изделий – сумок, портмоне, портфелей и др., производство кож и выпуск кожевенно-седельной продукции. Кроме того, предприятие имеет ряд дополнительных видов деятельности – сдача в аренду торгово-промышленных площадей и площадей под автостоянку, производство хлебо-булочных изделий, оказание банных услуг, оказание услуг в сфере общественного питание.
Подразделениями предприятия являются: цех по производству кожгалантерейной продукции, кожевенно-обрабатывающий цех, шорно-седельный цех, транспортная служба, информационно-вычислительный центр, отдел охраны, ремонтный отдел, финансовый отдел, отдел маркетинга и рекламы, отдел снабжения, отдел сбыта, отдел непрофильной деятельности.
Кроме того, на балансе предприятия находятся объекты социально-бытового назначения.
Численность работающих 400 человек.
На предприятии реализована линейно-функциональная модель управления. Организационная структура построена в соответствии с видами работ, выполняемыми подразделениями. В тоже время, реализован принцип единоначалия, согласно которому подчиненный принимает полномочия только от одного начальника и ответственен ответственным только перед ним.
4. Конкретные способы мотивации, используемые на предприятии
Основная цель исследования это оценка необходимости учета мотивационных факторов при изменении деятельности предприятия в сторону повышения эффективности.
Для реализации данной цели проводится письменное анкетирование руководителей различных уровней управления. В целях получения объективной оценки опрос был выполнен не только на различных иерархических уровнях, но и в различных подразделениях предприятия. В группу респондентов вошло 16 человек, из них 10 человек из нижнего уровня управления и шесть человек из верхнего уровня управления. В состав опрошенной группы нижнего иерархического уровня вошли начальники отделов в службах предприятия, ведущие инженеры, экономисты. В состав опрошенной группы верхнего иерархического уровня вошли директор и заместители генерального директора. Гарантией объективности и правдивости ответов явилось во-первых, закрытый характер изучения и анализа полученных данных (без указания фамилий), во-вторых, интерес получения оценки адекватной фактическому состоянию действующей системы управления и перспективных направлений совершенствования организации.
В анкете формулируется просьба выразить объективную критическую точку зрения по отношению к основным факторам, оказывающим влияние на результативность управления. В графе "Б" (анкету см. в Приложении) необходимо было дать оценку значимости каждого из факторов в соответствии с тем, какую роль данное обстоятельство играет на предприятии, по нижеследующей шкале:
5 - очень важный фактор; 4 - важный фактор: 3 - фактор средней важности; 2 - незначительный фактор; 1 - фактор не имеет значения.
Обработку полученных экспертных оценок выполним одним из статистических методов, в частности, анализом полученных средних. Для определения потребности в учете фактора при организационных изменениях по каждому фактору необходимо найти разность между значимостью и оценкой соответствующей ситуации на предприятии. Чем больше разность значений, тем больше этот фактор нуждается в развитии. Соответственно, чем ниже разность, тем меньше данный фактор нуждается в развитии. Таким образом, расставляя разность значений факторов по убыванию, мы получаем необходимые направления развития управления.
В результате анализа можно наблюдать следующую картину. Наибольший разрыв во мнениях различных уровней управления прослеживается по факторам:
· N 15 “Точность задач и целей руководителей каждого уровня управления”;
· N 19 “Личное стремление к развитию сильных сторон и поиску путей развития в системе управления”;
· N 2 “Мотивация руководителей различных уровней управления”;
· N 18 “Рассредоточение процесса контроля”;
· N 1 “Творческая, благоприятная атмосфера для развития системы управления”.
Следствием разрыва во мнениях по выше перечисленным факторам будет предрасположенность к оказанию сопротивления одним из уровней управления в случае необходимости развития одного из этих факторов.
Чем выше значимость фактора для обследуемого предприятия, тем меньшая предрасположенность к оказанию сопротивления при его развитии.
Так как, все выше названные факторы с точки зрения верхнего уровня управления имеют значительно большую значимость для предприятия, чем с точки зрения нижнего уровня управления следовательно, возрастает предрасположенность к сопротивлению со стороны нижнего уровня управления в случае развития этих факторов.
Практически единое мнение наблюдается по факторам:
- N 11 “Условия для самореализации личности”;
- N 5 “Правовая защищенность персонала”;
- N 21 “Учет в работе интересов коллег”;
- N 23 “Эффективность использования методов набора, отбора и найма”.
Следствием данного явления будет отсутствие предрасположенности к сопротивлению по значимости фактора какого-либо уровня управления.
По представленным табличным данным можно отметить, что наиболее значимыми факторами управления людьми для производства с точки зрения верхнего уровня управления являются следующие:
- N 14 “Эффективность работы системы управления”;
- N 16 “Система обучения и повышения квалификации персонала”;
- N 2 “Мотивация руководителей различных уровней управления”;
- N 15 “Точность задач и целей руководителей каждого уровня управления”;
- N 19 “Личное стремление к развитию сильных сторон и поиску путей развития в системе управления”;
- N 25 “Квалификация руководящего состава”;
- N 18 “Рассредоточение процесса контроля “;
- N 1 “Творческая, благоприятная атмосфера для развития системы управления”;
- N 3 “Творчество и эффективность выполнения работы руководителями различного уровня управления”.
С точки зрения нижнего уровня управления наиболее значимыми факторами управления людьми являются следующие:
- N 16 “Система обучения и повышения квалификации персонала”;
- N 14 “Эффективность работы системы управления”;
- N 3 “Творчество и эффективность выполнения работы руководителями различного уровня управления”;
- N 6 “Условия труда”;
- N 7 “Соответствие оплаты труда уровню квалификации”;
- N 8 “Денежная система стимулирования трудовой активности”.
Из приведенных выше данных можно обратить внимание, что во-первых, для нижнего уровня управления характерно выделение по значимости факторов мотивирующего характера, в отличии от верхнего уровня управления который выделяет по значимости больше факторы организации и работы в целом системы управления; во вторых по факторам N 14, N 16, N 3 наблюдается общность позиций различных уровней управления по высотам значимости.
Таблица1. Мотивационные факторы управления людьми, благоприятствующие развитию организации
№ фактора |
Название фактора |
Факторы не требующие развития (разность значений) |
26 |
Отсутствие текучести кадров |
-0,4 |
21 |
Учет интересов коллег |
0 |
16 |
Система обучения и повышения квалификации персонала |
0 |
20 |
Собственная готовность и готовность других членов коллектива развивать и совершенствовать деятельность предприятия |
0,4 |
10 |
Обеспеченность социальной инфраструктуры |
0,5 |
5 |
Правовая защищенность персонала |
0,6 |
18 |
Процесс контроля |
0,6 |
15 |
Точность задач и целей каждого уровня управления |
0,7 |
17 |
Процесс постановки целей |
0,8 |
5. Предложения по совершенствованию системы мотивации персонала
Таблица. 2. Программа направлений организационных изменений управления людьми
№ фактора |
Название фактора |
Потребность в развитии (разность) |
1 |
Создание творческой, благоприятной атмосферы для развития системы управления |
2,2 |
14 |
Совершенствование работы системы управления |
2 |
12 |
Создание условий для инновационной деятельности работников предприятия |
1,7 |
23 |
Эффективное использование методов набора, отбора, найма |
1,6 |
22 |
Информирование работников о положении дел, целях и перспективах развития предприятия |
1,5 |
13 |
Развитие индивидуальной автономности работников (ответственность, независимость и возможность проявления инициативы) |
1,5 |
2 |
Развитие мотивации деятельности руководителя |
1,4 |
3 |
Развитие эффективности и творчества в деятельности руководителя |
1,4 |
Основной проблемой на этапе внедрения программы "основных направлений организационных изменений" принято считать сопротивление со стороны какого-либо иерархического уровня управления, причем причина такого сопротивления, как указывалось в первой главе данной дипломной работы, может быть самой разной. Для того чтобы попытаться спрогнозировать данную проблему воспользуемся представленными и описанными во второй главе результатами экспертных оценок. Для осуществления прогноза и выявления по каждому из факторов, представленных в общей программе развития, недовольной иерархической группы сравним и разложим на составляющие групповые оценки потребности в развитии. Таким образом, мы, в ходе проведения организационного изменения, сможем учитывать возникающее сопротивление и адекватно реагировать.
Остановимся на потребности в развитии каждого фактора входящего в программу "основных направлений организационных изменений" и его составляющих.
- Фактор N1 "Создание творческой благоприятной атмосферы для развития системы управления" - со стороны верхнего уровня управления если и возникает сопротивление, то незначительное, за счет высокой потребности развития этого фактора с обеих сторон.
- Фактор N 14 "Эффективность работы системы управления" - наблюдается более высокая потребность в развитии со стороны нижнего уровня управления, в основном, за счет большей оценки фактического состояния фактора на предприятии, поэтому разумно предположить определенное сопротивление со стороны верхнего уровня управления.
- Фактор N 12 "Условия для инновационной деятельности работников" - по данному фактору наблюдается приблизительно одинаковая высокая потребность в развитии у всех опрошенных иерархических групп, следовательно отсутствует сопротивление с обеих сторон.
- Фактор N 23 "Эффективность использования методов набора, отбора, найма" - наблюдается более высокая потребность в развитии со стороны нижнего уровня управления, в основном за счет более высокой оценки фактического состояния фактора на предприятии, поэтому разумно предположить определенное сопротивление со стороны верхнего уровня управления.
- Фактор N 22 "Информированность работников о положении дел, целях и перспективах развития" - по этому фактору разница между потребностями в развитии опрошенных экспертов, несколько ниже, чем в предыдущем факторе, но все же необходимо учесть возможное сопротивление со стороны верхнего уровня управления, так как потребность в развитии данного фактора ниже за счет большей оценки фактического состояния фактора на предприятии.
- Фактор N 13 "Индивидуальная автономность работников" - наблюдается высокая потребность развития со стороны верхнего уровня управления и значительно более низкая со стороны нижнего уровня управления, следовательно сопротивление будет ощущаться со стороны нижнего уровня управления. Вызвана эта ситуация более высокой оценкой значимости фактора для предприятия и более низкой оценкой фактического состояния фактора на предприятии со стороны верхнего уровня управления.
- Фактор N 2 "Мотивация руководителей различных уровней управления" - наблюдается более высокая потребность в развитии со стороны верхнего уровня управления, за счет более высокой оценки значимости фактора для предприятия, можно предположить, что определенное сопротивление будет со стороны нижнего уровня управления.
- Фактор N 3 "Творчество и эффективность выполнения работы руководителями различного уровня управления" - по данному фактору наблюдается практически одинаковая потребность в развитии, следовательно сопротивление будет отсутствовать.
Таким образом, в этом мы спрогнозировали одну из основных проблем организации в учете факторов человеческих отношений для повышения эффективности управления.
Разработанная методика дает возможность решить для предприятия ЗАО «Кожгалантерея», насколько тот или иной фактор в ней представленный нуждается в развитии.
Материалы проведенного исследования позволяют разработать общую программу основных направлений организационных изменений и спрогнозировать проблему возникающего сопротивления.
Список литературы
1. Гибсон ДЖ.Л. и др. Организации: поведение, структура, процессы: Учебное пособие. –М.: 2000.
2. А.Н.Леонтьев. Избранные психологические произведения. - М, 1993.
3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: "Дело ЛТД", 1994.
4. Основы управления персоналом Б.М. Генкин, Г.А. Коновалова, В.И. Кочетков и др. - М.: Высш. школа, 1996.
5. Уткин Э.А. Управление фирмой. - М.: "Акалис", 1996.
6. Уткин Э.А. История менеджмента – М.: Ассоциация авторов и издаталей «Тандеш»: Издательство ЭКМОС, 1997.
7. Шепель В.М. Управленческая антропология: Человековедение. Компетентность менеджера. – М.: 2000.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета для оценки влияния мотивационных факторов
N |
А |
Б |
N |
Факторы управления людьми, влияющие на результаты управленческой деятельности. |
Значимость |
1 |
В нашем предприятии создана творческая, благоприятная атмосфера для развития системы управления. Согласен 54321 Не согласен |
|
2 |
Руководители различных уровней в системе управления нашего предприятия достаточно мотивированы в своей деятельности. Согласен 54321 Не согласен |
|
3 |
Руководители различных уровней стремятся выполнять свою работу наиболее эффективно и творчески. Согласен 54321 Не согласен |
|
4 |
В нашем предприятии эффективно используются различные методы решения конфликтных ситуаций. Согласен 54321 Не согласен |
|
5 |
В нашем предприятии успешно решаются вопросы правовой защищенности персонала. Согласен 54321 Не согласен |
|
6 |
В нашем предприятии успешно решаются вопросы улучшения условий труда. Согласен 54321 Не согласен |
|
7 |
В нашем предприятии оплата труда персонала соответствует уровню квалификации. Согласен 54321 Не согласен |
|
8 |
В нашем предприятии успешно действует денежная система стимулирования трудовой активности. Согласен 54321 Не согласен |
|
9 |
В нашем предприятии успешно решаются вопросы улучшения социально психологического климата (СПК). Согласен 54321 Не согласен |
|
10 |
В нашем предприятии успешно решаются вопросы обеспеченности социальной инфраструктуры. Согласен 54321 Не согласен |
|
11 |
В нашем предприятии созданы все необходимые условия для самореализации личности. Согласен 54321 Не согласен |
|
12 |
В нашем предприятии созданы условия для инновационной деятельности работников. Согласен 54321 Не согласен |
|
13 |
В нашем предприятии успешно решаются вопросы индивидуальной автономности (ответственность, независимость и возможность выражения инициативы). Согласен 54321 Не согласен |
|
14 |
Работа системы управления в нашем предприятии эффективна (принимаются решения, которые приносят наибольший эффект; развивается деятельность на рынке транспортных услуг). Согласен 54321 Не согласен |
|
15 |
Руководители каждого уровня управления имеют точные задачи и цели своей деятельности, согласованные с начальником. Согласен 54321 Не согласен |
|
16 |
В нашем предприятии действует система обучения и повышения квалификации персонала. Согласен 54321 Не согласен |
|
17 |
В нашем предприятии процесс постановки целей распределен по всем уровням иерархии. Согласен 54321 Не согласен |
|
18 |
В нашем предприятии процесс контроля распылен по всей организации, акцент делается на предотвращение ошибки. Согласен 54321 Не согласен |
|
19 |
Мы постоянно стремимся к развитию сильных сторон в управлении и занимаемся поиском путей развития системы управления нашего предприятия. Согласен 54321 Не согласен |
|
20 |
Моя собственная готовность и готовность других членов руководства развивать и совершенствовать деятельность нашего предприятия высоки. Согласен 54321 Не согласен |
|
21 |
В своей работе мы применяем знания таким образом, что учитываются также интересы наших коллег. Согласен 54321 Не согласен |
|
22 |
Работники нашего предприятия в полной мере информированы о положении дел, целях и перспективах развития; нет явления "засекречивания" информации. Согласен 54321 Не согласен |
|
23 |
В нашем предприятии эффективно используются различные методы набора, отбора, найма и расстановки кадрового состава. Согласен 54321 Не согласен |
|
24 |
В нашем предприятии действует система по формированию и анализу резерва кадров на выдвижение. Согласен 54321 Не согласен |
|
25 |
В нашем предприятии успешно решается вопрос повышения квалификации руководящего состава. Согласен 54321 Не согласен |
|
26 |
В нашем предприятии решена проблема текучести кадров. Согласен 54321 Не согласен |
|
27 |
В нашем предприятии в процессе принятия решений используется групповое участие на всех уровнях иерархии. Согласен 54321 Не согласен |
|
28 |
В нашем предприятии успешно функционирует точная многоканальная система организационных коммуникаций по всем направлениям. Согласен 54321 Не согласен |
|
[1] Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: "Дело ЛТД", 1994.
[2] Гибсон ДЖ.Л. и др. Организации: поведение, структура, процессы: Учебное пособие. –М.: 2000.
[3] Уткин Э.А. История менеджмента – М.: Ассоциация авторов и издаталей «Тандеш»: Издательство ЭКМОС, 1997.
[4] Уткин Э.А. История менеджмента. – М.: Издательство ЭКМОС, 1997.