Таким образом, оптимальная рентабельность производства при bоп = 0,886 и doп = 1,031 составит 12,86%. Это значит, что в силу рыночной конъюнктуры предприятие снизит рентабельность своей деятельности с 15% до указанной величины. Любые другие решения, связанные с изменением объема производства и цены товара, приведут к ухудшению результатов деятельности предпри­ятия в большей степени, чем это получено при оптимизации.

Теперь проведем расчеты по первому методу оптимизации. Для этого будем задавать значения коэффициента b и определять цену товара d по формуле 5.28. Найденные значения параметров подставим в формулу 5.29 и получим некоторую совокупность различных решений, из которых устанавливается оптимальное. Результаты расчета представлены в следующей рабочей таблице


п/п


Объем производства, b

Цена товара,

d

Коэффициент рентабельности

работы предприятия

№ п/п

Объем

производства, b

Цена

товара,

d

Коэффициент

рентабельности

работы предприятия

1

1,5

0,725

0,962

6

1,0

0,975

1,121

2

1,4

0,775

1,006

7

0,9

1,025

1,128

3

1,3

0,825

1,045

8

0,8861

1,0319

1,128

4

1,2

0,875

1,078

9

0,8

1,075

1,123

5

1,1

0,925

1,104

10

0,7

1,125

1,104


Как видим, наибольшая рентабельность производства дости­гается при объеме производства b = 0,886. Это точно согласуется с расчетом по второму методу оптимизации, причем четко про­слеживается тенденция снижения рентабельности производства как в точке оптимизации, так и при отклонениях от нее в обе стороны по сравнению с базовой рентабельностью.

Сравнение планово-управленческих решений при разных критериях оптимизации. Результаты оптимизации планово-управленческих решений, как это вытекает из многопарамет­рических моделей и было подтверждено на сквозном число­вом примере, различаются между собой в зависимости от принятого критерия оптимизации.

Выбор решения по каждому критерию приводит к различным объемам производства и ценам на выпускаемую продукцию.

Для лучшего обозрения и сравнения полученных результатов оптимизации планово-управленческих решений представим их в сводной табл. 5.8.

Из таблицы видно, что оптимальные решения об объеме про­изводства и цене продукции по разным критериям не совпадают. Так, чтобы получить оптимальное решение по максимуму прибы­ли, необходимо произвести и поставить на рынок продукции в объеме b = 0,95. При этом равновесная цена товара будет d = 1,0 (т.е. не изменится по сравнению с базовым периодом). Это обес­печит предприятию индекс прибыли I = 0,817. Причем при сло­жившейся конъюнктуре рынка такая прибыль для предприятия будет максимально возможной.

Таблица 5.8

Оптимальные решения по разным критериям оптимизации


Критерий

 оптимизации

Объема

произ­водства, b

Цена товара, d

Индекс критериального показателя

Максимум прибыли

0,95

1,0

0,817

Максимум выручки

1,475

0,737

1,087

Максимум рентабельности

0,886

1 ,03 1

0,981


Близкий результат может быть достигнут, если предприятие примет планово-управленческое решение по максимуму рента­бельности. Тогда надо будет объем производства принять на уров­не b = 0,886, а цену товара d = 1,031. Тогда коэффициент рента­бельности производства несколько понизится и составит 98,16% от базовой величины (т.е. окажется равным 1,15 ·  0,981 = 1,128).

Резко будут отличаться результаты планово-управленческого решения, принятого по максимуму выручки. В данном случае на­до будет значительно снижать цены товара и существенно увели­чивать объем производства и продаж. Так, расчеты рекомендуют увеличить объем товара, поставляемого на рынок, до b = 1,475, а цену установить на уровне всего d= 0,7375 (т.е. резко снизить). Тогда индекс выручки составит наибольшую величину— 1,087. При принятии подобного управленческого решения для ускоре­ния продажи товара резко снижается цена на него.

При принятии решений по разным критериям важно знать, какие значения будут принимать другие критериальные показа­тели. Приведем их значения для рассмотренного сквозного примера. Так, при работе по максимуму прибыли показатель выручки составит 0,95, а показатель рентабельности — 0,979. При работе по максимуму рентабельности показатель прибыли окажется 0,799, а показатель выручки — 0,914. При работе по максимуму выручки прибыль окажется даже отрицательной и составит (-0,226), а показатель рентабельности — (-0,84).

Особенно хорошо видны смещения значений критериальных показателей, когда в качестве критерия принят другой показатель, представленный на рис. 5.10.

На рисунке по оси ординат располагается шкала индексов рассматриваемых критериальных  показателей — прибыли, рен­табельности и выручки. По оси абсцисс — значения показателей объема производства b и цены товара d. Максимум каждого критерия отражается на соответствующей кривой при фиксиро­ванных координатах объема производства и цены товара. Точки, отражающие максимум каждого критерия, изображены в виде крестиков. Точки в виде кружков — значения других критери­альных показателей при достижении максимума исследуемого критерия.

Очень хорошо видно, что и критерии, и значения показате­лей прибыли и рентабельности отличаются друг от друга незна­чительно.

Особняком стоит критерий максимума выручки. При его достижении значительно снижается рентабельность производст­ва (ниже нулевой рентабельности), а прибыль имеет отрица­тельное значение и на графике не показана (ее координата вы­ходит далеко вниз за пределы графика).


Надпись: Граница  безубыточности

Рис. 5.10. Выбор решения по разным критериям оптимизации


Надо подчеркнуть, что рассматриваемый график построен для условий конкретного примера, для других условий он изменится. Однако одно несомненно: максимальные значения прибыли и рентабельности по своим управленческим решениям будут близки между собой (координаты объемов производства и цен товаров соседствуют друг с другом) и достаточно далеко будут находиться от максимума выручки. Это как бы два полярно противополож­ных критерия, достижения каждого из которых будет исключать возможность нормальной работы по другому критерию.

Вопрос о выборе критерия оптимальности при выработке луч­шего планово-управленческого решения в условиях функциониро­вания конкретной фирмы приобретает важнейшее значение. Ошибка в выборе может нанести предприятию огромный эконо­мический ущерб, поэтому требуется тщательное экономическое обоснование принимаемого решения с позиций конкретных задач, стоящих перед фирмой в тактическом и стратегическом планах.

Обоснование планово-управленческого решения по максимуму вновь созданной стоимости. Рассмотренные выше критерии оп­тимизации планово-управленческих решений (максимум прибы­ли, выручки и рентабельности производства) определяют выбор такого варианта плана, который отвечает интересам предпри­ятия в тот или иной период деловой рыночной активности.

Для решения той же задачи можно предложить и другие критерии оптимизации, например минимум издержек производ­ства, максимум производительности труда, максимум фондоотдачи и др. Однако все они не соответствуют показателю конеч­ного экономического результата деятельности предприятия, а отражают лишь какие-то частные стороны его функционирова­ния. И в этом смысле подобные критерии особого научного и хозяйственного интереса не представляют.

Но можно ли считать, что все рассмотренные и указанные дополнительные критерии в совокупности полностью исчерпали другие возможные предложения и особенно в части, характери­зующей конечный производственно-экономический и народно­хозяйственный результат деятельности предприятия?

Со всей ответственностью можно утверждать, что это далеко не так, хотя решение задачи о получении критерия, отражаю­щего одновременно интересы как государства, так и предпри­ятий, которые полностью совпадают, не является очевидным. В плановой экономике многие отечественные ученые-экономисты пытались на протяжении многих десятилетий решить эту задачу. Предлагалось множество различных критериев, но все они не выдерживали научной критики или испытания хозяйственной практикой. Поэтому плановая экономика пошла по пути использования для оценки деятельности социалистических пред­приятий многих производственных, экономических и финансо­вых показателей, которые были весьма противоречивы и не от­ражали конечных результатов деятельности и предприятия, и народного хозяйства. Можно с уверенностью констатировать, что плановая экономика именно поэтому проиграла соревнова­ние с капиталистическим миром, для которого показатель прибыли был достаточно надежным компасом для принятия управ­ленческих решений на уровне предприятия.

Справедливости ради следует отметить, что «под занавес» существования СССР такой критериальный показатель был обоснован и получил название народнохозяйственная прибыль[1]. Однако применять его было уже поздно. С 1 января 1992 г. Россия и другие страны бывшего СССР взяли курс на формирование рыночной экономики.

Но вернемся к рынку. Для частного бизнеса главным показателем и основным критерием деятельности фирмы являете прибыль.  Ее увеличение есть основной экономический закон капиталистического хозяйствования.  Каждый частник, каждым хозяин или трудовой коллектив — собственник средств произ­водства будут стремиться нарастить получаемую прибыль.

Вместе с тем возникает вопрос: а отражает ли прибыль на все 100% конечный результат производства? Ответ на этот во­прос однозначен: нет, прибыль конечного результата производ­ства не характеризует, а является лишь частью этого результата. Другую его часть составляет оплата труда всех участников про­изводственного процесса.

Таким образом, совокупность или простая сумма фонда оп­латы труда членов трудового коллектива, включая оплату труда хозяина фирмы и прибыли предприятия, составляет конечный результат его деятельности, то, что создано трудовым коллекти­вом за определенный период. И чем эта сумма больше, тем лучше сработало предприятие, тем больший конечный продукт оно создало. Такой показатель известен экономической науке и получил название вновь созданная стоимость, суммарная вели­чина которой по всем функционирующим предприятиям и со­ставит конечный народнохозяйственный (национальный) результат.

Следовательно, в рыночной экономике именно вновь соз­данная стоимость и есть тот искомый критерий, который полностью отражает конечный результат производства на уровне предприятия. Каждой фирме надо научиться определять такое планово-управленческое решение, которое позволит максимизировать вновь созданную стоимость.

В обоснование высказанной мысли о необходимости смены критерия оптимальности деятельности предприятий в условиях рынка можно рассмотреть следующую ситуацию (рис.5.11).


Рис. 5.11. Оптимизация национального результата


В верхней части рисунка условно представлены результаты деятельности трех предприятий, которые в совокупности отра­жают как бы весь конечный национальный результат. В качест­ве такового в рамках рыночного хозяйства выступает показатель валового внутреннего (национального) продукта (ВВП). Естест­венно стремление любого государства максимизировать величину этого важного национального критерия, но для этого необхо­димо, чтобы все работающие предприятия использовали для оценки своей деятельности такой критерий, который был бы производным от национального критерия, т.е. ВВП.

Однако на самом деле они применяют в качестве критерия максимум прибыли, нарушает согласованность интересов на­циональной экономики в целом и интересов действующих предприятий.

Как видно из верхней части рисунка, сумма оптимальных значений результатов деятельности предприятий не обеспечит максимизации ВВП, произойдет его недобор только потому, что экономические интересы государства и предприятий частично не совпадают. Чтобы эти интересы полностью совместить, надо из­менить критерий оценки функционирующих предприятий, т.е. перейти к показателю вновь созданной стоимости. Это единст­венный критерий, способный совместить интересы всех хозяйствующих субъектов, включая интересы национальной экономики (нижняя часть рис. 5.10). Работая по такому критерию, все дейст­вующие фирмы будут автоматически обеспечивать лучший ко­нечный национальный результат. Необходимо всячески разъяс­нять и пропагандировать введение в хозяйственный механизм рыночной экономики в качестве основного критерия деятельно­сти предприятий максимума вновь созданной стоимости. Разуме­ется, большая роль в этом процессе принадлежит государству.

Если использовать модель типа 4.5 для исчисления индек­са прибыли и несколько ее преобразовать, то можно получить формулу для определения индекса вновь созданной стоимо­сти. Она будет выглядеть следующим образом:

            (5.33)

где R — индекс показателя вновь созданной стоимости;

b, p, d, Kн, r, fте же параметры по своему экономиче­скому смыслу, которые использовались в модели типа 4.5;

sудельный вес заработной платы (со всеми начис­лениями) в себестоимости продукции базового периода;

Кз — коэффициент изменения удельного веса заработной платы в себестоимости продукции в анализируемом периоде.

Для того чтобы оптимизировать планово-управленческое решение по максимуму показателя вновь созданной стоимо­сти, известным методом определим оптимальную цену товара и оптимальный объем его производства. Формулы для их ис­числения имеют следующий вид:

                  (5.34)


                      (5.35)



    (5.36)

В этих формулах Hф — коэффициент совокупного дейст­вия всех неценовых факторов, определяемый по формуле 5.13. Если сравнить между собой формулы для определения оп­тимальной цены товара при различных критериях, а именно формулы 5.20, 5.34 и 5.25, то легко установить, что самая большая цена товара имеет место при использовании крите­рия максимума прибыли (5.20), самая малая цена — при кри­терии максимума выручки (5.25), а при максимизации вновь созданной стоимости (5.34) цена товара будет иметь промежу­точное значение между двумя указанными критериями — максимумом прибыли и максимумом выручки.

Если использовать исходные данные сквозного примера, используемого при оптимизации решения, то можно наблю­дать закономерность изменения важнейших оптимизационных параметров при различных критериях. Напомним эти исходные данные:    p = 1,15;    r = 0,6;  f = 0,0; Кэц = 0,8; Кэд = 1,0; Д = 1,1; Uф = 0,4; a = 1,2;  Кн = 1,0. Кроме того, дополнительно примем Кз = 1,0  и s = 0,3.

Расчеты, произведенные по исходным данным, по соответст­вующим для каждого критерия формулам позволили составить для сравнения результатов табл. 5.9.

Таблица 5.9

Значения оптимизационных параметров при использовании различных критериев оптимизации


Критерий оптимизации

Максимум прибыли

Максимум стоимости

Максимум

выручки

Оптимальная цена,   dоп

0,998

0,920

0,737

Оптимальный

объем производства, bоп

0,953


1,109


1,475


Индекс прибыли    Ip

0,817

0,722

− 0,226

Индекс вновь созданной стоимости           IR

0,92


0,951


0,781


Индекс выручки  IB

0,951

1,021

1,087


Из табл. 5.9 видно, что важнейшие показатели деятельности (выручка, прибыль, объем производства, цена товара) по крите­рию максимума вновь созданной стоимости занимают как бы промежуточное положение между критериями по максимуму прибыли и выручки. И хотя положение фирмы в рыночной си­туации не очень благоприятное, ибо снижаются и прибыль, и вновь созданная стоимость, все же можно по приведенным циф­рам отдать предпочтение работе фирмы по критерию максимума вновь созданной стоимости. Конечный результат деятельности фирмы здесь самый высокий, и чтобы лучше это понять, переве­дем относительные цифровые показатели деятельности фирмы в абсолютные. При этом будем использовать данные все того же сквозного примера, но с учетом условных денежных единиц.

Допустим, что выручка в базовом периоде составляет 1150; суммарные затраты — 1000; прибыль — 150; заработная плата (со всеми начислениями) — 300; прочие затраты — 700; вновь созданная стоимость (прибыль + заработная плата) — 450.

Тогда данные табл. 5.9 можно пересчитать в абсолютные цифры и привести их в табл. 5.10.

Нам представляется, что цифры, приведенные в табл. 5.10, в комментариях не нуждаются. Они подтверждают, что решение, принятое по критерию максимума вновь созданной стоимости, действительно наилучшее. Но чтобы предприятия на практике принимали свои планово-управленческие решения по данному критерию, необходимо пересмотреть налоговое законодательство. Оно должно быть построено с таким расчетом, чтобы предприятия были заинтересованы в максимизации вновь созданной стоимости. В этом видится существенное совершенствование государственного регулирования деятельности предприятий и налоговой политики.

Таблица 5.10

Значения результатов деятельности предприятия при работе по различным критериям оптимизации

 

Важнейшие показатели

дея­тельности предприятия

Максимум прибыли

Максимум

вновь созданной стоимости

Максимум выручки

Выручка

1094,45

1174,26

1250,97

Суммарные затраты

971,92

1065,84

1284,99

Прибыль

122,55

108,42

− 34,02

Заработная плата

291,58

319,75

385,49

Прочие затраты

680,34

746,09

899,49

Вновь созданная стоимость

414,13

428,17

351,48

Индекс прибыли

0,817

0,722

− 0,226

Индекс заработной платы

0,971

1,065

1,285

Индекс вновь созданной стоимости

0,92


0,951


0,781


5.8. Выработка планово-управленческого решения

        и  управление фирмой при его реализации

Любая действующая фирма стремится в процессе своей производственно-хозяйственной деятельности не только избежать риска убыточности результатов и банкротства, но и иметь воз­можность постоянно получать прибыль, обеспечить стабильность и надежность функционирования. При этом фирма не должна рассчитывать на положительную случайность и всю свою дея­тельность пускать на самотек. Ей необходимо постоянно следить за тем, чтобы волей обстоятельств не выйти на самые худшие значения прибылеобразующих параметров, всячески избегать рискованных действий, контролировать собственное поведение.

Следовательно, прибыльность производства в огромной сте­пени зависит от самого предприятия, от его рыночной стратегии и тактики ее реализации. Иначе говоря, для успеха в достижении цели производства нужно управлять деятельностью предприятия.

При этом управление должно осуществляться не только на стадии выработки и принятия планово-управленческого решения, но и в процессе его реализации, т.е. путем оперативного контро­ля за ходом выполнения намеченных рубежей и активного вме­шательства в случае негативного отклонения от плана.

Как правило, на экономике предприятия отражается отрица­тельное совокупное влияние многочисленных внешних факторов. Это различные поставщики производственных ресурсов, потреби­тели готовой продукции, конкуренты предприятия. Кроме того, большое влияние на положение любой фирмы оказывают феде­ральное и местное законодательство, состояние экономики госу­дарства в целом, темпы инфляции, обесценение национальной валюты, конъюнктура рынка и т.д. Бороться с этими многочис­ленными негативными факторами каждому конкретному предприятию приходится самостоятельно.

Возникает вопрос: а может ли предприятие добиться положи­тельного успеха в такой неравной схватке? Как показывает меж­дународный опыт, не всем фирмам это удается. Одни из них ра­зоряются, другие хотя и выживают, но влачат жалкое существо­вание. Есть и такие фирмы, которые добиваются больших успехов в своей деятельности и их немало. Видимо, многое зависит от того, какие планово-управленческие решения фирма принимает, и как затем они реализуются.

Имея информацию о состоянии рынка в базовом периоде, информацию о деятельности фирмы в прошлом, проведя необхо­димые маркетинговые исследования и сделав объективный про­гноз конъюнктуры рынка на плановый период, фирма может оп­тимизировать свою деятельность в будущем. В этом и есть смысл управления фирмой на стадии выработки и принятия планово-управленческого решения.

Но на этой стадии оптимизационный прогноз может оказать­ся для фирмы неблагоприятным. Поэтому надо уметь его выпра­вить, создать условия перехода к такому плановому решению, при котором, в случае его выполнения, фирма способна добить­ся успеха.

Если перейти на параметрический уровень, то можно четко сформулировать основные направления управленческих реше­ний для обеспечения рентабельного, а еще лучше — высокорен­табельного ведения хозяйства:

• управление затратами (переменными и постоянными);

• управление доходами потребителей продукции;

• управление поведением конкурентов;

• управление нормативными параметрами эластичности спроса товара;

• управление качеством выпускаемой продукции;

• управление долей рынка при продаже товаров;

• управление оперативным регулированием производства;

• управление информационным обеспечением производства.

Рассмотрим механизм действия каждого направления.

Управление затратами. Из богатой предпринимательской практики, а также на основе математической модели типа 4.5 или 4.6 легко установить, что худшие результаты прибыли при прочих равных условиях будут тогда, когда затраты максималь­ные, а лучшие — наоборот, когда затраты минимальны.

Следовательно, стремление предприятий по возможности снизить затраты обеспечит им существенную положительную от­дачу. Другими словами, данный фактор имеет большое влияние на величину прибыли, и каждое предприятие должно стремиться его использовать в наибольшей степени, т.е. управлять целена­правленно величиной затрат как переменных, так и постоянных.

Затраты предприятия обусловлены ценами на используемые производственные ресурсы и рабочую силу, а также расходом этих ресурсов на выпуск продукции. Воздействовать положи­тельно на цены ресурсов у предприятия обычно возможностей нет. Цены постоянно растут из-за имеющейся практически во всех странах инфляции. Ее влияние на удорожание ресурсов очень значительно, поскольку природное сырье приходится до­бывать все дальше и глубже под землей, в необжитых районах.

Но есть и другой фактор, на который любое предприятие не только может, но и должно воздействовать в собственных интере­сах. Речь идет о сокращении расхода используемых ресурсов на выпуск продукции. Для снижения таких затрат предприятия должны шире применять в производстве достижения научно-технического прогресса, современную прогрессивную технологию производства, создавать менее материалоемкие конструкции, ис­пользовать современные высокопрочные материалы и т.п.

За счет использования этого фактора, который обеспечивает значительное ресурсосбережение, можно существенно сократить негативное влияние роста цен на используемые ресурсы и сдер­живать таким образом нежелательное повышение затрат на про­изводство.

Управление доходами потребителей. Анализ модели цены то­вара (формула 5.18) позволяет сделать вывод о том, что доходы потребителей как фактор управления прибылью играют чрезвы­чайно важную роль. Повышение таких доходов увеличивает по­купательную способность и содействует росту спроса на продук­цию. Это, пожалуй, самый действенный фактор.

По сути дела доходы потребителей в экономическом смысле есть их платежеспособность. Следовательно, управление дохода­ми потребителей надо перевести в плоскость управления их пла­тежеспособностью, что в каком-то смысле выглядит абсурдным и малореальным. И здесь каждое предприятие должно предпри­нять определенные эффективные действия.

Мировой рыночный опыт позволяет использовать в отечест­венной экономике различные методы, приемы и средства, на­правленные на повышение платежеспособности потребителей, такие как:

• продажа товаров в кредит;

• лизинговые платежи потребителей за аренду и использо­вание товаров;

• получение производителями за свой товар определенных товарно-материальных ценностей, имеющихся у потребителей;

• получение предприятием за свой товар некоторой доли иму­щества потребителей или участия в распоряжении их доходами.

Все эти меры так или иначе увеличивают платежеспособ­ность потребителей, но использование их должно быть тщатель­но экономически и финансово обосновано. Следовательно, в определенном смысле и доходами потребителей тоже можно управлять на уровне данного предприятия.

Управление поведением конкурентов. В рынке, как известно, много факторов неопределенности, и фирма — производитель продукции должна как можно точнее их прогнозировать. При­чем особенно важно предвидеть поведение конкурентных фирм, влияние которых на рыночную ситуацию весьма ощутимо.

Поведение конкурентов может проявляться во множестве используемых факторов, методов, средств, инструментов. Здесь к таким факторам можно отнести действия конкурентов, связанные с изменениями в области организации и управления производст­вом, с постановкой на производство новых моделей продукции, с повышением ее качества, изменениями объема выпускаемой про­дукции и т.д.

Все это так или иначе будет влиять на рыночную ситуацию и, следовательно, на состояние конкретной фирмы, если она бу­дет проявлять пассивность.

Чтобы не оказаться в незавидной ситуации, фирма должна постоянно следить за рынком и особенно — за поведением кон­курентов. Зная о намерениях конкурентов, фирма сможет пред­принять определенные меры, направленные на нейтрализацию их действий.

Любые действия конкурентов в конечном счете находят от­ражение в многопараметрической модели прибыли типа 4.5 или  4.6 и проявляются там через количественные изменения отдельных параметров или их совокупности. Поэтому можно с доста­точной точностью прогнозировать рыночную ситуацию при различных действиях конкурентов и предусматривать изменение собственного   поведения   согласно   принятому   оптимальному планово-управленческому решению.

Рассмотрим, как должна вести себя фирма в конкретной рыночной ситуации, возникающей вследствие изменения конку­рентами объема производства и поставки на рынок совокупной товарной массы. Для этой цели достаточно использовать форму­лы 5.20, 5.21 и 5.22, задав количественные значения постоянным параметрам и изменяя величину прогнозируемого параметра. В качестве постоянных параметров примем:

p =1,2;   r =0,6;    Кэц =  Кэд = 1,2;      Д = 1,15;     Кн = 1,25;       f = 0,14.

Для исследования взят случай, когда в условиях инфляции в анализируемом периоде возрастают переменные затраты фирмы на 25% и постоянные затраты — на 14%. Это, как уже было ра­нее установлено, вызовет увеличение себестоимости продукции на 20,6%. Кроме того, исходным условием принято увеличение доходов потребителей на 15%.

Проанализируем, как должна вести себя фирма при различных моделях рынка (монополия, олигополия, монополистическая кон­куренция, совершенно конкурентный рынок), если конкуренты будут менять объем товарной массы, поставляемой на рынок.

Первый параметр математической модели задается величиной Uф,  второй — величиной  а.

Расчеты, произведенные по указанным выше формулам, да­ли следующие результаты (табл. 5.11).

Начнем анализ представленной в табл. 5.11 информации с совершенно конкурентного рынка, где доля фирмы составляет Uф = 0,01 и менее.

Если рассматривать этот вариант в чисто теоретическом плане, то табличная информация свидетельствует, что даже незначитель­ные изменения в рыночной массе, которые осуществят все конку­ренты в совокупности, оказывает резкое влияние на величину оп­тимального объема производства. Так, изменения рыночной массы а в диапазоне 0,7—1,3 ведут к колебаниям оптимального объема производства продукции bоп   от 47 до 17, при этом индекс прибыли изменится от 107 до 12,4. Однако при этом колебания в оптималь­ных ценах dоп не очень значительны: от 1,015 до 0,77.

Логически здесь все понятно и предсказуемо. Действитель­но, если конкуренты, на долю которых приходилось в базовом периоде 99% товарной массы рынка, снизят прибыль на 30%, то это позволит фирме в анализируемом периоде заполнить образовавшуюся пустоту, увеличив объем своего производства в 107 раз. При этом цена товара возрастет незначительно — всего на 1,5%.

С увеличением товарных поставок на рынок от 0,7 и далее рыночная ниша постепенно заполнится конкурентами, а опти­мальные показатели фирмы соответственно будут ухудшаться. Оптимальная цена упадет, снизится оптимальный объем произ­водства, уменьшится прибыль.

Таблица 5.11

Параметры оптимального поведения фирмы при изменении действий конкурентов

Рыночная доля фирмы Uф

Показатели

опти­мального решения

Количественные значения параметров

оптимального решения фирмы

1

2

3



0,01

Коэффициент а

Цена dоп

Объем bоп

 Индекс прибыли Iоп

0,7

1,01

47

107

0,8

0,97

42

86

0,9 0,93 37

66

1,0 0,89 32

49

1,1

0,85

27

34,3

1,2 0,81

22

22

1,3

0,77

17

12,4

0,1


Коэффициент   а

Цена dоп

Объем bоп

Индекс прибыли Iоп

0,7 1,04 5,0 10,2

0,8 1,00 4,5 8,1

0,9 0,97 4,1 6,1

1,0 0,93 3,65 4,4

1,1 0,893,2 2,84

1,2 0,85

2,75 1,5

1,3 0,82 2,3 0,36

0,2

 

Коэффициент   а

Цена dоп

Объем bоп

Индекс прибыли Iоп

0,7 1,07 2,67 4,87

0,8 1,04 2,47 3,84

0,9 1,0

2,27 2,89

1,0

0,97 2,07 2,02

1,1 0,941,87 1,23

1,2 0,9 1,67 0,526

1,3  0,87 1,47

− 0,1

0,3


Коэффициент   а

Цена dоп

Объем bоп

Индекс прибыли Iоп

0,7

1,1 1,88 3,13

0,8 1,07 1,78 2,49

0,9 1,04 1,66 1,89

1,0 1,01 1,55 1,32

1,1 0,98 1,43 0,82

1,2

0,9

1,67

0,526

1,3 0,93 1,19

− 0,12

0,4


Коэффициент   а

Цена dоп

Объем bоп

Индекс прибыли Iоп

0,7 1,13 1,51 2,29

0,8 1,1

1,44 1,85

0,9 1,08 1,36 1,43

1,0 1,05 1,29 1,03

1,1 1,03 1,21 0,66

1,2 1,0 1,14 0,31

1,3 0,98 1,06

− 0,02


0,5


Коэффициент   а

Цена dоп

Объем bоп

Индекс прибыли Iоп

0,7 1,16

1,28

1,82

0,8 1,13

1,24

1,50

0,9 1,11

1,19

1,2

1,0 1,09

1,14

0,91

1,1 1,08,  1,07

0,64

1,2 1,06

1,02

0,37

1,3 1,03

0,97

0,12


0,6

 

Коэффициент   а

Цена dоп

Объем bоп

Индекс прибыли Iоп

0,7

1,19

1,13

1,52

0,8

1,17

1,09

1,29

0,9

1,15

1,06

1,08

1,0,

1,14

1,03

0,87

1,1

1,12

0,990,67

1,2

1,1

0,96

0,47

1,3

1,07

0,93

0,29


0,8


Коэффициент   а

Цена dоп

Объем bоп

Индекс прибыли Iоп

0,7

1,25

0,93

1,19

0,8

1,23

0,92

1,09

0,9

1, 22

0,9

1,0

1,0

1,21

0,89

0,91

1,1

1,21

0,88

0,83

1,2

1,2

0,86

0,74

1,3

1,19

0,85

0,65


1,0


Коэффициент   а

Цена dоп

Объем bоп

Индекс прибыли Iоп

0,7


0,8


0,9


1,0

1,304

0,815

1,041

1,1

1,2

1,3


Однако посмотрим на эту гипотетическую ситуацию с прак­тической точки зрения. Во-первых, могут ли при чистой конку­ренции все конкуренты, численность которых может достигать сотен и даже тысяч единиц, разом либо резко снизить объем производства продукции, либо, наоборот, резко увеличить его? Если рассматриваемая ситуация не выходит за рамки каких-то чрезвычайных обстоятельств, то подобная ситуация невозможна, ибо она предполагает наличие сговора между всеми конкурент­ными фирмами. Это вряд ли возможно при таком количестве действующих на рынке предприятий. Следовательно, коэффи­циент а может практически изменяться в пределах примерно от 0,9 до 1,1.

Во-вторых, ни одна фирма увеличить объем производства товаров в десятки раз практически не имеет возможности. В данном случае речь может идти, самое большее, о нескольких десятков процентов, например о 20, 50 или 100 процентах. По­этому в условиях чистой конкуренции говорить об оптимальном решении практически невозможно. Можно иметь в виду лишь увеличение объема производства продукции данной фирмой, использующей собственные свободные мощности. За счет этого можно получить очень большой прирост прибыли, ибо в таком случае цена товара останется примерно на том же уровне.

Проанализируем рыночную ситуацию при монополистиче­ской конкуренции. Рассмотрим варианты, у которых рыночная доля фирмы  Uф будет в пределах примерно 0,1—0,2. Количество действующих на рынке фирм колеблется от 5 до 10 и даже до 20. В этих условиях возможности использования цен на това­ры в качестве регулятора рыночных отношений хоть и несколь­ко выше, чем при чистой конкуренции, но все еще недостаточ­ны. Основным регулятором остается объем производства това­ров всеми конкурентными фирмами. При этом надо учитывать маловероятность возможного сговора между ними.

Одновременно надо учитывать и то обстоятельство, что фирмы вряд ли могут как по команде либо резко увеличить объем производства, либо, наоборот, резко его уменьшить. Наиболее вероятны колебания объема товарной массы, поставляемой на рынок всеми конкурентами, в пределах 0,9—1,1. Но поскольку данная фирма не сможет резко увеличить объем производства товара (мощности у каждого предприятия огра­ничены), то и прибыль заметно не возрастет. Однако раза в полтора-два можно ожидать увеличения индекса прибыли у конкретной фирмы за счет включения в работу свободной производственной мощности. Это ее основной резерв повыше­ния доходности.

В ситуации олигополии действуют одновременно 3—4 конку­рентные фирмы. Их доли на рынке, включая и нашу фирму, со­ставляют более 0,2 и примерно до 0,6. При этом надо учиты­вать, что в таких рыночных условиях возможен сговор между отдельными фирмами-конкурентами. Объединившись, они смогут проводить единую ценовую и структурную политику. Тогда нашей фирме придется туго: бороться как бы с одним мощным конкурентом.

Для примера возьмем фирму, доля которой на рынке в базо­вом периоде составляла Uф = 0,4; остальные 0,6 емкости рынка принадлежали  двум фирмам, доли каждой из которых составля­ли по 0,3. Эти фирмы вступили в сговор и стали действовать как одно предприятие с намерением разорить данную фирму. С этой целью они увеличили объем товарной массы, поставляемой на рынок, на 30—40% (т.е. коэффициент а = 1,3 или 1,4). Из табл. 5.11 видно, что данная фирма даже при оптимальном планово-управленческом решении получит отрицательную прибыль, т.е. станет убыточной. При этом ей придется снизить цену на свой товар до 0,979 или 0,954, а объем производства сохранить при­мерно на том же уровне (либо чуть снизить).

Однако посмотрим, что будет, если фирмы-конкуренты не вступят между собой в сговор, и будут действовать на рынке неза­висимо друг от друга. Тогда возможен и спад производства това­ров, и его удержание на стабильном уровне, и, наконец, рост объема товаров, поставляемых фирмами-конкурентами на рынок.

В каждой из этих ситуаций данная фирма имеет свое опти­мальное планово-управленческое решение, которое приведет ее к положению, когда возможен и рост прибыли, и ее падение, и ее сохранение по сравнению с базовым периодом.

Особая рыночная ситуация возникает в условиях дуополии. К ней относятся варианты с рыночной долей фирмы Uф от 0,5 до 0,9. Остальную часть рыночной ниши занимает еще одна фирма. Если эти фирмы объединятся, то их совместная политика будет аналогичной той, что возникает при монопольном рынке. Поэто­му рассмотрим вариант, когда обе действующие фирмы выступа­ют как конкуренты. Для анализа возьмем рыночную ситуацию, при которой доля данной фирмы Uф, составляет 0,8.  Следователь­но, на долю другой фирмы будет приходиться 20% товарной мас­сы рыночной ниши.

Из табл. 5.11 видно, что в этом случае данная фирма должна учитывать объем товарной массы, поставляемой на рынок конку­рентом. Если конкурент будет сокращать объем производства, то данная фирма должна повышать цену на свой товар с небольши­ми изменениями объема производства относительно базовой ве­личины в ту или иную сторону согласно рекомендациям анализи­руемой таблицы. При этом можно ожидать небольшое увеличе­ние индекса прибыли.

Если конкурент повысит объем производства, то данная фирма должна снизить объем своего производства незначитель­но, а цены на свой товар — несколько повысить. Прибыль у нее будет падать, оставаясь при этом положительной. Самое разум­ное поведение двух конкурентных фирм в данной ситуации, чтобы не создавать проблем своему конкуренту, — сохранять или незначительно сокращать объем производства своих това­ров, т.е. выдерживать определенное статус кво. Вступать в кон­курентную борьбу в этих условиях чревато большими потерями как для одной фирмы, так и для другой.

При монопольном рынке, когда вся его ниша заполнена то­варами одной фирмы, планово-управленческое решение одно­значно и не имеет вариаций. Так, при исходных условиях, кото­рые были сквозными для всех рассмотренных моделей рынка (рост затрат на производство продукции — 20,6%, рост доходов потребителей на 15% и т.д.), оптимальное решение предполагает увеличение цены товара и доведение ее до уровня don = 1,304 и одновременное снижение поставки товара на рынок до bоп  = 0,815. При этом прибыль несколько возрастет и составит 1,041. 

Надо отметить, что скупая цифровая информация анализи­руемой таблицы не раскрывает скрытых пропорций, соотноше­ний и закономерностей тех рыночных ситуаций, которые возни­кают при реализации оптимальных решений конкурентных фирм. Но наиболее четко эта информация выглядит на графике, пред­ставленном на рис. 5.12.

Из графика видно, что рыночная доля фирмы Uф и измене­ние  товарной массы, поставляемой ее конкурентами на рынок в анализируемом периоде а, способны существенно изменить оптимальное планово-управленческое решение. Причем реализа­ция решения может обеспечить различные результаты производства, рост прибыли или привести к падению и даже убы­точному производству.


Рис. 5.12. Поведение конкурентов и его влияние на величину прибыли фирмы


Чтобы наглядно продемонстрировать это обстоятельство, на шкале индекса прибыли выделены три зоны. Первая зона на­ходится выше Iоп = 1,0.  Эта зона повышения прибыли при реализации оптимального планово-управленческого решения. Вторая зона — между Iоп < 1,0 и Iоп > 0,0. Это  зона, когда при­быль падает, но все же остается положительной и, следовательно, производство является рентабельным. И наконец, тре­тья зона располагается в области убыточного производства, когда Iоп < 0,0.  

График показывает, что при снижении товарной массы на рынке от всех конкурентов (т.е., когда  а < 1,0) оптимальное пла­ново-управленческое решение практически для любой модели рынка всегда приносит данной фирме прирост прибыли, ибо в этом случае для всех предприятий, независимо от их рыночной доли в базовом периоде Iоп  > 1,0.

При изменении поставок товаров на рынок всеми конкурен­тами в пределах а < 1,3 практически для любой модели рынка оптимальное планово-управленческое решение в худшем случае приведет к падению прибыли, но при этом производство будет рентабельным.

И только при значительном увеличении товарной массы, по­ставляемой конкурентами на рынок (порядка свыше 30%), есть опасность для фирмы, функционирующей в олигопольном рын­ке или в рынке с монополистической конкуренцией, попасть при реализации оптимального решения в убыточную зону.

Таким образом, результаты данного исследования позволяют сделать вывод, что в особых случаях при определенном стечении обстоятельств фирма может попасть в тяжелое положение с убыточным производством, когда даже оптимальное решение не спасает ее от банкротства.

Управление нормативными параметрами эластичности спроса товаров. Достаточно проанализировать информацию из матема­тических моделей, чтобы сделать важный вывод о том, что не­которые колебания коэффициентов эластичности спроса товаров по цене (Kэц) и по доходу (Kэд) не приводят к существен­ным сдвигам в индексах прибыли. По ценовой эластичности спроса разброс в индексах прибыли составляет от 0,02 до 0,05 пункта, а разброс в индексах прибыли по эластичности спроса по доходу — от 0,1 до 0,12 пункта.

По-видимому, большого значения такой резерв повышения прибыли для предприятия не имеет. Однако в определенных случаях, особенно когда предприятие находится на грани убы­точности производства, каждая малость (прибавка в цене, эко­номия в издержках), может сыграть положительную роль.

Можно ли сознательно управлять коэффициентом эластич­ности спроса товаров? Таких возможностей очень мало, и они скрыты от непосвященных глаз.

Прежде всего обратим внимание на то, что при данных ис­ходных условиях производства и продажи товаров, зафиксиро­ванных в моделях, чем больше коэффициенты Kэц и Kэд, тем больше индекс прибыли предприятия.  Следовательно, в подоб­ной ситуации предприятиям надо стремиться производить такой товар, у которого коэффициенты эластичности спроса будут как можно больше. Но это, естественно, не всегда возможно, ведь существует многолетняя специализация предприятий, которую просто так не изменишь. Можно лишь порекомендовать пред­приятиям диверсификацию, т.е.  расширение  номенклатуры  и ассортимента выпускаемой продукции за счет освоения произ­водства товаров, имеющих высокую эластичность спроса. Это позволит им не только повысить эластичность спроса своих товаров,  но и существенно снизить вероятность банкротства и степень риска собственного бизнеса.

Есть еще один путь — освоение других локальных рынков, где эластичность спроса товаров будет выше, чем на традиционных для данной фирмы рынках. Сочетание обоих направлений позволит фирме использовать имеющиеся резервы повышения! прибыли за счет консервативного фактора, каковым несомненно является эластичность спроса товаров. Следовательно, и здесь есть возможности, хоть и не очень значительные, управлять прибылью предприятия.

Управление качеством выпускаемой продукции. Как показывает многолетняя мировая практика рыночного хозяйствования, качество продукции играет исключительную роль в конкурентной борьбе между фирмами. Оно может привести любую фирму, если она возьмет качество продукции на вооружение при выработке планово-управленческого решения, к большому и заслуженному успеху.

Чтобы управлять качеством продукции, надо знать, что оно экономически приносит фирме в рыночных условиях. Следовательно, необходимо, прежде всего, провести модельное исследование влия­ния качества на цену продукции и объема ее производства.

В многопараметрической модели качество продукции при­нималось как некая константа и поэтому оно не нашло в ней отражения. Восполним этот пробел и введем в математическую модель дополнительный параметр, отражающий качество про­дукции. Тогда уравнения для определения оптимальной цены товара и оптимального объема производства можно представить в следующем виде


     (5.37)



       (5.38)

где Кэк — коэффициент эластичности спроса товара от каче­ства продукции;

I к — индекс качества товара в анализируемом периоде по сравнению с базовым.

Если качество выпускаемого товара не изменяется, то его индекс будет равен единице, и на цену товара этот фактор влияния не окажет.

Простота представления качественного фактора в формулах цены товара и его объема производства на самом деле является весьма обманчивой. Сложностей исчисления коэффициента эластичности спроса товара от качества и индекса его измене­ния очень много. Начнем с того, что качество продукции есть сложное системное понятие. Качество проявляется посредст­вом множества свойств товара и их показателей. Одни свойства продукции имеют для потребителей большое значение, дру­гие — наоборот, не столь значимы для потребителей. И все это многообразие надо количественно измерить и установить ин­декс качества.

Для исчисления индекса качества можно предложить сле­дующую формулу:

                                           (5.39)

где Iijиндекс i-го качественного свойства продукции по его j-му показателю; 

       Kij — коэффициент значимости j-го свойства продукции по его j-му показателю для потребителя (сумма значимостей по свойствам продукции и по их показателям должна составлять единицу);

Wколичество различных качественных свойств про­дукции, имеющих значение для потребителя;

Viколичество  различных   показателей   качества   про­дукции по его i-му свойству.

Предположим, что фирме известны коэффициенты значимо­сти всех качественных свойств продукции по каждому рассмат­риваемому показателю. Теперь надо рассчитать коэффициент эластичности спроса товара по его качеству. Его величину опре­деляем по формуле


               (5.40)

где Kэij — коэффициент эластичности спроса товара при из­менении на один процент j -гo показателя качества по его i-му свойству. 

Как свидетельствует мировой производственный опыт, фир­мы, постоянно повышающие качество своей продукции, не­смотря на увеличение затрат, связанных с их производством, существенно расширяют свои возможности на рынке, увеличи­вают объем продаж, наращивают свою рыночную долю и ус­пешно выдерживают жесткую конкурентную борьбу.

Следовательно, любая фирма, работающая на рынке и же­лающая в нем не только удержаться, но и процветать, должна постоянно повышать качество продукции, поддерживать на вы­соком уровне свой имидж, успешно конкурировать с другими фирмами.

Управление рыночной долей фирмы. Рыночная доля фирмы играет немаловажную роль в ее деятельности, а также оказывает большое влияние на процесс принятия планово-управленческого решения.

Рассматривая этот важный параметр с точки зрения управ­ления им на уровне фирмы, необходимо отметить, что для предприятий-монополистов данный вопрос лишен всякого смысла, ибо их доля составляет 100%. Это утверждение справед­ливо и для фирм, работающих в условиях чистой конкуренции, но по несколько иной и прямо противоположной причине. Дело в том, что их доля на рынке очень мала, и если они и увеличат объем поставок товара на рынок, пусть даже в несколько раз, то их доля на рынке от этого практически не изменится: она так и останется величиной крайне малой.

Следовательно, корректной такая постановка вопроса будет лишь в отношении фирм, функционирующих либо при монополи­стической конкуренции, либо в условиях олигопольного рынка.

Главный вопрос, который возникает в процессе управления параметром рыночной доли фирмы — вопрос о том, к чему надо стремиться: увеличивать эту долю, сохранять ее постоянной или сокращать? По-видимому, однозначно на этот вопрос ответить нельзя, так как прежде надо сформулировать приоритеты фир­мы, что для нее важнее и является наиболее привлекательным. Здесь могут быть предложены две крайне противоположные аль­тернативы.

Первая альтернатива — фирму привлекает надежная, ста­бильная работа, с малым риском, но с небольшим отклонением от некоторой средней величины прибыли в обе стороны, при­чем средняя прибыль — это прибыль, обеспечивающая фирме необходимое развитие и процветание.

Отклонение от средней прибыли возможно под влиянием многих причин, главная из которых — поведение конкурентов. Если они снизят свой объем производства, то фирма получит (при прочих равных условиях) прибыль выше средней, если по­высят — то ниже средней. И если такая альтернатива фирму привлекает, то ей следует стремиться к увеличению своей доли на рынке. Решение этого вопроса связано с повышением объема производимой продукции и поставки ее на рынок. Указанное повышение должно опережать возможный рост товарной массы, поступающей на рынок от всех конкурентов.

Вторая альтернатива — фирма не боится высоких рисков, обладает значительными производственными мощностями, мо­жет в любое время резко взвинтить объем производимой про­дукции. Устойчивость и надежность ее работы не обеспечена и не гарантирована, но фирма может при определенных условиях обеспечить себе очень высокий доход и рост прибыли буквально в несколько раз (а то и в десятки раз). Но при этом велика так­же вероятность провала. Следовательно, такая альтернатива может быть реализована при относительно низкой рыночной доле, но при условии возможности как-то влиять на рынок, в опреде­ленной степени его контролировать и особенно иметь возможность компенсировать негативные факторы рынка увеличением объема товарных поставок.

Может быть использована и промежуточная, компро­миссная альтернатива, при которой преимущества и недостат­ки крайне противоположных альтернатив будут в определенной степени сглажены. Рассмотрим некоторые особенности управ­ления долей рынка при разных его моделях. Начнем анализ с совершенно конкурентного и примыкающего к нему рынка.

Чтобы анализ был конкретным, зададим значения пара­метров математической модели, используя исходные данные, которые были приняты при анализе оптимального решения с учетом поведения конкурентов и на основе которых был по­строен график (рис. 5.12):


р  = 1,2; r = 0,6;   Кэц = Кэд = 1,2;  Д = 1,15; Kн = 1,25;  f = 0,14.


Кроме того, чтобы сузить диапазон анализа, дополнительно примем объем товарной массы конкурентов на уровне а = 1,0. То есть предполагается, что конкуренты не будут изменять по сравнению с базовым периодом свои объем производства и со­вокупное рыночное предложение. Основные результаты произ­водства представлены в табл. 5.12.

Таблица 5.12

Поведение фирмы при совершенно конкурентном

и примыкающем к нему рынках

 

Рыночная доля фирмы

Uф = 0,01

Uф = 0,1

Uф = 0,2

Основные результаты производства

d

b

I

d

b

I

d

b

I

Оптимальное решение

0,89

32,1

49,1

0,929

3,65

4,38

0,97

2,07

2,03


Прочие решения


1,15

1,0

0,867

1,15

1,0

0,867

1,15

1,0

0,867

1,49

1,25

1,64

1,13

1,25

1,5

1,11

1.25

1,34

1,148

1,5

2,4

1,108

1,5

2,07

1,067

1,5

1,69


Из таблицы видно, что оптимальное решение зависит, во-первых, от рыночной доли фирмы (чем она меньше, тем ре­зультативнее реализация оптимального решения), а во-вторых, связано со снижением цены товара по сравнению с базой и с увеличением объема производства продукции.

Однако следует учитывать, что возможности увеличения объ­ема производства продукции в реальных условиях весьма огра­ничены существующей у каждой фирмы производственной мощностью, поэтому реализовать оптимальное решение в усло­виях чистой конкуренции практически невозможно.

Для исходных данных фирме понадобится увеличить объем производства и поставок товара на рынок более чем в 32 раза, тогда она сможет увеличить свою прибыль в 49 раз. Это, конеч­но, нереально, и для сравнения приведены данные о том, какой будет прибыль у предприятия, если объем производства b изме­нится от 1,0 до 1,5, т.е. в практически  реальном диапазоне. Раз­ница в уровне получаемой прибыли окажется очень существен­ной, но при этом несомненно одно: с повышением объема производства продукции рыночная доля фирмы повышается и рас­тут ее результаты (хотя надо учитывать, что возможности фирмы в части повышения прибыли по мере увеличения ее рыночной доли будут постепенно сокращаться). Так, при увеличении объ­ема производства в 1,5 раза фирма, рыночная доля которой 10%, может повысить свою прибыль в 2,07 раза, а фирма, у ко­торой рыночная доля 20% — только в 1,69 раза. И все же это выгодно для любой фирмы.

Следовательно, надо постоянно заботиться о развитии фир­мы, о наращивании ее производственного потенциала. Его включение и повышение объема производства и продаж това­ра — очень выгодное направление наращивания прибыли пред­приятия. Однако этот вывод справедлив только для зафикси­рованных исходных условий, для других условий он может ока­заться неверным, поэтому требуются серьезные маркетинговые исследования с использованием многопараметрической модели для каждого конкретного предприятия с учетом производимого товара и рыночной конъюнктуры.

Рассмотрим поведение фирмы при монопольном и примы­кающем к нему рынках. Основные результаты производства для таких условий приведены в табл. 5.13.

Таблица 5.13

Поведение фирмы при монопольном

и примыкающем к нему рынках

 

Рыночная доля фирмы

Uф = 0,01

Uф = 0,1

Uф = 0,2

Основные результаты производства

d

b

I

d

b

I

d

b

I

Оптимальное решение

1,34

0,815

1,04

1,263

0,85

0,069

1,22

0,89

0,915


Прочие решения


1,15

1,0

0,867

1,15

1,0

0,867

1,15

1,0

0,867

0,942

1,25

0,092

0,963

1,25

0,248

0,98

1,25

0,454

0,733

1,5

−1,31

0,775

1,5

−0,934

0,81

71,5

−0,559


Самое высокое и результативное оптимальное решение, как свидетельствуют данные таблицы, имеет место у монопольной фирмы, максимальный индекс прибыли которой составляет I = 1,041. Достигается такой результат за счет повышения цены товара до уровня d = 1,304 и снижения объема производства и продаж товаров до уровня b = 0,815.

Для фирм с долей рынка меньше единицы оптимальные ре­шения обеспечивают значительно меньшую прибыль, которая обусловлена необходимостью снижения цены товара при неко­тором увеличении объема его производства и продаж.

Интересно отметить, что для всех сравниваемых фирм с разной рыночной долей увеличение объема производства това­ров вызывает необходимость снижения цен на товары и паде­ние прибыли. Вот почему монопольные фирмы стремятся снижать объем производства и повышать цены на выпускаемые товары.

Цифры, представленные в табл. 5.13, позволяют обобщить стратегию поведения фирм, которые еще не достигли моно­польного производства, но близки к нему и стремятся взойти на олимп монополии. Для этого им не надо наращивать объем производства товаров, чтобы увеличить свою рыночную долю. Ведь такое поведение будет приводить к падению их прибыли. Наоборот, чтобы рыночную долю фирмы повысить, надо пы­таться заставить мелких товаропроизводителей снижать объем своего производства, что будет ухудшать их экономическое со­стояние и в конечном счете приведет к их разорению. Следстви­ем этого будет присоединение мелких разорившихся фирм к крупной фирме. И задача, таким образом, будет решена: фирма перейдет в разряд монопольной со всеми вытекающими по­следствиями.

Опыт рыночного хозяйствования развитых стран показывает, что все фирмы стремятся повысить свою рыночную долю, захва­тить дополнительные рынки, так или иначе ослабить своих кон­курентов, достичь монопольного положения на рынке. Такая объективно существующая тенденция в конечном счете, если этим процессом не управлять, может привести к застою и к другим негативным последствиям. Вот почему во многих разви­тых странах государство проводит экономическую политику с учетом интересов мелких товаропроизводителей, вводит анти­монопольное законодательство, ограничивающее аппетиты крупных фирм, стремящихся полностью захватить рынки сбыта товаров и поставить их под свой контроль.

Таким образом, вмешательство государства и его мягкое регулирование рыночных отношений позволяет установить устой­чивое равновесие в экономике, при котором обеспечивается оп­тимальное соотношение между мелкими, средними и крупными предприятиями бизнеса.

Оперативное регулирование производства. Как бы ни стреми­лись планово-экономические службы предприятия точнее спла­нировать будущие результаты производства (прибыль, выручку, рентабельность и пр.), фактические данные будут почти всегда отличаться от плановых. И это обстоятельство хорошо известно производственникам. Дело в том, что при реализации плана приходится сталкиваться с различными отклонениями от плано­вых величин по многим параметрам. В частности, могут отли­чаться от плановых значений прямые переменные и условно-постоянные затраты, объемы производства и реализации про­дукции, рыночные цены на изготовленные товары и т.п. Все эти отклонения зависят не только от того, как работает конкретное предприятие, но и той внешней средой, в которой оно функ­ционирует. А эта среда — рынок: рабочей силы, средств производства, финансовый рынок, рынок предметов потребления, на­конец, рынок тех товаров, которые данное предприятие произ­водит.

Разумеется, в таких условиях массовой неопределенности точно спланировать результаты производства маловероятно. Речь может идти лишь о том, чтобы по возможности установить с достаточной для практики точностью по каждому параметру диапазон его значений. Средняя величина параметра внутри вы­деленного диапазона и будет наиболее вероятной, которую и следует рассматривать в качестве плановой.

Отклонения параметров от плановых значений могут быть как отрицательными по своим последствиям для предприятия, так и положительными. Перекрещивание отклонений параметров может привести к ситуации, когда наиболее вероятная точка, соответст­вующая плановому заданию, может оказаться в одной из трех зон.

Если она располагается в зоне роста прибыли, то тогда, оче­видно, план принимается и фирма стремится его реализовать. При таком благоприятном для фирмы положении никаких опе­ративно-регулирующих мер не требуется.

Однако отклонение от плана может носить и неблагоприят­ный для фирмы характер. В подобном случае нужно принимать оперативные   меры,   позволяющие   скорректировать  поведение фирмы.  Если такие меры окажутся эффективными, то тогда фирма сможет вернуться в русло конечных результатов производства, близких к плановым.

Возможен вариант принятия плана, когда соответствующая ему наиболее вероятная точка окажется в зоне падения прибы­ли.  Это может случиться  по причине неквалифицированного планирования, но может происходить и по объективным причинам, обусловленным рыночной конъюнктурой.  Принятие или неприятие такого плана целиком зависит от самого предприятия, от той оценки рыночной ситуации, которая будет признана фирмой как не зависящей от нее. Разумеется, в подобном случае положение фирмы, и без того изначально тяжелое, может оказаться просто катастрофическим, если произойдут отклонения от плана в худшую сторону. Для такого варианта положения фирмы оперативное регулирование ее  поведения  приобретает особую актуальность и значимость.

Наконец, если плановая оценка выводит фирму на убыточ­ность производства, то, наверное, такой план принимать не следует, поскольку слишком высока будет вероятность, что никакие оперативные меры здесь не помогут.

Отслеживая состояние предприятия в ходе реализации плана, и внося необходимые коррективы на основе информации об отклонениях прибылеобразующих параметров от наиболее вероят­ных значений, можно существенно улучшить фактические результаты производства, повысить прибыль предприятия. Можно также порекомендовать предприятиям,  у которых  изначально при планировании общая рыночная ситуация складывается не­благоприятно, применять в оперативном управлении метод сце­нариев. При таком методе весь диапазон возможного получения прибыли предприятием разбивается на ряд участков с характер­ным сочетанием параметров в каждом из них.  Каждый уча­сток — определенный сценарий развития событий на рынке.

Для сценариев, характеризующих неблагоприятный результат деятельности предприятия, необходимо заранее подготовить комплекс мер, которые реализуются, если события будут разви­ваться на рынке в точном соответствии с данным сценарием. Это позволит избежать неожиданной ситуации и встретить ее подготовленным, имея возможность существенно смягчить нега­тивный результат.

Информационное обеспечение управленческих решений. Достоверное планово-управленческое решение можно выработать только в том случае, если фирма будет располагать всей необхо­димой информацией. Без этого управление в принципе нере­ально. Если оно и будет как-то проводиться в жизнь, то исклю­чительно на основе некоторого опыта, интуиции или с допуще­нием огромной погрешности.

Информация для управленческой службы — это «сырье», кото­рое нужно обработать, чтобы получить готовый продукт (т.е. дос­товерное решение).

В условиях рынка информация, которую нужно знать для принятия решения, обширна и разнообразна. К ней следует от­нести рыночную информацию: о коэффициентах эластичности спроса выпускаемого товара от его цены и от дохода потребите­лей; об изменениях самих доходов потребителей; о перекрест­ной эластичности спроса и эластичности от качества продукции; о рыночной доле данной фирмы в общей товарной массе про­дукции, выпускаемой всеми конкурентами, и др.

В развитых странах вся указанная информация служит объ­ектом пристального внимания для фирм. Они тщательно отсле­живают изменения, происходящие на рынке, изучают поведение своих конкурентов, постоянно уточняют значения всех инфор­мационных показателей. Для российских фирм такая работа еще впереди. Фирмы, которые своевременно начнут собирать необ­ходимую информацию, будут иметь неоспоримые преимущества перед своими конкурентами.

Какая же информация в первую очередь нужна фирме? Это прежде всего следующие рыночные параметры:

• коэффициент эластичности спроса товара от цены Кэц;

• коэффициент эластичности спроса товара от доходов по­требителей Кэд;

• коэффициент изменения доходов потребителей Д;

• доля фирмы в общей товарной массе рынка Uф

• коэффициент изменения поставок товаров на рынок все­ми конкурентами данной фирмы Rэц;

• коэффициент изменения количества выпускаемой и реа­лизуемой потребителю продукции b.

Вся перечисленная информация является базовой и носит характер информации первой очереди, без которой невозможно провести маркетинговые исследования товаров и принять эф­фективные планово-управленческие решения.

Для достижения сформулированных целей нужно определить значения двух указанных коэффициентов эластичности — Кэц и Кэл. На основе полученных данных можно впоследствии рассчи­тывать математическую модель индекса прибыли с применением различных сценариев изменения доходов потребителей, долей фирмы в общей товарной массе и объема производства товаров, а также исчислять оптимальные значения цен товаров.

Определить цену товара для простейшего случая (без учета прочих неценовых факторов, не указанных в списке приведенной информации) можно по формуле


Из этой формулы можно получить следующее уравнение:


1 + Kэц( 1 −  d ) + Kэд(Д − 1) ― (1 − Uф ) ― bUф = 0           (5.41)


Полученное уравнение является основополагающим для оп­ределения искомых коэффициентов эластичности (Кэц и Кэд) многих видов товаров, включая товары, у которых не изменяют­ся в данном временном интервале прочие неценовые факторы.

Для того чтобы определить искомые коэффициенты эла­стичности, надо собрать информацию за два следующих друг за другом временных интервала по всем остальным значениям па­раметров уравнения 5.41.

Приведем пример расчета искомых коэффициентов эластич­ности по следующим исходным данным.

Пример. Пусть предприятие в первом временном интервале по сравнению с базисным периодом продавало товар по цене на 3% дороже (d = 1,03), реализовало продукции — на 7% больше (b = 1,07). При этом доход  потребителей возрос на 2% (Д = 1,02), все конкурентные фирмы снизили поставки своих товаров на 5% = 0,95), удельный вес фирмы в общей товар­ной массе рынка составлял 30%  (Uф = 0,3).

Те же показатели предприятия во втором временном интер­вале приняли следующие значения:

d = 1,05; b = 1,08; Д = 1,06; а = 0,98; Uф =   0,3.

На основе имеющейся информации по двум временным ин­тервалам можно составить по предприятию два уравнения, под­ставив значения параметров в формулу 5.41. Тогда

1 + Кэц(1 − 1,03) + Кэд(1,02 − 1)  −  0,7 x  0,95 − 0,3 x  1,08 = 0;

1 + Кэц(1 − 1,05) + Кэд(1,06 − 1)  −  0,7 x  0,98 − 0,3 x  1,08 = 0.

Проведя простейшие алгебраические преобразования в обоих уравнениях, окончательно получим:

−0,03Kэц + 0,02Kэд = − 0,014;

-0,05Kэц  +0,06Kэд   =    0,01.

Решив совместно оба уравнения, определим значения иско­мых коэффициентов эластичности:

Kэц =  1,30;     Kэд = 1,25.

Теперь, имея информацию о коэффициентах эластичности спроса товара по цене и о доходах потребителей, можно уста­новить цену товара на новый плановый период. Для этого надо знать изменения дохода потребителей и поставки товаров кон­курентами.

Предположим, что Д = 1,11 и а = 0,96. Тогда цену товара можно рассчитать по традиционной формуле.

Если b = 1,15, то

 d = [l +1,3 +1,25(1,11 − 1) − 0,7 x 0,96 − 0,3х 1,05]: 1,3  = 1,116,     т.е. при данных условиях цену товара по сравнению с базисным перио­дом можно повысить на 11,6%. Это обусловлено тем, что дохо­ды потребителей возрастут, по условию, на 11%, а конкуренты снизят объем поставляемых на рынок товаров на 4%.

Если b = 1,15, то

d = [1 + 1,3 + 1,25(1,l l − l) − 0,7 x 0,96− 0,3 x 1,15]: 1,3 = 1,093.

В этом случае цену товара по сравнению с предыдущим примером надо повысить на 9,3%. Снижение цены объясняется просто: резко повысился объем производства данного товара (почти на 10%), и чтобы весь товар продать, надо снизить на него цену.

Подобным образом можно варьировать объем производства товаров, просчитывая величину их цены до тех пор, пока не бу­дет получен желаемый для фирмы результат.

Теперь усложним несколько исходную задачу информационно­го обеспечения фирмы. Допустим, что кроме коэффициентов эла­стичности фирме еще неизвестна величина доли рынка в общей ее товарной массе. Тогда для определения всех искомых параметров (а их теперь три — Kэц, Кэд и Uф) следует собрать информацию за три временных интервала, следующих друг за другом.

Рассмотрим методически порядок исчисления неизвестных параметров на конкретном примере, частично используя для этого данные предыдущего примера.

Всю исходную информацию представим в следующем виде:


Временной интервал

Параметры

d

b

Д

а

Первый

1,03

1,07

1,02

0,95

Второй

1,05

1,08

1,06

0,98

Третий

1,06

1,05

1,015

0,894


На основе имеющейся информации, которую фирма должна собрать и в дальнейшем использовать для необходимых расче­тов, составим систему уравнений в соответствии с формулой 5.41 для каждого временного интервала.

1  + Кэц(1 − 1,03) + Кэд (1,02 − 1) − (1− Uф) x 0,95 − Uф x 1,07  = 0;

1  + Кэц(1 − 1,05) + Кэд (1,06 − 1) − (1− Uф) x 0,98 − Uф x 1,08  = 0; 

1  + Кэц(1 − 1,06) + Кэд(1,015 −1) − (1− Uф) x 0,894 −Uф x 1,05 = 0;


Решение системы уравнений дает следующие результаты:

Кэц = 1,30;    Kэд = 1,25;  Uф = 0,3.

Впоследствии полученная информация может быть использована фирмой для определения оптимального сочетания по избранному критерию между ценой товара и объемом его произ­водства. Однако на основе этой информации можно упростить получение и других недостающих данных, например о перекре­стной эластичности  взаимозаменяемых и взаимодополняемых (взаимосопрягаемых) товаров, об эластичности спроса товара по качеству и др.

Работа по изложенной методике должна вестись каждой фирмой, желающей достичь успехов в условиях рынка и успеш­но конкурировать с многочисленными предприятиями, произ­водящими и торгующими аналогичным товаром.

Надо помнить, что информация — это не прихоть и не дань моде, а основа для обоснования и принятия экономически гра­мотного планово-управленческого решения, без которой немыслимо современное производство. Каждая фирма должна посто­янно собирать нужную информацию, обрабатывать ее соответ­ствующим образом, уточнять, накапливать и расширять ее со­став, структуру, изучать своих потребителей и конкурентов.

5.9. Плановые информационные решения при

       сезонном характере производства

Особый характер носит деятельность предприятия при сезонном характере производства. В основном это предпри­ятия, которые заняты производством сельскохозяйственной продукции.

Рассмотрим проблему информационного обеспечения на примере производства овощей и фруктов. В России такое про­изводство в подавляющем большинстве носит сезонный харак­тер. Исключение составляет тепличное производство, которое, однако, имеет ничтожно малый удельный вес.

Чтобы процесс получения информации о значениях коэф­фициентов эластичности был более конкретным, изложим его на примере такого продукта, как помидоры.

В Ростове-на-Дону купить помидоры можно практически только на рынке (базаре). Причем если не считать тепличных помидоров, которые практически на рынок не попадают, а рас­купаются по договорам в основном ресторанами и другими ана­логичными предприятиями общественного питания, то появле­ние на рынке помидоров, выращиваемых в открытом грунте, можно отнести к середине мая. С каждым днем количество их продаж растет примерно до середины августа, а затем постепен­но спадает до минимума к середине октября.

На основе исходной информации покажем, как определить коэффициент эластичности спроса помидоров от цены на этот продукт.

Воспроизведем формулу для расчета коэффициента измене­ния цены товара в упрощенном виде:

Особенность сезонного производства помидоров (и других аналогичных продуктов) заключается в том, что практически все товаропроизводители ведут себя в течение сезона реализации готовой продукции почти одинаково —по мере созревания продукта его поставляют на рынок. Все товаропроизводители независимо друг от друга везут на базар  свои помидоры именно тогда, когда они со­зреют. В этом случае коэффициент а будет равен коэффициенту b. Из этого следует, что каждый товаропроизводитель будет вести се­бя вроде бы и независимо от других, но практически точно так же, как и все прочие его конкуренты. Если внести в приведенную формулу указанную поправку, то формула для определения цены товара несколько изменится и примет следующий вид:


Теперь появилась возможность получить окончательную формулу для определения коэффициента эластичности спроса помидоров от цены:


Проведем анализ этой формулы с целью дальнейшего ее уп­рощения. Прежде всего отметим, что в самый разгар сезона реа­лизации помидоров, когда их товарная масса на рынке достигнет максимума, цена за I кг самая  минимальная. Так, в сезон 2000 г. цена в пиковый момент на рынках Ростова-на-Дону составляла 5 руб./кг. Примем ежедневный объем продаж помидоров на рынке в этот период за единицу. В начале сезона, а также в его конце цена на помидоры составляла 25 руб./кг. В этот период объем продаж помидоров был в десятки раз меньше, чем в разгар сезо­на. Поэтому для расчетов относительно начала или конца сезона можно принять следующую информацию: d = 5 (25 : 5) и b < 0,1. Кроме того, примем для данного случая Д = 1,0, поскольку за два месяца (от начала сезона до пика и от пика до конца сезона) до­ходы потребителей помидоров практически не изменились.

Тогда,  Кэц = (I − b) : (d − 1) =  (1 − 0,1): (5 − 1) = 0,225. 

Если принять величину b < 0,1, то тогда получим    

Кэц =   ( 1− 0) : (5-1) = 0,25.

Таким образом, истинное значение коэффициента ценовой эластичности находится между 0,225 и 0,25. Для расчетов можно принять среднее значение между этими двумя цифрами, т.е. принять Kэц  = 0,24. 

Подводя итог, можно констатировать, что практически все­гда при наличии определенной квалификации и желания удает­ся определить коэффициенты эластичности спроса конкретного товара от цены.

Вопросы для самопроверки и самоконтроля

1.   Что такое спрос и предложение товара?

2. Как формулируются экономические законы спроса и пред­ложения?

3. Что собой представляет цена равновесия спроса и пред­ложения товара?

4. Как влияют ценовой и неценовые факторы на величину спроса и предложения товара?

5.   Что такое эластичность спроса от цены товара?

6. Что собой представляет показатель эластичности спроса от дохода потребителей?

7. Как определить показатель эластичности спроса от каче­ства товара?

8.   Как получить формулу для определения цены товара?

9.   От каких неценовых факторов зависит цена товара?

10. Как определить совокупный спрос на конкретный товар?

11. Какие ценовые стратегии вам известны из теории марке­тинга?

12. Какие модели рынка с точки зрения конкуренции встре­чаются на практике?

13. Что собой представляют чистая конкуренция и чистая монополия?

14. Охарактеризуйте монополистическую конкуренцию и олигополию.

15. Приведите примеры различных моделей рынка и соот­ветствующей им продукции, обращающейся в этих рынках.

16. Что такое совокупный спрос товара?

17. Что собой представляет совокупное предложение товара?

18. Как количественно выразить совокупное предложение товара при действующем производстве и при вхождении в от­расль?

19. Как влияют модели рынка на поведение фирмы?

20. Что наиболее характерно в поведении фирмы при чистой конкуренции?

21. То же — при монополистической конкуренции?

22. То же — при олигополии?

23. То же — при монополии?

24. Какие частные случаи в управлении фирмой вы можете назвать и что для них характерно с точки зрения контроля над рынком и цены товара?

25. Какая исходная информация нужна для оптимизации планового решения?

26. По каким критериям можно получить оптимальное пла­новое решение?

27. Как оптимизировать плановое решение по критерию максимума прибыли фирмы?

28. Как оптимизировать решение по максимуму выручки фирмы?

29. Как оптимизировать решение по максимуму рентабель­ности фирмы?

30. Как соотносятся планы фирмы, принятые по разным критериям?

31. Какие внешние и внутренние факторы воздействуют на экономику предприятия?

32. Какое значение для фирмы имеет выбор того или иного планово-управленческого решения?

33. Какую роль играет оптимизация деятельности предпри­ятия?

34. Как фирма посредством управления может оптимизиро­вать свою деятельность?

35. Какие направления управленческих решений вы можете назвать?

36. Как может воздействовать фирма на свои затраты?

37. Каким образом фирма может управлять доходами своих потребителей?

38. Как поведение конкурентов отражается на положении конкретной фирмы и как она может его использовать?

39. Какие важные направления в области управления вы можете еще назвать (кроме уже отмеченных)?

40. Как обеспечить фирму необходимой информацией для реализации эффективной управленческой деятельности?

41. Какие особенности имеет сезонное производство сельскохозяйственной продукции?

42. Как можно упрощенным способом определить коэффи­циенты ценовой эластичности овощей и фруктов?

43. Объясните, как определен коэффициент ценовой эла­стичности помидоров.


Глава 6. Новое предпринимательское дело.

Анализ показателей дея­тельности предприятий (фирм)


6.1. Показатели деятельности предприятия

       при затратном ценообразовании

В условиях рынка цена товара играет ключевую роль в фор­мировании результатов деятельности фирмы и является одним из важнейших параметров, влияющих на величину прибыли, на рентабельность производства, выручку, вновь созданную стои­мость и прочие показатели.

Как же формируется цена товара в условиях рыночного хозяйствования? Как, опираясь на сиюминутную рыночную цену товара, спрогнозировать ее величину в будущем, когда новое предпринимательское дело начнет функционировать?

Рассматривая проблему ценообразования товара в рынке, можно указать на две методологические схемы: первая — затратное ценообразование, в основу которого заложены предстоящие затраты фирмы на производство и реализацию продукции, вторая — рыночное ценообразование, когда цена формируется под влиянием спроса и предложения товаров на рынке.

Методологически затратное ценообразование строится по схеме — «затраты плюс...». Под плюсом понимается некото­рая величина прибыли, которая закладывается фирмой при создании нового дела в виде определенной, заранее плани­руемой рентабельности производства. Такое ценообразование широко применяется фирмами при отсутствии сколь-нибудь ощутимой конкуренции со стороны других предприятий, производящих аналогичный товар. Перечислим те ниши рынка, в которых может успешно применяться затратное ценообразо­вание;

• производство и продажа товаров монополиями (моно­польный рынок);

• частичное производство и продажа товаров в условиях олигопольного рынка (особенно при сговоре действующих фирм между собой о проведении единой ценовой политики);

• производство товаров на базе заказов потребителей (фор­мирование портфеля заказов на основе договорных цен);


[1] Богатин Ю.В. Экономическая оценка качества и эффективности работы предприятия. — М.: Изд-во стандартов, 1991.