Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Всероссийский заочный финансово – экономический институт



         Факультет                                        Региональная кафедра

Учетно-статистический                Бухгалтерского учета, аудита и статистики


Курсовая работа

По дисциплине “Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности”

Вариант 4

 



Студентки                                         

Специальность                                 Бухгалтерский учет, анализ и аудит

№ личного дела                               

Образование                                     Первое высшее

Группа                                              

Преподаватель                                  

                                                          

                                                                                   

                                                      




 2009

Содержание

Введение……………………………………………………………….……2

Задание 2.1. Анализ ресурсного потенциала организации………..…..3-9

Задание 2.2. Анализ производства и объема продаж………………..10-14

Задание 2.3. Анализ затрат и себестоимости продукции…………...15-22

Задание 2.4. Анализ финансовых результатов деятельности организации…………………………………………………………………………….23-33

Задание 2.5. Анализ финансового положения организации……….34-37

Задание 2.6. Комплексная оценка деятельности организации…………38

Заключение……………………………………………………………..…39

Список использованной литературы……………………………………40

Приложения



















Введение

КЭАХД является од ним из самых эффективно действующих инструментов в осуществлении управленческой деятельности организации, направленный на:

- анализ и оценку эффективности управления производством;

- разработку бизнес-планов;

- всеобъемлющий контроль за его выполнением;

- выявление комплексной величины резервов;

- разработку обоснованных управленческих решений, направленных на повышение результативности и эффективности хозяйственной деятельности как организации в целом, так и каждого структурного подразделения в отдельности.

Результаты комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности оказывают значительное влияние на принятие управленческих решений на любом предприятии. КЭАХД – это комплексный управленческий анализ, который охватывает все стороны деятельности предприятия, позволяет выявить области, на которые необходимо обратить внимание для эффективного осуществления деятельности в дальнейшем.

Объектом исследования данной курсовой работы выступает ООО «Агат», предметом – хозяйственная деятельность ООО «Агат».

Цель работы – провести комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, выявить резервы, разработать рекомендации по улучшению финансового состояния организации и повышению эффективности его деятельности.

Курсовая работа состоит из введения, практической части, состоящей из шести разделов, заключения, представляющего собой аналитическую записку, и списка использованной литературы.  



2.1. Анализ ресурсного потенциала организации

1. Определите степень влияния отдельных факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов, на прирост выручки от реализации продукции по сравнению с прошлым годом.

Для расчета использованы данные, предложенные в справке 1 (Приложение 8) и форма № 2 (Приложение 2).

Таблица 1

Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов

Показатель

Прошлый год

Отчетный год

Динамика показателя в %

Разница в процентах (+;-)

Расчет влияния факторов

Фактор повлиявший на выявленное изменение

1

Численность рабочих (N), чел.

11214

12285

109,551

9,551

787331,028

Увеличение численности рабочих

2

Число отработанных человекодней (Чд), дн

2747430

3071250

111,786

2,236

184309,184

Число дней, отработанных одним рабочим

3

Число отработанных человеко часов (Чч), ч

21979440

25184250

114,580

2,795

230386,480

Количество часов, отработанных 1 рабочим

4

Объем продаж (без НДС) (V), тыс.руб.

8243819

8738523

106,001

-8,580

-707322,693

Среднечасовая выработка 1 рабочего

      

  Объем продаж увеличился на 787331,028 тыс. руб. За счет увеличения численности рабочих на 1071 чел. (9,551%). За счет увеличения числа дней, отработанных 1 рабочим на 2,236% объем продаж увеличился на 184309,184 тыс. руб.

Объем продаж увеличился на 230386,480 тыс. руб. за счет увеличения количества часов, отработанных 1 рабочим  на 2,795 %. Объем продаж снизился на 707322,693 тыс.руб. за счет уменьшения среднечасовой выработки 1 рабочего на 8,580 %.

Таким образом, баланс отклонений равен 787331,028 + 184309,184 +230386,480 -707322,693 =  494704 (тыс. руб).

В результате проведенного анализа было выявлен резерв -707322,693 тыс.руб. за счет использования трудовых ресурсов.

2. Определите степень влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов.

Для расчета использованы данные, предложенные в форме № 5 (Приложение 3) и форма № 2 (Приложение 2).

Таблица 2

Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов

№ п/п

Показатель

Прошлый год

Отчетный год

Изменение (+;-)

1

Объем продаж (без НДС) (V), тыс.руб.

8243819

8738523

494704

2

Стоимость материалов в себестоимости продаж (Мз), тыс. руб.

4756160

4921420

165260

3

 Коэффициент материалоотдачи (Мо) проданной продукции, рассчитать

1,733

1,776

0,042

4

Влияние на изменение объема продаж  следующих факторов:

х

х

х

 

а) изменения стоимости материалов в себестоимости продаж (∆ Мз), тыс. руб.

х

х

286444,01

 

б) изменения материалоотдачи проданной продукции (∆Мо), тыс.руб.

х

х

208259,99



         













 Для определения влияния факторов на изменение объема продаж составляется двухфакторная мультипликативная модель: V = Мз × Мо и используется метод абсолютных разниц. Влияние изменения стоимости материалов в себестоимости продаж на изменение объема продаж определяется по формуле:

∆ Vмз = ∆ МЗ × МО0 = 165260 × 1,733 = 286444,01 тыс.руб.

Т.о. увеличение стоимости материалов на 165260 тыс.руб. привело к увеличению объема продаж на  286444,01 тыс. руб.

Влияние изменения материалоотдачи на изменение объема продаж определяется по формуле:

∆ Vмо = МЗ1 × ∆МО = 4921420 × 0,042 = 208259,99 тыс.руб.

Т.о. увеличение материалоотдачи проданной продукции на 0,042 привело к увеличению объема продаж на 208259,99 тыс.руб.

Баланс отклонений = 286444,01 + 208259,99 = 494704 тыс.руб.

3. Определите степень влияния отдельных факторов, связанных с использованием основных средств, на объем продаж, а также резерв роста объема продаж за счет ликвидации отрицательно повлиявших факторов.

Для расчета использованы данные, предложенные в форме № 5 (Приложение 3), форме № 2 (Приложение 2) и справке № 1 (Приложение 8).

Таблица 3

Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием основных средств.

Показатель

Прошлый год

Отчетный год

Отклонение

1

Объем продаж (без НДС) (V), тыс.руб.

8243819

8738523

494704

2

Среднегодовая первоначальная стоимость активной части производственных основных средств (ОС пр), тыс.руб.

1282953,5

1377574,5

94621

3

Количество дней в году, в течение которых активная часть производственных основных средств находилась в рабочем состоянии (Рд), дн

245

250

5

4

Коэффициент сменности работы оборудования (К см)

1,5

1,8

0,3

5

Средняя продолжительность смены (Псм), ч

8

8,2

0,2

6

Объем продаж, приходящийся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы оборудования (∆Вч), тыс. руб.

0,0022

0,0017

-0,0005

7

Степень влияния следующих факторов:

х

х

х

8

а) изменения первоначальной стоимости активной части ПОС, тыс. руб.

х

х

608002,08

9

б) изменения количества дней, в течение которых  основные средства находились в рабочем состоянии (∆ Рд), тыс. руб.

х

х

180649,41

10

в) изменения КСМ

х

х

1806494,10

11

г) изменения средней продолжительности смены, тыс. руб.

х

х

270974,1147

12

д) изменения продукции приходящейся на 1 тыс. руб. стоимости  активной части основных средств за 1 машино-час работы (∆Вч), тыс. руб.

х

х

-2371415,703


Для определения влияния факторов на изменение объема продаж составляется пятифакторная мультипликативная модель:  

V = ОС пр × Рд × К см × Псм × Вч  и используется метод абсолютных разниц.

1)  ∆ V ос= ∆ ОС пр × Рд0 × К см0 × Псм0 × Вч0 =   608002,08 тыс.руб.

За счет увеличения первоначальной стоимости активной части основных средств на 94621 тыс.руб. произошло увеличение объема продаж на 608002,08 тыс.руб.

2) ∆ V Рд0= ОС пр1 × ∆Рд × К см0 × Псм0 × Вч0 = 180649,41 тыс.руб.

За счет увеличения количества дней в году, в течение которых активная часть производственных основных средств находилась в рабочем состоянии, произошло увеличение объема продаж на 180649,41 тыс.руб.

3) ∆ V Ксм= ОС пр1 × Рд1 × ∆К см × Псм0 × Вч0 = 1806494,10 тыс.руб.

В результате увеличения коэффициента сменности работы оборудования на 0,3 произошло увеличение объема продаж на 1806494,10 тыс.руб.

4) ∆ V Псм= ОС пр1 × Рд1 × К см1 × ∆П см × Вч0 = 270974,1147 тыс.руб.

В результате увеличения средней продолжительности смены на 0,2 часа произошло увеличение объема продаж на 270974,1147 тыс.руб.

5) ∆ V Вч= ОС пр1 × Рд1 × К см1 × П см1 × ∆Вч0 = -2371415,703 тыс.руб.

Объем продаж уменьшился  на  2371415,703 тыс.руб. в результате уменьшения продукции, приходящейся на 1 тыс. руб. стоимости  активной части основных средств за 1 машино-час работы на 0,0005.

Баланс отклонений = 608002,08 + 180649,41 + 1806494,10 + 270974,1147 - 2371415,703 = 494704,00 тыс.руб.

Можно сделать вывод, что у ОАО "Агат" имеются резервы увеличения выпуска продукции и фондоотдачи за счет увеличения работы оборудования, а именно ввод неустановленного оборудования, его замена и модернизация. Кроме того резервами увеличения выпуска продукции так же является увеличение продолжительности смены путем сокращения простоев, а так же увеличения количества дней работы и повышение коэффициента сменности, а так же внедрение мероприятий научно-технического прогресса. Использование этих резервов может дать ОАО «Агат» увеличение объема продаж на 2371415,703 тыс.руб.


4. На основании данных, полученных в результате экономического анализа предыдущих пунктов работы, дайте комплексную оценку экстенсивности и интенсивности деятельности организации.

Таблица 4

Характеристика соотношения экстенсивности и интенсивности использования ресурсов в процессе производства

№ п/п

Показатель

Прошлый год

Отчетный год

Темп прироста

Прирост ресурса на 1% прироста выручки от продаж, Кэкст.i

Коэффициенты влияния на прирост выручки от продаж

экстенсивности использования ресурса

Кэкст i*100

интенсивности использования ресурса 100 -Кэкст i*100

А

Б

1

2

3

4

5

6

1

Численность рабочих, чел.

11214

12285

9,551

1,592

159,15

-59,15

2

Среднегодовая стоимость активной части производственных фондов, тыс. руб.

1282953,5

1377574,5

7,375

1,229

122,90

-22,90

3

Стоимость материалов в себестоимости продаж, тыс. руб.

4756160

4921420

3,475

0,579

57,90

+42,10

4

Выручка от продаж, тыс. руб.

8243819

8738523

6,001

Х

Х

Х

5

Алгоритм расчета комплексного показателя использования ресурсов

Х

Х

Х

∑Kэкстi/n

∑Kэкстi*100/n

100-∑Kэкстi*100/n

6

Комплексные показатели использования ресурсов

Х

Х

Х

1,133

113,32

-13,32

           Использование ресурсного потенциала осуществляется на предприятии преимущественно экстенсивным путем. Рост выручки в отчетном году полностью был обеспечен экстенсивной составляющей (113,32%), тогда как интенсификация использования ресурсов снизилась на 13,32%. Это говорит о неэффективном использовании ресурсов.


5. Определите комплектный резерв увеличения объема продаж за счет лучшего (экстенсивного и интенсивного) использования ресурсного потенциала предприятия.

В соответствии с решенными выше задачами перенесем данные о выявленных резервах по каждому виду ресурса в таблицу 5.

                                                                                                                                Таблица 5

Комплектный резерв увеличения объема продаж продукции за счет внутренних резервов использования ресурсов (тыс. руб.)

№ п/п

Показатель

Резерв увеличения объема продаж, выявленные в процессе анализа

Резерв увеличения объема продаж при комплектном использовании имеющихся резервов улучшения использования ресурсов

1

2

3

4

1

Увеличение стоимости продаж за счет лучшего использования трудовых ресурсов

707322,693

х

2

Увеличение стоимости продаж за счет лучшего использования материальных ресурсов

-

х

3

Увеличение стоимости продаж за счет лучшего использования основных производственных средств

2 371 415,703

х

4

Итого комплектный ресурс

Х

х


    Максимальная величина резервов выявлена по основным производственным фондам – 2371415,703 тыс. руб., минимальная – по трудовым ресурсам –707322,693 тыс. руб. Так как производство требует наличия всех трех видов ресурсов, то комплектным резервом будет минимальный резерв, потому что именно в этом размере рост производства будет обеспечен всеми группами ресурсов. В данном случае комплектного резерва (объем продукции) нет.




Задание 2.2. Анализ производства и объема продаж

6. Определите влияние на прирост объема продаж изменения количества проданной продукции (в натуральном выражении), ее структуры и цен на нее.

Для работы использованы данные, представленные в приложении с.37

1) Для того, чтобы найти расчетные показатели выручки, необходимо определить структуру реализованной продукции за прошлый год:                      изделие А:          11680/29256 = 0,3992

изделие В: 5600/29256 = 0,1914                                       

изделие С: 11976/29256 = 0,4094

 2) Расчетный показатель выручки за отчетный год по структуре прошлого и в ценах прошлого года = q1 итого * уд. вес0 * цена0

изделие А: 29256*0,3992*302,3 = 3530864  тыс. руб.

изделие В: 29256*0,1914*264,42 =  1480752 тыс. руб.

изделие С:  29256*0,4094*269,89 =  3232203 тыс. руб.

Итого   3530864  + 1480752 + 3232203 = 8243819 тыс. руб.

3) Расчетный показатель выручки за отчетный год при ценах прошлого года = q1 * цена0

изделие А: 8000*302,3 = 2418400 (тыс. руб.)

изделие В: 9100*264,42 = 2406222 (тыс. руб.)

изделие С: = 12156*269,89 = 3280782,84 (тыс. руб.)

Итого 2418400+ 2406222+ 3280782,84 = 8105405 (тыс. руб.)

Найдем отклонение выручки:

Выручка за отчетный год - выручка за прошлый год: 8738523-8243819 = 494704 тыс.руб.

∆N (количество)  = 8243819 - 8243819 = 0 тыс.руб. Т.к. количество проданной продукции не изменилось за отчетный год, то и объем продаж за счет увеличения количества равен нулю.

∆N (структура) =  8105405 – 8243819 = - 138414 тыс.руб. Изменение структуры проданной продукции привело к сокращению объема продаж на 138414 тыс.руб.

∆N (цена) = 8738523 - 8105405 = 633118 тыс.руб. Изменение цены проданной продукции увеличило объем продаж на 633118 тыс.руб.

Баланс отклонений: 0 - 138414 + 633118 = 494704 тыс.руб.

         Вывод: изделие А является менее прибыльным, чем в прошлом году, поэтому необходимо сократить выпуск данного вида продукции, а наиболее прибыльным является изделие С, его выпуск возможен в больших количествах.

         За счет экстенсивного влияния цены проданной продукции объем продаж увеличился на 633118 тыс.руб., а интенсивное влияние структуры уменьшило объем продаж на 138414 тыс.руб.

7. Используя данные о результатах маркетингового исследования спроса на изделия А, В, С, D и Е, показанных в приложении 7 разработайте часть бизнес-плана по реализации продукции организации на следующий год.

Приложение 7

 

Исходные данные для составления бизнес-плана на будущий отчетный год


 

№ п\п

Показатель

Изделие А

Изделие В

Изделие С

Изделие Д

Изделие Е

Итого

1

Спрос на изделие, шт.

14000

4500

4500

5400

3000

23200

2

Цена изделия на будущий период, тыс. руб.

360

460

330

590

980

х

3

Себестоимость единицы продукции, возможной к выпуску в следующем отчетном году, тыс.руб.

340

410

268

х

870

х

4

Объем продаж, исходя из спроса и возможности ее выпуска, который может быть включен в бизнес-план, тыс.руб.

5040000

2070000

1485000

х

196000

8791000

5

Себестоимость объема продаж продукции, включенной в бизнес-план, тыс.руб.

4760000

1845000

1206000

х

174000

10421000

6

Прибыль от продаж на планируемый период, тыс.руб.

280000

225000

279000

х

22000

1114000

7

Коэффициент рентабельности изделий исходя из отношения прибыли к объему продаж

0,0556

0,1087

0,1879

х

0,1122

х

8

Отнесение продукции к определенной группе в зависимости от уровня ее рентабельности, тыс.руб.

3

2

2

х

2

х


4. Объем продаж, исходя из спроса и возможности ее выпуска, который может быть включен в бизнес-план = спрос на изделие × цена изделия на будущий период (стр.1 × стр. 2) .

Однако, для изделия D в ОАО нет соответствующих условий, а значит в следующем году это изделие не сможет быть выпущено и реализовано. Изделие E может быть выпущено в количестве 200 шт., и несмотря на то. что спрос на него 3000 шт., в следующем году планируется выпустить и реализовать именно такое количество.

5. Себестоимость объема продаж продукции, включенной в бизнес-план = спрос на изделие × себестоимость единицы продукции, возможной к выпуску в следующем отчетном году (стр.1 × стр. 3).

6. Прибыль от продаж на планируемый период = Объем продаж, исходя из спроса и возможности ее выпуска, который может быть включен в бизнес-план - Себестоимость объема продаж продукции, включенной в бизнес-план (стр.4 - стр. 5).

7. Коэффициент рентабельности изделий = Прибыль от продаж на планируемый период / Объем продаж, исходя из спроса и возможности ее выпуска, который может быть включен в бизнес-план (стр.6 / стр. 4).

Стратегически более выгодным для ООО «Агат» является изделие С, рентабельность которого составляет 18,79 %, то есть с каждого рубля, вложенного в производство данной единицы, ООО «Агат» будет получать  18,79 % прибыли. Далее по привлекательности для производства и дальнейшей реализации следуют изделия В и Е. Рентабельность изделия А ниже, однако, на него существует спрос и его производство является выгодным для предприятия. Для выпуска изделия Д в ООО нет соответствующих условий.


7. определите точку безубыточности и зону финансовой устойчивости за отчетный год и на планируемый период

Для расчета использованы данные из формы № 2, справки № 2 «переменные и постоянные расходы в составе затрат на проданную продукцию», а также результаты анализа по предыдущему вопросу.

Таблица 6

Критический объем продаж за отчетный год и на планируемый объем продаж, обеспеченный спросом.

№                      п/п

Показатель

За отчетный год

На планируемый период, обеспеченный спросом

1

Выручка от продаж

8 738 523

8 791 000

2

Переменные затраты

4 710 064

4 950 700

3

Постоянные затраты

3 032 268

3 034 300

4

Прибыль от продаж

996 191

806 000

5

 Маржинальный доход в составе выручки от продаж, тыс.руб.

4 028 459

3 840 300

6

доля  маржинального дохода в выручке от продаж

0,46100

0,43684

7

"Критическая точка" объема продаж

6577588,02

6945949,87

8

Запас финансовой прочности

2 160 934,98

1 845 050,13

9

Уровень запаса финансовой прочности в объеме продаж, %

24,729

20,988


4. Прибыль от продаж = Выручка от продаж - переменные затраты - постоянные затраты (стр.1- стр.2- стр.3)

5. Маржинальный доход в составе выручки от продаж = Выручка от продаж - переменные затраты (стр.1- стр.2)

6.  Доля МД в выручке от продаж = МД в составе выручки от продаж / выручка от продаж  (стр. 5 / стр.1)

7. «Критическая точка» объема продаж = Постоянные затраты / доля МД в выручке от продаж (стр. 3 / стр.6)

8. Запас финансовой прочности = Выручка от продаж - «критическая точка» объема продаж (стр.1 – стр.7)

9. Уровень запаса финансовой прочности в объеме продаж = Запас финансовой прочности / выручка от продаж * 100  (стр.8 / стр.1 * 100)

Выручка от продаж в планируемом периоде возросла на 52477 тыс.руб. При этом возросли и переменные затраты.  Однако прибыль от продаж снизилась на 190191 тыс.руб.

Маржинальный доход в выручке, обеспечивающий покрытие постоянных затрат и получение прибыли, в планируемом периоде так же снизился.

Критическая точка  объема продаж в планируемом периоде возросла. Запас финансовой прочности снизился, и чем он ниже, тем неустойчивее финансовое состояние предприятия. ООО «Агат» имеет низкий уровень запаса финансовой прочности, т.к. нормативное значение  ЗФП находится в пределах 60 – 70 %. Следовательно, ЗФП следует повышать и поддерживать на нормативном уровне на случай хозяйственных затруднений.












Задание 2.3. Анализ затрат и себестоимости продукции

8.  Рассмотрите и дайте характеристику анализируемого производственного процесса с точки зрения структуры его затрат, объясните возможные причины ее изменения.

Таблица 7

Расходы по обычным видам деятельности в поэлементном разрезе за отчетный и прошлый годы

№                    п/п

Наименование элемента затрат по обычным видам деятельности

За отчетный год

За прошлый год

Отклонение (+,-)

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

1

Материальные затраты

4 921 420

63,565

4 756 160

64,824

165 260

-1,259

2

Затраты на оплату труда

1 703 413

22,001

1 540 978

21,003

162 435

0,999

3

Отчисления на социальные нужды

459 895

5,940

400 602

5,460

59 293

0,480

4

Амортизация

485 150

6,266

474 025

6,461

11 125

-0,195

5

Прочие затраты

172 454

2,227

165 274

2,253

7 180

-0,025

6

Итого

7 742 332

100,00

7 337 039

100,00

405 293

-

Расходы по обычным видам деятельности в отчетном году возросли на 405293 тыс. руб. Наибольший удельный вес в составе затрат составили материальные затраты – 63,565 %. Они выросли по отношению с прошлым годом на 165260 тыс. руб., однако удельный вес материальных затрат в общей сумме затрат снизился  на 1,259 %.

В связи с увеличением численности рабочих заметно возросли затраты на оплату труда (на 162435 тыс.руб.) и стали составлять в общем объеме затрат 21,003 %, а также возросли отчисления на социальные нужды на 59293 тыс. руб.

Расходы на амортизацию увеличились на 11125 тыс. руб.,  в процентном отношении к общему объему затрат они составили в отчетном году 6,266 %.

Вывод: В организации наблюдается рост затрат по сравнению с прошлым годом. Возможно, вводятся новые рабочие места или увеличивается доля более трудоемкой продукции. В связи с этим и повышаются затраты на оплату труда и, соответственно, отчисления на социальные нужды.


10. Охарактеризуйте динамику себестоимости проданной продукции (затрат на 1 руб. продаж). Выявите влияние на ее изменение  структуры проданной продукции, себестоимости отдельных ее видов и цен.

Для проведения расчетов воспользуемся данными приложения 2.

Себестоимость проданной продукции увеличилась в отчетном году на 405293 тыс.руб. по сравнению с прошлым годом.

Факторный анализ затрат на 1 руб. продукции позволяет определить причины изменения себестоимости проданной продукции, динамику себестоимости, сумму экономии (перерасхода) за счет изменения структуры и ассортимента продукции, себестоимости отдельных изделий, цен на сырье, материалы и готовую продукцию. Таким образом, на изменение себестоимости оказывают влияние следующие факторы:

а)  структура проданной продукции,

б) себестоимость отдельных ее видов,

в)  цена.

Определим индекс затрат на рубль продукции за прошлый период:

      

следовательно, в прошлом году на  рубль продукции приходилось 89 копеек затрат.

Индекс затрат на рубль продукции за отчетный период:

     ;

Отклонение по затратам:

0,886 – 0,89 =  - 0,004  -  затраты уменьшились

а) Определим влияние изменения структуры выпускаемой продукции на индекс затрат на 1 рубль продаж:

б) Определим влияние изменения себестоимости единицы выпускаемой продукции на индекс затрат:

  

Увеличение затрат на рубль продукции произошло за счет изменения себестоимости единицы продукции.  По продукции вида А и В произошло увеличение себестоимости, а по продукции вида С – снижение.

в) Определим влияние  изменения цены на выпускаемую продукцию на индекс затрат:

Снижение затрат на  рубль продукции произошло за счет изменения цен на продукцию. По всем видам изделий цена увеличилась.

         Баланс отклонений:

0,0086 + 0,0566 – 0,0692  = - 0,004.

Резервом снижения затрат на рубль продукции является себестоимость единицы продукции.


11. Определите степень влияния отдельных факторов на стоимость основных видов используемых в производстве материалов, а также резервы ее снижения. Для проведения анализа используйте информацию, предложенную в Приложении 3.

Исходные данные для анализа влияния факторов на уровень материальных затрат

№ п\п

Наименование материала

Количество, т

Цена, тыс.руб.

стоимость материалов, тыс. руб.

Прошлый год

Отчетный год

Прошлый год

Отчетный год

Прошлый год

Отчетный год

1

Материал вида Х

2460

2730

585

596

1439100

1627080

2

Материал вида Y

1280

1840

310

334

396800

614560

3

Материал вида Z

1240

1610

743

798

921320

1284780

4

Материал вида W

2246

1550

890

900

1998940

1395000

5

Итого

х

х

х

х

4756160

4921420


    Стоимость материалов равна: .

    Влияние факторов на стоимость материалов найдем способом цепных подстановок:

,

,     

.

    Общее изменение стоимости:

    Материал вида Х:

  ,

  ,

  .

    Из-за увеличения количества израсходованного материала вида Х на 270 т его стоимость увеличилась на 157950 тыс. руб., из-за увеличения цены на него на 11 тыс. руб. – на 30030 тыс. руб. В качестве резерва предлагается уменьшение цены и количества израсходованного материала.

    Материал вида Y:

  ,

  ,

  .

    За счет увеличения количества израсходованного материала вида Y на 560 т. и цены на него на 24 тыс. руб., его стоимость соответственно выросла на 217760 тыс.руб.

    Материал вида Z:

  ,

  ,

  .

    За счет увеличения количества израсходованного материала вида Z на 370 т. и роста цены на него на 24 тыс. руб., его стоимость выросла на 363460 тыс. руб. Резервами снижения стоимости материала вида Z могут служить уменьшение количества израсходованного материала этого вида и его цены.

    Материал вида W:

  ,

  ,

  .

    За счет уменьшения количества израсходованного материала вида W на 696 т. и роста цены на него на 10 тыс. руб., его стоимость снизилась на 619440  тыс. руб. и выросла на 15500 тыс. руб. соответственно. Резерв снижения стоимости материала этого вида - снижение цены.

    Изменение стоимости материалов в отчетном году по сравнению с прошлым всего и по каждому влияющему фактору составило:

  ,

  ,

  .

    Резервом снижения стоимости материалов служит как количество израсходованного материала, так и его цена.




12. Определите степень влияния отдельных факторов на уровень затрат по оплате труда, резерв снижения этих затрат. Укажите возможное направление анализа затрат по оплате труда при расширении использования аналитических данных бухгалтерского учета.

Анализ влияния факторов на уровень затрат по оплате труда

№ п/п

Показатели

Условное обозначение

Прошлый год

Отчетный год

Отклонение

(+, -)

1

Затраты на оплату труда, тыс.руб.

ОТ

1540978

1703413

162435

2

Численность работников, чел.

Ч

29230

30040

810

3

Средняя заработная плата, тыс.руб.

ЗП

52,72

56,70

3,99

4

Влияние факторов:


Х

Х

Х

5

а) численности


Х

Х

42702,435

6

б) средней заработной платы


Х

Х

119732,565


Затраты на оплату труда представляют собой мультипликативную модель:

ОТ = Ч * ЗП

1)    Определим влияние изменения численности работников на уровень затрат по оплате труда:

∆ОТ(Ч) = ∆Ч * ЗП0

∆ОТ(Ч) = 810 * 52,72 = 42702,435 тыс.руб.

         За счет увеличения численности работников на 810 человек произошло увеличение затрат по оплате труда на 42702,435 тыс. руб.

2)    Определим влияние изменения средней заработной платы на уровень затрат по оплате труда:

∆ОТ (ЗП) = Ч1 * ∆ЗП

∆ОТ(ЗП) = 30040 * 4 = 119732,565 тыс.руб.

         За счет роста средней заработной платы на 4 тыс.руб. произошло увеличение затрат по оплате труда на 119732,565 тыс.руб.

Баланс отклонений = 42702,435+ 119732,565 = 162435 тыс.руб.

Оба фактора одновременно будут являться резервами снижения этих затрат.

Анализ динамики заработной платы, изучение факторов, определяющих ее величину, и поиск резервов экономии средств по этой статье затрат имеют большое значение. Общая сумма заработной платы зависит от различных факторов: объема производства продукции, ее структуры и уровня затрат на отдельные изделия; видов начисления (окладная, повременная, сдельная и т.д.); количественного соотношения категорий работников (рабочие, служащие и административно-управленческий аппарат).

13. Дайте оценку и произведите анализ состава, структуры и динамики доходов и расходов. На основании полученных данных сделайте вывод о причинах изменения превышения доходов над расходами.

Таблица 8

Состав, структура и динамика доходов и расходов

№              п/п

Показатель

Отчетный год

Прошлый год

Отклонение (+,-)

Сумма, тыс. руб

%                к итогу

Сумма, тыс. руб

%                   к итогу

Сумма, тыс. руб

%                   

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Выручка (нетто)

8 738 523

99,465

8 243 819

99,387

494 704

0,08

2

Проценты к получению

26 208

0,298

24 890

0,300

1 318

0,0

3

прочие доходы

20772

0,236

25960

0,313

-5 188

-0,08

4

Всего доходов

8 785 503

100

8 294 669

100

490 834

х

5

Себестоимость продукции

5 556 927

65,85

5 409 150

67,29

147 777

-1,44

6

Коммерческие расходы

870 550

10,32

759 877

9,45

110 673

0,86

7

Управленческие расходы

1 314 855

15,58

1 168 012

14,53

146 843

1,05

8

Проценты к уплате

295 236

3,50

285 035

3,55

10 201

-0,05

9

Прочие расходы

385 802

4,57

378 349

4,71

7 453

-0,14

10

Налог на прибыль

15 934

0,19

38 296

0,48

-22 362

-0,29

13

Всего расходов

8 439 304

100

8 038 719

100

400 585

х

14

Превышение доходов над расходами

346 199

-

255 950

-

90 249


          Всего организацией за прошлый год было получено доходов на сумму 8294669 тыс. руб., в отчетном году - 8785503 тыс.руб. По сравнению с прошлым годом произошло увеличение доходов на 490834 тыс.руб.  Преобладающим источником доходов ООО «Агат» остается выручка от продаж, удельный вес которой в отчетном году составляет 99,465 % при несущественном его увеличении на 0,08%.  В течение отчетного года произошло увеличение выручки на 494704 тыс.руб.

         Доля процентов к получению и прочих доходов в общей сумме доходов незначительна.

         В прошлом году расходы организации составили  8038719 тыс.руб., а в отчетном году - 8439304 тыс.руб., т.е. увеличились на 400585 тыс.руб.

         Большой удельный вес в расходах организации приходится на расходы, из которых формируется себестоимость продукции. В прошлом году затраты составляли 5409150  тыс.руб., а в общей сумме расходов – 67,296 %. В отчетном году затраты на себестоимость равны 5556927 тыс.руб., что составляет 65,85 % от общей суммы расходов.

Рассматривая состав расходов ООО «Агат», следует отметить, что произошло снижение показателей удельного веса себестоимости проданной продукции и прочих расходов в общей величине расходов. Коммерческие и управленческие расходы в отчетном году превысили показатели прошлого года – соответственно на 110673 тыс. руб. и на 146843 тыс. руб. Такая ситуация оценивается как отрицательная, поскольку рост данных видов расходов приводит к такому же уменьшению прибыли.

          В результате совокупного влияния вышеперечисленных факторов чистая прибыль ООО «Агат» в отчетном году составила 346199 тыс. руб., что на 90249 тыс. руб. больше, чем в прошлом году.

В целом организация использует имеющиеся средства эффективно.  Увеличение прибыли  предприятия возможно при росте выручки от продаж и снижении себестоимости реализованной продукции.


Задание 2.4. Анализ финансовых результатов деятельности организации

14. Укажите наиболее полный состав показателей, характеризующих различные виды прибыли и рентабельности, а также методику их расчета и область применения.

Показатели, характеризующие прибыль:

1.     Валовая прибыль, рассчитывается как разность между выручкой от продаж (ф.№2, стр.010) и себестоимостью реализованной продукции (Ф.№2, стр.020)            8738523– 5556927= 3181596 тыс.руб.

2.     Прибыль от продаж рассчитывается как разница между валовой прибылью (ф.№2, стр.029) и суммой коммерческих и управленческих расходов (ф.№2, стр. 030 + 040).   3181596-870550-1314855= 996191 тыс.руб.

3.     Прибыль (убыток) до налогообложения рассчитывается как разность между доходами и расходами от основной производственной, финансовой или инвестиционной деятельности.  996191+26208-295236+20772-385802 =362133

4.     Чистая прибыль = прибыль до налогообложения (ф. № 2 стр. 140) плюс отложенные налоговые активы (ф. № 2 стр. 141), минус отложенные налоговые обязательства (ф. № 2 стр. 142), минус текущий налог на прибыль (ф. № 2 стр. 150);  362133-159334 = 346199

5.     Базовая прибыль на акцию – отношение базовой прибыли отчетного периода к средневзвешенному количеству обыкновенных акций, находящихся в обращении в течение отчетного периода;

6.     Разводненная прибыль на акцию – показывает максимально возможную степень уменьшения прибыли или увеличения убытка, приходящегося на одну обыкновенную акцию.

Показатели, характеризующие рентабельность:

1.     Рентабельность продаж -  определяется как отношение прибыли от продаж (ф. № 2 стр. 050) к выручке от продаж (ф. № 2 стр. 010), выраженное в процентах  996191 : 8738523  = 11,4.    Показывает сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции.

2.     Рентабельность активов – определяется как отношение чистой прибыли отчетного периода (ф. № 2 стр. 190) к сумме всех активов (ф. № 1 стр. 300), выраженное в процентах;

за прошлый год: 255950 / 3269400 * 100 = 7,829

за отчетный год: 346199 / 3795943 * 100 = 9,12

     3.Рентабельность собственного капитала – отношение чистой прибыли к стоимости собственного капитала   346199: 2583574 *100 = 13,4%   Показывает насколько эффективно используется собственный капитал.

4.     Рентабельность расходов – Отношение прибыли до налогообложения к расходам        362133 : 8439304 *100  = 4,291%

5.     Рентабельность доходов -  Отношение прибыли до налогообложения  к доходам        362133 : 8785503 *100 = 4,122 %

6.     Рентабельность производственной деятельности – отношение Валовой прибыли к выручке.  3181596 : 8738523  = 0,364.   Показывает, сколько  предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, по отдельным его сегментам и видам продукции. Зависит от трех основных факторов: изменения структуры продаж, уровня себестоимости реализованной продукции и средних цен реализации.

15. На основании показателей, содержащихся в приложении 2, проанализируйте динамику прибыли организации до налогообложения и чистой прибыли. Определите факторы формирования прибыли до налогообложения и чистой прибыли предприятия.

Таблица 9

Анализ показателей прибыли и факторов, повлиявших на чистую прибыль

№       п/п

Наименование показателя

Прошлый год

Отчетный год

Отклонения (+,-)

А

Б

1

2

3

1

Валовая прибыль

2 834 669

3 181 596

346 927

2

Прибыль от продаж

906 780

996 191

89 411

3

Прибыль (убыток) по прочим операциям

-612534

-634 058

-21 524

4

Прибыль (убыток) до налогообложения

294 246

362 133

67 887

5

Налог на прибыль

38296

15 934

-22 362

6

Чистая прибыль (убыток)

255 950

346 199

90 249

7

Изменение чистой прибыли отчетного периода за счет:

Х

Х

х


а) изменения прибыли до налогообложения

Х

Х

67887


б) изменения суммы налога на прибыль и других аналогичных обязательных платежей

Х

Х

22362

Прибыль до налогообложения в прошлом году составляла 294246 тыс.руб., а в отчетном -362133 тыс.руб. По сравнению с прошлым годом она увеличилась на 67887 тыс.руб.  Чистая прибыль организации за прошлый год составляла 255950 тыс.руб., за отчетный год она составила 346199 тыс.руб., т.е. увеличилась на 90249 тыс.руб.

Факторами формирования прибыли до налогообложения являются: прибыль от продаж, проценты к получению и к уплате, доходы от участия в других организациях, прочие доходы и расходы.

Факторами формирования чистой прибыли организации являются: прибыль до налогообложения, отложенные налоговые активы и обязательства, текущий налог на прибыль. На изменение чистой прибыли  оказали влияние  увеличение прибыли до налогообложения на 67887 тыс.руб., и уменьшение налога на прибыль на 22362тыс.руб., т.е. за счет уменьшения налога на прибыль, чистая прибыль увеличилась на 22362 тыс. руб.

16. Проанализируйте характер изменения прибыли от продаж за отчетный период. Определите степень влияния различных (количественных и качественных) факторов на изменение прибыли от продаж. Дайте оценку качества прироста прибыли. Рассчитайте резерв увеличения прибыли от продаж.

Таблица 10

Анализ факторов, повлиявших на изменение прибыли от продаж

№       п/п

Показатель

Прошлый год, тыс.руб.               Σ QºZº               ΣQºPº

Отчетный год при прошлогодних ценах и себестоимости                           Σ Q¹Z⁰ ΣQ¹P⁰ усл.

Отчетный год,                      Σ Q¹Z¹              ΣQ¹P¹

1

Выручка от продаж, N

8 243 819

8 105 405

8 738 523

2

Себестоимость проданных товаров,C

5 409 150

5 355 480

5 556 927

3

Коммерческие расходы,K

759 877

759 877

870 550

4

Управленческие расходы, У

1 168 012

1 168 012

1 314 855

5

Прибыль от продаж, Р

906 780

822 036

996 191


Абсолютное отклонение прибыли от продаж: ∆Р = Р1 - Р0  = 996191 - 906780 = 89411 тыс.руб. Темп роста прибыли: Р1 / Р0 * 100 = 996191 / 906780 * 100 = 109,86.

Определим влияние факторов на прибыль от продаж. Формулу прибыли от продаж можно представить в виде модели:

Р = N – C – К – У.

а) изменение объема продаж

∆ РN = Р0 * (k – 1).  k = Nусл. : N0,    Коэффициент изменения объема продаж продукции в сопоставимых ценах: k = 8105405/8243819 = 0,9832

∆ РN = 906780 * (0,9832-1) = -15224,867

б) изменение цен: ∆ РZ = N1 – Nусл. = 8738523 - 8105405 = + 633118

в) изменение себестоимости:  ∆ РС = С1 – Сусл. = 5556927 - 5355480 = + 201447

г) изменение величины коммерческих расходов: ∆ РК = К1 – К усл. = 870550 - 759877 = 110673

д) изменение величины управленческих расходов: ∆ РУ = У1 – У0 = 1314855 - 1168012 = 146843

е) изменение структуры ассортимента: ∆ РQ = Русл. – Р0 * k = 822036 – 906780 * 0,9832 = - 69519,133

баланс отклонений =  -15224,867+ 633118 – 201447 – 110673 - 146843 -69519,133 = 89411 (тыс.руб.)

В отчетном году  прибыль от продаж увеличилась на 89411 тыс. руб. Это произошло за счет влияния следующих факторов:

- увеличение объема продаж на 494704 тыс. руб. привело к снижению прибыли от продаж на 15224,867 тыс. руб.

- изменения в структуре ассортимента привели к снижению прибыли от продаж на 69519,133 тыс. руб.

- рост себестоимости продукции привел к увеличению прибыли от продаж на 201447 тыс. руб.

- повышение цен на продукцию привело к увеличению прибыли на  633118 тыс. руб.

 Резервом увеличения прибыли от продаж является  снижение объема продаж и изменение структуры продукции. Величина резерва составит 15224,867  тыс. руб.

17. Рассчитайте, исходя из показателей отчета по форме №2 «Отчет о прибылях и убытках», коэффициенты эксплуатационных затрат и рентабельности (прибыльности) производственной деятельности.

Результаты расчетов занесем в следующую таблицу:

№             п/п

Показатели

Прошлый год

Отчетный год

Отклонение (+,-)

А

Б

1

2

3

1

Выручка от продаж

8 243 819

8 738 523

494 704

2

Переменные расходы (себестоимость)

5 409 150

5 556 927

147 777

3

Валовая прибыль

2 834 669

3 181 596

346 927

4

Коэффициент эксплуатационных затрат

0,6561

0,6359

-0,0202

5

Рентабельность производственной деятельности

0,3439

0,3641

0,0202

6

Итог

1,000

1,000

-


Коэффициент эксплуатационных затрат равен отношению себестоимости проданных товаров к выручке от продаж.

Коэффициент рентабельности производственной деятельности определяется как отношение валовой прибыли к выручке от продаж. Этот коэффициент показывает долю валовой прибыли в объеме продаж.

Рассчитанные коэффициенты, рентабельность производственной деятельности и коэффициент эксплуатационных затрат в сумме должны составлять единицу. 

         В результате полученных расчетов можно сказать, что в прошлом году в выручке от реализации 65,61 % приходилось на затраты, а 34,39% составляли валовую прибыль.

         В отчетном году наблюдается увеличение процента валовой прибыли в общем объеме выручки – 36,41 %, т.е. валовая прибыль увеличилась на 2,02 %, следовательно затраты снизились, что для ОАО является положительным результатом. Это значит, что теперь с каждого полученного рубля ОАО «Агат» получит в отчетном году 36,41 коп. валовой прибыли при затратах 63,59 коп.

18. Определите рентабельность производственной деятельности (на основании маржинальной прибыли) и факторов, повлиявших на ее динамику.

Результаты расчетов оформим в таблице 18.

Анализ рентабельности производственной деятельности



№             п/п

Показатель

Отчетный  год

Прошлый год

Изменение  (+,-)

А

Б

1

2

3

1

Выручка (нетто), тыс.руб.

8 738 523

8 243 819

494 704

2

Переменные расходы (себестоимость), тыс.руб.

5 556 927

5 409 150

147 777

3

Маржинальная прибыль, тыс.руб.

3 181 596

2 834 669

346 927

4

Коэффициент рентабельность производственной деятельности

0,5725

0,5241

0,0485

5

Влияние на изменение коэффициента рентабельности производственной деятельности следующих факторов:

х

х

х

 

а) изменения дохода от продаж, приходящегося на 1 руб. переменных расходов

х

х

0,0167

 

б) изменения коэффициента рентабельности продаж, рассчитанной на основании маржинальной прибыли

х

х

0,0318


    Показатель рентабельности производственной деятельности – это кратная модель. Влияние факторов на его изменение определим способом цепных подстановок:

,            ,           .

,

             ,

    Баланс отклонений: .

    За счет увеличения маржинального дохода в отчетном периоде на 346927 тыс. руб., рентабельность производственной деятельности увеличилась на 4,85%.  За счет роста переменных расходов на 147777 тыс. руб., показатель доходности снизился на 1,56 %. Общее изменение рентабельности производственной деятельности составило +4,85 %.  Резервом увеличения данного показателя служит снижение величины переменных расходов.

    Трансформируем алгоритм расчета данного показателя для доказательства, что именно эти факторы влияют на рентабельность:

, т.е., если показатель рентабельности производственной деятельности помножить и разделить на выручку от продаж, то получим доход от продаж, приходящийся на 1 руб. переменных расходов и рентабельность продаж. Влияние факторов оценим способом абсолютных разниц.

=0,52405;      =0,54072

=0,57255.

∆ R (доход от продаж) = R ПД усл. - R ПД 0 = 0,54072 – 0,52405 = 0,0167

∆ R ( продаж) = R ПД 1. - R ПД усл. =0,57255 – 0,54072 = 0,0318

19. Определите рентабельность активов и факторы, повлиявшие на ее изменение. Проанализируйте степень влияния каждого фактора и сделайте выводы относительно возможностей повышения ее величины.

 , где –рентабельность активов; –прибыль до налогообложения; –среднегодовая балансовая величина активов.

Факторная модель составляется таким образом:

, где –доходы организации; –выручка от продаж.

    Анализ влияния каждого из трех выделенных факторов на показатель рентабельности активов проведем способом абсолютных разниц. Результаты расчетов обобщим в таблице 12.                                                                                                

Таблица 12

Анализ рентабельности активов и факторов, влияющих на нее

№             п/п

Показатели

Отчетный год

Предыдущий год

Отклонение (+, -)

1

Прибыль до налогообложения, тыс.руб.

362 133

294 246

67 887

2

Активы, тыс.руб.

3 532 671,5

3 207 870,0

324 801,5

3

Рентабельность активов

0,1025

0,0917

0,0108

4

Выручка от продаж

8 738 523

8 243 819

494 704

5

Доходы

8 785 503

8 294 669

490 834

6

Выручка от продаж на 1 рубль доходов

0,9947

0,9939

0,0008

7

Доходы на 1 рубль активов

2,4869

2,5857

-0,0988

8

Прибыль до налогообложения приходящаяся на 1 рубль выручки, тыс.руб.

0,0414

0,0357

0,0057

9

Влияние на изменение коэффициента рентабельности факторов:

х

х

х

 

а) изменения выручки от продаж на 1 руб. доходов

х

х

 0,0001

 

б) изменения доходов на 1 руб. активов

х

х

 -0,0035

 

в) изменения прибыли до налогообложения на 1 рубль выручки от продаж

х

х

 0,0142

            ;    

 ;     

∆R (выручка от продаж на 1 руб. доходов) = Rусл.1 – R0 = 0,0001

∆R (доходы на 1 руб. активов) = Rусл.2 – R усл.1 = - 0,0035

∆R (прибыль до налогообложения на 1 руб. выручки) = R1 – R усл.2 = 0,0142

Рентабельность активов характеризует эффективность и прибыльность использования всех активов организации.. На рентабельность активов влияют такие факторы, как выручка от продаж на 1 руб. доходов, доля доходов на 1 руб. активов и рентабельность продаж. Анализируя полученные данные, можно сказать, что рентабельность активов снизилась на 0,0035 за счет уменьшения доли доходов на 1 руб. активов на 0,0988; увеличилась на 0,0142 за счет увеличения  рентабельности продаж на 0,0142, а также увеличилась на 0,0001 за счет увеличения выручки на 1 рубль доходов на 0,0008.  В целом же, совокупное влияние этих факторов привело к увеличению рентабельности активов на 0,0108.

20. Определите динамику рентабельности собственного капитала и факторов, повлиявших на нее. Оцените характер этого влияния.

Таблица 13

№             п/п

Показатели

Отчетный год

Предыдущий год

Отклонение (+,-)

1

Чистая прибыль

346 199

255 950

90 249

2

Собственный капитал

2 281 540

1 960 728

320 811,5

3

Коэффициент рентабельность собственного капитала

0,15174

0,13054

0,02120

4

Заемный капитал

1 251 132

1 247 142

3 990

5

Оборотные активы

1 903 536

1 637 198

266 338

6

Выручка от продаж

8 738 523

8 243 819

494 704

7

Коэффициент финансового рычага

0,54837

0,63606

-0,08769

8

Коэффициент текущей ликвидности

1,52145

1,31276

0,20869

9

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов

4,59068

5,03532

-0,44464

10

Коэффициент рентабельности продаж

0,03962

0,03105

0,00857

11

Влияние на изменение коэффициента рентабельности собственного капитала следующих факторов:

х

х

х

 

а) изменения финансового рычага

х

х

-0,01800 

 

б) изменения коэффициента текущей ликвидности

х

х

 0,01789

 

в) изменения коэффициента оборачиваемости

х

х

 -0,01152

 

г) изменения коэффициента рентабельности продаж

х

х

 0,03282


    Анализ влияния каждого из трех выделенных факторов на показатель рентабельности собственного капитала проведем по аналогии с вышеизложенным способом абсолютных разниц.

Баланс отклонений:

В отчетном году произошло увеличение коэффициента рентабельности собственного капитала на 0,0212. На это повлияло несколько факторов:

- за счет снижения финансового рычага на 0,08769 рентабельность СК уменьшилась на 0,018;

-  за счет увеличения коэффициента текущей ликвидности на 0,20869 рентабельность СК увеличилась на 0,01789;

- за счет снижения коэффициента оборачиваемости на 0,44464 коэффициент снизился на 0,001152;

- за счет увеличения коэффициента рентабельности продаж на 0,00857 рентабельность СК увеличилась на 0,03282.

Таким образом, за отчетный период произошло увеличение эффективности наращивания собственного капитала организации.















Задание 2.5. Анализ финансового положения организации

21. Определите экономический эффект операционного, финансового и операционно-финансового левериджа (рычага). Сделайте выводы о целесообразности произведенных затрат и использования заемных средств.

Эффект операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от продаж приводит к более сильному изменению прибыли. Эффект операционного рычага = темп прироста прибыли от продаж / темп прироста объема продаж. Для расчетов построим вспомогательную таблицу.

Таблица

                    Расчет эффекта операционного, финансового  рычага

№             п/п

Показатели

Прошлый      год

Отчетный          год

Темп роста

Прирост показателей

1

Валовая прибыль, тыс.руб.

2 834 669

3 181 596

112,24

12,24

2

Себестоимость

5 409 150

5 556 927

102,73

2,73

3

Выручка от продаж, тыс.руб.

8 243 819

8 738 523

106,00

6,00

4

Прибыль от продаж

906 780

996 191

109,86

9,86

5

Чистая прибыль, тыс.руб.

255 950

346 199

135,26

35,26


ЭОР = 9,86 / 6,00 = 1,6431

2)  Финансовый леверидж – это потенциальная возможность влиять на прибыль и рентабельность путем изменения объема и структуры долгосрочных пассивов.

Эффект финансового левериджа = Темп роста чистой прибыли / темп роста валовой прибыли

ЭФЛ = 35,26 / 12,24 = 2,881

3)  Коэффициент соотношения заемного капитала к собственному капиталу также называется финансовым рычагом: К = ЗК / СК. Он характеризует сколько заемных средств приходится на 1 рубль собственных. Чем выше этот коэффициент, тем больше займом у компании и тем рискованнее ситуация, которая может привести ее к банкротству. Считается, что этот коэффициент в условиях рыночной экономики не должен превышать единицы.

К 0 = 0,652

К 1 = 0,469

Как мы видим, и в прошлом году и в отчетном году коэффициент соотношения ЗК к СК значительно меньше единицы.

 = 1,6432 × 2,881 = 4,734.

22. Определите коэффициенты ликвидности. Оцените их преимущества и недостатки. На основании анализа динамики коэффициентов ликвидности и соотношения (неравенства) различных групп активов, сгруппированных по степени ликвидности, и соответствующих групп пассивов дайте оценку платежеспособности и степени устойчивости финансового состояния организации. Объясните методику расчета этих показателей, сделайте выводы об устойчивости финансового положения.

Платежеспособность – способность вовремя погасить свои платежные обязательства. Анализ платежеспособности заключается  в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения.

а) группировка активов

группа А1  - наиболее ликвидные активы = денежные средства (стр.260)+ краткосрочные финансовые вложения (стр.250) = 151365 тыс. руб.

группа А2 – быстро реализуемые активы = дебиторская задолженность (стр.240) = 578973 тыс. руб.

группа А3 – медленно реализуемые активы = запасы (стр.210) + НДС (стр.220) + дебиторская задолженность (стр.230) + прочие активы (стр.270) = 1347862 т.р.

группа А4 – трудно реализуемые активы = внеоборотные активы (стр.190) = 1717743 тыс. руб.

б) группировка пассивов

П1 – наиболее срочные обязательства = кредиторская задолженность (стр.620) + задолженность перед участниками по выплате доходов (стр.630) = 832679 т.р.

П2 – краткосрочные пассивы = краткосрочные кредиты  и займы (стр.610) + прочие пассивы (стр.660) = 162652 тыс. руб.

П3 – долгосрочные пассивы = долгосрочные кредиты и займы (стр.590) = 217014 тыс. руб.

П4 – постоянные пассивы = источники собственных средств (стр. 490 + стр. 640 + стр.650) = 2583598 тыс. руб.

в) бухгалтерский баланс считается ликвидным, а предприятие платежеспособным, если имеет место следующее соотношение:

А1 ≥ П1                  151365 < 832679

А2 ≥ П2                  578973  > 162652

А3 ≥ П3                  1347862 > 217014

А4 < П4                   1717743 < 2583598

Мы видим, что три неравенства из четырех соблюдаются.

Для анализа ликвидности также используется ряд относительных показателей – коэффициентов, характеризующих структуру бухгалтерского баланса.

а) Коэффициент абсолютной ликвидности = (стр.260 + стр.250) / стр.690 = 0,152. Данное значение ниже нормативного, значит, предприятие не может погасить все свои краткосрочные обязательства за счет денежных средств и краткосрочных финансовых вложений.

б) Коэффициент быстрой (критической) ликвидности = (стр.260 + стр.250 + стр.240 + стр.270) / стр. 690 = 0,734

Значит, предприятие может погасить свои краткосрочные обязательства при своевременном возврате краткосрочной дебиторской задолженности.

в) Коэффициент текущей ликвидности = стр.290 / стр.690 = 2,088

Данный коэффициент выше нормативного значения, значит, текущие краткосрочные обязательства в полной мере обеспечиваются текущими активами.

23. Проанализируйте соотношение дебиторской и кредиторской задолженности. Сделайте выводы

Для этого по данным приложения 2 сформируем аналитическую таблицу.

Динамика соотношения дебиторской и кредиторской задолженности

№ п/п

Вид задолженности

Состояние задолженности

На начало года

На конец года

1

Дебиторская задолженность

590389

738173

2

Кредиторская задолженность

1130821

1049560

3

Соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей

0,52

0,7

Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности является важным показателем. Он отражает степень покрытия кредиторской задолженности дебиторской задолженностью, характеризует зависимость организации от дебиторов и кредиторов. В прошлом году он равен 0,52, а в отчетном года произошло его увеличение на 0,18. Нормативное значение = 1.












Задание 2.6. Комплексная оценка деятельности организации

25. Используя комплексные показатели, дайте сравнительную рейтинговую оценку результативности деятельности конкурирующих обществ с ограниченной ответственностью «Алмаз», «Рубин» и «Агат»

                                                                                                                        Таблица 14

Подготовка стандартизированных показателей для комплексной оценки

 результатов деятельности ООО

№ п/п

Стандартизированный комплексный показатель

ООО

Наибольшее значение показателя (эталон)

"Алмаз"

"Рубин"

"Агат"

А

Б

1

2

3

4

1

Рентабельность продаж

0,089

0,093

0,036

0,093

2

Рентабельность активов

0,052

0,098

0,1

0,1

3

Рентабельность собственного капитала

0,066

0,065

0,15

0,15

4

Рентабельность доходов

0,024

0,029

0,041

0,041

5

Рентабельность расходов

0,030

0,024

0,043

0,043

6

Коэффициент финансовой независимости

0,607

0,603

0,681

0,681

Таблица 15

Матрица стандартизированных показателей для комплексной оценки результатов деятельности ООО

№   п/п

Стандартизированный комплексный показатель

Акционерное общество

Коэффициент значимости показателя

"Алмаз"

"Рубин"

"Агат"

А

Б

1

2

3

4

1

Рентабельность продаж

1,6485

1,8

0,2697

1,8

2

Рентабельность активов

0,3786

1,3446

1,4

1,4

3

Рентабельность собственного капитала

0,3872

0,3756

2

2

4

Рентабельность доходов

0,5482

0,801

1,6

1,6

5

Рентабельность расходов

0,73

0,4673

1,5

1,5

6

Коэффициент финансовой независимости

1,351

1,333

1,700

1,7

7

Итого

5,0435

6,1215

8,4697

х 

8

Рейтинговая оценка с учетом степени значимости показателя

2,2458

2,4742

2,9103

 х

9

Ранжирование мест акционерных обществ

3

2

1

 х

Заключение

Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности организации позволил определить его финансовое состояние, выявить проблемные области, на которые следует обратить внимание.

По данным рейтинговой оценки ООО «Агат» занимает первое место из трех, что говорит об эффективности продаж и делает ее конкурентно способной в сфере реализации продукции. Кроме того, коэффициент финансовой независимости рассматриваемой организации выше показателей конкурентов и выше нормы (≥ 0,5). Коэффициенты быстрой и текущей ликвидности выше нормативных, но при этом предприятие не может погасить все свои краткосрочные обязательства за счет денежных средств и краткосрочных финансовых вложений.

Следует обратить внимание на то, что у организации выявлены резервы, связанные с использованием ресурсов. Рекомендуется изучить выявленные резервы с целью оптимизации расходов.

По результатам расчета влияния экстенсивного и интенсивного фактора можно сделать вывод, что прирост выручки от продаж произошел в основном за счет экстенсивного фактора. Таким образом, следует обратить внимание именно на качественное (более эффективное) использование материалов, основных средств и трудовых ресурсов.

ООО «Агат» необходимо учитывать, что коэффициент финансового рычага играет важнейшую роль при решении вопроса о выборе источников финансирования.

Уровень запаса финансовой прочности ниже оптимального значения (60-70%), поэтому любые хозяйственные затруднения и ухудшения конъюнктуры рынка могут причинить существенный вред финансовому положению организации.

Доходы организации превышают расходы, но при этом за отчетный год произошло их снижение на 22362 тыс. руб. Чистая прибыль в совокупности увеличилась на 90249 тыс. руб.

Список использованной литературы

1. Экономический анализ: Учебник для вузов / Под ред. Л.Т. Гиляров­ской. - 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 615 с.

2.   Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. М.А. Вахрушиной. -  М.: Вузовский учебник, 2008. – 463 с.

3.       Экономический анализ: Учеб. / Г.В. Савицкая. - 9-е изд., испр. - М.: Новое знание, 2004. - 640 с. - (Экономическое образование)

4.   Комплексный  экономический  анализ хозяйственной деятельности: Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов V курса специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ  и аудит» (первое и второе высшее образование). - М.: ВЗФЭИ, 2008. - 53 с.