ГЛАВА 2.  КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУ «ГОРОДСКОЕ ЖИЛИЩНОЕ УПРАВЛЕНИЕ – УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ Г. ИЖЕВСКА»

2.1  История создания Городского жилищного управления


Датой основания  жилищно-коммунального хозяйства УР считается февраль 1921 г., когда Облревком поручил Глазовскому уездному отделу коммунального хозяйства исполнять свои функции на территории Удмуртии.

В состав отрасли тогда вошло несколько небольших предприятий, которые обслуживали около 500 тыс. кв. м. жилья деревянной постройки с печным отоплением. Канализации практически не было. Большинство улиц не имело твердого покрытия и не освещалось.

16 ноября 1937 г. Президиум Ижевского Городского Совета постановил: “Организовать в составе Ижевского городского отдела коммунального хозяйства - Жилищное управление. Передать жилищный фонд от арендно-кооперативных и жилищно-строительных организаций. Утвердить штат из пяти единиц. Для управления жилищным фондом на местах утвердить 13 единиц управляющих домами жилой площадью 11727 кв. м.

В 1967 г. Жилищное  управление было преобразовано в Управление жилищного хозяйства и переведено на хозрасчет. Основная задача Управления: содержание и эксплуатация жилищного фонда.

В 1978 г. на базе Управления жилищного хозяйства было организовано Производственное жилищное управление.

В 1979 г. на базе ЖУ были созданы Производственные жилищно-эксплуатационные тресты. Домоуправления реорганизованы в жилищно-эксплуатационные участки.

В 1990 г. было создано производственное жилищно-ремонтное управление. Тресты были упразднены. ЖЭУ реорганизованы в жилищно-ремонтные предприятия.

В 1995 г. ПЖРУ было реорганизовано в Городское жилищное управление Администрации г. Ижевска. В 1996 г. был утвержден Устав ГЖУ. Уставом определена основная задача ГЖУ - управление жилищным фондом.


2.2. Имущество предприятия. Правовой статус


Городское жилищное управление учреждается администрацией города Ижевска, является отраслевым подразделением - органом управления Администрации города, осуществляет  полномочия Администрации города по управлению содержанием  и эксплуатацией  жилищного фонда города Ижевска.

ГЖУ  в своей деятельности  руководствуется  действующим законодательством РФ и УР, решениями представительного органа  государственной власти города,  постановлениями и распоряжениями  мэра города Ижевска, вице-мэра.

ГЖУ  является  юридическим  лицом, имеет  обособленное имущество, самостоятельный баланс,  расчетный счет и иные счета в банках,  круглую печать, штампы,  бланки  со своим наименованием.

Источником формирования имущества ГЖУ является муниципальное имущество, переданное ГЖУ в оперативное управление.

Источником формирования основных средств ГЖУ являются:

- средства бюджета города и внебюджетные средства,  выделенные на финансирование деятельности ГЖУ;

- средства,  поступившие  за жилищные и коммунальные услуги;

- прибыль, иные источники.

Имущество ГЖУ является собственностью города,  полномочиями  по распоряжению  которой  обладает администрация города,  и закрепляется  за учреждением Комитетов по управлению  имуществом города Ижевска на праве оперативного управления по договору согласно  актам  приемо-передачи.

Расходование средств ГЖУ осуществляется  по утвержденной смете.

ГЖУ в отношении переданного ему на праве оперативного управления имуществом обязано:

- эффективно его использовать;

- обеспечивать сохранность и использовать имущество строго по целевому назначению;

- поддерживать  техническое  состояние имущества и осуществлять его текущий и капитальный ремонт в соответствии с выделяемыми средствами.

Списание основных средств ГЖУ  до полного износа проводится при согласии Учредителя -  администрации города Ижевска.

ГЖУ отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.

Собственник в праве изъять имущество ГЖУ в следующих случаях:

- не целевое использование  имущества;

- реорганизация предприятия;

- ликвидация предприятия;

- угроза сохранности имущества.

Предприятие несет полную ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной  дисциплины.

Расчеты ГЖУ по своим обязательствам с другими предприятиями проводятся  в безналичном порядке через учреждения банков. Расчеты наличными деньгами с отдельными гражданами осуществляются в соответствии с Правилами совершения расчетных и кассовых операций, утвержденных Госбанком.


2.3. Виды выполняемых работ и оказываемых услуг


Городское жилищное управление осуществляет деятельность на основании Устава - основного документа, регламентирующего  организацию производственно-хозяйственной деятельности  предприятия в целом.

Задачами деятельности ГЖУ является управление жилищным фондом города Ижевска, предприятиями и организациями, осуществляющими содержание, эксплуатацию, ремонт, обмен и приватизацию жилищного фонда, оказание услуг населению и юридическим лицам.

ГЖУ осуществляет следующие виды деятельности:

-                     формирует, размещает и обеспечивает выполнение заказа на содержание, эксплуатацию и капитальный ремонт жилищного фонда г.Ижевска;

-                     -заключает договоры с юридическими лицами, независимо от форм собственности, на предоставление жилищных и коммунальных услуг. В этом случае ГЖУ является своего рода посредником между теми, с кем заключает договор, и потребителями. Потребители определенного вида услуг оказывают услугу Городскому жилищному управлению,  а последние, в свою очередь,  расплачиваются  с контрагентом по условиям договора;

-                     формирует и защищает бюджетную заявку;

-                     организует и проводит сбор платежей от потребителей за предоставляемые жилищные и коммунальные услуги. На данный момент все платежи за указанные выше  услуги поступают на расчетный счет ГЖУ, обходя  жилищно-ремонтные предприятия.  Для удобства  плательщиков, перерасчеты за услуги проводят представители ГЖУ, рабочее место которых находится  в  ЖРП  соответствующих районов;

-                     вносит в установленном порядке проекты постановлений, распоряжений мэра города Ижевска, Вице-мэра по вопросам, входящим в компетенцию ГЖУ;

-                     осуществляет технический надзор за использованием жилищного фонда и потребленем жилищных и коммунальных услуг. В ГЖУ существует отдел, который следит за состоянием домов и придомовых территорий;

-                     осуществляет контроль за выполнением юридическими и физическими лицами обязательств по содержанию, обслуживанию, эксплуатации и ремонту жилищного фонда, нежилых и подвальных помещений. Заключает договор с юридическим  или физическим лицом на указанную выше тему, подрядчик  выполняет работу в сроки и на указанных в договоре условиях,  выставляет счет на оплату на основании акта выполненных работ. Качество и объем работ, указанные в акте, проверяются специалистом отдела, за которым закреплен данный вид работы;

-                     организуют работы по подготовке жилищного фонда, жилищно-ремонтных предприятий к работе в зимних условиях;

-                     проводит работу по приему  ведомственного  жилищного фонда в установленном порядке. Некоторые предприятия в силу финансовых трудностей не могут содержать дома, находящиеся на их балансе, поэтому они передают дома в муниципальную собственность;

-                     осуществляет координацию деятельности предприятий, обслуживающих  городской жилищный фонд;

-                     рассматривает предложения, заявления, жалобы потребителей жилищных и коммунальных услуг  и принимает меры  по ним в пределах своей компетенции;

-                     осуществляет заключение, изменение и расторжение договоров найма, жилых помещений в установленном законодательством порядке;

-                     заключает договоры с жилищно-ремонтными предприятиями на содержание, обслуживание жилищного фонда;

-                     разрабатывает нормативную базу   и иные нормативные документы для подведомственных предприятий;

-                     заключает хозяйственные договоры с физическими и юридическими  лицами в пределах компетенции ГЖУ. Это договоры на определенный вид работы (или конкретную работу) на короткий срок;

-                     оказывает жилищно-коммунальные услуги юридическим и физическим лицам на договорной основе в соответствии с действующим законодательством;

-                     ведет полный реестр жилищного фонда города Ижевска;

-                     заключает договоры найма на освободившиеся (свободные) жилые помещения по планам администрации города в установленном порядке;

-                     заключает договоры аренды на жилые помещения муниципального жилищного фонда;

-                     производит расселение и снос ветхого жилья в установленном законом порядке.

2.4. Структура управления предприятием


Организационная структура ГЖУ является линейно-функциональной структурой соподчинения, которая на сегодняшний день  является одной из самых эффективных структур. Она предполагает, что руководителю при решении конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает созданный для этих целей аппарат управления – директора департаментов. Они проводят свои решения через начальника или непосредственно через отделы, находящиеся в их подчинении, но наиболее важные и принципиальные вопросы остаются в ведении начальника Управления.

Структура управления ГЖУ приведена в приложении 1. Во главе ГЖУ стоит начальник, у которого пять заместителей – 1 первый и 4 по направлениям деятельности. Начальник ГЖУ назначается и освобождается от должности распоряжением Главы Администрации г. Ижевска и в его полномочия входит:

1.   Осуществлять в пределах своей компетенции руководство деятельностью Городского жилищного управления, издает приказы.

2.   Без доверенности действовать от имени ГЖУ и представляет его интересы в других предприятиях, учреждениях, организациях.

3.   Распоряжается имуществом ГЖУ в пределах, определенных договором «О закреплении имущества за ГЖУ на праве оперативного управления».

4.   Заключать различные соглашения и договора, имеет право первой подписи.

Начальник Городского жилищного управления персонально отвечает за выполнение ГЖУ своих задач и функций как органа местного самоуправления и муниципального заказчика.

Остановимся на более подробном рассмотрении функциональных обязанностей и взаимодействии отделов финансово-экономического департамента.

Финансовый отдел

Всю работу финансового отдела можно разделить на три больших направления:

1.   Финансово-кредитное планирование:

-         разработка проектов финансовых планов Управления;

-         составление и защита кредитных заявок;

-         участие совместно с планово-экономическим отделом в составлении смет расходов ГЖУ за период;

-         составление планов распределения балансовой прибыли (совместно с бухгалтерией);

-         составление планов научно-исследовательских работ и определение источников их финансирования;

-         составление и защита бюджета Управления;

-         обеспечение выполнения финансовых планов.

2.   Финансово-оперативная работа:

-         обеспечение проведения расчетов с кредиторами ГЖУ, персоналом и бюджетом;

-         оформление и обслуживание кредитов;

-         осуществление операций по счетам Управления в банках;

-         ведение ежедневного оперативного учета;

-         составление отчетов установленных форм в вышестоящие организации, финансовым органам и банкам;

-         операции с ценными бумагами.

3.   Контрольно-аналитическая работа:

-         контроль за обеспечением выполнения показателей бюджета Управления и оперативных финансовых планов;

-         контроль за выполнением сметы доходов и расходов ГЖУ;

-         контроль за использованием по назначению бюджетных ассигнований, собственных и заемных средств.

-         осуществление анализа бухгалтерской и финансовой отчетности и подготовка отчетов в установленной форме.


Отдел расчетов

Создан в целях реструктуризации и снижения дебиторской и кредиторской задолженности ГЖУ и  других предприятий и организаций, входящих в систему городского хозяйства г. Ижевска.  В связи с возложенными на него задачами Центр неденежных расчетов:

-         осуществляет деятельность по погашению дебиторской и кредиторской задолженности Городского жилищного управления а также организаций жилищно-коммунального хозяйства г. Ижевска;

-         создает и обновляет базу данных  дебиторской и кредиторской задолженности в системе ЖКХ (более 35 предприятий);

-         ведет подготовку, обработку и учет документов по неденежным расчетам.


Договорный отдел

Работает по договорам на оказание коммунальных услуг и техническое обслуживание помещений муниципального жилого фонда.

Договорной отдел создан в связи с передачей Управлению функций Управления коммунально-энергетического хозяйства по организации эффективной работы по договорам на поставку тепловой энергии и горячего водоснабжения. Основными задачами отдела являются разработка, пролонгация, расторжение  и внесение изменений в договора, заключаемые ГЖУ по направлениям, указанным выше, а также учет реализации тепловой энергии и холодной воды для нужд горячего водоснабжения, учет и начисление ежемесячных платежей. На основании вышеперечисленных задач можно выделить следующие основные функции отдела:

-         разработка и заключение договоров на поставку тепловой энергии и холодное водоснабжение (ХВС) для нужд горячего водоснабжения (ГВС);

-         разработка и заключение договоров с подрядными организациями  - поставщиками тепловой энергии, ХВС для нужд ГВС;

-         обработка ведомостей расхода теплоносителя в разрезе поставщиков и потребителей теплоэнергии, предоставляемых МП «Горкоммунтеплосеть»;

-         учет реализации и выставление платежных требований и счетов-фактур потребителям тепла;

-         расчет претензий по несвоевременной оплате потребленных энергоресурсов (совместно с юридическим отделом);

-         предоставление в ЦНР и финансовый отдел оперативных данных о задолженности потребителей энергоресурсов.


Бухгалтерия

Задачами бухгалтерии является своевременное, полное и точное отражение всех бухгалтерских операций Управления, а также обработка и хранение первичных финансовых документов.

2.5. Характеристика персонала, система оплаты труда и материального стимулирования


          На 01.01.2006 в управляющей компании работало 506 человек. В течение 1 полугодия принято на работу 8 человек, в том числе временных работников – 19 человек, переведены на другие должности 25 чел, в том числе с понижением в должности 3 чел, уволено – 23 человека.

         Служба управления персоналом ведет постоянный отбор кандидатур специалистов в банк данных, проводит тестирование и собеседование с кандидатами на работу в компании.           

На рис.2.1 показано соотношение уровня образования работников Управления.



Рис.2.1. Уровень образования работников ГЖУ



Из диаграммы видно, что большинство  - 81% всех сотрудников ГЖУ квалифицированные специалисты с профессиональным  образованием.

Службой управления персоналом проводится работа в направлении дальнейшего повышения образовательного уровня работников, а также получения ими дополнительного образования в соответствии со спецификой деятельности управляющей компании.

Возраст «среднестатистического» работника ГЖУ составляет 37 лет - 61% всех служащих приходится на этот возраст. Процент сотрудников предпенсионного возраста составляет 10%, сотрудников до 29 лет  - 28%. Это является большим преимуществом и позволяет сказать о том, что служба персонала ГЖУ не боится принимать на работу молодых специалистов и способствует их профессиональному росту. Поэтому потенциал сотрудников ГЖУ очень велик. На рис.2.2 показано соотношение возрастных категорий работников ГЖУ.





Рис.2.2. Соотношение возрастных категорий работников ГЖУ


Большое внимание уделяется кадровой политике. При приеме на работу кандидат на вакантную должность обязательно проходит психологическое тестирование, которое позволяет определить способности будущего сотрудника по отношению к работе, которую он будет выполнять. Введено обязательное для всех специалистов ГЖУ тестирование и аттестацию на соответствие занимаемым должностям один раз в год.

В 2006 г. специалистами службы управления персоналом разработана и успешно внедрена программа «Здоровье», которая направлена на улучшение качества жизни и здоровья сотрудников и включает в себя оплату физкультурных занятий и бассейна, заключение договора дополнительного медицинского страхования с каждым работником, оплату путевок в санатории.

Организация оплаты труда должна обеспечивать эффективное решение следующих задач:

-  установить, обоснованны ли соотношения в оплате труда работников различных категорий в зависимости от уровня их квалификации, сложности и ответственности выполняемых работ;

 -  повысить материальную заинтересованность каждого работника в выявлении и использовании резервов эффективности своего труда;

 -  устранить уравнительность в оплате труда, достичь прямой зависимости заработной платы работников от их индивидуальных деловых качеств.

Оплата труда в Горжилуправлении производится на основании Трудового Кодекса РФ, Устава ГЖУ, а также Положения по оплате труда работников ГЖУ, разработанного Службой управления персоналом ГЖУ.

Оплата труда осуществляется на основании сметы, утвержденной Главой Администрации г. Ижевска, и включает в себя:

 -  основной оклад;

  - надбавка к заработной плате;

 -  дополнительная оплата;

  - прочие выплаты.

Заработная плата работников ГЖУ состоит из следующих составных частей:

                          Основной оклад. Его величина устанавливается каждому работнику в индивидуальном порядке в соответствии со штатным расписанием.

                          Надбавка к заработной плате:

-  оплата времени простоя не по вине работников производится в размере 100% основного оклада;

 -  оплата сверхурочных работ производится в двойном размере;

  - доплата за работу в выходные и праздничные дни;

  - за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника;

  - за выслугу лет.

              Дополнительная оплата включает в себя:

  -  премия  - 30%;

  - персональная надбавка – до 50%;

  - выслуга лет – от 10 % до 40%.

              Прочие денежные выплаты:

- единовременные поощрительные выплаты;

- выплаты социального характера;

- единовременные поощрения в связи с юбилеями;

- материальная помощь к отпуску.

2.6. Взаимоотношения с поставщиками и подрядчиками


Всех подрядчиков ГЖУ можно подразделить на следующие основные группы в соответствии с бюджетной классификацией ГЖУ:

             Предприятия, выполняющие работы по обслуживанию муниципального жилого фонда (МЖФ) по следующим направлениям:

-       обслуживание МЖФ - жилищно-ремонтные предприятия и прочие организации, создаваемые на базе принимаемых жилищно-коммунальных отделов предприятий г. Ижевска;

-       вывоз мусора и ТБО - МП Спецавтохозяйство;

-       обслуживание и диспетчерская связь лифтов - ГУП «Удмуртлифт», МП «Ижлифт», прочие подрядчики;

-       поставщики электроэнергии (в основном - МП Ижевские электрические сети);

-       поставщик холодной воды - МП Ижводоканал, который также обслуживает канализацию и водопровод;

-       поставщики сетевого и сжиженного газа - МП «Ижевксгаз», ОАО «Межрегионгаз»;

-       обслуживание антенн - ПФК «Плад», «Гарант»;

-       прочие расходы по содержанию МЖФ - МП Горсвет, МП «Ремонтно- аварийная служба» и т.д.

            Предприятия-подрядчики, выполняющие работы по текущему и капитальному ремонту.

             Предприятия - поставщики теплоэнергии - ОАО «Удмуртэнерго», МП «Горкоммунтеплосети», ОАО «Ижмашэнерго», КПП УС-18 и др.

            Предприятия и организации,  осуществляющие капитальный ремонт и обслуживание тепловых сетей, проектирование и реконструкцию ЦТП а также восстановление перекопов и асфальтирование.

Как уже отмечалось выше, отношения ГЖУ с поставщиками и подрядчиками носят договорной характер.

Расчеты с поставщиками и подрядчиками ведутся в основном в режиме текущего предъявления.

Одним из главных условий перехода сферы ЖКХ на «рельсы» рыночной экономики является непрерывный контакт с потребителями ЖКУ – населением. Ввиду того, что непосредственные поставщики ЖКУ не имеют опыта осуществления обратной связи с населением в силу узко технической направленности своей деятельности, ГЖУ обязано по характеру своей деятельности «рассматривать предложения, заявления и жалобы, возникающие по поводу низкого качества жилищно-коммунального обслуживания населения, и принимает по ним решения в пределах своей компетенции». В ГЖУ создан отдел социальных коммуникаций, деятельность которого должна быть направлена на всестороннее освещение работы ГЖУ. Особенно важно то, что в силу своей ангажированности ГЖУ постоянно становится предметом нападок со стороны депутатов, Администрации города, населения и т.д. Поэтому, на мой взгляд, при размещении материалов в СМИ необходимо основываться, прежде всего, на популярности СМИ в целях охвата как можно большей аудитории, а не гнаться за количеством в малотиражных и специализированных изданиях. При этом не стоит вступать в полемику с критиками деятельности ГЖУ, т.к. на это не хватит ни денег, ни времени, но размещать каждый материал для четко определенных целей. Например, в целях повышения сбора платежей с населения (задолженность населения на 01.01.2006г. составляет около 200 млн. р.) целесообразно, согласовав с Администрацией города, разместить материал в популярном издании о том, что в ГЖУ есть планы расселения должников в менее благоустроенное и просторное жилье. Эффект можно посчитать элементарно, т.к. затраты на статью четко определены, а процесс погашения задолженности будет сразу же отмечен центром расчетов за ЖКУ. То же самое касается и новых тарифов и их обоснования, новых услуг и т.п.

2.7.  Характеристика финансовых ресурсов ГЖУ

 

Источники доходов ГЖУ можно разделить на следующие основные группы:

                         Плата за коммунальные услуги, поступающая от населения и предприятий-потребителей коммунальных услуг.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2005 г. N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг", Законом Удмуртской Республики "О бюджете Удмуртской Республики на 2006 год" республиканские стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, т.е. стоимость предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м. общей площади жилья в месяц в среднем по Удмуртской Республике - 32,7 р. и по муниципальным образованиям в Удмуртской Республике в размерах согласно табл. 2.1 следующие.


Таблица 2.1. Стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2006 г.




Города


Стоимость, р.

Г.Ижевск

33,5

Г.Сарапул

35,1

Г.Воткинск

29,8

Г.Глазов

33,5

Г.Можга

33,0

Районы


Алнашский

25,9

Балезинский

30,0

Вавожский

23,1

Воткинский

32,2

Глазовский

22,7

Дебесский

21,8

Завьяловский

29,5

Игринский

33,1

Камбарский

39,1

Каракулинский

35,5

Кезкий

38,0

Кизнерский

21,7

Крсногорский

31,1

Малопургинский

25,8

Можгинский

27,1

Сарапульский

15,1

Селтинский

33,8

Сюмсинский

30,4

Увинский

19,0

Шарканский

25,0

Юкаменский

27,3

Якшур-Бодьинский

25,2

Ярский

23,2

Итого по городам и районам

32,7


В стандарт на оплату ЖКУ  входит плата за жилищные услуги (обслуживание МЖФ, мусоропровод, лифт, вывоз мусора), плата за коммунальные услуги (плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Новый Жилищный кодекс впервые вводит в российское законодательство понятие структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Общим элементом этой структуры является плата за коммунальные услуги. Другие составляющие разнятся в зависимости от основания, на котором используется жилое помещение (договор найма, в том числе социального, или право собственности), а также от того, что представляет собой жилое помещение: помещение в многоквартирном доме или непосредственно жилой дом (индивидуальный жилой дом).

Плата, взимаемая с нанимателей как по договору социального, так и по договору коммерческого найма, включает в себя:

- плату за пользование жилым помещением;

- плату за коммунальные услуги;

- плату за содержание и ремонт жилого помещения.

С собственников жилых помещений в многоквартирном доме плата за пользование этим помещением (за наем) не взимается.

Положения о составе платежей уточняются в Федеральном законе от 30 декабря 2004 г. N 210 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".

Плата за содержание и ремонт жилого помещения для собственников этих помещений и для нанимателей отличается. Во всех случаях в состав этой платы входят расходы по т.н. техническому обслуживанию самого жилого помещения, а также расходы, связанные с управлением многоквартирным домом, содержанием и текущим ремонтом общего имущества в таком доме. Однако собственники жилых помещений несут также расходы по капитальному ремонту общего имущества. Поскольку собственником помещений, предоставляемых по договорам найма в государственном или муниципальном жилищном фонде, является Российская Федерация, субъект РФ либо муниципальное образование, плата за капитальный ремонт общего имущества в таком жилищном фонде является расходным полномочием соответствующего бюджета. С самих нанимателей отчисления на капитальный ремонт многоквартирного дома не взимаются.

 Собственники жилых домов помимо платы за коммунальные услуги несут расходы по содержанию и ремонту своего дома.

Пример структуры тарифа приведен в табл. 2.2.


Таблица 2.2. Структура стоимости услуг по содержанию и ремонту жилья, коммунальных услуг на 2006г., %



Статья расходов

Доля в общем тарифе

Содержание жилья

13

Ремонт жилья

9

Отопление

37

Теплоэнергия на ГВС

18

Водоснабжение

7

Водоотведение

5

Газ

3

Электроэнергия

8


Структура стоимости тарифа ЖКУ на основании табл. 2.2 (рис. 2.3).


Рис.2.3. Структура стоимости тарифа на ЖКУ

Наибольшую часть в структуре тарифа занимает плата за тепло и горячую воду (55%), что вполне естественно, учитывая географическое положение нашего города.

Федеральный стандарт уровня платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги утвержден в размере 100% экономически обоснованного тарифа и население г. Ижевска оплачивает 100% фактической стоимости предоставленных ЖКУ. Плата с населения за жилищно-коммунальные услуги является очень важным источником потому, что она поступает в основном в форме денежных средств. К сожалению, плата от населения поступает неравномерно  и общая задержка по оплате жилищно-коммунальных услуг составляет 2-3 месяца.