Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3

1. Понятие и сущность издержек обращения торгового предприятия…….4

2. Факторы, влияющие на издержки обращения…………………………….5

3. Влияние факторов внешней и внутренней среды на общий уровень издержек обращения……………………………………………………………….7

Заключение……………………………………………………………………14

Задача………………………………………………………………………….16

Литература…………………………………………………………………….19

Введение

В современных условиях уровень издержек обращения стал важнейшим объектом управления, значение совершенствования их учета, контроля и анализа бесспорно возросло.

Однако, как показывают исследования, применяемая на предприятиях торговли система управления издержками обращения не достаточно эффективна и не в полной мере способствует решению проблем оптимизации затрат и эффективности хозяйствования предприятия. С уходом от плановой экономики и переходом к рыночной многие предприятия отказались от планирования, нормирования, анализа издержек обращения. Что естественно привело предприятия к неэффективному хозяйствованию в условиях рынка. В условиях рыночной конкуренции снижение издержек обращения это наиболее существенных резервов повышения прибыли предприятия, удержания конкурентных позиций на рынке товаров и услуг.

Чтобы эффективно управлять издержками обращения, а через них и прибылью, предприятию необходимо проводить анализ издержек.

Процесс управления издержками обращения на предприятии торговли связан с изучением факторов, влияющих на их формирование. Эти факторы весьма многообразны. В процессе управления издержками обращения – их анализе, поиске резервов экономии и планировании – все факторы принять подразделять на две основные группы: зависящие от деятельности торгового предприятия (внутренние факторы), не зависящие от деятельности торгового предприятия (внешние факторы).

Целью данной работы является выявление факторов внутренней и внешней среды и оценка их влияния на предприятие торговли. 

1.    Понятие и сущность издержек обращения торгового предприятия

Издержки обращения торговых предприятий представляют собой выраженные в денежной форме затраты общественного труда, связанные с процессом продвижения и продажи товаров от мест производства до мест  потребления. По своей экономической сущности издержки обращения подразделяются на две части [1, с. 30]:

·                       связанные с продолжение процесса производства в сфере обращения и поэтому увеличивающие стоимость товара к ним относятся расходы по перевозке, хранению, переработке, упаковке товаров,

·                       связанные с превращением товарной формы в денежную. К ним относятся зарплата работников прилавка, расходы на рекламу, административно-управленческие расходы, проценты за кредит, потери и убыль товаров и др.

Издержки обращения планируются и учитываются в отчетности в двух показателях:

·                       в абсолютной сумме всех издержек обращения в денежном выражении,

·                       в виде уровня издержек обращения в процентах к товарообороту.

 Уровень издержек обращения представляет собой соотношение их суммы к товарообороту, выраженное в процентах. Уровень издержек обращения важным показателем хозяйственной деятельности торгового предприятия. На основе этого показателя оценивается степень выполнения торговым предприятием плана по издержкам обращения. Снижение уровня издержек обращения приводит к росту валового дохода предприятия, а, следовательно, и эффективности его деятельности.

Издержки обращения учитываются в разрезе отдельных слагаемых элементов [1, с. 36]:

·                        расходы на перевозку товаров,

·                        расходы на оплату труда,

·                       расходы на аренду и содержание помещений,

·                       амортизация,

·                       отчисления в ремонтный фонд,

·                       расходы на хранение, подработку и упаковку товаров,

·                       расходы на торговую рекламу,

·                       отчисления на социальное страхование,

·                       потери товаров при перевозке, хранении и реализации в пределах установленных норм,

·                       износ санитарной и специальной одежды, столового белья, посуды, приборов, других малоценных и быстроизнашивающихся предметов,

·                       расходы на тару,

·                       прочие расходы.

Издержки обращения возникают у предприятий, осуществляющих товарообращение – у торговых предприятий и предприятий различных заготовительных систем. Однако не все их затраты могут быть отнесены на издержки обращения. Расходы, отражающие перераспределение средств (часть налогов, штрафы, пени), либо вызванные недостаточностью контроля и учета (списание дебиторской задолженности), а также убытки, произошедшие по случайным причинам (например, стихийные бедствия), и не обусловленные торговым происхождением, к  издержкам обращения не относятся и списываются за счет прибыли торгового предприятия. Кроме того, не учитываются в издержках обращения затраты подразделения неторговой деятельности, находящиеся в ведении торгового предприятия.

2. Факторы, влияющие на издержки обращения

Факторы, оказывающие влияние на издержки обращения, с некоторой условностью можно подразделить на независимые от деятельности торговых предприятий (внешние) и зависимые от результатов и качества их работы (внутренние).

 К внешним факторам относятся [5, с. 45]:

·                       экономические факторы (темпы инфляции, государственная политика в области государственного страхования работников и обязательного медицинского обслуживания, налоговая политика государства);

·                       конъюнктура рынка товаров;

·                       изменение тарифов и ставок за услуги, цен на материалы, топливо, горючее и газ,

·                        прием или передача магазинов, складов и другие организационно-структурные изменения внутри торговой организации и т.п.;

·                       кредитная политика местных властей, ограничение на получение ссуд, доступность кредитов.

Внутренние факторы включают [5, с. 59; 7, с. 89]:

·                        изменения его объема, состава и структуры,

·                       изменение времени обращения товаров;

·                        повышение или снижение уровня производительности труда торговых работников;

·                        внедрение прогрессивных форм торговли; расширение поставки товаров от местных поставщиков,

·                       рационализацию путей и форм товародвижения;

·                       улучшение использования транспорта;

·                        повышение эффективности использования материально-технической базы торговли;

·                       обеспеченность собственными оборотными активами;

·                       сокращение потерь и убыли товаров при транспортировании и хранении;

·                        совершенствование экономической работы и др.

Такая группировка факторов помогает определить действительный размер экономии или перерасхода издержек обращения (по отдельным статьям и в целом по торговому предприятию), установить положительные и отрицательные моменты в работе, пути и возможности относительного сокращения расходов. Необходимо иметь ввиду, что степень влияния отдельных факторов в различных условиях хозяйствования неодинакова. Каждое торговое предприятие имеет свои специфические условия работы и возможности сокращения издержек обращения, что следует учитывать при их анализе.

3. Влияние факторов внешней и внутренней среды на общий уровень издержек обращения

Рассмотрим влияние каждого из этих факторов на общий уровень издержек обращения.

Объем товарооборота. Этот внутренний фактор оказывает наибольшее влияние на общий уровень издержек обращения торгового предприятия, т.к. переменные их виды прямо связанны с изменением этого показателя. Рост товарооборота приводит к увеличению общей суммы издержек обращения, однако уровень издержкоемкости при этом снижается (т.к. сумма постоянных издержек обращения остается неизменной). С ростом товарооборота до определенного предела сумма переменных, а соответственно и общих издержек обращения торгового предприятия растет обычно меньшими темпами, т.к. в составе переменных преобладают виды издержек обращения, имеющие дигрессивный характер (это связанно с реализацией резервов более эффективного использования ресурсного потенциала предприятия) [4, с. 45]. Однако, начиная с определенного момента, рост объема товарооборота вызывает еще больший рост суммы переменных, а частично и постоянных  издержек обращения, в результате чего темпы роста общей суммы издержек обращения могут превысить темпы роста объема товарооборота. Такая ситуация связанна с необходимостью вовлечения дополнительного объема ресурсов всех видов на обеспечения прироста реализации товаров, в результате чего резко возрастают постоянные затраты, а в составе переменных в этом периоде начинают преобладать виды издержек обращения, имеющие прогрессивный характер [2, с. 56]. Следовательно, рост объема товарооборота лишь до определенных пределов может вызвать снижение уровня издержкоемкости на торговом предприятии.

Состав товарооборота, его структура и изменение. Большое влияние на издержки обращения оказывают изменение состава и структуры розничного товарооборота. Подсчитано, что реализация на одну и ту же сумму продовольственных товаров требует в 1,6-2,0 раза больше расходов, чем непродовольственных. В связи с этим увеличение в товарообороте смешанного магазина доли продовольственных товаров на 1% ведет к повышению общего уровня издержек обращения на 0,03-0,04% к обороту и наоборот [6, c. 47]. Большое влияние на общий уровень издержек обращения оказывает изменение доли в товарообороте мелкооптовой продажи товаров. В специализированных базах и магазинах, отпускающих товары мелким оптом уровень издержек обращения в 3-4 раза ниже, чем в магазинах осуществляющих продажу товаров населению. Увеличение или уменьшение доли в товарообороте торговой организации мелкооптовой продажи  товаров приводит к соответствующему изменению уровня издержек обращения. На мелко оптовых предприятиях планирование и учет издержек обращения обычно ведутся обособленно от других торговых подразделений, что позволяет определить уровни расходов в указанном разрезе. Относительному снижению издержек обращения способствует поставки и реализации штучных и фасованных товаров. Практика показывает, что при торговле фасованными товарами в 3-6 раз повышается производительность труда торговых работников, и на 15-20% сокращаются издержки обращения (по сравнению товаров нефасованных товаров). Проведенные исследования показывают, что оптимальным для производственной торговли является доведение доли фасованных товаров до 90%, в том числе промышленной фасовки до 80% [6, с. 49]. Доведение товаров до покупателей требует различных затрат труда и средств. Так, более издержкоемкой является реализация хлеба, соли, овощей, картофеля, фруктов, чем гастрономических и кондитерских товаров. Значительно выше уровень издержек обращения при продаже галантереи, товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения, строительных материалов, чем одежды, обуви и ткани [2, с. 91]. В связи с изменением структуры  розничного товарооборота может привести к снижению  или повышению уровня издержек обращения торгового предприятия.

Скорость обращения товаров. На издержки обращения значительное влияние оказывает такой внутренний фактор как изменение скорости  товарооборачиваемости. При ускорении товарооборачиваемости относительно снижаются товарные запасы и как результат уменьшатся проценты за пользование банковским кредитом, товарные потери в пределах и сверх норм, расходы по хранению товаров и некоторые другие издержки обращения [2, с. 89].

Эффективность использования материально-технической базы торговли ведет к повышению фондоотдачи, производительности труда, росту товарооборота, а, следовательно, и к относительному снижению издержек обращения. Влияние улучшения или ухудшения использования материально-технической базы торговли на издержки обращения можно изучить через показатель фондоотдачи [5, с. 59].  Расходы на содержание материально-технической базы торговли включает следующие издержки обращения: расходы на аренду и содержание зданий, сооружения и помещений, находящихся на балансе торгового предприятия, расходы на содержание основных средств. Чем эффективнее предприятие использует помещения складов, кладовых и других объектов аренды, чем экономнее используются вода, топливо, электроэнергия в процессе эксплуатации основных средств, тем меньше издержки обращения. Если  на балансе предприятия имеются изношенные основные фонды, то чем больше износ этих фондов, тем больше расходов оно несет на их ремонт, тем выше уровень потерь товаров в процессе хранения.

Уровень производительности труда работников торговли. Чем выше объем товарооборота, приходящегося на одного работника, тем ниже уровень расходов по оплате труда и других затрат по содержанию персонала на единицу товарооборота. Поэтому, повысив уровень квалификации персонала торговое предприятие может снизить издержки обращения. Повышение производительности труда ведет к высвобождению численности работников и, следовательно, к сокращению расходов на оплату труда и отчислений от заработной платы.

    Развитие и применение прогрессивных форм торговли способствуют росту товарооборота, повышению производительности труда, улучшению других показателей хозяйственной деятельности предприятий. Эффективность самообслуживания и других прогрессивных методов торговли определяют сравнением результатов работы торговых предприятий (в том числе и по уровню издержек обращения)  до и после перехода на прогрессивные методы работы или сравнением с результатами деятельности магазинов, применяющих традиционную форму торговли и имеющих примерно одинаковые условия работы [5, c. 65].

Условия завоза товаров, расширение их закупок уместных поставщиков, совершенствование товародвижения также следует учесть при анализе влияния факторов внутренней среды на издержки обращения. В случае получения товаров от иногородних изготовителей на условиях франко-станция отправления, транспортные расходы по их доставке до станции назначения включаются в цену закупки торговыми предприятиями, а при самовывозе товаров торговыми предприятиями от иногородних поставщиков часть транспортных расходов включается в цену закупки, а остальная часть – в издержки обращения торговых предприятий. Таким образом, розничные торговые предприятия должны постоянно выявлять резервы расширения  закупки товаров от местных поставщиков, что способствует снижению их  издержек обращения и росту доходов и прибыли.

Потери и убыль товаров при хранении и транспортировании. На размер естественной убыли товаров оказывает влияние следующие внутренние факторы:

·                       объем и структура розничного товарооборота – увеличение в товарообороте доли штучных и фасованных товаров, организации предварительной их расфасовки ведут к сокращению товарных потерь, а при продаже весовых товаров потери увеличиваются;

·                       состояние товарных запасов и времени обращения товаров – ликвидация залежалых и неходовых товаров, предупреждение образования сверх нормативных товарных запасов, ускорение товарооборачиваемости содействует снижению товарных потерь;

·                       улучшение процесса транспортировки товаров – закупка товаров у местных поставщиков и расширение прямых связей, ускорение доставки создают предпосылки для сокращения товарных потерь.

Все эти факторы внутренние среды оказывают существенное влияние на величину издержек обращения.

Рассмотрим факторы, не зависящие от деятельности торговой организации, т.е. внешние факторы и оценим их влияние на   издержки обращения.

Снижение или повышение розничных цен на товары оказывает определенное влияние на издержки обращения, т.к. сумма ряда статей расходов (расходы на аренду, содержание, амортизацию и ремонт основных средств и некоторые другие) не находится в прямой зависимости от изменения розничных цен. Повышение последних ведет к росту объема товарооборота, а, следовательно, к снижению уровня издержек обращения.

   Изменение тарифов и ставок за услуги, цен на материалы, электроэнергию, топливо и горючее оказывает определенное влияние на соответствующие статьи издержек обращения.

·                       Изменение уровня ставок аренды. В настоящее время большая часть торговых предприятий  арендует помещения. Поэтому  периодический рост ставок аренды, с вязанный с конъюнктурой рынка недвижимости, вызывает рост суммы  издержек обращения;

·                       Изменение тарифов. Эксплуатация основных фондов торгового предприятия связанно с использованием электроэнергии, воды, газа, горючего, топлив, поэтому уровень издержек обращения зависит от роста тарифов на эти ресурсы и на коммунальные услуги. Значительный удельный вес в издержках обращения занимают транспортные расходы. Следовательно, существует прямая зависимость от тарифов на железно дорожные, автомобильные, воздушные, водные виды перевозок. Поэтому необходимо рассматривать возможности закупок товаров у местных производителей и поставщиков, уделять особое внимание выбору транспорта для перевозки товаров.

Экономические факторы.

·                       Темпы инфляции в стране. Чем выше инфляция, тем быстрее растет сумма издержек обращения по оплате труда персонала, обслуживания заемных финансовых средств, оплате услуг транспортных, ремонтных и других сторонних предприятий, отчисления на страхование работников и обязательное медицинское обслуживание.

·                       Уровень развития сегментов потребительского рынка. В условиях «рынка продавца» уровень издержкоемкости реализации отдельных групп товаров значительно ниже, чем в условиях  «рынка покупателя». Это связанно с различиями в скорости обращения товарных запасов, в уровне расходов на рекламу, на организацию торгового обслуживания покупателей и т.п.

·                       Изменение ставок налоговых платежей, входящих в состав  издержек обращения, например, отчисления на социальное страхование и обязательное медицинское обслуживание. Значительная часть налоговых платежей торгового предприятия осуществляется за счет его издержек обращения. Поэтому изменение размеров этих платежей или налоговых ставок по ним отражается на общей сумме издержек обращения торгового предприятия.

·                       Кредитная политика местных властей, ограничение на получение ссуд, доступность кредитов. Одним из источников формирования средств торгового предприятия являются  кредиты банков или местных органов власти. Они выдаются на различные цели и за их использование предприятия платят банку проценты в установленном размере. Величина этих расходов зависит от величины ставки за пользование кредитом и сроков погашения задолженности. Это означает, что на издержки обращения оказывает влияние доступность кредита, реальность сроков его погашения.

Заключение

Издержки обращения торговых предприятий представляют собой затраты, связанные с процессом продвижения и продажи товаров от мест производства до мест  потребления.

Издержки обращения являются важным показателем хозяйственной деятельности торговых предприятий. Снижение уровня издержек обращения приводит к росту валового дохода предприятия, а, следовательно, и эффективности его деятельности. Снижение издержек обращения является одним из резервов увеличения прибыли торгового предприятия.

В этой связи для любого предприятия является важным процесс снижения и оптимизации издержек обращения. Такой процесс невозможен без проведения анализа влияния на издержки обращения факторов как внутренней среды, т.е. зависящих от деятельности торгового предприятия, так и внешней – независящей от деятельности предприятия.

Основными факторами внешней среды, воздействующими на издержки обращения, являются изменение конъюнктуры рынка товаров, изменения тарифов на ресурсы используемые торговым предприятием в процессе эксплуатации основных фондов, в процессе хранения и перевозке товаров, экономические факторы, такие как темпы инфляции, налоговое законодательство, развитие рынка товаров,  доступность кредитных ресурсов и т.д.  все эти факторы в разной степени влияют на общий уровень издержек обращения в зависимости от специфики хозяйственной деятельности конкретного торгового предприятия. Например,  для предприятия эксплуатирующего большие торговые и вспомогательные площади большое влияние указывает  изменения (рост) тарифов за энергетические ресурсы, воду, газ и другие ресурсы без которых не возможна эксплуатация складов, магазинов, оборудования, приборов и т.д. для предприятия, не имеющего собственных оборотных средств большое влияние на уровень издержек обращения оказывает доступность и приемлемость банковского кредита.

 Основными факторами внешней среды, воздействующими на издержки обращения, являются объем товарооборота, его структура, время оборачиваемости товаров, производительность труда торговых работников, сокращение потерь при транспортировке и хранению товаров, использование материально- технической базы торговли и т.д.

 Группировка факторов на зависящие и независящие от деятельности торговых предприятий помогает определить действительный размер экономии или перерасхода издержек обращения (по отдельным статьям и в целом по торговому предприятию), установить положительные и отрицательные моменты в работе, пути и возможности относительного сокращения расходов. Необходимо иметь ввиду, что степень влияния отдельных факторов в различных условиях хозяйствования неодинакова. Каждое торговое предприятие имеет свои специфические условия работы и возможности сокращения издержек обращения, что следует учитывать при их анализе.

 

Задача

Дано:

Показатели

Сумма, тыс. руб.

В процентах к выручке от реализации товаров (валовому доходу)

1. Выручка от реализации товаров (валовой доход)

19 550

100% или 1,0

2. Переменные затраты

9 970

51% или 0,51

3. Валовая маржа

9 580

49% или 0,49

4. Постоянные затраты

6 960

5. Прибыль

2 620

Определить:

·        Порог рентабельности от реализации товаров;

·        Изобразить его динамику двумя графическими способами;

·        Дайте краткое пояснение графическому изображению.

Решение:

Порог рентабельности – это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет прибылей. Валовой маржи с точностью хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю.

Прибыль = Валовая маржа – Постоянные затраты = 0

или

Прибыль =      Порог              х   Валовая маржа        -     Постоянные = 0.

                   рентабельности        в относительном            затраты

                                                   выражении к выручке

Из последней формулы получаем значение порога рентабельности:

 

Порог рентабельности = Постоянные   :   Валовая маржа

                                               затраты          в относительном

                                                                     выражении к выручке

Значит порог рентабельности равен 6 960 тыс. руб. : 0,49=14 204,1 тыс. р.

Существуют также графические способы определения рентабельности.

Первый способ основан на равенстве валовой маржи  и постоянных затрат при достижении порогового значения выручки от реализации.

                                        

      8 500                                                      

 

                                                     

                                       

                                               

                                                                                                                      

  Итак, при достижении выручки от реализации в 14 204,1 тыс. руб. предприятие достигает, наконец, окупаемости и постоянных, и переменных затрат.

Второй графический способ определения порога рентабельности базируется на равенстве выручки и суммарных затрат при достижении порога рентабельности (рис. 2). Результатом будет пороговое значение физического объема производства.

 

Выручка от реализации

 

тыс. руб.

 
  

Надпись: А 

1. прямая выручка от реализации строится с помощью точки А:

Выручка = 19550 тыс. руб.

2. Прямая постоянных затрат представляет собой горизонталь на уровне 6960 тыс. руб.

2.     Прямая суммарных затрат строиться с помощью точки Б:

Суммарные затраты = Переменные затраты + Постоянные затраты = 6930 тыс. руб.

Прямую переменных затрат можно сначала построить и отдельно, а затем просто поднять ее на высоту постоянных затрат.

4. Порог рентабельности равен 14204,1 тыс. руб.

Именно при такой выручке от реализации покрываются  суммарные затраты и прибыль равна нулю.

5. Нижний левый треугольник соответствует зоне убытков предприятия до достижения порога рентабельности, верхний правый треугольник – зоне прибылей.

Литература

1. Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности: Учеб. пособие.- М.: Изд-во «Дело и сервис», 2000.- 512с.

2. Блакк И.А. Управление торговым предприятием. - М.: Ассоциация авторов и издателей. ТАНДЕМ, Изд-во ЭКМОС, 1999.- 416с.  

3. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник 4-е изд. перераб. и доп. – Мн.: Высшая школа, 1999.- 456с.  

4. Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства: Учеб. пособие.- М.: Финансы и статистика, 2000.- 200с.

5. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Учебник 2-е изд. перераб. и доп. / Под ред. Л.А. Брагина, Т.П. Данько.- М.: ИНФРА-М, 2000.- 560с.

6. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой.- 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во «Перспектива», 2000.- 656с.

7. Хамидулина Г.Р. Издержки обращения: учет, анализ, контроль.- М.: «Экзамен», 2002г. – 320с.