Содержание

1.     Введение………………………………………………………………...3

2.     Основные направления финансово-бюджетной политики в              1966-1980 гг……………………………………………………………..4

3.     Общая характеристика бюджетной системы и бюджетного устройства страны в 1966-1980 гг…………………………………………………. 7

4.     Роль и значение государственного бюджета в экономическом и социальном развитии страны………………………………………….10

5.     Заключение……………………………………………………………...14





















Введение.

Государственный бюджет при социализме – это экономическая категория. Поскольку под финансами в общем виде понимается система денежных отношений, возникающих в хозяйстве по поводу образования и использования фондов денежных средств, то государственный бюджет выражает отношения по формированию и использованию основного централизованного фонда государства. Существование этих отношений объективно необходимо и вытекает из общих закономерностей развития социалистической экономики.

В условиях господства общественной собственности всеобщей формой движения социалистического способа производства является планомерность; важнейшие процессы в экономике должны идти планомерно и поддерживаться в определенной пропорциональности. Для ее реализации нужно определенное перераспределение финансовых ресурсов в масштабах всего народного хозяйства, которое осуществляется через государственный бюджет.

Базируясь на  финансах отраслей народного хозяйства, т.е. на финансах сферы материального производства, бюджет оказывает воздействие на функционирование всех финансово-кредитных отношений в стране.

Сущность бюджета каждого государства определяется экономическим строем общества, господствующими производственными отношениями, социальной природой и целями правящего класса. С развитием общества, изменением способов производства и распределения материальных благ меняются сущность и политико-экономическое значение государственного бюджета, состав его доходов и направления расходования средств.

Сущность государственного бюджета СССР предопределяется социалистической системой хозяйства, действием экономических законов социализма, особенностями и функциями союзного многонационального Советского государства.[1]

1.Основные направления финансово-бюджетной политики  в 1966-1980 гг.

Экономическое назначение бюджета состоит в том, что он оказывает активное воздействие на процесс общественного воспроизводства. В бюджете концентрируется преобладающая часть денежных средств государства. За период 1966-1980 гг. свыше 65% финансовых ресурсов страны было мобилизовано через государственный бюджет СССР. Это говорит о том, что по мере подъема социалистической экономики, усиления планомерности ее развития и повышения роли государства в управлении экономикой бюджет все больше выступает как бюджет всего народного хозяйства и служит главным источником удовлетворения растущих потребностей социалистического общества. Народнохозяйственный характер государственного бюджета как экономической категории социализма обусловлен социалистической собственностью на средства производства и большой организаторской ролью государства в развитии экономики. Социалистическое государство через бюджет осуществляет прямое централизованное распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, внутри производственной сферы и между отдельными республиками и экономическими регионами с целью развития производительных сил, обеспечения денежными ресурсами расширенного социалистического воспроизводства, повышения благосостояния народа, укрепления обороны страны.

Государственный бюджет СССР как основной финансовый план социалистического государства опирался на плановое социалистическое хозяйство, не знающее экономических кризисов. Это обеспечивало устойчивость доходной базы бюджета, и следовательно, бесперебойное финансирование потребностей государства.

Государственный бюджет обладал всеми чертами, присущими планам социалистического государства: он имел силу закона; выступал как подлинно научный план, выражающий требования экономических законов социализма; в нем находили отражение политические, социальные и хозяйственные установки Коммунистической партии, являвшейся организующей и вдохновляющей силой советского общества, строившего коммунизм.

Необходимость создания централизованного фонда денежных средств вызывается условиями расширенного социалистического воспроизводства, которые требуют сосредоточения в распоряжении государства значительной доли национального дохода для его использования в интересах удовлетворения самых разнообразных потребностей общества.

В десятой пятилетке из бюджета покрывалась примерно половина всех затрат на развитие народного хозяйства; создавался фонд государственных материальных и денежных резервов для финансирования непредвиденных расходов и предупреждения возможных диспропорций в народном хозяйстве. За счет бюджета обеспечивалось формирование решающей части общественных фондов потребления, а также покрытие расходов на оборону и содержание органов государственной власти и управления.

В одиннадцатой пятилетке, отмечал Л.И, Брежнев на XXVI съезде КПСС, главная задача состоит «в обеспечении дальнейшего роста благосостояния советских людей на основе устойчивого, поступательного развития народного хозяйства, ускорения научно-технического прогресса и перевода экономики на интенсивный путь развития, более рационального использования производственного потенциала страны, всемирной экономии всех ресурсов и улучшения качества работы».[2]

XXVI съезд КПСС указывал также на необходимость повысить роль финансово-кредитных рычагов, в том числе и бюджета, в завершении перевода экономики на рельсы интенсивного развития, выведение всех отраслей народного хозяйства на передовые рубежи науки и техники.

Поскольку социалистическое государство является собственником решающей части средств производства и непосредственно управляет экономикой страны, государственный бюджет теснейшим образом связан с объединениями, предприятиями, хозяйственными организациями и учреждениями по следующим основным направлениям: платежи в бюджет, финансирование из бюджета, финансовое планирование и контроль рублем.

В процессе аккумуляции и расходования средств бюджет является одним из действенных инструментов управления народным хозяйством. В нем отражаются как успехи, так и недостатки в хозяйственном развитии страны, степень эффективности общественного производства, уровень качества выпускаемой продукции, финансовое состояние любой отрасли, объединения или предприятия.

Благодаря социалистической собственности на средства производства решающая часть государственного бюджета СССР формировалась за счет платежей социалистического хозяйства. Они составляли свыше 9/10 всех доходов бюджета.

В противоположность бюджетам капиталистических государств социалистический бюджет является прочным и устойчивым: он опирается на непрерывное увеличение доходов народного хозяйства и производительное использование средств и поэтому составляется и исполняется с превышением доходов над расходами.

Государственный бюджет СССР имел важное народнохозяйственное значение: он служил прочной финансовой базой претворения в жизнь мероприятий Коммунистической партии и Советского правительства, направленных на достижение высоких показателей экономического и социального развития, повышение жизненного уровня народа, дальнейшее развитие социалистической демократии.[3]



2.Общая характеристика бюджетной системы и бюджетного устройства страны в 1966 – 1980 гг.

Доходная и расходная части государственного бюджета выражают его социалистическую природу.

Доходы государственного бюджета СССР состояли преимущественно из поступлений от социалистического хозяйства. В их образовании участвуют и граждане СССР путем уплаты налогов и добровольного взноса средств.

Структура доходов государственного бюджета СССР видна из следующих данных:

Годы

1965

1970

1975

1980

Доходы - всего

100

100

100

100

В том числе: доходы от социалистического хозяйства

                             91,8

                   91,2

                     91,0

                         91,9

из них                 налог с оборота

                    37,8

                       31,5

                                    30,4

                         21,8

платежи государственных предприятий и организаций из прибыли

                                        30,2

                                 34,6

                                 31,9

                                 30,9

государственные налоги с населения

                                   7,5

                                        8,1

                                 8,4

                                 7,4


Доходы от социалистического хозяйства подразделяются на платежи государственных предприятий (объединений), хозяйственных организаций и платежи колхозно-кооперативных организаций. Основными формами платежей государственных организаций является налог с оборота и платежи из прибыли. Налог с оборота представляет форму централизованного чистого дохода государства и полностью поступает в бюджет после того, как реализуется продукция, в цену которой входит налог с оборота.

Другой формой чистого дохода является прибыль, часть которой поступает в бюджет в виде платы за производственные фонды, фиксированных платежей, отчислений от прибыли.

Доходы бюджета в решающей степени формируются на основе долговременных экономических нормативов. В состав доходов, поступающих от кооперативных организаций, входит подоходный налог с колхозов и подоходный налог с предприятий и организаций потребительской кооперации. В форме подоходного налога вносят платежи предприятия общественных организаций. В государственный бюджет поступают также таможенные доходы, лесной доход, средства государственного социального страхования, отчисления на погашения затрат на геологоразведочные работы и платежи за сверхнормативные потери при добыче полезных ископаемых, 95% сумм разницы между штрафами полученными и уплаченными, экономия от сокращения расходов на содержание аппарату управления, целевые средства, государственная пошлина, налог с доходов от демонстрации кинофильмов, государственные и местные налоги, арендные доходы и поступления в возмещение расходов по содержанию и улучшению городских земельных участков, сборы и разные неналоговые доходы.

Средства населения поступают в бюджет в основном в форме государственных налогов – подоходного налога, сельскохозяйственного налога, налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан и добровольных платежей – поступлений по денежно-вещевым лотереям, реализации Государственного внутреннего выигрышного займа. Предусматриваются соответствующие налоговые поступления от индивидуально трудовой деятельности, а также от кооперативов.

Расходы государственного бюджета СССР подразделяются на следующие группы: народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, оборона, государственное управление.

Основными направлениями расходов государственного бюджета СССР являлись финансирование народного хозяйства и расходы на социально-культурные мероприятия.


Структура расходов государственного бюджета СССР видна из следующих данных:

Годы

1965

1970

1975

1980

Всего расходов

100

100

100

100

В том числе на: народное хозяйство

                     44,2

                            48,2

                              51,6

                           57,3

социально-культурные мероприятия и науку

                                         37,6

                                           36,2

                                           35,9

                                               32,1

оборону

12,6

11,5

8,1

4,6

управление

1,3

1,1

0,9

0,7


К расходам на финансирование народного хозяйства относятся затраты на дальнейшее развитие промышленности, строительство, агропромышленного комплекса, транспорта и связи, жилично-коммунального хозяйства, торговли, заготовок и других отраслей народного хозяйства. Крупные ресурсы направляются в промышленность, как основу структурной перестройки и интенсификации экономики.

Важнейшим направлением бюджетных ассигнований на развитие народного хозяйства являются капитальные вложения. От успешного выполнения планов капитального строительства и эффективности использования выделяемых на эти цели средств во многом зависит развитие экономики страны, рост общественного производства, повышение благосостояния населения.

Расходы на социально-культурные мероприятия включают затраты на просвещение, здравоохранение и физическую культуру, социальное страхование и социальное обеспечение. Бюджетные ассигнования выделяются на содержание общеобразовательных школ, профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений, научно-исследовательских учреждений, библиотек, клубов, театров, телевидения, радиовещания, больниц, детских яслей, санаториев и других учреждений просвещения и здравоохранения. Значительные средства направляются на финансирование науки, что является важным условием достижения научно-технического прогресса.

В состав расходов бюджета на управление входят содержание органов государственной власти и управления, суда и прокуратуры, затраты, связанные с созывом съездов, сессий, совещаний, содержания дипломатических учреждений СССР за границей, расходы по выполнению депутатских полномочий, проведение всесоюзных переписей и статистических обследований, содержание центральных бухгалтерий и др. Доля этих расходов в бюджете СССР была незначительна. Последовательное совершенство аппарата управления, развитие демократических начал имели важное значение для решения экономических и политических задач социалистического строительства.


3.Роль и значение государственного бюджета в экономическом и социальном развитии страны.

Государственный бюджет СССР тесно связан с государственным планом экономического и социального развития страны. Величина доходов и расходов бюджета, его важнейшие источники и направление средств по основным видам затрат определяются в соответствии с этим планом.

Государственный бюджет строится на базе показателей плана экономического и социального развития исходя из основных задач, темпов и пропорций развития народного хозяйства, предусмотренных в плане, обеспечивают их выполнение необходимыми финансовыми ресурсами. В законах о пятилетних и годовых государственных планах экономического и социального развития устанавливаются темпы прироста таких показателей, как национальный доход, используемый на потребление и накопление, темпы роста производства отраслей группы А и группы Б, государственные капитальные вложения, грузооборот всех видов транспорта, производительность общественного труда, в том числе в промышленности, строительстве, железнодорожном транспорте, задания по развитию важнейших направлений науки и технике, реальные доходы на душу населения, фонд заработной платы по народному хозяйству, общественные фонды потребления на душу населения, розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли, объем реализации бытовых услуг населению и другие показатели.[4]

В условиях развитого социализма для непрерывного развития общественного производства объективно необходимы планомерная централизация в руках государства денежных ресурсов и распределение их через государственный бюджет в соответствии с планом экономического и социального развития страны.

Государственный бюджет СССР представляет одно из важнейших звеньев системы планового хозяйства. Он базируется на показателях государственного плана экономического и социального развития и составляется на основе планов развития промышленности, сельского хозяйства и других отраслей, планов капитальных вложений, розничного товарооборота и т.д.

В ходе составления и исполнения бюджета уточняются проектировки государственного плана экономического и социального развития, выявляются дополнительные источники экономического роста. Бюджет используется как важное средство установления оптимальных внутриотраслевых, межтерриториальных пропорций между производственной и непроизводственной сферами и т.д. Связь бюджета с народным хозяйством – важнейшая особенность и одно из главных преимуществ государственного бюджета социалистического общества.

В процессе бюджетного планирования, аккумуляции доходов и финансирования осуществляется контроль за наиболее эффективным и рациональным использованием ресурсов и резервов производства, соблюдением режима экономии, снижением себестоимости выпускаемой продукции и стоимости строительства, ростом накоплений, повышением рентабельности предприятий и т.д. Тем самым через государственный бюджет контролируется уровень общественных затрат, использования трудовых и материальных ресурсов и денежных средств на производство общественного продукта в соответствии с заданиями государственного плана экономического и социального развития СССР.

Государственный бюджет СССР как основной финансовый план государства тесно связан со всей системой советских финансов – финансами предприятий, объединений и отраслей народного хозяйства, банковским кредитом, денежным обращением и т.д. Многосторонняя связь бюджета со всеми экономическими институтами страны делает его важным и мощным орудием политического, экономического и социального развития социалистического государства.

Государственный бюджет СССР является составной неотъемлемой частью перспективных и годовых планов экономического и социального развития страны. Связь между ними обеспечивается через свободный финансовый баланс (баланс доходов и расходов). В нем находит в наиболее обобщенной форме финансовое выражение программы развития экономики и повышение материального благосостояния и культурного уровня населения как по источникам ресурсов, так и по их целевому использованию.

Органическая связь государственного бюджета с планом экономического и социального развития проявляется как в процессе составления бюджета, так и при его исполнении. Исполнение бюджета по доходам и расходам зависит от выполнения количественных и качественных показателей и заданий плана экономического и социального развития, достижений в экономическом и культурном строительстве, роста экономического и научно-технического потенциала страны, интенсивности развития экономики, повышение эффективности и качества.

В свою очередь исполнение бюджета оказывает активное воздействие на ход выполнения плана экономического и социального развития. Чтобы обеспечить выполнение плановых заданий финансовыми ресурсами, необходимо своевременно и полно выполнить план поступлений доходов в бюджет.

Важной особенностью развития народнохозяйственного планирования является планирование отдельных секторов экономики на основе целевых комплексных программ – продовольственной, топливо-энергетической, развитие машиностроения, производства товаров народного потребления и т.д.

В свою очередь государственный бюджет оказывает большое влияние на формирование показателей и заданий плана экономического и социального развития. Например, удовлетворение растущих материальных и культурных потребностей народа требует возрастающих денежных средств на эти цели, при определении которых учитываются возможности государственного бюджета, рост его доходных источников.

В состав государственного бюджета СССР включался бюджет государственного социального страхования. В связи с ростом расходов на пенсии и пособия и проведением крупных мероприятий в области социального страхования из государственного бюджета ежегодно направлялись крупные суммы для обеспечения необходимых социальных выплат.

Важное значение государственного бюджета СССР предопределяло его правовое положение. Государственный бюджет СССР утверждался Верховным Советом СССР и являлся законом.











Заключение.


Государственный бюджет играет самую важную роль в развитии страны. Посредством государственного бюджета происходит межотраслевое перераспределение денежных средств, прежде всего в рамках государственного сектора экономики. Государство как собственник важнейших средств производства изымает свободные средства у одних отраслей народного хозяйства и направляет их в другие с целью обеспечения пропорционального и сбалансированного развития производства.

Государственный бюджет используется также для межтерриториального перераспределения финансовых ресурсов, что является необходимой предпосылкой для выравнивания уровней развития различных регионов страны, рационального размещения производительных сил. Бюджет необходим для содержания непроизводственной сферы, выполнение функций политической надстройки.

Мы считаем, опираясь на все вышеизложенное, что бюджет нашей страны того времени (1966-1980 гг.), по крайней мере, выглядит очень заманчиво, на первый взгляд, но современное экономическое положение России не позволяет говорить с уверенностью о том, что все было благополучно, ведь сегодняшнее правительство ничего не использует из экономики того периода. Значит система государственного бюджета периода 1966 -1980 гг. была далеко не совершенна.









Список используемой литературы.

1.                 Государственный бюджет СССР: Учебник/Под ред. Г.Л. Рабиновича. – М.: Финансы и статистика, 1988.

2.                 Государственный бюджет СССР: Учебник/Под ред. В.В. Лаврова. – М.: Финансы и статистика, 1981.

3.                 Государственные доходы. Под ред. С.М. Мирощенко. – М.: Финансы, 1978.

4.                 Финансы и кредит СССР: Под ред. В.В. Лаврова. – М.: Финансы, 1977.



[1] Государственный бюджет СССР: Учебник/Под ред. Г.Л. Рабиновича.- М.: Финансы и статистика, 1998.

[2] Материалы XXVI съезда КПСС, с. 38.

[3] Государственный бюджет СССР: Учебник/Под ред. В.В. Лаврова. – М.: Финансы и статистика, 1981

[4] Государственный бюджет СССР: Учебник/Под ред. Г.Л. Рабиновича.- М.: Финансы и статистика, 1998.