Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1.     Модель потребительского выбора. Предельная полезность. Реакция потребителя на изменение дохода и цен……………………………………..4

1.1.         Потребительский выбор. Предельная полезность……………………….4

1.2.         Реакция потребителя на изменения дохода. Кривая "доход-потребление"………………………………………………………………..9

1.3.         Реакция потребителя на изменение цены товара. Кривая "цена-потребление". Построение кривой спроса………………………………11

2. Общий эффект изменения цены. Эффект дохода. Эффект замещения……16

2.1.         Эффект дохода и эффект замещения…………………………………….16

2.2.         Критерий реального дохода. Техника графического анализа по Хиксу………………………………………………………………………18

3. Ситуационный анализ потребительских решений: бесплатное предоставление благ, рационирование товаров, социальная поддержка……21

Заключение………………………………………………………………………24

Список литературы………………………………………………………………25

 

Введение


Спрос и предложение - наиболее часто используемые в экономической теории термины (по вполне уважительной причине). Спрос и предложение - силы, приводящие в движение маховик рыночной экономики. Они определяют количество производимых товаров и цену, по которой продаются продукты.

Но, для того, чтобы знать, что предложить, необходимо выяснить наиболее интересующие потребителя области. В любой из них вниманию потребителя предлагается огромное количество товаров и услуг. Однако он не имеет возможности удовлетворить все свои запросы. Он стоит перед выбором.

Теория потребительского выбора исследует компромиссы, без которых невозможно представить жизнь потребителя. Например, если он приобретет большее количество некоего товара, ему придется ограничить закупки других продуктов. Если индивид предпочитает труду отдых, ему придется смириться с неотвратимым снижением доходов и ограничением других потребностей. Так что же толкает потребителя сделать свой выбор в ту или иную сторону?

В настоящей работе мы попытаемся ответить на этот вопрос.

1.     Модель потребительского выбора. Предельная полезность. Реакция потребителя на изменение дохода и цен

1.1. Потребительский выбор. Предельная полезность.


Почему из всех товаров потребитель покупает именно определенный товар и в определенном количестве? Экономисты полагают, что потребитель выбирает некоторый "лучший" набор товаров из тех, что можно приобрести на его доход[1]. Разные люди, имея одинаковый доход, тратят этот доход по-разному. Как можно сравнивать разные товары?

Экономисты исходят из того, что не существует некой объективной шкалы, позволяющей определять, какой товар "лучше", а какой - "хуже". Но экономисты предполагают, что каждый потребитель имеет свою субъективную шкалу предпочтений, т.е. знает, что ему нравится больше, а что меньше. Причем потребитель стремится выбрать наиболее предпочтительный для себя набор товаров (конечно, в пределах своего дохода).

Это предположение носит название гипотезы о рациональности потребителя. Слово "рациональность" в названии гипотезы не следует толковать в том смысле, что человек, истративший всю зарплату на букет цветов любимому актеру, "нерационален", а его коллега, отложивший половину зарплаты на черный день, "рационален". Поведение и того, и другого является рациональным, если они только действительно выбрали самые предпочтительные для себя варианты.

Потребительский выбор – это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов ( денежного дохода).

Нет необходимости оценивать шкалу предпочтений потребителя; важно лишь то, что такая шкала существует, и потребитель стремится получить на свои деньги максимум удовлетворения.

Это удовлетворение обычно называют словом "полезность", а гипотеза о рациональном поведении может быть сформулирована следующим образом: потребитель ведет себя так, чтобы максимизировать полезность при ограниченном доходе.

На основе этой гипотезы удалось построить последовательную и непротиворечивую модель потребления.

Споры о реалистичности рассматриваемой гипотезы ведутся и по сей день[2]. Действительно, в состоянии ли человек, подобно электронно-вычислительной машине, мгновенно сравнивать множество вариантов и выбирать самый предпочтительный из всех предлагаемых современной цивилизацией (да еще зачастую в условиях неполноты информации)? Не поддается данная гипотеза и экспериментальной проверке: ведь если человек следует в выборе своей индивидуальной системе предпочтений, то сторонний наблюдатель не может оценить рациональность этого выбора.

Представляется все же, что гипотеза о рациональности верно отражает главное содержание потребительского выбора - желание израсходовать свои деньги самым эффективным способом.

Предположим, что потребитель способен измерить в некоторых условных единицах полезность, или удовлетворение, от потребления определенного количества сахара в неделю. При этом сахар он может употреблять различным образом:

А - добавляя в чай; В - для выпечки торта или печенья; С - для приготовления варенья из ягод и фруктов; D - подслащивания для творога со сметаной.

Результаты его измерений сведены в таблицу.


Таблица 1

Общая и предельная полезность сахара

 

Объем потребления в неделю

Виды использования


А

В

С

D






MU

TU

MU

TU

MU

TU

MU

TU


100

10

10

8

8

6

6

4

4

200

8

18

6

14

4

10

2

6

300

6

24

4

18

2

12

0

6

400

4

28

2

20

0

12

-

-

500

2

30

0

20

-

-

-

-

600

0

30

-

-

-

-

-

-


Измеримость полезности предполагает, что потребитель может измерить полезность любой дополнительной единицы сахара (в нашем примере - 100 г в неделю).

Полезность, которую потребитель извлекает из дополнительной единицы блага, называют предельной полезностью (MU). В свою очередь сумма предельных полезностей дает общую полезность (TU) некоторого количества сахара. Так, в нашем примере общая полезность 300 г сахара в неделю, если они полностью растворяются в чае, будет складываться из трех предельных полезностей (24 = 10 + 8 + 6).

Предельная полезность "по вертикали" везде падает. Иначе говоря, как бы ни использовал потребитель сахар, очередная дополнительная порция всегда принесет меньше полезности, чем предыдущая. Таким образом, вторая ложка сахара, брошенная в стакан чая, придаст ему меньше "дополнительного" вкуса, чем первая. Утверждение, что предельная полезность убывает с увеличением общего объема блага, которым располагает потребитель, называют законом убывающей предельной полезности.

Предельная полезность "по горизонтали" также падает. Смысл принятого порядка в следующем: потребности, удовлетворяемые человеком при использовании некоторого блага, в данном случае сахара, имеют для него различную значимость и их можно упорядочить по мере ее убывания (от А к D). Таким образом, потребитель переходит от удовлетворения более настоятельных потребностей к удовлетворению менее настоятельных.

Чтобы связать общую и предельную полезность с поведением потребителя, необходимо сформулируем цель, к которой стремится рациональный потребитель, иными словами, критерий рациональности его поведения: потребитель стремится к достижению максимума общей полезности.

Посмотрим, как должен выбирать потребитель, чтобы получить наибольшую общую полезность. Предположим, что потребитель располагает только 100 г сахара в неделю. Ясно, что все они будут положены в чай. Допустим, что он получил возможность расходовать еще 200 г. Наибольшее увеличение общей полезности будет при использовании дополнительных 100 г для подслащивания чая и еще 100 г для выпечки торта. Общая полезность 300 г в неделю будет равна 26 единицам (10 + 8 + 8). Следующие 300 г можно с одинаковым успехом использовать для целей А, В и С. При этом общая полезность 600 г будет равна 44 (26 + 6 + 6 + 6).

Итак, полезность блага – это способность блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей. Существует закономерность: потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. При этом полагается, что вкусы потребителя постоянны, а функция потребителя непрерывна (и, следовательно, дифференцируема в каждой точке).

          Это означает, что любому бесконечно малому увеличению количества блага Q соответствует прирост общей полезности– TU. Хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность – MU – каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается. Максимум удовлетворения общей полезности достигается тогда, когда предельная полезность равно нулю. Это и означает, что благо полностью удовлетворяет потребность.

Функция полезности – это функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества:

            d(TU)

        MU=

              dQ

где MU – предельная полезность, равная частной производной общей полезности данного блага.

Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний доллар (рубль, марка, франк и т. д.), затраченный на приобретение  любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.

Кривая безразличия  – это кривая, каждая точка которой характеризует потребительский выбор в виде определенного набора товаров или услуг, которая приносит потребителю одинаковое удовлетворение.

Набор кривых безразличия дает нам полное представление о гипотетических предпочтениях потребителя, то есть мы получает возможность с их помощью сопоставить два любых варианта набора товаров. Кривые безразличия отражают предпочтения потребителей и обладают определенными свойствами. Для большинства кривых безразличия характерны следующие отличительные особенности:


Свойство 1: чем выше расположена кривая, тем предпочтительнее она для потребителя, т.к. покупатель стремится иметь большее количество товаров.

Свойство 2: кривые безразличия имеют вид нисходящих.

Свойство 3: кривые безразличия не пересекаются.

Свойство 4: кривые безразличия вогнуты

Линия бюджетного ограничения – показывает все возможные комбинации товаров, которые может приобрести потребитель в границах своего дохода.

Равновесие потребителя отвечает такой комбинации товаров, которая максимизирует полезность при данных бюджетных ограничениях.


1.2. Реакция потребителя на изменения дохода. Кривая "доход-потребление".


При некотором заданном доходе и заданных ценах потребитель однозначно определяет свои расходы - выбирает на бюджетной линии точку, которая соответствует самой "полезной" кривой безразличия[3].

Кривая безразличия  – это кривая, каждая точка которой характеризует потребительский выбор в виде определенного набора товаров или услуг, которая приносит потребителю одинаковое удовлетворение.

Линия бюджетного ограничения – показывает все возможные комбинации товаров, которые может приобрести потребитель в границах своего дохода.

Что произойдет, если изменится доход и, следовательно, изменятся покупательные возможности потребителя? При неизменных ценах это выразится в параллельном сдвиге бюджетной линии. В случае увеличения дохода она отодвинется от начала координат, и потребителю станут доступны более далекие кривые безразличия, а в случае уменьшения приблизится к началу координат и потребителю придется перейти на меньший уровень полезности.


Рис. 1. Кривая "доход-потребление"

На каждом уровне дохода потребитель будет выбирать самый полезный набор благ, и можно сказать, что каждой бюджетной линии соответствует своя оптимальная точка. Если мы рассмотрим все возможные уровни дохода и соединим все точки выбора, соответствующие каждому уровню, то мы получим линию доход-потребление. По ней движется потребитель при изменении своего дохода (рис. 1).

С ростом дохода спрос на товар Х насыщается, а почти все приращение дохода уходит на товар У. Эта зависимость видна на линии доход-потребление (рис. 1).

С увеличением дохода потребитель покупает больше и пищи, и одежды. В таких случаях говорят, что продукты питания и одежда являются нормальными товарами с точки зрения потребителя.

Если же объем закупок некоторого товара падает при увеличении потребительского дохода, то такой товар носит название низшего блага (англ. interior good). Например, большинство хозяек с увеличением дохода предпочитают использовать при приготовлении пищи все меньше дешевого маргарина, заменяя его более дорогим сливочным маслом.

Один и тот же товар может быть низшим благом для одного потребителя и нормальным товаром для другого. Так, если потребитель рассматривает чай лишь как дешевый заменитель кофе, то с ростом дохода он будет, естественно, сокращать закупки чая, заменяя его кофе, и чай окажется низшим благом. В то же время для другого потребителя, который пьет чай потому, что ему это нравится, чай не будет низшим благом.

Но даже и для одного потребителя один и тот же товар может являться нормальным при одном уровне дохода и низшим благом при другом уровне.


1.3. Реакция потребителя на изменение цены товара. Кривая "цена-потребление". Построение кривой спроса.


Если изменение дохода при постоянных ценах выражалось в параллельных сдвигах бюджетной линии (рис. 1), то изменение цены на один из товаров при постоянстве дохода и цены другого товара будет выглядеть как поворот бюджетной линии (рис. 2). Таким образом, каждому значению цены товара Х будет соответствовать своя бюджетная линия, а каждой бюджетной линии - своя точка касания с какой-нибудь кривой безразличия. Соединив все эти точки выбора, как в предыдущем разделе, мы получим линию цена-потребление товара X.

Рис. 2. Линия "цена-потребление" товара Х  

То же самое можно проделать и для цены другого товара, появится линия цена-потребление товара Y. Обе линии характеризуют изменение потребительского выбора при изменении цен товаров Х и Y, по ним потребитель движется при повышении или понижении цены одного из товаров.

Необходимо отметить, что потребитель всегда находится на пересечении этих линий в точке А (рис. 3).

Рис. 3. Кривые "цена-потребление"


Но обе эти линии не просто пересекаются, они "выходят" из этой точки. Это гипотетические дорожки, по которым будет двигаться потребитель в случае изменения одной из цен. Причем, когда он будет перемещаться по одной линии, другая в это время будет двигаться за ним как приклеенная. Обе линии всегда должны выходить из той точки, где находится потребитель.

На основе линии цена-потребление (где изменяется цена товара X) можно построить график зависимости объема потребления товара Х от его цены (рис. 4, а). Это есть не что иное, как кривая спроса. Аналогичным способом можно построить кривую спроса на товар Y (рис. 4, б).



Рис. 4. Кривые спроса на товары Х и У


При повышении или снижении цены одного товара будет изменяться потребление не только этого, но и других товаров. Эту связь между кривыми спроса разберем на примере падения одной из цен, а именно снижения цены товара Х при постоянстве цены товара Y.

Потребитель находится в точке А, покупая в единицу времени x0 товара Х по цене и y0 товара Y по цене. Когда цена Х внезапно падает, у потребителя появляется лишняя сумма денег, которой он может распорядиться. Этот выигрыш потребителя не зависит от формы кривой спроса, он полностью определяется исходным объемом потребления и величиной падения цены. Кривая спроса показывает, как он распределит высвободившуюся сумму (рис. 5, а). Потребитель увеличивает расходы на товар X, переходя по кривой спроса из точки А в точку В. Заштрихованные площади на рис. 5, а показывают уменьшение расходов из-за снижения цены и их увеличение, связанное с покупкой дополнительного количества товара Х.

 

Рис. 5. Взаимосвязь между кривыми спроса


Как это изменение изобразится на втором графике (рис. 5,б)? Это выразится не в движении вдоль кривой спроса на товар Y - его цена остается прежней. Изменение цены на товар Х изображается сдвигом кривой спроса на товар Y. Если эластичность спроса на товар Х по абсолютной величине меньше единицы, то расходы потребителя на приобретение дополнительного количества товара Х меньше его выигрыша за счет снижения цены, и в целом его расходы на приобретение товара Х уменьшатся. Остальная часть его выигрыша пойдет на увеличение покупки товара Y, и кривая спроса сместится вправо. Площадь заштрихованного прямоугольника на рис. 5 показывает дополнительные расходы на товар Y.

Но если спрос на товар Х высокоэластичен (эластичность по абсолютной величине больше единицы), то произойдет иначе. Расходы на покупку товара Х возрастут, и потребителю придется сократить расходы на покупку товара Y, а следовательно, уменьшить объем его потребления. Кривая спроса сместится влево.

Но эластичность не остается постоянной на всем протяжении кривой спроса. На рис. 6 показана линейная функция спроса на товар X. Участок I характеризуется высокой эластичностью, и при снижении цены товара Х на этом участке кривая спроса на товар Y сдвигается влево. Но в точке В эластичность становится единичной и при дальнейшем движении продолжает снижаться, а кривая спроса на товар Y начинает смещаться вправо (участок II).

Рис. 6. Кривая спроса на товар Х имеет высокую эластичность на участке I и низкую эластичность на участке II.


















2. Общий эффект изменения цены. Эффект дохода. Эффект замещения.


2.1. Эффект дохода и эффект замещения.

Рассмотрим теперь более подробно, каким образом изменение (например, снижение) цены товара оказывает влияние на объем спроса потребителя на этот товар при неизменности цен прочих товаров и доходов потребителя.

Во-первых, снижение цены некоторого товара при постоянстве цен прочих товаров представляет собой снижение относительной цены этого товара (данный товар дешевеет по отношению ко всем другим товарам). В то же время, хотя номинальные (денежные) цены других товаров остаются неизменными, эти товары становятся дороже относительно данного товара. Разумно предположить, что вследствие этого обстоятельства потребитель будет стремиться замещать относительно подорожавшие товары товаром, относительно подешевевшим. Или, иными словами, снижение цены некоторого товара вызовет увеличение объема спроса на этот товар со стороны индивидуального потребителя вследствие относительного удешевления данного товара.

Во-вторых, снижение цены какого-либо товара можно рассматривать так же, как повышение реального дохода потребителя. В самом деле, если в первоначальной ситуации (до снижения цены) потребитель выбирал некоторый оптимальный набор товаров А, то после снижения цены одного из товаров потребитель способен приобрести этот, бывший ранее оптимальным, набор А, причем в распоряжении потребителя еще останется некоторая сумма денежных средств, которая может быть истрачена на приобретение дополнительных единиц как подешевевшего товара, так и любого другого из множества доступных потребителю товаров. Таким образом, снижение цены некоторого товара вызывает увеличение реального дохода потребителя (при неизменном денежном доходе).

Как же повлияет это увеличение реального дохода на объем спроса потребителя на данный товар? На первый взгляд кажется, что объем спроса должен возрасти или по крайней мере не уменьшиться. Однако при более внимательном изучении ответ представляется не столь однозначным. Ведь, объем спроса на одни товары вследствие увеличения дохода потребителя может возрастать (нормальные товары), в то время как на другие товары - снижаться низшие блага.

Сказанное выше позволяет нам сделать следующий вывод: изменение цены некоторого товара оказывает влияние на изменение объема спроса потребителя на этот товар двумя путями. С одной стороны, объем спроса изменяется под влиянием изменения относительной цены данного товара, а с другой - под влиянием изменения реального дохода потребителя. Понимание этого обстоятельства привело экономистов к выводу о целесообразности разделения общего эффекта изменения объема спроса на товар под влиянием изменения цены этого товара на две составные части: эффект замены и эффект дохода.

Под эффектом замены понимают изменения объема спроса, вызванное исключительно изменением относительной цены товара при неизменном реальном доходе, т.е. при сохранении уровня полезности потребляемого набора благ.

Эффектом дохода в свою очередь называется изменение объема спроса, вызванное исключительно изменением реального дохода при неизменности относительных цен товаров. Общее изменение объема спроса на некоторый товар, вызванное изменением цены этого товара, называется общим эффектом изменения цены и представляет собой, таким образом, сумму эффекта замены и эффекта дохода.

Идея разложения общего эффекта изменения цены на эффект замены и эффект дохода впервые в экономической науке была представлена в статье российского экономиста и математика Е. Е. Слуцкого "К теории сбалансированного бюджета потребителя", которая была опубликована в итальянском "Giornale degli Economist!" в июле 1915 г.

Наиболее же полное и современное изложение проблемы разложения общего эффекта изменения цены дано в классической монографии Хикса "Стоимость и капитал" (1939 г.).


2.2. Критерий реального дохода. Техника экономического анализа по Хиксу.


Пусть потребитель покупает два товара, X и Y, доход потребителя составляет М единиц, цены товаров РX и РY. Соответствующая этим условиям бюджетная линия AB имеет точку касания Е0 с кривой безразличия I0, следовательно, точка Е0 является точкой потребительского оптимума (рис. 7).

Пусть теперь цена товара X снизилась с РX до Р1X. В этом случае новая бюджетная линия пересекает ось y в той же точке А (цена товара Y не изменилась), а ось x - в точке В1, лежащей правее точки В на оси х (цена товара X снизилась). Новая бюджетная линия AB1 имеет точку касания Е1 с кривой безразличия I1. Это и есть новый оптимум потребителя.

Таким образом, при первоначальной цена потребитель покупает x0 единиц товара X, при новой цене - x1 единиц товара X, т.е. общим эффектом снижения цены является увеличение объема спроса на x1 - x0 единиц товара X.

Попробуем теперь разложить этот общий эффект на эффект замены и эффект дохода. Для того чтобы определить величину эффекта замены, необходимо выявить, как изменился бы объем спроса потребителя на товар X исключительно вследствие изменения относи тельной цены товара X, если бы реальный доход потребителя остался бы при этом неизменным. По предположению Дж. Хикса, реальный доход потребителя остается неизменным, если потребитель остается на одной и той же кривой безразличия, т.е. уровень удовлетворения потребителя не изменяется.

Соотношение цен товаров характеризуется углом наклона бюджетной линии и при этом параллельные бюджетные линии характеризуют одинаковое соотношение цен товаров.

Проведем воображаемую бюджетную линию A`B` параллельную новой бюджетной линии AB1 и касательную к кривой безразличия I0. Эта бюджетная линия отражает, очевидно, новое соотношение цен то варов X и Y, и в то же время точка касания этой линии с кривой безразличия I0 - точка воображаемого потребительского оптимума E` - характеризуется тем же уровнем реального дохода потребителя, что и точка первоначального оптимума Е0. Таким образом, при движении потребителя от точки Е0 к точке E` уровень реального дохода потребителя остается неизменным Изменение объема спроса потребителя на товар X при переходе от точки Е0 к точке E` вызвано исключительно изменением соотношения цен товаров X и Y, и, следовательно, x` - x0 - увеличение объема спроса на товар X - при этом переходе как раз и представляет собой эффект замены.

Рассмотрим теперь переход от точки вспомогательного оптимума E` к точке нового оптимума Е1. Оба эта оптимума характеризуются одинаковым соотношением цен товаров, и, следовательно, изменение объема спроса на товар X происходит исключительно вследствие увеличения реального дохода. Тогда очевидно что увеличение объема спроса x1 - x` - не что иное, как эффект дохода.

На рис. 7: x` - x0 - эффект замены; x1 - x` - эффект дохода; x1 - x0 = (x` - x0) + (x1 - x`) - общий эффект снижения цены.

Рис. 7. Техника графического анализа по Хиксу.

 

Эффект замены при снижении цены товара всегда будет выражаться в росте объема спроса на данный товар. Это следует из свойств кривых безразличия и условий потребительского оптимума. Предельная норма замещения в точке потребительского оптимума равна отношению цен товаров, и снижение цены товара X приводит к тому, что норма замещения в точке E` должна быть меньше, чем в точке Е0. В свою очередь выпуклость кривой безразличия гарантирует, что при движении вдоль нее предельная норма замещения монотонно убывает с ростом объема товара X. Именно поэтому точка E` располагается правее точки Е0.









3. Ситуационный анализ потребительских решений: бесплатное предоставление благ, рационирование товаров, социальная поддержка


Говоря о бесплатном предоставлении благ, необходимо дать определение общественному благу[4].

Общественное благо – это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет. Общественное благо характеризуется двумя свойствами: неизбирательностью и неисключаемостью в потреблении.

Свойство неизбирательности в потреблении означает, что потребление общественного блага одним человеком не уменьшает его доступности для других. Такие блага неконкурентны, так как предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю.   

Свойство неисключаемости в потреблении означает, что ни один человек не может быть не допущен к потреблению блага, даже если он отказывается за это платить. Чисто общественное благо обладает совеобразным положительным эффектом: как только кто-нибудь начинает его потреблять, оно становится доступным для всех.

Чтобы глубже понять особенности бесплатного предоставления благ, сравним общественное благо с частным благом.

Чисто частное благо – это такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату. В отличие от частного блага общественное благо не может быть разделено на единицы потребления (его нельзя выпускать «мелкими» партиями) и быть продано по частям.

Невозможность определения цены на отдельные единицы общественного блага объясняет особенности определения совокупного спроса на чисто общественное благо. Цена в данном случае не является переменной величиной. Поэтому кривая спроса на чисто общественное благо отражает предельную полезность всего имеющегося его наличного объема. Потребители должны потребить весь объем выпущенных благ целиком. В отличие от совокупного спроса чисто частных благ (который получается путем сложения кривых индивидуального спроса по горизонтали) совокупный спрос чисто общественных благ определяется путем суммирования предельных выгод, получаемых от имеющегося наличного объема по вертикали.

Потребление общественных благ происходит коллективно, однако польза от этого потребления различна. Индивиды получают различную выгоду. Такая ситуация предполагает наличие точной информации о предельных выгодах каждого человека. Однако в реальной жизни наличие такой информации – большая редкость.

Если оплата чисто общественных благ будет осуществляться в соответствии с предельными выгодами от их использования, появляются мощные стимулы для сокрытия истинной информации и преуменьшения реальных размеров получаемых выгод. Действительно, поскольку потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром. Такая ситуация называется проблемой безбилетника[5].  

Проблема безбилетника чаще возникает в больших, чем в малых группах потребителей, так как там труднее получить необходимую информацию о положении плательщиков. В результате существования проблемы безбилетника производство чисто общественных  благ бывает ниже эффективного. Рынок оказывается не в состоянии справиться с этой проблемой, терпит фиаско. Исправить «провал» рынка помогает государство.

Государство стремится решить эти проблемы различными методами. Один из них – социальная поддержка..

Социальная  поддержка государства заключается  в дотациях на школьное обучение, пособиях по безработице, различных видах пенсий и пособий малообеспеченным членам общества и др.

Лишь небольшое число этих услуг обладает свойствами чисто общественных благ. Большинство из них потребляется не коллективно, а индивидуально. Тем не менее доля государственных расходов в валовом национальном продукте во всех развитых странах имеют тенденцию к росту. К тому же государство стремится сократить безработицу, тем самым стратаясь обеспечить прожиточный минимум членам общества.


        

 


















Заключение


Овладеть умением понимать и управлять поведением потребителя, "узнать покупателя" не так просто. Потребитель нередко говорит о своих желаниях и потребностях одно, а, оказавшись в супермаркете, покупает нечто совершенно другое. Покупатель просто не осознает побудительных мотивов такой покупки, может передумать в последнюю минуту. Изучение потребительского поведения - сложная наука.

В данной работе были изложены основные  принципы теории потребительского поведения.




















Список литературы

1.     Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политик. – М.: Республика, 1992.

2.     Микроэкономика. В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов. - М, 2002.

3.     Р. М. Нуреев. Курс микроэкономики. Учебник для вузов.  – М.: ИНФРА-М, 1998.

4.     Экономическая теория: политэкономия/Под ред. В. И. Ведяпина и    Г. П. Журавлевой – М.: ИНФРА-М, 1999.

5.     Экономика и бизнес. Камаев В.Д., Бусыгин А.Е. и др. – М., 1993.




[1] Микроэкономика. В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов. - М, 2002.

[2] Микроэкономика. В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов. - М, 2002.

[3] Экономическая теория: политэкономия/Под ред. В. И. Ведяпина и    Г. П. Журавлевой – М.: ИНФРА-М, 1999.

[4] Р. М. Нуреев. Курс микроэкономики. Учебник для вузов.  – М.: ИНФРА-М, 1998. – С.430.

[5] Р. М. Нуреев. Курс микроэкономики. Учебник для вузов.  – М.: ИНФРА-М, 1998. – С.431.