Особенности употребления грамматических форм глагола


Содержание

Введение...................................................................................................................................................................

1. Классы форм глагола...............................................................................................................................

2. Морфологические категории глагола.....................................................................................

2.1. Категория вида.............................................................................................................................................

2.2. Система видовых пар.............................................................................................................................

2.3. Префиксальные видовые пары............................................................................................................

2.4. Имперфективация.....................................................................................................................................

2.5. Видовые пары глаголов движения...................................................................................................

2.6. Двувидовые глаголы...............................................................................................................................

Заключение.........................................................................................................................................................

Список использованной литературы.........................................................................................



Введение


Глагол – это часть речи, обозначающая процесс и выражающая это значение в категориях вида, залога, наклонения, времени и лица; глагол обладает также категориями числа и – в формах прошедшего времени и сослагательного наклонения – категорией рода.

Значение процесса свойственно всем глаголам, независимо от их лексического значения. Глагол представляет как процесс (процессуальный признак) и действия (бежать, грузить, рыть), и состояния (лежать, спать, страдать), и отношения (иметь, преобладать, принадлежать)[1].

Цель данной работы: рассмотреть особенности употребления грамматических форм глагола.

Данная тема будет освещена в двух аспектах.

1.  дана классификация форм глагола;

2.  изложены морфологические категории глагола.




1. Классы форм глагола

Глагол имеет следующие классы форм:

1) спрягаемые формы, т.е. представляющие изменение глагола по лицам, временам, наклонениям, числам и (в прошедшем времени и сослагательном наклонении) родам;

2) инфинитив;

3) причастия и деепричастия.

Морфологические категории глагола различаются по составу охватываемых ими форм. Категории вида и залога присущи всем формам глагола, включая причастия и деепричастия. Остальные морфологические категории глагола присущи лишь определенным классам форм. Категорией наклонения обладают все спрягаемые формы, но она не свойственна формам инфинитива, причастий и деепричастий. Категория времени присуща лишь формам изъявительного наклонения, но отсутствует в формах сослагательного и повелительного наклонения (причастия и деепричастия обладают специфической характеристикой с точки зрения категории времени). Категория лица свойственна формам изъявительного наклонения (кроме форм прошедшего времени) и формам повелительного наклонения. Не обладают категорией лица формы сослагательного наклонения, инфинитива, причастий и деепричастий. Категория числа свойственна всем формам глагола, кроме форм инфинитива и деепричастий. Категория рода присуща – в единственном числе – лишь формам прошедшего времени и сослагательного наклонения; у причастий категория рода относится к тем морфологическим категориям, которые связывают причастия с прилагательными.

Морфологические категории глагола находятся в разных отношениях с лексическими значениями слов, с лексико-грамматическими разрядами. Наиболее тесно связаны с лексикой категории вида и залога. Для них характерно широкое распространение непарных образований: таковы несоотносительные глаголы несовершенного или совершенного вида, не образующие видовых пар, несоотносительные глаголы действительного залога, не имеющие соответствия в страдательном залоге. Категория вида является несловоизменительной. Категория залога относится к смешанному типу: отчасти к словоизменительному, отчасти к несловоизменительному.

Словоизменительные категории лица и наклонения в меньшей степени зависимы от лексики, однако эта зависимость все же так или иначе проявляется – как частичная лексическая обусловленность самой возможности образования той или иной формы. Личные глаголы имеют формы 1, 2 и 3 л., безличные же глаголы имеют лишь форму 3 л. ед. ч. Среди личных глаголов немало таких, которые неупотребительны в формах 1 и 2 л., а также в формах повелительного наклонения, что связано прежде всего с лексическим значением глаголов. Одно из важных проявлений связи морфологических категорий глагола с лексикой – различия в способности слов, в зависимости от их принадлежности к определенному лексико-грамматическому разряду, выражать те или иные морфологические значения или вступать в противопоставления в пределах морфологических категорий. Основными лексико-грамматическими разрядами глаголов являются способы действия (например, начинательный, ограничительный, финитивный, одноактный, уменьшительно-смягчительный, многократный, прерывисто-смягчительный), разряды переходных и непереходных глаголов, разряды возвратных глаголов (с аффиксом -ся) – с собственно-возвратным, взаимно-возвратным, косвенно-возвратным, активно-безобъектным, характеризующе-качественным, общевозвратным и побочно-возвратным значениями, разряды личных и безличных глаголов.

Лексико-грамматические разряды глаголов определяют соотносительность или несоотносительность членов данной категории, возможность или невозможность образования той или иной формы. С разрядами предельных и непредельных глаголов связана видовая соотносительность или несоотносительность. Разряды переходных и непереходных глаголов, а также разряды возвратных глаголов обусловливают соотносительность или несоотносительность действительного и страдательного залогов. Принадлежность глаголов к разряду личных определяет изменяемость, а к разряду безличных – неизменяемость по лицам.

2. Морфологические категории глагола

2.1. Категория вида

Категория вида – это система противопоставленных друг другу двух рядов форм глаголов: ряда форм глаголов, обозначающих ограниченное пределом целостное действие (глаголы совершенного вида), и ряда форм глаголов, не обладающих признаком ограниченного пределом целостного действия (глаголы несовершенного вида). Категорией вида охватываются все глаголы. Ограничение действия пределом означает ограничение действия абстрактным, внутренним пределом, представляющим действие как целостный акт, в отличие от представления действия как процесса в его длительности или повторяемости.

Глаголы несовершенного вида не обладают признаком ограниченности действия пределом, признаком целостности действия. В этом заключается категориальное значение несовершенного вида. Отсюда вытекает способность глаголов несовершенного вида выражать действие в процессе его протекания, в частности действие, стремящееся к достижению предела.

В глаголах сов. вида достигаемый действием предел чаще всего осмысляется как некая критическая точка, по достижении которой действие, исчерпав себя, прекращается: Мальчик долго переписывал работу и, наконец, переписал ее; Он белил и побелил потолок; Снег таял и растаял. Это такой вид целостности действия, когда длившееся и стремившееся к пределу действие заканчивается его достижением. Предел в большинстве случаев достигается как определенная цель с сохранившимся после ее достижения результатом действия (переписать, побелить). Это – одна из важных реализаций целостности действия, его ограниченности пределом. Соответствующие глаголы несовершенного вида (писать, белить) означают стремление к достижению предела действия.

Другие глаголы совершенного вида означают достижение предела как непроизвольное завершение, осуществление перехода в состояние: ослабеть, вырасти, увянуть, растаять. Соотносительные глаголы несовершенного вида означают непроизвольное нарастание состояния, процесс перехода в состояние: слабеть и ослабевать, расти и вырастать, вянуть и увядать, таять.

Глаголы совершенного вида могут выражать и такой предел, который ограничивает действие во времени, фиксирует его начало (запеть, заговорить), окончание (но не исчерпанность) (отговорить, отшуметь, отобедать), некоторый временной отрезок (полежать, постоять), ограничение действия одним актом его совершения (прыгнуть, крикнуть).

Значение ограничения действия пределом свойственно всем глаголам сов. вида. Но значение достижения действием предела как некоей критической точки, после чего действие, исчерпав себя, должно прекратиться, свойственно не всем глаголам. Это зависит от семантики глагольной основы. Одни глагольные основы способны по своей семантике выразить в сов. виде достижение этой критической точки (побелить, написать, вспахать), а в несовершенном виде – стремление к ее достижению (белить, писать, пахать); такие глаголы называются глаголами с предельным значением основ. Другие глагольные основы не способны по своей семантике выражать достижение или стремление к достижению такого предела, это глаголы с непредельным значением основ (лежать, спать, грустить).

Глаголы русского языка в своем большинстве противопоставлены друг другу по виду: они составляют видовые пары. Видовая пара – это пара лексически тождественных глаголов совершенного и несовершенного вида, различающихся между собой только грамматической семантикой вида: делать - сделать, переписать - переписывать. Объединение глаголов в видовые пары – системная категориальная черта вида[2].

Категория вида охватывает все глаголы, но не все глаголы формируют видовые пары. Способность глаголов объединяться в видовые пары зависит от лексического значения глагола. Те глаголы несовершенного вида, которые обладают охарактеризованным выше предельным значением основ, представляют собой лексико-грамматический разряд предельных глаголов. Такие глаголы формируют видовые пары: делать (работу), воспитывать (ребенка), белить (потолок) – сделать (работу), воспитать (ребенка), побелить (потолок). Другие глаголы несовершенного вида представляют собой лексико-грамматический разряд глаголов с непредельным значением (разряд непредельных глаголов). Эти глаголы являются несоотносительными глаголами несовершенного вида, таковы, например, глаголы спать, лежать, кричать, грустить. Есть глаголы сов. вида, которые не имеют парного глагола несовершенного вида. Это несоотносительные глаголы совершенного вида. Несоотносительные глаголы несовершенного вида, будучи глаголами с непредельным значением, способны образовать несоотносительные глаголы совершенного вида. Таковы, например, кричать, жить, летать, спать: присоединение к таким глаголам префиксов переводит их в группы глаголов сов. вида со значениями начала действия (закричать), действия, ограниченного временными пределами (покричать, пожить, полетать, поспать), окончания действия (отжить свой век) и с другими значениями.

Видовую пару формируют два разных глагола, которые находятся между собой в отношениях словообразовательной мотивации: в паре делатьсделать глагол сделать при помощи префикса с- образован от глагола делать; в паре переписатьпереписывать глагол переписывать при помощи суффиксального морфа -ива- образован от глагола переписать. Каждый член видовой пары является самостоятельным глаголом со своей исходной формой – инфинитивом. Это относится как к видовым парам типа делатьсделать, так и к парам типа переписатьпереписывать. Каждому глаголу в видовой паре свойственна своя система словоизменения. Глагол совершенного вида имеет в изъявительном наклонении формы будущего (простого) и прошедшем времени, сослагательные и повелительные наклонений, причастия действительного и страдательного залога прошедшего времени и деепричастия совершенного вида: сделает, сделал, сделал бы, сделай, сделавший, сделанный, сделан, сделав; глагол несовершенного вида имеет формы настоящем, прошедшем и будущего (сложного) времени, сослагательных и повелительных наклонений, причастия действительных и страдательного залога настоящего и прошедшего времени, деепричастия несовершенного вида: делает, делал, будет делать, делал бы, делай, делающий, делаемый, делавший, делая. Те же формы имеют соответственно глаголы совершенного и несовершенного вида в парах типа переписатьпереписывать. Таким образом, глаголы совершенного и несовершенного вида в видовой паре не совпадают по составу своих парадигм. Чаще всего они относятся к разным словоизменительным классам.

Глаголы в видовой паре могут обладать – и очень часто обладают – разными системами лексических значений. Это значит, что глагол совершенного и несовершенного вида может иметь значения, несоотносительные со значениями другого члена видовой пары. Так, в паре делатьсделать у глагола делать есть значение, не предполагающее соотносительного по значению глагола сов. вида: Что ты сегодня предполагаешь делать(заниматься чем-либо). Одно из значений глагола обвинять – (выступать в суде в качестве обвинителя): Сегодня обвиняет прокурор Иванов; в этом значении данный глагол не соотносителен с глаголом совершенного вида обвинить. В подобных случаях каждый из глаголов видовой пары обладает своей системой значений.

Таким образом, видовая пара – это противопоставление разных глаголов, находящихся между собой в отношениях словообразовательной мотивации (за редким исключением пар, образуемых разнокоренными глаголами). Категория вида является категорией несловоизменительной[3].

Образование видовой пары осуществляется различными способами. Глаголы несовершенного вида образуются от глаголов совершенного вида путем суффиксации: переписатьпереписывать, решитьрешать; такое образование называется имперфективацией (в соответствии со значением слова "имперфективный" – несовершенный). Глаголы совершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида путем префиксации: делатьсделать; такое образование называется перфективацией (в соответствии со значением слова "перфективный" – совершенный). Соответственно в языке существуют видовые пары, созданные путем имперфективации или перфективации. Значение вида формально выражается суффиксами и префиксами в их соединении с основами глаголов совершенного и несовершенного вида.

Для образования префиксальной видовой пары используются те же префиксы, которые служат и для образования глаголов, отличающихся своим лексическим значением от мотивирующего глагола несовершенного вида. Так, для образования совершенного вида от несовершенного вида в видовой паре делать - сделать служит префикс с-, который не меняет лексического значения глагола. Тот же префикс с-, присоединяясь к глаголу несовершенного вида, может создавать глагол совершенного вида с новым лексическим значением; видовой пары в этом случае не образуется; например: лезть - слезть (с дерева), где префикс с- имеет значение направления действия сверху вниз; плести - сплести (руки вместо), где префикс с- имеет значение соединения. В тех случаях, когда префиксы используются лишь для образования глагола сов. вида от глагола несовершенного вида, они называются чистовидовыми. Различные префиксы являются чистовидовыми при соединении с различным кругом глаголов.

Средством для создания суффиксальной видовой пары является глагольный суффикс -ива-/-ва-/ -а3-. Это видообразующий суффикс, специально служащий для образования глагола несовершенного вида от глагола совершенного вида; переписать - переписывать, добытьдобывать, заземлить - заземлять[4].

Существует большое количество многозначных глаголов, у которых видовые пары представляют собой противопоставление не глаголов в целом, а отдельных их значений. Так, при перфективации многозначный глагол несовершенного вида бить вступает в разные видовые соотношения в соответствии со своими лексическими значениями: бить в значении (наносить побои) имеет парный глагол сов. вида побить; в значении (раздроблять) – глагол разбить; глагол несовершенного вида темнеть (в безличном значении (о наступлении темноты, сумерек)) имеет парный глагол сов. вида стемнеть, а в значении (становиться темным, темного цвета) - потемнеть.

Аналогичное явление имеет место и при имперфективации. Например, глагол впадать в значении (вваливаться, втягиваться, западать) является парным к глаголу сов. вида впасть (щеки впали), в значении же (вливаться) (о реке, ручье) гл. впадать является несоотносительным глаголом несовершенного вида (Волга впадает в Каспийское море); глагол несовершенного вида раздирать в значении (рвать) соотносителен с глаголом сов. вида разодрать, в значении же (сильно волновать, терзать, мучить нравственно) (в сочетании со словами душа, сердце и под.) этот глагол является несоотносительным глаголом несовершенного вида (Печаль раздирает душу).

Большинство глаголов имеет формальное выражение вида. Однако есть глаголы, у которых значение вида никак формально не выражено, оно может быть установлено только по общему смыслу высказывания; например: Ввиду тяжелого заболевания больного госпитализировали (совершенный вид); В детстве он часто болел и его приходилось госпитализировать (несовершенный вид). Такие глаголы называются двувидовыми.

С морфологической категорией вида глагола тесно связаны лексико-грамматические разряды глаголов – способы глагольного действия. Способы глагольного действия – это такие семантико-словообразовательные группировки глаголов, в основе которых лежат модификации (преобразования) значений беспрефиксных (преимущественно немотивированных) глаголов с точки зрения временных, количественных и специально-результативных характеристик. Важно при этом, что такие модификации значений всегда и обязательно формально выражены – префиксом, суффиксом или префиксально-суффиксальными формантами. Так, от глагола петь при помощи префикса за- образуется глагол запеть со значением начала действия - этот глагол относится к начинательному способу глагольного действия; от глагола ходить при помощи суффикса морфа -ива – образуется глагол хаживать со значением многократно повторяющегося действия - это глагол многократного способа действия; от глагола курить при помощи префикса по- и суффикс морфа -ива- образуется глагол покуривать, относящийся к прерывисто-смягчительному способу действия.

2.2. Система видовых пар

Видовые пары существуют у большинства глаголов. Это системная черта русского глагола. Законы и правила, действующие при образовании видовых пар, описаны в главе "Словообразование глаголов". В современном русском языке существуют следующие типы видовых пар.

1) Видовые пары, формируемые путем перфективации: "беспрефиксный глагол несовершенного вида – префиксальный глагол сов. вида" (делать - сделать).

2) Видовые пары, формируемые путем имперфективации: а) "префиксальный глагол совершенного вида – суффиксальный глагол несовершенного вида с суффиксом имперфективации" (переписать - переписывать); б) "беспрефиксный глагол сов. вида - суффиксальный глагол несовершенного вида с суффиксом имперфективации" (решить - решать).

3) Видовые пары разнокоренных глаголов (супплетивный способ образования видовых пар); это редкие, абсолютно нерегулярные соотношения: брать - взять, возвращать - вернуть, класть - положить, говорить - сказать[5].

Из этих трех типов видовых пар второй является наиболее регулярным. Лексические значения глаголов здесь в основном тождественны; образование этих пар по сравнению с перфективацией происходит более специализированными средствами; поэтому имперфективацию можно считать наиболее грамматичным способом образования видовой пары.

Перфективация: видовая пара "беспрефиксный глагол несов. видапрефиксальный глагол сов. вида"(делатьсделать)

В образовании видовой пары способом перфективации принимают участие следующие префиксы: вз- (потеть - вспотеть), воз- (мужать - возмужать), вы- (купать - выкупать), за- (вербовать - завербовать), из- (пугать - испугать), на- (писать - написать), о- (слабеть - ослабеть), об- (лицевать - облицевать), от- (редактировать - отредактировать), по- (белеть - побелеть), под- (считать - подсчитать), при- (готовить - приготовить), про- (сигнализировать - просигнализировать), раз- (будить - разбудить), с- (делать - сделать), у- (топить - утопить)[6].

В одних случаях префикс формирует видовую пару, соединяясь с широким кругом глаголов различных лексических значений. Таковы, например, префиксы о-, по-, с-. В других случаях префиксы формируют видовую пару лишь с некоторыми глаголами, лексическое значение которых имеет общий со значением префикса семантический элемент. Так, глагол вспахать является парным по виду с гл. пахать в силу того, что как префикс вз-, так и глагол пахать имеют в своем значении семантический элемент (направление снизу вверх): пахать (взрыхлять, поднимать (землю для посева)); в глаголе выкорчевать как префикс вы-, так и глагол корчевать содержат в своем значении элемент (направление изнутри наружу). В последнем случае префикс специально подчеркивает и выделяет тот элемент значения, который присутствует в лексическом значении беспрефиксного глагола, но формально в нем никак не выражен.

2.3. Префиксальные видовые пары

К префиксальным видовым парам с чистовидовыми префиксами относятся следующие (пара условно обозначается по видообразующему префиксу).

Глаголы с префиксом вз-: "доводить - довести действие до результата": кипятить - вскипятить, бесить - взбесить, будоражить - взбудоражить, кормить - вскормить, пахать - вспахать; "приходить - прийти в какое-либо состояние": потеть - вспотеть, кипеть - вскипеть.

Глаголы с префиксом воз-: "доводить - довести действие до результата": препятствовать - воспрепятствовать (кому в чем); "приходить - прийти в какое-либо состояние": мужать - возмужать.

Глаголы с префиксом вы-: "доводить - довести действие до результата": корчевать - выкорчевать, учить - выучить (стихотворение), лечить - вылечить (больного); "приходить - прийти в какое-либо состояние": сохнуть - высохнуть.

Глаголы с префиксом за-: "доводить - довести действие до результата": консервировать - законсервировать, мариновать - замариновать, солить - засолить; планировать - запланировать, программировать - запрограммировать; регистрировать - зарегистрировать; "приходить - прийти в какое-либо состояние": чахнуть - зачахнуть, коснеть - закоснеть, черстветь - зачерстветь, мерзнуть - замерзнуть, мутиться - замутиться.

Глаголы с префиксом из-: "доводить - довести действие до результата": мерить - измерить, купать - искупать, ваять - изваять (книжн.), печь - испечь, портить - испортить; "приходить - прийти в какое-либо состояние": тлеть - истлеть.

Глаголы с префиксом на-: "доводить - довести действие до результата": крахмалить - накрахмалить, магнитить - намагнитить, шпиговать - нашпиговать; учить - научить, кормить - накормить; смешить - насмешить; "приходить - прийти в какое-либо состояние": мокнуть - намокнуть, дуться - надуться, хохлиться - нахохлиться (разг.).

Глаголы с префиксом о-: "доводить - довести действие до результата": чинить - очинить, знакомить - ознакомить (кого с чем), слепить - ослепить, бесчестить - обесчестить; "приходить - прийти в какое-либо состояние": слабеть - ослабеть, глохнуть - оглохнуть, слепнуть - ослепнуть, крепнуть - окрепнуть.

Глаголы с префиксом от-: "доводить - довести действие до результата": редактировать - отредактировать, парировать - отпарировать (удар); мстить - отомстить; "приходить - прийти в какое-либо состояние": сыреть - отсыреть, волгнуть (обл. и спец.) - отволгнуть.

Глаголы с префиксом по-: "доводить - довести действие до результата": строить - построить, белить - побелить, красить - покрасить; бить - побить, мирить - помирить; "совершать - совершить действие": благодарить - поблагодарить, радовать - порадовать, шутить - пошутить; здороваться - поздороваться; "приходить - прийти в какое-нибудь состояние": веселеть - повеселеть, грустнеть - погрустнеть, белеть - побелеть, бледнеть - побледнеть, краснеть - покраснеть.

Глаголы с префиксом под-: "доводить - довести действие до результата": ковать - подковать, мести - подмести, считать - подсчитать.

Глаголы с префиксом при-: "доводить - довести действие до результата": готовить - приготовить, стыдить - пристыдить.

Глаголы с префиксом про-: "доводить - довести действие до результата": консультировать - проконсультировать, контролировать - проконтролировать, вентилировать - провентилировать, нумеровать - пронумеровать; читать - прочитать, экзаменовать - проэкзаменовать; "приходить - прийти в какое-либо состояние": яснеть - прояснеть (разг.), трезветь - протрезветь, мокнуть - промокнуть, киснуть - прокиснуть.

Глаголы с префиксом раз-: "доводить - довести действие до результата": будить - разбудить, бередить - разбередить; делить - разделить, фасовать - расфасовать, пороть - распороть, молоть - размолоть, жевать - разжевать (что-либо); веселить - развеселить, сердить - рассердить, смешить - рассмешить, трогать - растрогать; "приходить - прийти в какое-либо состояние": богатеть - разбогатеть, мякнуть - размякнуть, пухнуть - распухнуть, таять - растаять, шириться - расшириться.

Глаголы с префиксом с-: "доводить - довести действие до результата": считать - сосчитать, мерить - смерить, вешать - свешать, молоть - смолоть, пеленать - спеленать, петь - спеть; наиболее широко представлены глаголы со значением (делать - сделать (изготовлять - изготовить) что-либо): делать - сделать, мастерить - смастерить, шить - сшить, варить - сварить, вязать - связать, конструировать - сконструировать; "приходить - прийти в какое-либо состояние": гореть - сгореть, темнеть - стемнеть, стариться - состариться.

Глаголы с префиксом у-: "доводить - довести действие до результата": красть - украсть, регулировать - урегулировать, комплектовать - укомплектовать, трамбовать - утрамбовать, совершенствовать - усовершенствовать; "приходить - прийти в какое-либо состояние": стареть - устареть, гаснуть - угаснуть, тихнуть - утихнуть[7].

Таким образом, для префиксальной видовой пары характерна индивидуальная сочетаемость префикса и глагола. Каждый из префиксов, кроме функции образования видовой пары, в других сочетаниях способен образовать глаголы с новым лексическим значением.

В языке существуют вариативные префиксальные образования глаголов совершенного вида. Так, для глагола вянуть в значении (терять свежесть, сохнуть) парным глаголом сов. вида является как гл. завянуть, так и глагол увянуть, прямые лексические значения которых совпадают: (лишиться свежести, засохнуть). У глагола мять (делать неровным, негладким, мятым) парным глаголом сов. вида является как гл. смять, так и гл. измять; их лексические значения в основном совпадают (в глагол измять есть оттенок полноты действия): Лицо не брито, суконный кафтан смят (А.Н. Толстой); Девочки чинно сидели, боясь измять свои беленькие накрахмаленные платьица (Тургенев). У глагола множить (производить действие умножения) парным является как глагол помножить, так и глагол умножить: Ученик Сергеев от волнения не сумел помножить семнадцать на тринадцать (Чех.); Ученик напишет цифру, под ней другую, потом умножит их (Помял.); вариативны также, например, выкупать и искупать при несовершенном купать; испугать и напугать при несовершенном пугать; похоронить, схоронить (разг.) и захоронить (офиц.) при несовершенном. хоронить; запачкать и испачкать при несовершенном пачкать. Во всех таких случаях глаголы совершенного вида, как правило отличаются друг от друга тонкими семантическими, а иногда и стилистическими оттенками. Формируя парный вариативный глагол совершенного вида, префикс обычно сохраняет в своем значении тонкий индивидуальный оттенок. Этим подтверждается словообразовательный характер отношений глаголов в видовой паре.

2.4. Имперфективация

Имперфективация отличается от перфективации большей регулярностью, единообразием образования и - в большинстве видовых пар - устойчивой тождественностью лексических значений глаголов. Глаголы несовершенного вида образуются здесь от префиксальных и беспрефиксных глаголов совершенного вида. Регулярность такого образования очень велика: образование видовой пары путем имперфективации имеет место у большинства тех префиксальных глаголов, у которых префикс меняет лексическое значение слова; так, у всех глаголов с префиксом в-, обозначающих направление действия внутрь, есть имперфективная видовая пара: вписать - вписывать, вдавить - вдавливать.

В ряде случаев от префиксального глагола совершенного вида не может быть образован глагол несовершенного вида. Так, глаголы несовершенного вида не образуются от большинства глаголов совершенного вида, входящих в видовую пару типа делать - сделать и от многих глаголов совершенного вида, относящихся к тому или иному способу глагольного действия. Таким образом, нельзя утверждать, что имперфективация осуществляется с абсолютной регулярностью, подобно образованию форм времени глагола или падежных форм имени. Однако в тех случаях, когда глагол несовершенного вида от глагола совершенного вида может быть образован, регулярным результатом является создание суффиксальной видовой пары.

При имперфективации глаголы несовершенного вида образуются суффиксом -ива-/-вa-/-a3, состоящим из трех морфов: -ива-, -ва-, -а3-. Соотношение систем лексических значений у так образованных глаголов несовершенного вида с теми глаголами, от которых они образованы, отличается от соответствующих соотношений в паре типа делать - сделать: глаголы несовершенного вида при имперфективации в большинстве случаев совпадают по своим значениям с глаголами сов. вида. Например, в глагол вдавить префикс в- вносит значение направленности действия внутрь предмета; в парном глаголе несовершенного вида вдавливать это значение сохраняется; в глагол пересечь (что-нибудь) есть значение движения через что-нибудь, поперек чего-нибудь, исходящее от префикса; в парном глаголе несовершенного вида пересекать это значение сохраняется.

В то же время в многозначных глаголах несовершенного вида, образованных способом имперфективации, могут присутствовать такие значения, которые не соотносительны со значениями первого члена пары - префиксального глагола совершенного вида. Так, глагол раздирать во фразеологически связанном значении (сильно волновать, терзать, мучить нравственно) несоотносителен с глаголом разодрать (разорвать); глагол заниматься (чем-либо) (выполнять какую-либо работу, составляющую предмет постоянной деятельности) (заниматься хозяйством) не соотносителен с глаголом заняться (приступить к какому-либо занятию).

В имперфективации различаются два подтипа: а) имперфективация глаголов сов. вида, содержащих префикс (принадлежащих как к чисто префиксальному, так и к смешанным способам словообразования с участием префиксации): переписать - переписывать, опошлить - опошлять, расщедриться - расщедриваться и б) имперфективация беспрефиксных глаголов сов. вида: решить - решать, бросить - бросать.

Имперфективация глаголов совершенного вида, содержащих префикс

(переписатьпереписывать, onошлитьопошлять, расщедритьсярасщедриваться)

Здесь различаются две разновидности: 1) имперфективация префиксально-суффиксальных и префиксально-суффиксально-постфиксальных глаголов совершенного вида, мотивированных словами других частей речи, и 2) имперфективация префиксальных глаголов сов. вида, мотивированных беспрефиксными глаголами несовершенного вида. Первая разновидность иллюстрируется парой опошлить (опошлить) - опошлять; вторая - парой переписать (переписать) - переписывать. В первом случае имеет место имперфективация отыменного глагола сов. вида, во втором - так называемая вторичная имперфективация; в этом случае учитывается наличие беспрефиксного глагола несовершенного вида: писать - переписать - переписывать. Ко второй разновидности могут быть также отнесены пары типа вздрогнуть - вздрагивать, откусить - откусывать, сполоснуть - споласкивать, разыграться - разыгрываться, у которых глаголы сов. вида мотивированы глаголами.

При имперфективации префиксально-суффиксальных и префиксально-суффиксально-постфиксальных отыменных глаголов сов. вида (опошлить - опошлять) формируется пять подгрупп видовых пар. Эти подгруппы разграничиваются на основании соотношения словообразовательной структуры и словоизменения глаголов.

1) Вразумить - вразумлять: совершенный вид - префиксально-суффиксальный отыменный глагол с суфиксом -и1-, несовершенный вид - глагол с морфом -а3. Глаголы с префиксами: в- (во-): вразумить - вразумлять; воз-: воспламенить - воспламенять; за-: заземлить - заземлять; из-: искоренить - искоренять; на-: наводнить - наводнять; о-: окаймить - окаймлять; от-: отдалить - отдалять; по-: пояснить - пояснять; под-: подтвердить - подтверждать; при-: приземлить - приземлять; про-: просветлить - просветлять; раз-: разветвить - разветвлять; у-: удешевить - удешевлять.

2) Выветрить - выветривать: совершенный вид - префиксально-суффиксальный отыменный глагол с суффиксом -и1-, несовершенный вид - глагол с морфом -ива-. Глаголы с префиксами: вы-: выветрить - выветривать; за-: засекретить - засекречивать; из-: измочалить - измочаливать (разг.); о-: освоить - осваивать; обез-: обеззаразить - обеззараживать; от-: отсрочить - отсрочивать; при-: присвоить - присваивать; про-: проредить - прореживать; под-: подытожить - подытоживать; пере-: перефасонить - перефасонивать (разг.); с-: сдобрить - сдабривать; у-: урезонить - урезонивать (разг.), узаконить - узаконивать.

3) Обуздать - обуздывать: совершенный вид - префиксально-суффиксальный отыменный глагол с суффиксом -а1-, несовершенный вид - глагол с морфом -ива-. В это противопоставление входят всего несколько глаголов: обуздать - обуздывать, опростать - опрастывать (разг.), а также прост. и обл. завожжать - заважживать и развожжать - разважживать.

4) Опоясать - опоясывать: сов. вид - префиксально-суффиксальный глагол с суффиксом. -а1-, несовершенный вид - глагол с морфом -ива-: опоясать - опоясывать, подпоясать - подпоясывать, распоясать - распоясывать.

5) Задубеть - задубевать: совершенный вид - префиксально-суффиксальный глагол с суффиксом -е-, несовершенный вид - глагол с морфом -ва-. Глаголы с префиксами: за-: задубеть - задубевать; о-: остеклеть - остеклевать; обез-: обессилеть - обессилевать, обезуметь - обезумевать; у-: уцелеть - уцелевать.

Вторичная имперфективация (переписать - переписывать) - это образование глаголов несовершенного вида с суффиксом -ива-/-ва-/-а3- от различных префиксальных глаголов совершенного вида, мотивированных беспрефиксными глаголами несовершенного вида (префиксальные глаголы в последующем описании избираются для иллюстрации произвольно).

1) С морфом -ива-: выдумать - выдумывать, выздороветь - выздоравливать, дорисовать - дорисовывать, взмахнуть - взмахивать, пропахнуть - пропахивать, высмеять - высмеивать, отволочь - отволакивать (разг.), выкрасть - выкрадывать, вкрутить - вкручивать, задержать - задерживать.

2) С морфом -ва-: загнить - загнивать, задуть - задувать, вбить - вбивать, дожить - доживать, добыть - добывать, отбыть - отбывать.

3) С морфом -а3-: разрезать - разрезать, засыпать - засыпать, ввергнуть - ввергать, отозвать - отзывать, выгрести - выгребать, вырасти - вырастать, дожать - дожимать, выявить - выявлять, закипеть - закипать, прогнать - прогонять[8].

Вторичная имперфективация может осуществляться и тогда, когда видовая пара формируется с помощью чистовидового префикса. Это объясняется продуктивностью вторичной имперфективации в видообразовании, с одной стороны, и стремлением подчеркнуть направленность действия на достижение предела, с другой стороны: слабеть - ослабеть и ослабеть - ослабевать; винить - обвинить и обвинить - обвинять; крепить - укрепить и укрепить - укреплять; множить - умножить и умножить - умножать.

При имперфективации глаголов сов. вида с чистовидовым префиксом возникают синонимические отношения между первичным глаголом несовершенного вида и вторичным глаголом несовершенного вида: слабеть и ослабевать при сов. ослабеть; винить и обвинять при обвинить; крепить и укреплять при укрепить; множить и умножать при умножить. Вторичный глагол в отличие от первичного характеризуется тем, что структурой глагола (наличием префикса) подчеркнута направленность действия на достижение его предела. Первичный глагол зачастую стилистически окрашен; например, высок.: крепить демократические завоевания; множить ряды борцов; устар.: блюсти, единить, длить. Вторичный глагол обычно стилистически нейтрален: укреплять, умножать, соблюдать, объединять, продлевать.

В суффиксальной видовой паре при одной основе могут создаваться вариативные образования глаголов несовершенного вида с морфами -ива- или -а3-. Так, например, при глаголе сов. вида уловить есть глаголы несовершенного вида уловлять и улавливать; при затопить (залить водой), (погрузить в воду) - затоплять и затапливать; при одарить - одарять (высок.) и одаривать; при установить - устанавливать и установлять (устар. и прост.); при разрезать - разрезывать (редко) и разрезать; при накопить - накоплять (прост.) и накапливать; при заготовить - заготовлять и заготавливать. Иногда эти вариативные образования различаются стилистически; например: одарять (высок.) и одаривать; накоплять (прост.) и накапливать.

Имперфективация беспрефиксных глаголов сов. вида (решитьрешать)

Глаголы несовершенного вида могут быть образованы от беспрефиксных глаголов совершенного вида; формантом служит суффикс имперфективации -ива-/ -вa-/-a3-. Сюда относятся: беспрефиксные глаголы, например: арестовать - арестовывать, атаковать - атаковывать, арендовать - арендовывать, дать - давать, бросить - бросать, лишить - лишать, решить - решать, явить - являть (книжн.), кончить - кончать, простить - прощать, пустить - пускать, а также исторически префиксальные глаголы, которые в современном языке являются беспрефиксными; например: обмануть - обманывать, обеспечить - обеспечивать, обидеть - обижать, оскорбить - оскорблять, защитить - защищать, воскресить - воскрешать, внушить - внушать, встретить - встречать, изумить - изумлять, ощутить - ощущать.

2.5. Видовые пары глаголов движения

Глаголы движения являются устойчивой структурно-семантической группой глаголов несовершенного вида, объединяющихся в пары слов с общим корнем (кроме разнокорневых в паре идти - ходить). Эти слова противопоставлены друг к другу по значениям однонаправленности - неоднонаправленности движения, а также по некратности - кратности. Соотносительные пары глаголов движения следующие: бежать - бегать, брести - бродить, везти - возить, вести - водить, гнать - гонять, гнаться - гоняться, ехать - ездить, идти - ходить, катить - катать, катиться - кататься, лезть - лазить, лететь - летать, нести - носить, нестись - носиться, плыть - плавать, ползти - ползать, тащить - таскать, тащиться - таскаться.

Глаголы движения имеют свою специфику в образовании видовых пар. Бесприставочные глаголы неоднонаправленного движения никогда не образуют видовой пары - их семантика непредельна. Присоединение префикса к такому глаголу меняет его лексическое значение: ездить - выездить (1. (приучить ходить в упряжи и под седлом): выездить лошадь; 2. (заработать ездою): И на овес не выездил. Чех.); водить - выводить (лошадь). У приставочных глаголов неоднонаправленного движения видовая пара формируется вторичной имперфективацией: выездить - выезжать, выводить - вываживать. В других случаях образования с префиксом имеют значение начинательности (ходить - заходить, бегать - забегать), ограниченности во времени (походить, побегать [какое-то время]), окончания действия (отъездить, отбегать). Префиксально-постфиксальные образования имеют значение достижения результата в сочетании с интенсивностью действия: разбегаться, забегаться (разг.), набегаться (разг.), избегаться (разг.), убегаться (разг.). Видовой пары у таких префиксальных глаголов не образуется.

Глаголы однонаправленного движения префиксальной видовой пары также не образуют; но у образованных от них префиксальных глаголов вторичная имперфективация регулярна. При этом вторичный глагол несовершенного вида образуется у глаголов однонаправленного движения различными способами. 1) У глаголов везти, вести, гнать, идти, нести, лететь с различными префиксами (например, привезти, принести, улететь) образование несовершенного вида происходит по образцу соотношения беспрефиксных однонаправленных/неоднонаправ- ленных глаголов. Так, по образцу соотношения нести - носить образуется видовая пара принести - приносить; таким же образом образуются пары: привезти - привозить, привести - приводить, пригнать - пригонять, прийти - приходить, прилететь - прилетать. Так же образуются парные соответствия у названных глаголов и с другими префиксами (унести - уносить, залететь - залетать). 2) У всех остальных префиксальных глаголов движения несовершенный вид образуется путем вторичной имперфективации: прикатить - прикатывать, закатить - закатывать, прилезть - прилезать (разг.), влезть - влезать, приплыть - приплывать, отплыть - отплывать, приползти - приползать, забрести - забредать, притащить - притаскивать, прибежать - прибегать, убежать - убегать, уехать - уезжать.

Глаголы однонаправленного движения образуют с префиксом по- глаголы сов. вида с начинательным значением, которые остаются несоотносительными глаголами сов. вида: пойти, побежать, поплыть.

2.6. Двувидовые глаголы

Двувидовыми называются глаголы, видовое значение которых в большей части форм специальными формальными показателями не выражено. Они относятся к разным словоизменительным классам. К кл. I, 1 относится гл. обещать; к кл. II относится основная масса двувидовых глаголов: исследовать, наследовать, использовать, исповедовать, напутствовать, содействовать и ряд других глаголов на -овать, -ировать, -изировать, -изовать; например: атаковать, командировать, госпитализировать, организовать. К кл. X, 1 относятся гл. казнить, ранить, молвить, гл. велеть относится к кл. X. 2.

В большинстве форм двувидовые глаголы могут быть употреблены как в значении сов., так и в значении несовершенного вида. Например, глаголы казнить, использовать, обследовать, госпитализировать могут быть глаголами как сов., так и несовершенного вида в следующих формах: в инфинитиве; в формах прошедшего времени (обследовал, казнил, госпитализировал); в формах сослагательного наклонения (обследовал бы, казнил бы, госпитализировал бы); в формах повелительного наклонения (обследуй, казни, госпитализируй); в форме действительного причастия прошедшего времени (обследовавший, казнивший, госпитализировавший). В этих случаях видовое значение устанавливается обычно из контекста и поддерживается соседними глаголами с формально выраженным видовым значением; например, в несовершенном виде: Они много раз обследовали этот объект и предупреждали о возможности неполадок. В случаях типа: я казню, я обследую, я госпитализирую представлена либо форма настоящего времени несовершенного вида, либо форма будущего простого совершенного вида: Как только больного госпитализируют, сообщите мне об этом (совершенный вид); Врач госпитализирует больного и отправляет его на машине скорой помощи (несовершенный вид).

В других формах двувидовые глаголы имеют разные образования для совершенного и несовершенного вида. Если глагол выступает в форме будущего сложного (буду обследовать, буду реагировать), причастия настоящего времени (действительное: обследующий, реагирующий; страдательное: госпитализируемый, обследуемый) или деепричастия с суффиксом. -а- (реагируя, обследуя), то данный глагол является глаголом несовершенного вида. Определить видовое значение двувидового глагола позволяют фазовые глаголы: в сочетании с ними глагол всегда имеет значение несовершенного вида: начну, стану, кончу обследовать. Возможны случаи, когда ни форма глагола, ни контекст, в котором употреблена эта форма, не вносят ясности в видовое значение глагола. Например: У вас все на языке атаковать, а не видите, что мы не умеем делать сложных маневров (Л. Толстой); Биологический метод борьбы против непрошенных "нахлебников" состоит в том, чтобы активизировать полчища их антагонистов - насекомых-хищников (журн.); Эта станция 16 февраля 1925 г. впервые транслировала в эфир оперу "Евгений Онегин" из Большого театра (журн.). Во всех подобных случаях возможно двоякое понимание видового значения глагола.

От двувидовых глаголов могут быть образованы глаголы совершенного и несовершенного вида. Это достигается префиксацией (1) или суффиксацией (2).

1) Присоединение чистовидового префикса к двувидовому глаголу образует глагол совершенного вида: поженить (разг.), вымолвить, унаследовать, опоэтизировать, отпарировать. Наличие таких префиксальных глаголов может способствовать употреблению беспрефиксных глаголов преимущественно в значении несовершенного вида; образуется видовая пара: наследовать - унаследовать.

2) Некоторые двувидовые глаголы образуют глагол несовершенного вида путем присоединения морфа -ива-. Двувидовой глагол без морфа -ива- может стать глаголом совершенного вида; такова пара арестовать - арестовывать. В других случаях этого не происходит; так, в паре организовать - организовывать глагол организовать является глаголом совершенного вида: Мы организовали кружок. Но этот же глагол может быть употреблен и в значении несовершенного вида: Обычно мы организуем лекции в зале. Образование глагола организовывать с формально выраженным значением несовершенного вида не превратило глагол организовать в глагол сов. вида.

В ряде случаев от префиксальных глаголов, образованных от двувидовых глаголов, способом вторичной имперфективации может быть образован соотносительный глагол несовершенного вида с той же приставкой: переформировать - переформировывать, реорганизовать - реорганизовывать[9].

Заключение


В данной работе были рассмотрены особенности употребления грамматический форм глаголов.

Было выявлено, что глагол – это знаменательная часть речи со значением действия или состояния, выражающая эти значения с помощью категорий вида, залога, времени, лица, наклонения и выполняющая в предложении в основном функцию сказуемого.

Глагол может называть конкретное действие (читать, строить), движение и перемещение в пространстве (идти, летать), физическое и духовное состояние (болеть, радоваться), деятельность органов чувств (видеть, слышать), изменение состояния (слабеть, худеть).

Глагол обладает рядом морфологических категорий, которые характерны только для него.

Вся система форм глагола в зависимости от способности изменяться по лицам, временам, наклонениям распадается на спрягаемые формы. К неспрягаемым формам, т.е. формам, которые не изменяются по лицам, временам, наклонениям, относится инфинитив, причастие, деепричастие: читать, читающий, читая. Все остальные формы – спрягаемые: читаю, читал, читай и др. Глагол обладает также способностью управлять винительным падежом без предлога, т.е. иметь при себе прямое дополнение: читать книгу, но чтение книги.


Список использованной литературы


1. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык: Учебное пособие – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1997

2. Баранов М.Т. и др. Русский язык: справочные материалы: Учебное пособие /Под ред. Н.М. Шанского – М.: Просвещение, 1987.



[1] Примечание. При определении значения глагола как части речи можно использовать понятия "процесс" и "действие". В этом случае понятие "действие" трактуется в грамматически обобщенном смысле (в отличие от более конкретного содержания понятия "действие", когда имеется в виду различие между активным действием и пассивным состоянием).

[2] Примечание 1. В дальнейшем изложении под "тождеством лексических значений" глаголов, входящих в видовую пару, понимается тождество всех их семантических компонентов, кроме значения вида.

Примечание 2. У многозначных глаголов о видовой паре следует говорить применительно к отдельным значениям глагола.

Примечание 3. Один из членов видовой пары может быть представлен глаголом, имеющим в языке вариативное образование того же вида. В этом случае один из членов видовой пары может быть представлен не одним, а двумя глаголами. Например, у глагола несовершенного вида множить совершать действие умножения парным глаголом совершенного вида является и глагол умножить, и глагол помножить; у глагола сов. вида приготовить парным глаголом несовершенного вида является и приготовлять, и приготавливать.

[3] Примечание. Существуют разные точки зрения на природу видовой пары. Одни ученые (например, В. В. Виноградов) считают члены любой видовой пары формами одного глагола; основанием для такого понимания служит семантический критерий: тождество лексических значений членов видовой пары считается показателем того, что они являются формами одного глагола. Другие ученые считают глаголы, входящие в пары типа делать - сделать, разными глаголами, а глаголы в парах типа переписать - переписывать - формами одного глагола (например, Ю. С. Маслов, А. В. Бондарко); основанием для такого понимания служит регулярность образования видовых пар в результате процесса имперфективации). То понимание формы слова, которое принято в "Русской грамматике", не позволяет интерпретировать входящие в видовую пару глаголы как формы одного слова.

[4] Примечание. В другом значении этот суффикс служит для образования многократных глаголов от глаголов несовершенного вида: писывать < писать, знавать < знать, едать < есть. В соединении с префиксом он образует также глаголы со значением кратности, повторяемости действия: похаживать, разгуливать, распевать, потирать. Морфы -ива, -ва-, -а3- служат также для образования некоторых глаголов, лексические значения которых не позволяют им образовать видовую пару; например, задаваться (прост.) (важничать), воображать (разг., в том же значении).

[5] Примечание. Особое место занимают случаи нерегулярного образования несовершенного вида с участием постфикса -ся: лечь - ложиться, сесть - садиться, стать - становиться.

[6] Примечание. Не участвуют в образовании видовой пары преф. в-, до-, над-, недо-, низ-, пре-, пред-, со2-, а также заимствованные преф. де-, дис-, ре-. Эти префиксы или, изменяя лексическое значение глагола, не меняют его вида (пред-, со2-, де-, дис-, ре-), или, изменяя вид глагола, одновременно меняют и его лексическое значение (в-, до-, над-, недо-, низ-, пре-).

[7] Примечание. Сюда же относится пара падать - упасть. Соотношение пасть - падать устарело: глагол пасть в прямом значении (совершить падение)вышел из употребления.

[8] Примечание. В некоторых описаниях видовое соотношение у глаголов разрезать - разрезать, засыпать - засыпать толкуется как выраженное исключительно ударением. Однако у этих глаголов различаются также и парадигмы спряжения: разрезать - разрежу, разрежешь... и разрезать - разрезаю, разрезаешь...

[9] Примечание. У глаголов класса II имперфективация формально ограничена: прибавление морфа -ива- возможно только в том случае, когда ударение падает на второй слог суффикса -ова-/-ирова-: пересортировать - пересортировывать. В противном случае образование вторичного имперфектива невозможно.