План:

Ведение………………………………………………………………………...2

1.     Совокупность этических норм профессионального поведения……………………………………………………………….. 3

2.     Роль приказов, инструкций и нормативных документов…………...  .6

3.     Деонтология и документация социальных служб…………………...  .8

4.     Деонтология и развитие социального обслуживания………………….9

Заключение………………………………………………………………………11

Список литературы………………………………………………………………12





















Введение

            Деонтология – раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и вообще должного.

            Долг представляет собой осознание личностью безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральным идеалом, что следует из морального идеала. Долг человека – следовать по пути добродетели, делать добро другим людям по мере возможности, не допускать в себе порочности, противостоять злу. Только не принимающий во внимание это содержание долга индивид может усмотреть в долге лишь понуждение. Психологически долг в самом деле осознается личностью как необходимое совершение определенных действий. Более того, он осознается как изнутри данная необходимость, как внутреннее побуждение.

            Долг, трактуемый как любое упорядочение индивидуальных проявлений, в форме ли социальных правил или общих культурных принципов, представляется как иго, как подавление личности.

            Моральное требование может осознаваться индивидом как «суровый долг»; но предъявляться оно может всего лишь в форме рекомендации или высказываться как ожидание

           











Совокупность этических норм профессионального поведения

            Человеческая деятельность настолько разнообразна, что универсальные моральные нормы оказываются часто недостаточными для регулирования человеческого поведения в конкретных, специфических областях деятельности.

            Профессиональная этика относится к подозреваемому или конкретно определенному набору норм или кодексу поведения, которыми руководствуются принимающие решения в своих различных профессиональных ролях.

            Всякая профессия, поскольку она существует, выполняет определенную социальную функцию. Представители этой профессии имеют свое общественное назначение, свои функции, свои цели. Та или иная профессия определяет выбор специфической среды общения, которая откладывает свой отпечаток на людей независимо от того, хотят они этого или не хотят.

            Внутри каждой профессиональной группы складываются определенные специфические связи и отношения людей. В зависимости от объекта труда, орудий труда, используемых приемов и решаемых задач возникает неповторимое своеобразие ситуаций, трудностей и даже опасностей, которые требуют от человека определенного типа действий, методов, психологических реакций. В каждой профессии рождаются свои моральные «искушения», моральные «доблести» и «потери», возникают определенные противоречия, вырабатываются различные способы их разрешения.

            В профессиональную деятельность человек вовлекается с его субъективным миром чувств, переживаний, стремлений, нравственных оценок, со своим образом мышления. Среди многообразных ситуаций в профессиональных отношениях начинают выделяться наиболее типичные, которые и характеризуют относительную самостоятельность профессии, ее моральную атмосферу. А это, в первую очередь, обусловливает специфику поступков людей, своеобразие норм их поведения.

            Для лучшего понимания особенностей профессиональной этики рассмотрим подробнее одну из наиболее разработанных профессиональных этик – медицинскую этику, или, как еще ее иногда называют деонтологию.

            Медицинская этика – одна из самых древних профессиональных этик. Разумеется, она появилась первоначально не как некоторая теоретическая наука, а как кодифицированная система ответственности врача, его обязанностей перед пациентом, правил его поведения.

            До сегодняшних дней при посвящении во врачи студенты повторяют древнейший кодекс профессиональной этики – клятву Гиппократа.

            Развитие медицины и общества привело к тому, что сфера медицинской этики не осталась неизменной за последние две тысячи лет. Повышенный интерес к вопросам медицинской этики, деонтологии, биоэтики, медицинского права в настоящее время связан, по мнению специалистов, с одной стороны, с прогрессом биологии и медицины и, с другой – с расширением прав человека.

            Ученые выделяют в истории врачебного дела две модели медицинской этики: классическую, сложившуюся еще со времен Гиппократа, и современную. Классическая модель включает четыре основных объекта моральной регуляции:

1)    врачебную тайну;

2)    прерывание беременности;

3)    эвтаназию (умерщвление пациента ради его блага);

4)    благо пациента.

            Современная модель складывается в условиях, когда неизмеримо вырос технический уровень решения проблем, связанных со здоровьем и жизнью человека, когда ситуации, с которыми сталкивается врач, заметно усложнились, стали неповторимыми, заметно вырос риск ошибочного решения.

            В понятие профессиональной этики, профессионального долга юриста входит особая, порой даже пунктуальная и педантичная приверженность духу и букве закона, соблюдение принципа равенства всех перед законом, твердое моральное убеждение в необходимости строгого соблюдения требований закона независимо от личных и служебных выгод или трудностей. Исполняющий свои служебные обязанности представитель юридической профессии должен помнить, что именно ему общество доверило охрану правопорядка и поэтому сам он должен быть образцом, эталоном в его соблюдении. И никакие личные выгоды, никакие соображения карьеры не должны стоять между ним и требованиями закона. В частности не совместимы такие методы дознания, как принуждение к признанию угрозами, моральном давлении (не говоря уже о физическом) на обвиняемого и свидетелей с целью получения нужных показаний, использование такого «признания» в качестве доказательства виновности.[1]

            Административно-карьеристские соображения, неспособность противостоять давлению «сверху» и защитить свои охраняемые законом прерогативы независимости, беспристрастности, подчиненности только закону, элементарные шкурные интересы, страх, желание сработать «на показатель», закрытость правоохранительных органов от контроля общественного мнения и возможности общественной критики – вот основные причины, приведшие к грубым отношениям профессиональной этики и служебного долга представителями юридических профессий, к возобладавшему во многих органах «обвинительному уклону».

           







Роль приказов, инструкций и нормативных документов

            В деловом общении «сверху – вниз», т.е. в отношении руководителя к подчиненному, золотое правило этики можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель».

            Без соблюдения этики делового общения между руководителем и подчиненным большинство людей чувствует себя в коллективе дискомфортно, нравственно незащищено. Отношение руководителя к подчиненным влияет на весь характер делового общения, во многом определяет его нравственно-психологический климат. Именно на этом уровне формируются в первую очередь нравственные эталоны и образцы поведения.

            Искусство и успех делового общения во многом определяются теми этическими нормами и принципами, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным. Под нормами и принципами имеется в виду то, какое поведение на службе этически приемлемо, а какое – нет. Эти нормы касаются прежде всего того, как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управления.

            Формами распоряжения могут быть приказ, просьба, вопрос и так называемый «доброволец».

            Приказ чаще всего следует использовать в чрезвычайной ситуации, а также в отношении недобросовестных сотрудников.

            Просьба используется в том случае, если ситуация рядовая, а отношение между руководителем и подчиненным основано на доверии и доброжелательности. Такая форма позволяет сотрудникам высказать свое мнение на проблему в том случае, если она по каким-либо причинам не может быть решена.

            Форму обращения вопроса («Есть ли смысл заняться этим?») лучше применять в том случае, когда руководитель хочет вызвать обсуждение, как лучше выполнить работу или подтолкнуть сотрудника к тому, чтобы он взял инициативу на себя.

            Форма «добровольца» («Кто хочет это сделать?») подходит для такой ситуации, когда работу не хочет делать никто, но, тем не менее, она должна быть сделана. В этом случае «доброволец» надеется, что его энтузиазм будет соответствующим образом оценен в дальнейшей работе.

            Организации отражают особенности своих руководителей.

            Этические обязанности руководителей.

1)    Руководители должны быть образцом нравственного поведения. Они должны быть в соответствии с ценностями, способствующими процветанию возглавляемых ими организаций.

2)    Лидеры ответственны за перспективы возглавляемой ими организации.

3)    Лидеры должны постоянно информировать подчиненных о своих намерениях. Работники ожидают от руководства, что оно им будет предоставлять всю информацию, необходимую для эффективной работы.

4)    Лидеры ответственны за формирование слаженного работающего коллектива, основанного на высоком уровне доверия. Члены коллектива должны знать, что они будут вознаграждены за сотрудничество с другими людьми на благо фирмы даже в том случае, если будет казаться, что их собственный вклад уменьшается. И уж конечно следует вознаграждать их за принятие решений, соответствующим стратегическим интересам организации.

5)    Руководители отвечают за создание обстановки, поощряющей развитие личности и творчество.

      Лидеры должны сообщить сотрудникам, что плохое обслуживание клиентов, особенно посторонних покупателей, не является благом для компании.



Деонтология и документация социальных служб

            Вся информация относительно деловой активности компании должна быть точной, достоверной и полной без каких-либо ограничений или оговорок. Это означает, что достоверность любой документации определяется как ее фактической точностью, так и этической оценкой и соответствии этическим нормам.[2]

            Все сотрудники должны также учитывать, что компания не допускает и не санкционирует наличия какого-либо фонда денежных средств, который не отражен в бухгалтерской документации, вне зависимости от целей, для которых эти средства могут быть предназначены. Это означает, без всяких исключений, что все средства компании должны быть отражены в официальной учетной документации компании.[3]

            При ведении учетной документации, так же как и при исполнении иных обязанностей, сотрудники должны действовать честно, объективно и добросовестно. Добросовестность предполагает, что сотрудник ни при каких обстоятельствах не должен соглашаться на участие в противоправных или неэтичных действиях. Никаких оправданий для создания умышленного искаженного или вводящего в заблуждение учетного документа компании быть не может.

             Компания не должна допускать сокрытия каких-либо платежей посредством их проведения через бухгалтерские книги и счета третьих лиц и, в частности, агентов и консультантов.

           

           

                      



Деонтология и развитие социального обслуживания

            Одна из основных проблем в этой системе отношений – безопасность продукции и соответствие ее характеристик и функций цели и назначения ее создания. В этом случае требования деонтической и утилитаристской этики совпадают: избегай вреда, оберегай жизнь и здоровье, благосостояние потребителя.

            Корпорации должны обеспечивать безопасность своей продукции, улучшать стандарты контроля качества, внешнего вида продукции, ее рабочих характеристик, а также контроля за процессом производства продукции, соблюдения технологии ее изготовления.

            Важная проблема моральных норм – реклама. Реклама очень важна в процессе соревнования фирмами и для формирования потребностей потенциальных покупателей. Одна из непосредственных целей рекламы – предоставление точной информации потребителю о свойствах и назначении продукции. Здесь встает проблема «реальности», точности, правдивости этой информации, проблема преувеличенной, «дутой» рекламы.[4]

            Моральный долг корпораций – говорить в рекламе правду о своей продукции, не вводить в заблуждение своих потребителей, преувеличивая ее положительные стороны, не рекламировать продукцию заведомо некачественную и даже опасную.[5]

            Деонтическая этика формулирует еще одну важную моральную проблему, связанную с рекламой, - проблему манипулирования потребителем, навязывания ему того, что ему в действительности не нужно, создания у него потребностей и желаний, которые в процессе нормальной реальной жизни не могли возникнуть. Потребитель рассматривается как инструмент для получения выгоды, как средство, а не как цель, при этом не уважаются его интересы. Кроме того, таким образом потребляются частные блага, не существенные в действительности и остаются в стороне действительные общественные блага, которые не рекламируются.

            Необходимо отметить, что в системе отношений корпораций и потребителей присутствует совершенно особый элемент. В современных условиях существуют корпорации, деятельность которых изначально направлена на благо общество, на удовлетворение его нужд, такие, например, как больницы или университеты. Будучи субъектами рыночной экономики со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями, они должны осуществлять безубыточную, приносящую прибыль деятельности. Тем не менее основная их задача не получение прибыли, а помощь обществу и целевое направление полученной прибыли на лучшее удовлетворение запасов общества.

            Защита основных прав потребителей в нашей стране обеспечивается Законом РФ «О защите прав потребителей», деятельностью Госстандарта РФ, Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, организациями потребителей, которые объединены в Федерацию обществ потребителей.

            Велика здесь и роль государства. Оно должно совершенствовать законодательство о целью защиты интересов потребителей, а также осуществлять контроль за его выполнением при помощи специальных комиссий и администраций.



           

 




Заключение

             Долг человека – следовать по пути добродетели, делать добро другим людям по мере возможности, не допускать в себе порочности, противостоять злу.

            Требования долга самоценны. Это выражается не только в том, что человек исполняет долг бескорыстно и тем самым демонстрирует свою независимость от извне данных норм и правил, но в том, что, исполняя долг, он утверждает его приоритетность по отношению к страху, наслаждению, личной пользе, желанию славы и т.д. В исполнении морального долга проявляется автономия личности – следуя закону, человек не нуждается во внешнем принуждении, и , исполняя моральное требование, человек относится к нему так, как если бы оно было установлено им самим. Все ограничения, которые человек добровольно накладывает на себя, и действия, которые он совершает во исполнение требования, имеют моральный смысл при условии, что он действует, будучи уверенным в своей правоте. Отсутствие внешнего принуждения не означает отсутствия принуждения вообще: утверждение добродетели вопреки страху, наслаждению, пользе, славе и т.д.- это утверждение себя-добродетельного вопреки себе-страшащемуся, сладострастному, своекорыстному, тщеславному и т.д.       











Список литературы.

1.     Бунин И.М. Новые российские предприниматели // Бизнесмены России. М., 1999.

2.     Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика – М.: Гардарика, 1998.

3.     Мы живем среди людей: Кодекс поведения. / Авт.-сост. И.В.Дубровина. – М., 1999.

4.     Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. – М., 2001.

5.     Рощин С.К. Предпринимательская деятельность: Психология и идеология // Психологический журнал. 1995.

6.     Рюттингер Р. культура предпринимательства. М.,2002.

7.     Теория морали и этики бизнеса. / Под ред. В.А.Гвозданного. М.: РЭА им. Г.В.Плеханова, 2000.

8.     Шихирев П.Н. Этические принципы ведения дел в России. М., 1999.



[1] Бунин И.М. Новые российские предприниматели // Бизнесмены России. М., 1999

[2] Рюттингер Р. культура предпринимательства. М.,2002.

[3] Шихирев П.Н. Этические принципы ведения дел в России. М., 1999.

[4] Теория морали и этики бизнеса. / Под ред. В.А.Гвозданного. М.: РЭА им. Г.В.Плеханова, 2000.

[5] Рощин С.К. Предпринимательская деятельность: Психология и идеология // Психологический журнал. 1995. №1